Замена сцепления на ваз 2107

Неисправности сцепления ВАЗ 2107

Основными признаками неисправного сцепления ВАЗ 2107 являются:

  • с трудом переключаются передачи;
  • пробуксовывает ведомый диск;
  • появляется вибрация;
  • свистит нажимной подшипник;
  • сцепление туго выключается;
  • педаль не возвращается из нижнего положения.

Разрушение нажимного диска и кожуха корзины может привести к очень серьёзным последствиям

Практически любая неисправность сопровождается посторонними звуками — шумом, стуками, свистом и т. п.

Не переключаются передачи

Если передачи переключаются с трудом, опытный водитель сразу скажет, что сцепление ведёт. Другими словами, сцепление выключается не до конца. В результате при трогании с места затруднено включение первой передачи, а при нажатой педали автомобиль медленно движется. Причинами такой ситуации могут быть:

  • Увеличенное расстояние между опорной поверхностью нажимного подшипника и пяткой корзины. Его нужно установить в пределах 4–5 мм, изменяя длину штока рабочего цилиндра.
  • Покоробились пружинные сектора ведомого диска. Диск нужно заменить на новый.
  • Увеличилась толщина ведомого диска из-за вытягивания заклёпок, крепящих фрикционные накладки. Диск нужно заменить на новый.
  • Заедание ведомого диска на шлицах ведущего вала КПП. Дефектуются обе детали, при необходимости заменяются на новые.
  • Недостаток тормозной жидкости в бачке главного цилиндра или скопление воздушных пузырьков в системе гидропривода. Рабочая жидкость доливается до необходимого уровня, прокачивается гидравлика сцепления.

Сцепление буксует

Сцепление может начать буксовать по следующим причинам:

  • отсутствует зазор между нажимным подшипником и пятой корзины;
  • не отрегулирован привод сцепления;
  • на трущиеся поверхности попало масло;

  • засорился перепускной канал в корпусе главного цилиндра;
  • педаль сцепления не возвращается в исходное положение.

Устраняются такие неисправности регулировкой привода, заменой сальников, прочисткой канала проволокой, обнаружением и исправлением причин заедания педали.

Сцепление работает рывками

Если сцепление начинает работать рывками, это может быть вызвано следующим:

  • ведомый диск заклинил на шлицах ведущего вала КПП;
  • на фрикционных накладках образовались замасленные участки;
  • не отрегулирован гидропривод сцепления;
  • стальной диск корзины покороблен, некоторые фрикционные пружины потеряли упругость;
  • неисправен ведомый диск.

В таких ситуациях чаще всего требуется полная замена сцепления.

Шум при включении сцепления

Появление при отпускании педали сцепления скрежета и дребезжания может быть обусловлено следующим:

  • нажимной подшипник заклинил из-за отсутствия смазки;
  • заклинил подшипник ведущего вала КПП в маховике.

В обоих случаях проблема решается заменой подшипника.

Шум при выключении сцепления

При нажатии на педаль сцепления слышен стук, лязг, дребезжание, чувствуется вибрация на рычаге скоростей. Причины могут быть следующие:

  • неисправна демпферная часть ведомого диска (пружины, гнёзда);

  • сильно изношено шлицевое соединение ведомого диска и ведущего вала КПП;
  • отсоединилась, утратила упругость или поломалась возвратная пружина вилки включения/выключения сцепления.

Во всех случаях следует заменить изношенные элементы на новые.

Педаль возвращается, но сцепление не работает

Иногда случается, что сцепление не работает, но педаль возвращается в исходное положение. Это может быть связано со следующими ситуациями:

  • попадание воздуха в систему гидропривода;
  • износ уплотнительных колец главного и рабочего цилиндров;
  • недостаток рабочей жидкости в бачке.

В этих случаях следует прокачать гидропривод, заменить резиновые кольца на новые и долить рабочей жидкости в бачок.

Тугое сцепление

Мягкость сцепления определяется силой давления на пяту корзины для отведения нажимного диска. Величина усилия зависит от упругости демпферных пружин. Для сцепления ВАЗ 2107 подходят корзины многих производителей, в том числе и иностранных. Тугая педаль сигнализирует водителю, что ресурс корзины подходит к концу.

Педаль выключает сцепление в начале/конце своего хода

При нажатии на педаль сцепление может выключиться в самом начале или, наоборот, в самом конце. В таких ситуациях потребуется регулировка свободного и рабочего хода педали. Свободный ход регулируется изменением длины ограничительного винта педали, а рабочий — изменением длины штока рабочего цилиндра. Кроме этого, увеличенный свободный ход может быть следствием износа накладок ведомого диска.

Рабочая жидкость для гидропривода сцепления ВАЗ 2107

В гидроприводе сцепления используется специальная жидкость, которая также применяется в тормозной системе классических моделей ВАЗ. В обоих случаях нужно создать рабочую среду, которая выдерживает высокое давление и не разрушает резинотехнические изделия. Для ВАЗ в качестве такой жидкости рекомендуют использовать такие составы, как РОСА ДОТ-3 и РОСА ДОТ-4.

В классических моделях ВАЗ в качестве рабочей жидкости для гидропривода сцепления рекомендуют использовать тормозную жидкость ДОТ-3 или ДОТ-4

Важнейшая характеристика ТЖ — тепература кипения. У РОСЫ она достигает 260оС. Эта характеристика напрямую влияет на срок службы жидкости и определяет её гигроскопичность (способность поглощать воду). Накапливание воды в ТЖ постепенно приводит к уменьшению температуры кипения и потере жидкостью оригинальных свойств.

Для гидропривода сцепления ВАЗ 2107 потребуется 0,18 л ТЖ. Заливается она в специальный бачок для рабочей жидкости, который находится в моторном отсеке около левого крыла. Там расположено два бачка: дальний — для тормозной системы, ближний — для гидропривода сцепления.

Регламентированный производителем срок службы рабочей жидкости в гидрооприводе муфты сцепления ВАЗ 2107 — пять лет. То есть каждые пять лет жидкость необходимо менять на новую. Сделать это несложно. Нужно загнать автомобиль на смотровую яму или эстакаду и выполнить следующие действия:

  • открутить крышку бачка для рабочей жидкости;
  • очистить рабочий цилиндр от грязи;
  • открутить штуцер со шлангом и вставить конец шланга в заранее подготовленную ёмкость;
  • нажимая на педаль сцепления, добиться полного слива жидкости из системы;
  • закрутить штуцер на своё место;
  • залить свежую тормозную жидкость;
  • прокачать гидропривод сцепления по описанному ниже алгоритму.

За счёт какой детали осуществляется прокачка и где эта деталь установлена?

Прокачку осуществляется только через штуцер который специально нужен для прокачки сцепления на автомобиле, а располагается данный штуцер на рабочем цилиндре сцепления который в свою очередь можно очень легко увидеть заглянув под днище автомобиля, или же посмотрев сверху в подкапотное пространство.

Когда нужно прокачивать сцепление?

Прокачка осуществляется только в тех случаях, если. При нажатии до упора на педаль сцепления, сцепление не полностью выключается, к примеру вы выжали педаль, включили первую передачу и не успели ещё убрать ногу с педали как машина уже едет, вот это и называется не полное выключение сцепления в народе говориться что сцепление ведёт. А также если был ремонт, замена цилиндров.

Прокачивают сцепление для чего? Для того чтобы убрать воздух из цилиндров или правильнее говорить, чтобы убрать воздух из тормозной жидкости, а иначе если в тормозной жидкости которая находится в цилиндрах будет присутствовать воздух, то и сцепление так как надо работать не будет, как уже было отмечено ранее оно не будет полностью выключаться, а так же ход педали может быть очень лёгким, поэтому после обнаружении данных неисправностей, рекомендуется прокачать систему да поскорее, потому что с неполностью работоспособным сцеплением ездить опасно, так как при экстренном торможении автомобиль при выжимании сцепления будет сам ещё в добавок катиться в перёд, так как сцепление будет неполностью выключаться!

Как прокачать сцепление на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?

Помните всегда то, что заниматься прокачкой сцепления нужно вдвоем в автомобиле, потому что без помощи постороннего человека в таком дело сложно обойтись, но всё же выход есть, поэтому если вы собрались один прокачивать сцепления тогда сперва прочтите всю статью чтобы хоть визуально понимать как это делается, а затем запустите видео-ролик который расположен в самом конце статьи, так вот в этом ролике показывается наглядный процесс прокачки сцепления, выполняемый всего лишь одним человеком!

А так же всю работу лучше всего проделывать на яме, потому что это намного проще и удобнее, но если её нет то можно работу проделать и без неё просто это будет чуть проблематично!

1) В самом начале операции залейте новую тормозную жидкости в бачок сцепления, а после заверните этот бачок пробкой.

2) Следом возьмите в руки небольшой шланг и оденьте его одним концом на штуцер рабочего цилиндра.

3) Затем попросите помощника сесть в салон машины и нажать около 5 раз на педаль сцепления, на последний раз пусть он оставит педаль полностью нажатой.

Попросите помощника чтобы он нажимал на педаль сцепления резко и с интервалом в нажатиях 3 сек!

4) А вы в это время, пока помощник удерживает педаль нажатой подготовьте пустую ёмкость в которую будете сливать тормозную жидкость с пузырьками, и после чего опустите в эту ёмкость другой конец шланга.

5) После чего ослабьте гаечным ключом затяжку штуцера и в это время в ёмкость которую вы держите, начнёт сливаться тормозная жидкость с пузырьками.

Как вы уже поняли и об этом уже говорилось ранее — пузырьки это воздух который не должен присутствовать в тормозной жидкости никогда, а иначе система начнёт неисправно работать, в общём продолжаем!

6) Теперь дождитесь пока бачок сцепления в котором находиться тормозная жидкость практически полностью не опустошится и сразу же затем заверните натуго прокачной штуцер, а помощник пусть уберет ногу с педали.

Обязательно обратите внимание на слова: ″Практически полностью не опустошится», поэтому не надо ждать пока вся жидкость из бачка выйдет, она не в коем случае не должна падать меньше 15 мм, а иначе вы будете производить прокачку сцепления очень долгое время и скорее всего система даже не прокачается если так делать, потому что когда жидкость полностью опустошается из бачка, за это время в систему начинает попадать воздух, в связи с этим гидропривод сцепления повторно разгерметизируется что и проведёт к постоянной прокачке!

7) Теперь как вы уже поняли, когда уровень дойдёт практически до самого низу, то прекратите операцию по прокачке завернув при этом прокачной штуцер а помощник убрав ногу с педали, и после чего снова долейте жидкость в бачок и повторите всю операцию по прокачке снова.

Производим замену

Новый ДС для ВАЗ 2107

Когда же нужно менять ДС? Это может понадобиться в нескольких случаях:

  • вы заметили, что педаль сцепления включается или выключается не полностью;
  • система сцепки работает некорректно: при переключении скоростей есть значительные рывки;
  • при выжимании педали вы слышите новые шумы.

Процесс замены ДС подразумевает демонтаж коробки передач. Однако у нас есть вариант попроще. Мы рассмотрим процесс смены компонента сцепления без снятия КПП.

Что понадобится?

Подготовьте все, что вам может понадобиться в процессе ремонта, а именно:

  • набор гаечных ключей;
  • монтировка или ломик;
  • домкрат;
  • ветошь;
  • немного бензина;
  • оправка для отцентровки диска.

Тряпки и бензин понадобятся нам для того, чтобы смазать ДС, а оправка — для его отцентровки. Стоит она не дорого и продается в любом автомобильном магазине. При замене ДС этот момент очень важен, так как новый элемент в обязательном порядке требует центровки. Собрав все необходимое, можно приступать к выполнению работ.

Инструкция по замене

Если вы решили самостоятельно заменить ДС, то вам понадобится помощь еще одного человека. Вам нужно заехать на яму или эстакаду, иначе ремонт выполнить не удастся.

  1. Перед тем, как приступить к замене ДС, нужно отсоединить карданный вал. Для этого демонтируйте с колес тормозные барабаны и колодки. Возьмите гаечный ключ на «12» и отвинтите крепления полуосей, а затем вытяните их.
  2. Перед откручиванием винтов крепления положения фланца кардана и редуктора необходимо отметить. Это делается для того, чтобы в результате последующей сборки сохранялось их прежнее положение в целях предотвращения дисбаланса. Итак, открутите болты и отсоедините карданный вал.
  3. Теперь вам нужно отключить контакты проводов от датчика, включающего свет фар заднего хода при реверсивном движении.
  4. На головке блока цилиндров находится кожух механизма сцепления — их нужно открутить при помощи гаечного ключа, а кожух — демонтировать. Кроме того, нужно снять траверсу днища кузова автомобиля.
  5. Теперь возьмите ключ-головку на 13 и отвинтите им два болта, на которых держится подушка коробки переключения скоростей. Снимите эту подушку.
  6. Далее, возьмите ломик или монтировку и отодвиньте силовой агрегат КПП в сторону, противоположную мотору. Здесь вам понадобится помощь еще одного человека, так как агрегат необходимо двигать очень аккуратно, это может вызвать некоторые затруднения. Делайте это до тех пор, пока рычаг переключения скоростей не будет находиться возле заднего края отверстия в днище транспортного средства.
  7. В результате должно выйти так, что трансмиссионный узел вашего автомобиля ВАЗ 2107 будет находиться на приемной тубе. Здесь вам понадобится домкрат, который будет выполнять роль опоры. Его нужно подставить под коробку передач, чтобы она не соскользнула и не провисла на проводах, тем самым обезопасив агрегат от повреждений.
  8. Далее, нужно демонтировать корзину сцепления с маховика мотора ВАЗ. Чтобы сделать это, необходимо взять ломик или монтировку, и с ее помощью зафиксировать на месте маховик. Когда это сделано, при помощи гаечного ключа на «13» отвинтите по очереди болты крепежа корзины.
  9. Сделав это, аккуратно отведите ломиком корзину в сторону и выньте ДС, который необходимо заменить. Запомните, какой стороной установлен элемент, чтобы поставить его так, как нужно.
  10. На этом демонтаж ДС можно считать завершенным. Возьмите новый диск и установите его на место старого. Перед монтажом элемента его нужно протереть чистой тряпкой, которую предварительно следует смочить в бензине. Всю последующую сборку необходимо проводить в обратной последовательности. При надобности замените другие элементы системы.

Важно: не забудьте произвести центровку диска, когда он уже установлен. Для этого воспользуйтесь специальной оправкой

Если ДС установлен правильно на механизме, то оправка будет свободно входить и выходить из подшипника, когда болты крепления корзины затянуты. Не забудьте также покрыть тонким слоем смазки шлицы первичного вала КПП. Не забудьте также отрегулировать свободный ход педали.

Как работает сцепление

Сцепление как мы уже говорили выполняет очень важную функцию, оно связывает коробку передач с мотором и основная ее задача, это передача крутящего момента. Но вдобавок к этому его задача увеличить срок службы мотор и КПП защищая их.

Принцип работы бывает разные, но самый известный и распространенный это фрикционный. Система простая, работа происходит с помощью силы трения. Но помимо него присутствует система гидравлический принцип, жидкость при котором привод в действие всю систему. Также еще существует электромагнитная система, которая использует электромагнитное поле для того чтобы заставить всю систему работать. Очень редко встречаются совмещенные механизмы.

Присутствует системы выжимной диск, который еще называют корзиной. Он размещен между пружинами и маховиком, а в центре всего этого расположен упорный подшипник. Еще присутствует ведомый диск, который прикреплен к муфте, фрикционам и пружинам. Помимо всего этого присутствует педали, рычаги и сама вилка, но все перечисленное ранее является самым важным.

Если педаль отпущена, то ведомый диск трется и тем самым передает крутящий момент к коробке. Но если педаль нажата, то диск уже не трется, а вместо него начинает работать вилка, которая переходит в маховик.

Основные неисправности сцепления ВАЗ 2101-2107 и их признаки

Основные признаки неисправности механизма сцепления заключаются в возникновении трудностей с переключением передач. В частности, наиболее часто встречаются такие симптомы и причины, их вызывающие:

  1. Передача не включается при трогании с места при выжатой педали сцепления. В этом случае причин может быть несколько. Во-первых, проверяем свободный и рабочий ход педали сцепления. Свободный ход должен быть не более 2 мм, проверяется он так, как показано не схеме выше. Полный рабочий ход педали сцепления должен быть не более 30 мм. При этом на педали должно присутствовать усилие. В противном случае виноват, скорее всего, гидравлический привод вилки сцепления.
    Во-вторых, для проверки привода контролируем уровень жидкости в расширительном бачке, убеждаемся, что система привода герметична, подтеканий жидкости нет и вилка выключения сцепления имеет рабочий ход около 6 мм. Если в системе появилась воздушная пробка, прокачиваем ее и повторяем проверку, ликвидировав причины негерметичности.
  2. Передачи включаются с трудом, плохо переключаются, с шумом и скрежетом. Если указанных выше неисправностей не обнаружено, скорее всего, имеем износ одного или нескольких элементов механизма сцепления. Как правило, чаще всего изнашивается выжимной подшипник 4, фрикционные накладки ведомого диска 2. Реже разрушаются мембранные пружины корзины сцепления 3. Также плохая работа сцепления  может быть вызвана износом рабочей поверхности маховика (это наблюдается после 180-200 тысяч пробега).
  3. Сцепление ведет. Малоприятная ситуация, когда сцепление при полностью выжатой педали не выключается до конца. В этом случае виновата либо регулировка свободного хода педали, регулировка хода вилки выключения сцепления, деформация вилки или износ выжимного подшипника. Кроме этого, могут быть проблемы с гидроприводом или с корзиной.
  4. Сцепление буксует. Обратная ситуация, когда при отпущенной педали нет достаточно плотного контакта между ведущим и ведомым дисками и крутящий момент не полностью передается на КПП, либо не передается вовсе. В этих случаях нужно винить износ фрикционных накладок ведомого диска, неправильную регулировку свободного хода педали или деформацию вилки выключения сцепления.

В большинстве случаев для устранения неисправностей (если дело не в регулировке свободного хода педали и не в приводе вилки) необходим демонтаж сцепления и его дефектовка с возможной заменой выжимного подшипника, ведомого диска или всего сцепления в сборе. Чем мы сейчас и займемся.

Как прокачать сцепление ВАЗ 2107

Чтобы убрать из системы воздушные пробки, после любого ремонта нужна прокачка системы. Чтобы сделать это правильно, придется работать на яме и с помощником. На видео, ниже, подробно показано как можно прокачать сцепление несколькими способами.

  1. В расширительный бачок главного цилиндра долить жидкости до верху (до верхней кромки) и закрыть пробку;
  2. Небольшой шланг надеть одним концом на штуцер рабочего цилиндра;
  3. Резко нажать на педаль сцепления, 5 раз с интервалом 3 секунда. После последнего нажатия ногу с педали не убирать, педаль не отпускать;
  4. Второй конец шланга опустить в пустую емкость;
  5. Гаечным ключом ослабить затяжку штуцера, чтобы через шланг начала сливаться жидкость;
  6. Жидкости должно слиться столько, чтобы расширительный бачок стал почти пустым.
  7. Закрутить затяжку штуцера, отпустить педаль сцепления;
  8. Долить жидкость в бачок доверху, закрутить пробку и повторить прокачку.

Задача прокачки – добиться того, чтобы жидкость, которая сливается из штуцера, была без единого пузырька. Затем долить в бачок жидкости до отметки.

Не все манипуляции для обслуживания и ремонта сцепления ВАЗ 2107 может выполнить автовладелец своими руками. Однако для умелого мастера эта работа вполне по силам, когда есть оборудование и нужный инструмент. В конце концов, «классика» не особо сложна в ремонте.

При замене сцепления нужно обращать внимание на качество деталей. Сейчас есть много брендов, которые делают запчасти, подходящие на ВАЗ, и лучше выбирать изначально качественные марки

Тогда не придется каждый раз прислушиваться к тому, что происходит под педалью.

Источники

  • vaznetaz.ru/sceplenie-vaz-2107
  • ladaautos.ru/vaz-2107/kak-proizvoditsya-zamena-scepleniya-vaz-2107.html
  • 7-vaz.ru/remont/kak-zamenit-sceplenie-na-vaz-2107.html
  • ladaprofi.ru/vaz-2107/kak-sdelat-zamenu-stsepleniya-na-vaz-2107-svoimi-rukami.html
  • 7vaz.ru/remont/zamena-sceplenija.html
  • drive2.ru/l/470624787744424587/
  • bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/stseplenie/zamena-stsepleniya-vaz-2107.html

Признаки поломки сцепления

Проблемы с механизмом сцепления легко определить по вибрации, шуму или другим внешним признакам. Наиболее распространенные из них:

  • затруднено или невозможно переключение КПП на заведенной машине;
  • треск и шум в КПП при переключении передач;
  • сцепление “ведет” – машина движется при включенной скорости даже если педаль сцепления полностью выжата;
  • сцепление буксует – при нажатии газа, особенно на 4-5 скоростях при движении на гору, растут обороты двигателя без увеличения скорости движения автомобиля;
  • дерганье и вибрации при работе сцепления;
  • шум при отпускании педали сцепления.

Для устранения проблем необходим ремонт или замена сцепления. Заменить элементы гидропривода сцепления и прокачать его можно самостоятельно, не имея высокой квалификации в ремонтных работах. Достаточно легко снимается и корзина сцепления ВАЗ 2107.

Однако прежде чем производить снятие КПП и разборку узла сцепления, следует убедиться что причина кроется именно в нем. Начать следует с регулировки сцепления, проверки утечки тормозной жидкости из рабочего и главного цилиндров и визуальной проверки работоспособности гидропривода.

Для замены цилиндров и шланга гидропривода сцепления нет необходимости разборки самого узла. То же касается и прокачки привода для удаления воздуха из системы.

Замена корзины сцепления

Замена корзины делается реже, чем ведомого диска. Менять корзину нужно в случае перегрева ведущего диска (тогда на нем появляются цветные пятна), поломки или износа лепестков диафрагмы и пружин. Чтобы получить доступ к сцеплению, нужно демонтировать коробку передач.

Порядок действий:

  1. В моторном отсеке снять «-» клемму с АКБ и открутить болты стартера;
  2. В салоне вынуть ручку КПП;
  3. Из ямы снять приемную трубу выхлопной системы;
  4. Открутить карданный вал от главной передачи, пометить места соединения на фланцах;
  5. Открутить поперечину задней опоры коробки передач;
  6. Открутить болты крепления КПП (4 штуки);
  7. С датчика задней передачи отсоединить провод;
  8. Открутить тросик спидометра;
  9. Открутить крепление рабочего цилиндра сцепления;
  10. Выдвинуть коробку передач, чтобы вал полностью вышел из сцепления, снять ее.

При демонтаже самого сцепления нужно открутить болты корзины от маховика. Чтобы распределить нагрузку равномерно, болты откручивают по 1-2 оборота по очереди. После снятия корзину нужно осмотреть на предмет выработки диска, целостности пружин, диафрагмы.

Можно ли обойтись без ямы/подъемника?

Но первый вопрос возникает сразу же после появления мысли о замене сцепления. Можно ли обойтись без ямы/подъемника/эстакады? К сожалению, не у каждого автомобилиста есть такие удобства. Ответ будет кратким – можно. Но он не полный, как вы смогли заметить. Поэтому стоит немного описать процедуру проведения ремонта без удобств. Если вы худощавого телосложения, то вам достаточно поднять машину сантиметров на 40-50. Но удобства, конечно, не прибавит такое положение автомобиля. Если же вы живете в сельской местности, то сделать небольшой окоп – пару метров в длину, 50 см в ширину и в глубину столько же — не составляет труда. В таком случае будет намного удобнее. Но лучше, конечно, на нормальной яме либо же подъемнике проще ремонтировать ВАЗ-2107. Вилка сцепления, замена которой тоже иногда необходима, снимается и ставится только после демонтажа КПП.

Устройство и принцип работы сцепления ВАЗ 2107

По своей сути, сцепление – это передаточное звено между коленвалом двигателя и первичным валом коробки передач. При этом простое нажатие педали разъединяет эти два узла: двигатель продолжает работать, не меняя оптимального режима, а водитель может переключить передачу на повышенную, пониженную или нейтраль.


Устройство сцепления ВАЗ 2107: 1 — маховик; 2 — ведомый диск сцепления; 3 — корзина сцепления; 4 — выжимной подшипник с муфтой; 5 — бачок гидропривода сцепления; 6 — шланг; 7 — главный цилиндр гидропривода выключения сцепления; 8 — сервопружина педали сцепления; 9 — возвратная пружина педали сцепления; 10 — ограничительный винт хода педали сцепления; 11 — педаль сцепления; 12 — трубопровод; 13 — шаровая опора вилки; 14 — вилка выключения сцепления; 15 — оттяжная пружина вилки выключения сцепления; 16 — шланг; 17 — рабочий цилиндр гидропривода выключения сцепления; 18 — штуцер прокачки сцепления

Что было бы, если б коленвал и коробка передач соединялись напрямую? Как минимум, при остановке машины приходилось бы глушить мотор, а затем снова его заводить. Это сейчас по дорогам ездят автомобили с системой «Старт-Стоп», когда вместо холостого хода двигатель просто отключается, но на ВАЗ 2107 на такой «экстрим» не рассчитан ни аккумулятор, ни стартер, ни сам двигатель. Переключать передачи во время движения – тоже не лучший вариант, слишком сильной будет нагрузка на коробку. Да и самому двигателю такие рывки «здоровья» не прибавляют.

Итак, с помощью сцепления можно:

  • Передавать крутящий момент от коленвала двигателя на трансмиссию;
  • Разъединять двигатель и трансмиссию, прерывая передачу вращения.

Устройство сцепления на ВАЗ 2107 – это классическая схема сцепления, самая простая и понятная:

  1. Коленвал двигателя жестко соединен с маховиком, который вращается вместе с ним. Маховик выполняет две функции: поддерживает момент инерции, чтобы поршни двигателя не замерли в «мертвой точке», и служит одним из элементов системы сцепления;
  2. Ведомый (фрикционный) диск является передаточным звеном между маховиком и нажимным диском. Он установлен на первичный вал коробки передач и соединяет элементы сцепления за счет силы трения;
  3. Нажимной (ведущий) диск жестко соединен с корзиной сцепления. Его задача – плотно прижимать ведомый диск к маховику, тогда момент вращения будет передаваться на ведомый диск и от него – на коробку передач;
  4. Корзина сцепления состоит из кожуха и системы лепестковых пружин, которые при нажатии сдвигают выжимной диск назад и разъединяют его с ведомым диском. Когда на пружины нет давления, они выталкивают ведущий диск вперед, чтобы он прижимал ведомый диск к маховику. Кожух корзины жестко соединен с маховиком и вращается вместе с ним;
  5. Выжимной подшипник – обязательный элемент системы сцепления. При нажатии на него происходит нажатие на лепестковую пружину корзины;
  6. Управляет сцеплением водитель, нажимая на педаль, от которой усилие передается на подшипник через систему тяг и гидравлической системы.

Как видно из описания, это «сухое» (не в масляной ванне) однодисковое сцепление, с механическим выжимным подшипником и постоянным подключением (система замкнутого типа). Для передачи усилия, которое водитель прикладывает к педали, используется гидравлика.

Устройство гидропривода сцепления

Отдельно нужно сказать о гидравлическом приводе. Благодаря ему, можно использовать несжимаемость жидкости (сохранение постоянного объема даже под большим давлением) и передавать усилие по сложной траектории. Нет необходимости ставить сложные тяги и рычаги, гидравлика отлично справляется со своей задачей.


Схема привода ВАЗ 2107

Система гидропривода включает несколько элементов:

  1. Педаль сцепления;
  2. Главный цилиндр с расширительным бачком;
  3. Рабочий цилиндр с толкателем;
  4. Трубопровод и шланг;
  5. Выжимная вилка.

Принцип работы:

  1. Усилие передается от педали через толкатель на шток главного цилиндра;
  2. Поршень цилиндра идет вперед и выталкивает порцию жидкости в трубопровод, ведущий к рабочему цилиндру;
  3. Жидкость давит на поршень рабочего цилиндра, объединенный с толкателем. Толкатель выходит вперед и надавливает на выжимную вилку;
  4. Вилка отводит выжимной подшипник от лепестковой пружины корзины сцепления.

Благодаря гидроприводу включать и выключать сцепление можно плавно, не допуская рывковых нагрузок на двигатель и коробку передач. Поэтому и говорят, что бросить сцепление – один из «смертных грехов» водителя (и, кстати, именно поэтому у новичков сцепление быстро «горит»).

Переходим к снятию сцепления

  1. Переходим к работам «под» автомобилем.
  2. Отсоедините карданный вал от коробки.
  3. Откручиваем крепления кронштейна безопасности коробки передач, а также трубку от коробки передач. Кардан отсоединять нет необходимости, так как коробку снимать не надо.
  4. Открутите гайки, которык крепят коробку к дну авто.
  5. Отключаем провода от датчика заднего хода.
  6. Снимаем пружину вилки, которая отвечает за выключение и включение сцепления, отсоединяете два болта от рабочего цилиндра сцепление.
  7. Снимаете поддон сцепления. Потом снимаете четыре болта крепления картера сцепления.
  8. При помощи монтировки отодвиньте коробку, насколько возможно, назад. Так она не будет мешаться.
  9. Теперь вы увидите маховик, корзина крепится шестью болтами.
  10. Открутите их и сцепление снимется вместе с выжимным подшипником.
  11. Вытащите корзину и диск сцепления, посмотрите на них. Если они в порядке, то менять их не стоит, или замените при необходимости.
  12. Перед тем как начать сборку, рекомендуется смазать шлицы первичного вала коробки и произвести полировку диска сцепления сухой тряпкой.
  13. Необходимо произвести корректировку расположения диска сцепления к подшипнику коленчатого вала. Делать это надо с помощью специальной оправки. Ее можно приобрести в любом авто-магазине. Если все сделано правильно, то оправка будет выходить свободно из подшипника.
  14. На этом все, вы заменили самостоятельно сцепления, теперь вы можете быть уверенны в надежной работе сцепления своего автомобиля.

Поломки сцепления ВАЗ 2107

Узел сцепления состоит из множества деталей, что делает возможным множество вариантов неисправности. Для удобства все поломки можно разбить на две группы: поломка привода сцепления и поломка самого сцепления.

Гидравлический привод сцепления теряет работоспособность по следующим причинам:

  • наличие течи;
  • завоздушенность системы;
  • наличие грязи;
  • поломка рабочего или основного цилиндра (обычно из-за износа манжет).

Само сцепление может сломаться по таким причинам:

  • износ или поломка демпферных пружин на диске;
  • износ ведомого диска;
  • повреждение шлицов вала или ведомого диска;
  • замасливание или деформация ведомого диска;
  • повреждение поверхности корзины сцепления (нажимного диска) или маховика;
  • закусывание вилки привода сцепления.

Процедура замены сцепления

Меняется сцепление ВАЗ 2107, цена комплекта которого порядка 2000 рублей, недолго. Большую часть времени занимает снятие и установка коробки скоростей. Старайтесь во время снятия КПП не повредить корзину сцепления. Ведь она меняется намного реже, нежели диск и подшипник. Но в любом случае вам потребуется ставить новые болты. Дело в том, что при работе резьба на старых слегка деформируется, возможно, что они не смогут обеспечить надежное соединение.

Как при снятии корзины, так и при ее установке необходимо вкручивать/выкручивать болты по диагонали. Это обеспечит равномерную затяжку. Не забывайте поменять выжимной подшипник и внимательно осмотрите состояние вилки. Если она имеет дефекты, то проведите ее замену

Также не обделите своим вниманием и венец маховика. Если у него стерлись зубцы, то потребуется его либо перевернуть, либо поставить новый

Установку корзины и диска необходимо проводить только после центровки при помощи трубки (или отрезка первичного вала КПП).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий