Лада 1111 ока 2005

Фантастические технологии

Во первых очень сильно смущает вот этот текст: «В некоторых версиях для государственных структур была применена технология охлаждения смесью жидкого свинца.» Я слышал конечно что были проекты реакторов с жидкометаллическим охлаждением, но чтобы в оке, жидким свинцом… Источник, пожалуйста. Второй пункт: «В некоторых версиях для государственных структур на впускном тракте устанавливался компрессор. Мощность форсированного двигателя достигала 310 л.с.» Тоже хотелось бы увидеть источник с данными о такой мощности. Я понимаю, можно её при большом желании затюнинговать до этого, но чтобы такое выпускалось для «государственных структур»? Ну разве что для корпуса камикадзе. 93.124.123.242 21:37, 2 июня 2014 (UTC)93.124.123.242 21:39, 2 июня 2014 (UTC)

По городу

В городском режиме расход топлива «Оки» составляет от 5 до 7 литров, а сам автомобиль показывает себя в городе отлично. Машина хорошо управляемая (если ее не перегружать) и экономичная, практически везде можно найти место для парковки: там, где не влезет полноразмерный легковой автомобиль, «Ока» войдет без проблем.

Но вероятно, возраст автомобиля берет свое. Чем он старше, тем шумнее становится в салоне, однако, если хочется ездить с чуть большим комфортом, можно сделать дополнительную шумоизоляцию. На передних сиденьях посадка комфортна даже для людей с ростом выше среднего, однако педали снесены правее, чем стандартное расположение в легковом автомобиле: для привыкшего к обычному расположению водителю сцепление будет аккурат под правой ногой.

Еще один недостаток — печка. Ее тепла хватает только для людей на передних сиденьях.

Часть недостатков со временем была устранена на производстве: в моделях старше 1900 года появился и отопитель заднего стекла, и тканевые вставки на сиденьях, и полочка на багажнике.

В 1996 году появилась модификация «11113». Двигатель ее был уже 750 «кубиков», а мощность — 36 л.с. По сравнению с предшественницами она была более динамичной и экономичной: расход топлива «Оки» (ВАЗ-11113) этой модификации составляет 6 л на 100 км (городской режим), чему способствовала меньшая рабочая частота вращения.

В 1999 году было изготовлено двадцать восемь тысяч таких машин, а годом позже готовилось к выпуску еще тридцать две тысячи единиц техники. Рост производства значительно ограничивается поставками с «АвтоВАЗа» различных комплектующих.

Технические характеристики

молодежно-гоночная версия Ока Спорт

снегоход ТТМ-1901 «Беркут» с использованием элементов кузова «Оки»

ВАЗ-1111 «Ока» электро

  • Ёмкость АКБ — 30—44 А·ч;
  • Мощность генератора — 800 Вт;
  • Радиус разворота — 4,6 м;
  • Подвеска спереди/сзади — Мак-Ферсон/упругая поперечная балка;
  • Тормоза спереди/сзади — дисковые вентилируемые/барабанные;
  • Шины — 135/80 R12;
  • Объём масляного картера — 2,5 л.

Безопасность

По результатам некоторых краш-тестов, «Ока» набирает более высокие баллы, чем «классика» ВАЗ (потомки ВАЗ-2101), что частично развенчивает бытующий миф об «Оке» как о «капсуле смерти». Однако её безопасность всё же далека от современных автомобилей того же класса[каких?]. Наиболее существенный недостаток — короткий передок (обратная сторона компактности автомобиля) и отсутствие коробчатых передних лонжеронов: их роль у «Оки» играют брызговики моторного отсека с локальным усилением, не обладающие достаточным потенциалом энергопоглощающей деформации. Запасное колесо, как и у «Нивы», находится под капотом, что предположительно влияет на деформацию салона при лобовом столкновении. Из-за широких дверных проемов пороги не выдерживают сильных ударов. Из-за некачественной сварки бывали случаи разрыва кузовных деталей. У экспертов[каких?] вызывала сомнения применимость использованной методики EuroNCAP для подобных случаев: «Методика не способна достаточно адекватно отделить катастрофически небезопасные автомобили от просто небезопасных».

Безопасность пассажиров и водителя

«Ока» – автомобиль, технические характеристики параметров безопасности которого просто отсутствуют. На этом автомобиле в аварии лучше не попадать. При лобовом столкновении со скоростью 50 км\час жизненное пространство передних пассажиров заканчивается в районе спинок передних сидений. Его просто нет. Водителю дополнительную угрозу составит рулевое управление. Учитывая это обстоятельство, ремни безопасности в этом автомобиле выглядят издевательством над здравым смыслом.

О жёсткости кузова говорит следующее: если авто стоит на неровной поверхности, то деформация кузова не позволяет нормально закрыть багажник или дверь. Жёсткость кузова способна защитить лишь от небольшого толчка. При аварии на неё рассчитывать не приходится.

Такова суровая стоимость доступной цены автомобиля ВАЗ «Ока». Технические характеристики малолитражной юркой машинки сводятся на нет полным отсутствием ощущения безопасности. Каждому владельцу этот выбор приходится делать самому. Только не стоит забывать, что кроме вашей собственной жизни в ваших руках всегда находится жизнь и здоровье ваших пассажиров.

Стоит ли подвергать их такой опасности – вопрос риторический. Ведь если производитель выпустил такой автомобиль, значит есть спрос на него. Решение всегда остаётся за вами.

Роль «Оки» в автоспорте[править]

Ожесточённые гонки автомобилей «Ока».

Автомобили «Ока», как и многие другие, регулярно принимают участие в автогонках, спонсируемых за счёт сбора средств в подземных переходах. Соревнования, как правило, проводятся зимой, чтобы машины хотя бы чуть-чуть заносило на поворотах за счёт гололёда. Каждый автомобиль перед стартом оснащается усовершенствованным двигателем, после чего способен развивать такую скорость, что его сможет обогнать разве что мастер спорта по бегу на короткие дистанции.

Поскольку «Ока» — одноместный автомобиль, в раллийных гонках штурману с картой приходится бежать рядом с машиной водителя и сообщать ему о поворотах в открытое окно. Это доставляет последнему некоторые неудобства, так как на прямолинейных участках длиной более 1 км штурман за ним не поспевает, и тому приходится притормаживать.

Во избежание случаев анорексии участники автогонок распределяются по весовым категориям, так как масса водителя весьма значительно влияет на скорость и ускорение «Оки», причём каждая из них получила особое название.

Масса водителя, кг Весовая категория
30—35 Гепарды
35—40 Газели
40—45 Медведи
45—50 Бегемоты
50—55 Черепахи
55—60 Эстонские черепахи
60—65 Хромые эстонские черепахи
65—70 Хромые эстонские черепахи, лежащие на спине

История производства

Массовое производство автомобилей ВАЗ-1111 «Кама» (почти копии выпускавшейся «Оки») предполагалось в татарстанском городе Елабуга на реке Кама на Елабужском заводе легковых автомобилей (ЕлАЗ), в который в 1988 году был в рамках идеологической компании по «конверсии» военно-промышленного комплекса и увеличению выпуска товаров народного потребления перепрофилирован несостоявшейся Камский тракторно-технический завод, под предлогом снизившейся народно-хозяйственной и военно-стратегической необходимости в тракторах и танках. Равный по масштабу АвтоВАЗу, ЕлАЗ должен был производить 900 тысяч в год автомобилей ВАЗ-1111, его работники и их семьи должны были резко увеличить население Елабуги до 300—400 тысяч человек, а от новых жилых кварталов Елабуги до промплощадки завода и до Набережных Челнов должен был быть пущен скоростной трамвай. Ввиду ликвидации плановой социалистической экономики и затем распада СССР, ЕлАЗ позже реализовался не в задуманном виде, а в качестве малосерийного лицензионного производства иностранных автомобилей, выпуск ВАЗ-1111 же был налажен в меньших масштабах на других автозаводах.

После перехода к рыночному ценообразованию и расчётам в валюте Волжский автозавод посчитал для себя выпуск 20 тыс. дешевых малолитражек в год экономически нерентабельным. Поэтому в 1995 году производство модели ВАЗ-1111 «Ока» было полностью передано в Серпухов на СеАЗ (бывший СМЗ) и в Набережные Челны на ЗМА (легковое подразделение КамАЗа, ныне завод Соллерс). Примерно в то же время был разработан 0,75-литровый 2-цилиндровый 33-сильный двигатель взамен 0,65-литрового 29,7-сильного. Новый 33-сильный двигатель ВАЗ-11113 также представлял собой «половинку» более мощного и тяговитого 1,5-литрового мотора ВАЗ-21083.

В конце 1998 года, после дефолта и резкой девальвации рубля, микроавтомобиль «Ока» оказался одним из наиболее дешёвых в мире четырёхколёсных средств передвижения, что резко подстегнуло его популярность на внутреннем и внешнем рынках. До 2005 года ЗМА и СеАЗ постоянно наращивали производство единственной российской модели сегмента «А», но в дальнейшем спрос на морально устаревшую «Оку» стал падать из-за ревальвации рубля и импорта более современных автомобилей (прежде всего узбекского Daewoo Matiz и китайских аналогов). Кроме того, ВАЗ свернул производство двигателя для «Оки», посчитав нерентабельным его дальнейшую адаптацию под нормы Евро-2, вводимые в России с 2006 года, что требовало замены дешёвого карбюратора на дорогую систему впрыска и применение каталитического нейтрализатора в системе выпуска.

СеАЗ-11116-50 фургон.

В 2006 году производство «Оки» на ЗМА было прекращено в связи с покупкой данного предприятия компанией «Северсталь-авто» (ныне Sollers). На оставшемся единственным производителем «Оки» СеАЗе в 2006 году было налажено производство её модификации СеАЗ-11116 с импортным китайским 3-цилиндровым 1,0-литровым инжекторным двигателем (лицензионный мотор от Daihatsu Charade G10), а в 2007 году сделана попытка выпуска (произведена только опытно-промышленная партия) пикапов и фургонов подсемейства СеАЗ-11116-50, а также разработана усиленная версия пикапа СеАЗ-11116-60 полурамной конструкции, грузоподъёмностью 400 кг. Вскоре после этого СеАЗ прекратил производство автомобилей с русским двигателем, полностью перейдя на китайский агрегат.

За годы выпуска «Ока» регулярно подвергалась модернизации: неоднократно менялась панель приборов, система отопления и вентиляции кузова, а также некоторые кузовные детали, прежде всего пластиковый обвес, включая решётку радиатора и бамперы. Начали применяться колёса увеличенной размерности (13″ вместо 12″). Устанавливаемый на СеАЗ-11116 китайский 3-цилиндровый двигатель развивает в полтора раза большую мощность (53 л. с. против 33 л. с.) при существенно меньшей шумности и вибрациях, что вместе с 5-ступенчатой КПП улучшило динамику разгона, повысило максимальную скорость, а также обеспечило выполнение экологических норм Евро-2, а с января 2008 года — Евро-3.

В ноябре 2008 года СеАЗ остановил выпуск «Оки» в связи с её нерентабельностью. До конца года были распроданы остатки товарных автомобилей, а с марта 2009 года СеАЗ находится в состоянии консервации и распродал лишнее оборудование, но при этом поддерживает ряд жизненно важных цехов, например, гальваники, в рабочем состоянии. В 2013 году АвтоВАЗ заявлял о намерении возродить «Оку», но дальше заявлений дело не пошло.

«возрождение Оки к 2020»

Tucvbif, в заголовке чёрным по белому написано, что «есть намерения возродить Оку», и далее написано, что это будет преемник. Какие тут ещё могут быть разговоры? Вы ведь не забыли, что мы просто «конспектируем» здесь информацию, а не занимаемся оригинальными исследованиями? —Barbarian (обс.) 13:48, 5 января 2018 (UTC)
Заголовок — ОРИСС журналистов. В приводимой ими цитате «Ока» не упоминается. Кроме того, не знаете ли вы, как пишутся заголовки — «ШОК! СЕНСАЦИЯ! УЧЁНЫЙ ИЗНАСИЛОВАЛ ЖУРНАЛИСТА!»?—Tucvbif???* 13:57, 5 января 2018 (UTC)
ОРИСС или нет, это уже разбираемся не мы. Ока там неоднократно упоминается. Издания, которые в своих заголовках пишут «шок» и «сенсация», как правило, не признаются авторитетными в википедии. Если Вы усомнились в авторитетности этого издания, можете рассмотреть его в ВП:КОИ, но имейте ввиду, что Вам нужно будет набрать аргументов в пользу того, что это издание не авторитетно, и тем самым доказать это. —Barbarian (обс.) 14:56, 5 января 2018 (UTC)
Как ещё это можно понимать?—Tucvbif???* 10:50, 8 января 2018 (UTC)
Там же написано — «если Ваша…». Очевидно, эта фраза относится к утверждению «Википедия — не место для первой публикации такого доказательства». Здесь же не первая публикация и вообще не моя т. з., у меня нету т. з. по этому поводу. —Barbarian (обс.) 13:52, 8 января 2018 (UTC)
Про «первую публикацию» — это в ВП:ОРИСС. Здесь же под словом «Ваша» имеется ввиду «точка зрения, которую вы хотите отразить в статье».—Tucvbif???* 11:21, 11 января 2018 (UTC)

Самый доступный в мире

Сегодня автомобильный рынок переполнен всевозможными моделями. У каждой машины есть один показатель, который имеет главенствующее значение для большинства покупателей нового автомобиля. Это его стоимость.

Зачастую именно она становится решающим фактором при покупке. Малолитражный автомобиль «Ока», технические характеристики которого имеют средний показатель, является самым предпочитаемым автомобилем на ценовой арене.

Новая модель 2015 года обладает современным дизайном и модернизированным двигателем, а его стоимость находится в пределах 170 тысяч рублей. Это самый доступный четырёхколёсный автомобиль на всей поверхности Земли. Подержанный ВАЗ 1111 «Ока» можно найти на вторичном рынке совсем за смешные деньги – за 30-40 тысяч рублей.

Мотор ВАЗ 1111 – особенности и устройство

650-кубовый мотор 1111 представляет собой «половину» двигателя 2108. Для его создания просто взяли половину двигателя и блока цилиндров, поскольку разработать оснастку под такое решение было проще и дешевле, чем под новый агрегат. Таким образом, 1111-й – двухцилиндровый бензиновый карбюраторный двигатель рядной компоновки, с 2 клапанами на каждый цилиндр и верхней конфигурацией распределительного вала мотора.

1111 в смонтированном виде:

Основные характеристики двигателя «Ока»:

  • мощность – 30 сил;
  • объем – 649 куб. см.;
  • крутящий момент – максимум 44 Нм на 3400 оборотах;
  • рекомендуемое топливо – бензин с октановым числом 92;
  • цилиндров: 2;
  • тип питания – карбюраторное;
  • клапанов – 4;
  • расход горючего – около 4.7 литра на 100 км;
  • охлаждение двигателя – жидкостное;
  • экологический стандарт мотора: Евро-0.

Вес и габариты двигателя «Ока»:

  • вес – 66.5 кг без КПП и сцепления;
  • габаритные размеры – 550*640*670 мм.

Весь рабочий процесс происходит за два оборота коленвала, благодаря чему мотор испытывает серьезные вибрационные нагрузки. Чтобы их компенсировать, предусмотрены два уравновешивающих вала, снижающих вибрацию мотора.

Подачей топливной смеси управляет карбюратор. Смазочная система, как и в 2108, создана с установкой шестеренчатого насоса. Моторное масло забирается из картера, поступая к парам трения распред- и коленвала. Цилиндры орошаются образующимся в ходе работы коленвала масляным туманом, а газораспределительный механизм мотора и клапанные штоки смазываются самотеком.

Технические особенности ВАЗ-1111 «Ока»

Считается, что концепция, а также ряд технических решений заимствован группой разработчиков у модели Cuore японской компании Daihatsu. Тем не менее, «Ока» не является копией этого автомобиля, так как в ней нашли применения оригинальные технические решения, в частности, разработанный инженерами «АвтоВАЗа» двигатель и подвеска.

Предполагаемый прототип, Daihatsu Cuore, в восьмидесятые годы (и в настоящее время) оснащается трехцилиндровым рядным двигателем. Силовой агрегат для «Оки» также должен был быть построен по этой схеме, но разработать его в срок не удалось.

Самым современным двигателем на «ВАЗе» восьмидесятых годов был «восьмерочный» 2108 объемом 1.3 и 1.5 литра. В итоге, было решено изъять из конструкции два цилиндра, чтобы получить короткий блок, и добавить 2 балансирных вала, а также противовесы на маховике и шкиве коленвала, чтобы уравновесить двухцилиндровую конструкцию и избежать вибраций. В дальнейшем проект по созданию трехцилиндрового двигателя был доведен до конца, но нестабильная экономическая ситуация девяностых годов помешала началу производства.

Первый двухцилиндровый двигатель «Оки» имел объем 0,65 литра и мощность 29,7 лс. В дальнейшем для обновленной модели ВАЗ-11113 двигатель был усовершенствован. Объем двигателя второго поколения 0,75-литра, мощность увеличена до 33 лс. Разницу объяснить просто: если в первом случае для создания двигателя для «Оки» взяли менее мощный мотор от восьмерки объемом 1.3 литра, то для второй модификации был использован более мощный полуторалитровый мотор ВАЗ-21083.

Маленький КАМАЗ

Хотя разработка малолитражки велась в Серпухове, в серийное производство ее предполагалось запустить в Елабуге, а так как город находится на реке Кама, то и модели было присвоено название «Кама» ВАЗ 1111. Но в связи с нестабильной экономикой тогда еще в Советском Союзе планам было не суждено сбыться – выпуск марки в намеченном объеме (900 тысяч авто в год) не получился, а Елабужский завод был перепрофилирован. ВАЗ-1111 стали производить в меньших объемах, и на других предприятиях:

  • на Волжском автозаводе в Тольятти;
  • в Серпухове (СеАЗ);
  • в Набережных Челнах (ЗМА).

В Тольятти выпуск малолитражной автомашины продолжался недолго – ее производство на основном конвейере АвтоВАЗа было нерентабельным, и в 1995 году «Оку» сняли с конвейерной линии. Завод малолитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных Челнах выпускал «Оку» до 2005 года, и на шильдиках малолитражек гордо красовались буквы «КАМАЗ».

Происхождение названия

По мнению М. Фасмера, название Ока родственно готск. аƕа «река», др.-в.-нем. аhа, ср.-в.-нем. аhе «вода, река», нов.-в.-н. Аа — название реки в Вестфалии, Швейцарии; лат. aqua «вода». Современные исследователи приводят балтскую этимологию (от корня *Ak)

Фасмер ставит под сомнение балтийское происхождение гидронима — связь с лит. akas «полынья», латыш. аkа «колодец». Совершенно невероятным он считает прибалтийско-финское или марийское происхождение гидронима (от фин. joki «река» или мар. aka «старшая сестра») — эти попытки объяснения отвергаются и некоторыми другими исследователями.
О. Н. Трубачёв полагает, что гидроним всё же скорее балтийского происхождения, поскольку это лучше объясняет форму Ока́. Данное предположение подтверждается тем, что балты (голядь) в своё время (до славян) жили по верхнему течению реки

Средний расход воды (м³/с) реки Оки по месяцам и за год с 1891 по 1985 гг.(замеры производились на гидрологическом посту в районе г. Горбатова)

Согласно ещё одной возможной версии (Х. Краэ), славяне адаптировали субстратный гидроним «древнеевропейского» типа: Ока ← aqṷā «вода». В таком случае гидроним относится ко временам германо-балто-славяно-иллиро-венетской («древнеевропейской») языковой общности, и соотносить его нужно по меньшей мере со временами фатьяновской археологической культуры. Данная гипотеза, как видно, практически не противоречит версии Фасмера.

В настоящее время получила распространение гипотеза В. Н. Топорова о происхождении гидронима Ока из балтийских языков. Она основывается на сопоставлении названия Ока с рядом литовских названий озёр и латышских микрогидронимов, образованных из лит. akis, латыш. acis — «1) незамерзающее место в реке, озере, болоте; 2) прорубь; 3) небольшое открытое пространство воды в зарастающем озере или болоте; 4) бьющий из глубины ключ; 5) глаз». Несколько тысячелетий назад, когда возникло название реки, могло существовать и значение, непосредственно относящееся к этой крупной многоводной реке.

Версия о финно-угорском происхождении названия не противоречит следующим фактам: ударение на второй слог (что может являться следствием наличия краткого гласного в joki и особенностей произношения таких слогов в финно-угорских языках) и фонетические процессы в древнерусском языке (II лабиализация, начальное сочетание *je > o(*jezero > озеро, *jesenь > осень) во время ассимиляции мерян славянами в IX—X веках.

Река с аналогичным названием (Ока) есть также на западе Тверской области.

Больше не производят

Оку, действительно, перестали производить в конце 2008 года. Завод распродаёт оборудование, поэтому некорректно ставить информацию о том, что она продолжает производиться. Sluczewski 20:12, 9 марта 2009 (UTC)

Почему с таким упорством возвращают данные о прекращении производства «Оки» на СеАЗе именно в январе, хотя автомобиль окончательно прекратили собирать уже в ноябре, поэтому в декабре 2008-го по данным ряда вполне надежных источников (АСМ-Холдинг, «Авто-ревю») объем выпуска равнялся 0. Так что годом окончания производства «Оки» и де факто и де юре надо считать именно 2008-й! Может ссылки поменять? Klim 03:40, 16 мая 2009 (UTC)

Фантастические технологии

Во первых очень сильно смущает вот этот текст: «В некоторых версиях для государственных структур была применена технология охлаждения смесью жидкого свинца.» Я слышал конечно что были проекты реакторов с жидкометаллическим охлаждением, но чтобы в оке, жидким свинцом… Источник, пожалуйста. Второй пункт: «В некоторых версиях для государственных структур на впускном тракте устанавливался компрессор. Мощность форсированного двигателя достигала 310 л.с.» Тоже хотелось бы увидеть источник с данными о такой мощности. Я понимаю, можно её при большом желании затюнинговать до этого, но чтобы такое выпускалось для «государственных структур»? Ну разве что для корпуса камикадзе. 93.124.123.242 21:37, 2 июня 2014 (UTC)93.124.123.242 21:39, 2 июня 2014 (UTC)

Больше не производят

Оку, действительно, перестали производить в конце 2008 года. Завод распродаёт оборудование, поэтому некорректно ставить информацию о том, что она продолжает производиться. Sluczewski 20:12, 9 марта 2009 (UTC)

Почему с таким упорством возвращают данные о прекращении производства «Оки» на СеАЗе именно в январе, хотя автомобиль окончательно прекратили собирать уже в ноябре, поэтому в декабре 2008-го по данным ряда вполне надежных источников (АСМ-Холдинг, «Авто-ревю») объем выпуска равнялся 0. Так что годом окончания производства «Оки» и де факто и де юре надо считать именно 2008-й! Может ссылки поменять? Klim 03:40, 16 мая 2009 (UTC)

Технические характеристики

молодежно-гоночная версия Ока Спорт

снегоход ТТМ-1901 «Беркут» с использованием элементов кузова «Оки»

ВАЗ-1111 «Ока» электро

  • Ёмкость АКБ — 30—44 А·ч;
  • Мощность генератора — 800 Вт;
  • Радиус разворота — 4,6 м;
  • Подвеска спереди/сзади — Мак-Ферсон/упругая поперечная балка;
  • Тормоза спереди/сзади — дисковые вентилируемые/барабанные;
  • Шины — 135/80 R12;
  • Объём масляного картера — 2,5 л.

Безопасность

По результатам некоторых краш-тестов, «Ока» набирает более высокие баллы, чем «классика» ВАЗ (потомки ВАЗ-2101), что частично развенчивает бытующий миф об «Оке» как о «капсуле смерти». Однако её безопасность всё же далека от современных автомобилей того же класса[каких?]. Наиболее существенный недостаток — короткий передок (обратная сторона компактности автомобиля) и отсутствие коробчатых передних лонжеронов: их роль у «Оки» играют брызговики моторного отсека с локальным усилением, не обладающие достаточным потенциалом энергопоглощающей деформации. Запасное колесо, как и у «Нивы», находится под капотом, что предположительно влияет на деформацию салона при лобовом столкновении. Из-за широких дверных проемов пороги не выдерживают сильных ударов. Из-за некачественной сварки бывали случаи разрыва кузовных деталей. У экспертов[каких?] вызывала сомнения применимость использованной методики EuroNCAP для подобных случаев: «Методика не способна достаточно адекватно отделить катастрофически небезопасные автомобили от просто небезопасных».

Предыстория

Самостоятельная деятельность конструкторского коллектива Волжского автомобильного завода началась с разработки переднеприводного микролитражного автомобиля ВАЗ-Э1101, первый ходовой образец которого, за несуразную внешность получивший у заводчан название «Чебурашка», был построен в декабре 1971 года. Впоследствии были построены и испытаны ещё две серии прототипов (2Э1101 и 3Э1101 «Ладога»). По габаритам автомобиль примерно соответствовал будущей «Оке» (колёсная база 2000 мм, длина ок. 3200 мм), но снабжался более мощным двигателем (0,9 л., 50…55 л. с.). Сами заводчане оценивали данную разработку весьма самокритично, отмечая чрезвычайно «сырую» конструкцию и большое количество всплывших в ходе её отработки конструктивных и производственных дефектов.

Впоследствии документация на «Ладогу» была передана на Запорожский завод, где она, наряду с собственными наработками и данными по опытным конструкциям НАМИ, была положена в основу будущей «Таврии», в процессе доводки значительно увеличившейся в размерах и перешедшей в следующую, II группу особо малого класса. Некоторые элементы одного из вариантов проработки внешнего вида ВАЗ-Э1101, в частности — конфигурация арок задних колёс, были использованы в дизайне будущей «Оки».

Один из вариантов СМЗ-1101 «Ока», 1982 год.

В 1979—1982 годах Серпуховским мотоциклетным заводом совместно с НАМИ велись работы по созданию альтернативы выпускавшейся с 1970 года, и уже на момент своего освоения в производстве основательно устаревшей по концепции, инвалидной мотоколяске С3Д.

В НАМИ за отправную точку взяли подходивший по габаритам кузов выпускавшегося по лицензии в Польше Fiat 126p «Малюх» («Малыш») с расположенным сзади продольно двухцилиндровым мотором, который послужил в качестве «мула» (носителя агрегатов). Так как автомобильного двигателя подходящего типа в СССР до этого не выпускали, силовой агрегат также позаимствовали у «Фиата», но перенесли вперёд и адаптировали под привод на передние колёса (НАМИ-0219М, НАМИ-0231). Впоследствии был спроектирован и изготовлен оригинальный кузов (НАМИ-0266).

Литература

  • Ситников Г. Г., Феденко И. И. Москва — Уфа: По плёсам пяти рек. — М.: Географгиз, 1954. — 200 с. — 15 000 экз. (в пер.)
  • Соколовский Ю. Е. По Оке : Путеводитель / Рец.: А. И. Владимиров, Б. С. Хорев, И. К. Орфанов, Б. А. Кузьмин;. — М.: Транспорт, 1964. — 144,  с. — 8000 экз.
  • Ростовцев М. И. На приокских просторах. — М.: Мысль, 1975. — 224,  с. — 65 000 экз. (обл.)
  • Ростовцев М. И. Окские дали / Оформление художника И. Ф. Шипулина. — М.: Мысль, 1979. — 176,  с. — 100 000 экз. (обл.)
  • Рыжавский Г. Я. По Оке и её притокам. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 224 с. — (По родным просторам). — 50 000 экз. (обл.)
  • Ока (река, приток р. Волги) — статья из Большой советской энциклопедии. 
  • Ока // Словарь современных географических названий / Рус. геогр. о-во. Моск. центр; Под общ. ред. акад. В. М. Котлякова. Институт географии РАН. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
  • Ока, приток Волги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий