Принцип работы раздаточной коробки, виды, назначение

Режимы раздаточной коробки на постоянном полном приводе

Перейдем к приводам Full-Time. Его особенность заключается в том, что обе оси являются ведущими постоянно. Возможность двигаться по дорогам с твердым покрытием без снижения управляемости достигается наличием межосевого дифференциала. Но этот же элемент также оказывает негативное влияние на внедорожные качества (при потере сцепления на одной оси, колеса второй прекращают вращаться – авто останавливается).

Для решения этой проблемы также используются режимы на раздатке, которые на авто с таким приводом часто обозначаются как:

  • H (полный привод с автоматическим распределением передаточного соотношения);
  • HL (полный привод с заблокированным дифференциалом);
  • LL или Lo (пониженная передача раздатки с блокировкой дифференциала);
  • N (нейтраль).

Последний режим – «нейтраль» идентичен описанному выше, поэтому рассматривать его не будем.

Режим Н – используется по умолчанию и характеризуется постоянной работой дифференциала, поэтому на управляемости он не сказывается, поскольку разница в траектории колес при прохождении поворотов компенсируется имеющимися дифференциалами.

Режим HL используется для рыхлых грунтов и легкого бездорожья. За счет блокировки дифференциала задается определенное соотношение между осями (по сути, получается жесткое подключение). Включать этот режим на авто можно прямо во время движения, причем на любой скорости

Но здесь важно знать, как пользоваться раздаткой с разными механизмами управления. Если она управляется электронным способом, то просто переводим селектор или включаем клавишу при отпущенной педали газа

На коробке же с механическим управлением перед переходом на другой режим нужно включить «нейтраль» на КПП и переводить рычаг раздатки при выжатом сцеплении.

Режим LL используется при движении по сильному бездорожью. По сути, он полностью копирует режим 4L, описанный выше. Да и включение его не отличается – останавливаем автомобиль, затем ставим «нейтраль» на обеих коробках, включаем режим LL на раздатке и только после этого включаем скорость на КПП.

Немного о приводах On-Demand с функцией управления раздаточной коробкой. Такие применяются на ряде кроссоверов. Раздатки таких авто обычно могут работать в трех режимах, 2WD – привод только на одну ось, 4WD (соответствует режиму H в приводе Full-Time) и 4WD Lock (копирует HL).

Как устроена раздаточная коробка?

Раздаточная коробка (или раздатка) — это неотъемлемая часть каждого полноприводного автомобиля. Ее функция заключается в распределении крутящего момента (в дальнейшем КМ) по осям машины, а также в его увеличении при передвижению по бездорожью или плохим дорогам.


Коробка раздаточная имеет следующее устройство:

— вал ведущий передает крутящий момент (в дальнейшем КМ) от коробки скоростей к коробке раздаточной;

— дифференциал межосевой нужен для распределения КМ между двух осей;

— механизм, блокирующий дифференциал межосевой, обеспечивает более сильное соединение задней и передней осей. Блокировка осуществляется вручную или автоматически;

— передача цепная (или зубная), валы привода задней и передней оси, передача понижающая.


Для более полной реализации возможностей полноприводной машины применяется механизм, блокирующий дифференциал межосевой, то есть частичное или полное его выключение. Современные механизмы автоблокировки межосевого дифференциала — это муфта фрикционная многодисковая, дифференциал самоблокирующийся и вискомуфта.

Вискомуфта (другое название — вязкостная муфта) — это наиболее недорогое и простое устройство. Ее работа основана на появлении блокирующего элемента при некоторой разности скоростей осей. Раздаточная коробка чаще всего оборудуется именно вискомуфтой.

Дифференциал самоблокирующийся представляет собой особую конструкцию, которая состоит из червячных шестерен — ведомых и ведущих. Блокировка становится возможной за счет трения в червячной передаче. Так как такой дифференциал имеет ограничения по прочности, то его не применяют на внедорожниках.


Фрикционная многодисковая муфта распределяет КМ между осями в зависимости от внешних условий. При этом КМ перераспределяется на ту ось, которая имеет лучшее сцепление с дорогой. Для обеспечения работы такой муфты раздаточная коробка может быть оборудована гидравлическим или электрическим приводом, а также электросистемой управления.

Блокировка принудительная (или ручная) возможна только при помощи водителя. В этом случае используется гидравлический, электрический или механический привод.

Функция цепной передачи заключается в передаче КМ на переднюю ось машины. Она включает ведомое и ведущее колеса зубчатые, а также цепь приводную. Вместо цепной, раздаточная коробка может быть оборудована зубчатой цилиндрической передачей. На современных машинах понижающая передача выглядит как планетарный редуктор.

На некоторых автомобилях с системой 4х4 есть возможность подключения переднего привода вручную (например, раздаточная коробка УАЗ). Некоторые конструкции имеют системы постоянного привода с возможностью отключения передней оси.

Раздаточная коробка может работать в нескольких режимах: включен мост задний; оба моста машины включены; работают оба моста при блокировке дифференциала межосевого; работают оба моста на передаче понижающей при блокировке дифференциала; работают оба моста при автоблокировке дифференциала. Переключение режимов происходит при помощи рычага, переключателя поворотного или кнопок на панели.

Как работает коробка и нужна ли она?

Как работает?

Для начала разберёмся, как работает раздаточная коробка. Принцип работы раздаточной коробки заключается в том, что дифференциалы, которые бывают двух типов (симметричные и несимметричные) делят крутящий момент на оси. Первый вид механизма распределяет крутящий момент поровну, а второй — не поровну, в зависимости от заданных показателей. Так или иначе, благодаря этому прибору приводные валы могут работать с разной скоростью, что увеличивает манёвренность и устойчивость машины при повороте и при езде по бездорожью.

Принцип действия раздатки:

Также под дифференциалом может быть установлен блокиратор. Это устройство помогает заблокировать дифференциал, распределяющий крутящий момент. После такой блокировки колёса будут вращаться строго с одинаковой скоростью. Управлять этой функцией можно самостоятельно из салона автомобиля либо можно настроить автоматическую блокировку. Такая функция востребована на тех машинах, которым приходится ездить, например, по длинным полям.

У раздаточной коробки существует несколько режимов работы. Она может функционировать:

  • при двух активных мостах и блокировке дифференциала, которая осуществляется в автоматическом режиме;
  • при двух активных мостах, но на понижающей передаче с условием перманентной блокировки дифференциала;
  • при двух работающих мостах и с условием перманентной блокировки дифференциала;
  • при двух работающих мостах;
  • при условии работы только заднего моста.

Если коробка не работает

Неисправности раздаточной коробки бывают разными. Однако существует несколько наиболее часто встречающихся недугов прибора:

  • Сложно включаются передачи. Если у вас наблюдается такая проблема, проверьте штоки и вилки прибора. Они могли износиться в результате долгой эксплуатации. Если это так, следует заменить их как можно скорее. Также причиной могут стать задиры, образовавшиеся на зубчатых колёсах. Если ни одна из указанных причин не касается вас, остаётся лишь проверить фиксаторы. Возможно, указанная проблема вызвана их расхлябанностью.
  • Передачи автоматически выключаются на ходу. Скорее всего, необходимо заменить шестерни. Их зубья наверняка уже успели износиться. Если шестерни в порядке, проверьте целостность креплений вилок. Они могут соскакивать.
  • Коробка ужасно шумит. Для начала вспомните, какие смазывающие вещества вы используете? Возможно, их вязкости недостаточно и нужно подобрать что-то более густое. Зубчатые колёса могли прийти в негодность. Тогда их нужно заменить. Эта же причина может быть вызвана проблемами при работе сцепления или стиранием подшипников.
  • Вытекает масло из РК. Если вы определили, что масло течёт именно из неё — просто купите новые прокладки и попросите мастера их установить.

К сожалению, самостоятельно починить коробку любителю почти невозможно. Единственное, что новичок в ремонтном деле сможет сделать своими руками — произвести замену масла. Для всех остальных процедур потребуется помощь специалиста.

Нужна ли раздаточная коробка?

Как и у любого механизма, у РК есть свои преимущества и недостатки.

Начнём, пожалуй, с минусов. Точнее, с одного, но существенного минуса раздаточной коробки. Дело в том, что большинство её деталей довольно дорого стоят. Поэтому их замена обойдётся недёшево. А те детали, которые продаются по приемлемым ценам, сложны в починке, поэтому тоже могут потребовать средств от автовладельца на работу мастера.

  • При работе «раздатки» во время движения автомобиля на низкой скорости крутящий момент передаётся на оси. Это увеличивает проходимость внедорожника.
  • Примечательно, что при работе «раздатки» большой крутящий момент не может потеряться. Это достигается благодаря демультипликатору. Он является помощником машины в сокращении интенсивности кручения валов привода.
  • Также у водителя автомобиля, оснащённого раздаточной коробкой, есть возможность самостоятельно определять число передачи.
  • При езде в сложных условиях РК станет другом и помощником автомобилиста, помогая его «железному коню» эффективно преодолевать ландшафтные препятствия.
  • Ну и, конечно, одно из ведущих преимуществ заключается в том, что работа раздаточной коробки продляет жизнь трансмиссии.

Но не стоит забывать, что никакая раздаточная коробка не умаляет важности мастерства водителя, решившего проехать на внедорожнике по сложным участкам. Ведь даже при управлении самым «навороченным» авто неопытность ездока может сыграть с ним злую шутку

avtoventury

В прошлой публикации мы пытались расставить все точки над i в вопросе, все ли внедорожники годны для бездорожья. Теперь рассмотрим тему более детально.

С первого взгляда все просто: у полноприводной машины крутящий момент передается от двигателя сразу на все четыре колеса. Такой автомобиль удобен как минимум неприхотливостью к качеству дорожного покрытия — будь то грунтовка, гололедица, мокрая глинистая проселочная дорога или центральный проспект в сильный ливень. Из очевидных плюсов — хорошая проходимость вне дорог с твердым покрытием, а на асфальте — хорошая динамика и отличный старт со светофоров практически без пробуксовки!

Однако иногда случаются казусы — сидит человек во внушительном внедорожнике со стильным шильдом «4WD» на блестящем крыле, но и сам внедорожник «сидит». Конечно, причин тому может быть масса, и самая распространенная из них — сам водитель. Хотя нередко бывает и так, что трансмиссия автомобиля совсем не рассчитана на такие испытания.

Возникают логические вопросы: «Почему не рассчитана?», «А какая рассчитана?». Ответам на эти вопросы и посвящается наша статья.

Существует три типа полноприводных трансмиссий: part-time (подключаемый вручную), full-time (постоянный) и torque on-demand (подключаемый электроникой).

Типы раздаточных коробок Grand Cherokee

Оличить очень просто.
Взгляните на рычаг управления
раздаточной
коробкой

NV242
(Selec-Trac)

Раздаточная
коробка
системы «full-time».
Ставилась только по заказу и только с 4 литровым двигателем, поэтому
встречается редко. Самая
удачная раздаточная коробка, так как:
не имеет виско-муфты,
имеет межосевой дифференциал, жеско блокируемый при необходимости
вручную на любой из двух передач,
дает возможность двигаться по дороге с любым покрытием в режиме
полного привода с работающим межосевым дифференциалом
позволяет отключать передний мост для экономии топлива, и
минимизации износа трансмиссии

относительная нечеткость включения передач

NV249
(Quadra-Trac)

Ставилась и с 4-литровым двигателем и с двигателем 5,2 литра.
И автоматической коробкой

До
1996
года эта раздаточная коробка была системы
«full-time».
То есть, оба моста были подключены постоянно через межосевой
дифференциал. В случае пробуксовки одного из мостов, вискомуфта
начинала частично блокировать межосевой дифференциал. Итак, эта раздаточная коробка:

имеет межосевой дифференциал
дает возможность двигаться по дороге с любым покрытием в режиме
полного привода с работающим межосевым дифференциалом

нет возможности жестко заблокировать межосевой дифференциал
нет возможности отключить передний мост для экономии топлива, и
минимизации износа трансмиссии

вискомуфта не выносит длительного буксования, чуствительна к разному давлению в шинах переднего и заднего моста, ремонт ее дорог.

NV249OD
(Quadra-Trac)

С 1996 года эта раздаточная
коробка стала системы «on-demand»
(потребителям, правда, об столь существенных изменениях почему-то
не сообщили).
То есть, вискомуфта теперь стоит не «над дифференциалом», а подает
крутящий момент на передний мост. Межосевой же дифференциал отсутствует вовсе, а его функции выполняет вискомуфта. Другими словами, в нормальных
условиях, подключен только задний мост (у Вас в это время заднеприводный
автомобиль, как ни печально), а после пробуксовки заднего моста вискомуфта
подключает передний мост и система только тогда начинает
обеспечивать Вам настоящий полный привод. То есть, система начинает
Вас спасать «после» того, как у Вас возникнут проблемы, а не «до».
Потом также неожиданно, без предупреждения, вискомуфта отключает
передний мост, самостоятельно решив, что опасность миновала.

Включить же принудительно
нормальный полный привод нет возможности, можно
только включить пониженную (включится передний мост, а вискомуфта одновременно жестко заблокируется), но в таком режиме
по улицам сильно не поездишь, к сожалению. Итак, раздатка с 1996
года:
есть возможность жестко заблокировать межосевой дифференциал ( но
только в режиме пониженной передачи)
передний мост постоянно отключен, что полезно для экономии топлива,
и минимизации износа трансмиссии
не дает возможность двигаться по дороге с любым покрытием в режиме
полного привода из-за того,
что виско-муфта работает автоматически, а не управляется человеком
(как хотелось бы)
вискомуфта не выносит длительного буксования, ремонт ее дорог. Хотя,
необходимо заметить, что измененная схема привода сделала режим
работы вискомуфты более щадящим.

NV231
(Command-Trac)

Раздаточная коробка
системы «part-time».Ставилась c 4-литровым
двигателем. Часто встречается на автомобилях 1993 года выпуска из-за
нехватки в начале выпуска 249-х раздаток. Позже ставилась только
по заказу — поэтому на автомобилях выпуска после 93 года встретить
ее практически невозможно.
Устанавливалась в паре с ручной (только в 93 году), а чаще с автоматической коробкой.

Также
всегда такой
раздаткой стандартно оснащались автомобили с дизельным двигателем.
Автомобиль с такой раздаточной коробкой приобретать крайне
нежелательно, потому что она:
позволяет отключать передний мост для экономии топлива, и
минимизации износа трансмиссии
не имеет межосевого дифференциала.
не дает возможность двигаться по дороге с любым покрытием в режиме
полного привода с работающим межосевым дифференциалом ввиду
отсутствия таковогоПодробнее…

Как работает раздаточная коробка


Общий внешний вид раздаточной коробки

Базовой функцией раздаточной коробки является подключение или отключение одного из мостов. В конструкции классических внедорожников и полноприводных грузовиков крутящий момент постоянно передавался на задний ведущий мост. Передняя ось, в целях экономии топлива и ресурса его узлов, подключалась только для преодоления сложных участков дороги, либо при сложных дорожных условиях (дождь, лед, снег). Этот принцип сохранен и в современных автомобилях, с той разницей, что постоянно ведущей теперь является передняя ось.

Изменение крутящего момента, его распределение между всеми ведущими осями, – это вторая по важности функция “раздатки”. Межосевой дифференциал раздает крутящий момент между передней и задней осями, при этом они могут получить равные усилия (), либо разделенные в установленной пропорции (несимметричный дифференциал)

Межосевой дифференциал позволяет осям вращаться с разным количеством оборотов. Это требуется при движении по хорошей асфальтированной дороге для снижения износа покрышек и экономии топлива. Когда автомобиль покидает дорогу и требуется выжать из полного привода максимум, включается : оси жестко соединены друг с другом и могут вращаться только с одинаковой скоростью. Предотвращая пробуксовку, такая схема работы усиливает внедорожный потенциал.

Следует отметить, что функция блокировки дифференциала имеется только на небольшом количестве раздаточных коробок, установленных на классические внедорожники, спецтранспорт и военные грузовики. Столь распространенные в наше время кроссоверы и паркетные внедорожники не рассчитаны на движение по действительно серьезному бездорожью, поэтому они лишены этой функции с целью удешевления.

Описание возможных проблем с раздаткой

В процессе работы транспортных средств повышенной проходимости детали и узлы раздатки постепенно приходят в негодность, вследствие износа. Чаще всего случаются следующие перебои в работе механизма:

  • Не включается передний мост.
  • Перегревается раздатка.
  • Утечки и повышенный расход масла раздатки.
  • Несанкционированное отключение переднего моста.

Замена масла в раздатке Нива 2121

Для обеспечения работоспособности транспортного средства необходимо своевременно производить техническое обслуживание. замена масла входит в обязательный перечень работ по ТО машины. Для смены расходного материала в раздатке Нива 2121 потребуется трансмиссионное масло в объеме 0,8 – 1,5 литров.

Периодичность замены смазочной жидкости равна 45 000 км пройденного пути. Первая процедура проводится спустя 60 000 км, а далее – в соответствии с установленным графиком.

Порядок замены масла в раздатке внедорожника Нива:

  • прогреть автомобильные системы и механизмы, для этого нужно завести мотор и проехаться на небольшое расстояние;
  • установить машину на эстакаду или над специальной смотровой ямой;
  • очистить заливную и сливную пробки раздатки от грязи и пыли;
  • подставить под слив емкость для сбора отработанного материала;
  • открутить пробки и слить жидкость;
  • удалить металлические фрагменты, стружку, осколки и прочие элементы износа;
  • завинтить пробку;
  • залить в промывочную жидкость (около одного литра);
  • запустить мотор;
  • прогнать рычаг по передачам раздатки с небольшими задержками;
  • выключить двигатель;
  • слить промывочный состав;
  • заправить раздатку новым маслом;
  • проверить уровень масла  ;
  • при необходимости добавить нужное количество.

Для раздатки внедорожника Нива 2121 чаще всего используются трансмиссионные масла известных брендов Mobil, ТНК, Castrol класса GL-4.

Общие неисправности

Основные неисправности раздаточной коробки и их признаки указаны в таблице:

Поломки раздаточных коробок
Признак Причина
Повышенная шумность Возникает при износе подшипников валов. Сильная выработка рабочих поверхностей подшипников приводит к появлению люфтов в них. Вращение валов в таком случае сопровождается созданием дополнительных шумов. Добавить сторонних звуков может и растянутая цепь привода вала передней оси. В обоих случаях восстановление работоспособности сводится к замене изношенных элементов.
Сильные вибрации Являются следствием дальнейшей эксплуатации раздатки с изношенными подшипниками. При сильном износе появляются сильные колебания валов, из-за чего коробка начинает сильно вибрировать. Вибрации также могут появиться и из-за нарушения центровки раздатки относительно КПП. Такая проблема нередко возникает из-за повреждения или послабления точек крепления коробки к кузову. Вибрация появляется и при дисбалансе карданных валов.
Для устранения неисправности необходимо заменить изношенные и поврежденные элементы, проверить центровку, надежно зафиксировать узел, а также проверить карданы на дисбаланс.
Стуки, скрежет Сигнализирует о критическом износе подшипников и его разрушении. Дальнейшая эксплуатация полного привода приведет к полному выходу из строя узла. Устраняется все путем разборки коробки, дефектовки и замены изношенных элементов.
Затрудненное включение, невозможность смены ступени Появляется в раздатках с ручным управлением. Проявляется из-за задиров на зубьях шестерен, износе или изгибании вилки включения. Вальцовка и задиры на зубьях просто не дают ввести в зацепление шестеренки. Является такая поломка следствием грубого включения привода ранее. Устраняется поломка заменой поврежденных частей – шестерен, вилок.
Самовольное отключение Следствие износа зубьев шестеренок и муфт, фиксаторов механизма переключения. В некоторых случаях такой результат дает неправильная регулировка механизма включения, он просто не доводит шестерни до полного зацепления. Ремонт в этом случае сводится к разборке, дефектовке и замене изношенных и поврежденных составляющих.
Быстрый перегрев Такой результат дает поломка сервопривода включения фрикционной муфты. Из-за этого муфта оказывается постоянно включенной и создание нагрузки в случае преодоления бездорожья приводит к интенсивному нагреванию. Устраняется проблема заменой сервопривода.
Подтекание масла Такой результат дает износ сальников и продавливание прокладок между составными частями корпуса раздатки. Игнорирование проблемы приводит к масляному «голоданию» и поломке узла. «Лечится» такая неисправность заменой сальников и прокладок.
В некоторых случаях утечка масла происходит из-за повреждения корпуса. В этом случае блок придется заменить.
«неадекватное» поведение коробки Виной этому являются сбои в работе электроники. В поиске причины обязательно проверяется вся проводка, идущая на узел, а также места ее соединения. Нередко выходят из строя и сбоят следящие датчики и блок управления раздаточной коробкой. Выявить причину неисправности в этом случае может только опытный электрик. Ремонт же сводится к замене неисправных электронных элементов.
Рывки при движении Являются следствием сильного растяжения приводной цепи. Игнорирование этой проблемы приводит к обрыву успокоителя цепи и повреждениям корпуса. Восстановление работоспособности сводится к замене цепи.

Отметим, что в таблице указаны общие неисправности, которые могут произойти с раздаточной коробкой. Некоторые из них для определенных типов раздаток не присущи. К примеру, в коробке с механическим приводом проблем с электроникой не возникнет из-за ее отсутствия. А в раздатках с электронным управлением не появляются такие неисправности, как невозможность включения или самовольного отключения.

Так что, при появлении каких-либо поломок следует сразу же поинтересоваться особенностями конструкции раздаточной коробки. Это позволит сократить область поисков и быстрее найти причину поломки и устранить ее.

Устройство

Конструкция раздаточной коробки может быть разной. Но, тем не менее, расскажу, какие элементы раздаточной коробки являются основными.

  1. Корпус (картер). Это металлическая коробка, где находятся детали агрегата.
  2. Ведущий (главный, первичный) вал. Именно он передаёт крутящий момент от коробки передач.
  3. Карданные валы переднего и заднего привода.
  4. Межосевой (межмостовой) дифференциал. Распределяет крутящий момент между двумя осями.
  5. Механизм блокирования дифференциала. Отключает или ограничивает крутящий момент на второй оси. За эту функцию отвечает актуатор.
  6. Цепная или зубчатая передача. Необходима для смены передаточного числа.
  7. Маслосборник. Это камера, где находится смазка (масло).
  8. Понижающая передача или синхронизатор. Включает понижающий ряд в ходе движения.
  9. Механизм управления (есть не во всех модификациях).
  10. Шестерни. Обеспечивают работу валов (их взаимодействие друг с другом).

Все эти детали располагаются в корпусе раздаточной коробки, равномерную работу которых обеспечивает трансмиссионное масло.

Самый надёжный тип раздаточной коробки – шестерёнчатого типа, который со временем заменяются другими видами. Эта коробка содержит четыре вала: ведомый, ведущий (главный), привод второй оси и промежуточный. На этих валах имеются шестерни, они же и помогают основным деталям взаимодействовать друг с другом. На каждом валу располагаются по две шестерни разных диаметров.

Ведомый и ведущий вал находятся на одной оси в постоянном контакте. Это обеспечивает непрерывную передачу крутящего момента на эту ось. Таким образом, один мост работает всё время.

Промежуточный вал скреплён с ведущим и приводным валом второй оси. Поэтому он передаёт вращение и на второй мост. В результате обе оси становятся ведущими. К сожалению, принцип работы «раздатки» при такой конструкции не очень хороша, поскольку управляемость автомобиля снижается из-за жёсткой сцепки валов, что снижает активную безопасность. Также износ и нагрузка на детали трансмиссии сильно возрастает.

Кроме раздаточных коробок шестерёнчатого типа, применяются также цепные. В таких устройствах нет промежуточного вала. Крутящий момент передаётся на вторую ось при помощи специальной цепи. Надёжность цепных раздаточных коробок меньше, чем у шестерёнчатых.

Со временем инженеры модифицировали раздаточную коробку, добавив в него межосевой дифференциал и механизм отключения второй ведущей оси.

Какую же пользу выполняет дифференциал в раздаточной коробке? Он регулирует вращение валов с разными скоростями. Но при этом он понижает проходимость автомобиля из-за сдвига всего крутящего момента на одну ось (если другая теряет контакт с дорожным полотном), зато управляемость становится гораздо выше. То есть он может поровну распределять крутящий момент (симметричный тип) или в каком-либо соотношении (несимметричный). А чтобы увеличить проходимость, в «раздатку» добавляют блокировку дифференциала – это полное или частичное разъединение двух мостов между собой. Это осуществляется как в ручном, так и в автоматическом режиме.


Как выглядит межосевой дифференциал

Поэтому в раздаточных коробках с наличием механизма управления автомобиль при обычных условиях имеет одну ведущую ось, а вторая подключается при сложных дорожных условиях.

Но и этого инженерам оказалось мало. От классических блокировок дифференциала решили отказаться, а на их место поставили улучшенные версии — муфты. Остановимся на них более подробно.

Классификация

В целом, конструктивных исполнений раздаток – множество, поэтому и используется классификация их. Она разделяет все существующие виды раздаточных коробок по таким критериям как:

  • Способ распределения мощности;
  • Число передач;
  • Тип механизма управления;
  • Расположение валов.

Распределение мощности

Способ распределения мощности – один из основных критериев, по которым разделяются раздатки. Он характеризует, как именно осуществляется передача вращения между осями.

По этой классификации коробки делятся на обеспечивающие:

  • Постоянный привод на обе оси без возможности отключения какого-либо мостов;
  • Возможность отключения переднего или заднего моста (он в этой компоновке трансмиссии является вспомогательным);
  • «Равноправное» отключение. Такая раздатка позволяет отключать любой из мостов (позволяет на авто сделать любой тип привода – передний, задний, полный).

Трансмиссия с постоянным приводом используется как на легковых авто, так и некоторых внедорожниках. В раздатке таких трансмиссий отсутствует механизм управления, и ведущими являются постоянно все колеса.

Отметим, что в современных конструкциях раздаток полноприводных трансмиссий дифференциал не используется, вместо него устанавливаются разного рода муфты (электромеханические, фрикционные, магнитные). Их особенность заключается в том, что они могут обеспечивать меняющееся соотношение распределения вращения. Управление этими муфтами осуществляется электроникой, что позволяет системе привода быстро реагировать на дорожные условия и направлять больший момент на требуемую ось.

Раздаточные коробки с отключаемым одним из мостов – самая распространенная компоновка для кроссоверов. Ее особенность заключается в том, что водитель самостоятельно решает, когда нужен полный привод. В такой конструкции также нередко используются муфты в качестве межосевого дифференциала. Управление коробкой может быть, как полностью механическим, так и электроприводным.

Схема видов полного привода

«Равноправное» отключение мостов встречается нечасто. Обусловлено это более сложной конструкцией самой коробки.

Количество ступеней

По количеству передач существующие типы коробок передач делятся на одно-, двух- и трехступенчатые. На легковых автомобилях и кроссоверах обычно используется одноступенчатая передача. Это означает, что передаточное число раздаточной коробки равно 1, то есть она его не изменяет и на колеса передается тот момент, который задан КПП.

На внедорожниках же часто встречается двухступенчатая раздатка. В ней имеется две передачи, у которых передаточное число равно 1 и 2. Нередко такую коробку еще называют «раздаткой с делителем». Наличие двух передач позволяет при надобности на этом узле изменить передаточное число, повысив тяговое усилие на колесах. Но при этом автомобиль движется вдвое медленнее. В обычной коробке это делается всего лишь наличием дополнительной пары шестерен.

Трехступенчатые раздаточные коробки на автотранспорте обычно не встречаются, их используют на спец. технике.

Механизм управления

Что касается типа механизма управления, то он бывает ручным, полуавтоматическим и полностью автоматическим. Первый вариант – самый надежный, поскольку в конструкции отсутствует какая-либо электроника. В такой раздаточной коробке водитель самостоятельно, при помощи системы рычагов вводит в зацепление шестерни, включая дополнительный мост.

В полуавтоматическом механизме задействование дополнительного моста осуществляется механизмом управления с электронным приводом. То есть, включение и выключение дополнительного моста проходит без участия водителя. Но такая система управления позволяет и самому водителю включать полный привод.

Ручной и полуавтоматический механизм управления раздаткой

Автоматическое же управление подразумевает, что работу раздаточной коробки полностью контролирует электроника. Она на основе показаний датчиков определяет момент, когда нужен полный привод и задействует его.

Положение валов

Последний критерий, по которым делятся раздаточные коробки – положение валов. Оно бывает соосным и несоосным. Первый вариант указывает на то, что ведомый и вал привода переднего моста расположены на одной оси. Ведущий же вал располагается параллельно им.

В несоосной конструкции на одной оси располагаются ведущий и ведомый валы, а вал переднего моста установлен параллельно.

Что в итоге

Как видно, раздатка в трансмиссии является необходимым элементом на машинах с полным приводом, которые предназначены для бездорожья. При этом раздаточные коробки, устанавливаемые на полноприводные автомобили с различными типами КПП, отличаются между собой:

Так или иначе, раздаточная коробка — важный узел в устройстве полноприводных автомобилей. Такая коробка позволяет крутящему моменту не просто передаваться на все ведущие оси,  но и дополнительно преобразовать этот момент. В результате существенно повышается проходимость и устойчивость автомобиля в тяжелых и сложных дорожных условиях.

Раздаточная коробка устанавливается на всех автомобилях с полным приводом, а также на автомобилях, укомплектованных каким-либо дополнительным оборудованием. Предназначение раздаточной коробки полноприводного автомобиля следующее:

  • распределение крутящего момента между приводными осями;
  • увеличение крутящего момента при езде по бездорожью.

Под автомобилями с дополнительным оборудованием подразумевается всевозможная спецтехника, такая как автокраны, автоподъемники, пожарная техника и прочее. В данном случае раздаточная коробка обеспечивает подключаемый привод масляных насосов, водяных помп и прочего оборудования.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий