Содержание
- 1 В чем отличие от АКПП?
- 2 Особенности работ с селектором на различных автомобилях
- 3 Признаки поломки датчика переключения передач
- 4 Как диагностировать код ошибки P0705
- 5 Разновидности
- 6 Диагностика датчика
- 7 Что такое МКПП, описание устройства и принцип действия
- 8 Разновидности селекторов автоматической коробки
- 9 Самостоятельное устранение неисправностей в МКПП
- 10 Диагностика МКПП: как узнать уровень масла?
- 11 Как избежать проблем?
- 12 Признаки неисправности АКПП в гидроблоке
- 13 Особенности расположения селектора АКПП
- 14 Восстановление работы селектора АКПП
В чем отличие от АКПП?
Коробка-«автомат» имеет массу существенных отличий от МКПП. Они заключаются в следующих пунктах:
- Устройство.
Выше мы вкратце рассмотрели, что «механика» имеет несколько наборов шестерней с различным количеством зубьев, и переключение передачи выполняется при подключении нужной шестерни. В АКПП имеется только один набор шестеренок, а для переключения используется так называемая планетарная передача. Несмотря на небольшие размеры, она отвечает за передачу всех необходимых передаточных чисел, а другие детали используются для того, чтобы помочь ей справиться со столь сложной функцией. При этом процесс переключения происходит автоматически (отсюда и название) – механизм «самостоятельно» определяет нужный режим работы и устанавливает необходимое положение шестерни. Таким образом водителю не требуется ни выжимать сцепление, ни перемещать рычаг переключения.
Удобство.
Исходя из особенностей работы, несложно понять, что АКПП в разы удобнее, чем МКПП. На «механике» водителю приходится постоянно пользоваться педалью сцепления и рычагом переключения
Это представляет существенную сложность для тех, кто начинает учиться управлению автомобилем, да и в дальнейшем отнимает внимание и время. Каждый перекресток, каждый светофор, каждый пешеходный переход, каждое сколько-нибудь существенное изменение скорости – Вам придется выжимать сцепление и выбирать необходимую передачу
Согласитесь – не слишком-то удобно?
К счастью, от подобных проблем избавлена АКПП – автомобили с такой коробкой просто-напросто не имеют сцепления, а рычаг переключения используется по минимуму (в основном только при старте и остановке транспортного средства). Естественно, что это в разы удобнее и практичнее, особенно при поездках в городской черте (где и приходится чаще всего переключать передачи). В странах Европы и в США автомобили с «автоматом» уже практически вытеснили с рынка «механику» – большинство водителей просто-напросто не умеют управляться с устаревшей МКПП (что, в принципе, не удивительно). А вот у нас АКПП почему-то считается (не всеми, конечно, но достаточно многими водителями) менее удобным вариантом – по мнению существенной части автовладельцев, «механика» позволяет точнее выбирать нужный режим, да и управление ею более приятно.
Цена.
За комфорт всегда следует платить больше – так что, само собой, автомобили с АКПП стоят на порядок дороже, чем машины с «механикой». Ненамного, но ощутимо – к примеру, новый Volkswagen Polo Sedan c МКПП обойдется покупателю примерно в 25.000$, а эта же модель, но с АКПП – уже в 29.000-30.000$.
Это же относится и к стоимости обслуживания – ремонт АКПП, во-первых, обходится на порядок дороже, а во-вторых – за подобную работу возьмется еще и не каждый сервис: ввиду сложности механизма.
Особенности работ с селектором на различных автомобилях
В Toyota Crown jzs171 селектор находится под днищем недалеко от правого колеса. Найти его можно по тросику, идущему от рычага. Узел отличается низкой механической прочностью, поэтому при разборке может рассыпаться. Перед тем, как разберете контактную группу, необходимо найти распиновку контактов на свой автомобиль, так как Toyota Crown имеет несколько вариантов разъемов.
Селектор Toyota Crown
При выполнении работ на селекторе Ленд Ровера желательно иметь помощника. Проверка реагирования коробки передач на положения рычага возможна только из салона автомобиля. При разборке узла необходимо проверить работоспособность лампочек подсветки, так как они часто выходят из строя.
Ситроен С5 имеет плохо противостоящие коррозии контакты, поэтому большинство неисправностей узла связанно с отложением окислений. Чистку контактов рекомендуется проводить при помощи ацетона. Выбирая смазку следует проверить наличие ингибиторов коррозии и высоких диэлектрических свойств.
При обнаружении неисправности селектора дальнейшая эксплуатация авто может привести к серьезным проблемам с автоматической коробкой передач. Нарушения в работе АКПП ставят под угрозу безопасность вождения автомобиля. Также поломки узла сопровождаются потерей комфорта от управления автомобилем, так как приходится по несколько раз переключать рычаг для срабатывания.
Признаки поломки датчика переключения передач
Из-за чего датчик может выйти из строя? Причиной может быть стирание контактов из-за постоянной работы рычагом, попадание внутрь воды вследствие нарушения герметичности, особенно если не установлена защита картера. При выходе датчика переключения передач из строя управляющий блок перестает получать информацию о том, в каком положении стоит селектор. Признаков того, что датчик неисправен, несколько:
• на приборной доске активна лампочка «HOLD», акпп встает в аварийный режим. Заглушив мотор и повторно его запустив, проблему решить не удается.
Подробнее о том, что такое HOLD в АКПП
https://youtube.com/watch?v=vXSeMYKbOrI
• Есть переключение лишь на первую скорость, остальные переключения отсутствуют.
• При движении отсутствуют переключения скоростей, как вверх (со 2 на 3, с на 4), так и вниз (с 4 на 3, с 3 на 2).
Это не полный перечень признаков неисправного датчика переключения передач КПП. Как уже было сказано, отсутствие информации заставляет автомобиль реагировать по-разному. Вопрос снимается компьютерной диагностикой акпп. А как же заменить этот датчик?
Как диагностировать код ошибки P0705
Это руководство по быстрой диагностике кода P0705. Мы опишем, как автомеханик будет устранять неисправность. Это руководство может потребовать некоторых навыков в электрике автомобиля и некоторых инструментов.
Если у вас мало знаний об автомобилях, вы всё равно можете прочитать это, чтобы получить представление, как это делается.
Подключите автомобильное зарядное устройство
Прежде чем приступить к устранению неполадок, всегда следует подключать зарядное устройство. При включенном зажигании существует риск разрядки аккумулятора.
Низкое напряжение может привести к появлению других несвязанных кодов неисправностей, которые могут сбивать с толку. Если не повезёт, это также может привести к повреждению блоков управления и другой электроники.
Подключите OBD2 сканер
Сканер OBD2, который может считывать данные блока управления коробкой передач значительно упрощает поиск неисправностей. Большинство более дешевых из них могут читать только общую память кодов ошибок двигателя.
Проверьте, совместим ли сканер OBD2 с вашей моделью автомобиля и может ли он прочитать блок управления коробкой передач, прежде чем купить его.
Проверьте сигнал от датчика селектора АКПП
На OBD2 сканере перейдите в параметры в реальном времени (live data) блока управления коробкой передач. Проверьте сигнал от датчика селектора.
Когда селектор находится в каком-либо положении, вы должны получить соответствующее значение от датчика. Проверьте все положения, чтобы убедиться в правильности показаний.
Во многих автомобилях вы также можете проверить это значение в блоке управления двигателем. Если возможно, проверьте это, чтобы убедиться в правильности соединения между блоком управления двигателя и блоком управления коробкой передач.
Отрегулируйте датчик селектора
Во многих случаях возможна настройка датчика, и это может решить проблему. Со временем датчик изнашивается и может нуждаться в регулировке. Вы можете ослабить два или три болта и повернуть весь датчик.
Поверните датчик и проверьте значения, полученные с помощью сканера OBD2. Попробуйте отрегулировать его так, чтобы ручка переключения передач соответствовала значению датчика.
Измерение проводки
Если настройка датчика не помогла, необходимо измерить проводку к датчику. Проверьте, нет ли коррозии в разъёма. Для проверки проводов вы должны использовать мультиметр. Понадобится электрическая схема подключения для вашей модели автомобиля.
В большинстве случаев в датчике имеется 4-6 контактов. Когда выбрана какая-либо передача, в датчике заземляется соответствующий контакт, и блок управления коробкой передач зарегистрирует этот сигнал. Тем не менее, всегда нужно находить схему подключения для вашего автомобиля.
Вы также можете проверить наличие коротких замыканий или обрывов с помощью цифрового мультиметра, если у вас есть схема подключения. Чтобы найти схему подключения, можно поискать в Яндексе или Гугле.
Заменить датчик
Если вы измерили все провода, и регулировка не помогла, вам следует заменить датчик селектора АКПП. После замены датчика необходимо выполнить новую настройку с помощью сканера OBD2, чтобы убедиться в его исправности.
После регулировки сотрите коды неисправностей и покатайтесь, чтобы убедиться, что все работает правильно.
Источник
Разновидности
Существует несколько разновидностей, в основном селекторы различаются по местоположению и форме ручки.
- Самым интересным расположение переключателя коробки автомат считается за рулевым колесом. Такое расположение является удобным по нескольким причинам.
- Первая причина – это удобство переключения передач.
- Вторым удобством считается то, что можно установить сплошное сиденье для третьего пассажира спереди. Так селектор коробки типа автомат располагался чаще всего на автомобилях американского производства, которые выпускались до начала 90х годов.
- Вторым видом расположения селектора переключения передач коробки автомат считается кнопочный на приборной панели. Такой селектор располагался на автомобилях, которые выпущены в 1950 годах. Это расположение удобно для автомобилей с высокой посадкой (джипы, минивены, микроавтобусы и другие).
- Напольный. Такой вид чаще всего встречается в современных автомобилях. Изначально на полу посередине располагался селектор переключения передач в автомобилях Европейского производства.
Также коробки различаются по методу защиты от случайного переключения режима.
Некоторые рычаги для того, чтобы переключить режим, требуется либо утапливать, либо приподнимать. На самом деле способ действует. Во время движения, когда рычаг находится в положении движения, если его случайно задеть, не включится другой режим, и коробка автомат не будет испорчена.
Помимо того при резкой смене режима автомобиль резко затормозит, и сзади можно получить удар, тогда ремонт автомобиля обойдется еще дороже. На агрегате есть дополнительная кнопка блокировки. Это уже не так практично как первый вариант, но помогает лучше. Здесь для того, чтобы переключить режим, потребуется изначально нажать эту кнопку. Некоторые производители делают особую схему включения передач. Это очень удобно, тогда водителю не требуется никаких дополнительных нажатий, нужно всего лишь провести по всему маршруту селектор и включить нужный режим.
Существует еще одна система защиты от случайного переключения режима, эта система позволяет переключить передачу лишь после нажатия на педаль тормоза.
Диагностика датчика
Диагностировать АКПП можно собственными руками, либо с помощью компьютера и установленном в нем программного обеспечения. Делается это так:
- попробуйте запустить стартер при включенном стояночном тормозе, либо в нейтральном положении;
- попробуйте запустить на скорости. Разгоните вручную машину и попробуйте запустить стартер. Но делайте это в крайних случаях, если вы находитесь далеко от СТО. Так как автоматическая коробка передач не любит, когда разгоняют автомобиль вручную. А также, устройства на современных АКПП не дадут вам этого сделать, потому что они защищены от такого варварства.
Читать
Основные неисправности и ремонт АКПП Skoda Octavia
Поэтому лучшим способом решения проблемы, будет обращение в специализированный центр по обслуживанию транспортных средств.
Определение кода ошибки P0705
Если вы подсоединитесь к компьютеру с программным обеспечением для проверки ошибок на АКПП автомобиля, то при неисправном датчике положения селектора АКПП, он выдаст ошибку «P0705».
А проверяется на коробке эта ошибка опытным механиком так:
- прозванивается каждый провод датчика на наличие выходного сигнала;
- проверяется напряжение и сигнал заземления.
Чаще всего при возникновении этой ошибки обнаруживается оборванной или закороченной цепь датчика селектора АКПП. В этом случае опытный механик находит обрыв и меняет провод.
После того, как замена провода была сделана, нужно сбросить ошибку.
Сброс ошибок
Сброс ошибок АКПП осуществляется либо с помощью компьютера и программного обеспечения
В этом случае важно присутствие опытного механика, потому что любитель новичок не сможет работать со сложной программой, требующей определенных навыков
Либо можно сбросить ошибку АКПП кустарным образом.
- Откройте капот и отсоедините левую клемму от аккумуляторной батареи.
- Сядьте за руль и нажмите на педаль тормоза. Подержите так секунд тридцать.
- Оденьте клемму на аккумулятор и заведите мотор.
- Ошибка больше не должна появляться.
Что такое МКПП, описание устройства и принцип действия
Отечественный авторынок в большинстве своем имеет модели, оборудованные как раз МКПП – механической коробкой переключения передач. Подобное устройство устанавливается на огромнейшее количество автомобилей, как российского производства, так и продукции зарубежных концернов.
Разберем вкратце устройство МКПП.
Подобный механизм, как уже упоминалось выше, обеспечивает изменение крутящего момента от маховика двигателя. Как можно понять из названия, процесс изменения реализован механически – с помощью перемещения рычага при выжатом сцеплении (при этом двигатель отсоединяется от трансмиссии, упрощая переключение передачи). Сам крутящий момент изначально передается на вторичный вал, и уже потом – на привод колеса.
Для человека, никогда не видевшего этот механизм, его устройство вполне может показаться сложным и запутанным, однако на самом деле оно является относительно простым (особенно по сравнению с АКПП). В комплектацию коробки входят:
- первичный, промежуточный и вторичный валы с шестернями;
- вал для движения задним ходом (естественно, с шестерней);
- картер;
- синхронизаторы;
- сам механизм переключения, имеющий устройства блокировки и «замки»;
- рычаг переключения.
Подшипники установлены в картере, и в них происходит вращение валов. Шестерни, установленные на валах, имеют набор зубьев (каждый – различное количество). Для того, чтобы работа механизма осуществлялась бесшумно и плавно – используются синхронизаторы (чьей задачей является сравнивание угловых скоростей шестеренок во время их вращения). Рычаг, соответственно, служит непосредственно для управления режимами работы – с его помощью водитель и производит переключение передачи, подбирая наиболее подходящий для текущей скорости вариант.
Во избежание самовыключения выбранной передачи используется специальное блокировочное устройство, а для того, чтобы избежать одновременного включения двух передач – используется замковое устройство.
Само переключение происходит посредством перемещения вилочных муфт, закрепленных на валу и вращающихся вместе с ним. Двигаясь продольно, они соединяются с шестерней нужной передачи до соединения зубчатых венцов – после чего соединение блокируется, и коробка начинает передавать вращение на главную передачу.
Скорее всего, неопытный человек, прочитавший приведенное описание, все равно не сможет представить принцип устройства и работы механизма – это необходимо увидеть на наглядном примере…
Разновидности селекторов автоматической коробки
Как уже было сказано выше, не всегда АКПП имеет привычный рычаг (селектор). С учетом того, что автоматическая трансмиссия появилась немногим позже, чем механика, данный агрегат постоянно эволюционировал, то есть имеет множество типов.
Что касается селектора АКПП, если говорить об управлении коробкой, сегодня можно выделить три основных вида селекторов:
- подрулевые;
- кнопочные;
- напольные;
Прежде всего, расположение данного элемент напрямую зависит от модели и типа ТС. Например, подрулевой селектор часто встречается на автомобилях в США, которые были выпущены в конце 80-х.
Такое расположение на рулевой колонке не только облегчало взаимодействие, но также давало возможность поставить спереди большое сплошное сиденье в виде дивана, на котором можно было разместить сразу двоих пассажиров рядом с водителем.
Установка селектора на панели приборов была распространена на американских авто и японских моделях, которые преимущественно выпускались для рынка США. Как правило, такой вариант с кнопочным селектором АКПП можно было встретить на внедорожниках, микроавтобусах и минивенах, то есть на авто с высокой посадкой.
Напольное расположение повсеместно встречается на разных моделях, которые производятся в Европе и Японии. Расположение селектора АКПП выполнено между водительским и пассажирским сиденьем. Также современные версии автоматов могут не иметь рычага, который физически перемещается по режимам. Вместо этого водитель легкими касаниями задействует тот или иной режим АКПП.
Еще добавим, что среди основных функций селектора следует выделить как возможность переключения различных режимов работы трансмиссии, так и защиту от случайных включений. На одних АКПП может присутствовать кнопка блокировки.
Также рычаг может перемещаться по строго определенному алгоритму, когда водителю сначала нужно смещать селектор на себя, после чего появляется возможность включить нужный режим. Иногда встречается решение, когда рычаг нужно сначала «продавить» вниз, после чего можно будет включить тот или иной режим работы трансмиссии.
Сегодня систему блокировки в подавляющем большинстве случаев стали «завязывать» на педаль тормоза. Также прямо на рычаге селектора обычно имеется отдельная кнопка, которая позволяет снимать блокировку для включения некоторых режимов.
Например, если не нажать на тормоз, на некоторых авто попросту не удается запустить двигатель, также не получится включить режим пониженных передач L2 и 1 без нажатия на специальную кнопку, расположенную на селекторе.
Самостоятельное устранение неисправностей в МКПП
Следует сразу уточнить: самостоятельный ремонт МКПП является достаточно серьезной и ответственной задачей – так что если Вы не уверены в своих силах и боитесь усугубить ситуацию – лучше добраться до ближайшего сервиса. Причем все работы (кроме, разве что, замены масла – которую мы уже описали выше) требуют специальных навыков и оборудования
По этой причине мы не будем описывать, как устранить проблему, а просто приведем их список – чтобы Вы знали, когда следует обратить внимание на состояние автомобиля
Основных проблем, которые действительно возникают чаще остальных – не лишком много:
- шум во время езды и при переключении скорости;
- протечка масла (под автомобилем остаются следы масла);
- затруднение при переключении передач;
- соскакивание передачи на нейтральную скорость;
- отсутствие возможности переключения на какую-то передачу (или на все передачи).
Игнорировать эти проблемы нельзя ни в коем случае (а последний пункт так и вовсе никак не получится проигнорировать – автомобиль просто-напросто нельзя будет эксплуатировать).
Причины возникновения вышеперечисленных (да и вообще – любых) проблем с МКПП следующие:
- применение некачественного масла для КПП (или масла, имеющего неподходящие качества);
- использование некачественных запчастей, установленных во время ремонта;
- износ (или выработка) запчастей;
- неправильная эксплуатация КПП;
- использование неправильных режимов работы КПП.
Диагностика МКПП: как узнать уровень масла?
Одной из наиболее важных задач, которые периодически приходится выполнять каждому водителю, является проверка уровня масла в МКПП.
Производить проверку необходимо в случае, если Вы вдруг обнаружите появление пятен масла под автомобилем. Обычно ее выполняют во время техосмотра или проведения различных ремонтных работ специалисты сервиса – этого вполне хватает
Но все же лишняя предосторожность не помешает – если Вы будете периодически проверять уровень – ничего плохого уж точно не будет
Процесс проверки может отличаться в различных моделях автомобилей, однако суть практически у всех одинакова. Мы будем рассматривать процедуру на примере выдержки из инструкции к Opel Vectra B:
- Транспортное средство устанавливается на ровной поверхности (ведь при наклоне точно узнать уровень никак не получится) над смотровой ямой.
- Заглушите двигатель и приступайте к проверке не ранее, чем через 5 минут после остановки.
- Найдите и отвинтите пробку уровня масла КПП. Она располагается позади приводного вала.
- Масло должно находиться на уровне нижнего края отверстия – под пробку, которую Вы сняли.
- При необходимости – если масла ощутимо меньше – его необходимо долить. Для этого следует свинтить сапун, расположенный в верхней части картера КПП и через отверстие долить масло до тех пор, пока оно не начнет вытекать.
- Протереть излишки ветошью и вернуть на место пробки.
Как избежать проблем?
О причинах и признаках поломок мы рассказали, теперь подробно остановимся на способах их устранения. Сразу же следует отметить, что все причины условно делятся на те, которые вызваны механическим износом и те, которые появились в результате неверной эксплуатации авто. На практике многие автолюбители далеко не всегда вовремя меняют рабочую жидкость в коробке, со временем отсутствие смазки может стать причиной перегрева агрегата. В итоге все подвижные компоненты трансмиссии гораздо быстрее ломаются, единственным способом их устранения является замена. Поэтому автолюбителям с коробкой-автомат следует периодически осуществлять диагностику смазывающей жидкости в системе.
Еще одним способом устранения возможных проблем является регулярный прогрев коробки передач зимой, что избавит автовладельца от неисправностей, связанных со смазкой подвижных компонентов. В результате использования некачественного масла страдают соленоиды, а их замена может занять не только много времени, но и немалые финансовые затраты. Не стоит забывать и о том, что подобные трансмиссии всегда чувствительны к агрессивному и быстрому стилю езды. Более того, при постоянной работе мотора на повышенных оборотах очень быстро стачиваются и сгорают фрикционы трансмиссии. Поэтому мы рекомендуем воздержаться от такой манеры вождения.
Еще одной сложностью в устранении поломок трансмиссии является то, что выявить неисправность в большинстве случаев можно только в результате демонтажа и разбора АКПП. Соответственно, трансмиссию нужно будет снимать с машины. Как показывает практика, в домашних условиях осуществить качественный ремонт очень сложно, практически невозможно, поэтому в таких случаях лучше обращаться к специалистам. Ремонт элементов трансмиссии заключается в смене вышедших из строя компонентов. Здесь же нужно отметить, что вне зависимости от способа устранения поломки, ремонт АКПП всегда будет сложнее «механики» из-за конструктивных особенностей агрегата.
Признаки неисправности АКПП в гидроблоке
- Коробка хорошо работает только на холодную/горячую. Загрязнение соленоида.
- Автомобиль не может тронуться, реверс работает. Дело в клапане.
- Передачи не активируются. Сломался соленоид.
- Работают только реверс и первая передача. Заел клапан.
- Пробуксовка по мере движения в горку. Соленоид или каналы гидроблока.
- Удары и рывки при работе трансмиссии. Такие поломки могут вызывать загрязнение гидроблока и обрыв проводки.
- Машина глохнет при переходе на следующую передачу, если не газовать. Заел клапан, поломки произошли в механической части АКПП.
«Железо». Планетарная передача, хабы и суппорта. По мере износа коробки и уплотнительных элементов в ней увеличиваются вибрации. Помножьте это на масляное голодание и получите совсем неидеальные условия для соприкасающихся деталей из металла. Они начинают истираться, крошится, лопаться. Поломки в «железной» части автомата характерны для возрастных машин, на новых возникают нечасто.
Планетарная передача АКПП
Особенности расположения селектора АКПП
Удобное размещение устройства под рулевой колонкой позволяет переключать передачи без помех. Благодаря такому дизайну салона, появляется дополнительная возможность использовать впереди сплошное сидение, где может поместиться третий пассажир. Подобные конструкции широко использовались в автомобилях американского производства в конце прошлого века.
Селекторы кнопочного типа активно применялись в авто, оборудованных сидениями высокой посадки. В пятидесятых годах такие селекторы были очень популярны и устанавливались в автоматах микроавтобусов, минивенов, джипов и других моделей того времени. Основными производителями авто с кнопочным селектором для коробок автомат в тот период были такие известные компании, как Крайслер, Хонда и некоторые японские марки.
Современные транспортные средства, произведенные в Европе и Японии, чаще всего оборудуются автоматическими рычагами переключения передач напольного типа. Здесь селекторы располагаются посередине салона между сидением водителя и передним креслом пассажира.
Восстановление работы селектора АКПП
Как любой агрегат сложной конструкции, рычаг переключения скоростей в АКПП тоже может поломаться или отказать в работе. Большое количество вариантов систем страховки, не исключает возможных поломок селектора коробки автомат. Своевременная диагностика, качественный ремонт и замена отдельных элементов селектора являются гарантией безопасности на дороге.
В зависимости от модели авто, элементы системы управления АКПП отличаются уникальной спецификой. Если селектор вышел из строя и не реагирует на воздействия, рекомендуется обратиться за помощью в специализированные сервисные компании. Здесь будет произведена компьютерная диагностика аппарата. Без устранения причин неполадок в селекторе АКПП работники центров не спешат удалять коды ошибок.
Порядок действий при ремонте селектора:
- Компьютерная диагностика устройства.
- Разборка.
- Визуальный осмотр.
- Промывка и очищение контактов.
- Смазка деталей и узлов.
- Замена отдельных элементов.
- Сборка селектора.
Если селектор не пригоден к дальнейшему использованию, имеет поломки, не подлежащие восстановлению, мастера рекомендуют заменить его на новый экземпляр соответствующей модели.