Содержание
- 1 Значение октанового числа
- 2 Этилированное и неэтилированное автомобильное топливо
- 3 Можно ли различить бензин на глаз или по запаху?
- 4 Требования технического регламента к бензину
- 5 Как отличить этилированный бензин от неэтилированного
- 6 Этилированный бензин
- 7 Этилированный бензин
- 8 Чем грозит использование этилированного бензина
- 9 Популярные марки неэтилированного бензина
- 10 Отличие этилированного бензина от неэтилированного
Значение октанового числа
Октановое число (ОЧ) – важнейшая характеристик бензина, определяющая ту степень сжатия, при которой произойдет самовоспламенение топлива (детонация).
Иными словами, значение октанового числа определяется по моменту, когда часть топлива при сжатии, воспламеняется не свечой зажигания, а самопроизвольно. Такое самовозгорание имеет природу мини взрыва. Скорость распространения взрывной волны колеблется в диапазоне 1000 – 2300 м/с (при нормальном цикле сгорания топливовоздушной смеси она составляет 20 – 30 м/с).
Чем опасна детонация?
Детонация приводит к следующим последствиям:
- ударная волна разрушает масляную пленку на стенках цилиндров, что приводит к «сухому» трению поршневой группы;
- создающееся при взрыве давление в 70 кг/см 2, способно повредить детали силового агрегата;
- увеличивается теплоотдача, приводящая к перегреву двигателя.
Совокупность этих явлений значительно снижает ресурс двигателя и приводит к необходимости капитального ремонта.
Таким образом, чтобы свести детонацию к минимуму и получить качественное топливо, нужно приблизить октановое число к эталонному значению (за эталон берется ОЧ=100). В этом случае возгорание топлива произойдет в конце такта сжатия, когда поршень приблизится к верхней мертвой точке. В этот момент КПД двигателя приблизится к максимальному значению.
Возможное последствие детонации
Известны два способа повышения ОЧ:
1.Бензин во время производства должен быть очищен от посторонних примесей.
2.Этилирование – добавка тетраэтилсвинца.
Первый способ увеличивает стоимость обработки бензина, из-за усложнения технологического процесса при перегонке. Второй способ гораздо дешевле: к низкооктановому топливу добавляется тетраэтилсвинец, повышающий октановое число. И все бы хорошо, только это вещество является крайне ядовитым.
Этилированное и неэтилированное автомобильное топливо
Тетраэтилсвинец впервые начали добавлять в бензин в 1920-х годах с целью зaмедлить скорость горения, улучшить процесс сгорания и увеличить октановое число топлива. Это обходилось дешевле, чем дальнейшая очистка топлива бензиновыми компаниями.
Первый реальный шаг к использованию неэтилированного топлива был сделай в Лос-Анджелесе в Калифорнии. Чтобы уменьшить серьезную для этого городя проблему смога, решено было использовать каталитические конвертеры. Однако если использовалось этилированное топливо, катализатор выводился из строя. Дальнейшее исследование, показавшее, что свинец вызывает повреждение головного мозга у детей, возвестило конец эры этилированного топлива. Этот процесс распространился по всему миру и все ещё идет.
Теперь получено новое свидетельство, проливающее свет на то, чем заканчивается для окружающей среды применение добавок, используемых вместо свинца. Два главных преступника — это бензол, который неразрывно связан с лейкемией, и антиокислительная присадка МТВЕ (Methyl tertiary butyl), отравляющий воду и ядовитый почти для вссх живых сушеств. Эти добавки — потенциально намного более страшная проблема, чем свинец, который, оказалось, не так уж страшен, как думали вначале.
Важно, однако, отметить, что все это находится еще в стадии обсуждения; для полностью аргументированного заключения необходимы дальнейшие исследования. Отметим, впрочем, что любая технологическая проблема оказывается гораздо более емкой, чем та причина, по которой она исследуется в первый раз
Современные двигатели теперь разрабатываются для работы на неэтилированном топливе, при этом производится укрепление посадочных мест (седел) выпускных клапанов. В Европе и других местах этилированное топливо ныне полностью выведено из производства. Это стало проблемой для владельцев классических транспортных средств. В принципе, известны многие виды добавок, но они не столь хороши как тетраэтилсвинец. Вот список комментариев, которые я составил из множества источников:
- все двигатели с чугунными головками, не имеющие специального усиления седел выпускных клапанов, подвержены риску повреждения при работе на неэтилированном топливе. Степень повреждения зависит от конструкции и от оборотов двигателя;
- никакие бензиновые добавки не предотвращают прогар седла клапана полностью. Одни лучше, другие хуже, но ни одна не заменит действие свинца;
- минимальный критический уровень свинца в топливе — примерно 0,07 г на литр. Настоящий уровень в некоторых этилированных видах топлива составляет 0,15 г на литр и, вероятно, можно успешно смешивать этилированный и неэтилированный бензин;
- невозможно точно предсказать скорость износа, нередко преобладающий износ обнаруживается только в одном цилиндре:
- установка усиленных клапанов или выполнение СВЧ-закалки посадочных мест эффективно на всех двигателях, где эти работы могли быть сделаны;
- тесты, проведенные компанией Rover, кажется, оправдывают теорию, что хотя неэтилированный бензин и повреждает все чугунные головки, менее дотошный водитель не будет замечать никаких проблем, пока не преодолеет расстояние, которое мог бы преодолеть на этилированном топливе;
- когда незащищенные двигатели проверяют на стенде при работе с неэтилированным топливом и затем полностью разбирают, повреждение всегда будет заметно. Однако водители редко жалуются на неприятность в работе, исходящую от неэтилированного топлива, возможно, потому, что они еще не перебирали свой двигатель или не достигли соответствующей величины пробега.
Я предоставляю вам самим составить собственное мнение об этих фактах.
Можно ли различить бензин на глаз или по запаху?
Прежде всего, стоит отметить, что во всех больших городах РФ с 2002 года запрещена продажа на АЗС этилированного бензина. Однако в глубинке ситуация далека от идеальной, поэтому можно легко попасть на подделку неэтилированного спирта либо на смертельно-опасную смесь двух видов топлива.
Как узнать этилированный бензин или нет и можно ли различить бензин по запаху или цвету? Согласно существующим европейским и российским стандартам нормальный неэтилированный бензин являет собой бесцветную прозрачную жидкость. Это можно хорошо наблюдать в стеклянной посуде (к примеру, в банке).
В этилированное топливо добавляют краситель красного или оранжевого цвета, а содержание свинца можно почувствовать по запаху. Если сказать точнее – этилированный бензин имеет очень сильный неприятный запах, который существенно отличается от неэтилированного топлива.
Требования технического регламента к бензину
При переработке нефти с последующим отделением бензина, последний должен формально соответствовать по качеству нормируемым показателям, которые закреплены в техническом регламенте. Это законодательный акт, который запрещает выпускать в оборот горючее, не соответствующее требованиям, а для производителей за это установлена ответственность.
Согласно ГОСТ, основными показателями качества являются:
- Температура вспышки, которая должна быть не более 100 градусов;
- Групповому составу различных фракций углеводородов;
- Должен быть инертен к частям двигателя, выполненным из пластика и резины;
- Детонационная активность, которая должна быть в пределах 72-85 для разных марок;
- Количественное содержание соединений свинца (в пересчете на металл) – не более 0,013 г/куб. дм;
- Концентрация смол – не более 1200 мг/куб. дм.
Превышение по тяжелым металлам недопустимо и, если такое выявляется, то партия бензина должна быть изъята из оборота.
Использование топлива, содержащего тетраэтилсвинец, наносит существенный удар по здоровью людей и состоянию окружающей среды. Накапливаясь в грунтовых водах и организме человека, свинец способен вызвать тяжелые заболевания органов дыхательной и кровеносной системы, вплоть до онкологических.
Как отличить этилированный бензин от неэтилированного
В соответствии с действующими стандартами, экобензин должен быть прозрачным и бесцветным. Этилированное топливо положено подкрашивать специальным красным или оранжевым веществом. Наличие свинца в топливе также выдает резкий и неприятный запах.
Автовладельцы предпочитают использовать в своём автомобиле качественное топливо, рекомендованное автопроизводителем. Это позволяет существенно продлить ресурс мотора и безопасно эксплуатировать транспортное средство. Не всегда удаётся точно узнать химическую формулу бензина, который заливается в бак, но если есть опасения по качеству предлагаемого топлива, то стоит поискать другую АЗС.
Этилированный бензин
Этилированный бензин предназначается исключительно в качестве горючего для двигателей. Поэтому применение этилированного бензина для освещения в смеси с керосином в качестве горючего для керосинок, паяльных ламп, бензорезов, зажигалок, а также других целей запрещается.
Этилированные бензины менее стабильны, что связано с разложением этиловой жидкости. Это приводит к снижению детонационной стойкости хранящихся бензинов.
Этилированные бензины практически безвредны или, вернее, ядовиты так же, как и неэтилированные бензины, если при обращении с ними соблюдать следующие элементарные правила: 1) не проливать этилированный бензин в закрытых помещениях; если же это произошло, необходимо вытереть облитое место сначала сухой тряпкой, а затем тряпкой, смоченной в керосине; 2) одежду, облитую этилированным бензином, снять, промыть в керосине и горячей воде, а затем проветрить на открытом воздухе; 3) при работе с этилированным бензином не брать в рот пищу или папиросу, не вымыв предварительно рук; после окончания работы вымыть руки теплой водой с мылом; 4) не употреблять этилированный бензин для мытья рук, деталей мотора, для чистки одежды, не заливать его в примус и не поль-воваться им ни для каких целей в домашнем обиходе.
Этилированный бензин надлежит хранить, выдавать и получать в соответствии с Правилами по технике безопасности и промышленной санитарии для автотранспортных предприятий при эксплуатации и ремонте автомобилей, работающих на этилированном бензине и Санитарными правилами по хранению, перевозке и применению этилированного бензина. Храпение и переноска этилированного бензина в открытой таре запрещается. На таре, в которой хранится или транспортируется этилированный бензин, должны быть надписи масляной краской: Этилированный бензин.
Этилированный бензин отличается от обычного, неэтилированного, содержанием этиловой жидкости, применяемой для улучшения антидетонационных свойств и повышения октанового числа бензина, что увеличивает мощность мотора и экономит горючее.
Этилированный бензин должен иметь окраску, резко отличающую его от неэтилированного. Перевозки неокрашенного этилированного бензина запрещаются. Налив и слив этилированного бен зина производятся на складах отправителя и получателя их средствами, обязательно закрытым способом ( с обеспечением герметичности аппаратуры и трубопроводов), под наблюдением ответственных за них лиц. Налив производится до уровня, принятого для обычного бензина.
Этилированный бензин ядовит и в отличие от обычного бензина имеет другой цвет.
Этилированный бензин перевозится наливом в цистернах. Перевозка этилированного бензппа в таре может допускаться только с разрешения в каждом отдельном случае Главного санитарного врача СССР на условиях, указанных в этом разрешении.
Этилированный бензин окрашен в ярко-оранжевый, желтый или синий цвет, ядовит, отравляюще действует на человека как при вдыхании паров, так и при проникновении в организм через кожу. Этилированный бензин особенно опасен тем, что отравляющее действие его на организм проявляется замедленно и вначале отравление незаметно для пострадавшего.
Этилированный бензин содержит этиловую жидкость, добавляемую к нему для повышения детонационной стойкости.
Этилированный бензин способен проникать в организм через кожу — при обливаниях, при мытье им рук; через дыхательные пути — при вдыхании его паров; через рот — при приеме пищи, при подсасывании бензина через шланг.
Этилированный бензин применяется только как моторное топливо; категорически запрещается пользоваться им как растворителем, употреблять для мытья рук, стирки спецодежды. Хранить его нужно в исправной таре. На цистернах, бочках, канистрах делают крупные надписи несмываемой краской Этилированный бензин. В случае пролива этилированного бензина производится его дегазация. Кашица приготовляется непосредственно перед употреблением, причем во избежание разогревания кашицы обязательно хлорную известь прибавляют в воду, а не наоборот. Производить дегазацию сухой хлорной известью нельзя: бензин может нагреться и воспламениться.
Этилированный бензин предназначен только в качестве топлива для двигателей.
Этилированный бензин должен храниться, транспортироваться и использоваться в соответствии с требованием ГОСТ 12 3.020 — 80 ССБТ.
Этилированный бензин — это бензин, в который добавлен тетраэтилсвинец ( или тетраметилсвинец) для повышения октанового числа.
Этилированный бензин
Еще на начальном этапе развития автомобилестроения химики начали добавлять в бензин различные компоненты для улучшения свойств топлива. Одной из таких добавок стал тетраэтилсвинец (ТЭС). Это соединение позволяет повысить октановое число, улучшая детонационную стойкость горючего материала и увеличивая его эффективность.
Однако при современном ужесточении требований к экологичности этилированное топливо стало вытесняться с рынка. В крупных городах оно уже запрещено к продаже, не торгуют им и крупные сети АЗС. В чем причина?
В составе ТЭС, содержащегося в этилированном бензине, имеется свинец. Его соединения высокотоксичны и сильно вредят не только окружающей среде, но и здоровью человека. Большинство случаев отравления бензиновыми парами связано именно с этилированным горючим. Признаками интоксикации являются:
- плохое самочувствие;
- головокружение;
- тошнота, рвота;
- потеря сознания.
В тяжелых случаях наступает паралич органов дыхания с последующим летальным исходом.
Свинец, содержащийся в выхлопных газах, оседает на листьях и траве, проникает в грунт, попадает в водоемы и разносится на большие расстояния.
Горючее с содержанием тетраэтилсвинца опасно и для механизмов автомобиля. Например, современные авто оснащаются каталитическим нейтрализатором для очистки выхлопа. Оседая на стенках пор детали, свинец будет разрушать ее, а замена стоит дорого. Отрицательно влияет ТЭС и на лямбда-датчик, контролирующий содержание кислорода в отработанных газах. Кроме того, свечи зажигания вскоре покрываются красноватым налетом, забиваются инжекторные форсунки.
К названию такого бензина часто добавляется приставка «эко». Единственное отличие неэтилированного топлива от этилированного заключается в том, что первое не содержит тетраэтилсвинец, поэтому несколько уступает по эффективности этилированному. Но двигатели современных машин рассчитаны именно на такое горючее.
Ядовитые выбросы образуются и при использовании неэтилированного биобензина, но с ними достаточно эффективно справляются сажевый фильтр и катализатор. Кроме того, технологии фильтрации горючего постоянно совершенствуются, и, заправляя машину на проверенных станциях, можно не бояться испортить мотор.
К современным маркам автомобильного неэтилированного бензина относятся:
- А-80. Имеет низкую степень очистки, используется спецтехникой и грузовиками, рядом карбюраторных мотоциклов, некоторыми моделями советских легковых машин;
- Аи-92. Подходит для большинства автомобилей российского и китайского производства, а также европейских моделей 90-х годов выпуска;
- Аи-95. Такой неэтилированный бензин в России рекомендован для большинства иностранных легковых машин, относящихся к среднеценовому и бюджетному сегменту.
- Аи-98. Это горючее относится к премиальному классу и заливается в баки дорогих моделей.
Спортивные марки неэтилированного бензина с октановым числом 98 заливаются в бензобаки гоночных машин и эксклюзивных спортивных авто, таких как Ferrari, Porsche, Lamborghini и др.
В соответствии с действующими стандартами, экобензин должен быть прозрачным и бесцветным. Этилированное топливо положено подкрашивать специальным красным или оранжевым веществом. Наличие свинца в топливе также выдает резкий и неприятный запах.
Чем грозит использование этилированного бензина
Еще не так давно, когда этилирование не было запрещено, заголовки газет кричали об опасности этилированного бензина. Однако после запрета прошло достаточно много времени, чтобы современные автомобилисты забыли о его существовании.
Многие ли задавались вопросом: «Чем опасен этилированный бензин? Что это такое и чем грозит человеку, окружающей среде и автомобилю?».
Об опасности этилированного бензина говорит тот факт, что он запрещен практически во всех странах мира, а встретить его в официальной продаже можно лишь в слаборазвитых странах.
Лишь в таких государствах, как Афганистан, Йемен, страны Африки и Северная Корея, продолжают использовать данный вид бензина в качестве автомобильного топлива.
- Тетраэтилсвинец, содержащийся в данном виде бензиновой смеси, как и любое соединение свинца, является крайне токсичным ядом, поражающим нервную систему человека. Особенно опасно производство данного химического соединения, во время которого неоднократно случались несчастные случаи, уносившие жизни людей. Свинец может накапливаться в человеческом теле, в почве и наносит вред окружающей среде. Легкое отравление парами тетраэтилсвинца грозит как минимум головной болью, однако частое или высокое воздействие паров свинца приводит к отравлению нервной системы, дыхательной системы, а также может вызывать рак.
- Немногим лучше дела обстоят и с автомобилем. Залитый в современные двигатели этилированный бензин вызовет быстрый выход из строя каталитического нейтрализатора (катализатора), так как он покроется нагаром, на 70% состоящим из свинца. Следующей жертвой данной марки бензина станет кислородный датчик. Существует опасность, что залитый этилированный бензин может вывести из строя поршневую группу, головку блока или стенки цилиндров.
Запрет на использование этилированного бензина не означает, что его нельзя встретить в открытой продаже.
Так как этилирование гораздо дешевле использования дорогих присадок, повышающих октановое число, то его нередко используют в мошеннических схемах для того, чтобы получить высокооктановый бензин сравнительно дешевым способом.
https://youtube.com/watch?v=jG7hEwLlTR0
Поэтому нужно всегда заправляться только на проверенных заправках и избегать автозаправок с бензином сомнительного качества.
Тем более не стоит рисковать и покупать бензин неизвестного качества с рук при автомобильных поездках в слаборазвитых странах или регионах.
Даже однократное использование этилированного бензина нанесет вред автомобилю и может причинить ущерб здоровью.
Популярные марки неэтилированного бензина
Автомобильный неэтилированный бензин имеет несколько разновидностей, которые отличаются октановым числом и степенью очистки. В странах, где имеется жесткий контроль качества, заливая в бак определенную марку можно быть уверенным, что в колонке находится именно она. В отечественных условиях такой уверенности, увы, нет. На заправках довольно часто разбавляют топливо, чтобы увеличить его объем и соответственно заработать больше денег на продаже.
Выявить такое мошенничество с первого раза нереально. Оно может проявиться только при систематическом посещении одной и той же АЗС. Если через некоторое время начнутся проблемы с топливной системой, можно судить о том, что бензин на посещаемой заправке был, мягко говоря, не высокого качества. Так что находить порядочную компанию придется только опытным путем. Еще могут помочь советы знакомых автомобилистов или городской интернет-портал, где водители делятся своими наблюдениями по поводу качества услуг определенной конторы.
На сегодняшний день существует четыре основных марки неэтилированного бензина. АИ-80 имеет самое низкое качество из всех доступных на рынке марок. Он используется для грузовых автомобилей, сельскохозяйственной техники и мотоциклов отечественного производства. Некоторые водители также заливают его в двигатели машин еще советского выпуска. Из его привлекательных сторон можно отметить лишь наименьшую цену.
Неэтилированный бензин АИ-92 имеет гораздо большее распространение. Его заливают в баки современных автомобилей российского производства, а также большинство стареньких иномарок. Это топливо при условии его высокого качества хорошо проявляет себя в эксплуатации и не изнашивает детали двигателя слишком быстро.
Неэтилированный бензин АИ-95 наиболее востребован на заправках. Им заправляют большинство современных иномарок. При условии качественной очистки на этапе производства он имеет небольшой уровень вредных выбросов в атмосферу и не разрушает топливную систему автомобиля.
Многие водители из России жалуются, что разница между 92-м и 95-м практически не ощущается из-за махинаций на заправках. Поэтому некоторые предпочитают заправляться более дешевым АИ-92. Последняя марка — АИ-98 служит для автомобилей премиум класса. По техническим характеристикам она имеет максимальный уровень очистки и минимум вредных примесей. Но на практике это выполняется далеко не всегда.
Бывало ли у Вас так, что в сервисной книжке к Вашему автомобилю стояло указание об использовании исключительно неэтилированного бензина? А знаете ли Вы, в чем заключается разница между таким бензином и этилированным?
Отличие этилированного бензина от неэтилированного
Продолжительное время автомобильный бензин получали методом перегонки сырой нефти. Октановое число такого «прямогонного» бензина редко когда превышало цифру 60, да и то из нефти, полученной на весьма ограниченном круге месторождений. «Добирать» антидетонационную стойкость можно было двумя путями:
- совершенствованием технологического процесса переработки нефти.
- И добавлением присадок.
Первый путь требовал серьёзных затрат, а второй был дёшев и давал немедленный результат. И в этом смысле соперников у тетраэтилсвинца в прошлом веке не было: присадки на основе TEL повышали октановое число бензина почти на 20 пунктов. Использование присадок на основе тетраэтилсвинца для повышения октанового числа и отличает этилированный бензин от неэтилированного.
Вредное воздействие TEL на человеческий организм стало проявляться сразу же после начала производства этилированного бензина. Уже в 1924 году, когда на одном из предприятий на участке по производству этилированного бензина в Нью-Джерси произошла авария, был зафиксирован случай массового психического расстройства работников с тяжелейшими последствиями. Случай оказался не единственным: на разных предприятиях Standart Oil Co в том же 1924 году происходили случаи отравления парами свинца, в том числе и с летальным исходом.
С этого времени и на многие десятилетия вперед разворачивается борьба за запрещение производства и использования этилированного бензина. Но опасным для здоровья человека и окружающей среды тетраэтилсвинец оказался не только на стадии производства. В выхлопных газах автомобилей, использующих этилированный бензин, доля оксида свинца чрезвычайно высока: 1 литр такого топлива отравляет (превышает предельную концентрацию) более 1 тыс. кубических метров воздуха. Но и это еще не всё — загрязняется почва и природные водоёмы.
Наконец, с семидесятых годов прошлого столетия борьба за охрану окружающей среды охватывает и автомобилестроение. В конструкции машин появляются каталитические нейтрализаторы, существенно снижающие содержание вредных веществ в выхлопах. При сгорании этилированного бензина свинец, содержащийся в отработанных газах, тонкой пленкой оседает на рабочей поверхности катализатора, сводя его эффективность к нулю. Недаром говорят, что этилированный бензин — главный враг катализатора.