Содержание
- 1 Пневматический привод воздушной заслонки
- 2 Поплавковая камера карбюратора солекс (solex)
- 3 Проверка карбюраторов Солекс
- 4 Настройка второй камеры
- 5 Регулировка холостого хода
- 6 Регулировка карбюратора солекс
- 7 Подбор жиклеров
- 8 Рекомендуемый метод
- 9 Возможные проблемы при настройке ХХ
- 10 Настройка переходного режима работы карбюратора
- 11 Подготовка инструментов и приспособлений
- 12 Неисправности
- 13 Классика среди карбюраторов: ДААЗ 1107010
- 14 Как регулировать и настроить карбюратор Солекс
- 15 Что делать с повышенным расходом
- 16 Важные моменты
- 17 Схема и принцип работы
- 18 Регулировка карбюратора солекс
- 19 Инструкция по регулировке карбюратора
Пневматический привод воздушной заслонки
Привод можно увидеть вверху корпуса Pierburg 2Е с правой стороны. Это небольшая пластмассовая фишка размером около 30-40 миллиметров в диаметре. Из нее выходят два пневмошланга. Один уходит в нижнюю часть карбюратора, другой — на тройник, затем на линию пневматической задержки и к впускному коллектору. Из небольшой коробки выходит тяга, которая вместе с тягой термопривода двигает воздушную заслонку. Пневматический привод Pierburg 2Е по замыслу немецких инженеров не подлежит ремонту. Но отечественные карбюраторщики решили данную проблему. Внутри находится резиновая диафрагма, которая связана с тягой, а также перепускной клапан — он открывается, когда мембрана находится в определенном положении.
Поплавковая камера карбюратора солекс (solex)
Поплавковый механизм расположен в верхней крышке карбюратора и служит для поддержания нужного уровня топлива, которое подается в дозирующую камеру.
Он представляет собой:
- Небольшая полость;
- Поплавок из эбонита;
- Игольчатый клапан.
Тарировочные данные карбюратора солекс ДААЗ 21073 предусматривают следующий принцип действия поплавковой камеры. При снижении уровня топлива, поплавок опускается и своим рычагом открывает игольчатый клапан в верхней части крышки. Через полученное отверстие, бензин поступает в камеру и наполняет ее, поднимая поплавок вверх. Как только поплавок полностью поднимется, клапан закрывается и цикл повторяется на протяжении всей работы двигателя.
Регулировка и настройка уровня поплавковой камеры влияет на динамические показатели мотора. При недостаточном уровне, силовая установка работает не стабильно, а при завышенном – увеличивается расход топлива, и выходят из строя свечи зажигания.
Проверка карбюраторов Солекс
Перед регулировкой карбюратора следует проверить, не попали ли на дроссельные заслонки посторонние предметы. Если в карбюратор попадет посторонний предмет – это неизбежно приведет к необходимости проводить капитальный ремонт двигателя.
После выполненной настройки следует проверить работу насоса-ускорителя. При открытии дроссельной заслонки из распылителя должны появиться струйки бензина. Если они появляются не сразу, в начале движения автомобиль будет сильно тормозить.
Для того, чтобы почистить карбюратор, его нужно разобрать. Для начала выкручиваем воздушные и топливные жиклеры и эмульсионные трубки
Расположение каждого элемента нужно запомнить, так как это важно для последующей сборки карбюратора
Чтобы проверить целостность диафрагмы, необходимо открутить крышку экономайзер мощностных режимов. Понять, что диафрагма сломана можно по следующим признакам:
- Двигатель не глохнет полностью даже при закрученном винте.
- При выключении зажигания может наблюдаться самовоспламенение.
- Неустойчивая работа двигателя.
- Перерасход топлива при езде.
После проверки диафрагмы карбюратор следует почистить. Делать это нужно аккуратно, при помощи только воздуха или, если загрязнения очень серьезные, с помощью мягкой медной проволоки. Лучше всего чистить карбюратор Солекс методом продува, при чем продувать следует все его детали стараясь направить загрязнения далеко наружу. Далее закрываем крышку и смазываем все трущиеся поверхности карбюратора. Делать это следует после того, как промоете его внешнюю часть.
Настройка второй камеры
Как правило, вторая камера карбюратора не регулируется, поскольку все недостатки заводских жиклеров компенсируются эконостатом. Дело в том, что при высоких оборотах, когда возникает разряжение в карбюраторе, через эконостат поставляется дополнительный бензин, что дает возможность обогатить смесь.
Регулировке может подвергнуться только носик ускорительного насоса, в случае если его струя не попадает между стенкой диффузора и дроссельной заслонкой.
Все вышеизложенные приемы настройки карбюратора являются основными в его регулировании, однако некоторые умельцы могут делать дополнительно засверливание каналов и дроссельных заслонок, запаивать эпульсионные трубки.
Регулировка холостого хода
Вторая настройка карбюратора ВАЗ-2109 – оборотов холостого хода, бывает частичной и полной. Первая для незначительной корректировки оборотов, вторая – с регулировкой количества воздуха (установка выбросов СО в выхлопных газах).
Частичная корректировка выполняется с помощью винта «количества» топливовоздушной смеси. Этим винтом производится установка угла открытия дроссельных заслонок, что обеспечивает поступление топливовоздушной смеси в цилиндры при отпущенной педали акселератора. Винт «количества» упирается в рычаг управления дроссельными заслонками и при ввинчивании он выталкивает рычаг, из-за чего заслонки приоткрываются.
Частичная настройка холостого хода выполняется на прогретом моторе и с созданием нагрузки на бортовую сеть авто, путем включения дальнего света фар и отопителя салона на полную мощность.
Корректировка осуществляется на заведенном моторе путем вкручивания/выкручивания винта «количества» до тех пор, пока не установятся оптимальные обороты холостого хода, которые для ВАЗ-2109 составляют 800-900 об/мин (отследить это можно по штатному или подключаемому тахометру).
Если установить необходимые обороты не удается или на них мотор работает неустойчиво, осуществляется полная регулировка, которая производится двумя винтами – «количества» и «качества».
Алгоритм этой регулировки состоит из таких этапов:
- Прогреваем мотор, после чего глушим;
- Отыскиваем винт качества (может быть закрыт заглушкой, которую придется извлечь), заворачиваем его до упора, а после откручиваем на 3-4 полных оборота;
- Заводим мотор, включаем электропотребители (освещение и печку), чтобы создать нагрузку в бортовой сети;
- Вращая винт «количества», добиваемся на тахометре 700-800 об/мин;
- Вращая винт «качества» ставим максимально возможные обороты (они будут повышаться до определенного уровня, а после перестанут. Момент прекращения повышения оборотов и считается максимальным);
- Выставляем винтом «количества» 900 об/мин;
- Винтом «качества» понижаем их до 800 об/мин;
- Медленно заворачиваем винт «качества», пока в работе силовой установки не появятся перебои, после чего отворачиваем его обратно на 1 оборот;
- Корректируем обороты винтом «количества», доведя их до нормального показателя – 800-900 об/мин;
После регулировочных операций проверяем правильность их проведения. Делается это путем резкого нажатия на педаль газа с последующим быстрым отпусканием. При правильно настроенном карбюраторе двигатель должен быстро реагировать на нажатие, без всяких провалов и заминок. А после отпускания педали обороты снизятся до уровня холостого хода, без просадок или проявления неустойчивости работы мотора.
Видео: КАК ПРАВИЛЬНО НАСТРОИТЬ УРОВЕНЬ ТОПЛИВА
https://youtube.com/watch?v=WHV9b9HfvEk
Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем форуме.
Рекомендуем прочитать:
Инструкция бортового компьютера ваз 21124 европанель
Схема топливной системы ваз 21214 инжектор
Установка здт на ваз 2107, инструкция для ВАЗ 2101 -2107
ВАЗ снятие коробки передач, классика, видео инструкция
Где датчик скорости на ваз 2110
Лада ларгус какой бензин 92 или 95 заливать, рекомендации производителя
Расход бензина лада калина на 100 км, средние показатели
Ваз 21074 инжектор не заводится причины
Регулировка карбюратора солекс
Как гласит теория ДВС, начать следует с поплавковой камеры, в которой нужно проверить и отрегулировать уровень топлива.
- Завести мотор на несколько минут, а затем заглушить.
- Вытащить воздушный фильтр.
- Вытащить шланг подачи топлива, ослабив хомут.
- Отвернуть пять болтов и аккуратно снять крышку карбюратора. Перевернуть крышку и положить её на ровную поверхность.
- Замерять штангенциркулем расстояние от кромки корпуса поплавковых камер до уровня топлива, находящегося в них. Расстояние должно быть в пределах 25,5 мм. В противном случае, нужно добиться этого значения путем подгибания язычка кронштейна поплавков.
- Проверить параллельность поплавков к поверхности крышки, если есть расхождения – следует отрегулировать их кронштейны.
Далее регулируется пусковое устройство (ПУ). Теория настройки устройства гласит о необходимости проводить операцию на снятом с машины карбюраторе.
- Закрыть воздушную заслонку приводом её рычага.
- Утопить шток ПУ отверткой.
- Замерить зазоры между заслонкой и стенкой камеры. Сверить с тарировочными данными для вашей модели карбюратора. Если зазор не соответствует, см. следующий пункт.
- Отпустить контргайку ускорительного насоса и проворачивать регулировочный винт. Воздействуя на винт против хода секундной стрелки, зазор увеличивается, по её ходу – уменьшается.
- После измеряется зазор дроссельной заслонки первой камеры. Воздушная заслонка должна быть закрыта. Пусковой зазор должен соответствовать тарировочным данным таблицы. Регулируется зазор вращением регулировочного винта дроссельной заслонки.
После проведенных операций настройки, необходимо отрегулировать холостой ход. Настройка ХХ производится на прогретом двигателе. Авторы журнала «теория ДВС» рекомендуют прибегнуть к помощи газоанализатора и тахометра. Если газоанализатора под рукой нет, настройка проходит следующим образом:
- На неработающем ДВС завернуть до упора винт качества смеси, после чего отвернуть его на 3-4 оборота, предварительно сняв пластиковую заглушку.
- Завести мотор, убрать подсос, включить дальний свет и вентилятор печки.
- Винтом количества смеси вывести обороты около 800 об/мин.
- Винтом качества установить максимальные обороты.
- Винтом количества смеси доводим обороты до 900 в минуту.
- Винтом качества устанавливаем обороты двигателя до показателя 800 об/мин.
- Затягивать винт качества до момента перехода оборотов ДВС в неустойчивую зону, а затем отпустить винт от полуоборота до одного оборота назад.
Главное помнить, что все неисправности приводят к чрезмерному обогащению или к переобеднению смеси и имеют непосредственное влияние на работу вашего автомобиля и его аппетит!
Подбор жиклеров
Некоторые параметры серийных карбюраторов далеки от эталонных, поскольку размеры некоторых деталей имеют производственные отклонения. Интересное и очень полезное видео, из которого вы узнаете, как можно доработать карбюратор Солекс 21083.
https://youtube.com/watch?v=8DapaNbs2lc
Так, разброс параметров некоторых серийных деталей карбюратора может достигать до 5%. Поэтому в процессе настройки карбюратора убедитесь в исправности жиклеров. Подбор жиклеров осуществляется с учетом рабочего объема автомобиля.
Если у двигателя большой объем двигателя, то необходимо устанавливать маленькие жиклеры, так как увеличение объема требует больше воздуха, проходящего через диффузор, что отражается на расходе бензина. Их настройку следует начинать с топливного жиклера, после, при необходимости, переходить к воздушному.
В наличии нужно иметь несколько жиклеров с большей и меньшей производительностью, чем установленный.
Наши действия:
-
- С помощью проволоки зафиксируйте дроссельную заслонку второй камеры, чтобы исключить ее влияние.
- Далее подбираем жиклеры, например, жиклер маркировки «107,5», который у нас базовый, меняем на «105», а потом «97,5». Пропускная способность жиклеров уменьшаем до тех пор, пока не появиться провалы при отрытой дроссельной заслонке или подергивании при движении. При появлении этих признаков, следует выкрутить этот жиклер, и поменять его на предыдущий, у которого производительность была немного больше.
- При появлении провалов при трогании машины следует немного обогатить смесь с помощью регулировки системы холостого хода.
Если Вы стремитесь повысить экономичность Вашего автомобиля, то не рекомендуется уменьшать проходное сечение главного топливного жиклера второй камеры, так как процесс разгона будет значительно длиннее, и вся экономия свидеться к нулю.
Рекомендуемый метод
Технология регулировки уровня включает в себя ряд этапов:
Демонтируем корпус воздушного фильтрующего элемента. Для этого выкручиваем крепежную гайку крышки корпуса, отщелкиваем фиксаторы, снимаем крышку, достаем фильтр и скручиваем 4 гайки, фиксирующие корпус на карбюраторе.
Приподнимаем корпус, отсоединяем резиновые патрубки. Убираем корпус в сторону.
- Ослабляем хомуты крепления топливных патрубков, подходящих к карбюратору, и отсоединяем их.
- Снимаем провод, подходящий к электромагнитному клапану холостого хода;
- Отсоединяем приводной тросик воздушной заслонки (рукоятки «подсоса»);
- Выкручиваем 5 винтов, фиксирующих карбюраторную крышку;
Демонтировав крышку, сразу определяем уровень топлива в камерах, опустив в одну из них до упора линейку или штангенциркуль (используя его глубиномер). Если замер показывает уровень 25-26 мм – он соответствует норме и настройка не требуется;
В случае, когда количество топлива в камере ниже или выше нормы, выполняем визуальный осмотр и ряд замеров на поплавках, если нужно — корректируем их положение.
Для проведения регулировочных работ кладем снятую карбюраторную крышку на ровную горизонтальную поверхность поплавками вверх.
Сначала смотрим сверху на положение элементов. Внешние боковые поверхности поплавков параллельны специальным оттискам на прокладке. Отклонения могут стать причиной касания поплавков о прилегающие элементы и поверхности, из-за чего уровень топлива не соответствует норме. При надобности регулируем положение поплавков путем подгибания их рычагов крепления.
Следующий этап – замер зазора между поплавками и прокладкой. Здесь пригодится пруток диаметром 2 мм — столько должен составлять указанный зазор.
Если он не соответствует, подгибаем язычок поплавков, которым они воздействуют на запорную иглу. После этой регулировки проверяем общую высоту поплавков, которая в норме составляет 34 мм. Если это не так, снова проверяем зазор, при надобности корректируем его и снова замеряем высоту.
Последний этап настройки — определение рабочего хода поплавков. Для этого ставим штангенциркуль возле поплавка, отмечаем расстояние от его нижнего угла до поверхности крышки, после этого рукой приподнимаем поплавок и отмечаем, где оказался нижний угол.
Возможные проблемы при настройке ХХ
При закручивании винта количества двигатель никак не реагирует. Эта неполадка может возникнуть при поступлении в диффузор холостого хода большого количества топлива. Причин для этого может быть несколько:
- установлен жиклёр ХХ большего размера, чем необходимо;
- плохо закручена заглушка или электромагнитный клапан, поэтому происходит подсос бензина, минуя жиклёр ХХ;
- деформирован жиклёр или его посадочное место.
Чтобы выявить конкретную причину вышеуказанной неполадки, необходимо при работающем двигателе отключить провод от клапана, при этом мотор должен сразу отключиться. Если это произошло, вероятнее всего, установлен жиклёр ХХ не того размера. Когда двигатель при отключении питания клапана не глохнет, значит, топливо поступает, минуя систему ХХ, в том числе и сам жиклёр.
Для устранения неисправности сначала снимаем заглушку или электромагнитный клапан и проверяем состояние жиклёра и посадочного места на предмет отсутствия деформаций. Если повреждено посадочное место, придётся заменить крышку карбюратора. В том случае, когда не выявлено повреждений и деформирования, надеваем жиклёр на электромагнитный клапан и смазываем маслом уплотнительное кольцо. Затем закручиваем жиклёр ключом, зажав его одним пальцем без особых усилий.
Настройка переходного режима работы карбюратора
На холостых оборотах дроссельные заслонки карбюратора закрываются и под ними создается область высокого разряжения, что позволяет «высосать» бензин из канала холостого хода через жиклер. Если заслонку резко открыть, то разряжение резко снижается, что нарушает нормальную работу главной дозирующей системы первой камеры и появляется провал.
Чтобы устранить эти признаки, проводят настройку жиклера холостого хода или носиков ускорительного насоса. Регулировку необходимо осуществлять на прогретом двигателе автомобиля.
Поочередно меняются жиклеры холостого хода или ускорительный насос, чтобы предотвратить наличие провалов и задержек при резком нажатии на газ.
Возможно, немного понадобиться отрегулировать обороты холостого хода. Переобогащение не переходном режиме отображается в виде черного дыма, идущего из выхлопной трубы.
Рекомендуется устанавливать ускорительный насос с носиками 40х40, а жиклер холостого хода от с параметрами от 35 до 40. Если есть провалы от бедной смеси и не удается настроить холостой ход по причине слишком большого жиклера холостого хода, то тогда оба носика ускорительного насоса можно занести в первую камеру, как изображено на картинке.
Подготовка инструментов и приспособлений
Если вы вознамерились капитально прочистить карбюратор своей «восьмёрки», то без компрессора обойтись не удастся. Чтобы выдуть из каналов скопившуюся грязь, необходимо подавать воздух под давлением не менее 6 Бар. Остальные инструменты — из разряда обычных, имеющихся в каждом гараже:
- 2 отвёртки — крестообразная и тонкая с нешироким плоским шлицем;
- набор рожковых ключей малых размеров — 8, 10, 13 мм;
- круглогубцы;
- резиновая груша (спринцовка);
- 2—3 деревянных зубочистки;
- ветошь.
Компрессор для продувки карбюратора
Жидкости для очистки каналов карбюратора
Для промывки каналов отлично подходит специальное средство, продающееся в аэрозольных баллонах (например, от бренда ABRO). Не стоит применять для очистки ацетон и неорганический растворитель, разъедающий пластиковые детали. Заранее купите новые бумажные прокладки для карбюраторов ДААЗ 2108 (подойдут и на «девятку»). Покупать и менять жиклёры нельзя, поскольку штатные рассчитаны на весь срок службы машины, а в ремкомплектах часто продаются подделки с большими отверстиями для топлива.
Неисправности
Эксплуатация транспортного средства сопряжена с возможностью использования загрязненного топлива. При попадании в карбюратор твердых частиц происходит засорение жиклеров, а большое содержание смол в бензине приводит к отложениям на стенках каналов, что изменяет диаметр их сечения. Перерасход топлива, сложности с запуском двигателя, падение мощности и динамики, неустойчивый холостой ход – это признаки засорения или выхода из строя систем карбюратора.
Устройство, массово устанавливающееся на семействе автомобилей ВАЗ под маркировкой ДААЗ-2108, и при эксплуатации проявляет следующие типичные неисправности:
- Двигатель глохнет на холостых оборотах, или его работа характеризуется нестабильной частотой вращения коленчатого вала. Чаще всего это вызвано наличием мусора в жиклере холостого хода. Устраняется неисправность демонтажем клапана и продувкой его сжатым воздухом. Иногда подобные симптомы вызываются поломкой блока управления клапаном. Его проверка заключается в подаче на разъем клапана питания при помощи провода. Восстановление холостых оборотов свидетельствует об исправности блока управления.
- Характерные «провалы» после резкого нажатия педали акселератора. Неисправность является следствием разрыва диафрагмы насоса-ускорителя или попадания мусора в его распылители.
- Перерасход бензина в сочетании с неустойчивыми холостыми оборотами. Причины поломки – переполнение поплавковой камеры в результате потери герметичности игольчатого клапана. Наиболее простое решение проблемы – замена детали на новую.
Классика среди карбюраторов: ДААЗ 1107010
Карбюраторы для автомобилей ВАЗ производятся Димитровградским автоагрегатным заводом с начала выпуска этих автомашин. Первой появилась модель под номером 2101, которая предназначалась для небезызвестного ВАЗ 2101. Позднее ДААЗ выпустил целое семейство для разных моделей автомобилей.
Так, в 1980 году в этом ряду была выпущена модель ДААЗ 1107010, предназначенная для автомобилей серии 2105 и 2107. Карбюратор 1107010 способен приготовить оптимальный состав ТВС для всех режимов работы мотора без ущерба для динамичности автомобиля и без ущерба для окружающей среды.
При выборе модели, важно учитывать объем мотора. Карбюраторы выпускаются с разной маркировочной системой:
- 2105-1107010 идет на автомобили с рабочим объемом 1,2 и 1,3 л;
- 2107-1107010 устанавливается на двигатели объемом 1,5 и 1,6 л.
Возможны вариации. Например, для автомобиля ВАЗ 2105 может быть использован карбюратор 21053, который обычно используется для двигателей объемом 1,2 литра, в то время как карбюратор 2105; для мотора с объемом 1,3 литра.
Регулировка карбюратора ВАЗ 2105 не представляет сложностей, если автовладелец знает его устройство и знаком с расположением основных узлов. Устройство модели ДААЗ 1107010 — это симбиоз нескольких основных систем, подчиненных друг другу и работающих последовательно.
- Система поддержания уровня топлива. Выполняет функцию постоянного уровня горючего в специальной камере.
- Система пуска прогрева. Необходима для надежного запуска непрогретого мотора. Здесь происходит приготовление смеси, сильно обогащенной жидким топливом.
- Система холостого хода. Необходима для обеспечения работы на холостом ходу при минимальных оборотах коленвала. Обеспечивает равномерную и стабильную подачу жидкого топлива на низких оборотах. Главная ДС при этом не работает.
- Система ускорительного насоса. Предназначена для кратковременного обогащения топливно-воздушной смеси горючим в момент резкого открытия заслонки дрюсселя (например, при резком ускорении автомобиля). Благодаря ему мотор работает равномерно, без перебоев при разгоне.
- Система дозирования топлива (главная). Регулирует подачу топлива во время движения автомобиля и при различных нагрузках двигателя.
- Система эконостата. Это дополнительная система обогащения топливной смеси в случае полной нагрузки двигателя.
Все эти системы последовательно снабжаются горючим через специальное устройство — топливные жиклеры. Жиклеры определяют количество требуемого горючего для смешивания ТВС. То есть, жиклер — это своеобразный калибровочный механизм, который регулирует размеры канала подачи жидкого горючего.
Как регулировать и настроить карбюратор Солекс
Карбюратор является одной из самых важных частей любого автомобиля. Одним из самых востребованных считается карбюратор Солекс, особенно распространены его модификации 21053, 21083, 21073, 21041. Эти карбюраторы имеют торрировочные данные и большими сечениями диффузоров.
Базовой модификацией карбюратора Солекс является тип 21083. Он рассчитан на поперечные зубья двигателей, имеет наименьшее сечение диффузоров. Все модификации карбюратора практически идентичны, однако, они применяются для разных двигателей. Независимо от типа карбюратора, настройка любого Солекса осуществляется одинаково.
Что делать с повышенным расходом
Прежде чем плотно взяться за карбюратор, обязательно убедитесь в том, что другие системы исправны — свечи находятся в рабочем состоянии, высоковольтные провода не пробивают на массу, а в цилиндрах двигателя есть компрессия (минимальное значение для ВАЗ 2108 – 11 Бар). Выкрутите свечи и проверьте состояние электродов.
Светло-коричневый — правильный цвет электродов на свечах
Наиболее неприятная проблема — увеличение расхода топлива, возникающая по таким причинам:
- износилась диафрагма экономайзера;
- засорён главный воздушный жиклёр или каналы внутри агрегата;
- не держит игольчатый клапан, ограничивающий поступление горючего в поплавковую камеру;
- были установлены жиклёры непонятного происхождения из ремкомплекта.
Местонахождение крышки экономайзера
Чтобы проверить диафрагму, снимите корпус воздушного фильтра (крышка крепится 3 гайками под ключ 10 мм, корпус — 4 гайками на 8 мм). На левой стенке карбюратора по ходу движения авто найдите треугольную крышечку экономайзера, прикрученную на 3 винта, открутите их крестовой отвёрткой. Под ней и находится подпружиненная мембрана, которую нужно проверить и при необходимости заменить.
Снятие фильтра на восьмерке
Для устранения остальных причин вам придётся снять верхнюю крышку «Солекса», отсоединив трос пускового устройства и открутив 5 винтов крепления крестообразной отвёрткой. Дальше действуйте по инструкции:
- Выкрутите воздушные жиклёры, запомнив, где какой должен стоять. Под ними в колодцах прячутся жиклёры топливные, открутите их тонкой отвёрткой и вытащите зубочисткой. Хорошенько продуйте калиброванные отверстия.
- Грушей отсосите бензин из поплавковой камеры вместе с грязью. Заполните все каналы и диффузоры средством из аэрозольного баллона, выдержите указанное на нём время и аккуратно продуйте карбюратор, не снимая с машины.
- Возьмите снятую крышку агрегата, поверните её поплавками кверху и попробуйте подуть в патрубок подачи топлива, заткнув пальцем штуцер сброса давления. Если воздух проходит, замените игольчатый клапан, поскольку он так же беспрепятственно пропускает бензин.
- Если перед увеличением расхода вы заменили все жиклёры, смело откручивайте их и выбрасывайте, а штатные верните на место.
- Перед сборкой убедитесь, что поплавки не касаются стенок камеры, при необходимости аккуратно подогните.
- Соберите «Солекс» в обратном порядке и приступайте к регулировке.
Для снятия верхней крышки Солекса надо отвернуть 5 винтов
Важные моменты
- Перед тем как регулировать карбюратор, рекомендуется провести его самоочистку. Для этого в бензобак заливается специальная жидкость для чистки карбюраторов, двигатель запускается и работает (объём заливаемой жидкости и время работы двигателя всегда указываются на ёмкости с чистящей жидкостью и зависят от конкретной марки). Иногда этой меры бывает достаточно, чтобы избавиться от вышеуказанных признаков неисправности карбюратора и обойтись без его тонкой регулировки.
- Если самоочистка не помогла, выход один: необходимо снять и промыть карбюратор. Для промывки используются как специальные жидкости, так и обычный керосин. Категорически не рекомендуется для удаления загрязнений использовать кисточки или ворсистую ветошь. Волоски и ворсинки, оставшись в мелких отверстиях карбюратора, могут свести на нет все усилия по его очистке. Оптимальный вариант: тщательная промывка в специальной жидкости, а затем продувка всех мелких отверстий сжатым воздухом.
- Перед тем как снимать карбюратор и чистить его внутри, рекомендуется тщательно очистить его снаружи. Причём очищать нужно не только сам карбюратор, но и все детали, находящиеся рядом с ним. Необходимо помнить: любая грязь, оставшаяся на прилегающих деталях, может попасть в чистый карбюратор, когда он будет устанавливаться обратно в двигатель. И если это произойдёт, всю процедуру очистки придётся начинать заново.
Для того чтобы карбюратор работал правильно, следует уделять внимание не только его настройке, но и очистке. Если какой-то из этих процедур пренебречь, то карбюратор вскоре вновь выйдет из строя
Кроме того, внимание следует обратить не только на качество бензина, но и на состояние воздушного фильтра автомобиля, так как в некоторых случаях именно изношенный фильтр оказывается причиной быстрого загрязнения карбюратора.
Это интересно: Как добраться на сломанном автомобиле до автосервиса
Копирайтер с пятилетним стажем. (1 голос, среднее: 5 из 5)
Схема и принцип работы
Виды и модификации карбюраторов для данного автомобиля могут быть самыми различными, но принцип работы остается прежним.
При холодном пуске движка, водитель закрывает воздушную заслонку, чтобы ограничить приток воздуха и увеличить количество бензина. Это позволяет облегчить запуск и вывести обороты, необходимые для стабильной работы.
Карбюратор 21073 дааз устройство и принцип работы: схема устройства и работы карбюратора I — первая камера; II — вторая камера; 1 — рычаг привода ускорительного насоса; 2 — регулировочный винт пускового устройства: 3 — диафрагма пускового устройства; 4 — воздушный канал пускового устройства; 5 — электромагнитный запорный клапан; 6 — топливный жиклер холостого хода; 7 — главный воздушный жиклер первой камеры; 8 — воздушный жиклер холостого хода; 9 — воздушная заслонка; 10 — распылитель главной дозирующей системы первой камеры; 11 — распылитель ускорительного насоса; 12 — распылитель главной дозирующей системы второй камеры: 13 — распылитель эконостата: 14 — главный воздушный жиклер второй камеры; 15 — воздушный жиклер переходной системы второй камеры; 16 — канал балансировки поплавковой камеры; 17 -поплавковая камера; 18 — игольчатый клапан; 19 — калиброванное отверстие перепуска топлива в бак; 20 — топливный фильтр карбюратора; 21 — штуцер подачи топлива; 22 — диафрагма экономайзера мощностных режимов; 23 -топливный жиклер экономайзера мощностных режимов; 24 — шариковый клапан экономайзера мощностных режимов; 25 — поплавок; 26 — топливный жиклер эконостата с трубкой; 27 — топливный жиклер переходной системы второй камеры с трубкой; 28 — эмульсионная трубка второй камеры: 29 — главный топливный жиклер второй камеры; 30 -выходное отверстие переходной системы второй камеры; 31, 33 — дроссельные заслонки: 32 — щель переходной системы первой камеры; 34 — выходное отверстие системы холостого хода; 35 — блок подогрева карбюратора; 30 -регулировочный винт состава <�качества>смеси холостого хода; 37 — штуцер вентиляции картера двигателя; 38 -штуцер для подачи разрежения к вакуумному регулятору зажигания; 39 — штуцеры отбора разрежения для системы рециркуляции; 40 — главный топливный жиклер первой камеры; 41 — эмульсионная трубка первой камеры; 42 -шариковый клапан ускорительного насоса; 43 — диафрагма ускорительного насоса.
В процессе прогрева, подсос воздуха увеличивают, чтобы уменьшить обороты и исключить перебои. Таким образом, воздушная заслонка полностью открывается, а количество бензина снижается. Другие способы прогрева – не предусмотрены конструкцией.
Бензин через топливный фильтр подается в поплавковую камеру, а затем в главную дозирующую систему смесительной камеры. Схема закачки воздуха и смешение его с бензином в диффузоре происходит за счет разряжения, возникающего при работе клапанного механизма и поршней, сжимающих и выталкивающих рабочую смесь.
Система второй камеры предназначена для увеличения притока воздуха к распылителю во время работы двигателя под большой нагрузкой, когда обороты большие.
Чтобы двигатель стабильно работал на холостых оборотах, а малые не давали ему заглохнуть и исключили перебои, предусмотрена система холостого хода. А для поддержания уровня топлива, используемого в карбюраторе солекс 21073, есть целая схема работы поплавковой системы. Рассмотрим работу каждой системы по отдельности.
Регулировка карбюратора солекс
Сначала о том, зачем вообще регулировать карбюратор. Солекс завоевал репутацию самого надежного среди карбюраторов ВАЗ, так что его начали устанавливать на другие марки, в частности, на Оку. И, конечно, после такого тюнинга нужна регулировка подачи топлива.
Эта процедура необходима также после того, как была проведена чистка или ремонт, когда карбюратор демонтировали и разбирали.
Что именно регулируют в солексе:
- Наполнение поплавковой камеры;
- Обороты холостого хода.
Ниже, на видео, доходчиво объясняется как сделать простые регулировки солекса без приборов.
Уровень топлива в поплавковой камере важен для бесперебойной подачи во время движения. Недостаток или перелив чреваты сбоями в работе двигателя, повышением расхода бензина, работой двигателя на переобогащенной смеси. Для регулировки карбюратор не нужно демонтировать. Порядок действий:
- Завести двигатель и прогреть его до рабочей температуры;
- Заглушить мотор и отсоединить трос подачи топлива. Проследить, чтобы бензин при этом не перелился обратно в карбюратор, заранее позаботиться о емкости для него;
- Открутить крепления крышки карбюратора, отсоединить трос подсоса, и только после этого снять крышку;
- В каждой камере будет определенное количество бензина. Нужно измерить высоту пустого пространства камер, от поверхности жидкости до верха. Поскольку наполнение камер будет, скорей всего, разным, вычисляется среднее арифметическое — показатели сложить и поделить на два;
- Нормальная цифра – 24-26 мм. Если бензина больше или меньше, регулируется поплавок (аккуратно отгибается в нужную сторону), после чего измерения нужно провести заново.
Холостой ход(ХХ) регулируется с помощью установки оборотов холостого хода и регулировки оптимальной подачи топлива на ХХ. Последовательность регулировки:
- Запустить двигатель и прогреть его до рабочей температуры, заглушить;
- Винт «качества смеси» (находится в нижней части корпуса) повернуть вправо до упора, а потом на 3-6 оборотов послабляем;
- Запустить двигатель и убрать подсос;
- Выставить обороты на холостом ходу с помощью «винта количества». Оптимальная частота оборотов 800-900 об/мин, но не более 1200 об/мин;
- После этого «винт качества» закручиваем до того момента, пока двигатель не начнет работать с перебоями. Как только слышим перебои в работе, откручиваем винт на 1-1,5 оборота, до тех пор пока не слышим стабильные обороты мотора, без рывков.
Инструкция по регулировке карбюратора
Солекс является достаточно надежным устройством, но желательно через каждые полгода эксплуатации автомобиля проводить необходимые настройки с целью оптимизации работы двигателя и экономии бензина. К ним относятся: регулировка качества топливной смеси, ее уровня в поплавковой камере и количества оборотов холостого хода.
При регулировке карбюратора Солекс, установленного на Ниве, нужно поставить ручку КПП в нейтральное положение, завести двигатель и дать ему поработать минут пять. Это позволит бензонасосу наполнить камеру. Затем следует снять топливный шланг с карбюратора, предварительно выключив зажигание. Для предотвращения вытекания оставшегося в топливопроводе бензина на двигатель приготовьте заранее емкость, в которую его можно слить. После этого демонтируйте тросик управления воздушной заслонкой и снимите винты крепления крышки карбюратора к его корпусу. Убирая крышку, нужно быть предельно внимательным, чтобы не повредить прокладку и крепления поплавков.
Получив доступ к поплавковой камере, необходимо замерить уровень топлива. Это удобно делать штангенциркулем с глубиномером. Расстояние от края камеры до кромки топлива должно быть равно 24-25 миллиметрам. В случае несоответствия этим значениям следует подогнуть язычок на оси поплавков в нужную сторону, поставить крышку на место, запустить двигатель, после чего повторить процедуру снятия крышки и замера уровня топлива.
Настройка холостого хода проводится на прогретом двигателе. Сначала необходимо закрутить плоской отверткой до упора винт качества смеси, находящийся на основании карбюратора. Он имеет левую резьбу, поэтому закручивать его следует против часовой стрелки. Затем нужно открутить его на пять оборотов и завести двигатель. Убрав подсос (воздушную заслонку), делаем минимальные, но устойчивые обороты мотора, вращая винт количества подачи топлива. Затем, медленно заворачивая винт качества, нужно добиться неустойчивой работы мотора, а после этого – открутить винт качества на полтора оборота. Этого достаточно для восстановления устойчивой работы. Установить рекомендованное число оборотов в минуту (850-900) можно с помощью винта количества.