Какой тип полного привода выбрать

Что такое AWD-привод?

Если описывать AWD-привод в общем понимании его работы, то окажется, что AWD-система:

а) представляет собой тип полного привода, при котором мощность и крутящий момент отправляются на обе оси, перераспределяя крутящий момент от оси или колеса с меньшей тягой к оси/колесу с большей. Иными словами, данный тип привода, как правило, передает крутящий момент на передние колеса, и только тогда, когда не хватает тяги и автомобиль автоматически подключает в работу задние колеса;

б) если вы владеете кроссовером или другим полноприводным автомобилем, скорее всего, у вас установлена именно эта система привода колес. Порядка 30% автомобилей оснащаются данным типом привода. Среди них можно выделить:

Land Rover FreelanderNissan MuranoSubaru ForesterToyota RAV4Audi Q7 и многие другие известные автомодели со всего мира. Например, как отмечает Нокс, среди носителей системы множество распространенных в США автомобилей Acura, Mini и даже версии Lamborghini ;

в) как правило, в случае нехватки тяги AWD подключает задний привод. Соответственно, распределение крутящего момента составляет 60% на переднюю, 40 процентов – на заднюю оси;

г) главной отличительной частью механической системы AWD является межосевой (центральный) дифференциал, который устанавливается между передними и задними осями. Вариантов систем достаточно большое количество, и несмотря на то, что каждая из них имеет схожую конструкцию, но обладает некоторыми нюансами при срабатывании, например может быть предупреждающим. Основной особенностью механических систем полного привода является их надежность и возможность работать под повышенными нагрузками.

Одним из ярких примеров системы является межосевой дифференциал Torsen, разработанный на основе самоблокирующейся гипоидной передачи, он позволяет механической AWD-системе срабатывать упреждающе, на опережение чувствуя момент, когда необходимо поключать задний привод;

д) система AWD с электронным управлением в большинстве случаев вместо межосевого дифференциала получает электронно управляемую муфту или пакет фрикционных дисков муфты сцепления, который взаимодействует с передней или задней осью на основании различных факторов, включая скольжение/проскальзывание колес, повышенные обороты двигателя, угол поворота руля и много других фактов вроде центробежной силы, боковой реакции шин и так далее.

Некоторые продвинутые системы могут варьировать величину крутящего момента, поступающего на любое из колес автомобиля для обеспечения максимальной тяги, в то время как другие позволяют водителю самостоятельно регулировать распределение крутящего момента.

Плюсами электронно-управляемой системы, кроме прочего, можно назвать:

многообразие программ для работы на грунте, песке, в снегу;высокая точность и скорость реакции на ситуацию;относительно небольшие нагрузки на двигатель и трансмиссию;небольшой расход топлива, поскольку большую часть времени автомобиль едет на одной оси.

Из минусов, соответственно, отмечается:

отсутствие пониженных передач и блокировок дифференциалов;программа не застрахована от совершения ошибочных действий во время движения;водитель, как правило, никак не может влиять на поведение AWD.

Итак, вот основные отличия двух вариантов полноприводных систем AWD – с электронным и механическим управлением. Кратко можно сказать так:

то, что не достает механическим системам AWD, – это отчасти скорости срабатывания и вариативности (регулируемости). Правда, эти недостатки они компенсируют долговечностью.

Нокс утверждает, что большинство электронных AWD-систем не справляются с задачами жесткой эксплуатации, как это нередко бывает на этапах ралли или при другой спортивной эксплуатации автомобилей. Кроме того, электронику труднее предсказать в поворотах и сложнее модернизировать.

Впрочем, аналоговые системы также не идеальны: центральные дифференциалы изнашиваются с течением времени и не всегда обеспечивают тот тип блокировки, который вы ожидаете получить; все будет зависеть от системы и используемой технологии управления системой полного привода.

Недорогие рамные внедорожники

Модели Pajero Sport, Qx80, Patrol, Land Cruiser, Гелендваген – очень качественные, надежные и комфортные автомобили, но всех есть один серьезный недостаток – высокая цена. Среди внедорожников с невысокой стоимостью следует отметить Great Wall Hover, Уаз Патриот, Ford Kuga, Suzuki Jimny.

УАЗ Патриот – самый дешевый авто из всех представленных моделей, производится на Ульяновском заводе с 2005 года. Основные достоинства машины:

  • ремонтопригодность;
  • отличная проходимость;
  • просторный салон;
  • хорошая управляемость;
  • невысокая стоимость запчастей и обслуживания.

Основные недостатки Уазика:

  • слабая шумоизоляция;
  • ненадежная коробка передач;
  • подверженность кузова коррозии;
  • плохое качество сборки.

Недостатков у внедорожника УАЗ Патриот немало, но многое ему прощается за невысокую цену – в 2017 году автомобиль в базовой комплектации можно купить от 780 тысяч рублей. С учетом акций и спецпредложений стоимость может быть значительно дешевле, к тому же UAZ Patriot входит в программу утилизации, где клиенту дается дополнительная скидка.

Great Wall Hover так же, как и УАЗ Патриот, производится с 2005 года, Ховер является первым китайским автомобилем, который стал экспортироваться в Европу. Пользователям модели Hover H5 нравится высокая проходимость авто, причем, внедорожник чувствует себя отлично на дорогах с любым покрытием. Автомобиль имеет просторный салон и вместительный багажник, современный дизайн. Основные минусы автомашины – не слишком хорошее качество сборки, слабая динамика.

Стоимость «рамника» в 2017 году – около одного миллиона рублей, с учетом специальных предложений новый Hover 5 можно купить и за 850 тысяч. Еще один плюс китайского авто – за эти деньги предлагается комплектация Super Luxe (кожаный салон) с большим набором дополнительных опций. Подержанный Грейт Вол Hover с пробегом на вторичном рынке стоит от 400 до 650 тыс. руб., есть весьма неплохие предложения.

Suzuki Jimny – самый компактный авто из всех рамных внедорожников, его длина составляет всего лишь 3,8 метра. Также машина оснащается малолитражными двигателями 1.3 и 1.5 л, в рестайлинговой версии FJ авто выпускается с 2012 года. Suzuki характеризуется надежностью и выносливостью, высокой маневренностью и хорошей динамикой. В автосалонах России РВ можно купить в среднем за 1,1-1,2 млн рублей, с бензиновым двигателем 1.3 предлагаются комплектации с автоматической или механической трансмиссией.

Псевдопостоянный полный привод

Чаще всего встречается на кроссоверах, которые конструктивно не являются автомобилями с полным приводом. В них полный привод подключается автоматически посредством вязкостной муфты. Впервые эту технологию внедрила Toyota, которая назвала данную схему V-Flex Fulltime 4WD.

Межосевой дифференциал в ней отсутствовал, а раздаточная коробка представляла собой соединенный с карданом угловой редуктор. Вязкостная муфта V-Flex II устанавливалась перед задним редуктором. При пробуксовке передних колес она замыкалась и соединяла входной вал редуктора с карданом. Таким образом, при отсутствии разности скоростей автомобиль оставался заднеприводным.

Со временем обнаружились проблемы, связанные с невозможностью полной блокировки, замедленным срабатыванием вискомуфты, её низкой долговечностью и надежностью. Поэтому вискомуфту заменили электронной гидромеханической муфтой. В новой схеме крутящий момент стал передаваться пакетом сжимаемых гидравликой фрикционных дисков.

Электронный блок управления позволил подключать задний привод с дозированным распределением момента в разных пропорциях. Срабатывание происходит как при пробуксовке, так и в зависимости от условий движения. До момента подключения полного привода автомобиль остается моноприводным. Наиболее распространенными гидромеханическими муфтами с электронным управлением являются сегодня муфты Haldex.

Псевдопостоянный полный привод по такой схеме ставится на автомобили BMW X5, Ford Kuga, Chevrolet Captiva, Honda CR-V, Hyundai Tucson, Hyundai Santa Fe, Infiniti EX/QX/FX35, Nissan X-Trail, Kia Sportage и др.

История

Системы полного привода на автомобилях были придуманы не вчера. Их истоки уходят корнями в позапрошлый век.

В 1893 году английский инженер-изобретатель Брама Джозеф Диплок сконструировал и применил систему полного привода для трактора-тягача. Конструкция даже по современным меркам вызывающая уважение, в те годы была верхом инженерного искусства. Бездорожье трактор-вездеход покорял, используя три дифференциала и полноприводную систему с четырьмя (!) управляемыми колесами.

Первым полноприводным автомобилем с двигателем внутреннего сгорания стал Spyker 60 HP, который создали братья из Голландии- Якобус и Хэндрик-Ян Спайкер, в качестве двухместного спортивного автомобиля для гонок вверх по горам (для хилл-клаймбинга). Эта важная веха в развитии систем полного привода произошла в 1903 году.

Потом был немецкий, неказистый на вид Dernburg-Wagen, построенный Daimler-Motoren –Gesellschaft. За ним последовала целая плеяда различных прототипов и поисков надежной, неприхотливой и оптимальной конструкции.

В предвоенные годы, перед Второй мировой войной, Mercedes-Benz, в сотрудничестве с BMW, работали над военной серией «G». Попытки вознаграждались созданием необычных и уникальных автомобилей. Но настоящую, заслуженную славу получил другой легендарный автомобиль военных лет, пришедший с другого континента, который бок о бок прошел военными путями с нашими дедами по непролазным разбомбленным дорогам Брянщины, Подмосковья, Беларуси, Польши и наконец самой Германии, — Jeep Willys.

Система управления полным приводом была проста и эффективна. Одним рычагом джипа включался привод на четыре колеса, другим селектором можно было выбрать повышенные передачи, нейтраль или низкие передачи.

Система полного привода развивалась на протяжении 1950-х и 1960-х годов. Появились внешние блокировки передних ступиц, давшие возможность отключения передней оси для улучшения топливной экономичности и скоростных показателей. В 1963 году семейный полноприводный Jeep Wagoneer обзавелся автоматической коробкой передач. Десять лет спустя на обновленную модель была установлена система Quadra-Trac, первая в отрасли автоматическая система постоянного привода на четыре колеса.

Полный привод переходит на легковые автомобили. Примерно в тоже время, когда американские инженеры развивали «тяжелую артиллерию», японцы пытались привить полноприводную систему на легковые модели. Симбиоз внедорожного привода и легкового кузова был воплощён в Subaru Leone. Модель появилась в 1972 году. Ее отличительными особенностями была система с подключаемым полным приводом, неплохо помогавшим владельцам в плохих погодных или дорожных условиях.

В 1980 году АМС выпускает модель Eagle установивший эталон среди полноприводных пассажирских автомобилей тех лет. Модель была оборудована постоянным автоматическим приводом на все колеса. В то же время появляется настоящая легенда, первенец Audi Quattro с постоянным приводом на все колеса впервые использовавшимся не для улучшения внедорожных качеств, а для улучшения сцепления на дороге, управляемости и производительности в спорте.

1983 год. На Jeep появляется новая система Select-Trac. С этих пор Джипы могли ездить в полноприводном варианте на большой скорости по обычным дорогам без разрушительных последствий для раздатки. В следующем году, на новом Jeep Cherokee была представлена более совершенная система подключаемого полного привода Command-Trac, которая позволила подключать передний мост на ходу.

Начиная с середины 90-х годов, почти каждый автопроизводитель в США начал создавать SUV (спортивные утилитарные автомобили). Делались они незатейливо, бралась рамная основа пикапа и механический привод 4WD. Технически внутренности оставались архаичными, но работали они в новом модном кузове.

Сенсационная популярность внедорожников заставила многих автопроизводителей пойти на поводу у маркетологов и потребителей. Кузова стали делать несущими, от рамной конструкции постепенно начали отказываться. Появился класс кроссоверов, быстро развивающийся и завоевывавший все новые сегменты рынка. В их среде начинают превалировать AWD системы*.

Это интересно: Краткий гид по системам полного привода Mercedes-Benz 4Matic

*Привод на все колеса (All-wheel drive, AWD) способный передавать мощность между обеих осей, а также от колеса к колесу. Гораздо более удобная автоматизированная система полного привода, дающая почти все те же преимущества, что и классическая 4WD, но с меньшим количеством неудобств для повседневного использования. Впрочем, за удобства приходится платить меньшей надежностью привода.

Задний привод (RWD)

Как следует из названия двигатель располагается спереди, а мощность от него посылается на заднюю ось, через карданный вал и дифференциал в центр задней оси. Это классическая компоновка обычно используется на спортивных и дорогих машинах.

Ее плюсы

Прежде всего, данная компоновка дает возможность инженерам «поиграть» с распределением веса, немаловажный фактор для спортивных машин, да и вообще для любых машин.

Так как у этих автомобилей трансмиссия/дифференциал размещены позади двигателя, то добиться нужно развесовки на порядок проще, чем в переднеприводном варианте.

Так как на передние колеса приходится меньший вес и подкапотное пространство «не загромождено» различными дополнительными элементами, колеса могут поворачиваться на большие углы, что прилично улучшает управляемость автомобилем.

Среди плюсов заднего привода в первую очередь отмечаются проблемы переднеприводной компоновки: это меньший радиус поворота, лучшее поведение в поворотах, ускорение, отсутствует силовое подруливание, так как дифференциал расположен строго посередине оси, между двумя колесами и оба приводных вала имеют одинаковую длину.

Минусы заднего привода

Прибавляется больше веса, так как вы получаете карданный вал и дополнительно трансмиссионный тоннель на всю длину автомобиля. Больший вес означает большую потерю мощности, снижение КПД, увеличение расхода топлива.

Если этого не достаточно, дополнительные компоненты увеличивают конечную стоимость автомобиля. Вы получите меньшего пассажирского и багажного пространства вследствие появления вышеупомянутого тоннеля и дифференциала на задней оси, над которым обычно располагается багажник.

Кроме того, поскольку вес, воздействующий на передние колеса уменьшается, они быстрее теряют сцепление на заснеженных дорогах, чем снижают безопасность поездок.

Наконец, дисбаланс распределения веса, часто приводит к тому, что заднеприводный автомобиль имеет избыточную поворачиваемость и при определенных условиях может легко пойти в занос.

У этой монеты есть две стороны, в неопытных руках, избыточная поворачиваемость может быть опасной, человек просто может потерять управление и это будет не самым приятным событием в жизни. А можно и наоборот, при определенных знаниях и умениях получать удовольствие дрифта (1GAI.RU ПРЕДУПРЕЖДАЕТ НИКОГДА, НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ПУСТИТЬ МАШИНУ В ЗАНОС НА ДОРОГАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, ЭТО КРАЙНЕ ОПАСНО!)

Выбираем «правильный» кроссовер

Выше уже шла речь о выборе автомобиля в зависимости от условий эксплуатации. Но на этот выбор влияет и цена, и обслуживание, и стоимость расходников. Немаловажным фактором всегда будет прожорливость автомобиля.

Начиная от 500 тыс. рублей, можно присмотреть отечественный Нива Шевроле или Patriot с механикой или присмотреться к азиатским Hover. Не на много дороже будут стоить Renault Duster. Располагая большей суммой (700-900 тыс. рублей) можно рассматривать варианты KIA, Suzuki, Nissan, Mitsubishi и т. д.

Перед покупкой следует определиться с объемом двигателя, который влияет не только на размер транспортного налога, но и на потребление топлива. Наличие подключаемого полного привода по сравнению с одноприводным вариантом может двукратно увеличить аппетит вашего железного коня.

Когда решены вопросы операционных расходов, будет не лишним походить по салонам, посидеть за рулем разных представителей паркетной братии, ощутить габариты, управляемость, подумать о стояночном месте.

От размера изначального бюджета будет зависеть набор опций вашего будущего автомобиля, который может отразиться на комфорте, качестве и безопасности езды. Но при этом не стоит сбрасывать со счетов водителя, который всегда остается залогом этой самой безопасности. Более того, манера езды, агрессивность на дороге может гораздо больше увеличить объем потребляемого бензина, чем наличие полного привода.

Закрывая тему расхода топлива, стоит упомянуть, что большинство двигателей кроссоверов полноприводных или переднеприводных, не имеют мощных моторов. Скорее речь пойдет о двухлитровом двигателе, который выдаст 120-200 лошадок. Если брать усредненный показатель, то для смешанного цикла адекватная цифра составит 8-9 литров на сотню. Для дизелей будут другие цифры, но и стоимость их выходит далеко за рамки бюджетного автомобиля с полным приводом, пусть и не всегда честным.

2WD: передний или задний привод?

Автомобили 2WD можно разделить на задний (RWD) и передний привод (FWD). Эти два термина просто указывают на то, на какую из осей сконцентрирована мощность двигателя.

Передний привод

Большинство проданных сегодня пассажирских автомобилей имеют FWD, благодаря эффективности использования пространства, лучшей экономии топлива за счет снижения общего веса, а также экономичности производства. Одним из преимуществ размещения как двигателя, так и системы привода в передней части автомобиля является большее пространство для груза и пассажиров.
Поскольку в автомобиле FWD почти 65% веса автомобиля расположено над передними колесами, они отлично справляются со скользкими дорожными покрытиями при движении на медленных скоростях. Однако этот дисбаланс, в сочетании с рулевыми функциями, выполняемыми передними колесами, может означать, что автомобиль будет иметь плохую общую управляемость при движении на высоких скоростях.
Такое сочетание рулевого управления и вождения также означает, что шины изнашиваются быстрее, чем в других приводных системах. Поэтому потребуется более частый ремонт и обслуживание шин.

Задний привод

Ранее большинство пассажирских автомобилей оснащались RWD благодаря одновременно прочной и простой конструкции, а также дешевизне производства. Типичная установка RWD соединяла двигатель и трансмиссию с задним мостом через карданный вал, проходящий по центру автомобиля.
RWD имеют передние колеса для управления, в то время как задняя ось обеспечивает мощность для перемещения автомобиля. Такое разделение труда означает значительное увеличение тягового усилия, а, следовательно, и ускорения автомобиля. Еще одним преимуществом автомобилей RWD является то, что поскольку вес распределяется более равномерно по всем четырем колесам, снижается износ шин, а также увеличивается управляемость в поворотах.
Самым большим недостатком автомобилей RWD является их управляемость во влажную и прохладную погоду. Даже при использовании современных технологий контроля тяги, а также шин с высоким сцеплением с дорогой и высокими эксплуатационными характеристиками, автомобили RWD лучше всего оставлять в гараже во время дождя и снега.

Общие сведения о полном приводе

Обычный автомобиль является моноприводным, крутящий момент поступает только на передние или только задние колеса. Здесь, наверное, для лучшего понимания надо воспользоваться приведенным ниже рисунком, показывающим особенности трансмиссии, характерные для вездехода.

Главной особенностью подобной трансмиссии (в отличие от моноприводных машин) является наличие раздаточной коробки. Благодаря ей между осями автомобиля распределяется в установленном изготовителем соотношении крутящий момент. Конечно, одно только наличие подобного элемента трансмиссии не делает автомобиль вездеходом, но полного привода при отсутствии раздатки просто не бывает.

Существует несколько отличающихся вариантов его реализации, но наиболее востребованными являются следующие:

  1. Part time 4WD. Так называется подключаемый (при необходимости) полный привод, все остальное время автомобиль движется как самый обычный. Использование подобной системы возможно только кратковременно, ее применение на сухом и ровном покрытии обеспечивает повышенный износ трансмиссии и выход из строя.
  2. Full time 4WD. Так обозначается постоянный привод на все колеса, когда крутящий момент всегда распределяется между мостами в установленном изготовителем соотношении. Автомобиль с подобным типом привода может двигаться по любому покрытию, но для получения действительно внедорожных возможностей он должен быть оснащен дополнительными блокировками, например блокировкой межколесного и межосевого дифференциалов.
  3. AWD – полный привод, включающийся автоматически. Бортовой компьютер или элементы трансмиссии (вискозная муфта) сами определяют момент проскальзывания колес и дополнительно подключают другой мост.

Конечно, приведенное описание достаточно краткое и неполное, но оно позволяет понять, как реализуется режим полного привода.

Нюансы

Плюсы и минусы полного привода с автоматическим подключением рассмотрим далее. Подобная конструкция трансмиссии подходит для применения на асфальте, а также грунтовых трассах с небольшим наличием бездорожья. Связано это с тем, что электронные муфты при значительной пробуксовке начинают перегреваться и ломаться. Причем для этого не надо пересекать болота и пески, достаточно будет 10-15 минут на льду. При систематической перегрузке, поломка детали неизбежна, а это чревато дорогостоящим ремонтом.

Чем больше «наворотов» в системе, тем сильнее она склонна к поломкам. Поэтому прежде чем выбрать автомобиль, необходимо учитывать преимущественные трассы, по которым он будет перемещаться. Стоит отметить, что если на одном из индикаторов «АБС» порвется проводок, вся система обнулится, и не будет получать важную информацию извне. Также неприятности могут случаться со сбоями в работе электронике либо при заливке некачественного бензина (не дающего включить пониженную передачу).

Задний привод

Начнем с заднего привода, который считают классическим, это связано с тем, что очень долгое время автомобили имели задний привод и расположенный спереди продольно двигатель.

Итак, преимущества заднего привода:
1. Силовой агрегат и коробка передач закреплена на кузове на мягких и упругих элементах, что гарантирует больший уровень комфорта ввиду отсутствия паразитных вибраций.
2. На рулевое колесо не воздействуют реактивные моменты при разгоне, что улучшает качество контроля над авто.
3. При быстром и резком ускорении с места вес машины перераспределяется назад и ведущие колёса меньше подвержены пробуксовке и потере сцепления с дорогой, что позволяет не эффективнее стартовать.
4. Нагрузка по осям хорошо распределена, оптимально распределяется работа между передними и задними шинами, что предотвращает их быстрый износ.

Недостатки заднего привода:
1. Дороговизна в производстве, что отражается на конечной цене автомобиля.
2. Автомобили с задним типом привода тяжелее, у них, как правило, всегда расположен по центру кузову тоннель, съедающий полезный объем салона, и уменьшающий комфорт задних пассажиров.
3. Проходимость в условиях снега и грязи хуже, чем у переднее- или полноприводных машин.
4. Склонность к заносу задней оси авто.

Какой привод автомобиля лучше?

Итак, надо подводить итоги. Если все сильно упростить, то вывод можно сделать такой: лучшим видом привода является полный привод, работающий в паре с системой курсовой устойчивости ESP. Однако, полный привод обходится дороже при покупке и дорог в обслуживании, да и потребляет много топлива. Если же Вам нужно что-то более экономичное, то оптимальным вариантом станет передний привод, который обладает идеальным сочетанием характеристик. Ну а задний привод стоит выбирать, только если у Вас есть опыт и машина нужна Вам, в первую очередь, чтобы получать удовольствие от вождения.

Преимущества переднего привода:

  • Низкая цена
  • Пониженный расход топлива
  • Проходимость выше, чем у заднего привода
  • Хорошо держит курс на скользкой дороге

  • Разгоняется быстрее переднего
  • Проще выходит из заноса

Минусы полного привода:

  • Высокий расход топлива
  • Высокая цена
  • Дорогой ремонт и обслуживание

Основные типы привода мы разобрали, теперь давайте посмотрим, какие есть виды полного привода.

Полный привод не всегда полный

Многие из вас сейчас будут удивлены, некоторые обескуражены и раздражены. Все потому, что не каждый при покупке внедорожника или кроссовера вникает в технические детали и нюансы. Происходит это по разным причинам. Одни просто доверяют производителю и рекламным слоганам, для других слова полуось, дифференциал и гидромуфта звучат, как из космической отрасли. Оказывается, подавляющее большинство автомобилей с заявленным полным приводом такового не имеют. Как же так получается? Сейчас разберемся. Условно можно выделить следующие типы приводов:

  • Part Time;
  • On Demand;
  • Full Time City;
  • Full Time Everywhere.

А теперь подробно о каждом, дабы быть в теме и не попадаться на крючок автодилеров.

Вариант On Demand по принципу схож с предыдущим, но его можно назвать интеллектуальным, если хотите, это умный автоматизированный Part Time. В обычных условиях вы за рулем переднеприводного внедорожника, но если датчики фиксируют пробуксовку колес, то автоматом часть крутящего момента перебрасывается на заднюю ось или наоборот. К сожалению, автоматика срабатывает с определенной задержкой и может не успеть помочь водителю. Качество такой системы напрямую зависит от цены.

Производители заявляют, что такой «полный» привод хорош для зимы и заснеженных дорог. Но факт остается фактом, большинство времени, вы ездите на обычном паркетнике с приводом на один мост, не более.

Если вы при покупке своего железного коня все же покопались в статьях и на форумах и выбрали автомобиль с межосевым дифференциалом, который не блокируется относительно передней и задней оси, то вы получите самый настоящий Full Time привод для города. Отсутствие блокировки межосевого диффа будет губительным для езды по бездорожью. А вот в условиях городского движения вы всегда будете ездить на полном приводе, чувствуя себя в безопасности даже на скользкой дороге.

А вот кроссоверы и внедорожники с Full Time системой — это те самые настоящие полноприводные автомобили с блокировкой межосевого дифференциала. Не имеет значения, где вы будете эксплуатировать его: в городе, на шоссе или в поле, вы всегда можете быть уверенны в полном приводе. Главное не забывать, выезжая на рыбалку на стильном кроссовере, что на нем нет рамной конструкции, противоподкатных брусов, особой подвески и в условиях жесткого офф-роада он просто не справится. Полный привод, даже постоянный, -еще далеко не гарантия суперпроходимости.

Вот теперь уже понятно, что полный привод может быть честным и нечестным. Кроссоверы с постоянным или подключаемым полным приводом добросовестно будут служить и выполнять свои функции. Ну а если вы приобрели автомобиль с приводом на одну ось, со второй, подключаемой через муфту при пробуксовке, то вы стали обладателем самого нечестного полного привода, который разве что на небольших горках поможет.

Компоновка полного привода

«Классическая»

Схема трансмиссии полноприводного автомобиля с раздаточной коробкой.

Трансмиссия трёхосного полноприводного автомобиля ЗИЛ-157.

Грузовые автомобили повышенной проходимости, автобусы, сконструированные на их базе (ПАЗ-3206, штабные автобусы на шасси ГАЗ-66), внедорожники, начиная с Willys MA и ГАЗ-64.

Один из самых компактных в мире классических внедорожников с несущим кузовом — российская LADA 4×4 ВАЗ-2121.

Двигатель размещён продольно, в одном блоке со сцеплением и коробкой передач. Крутящий момент передаётся через промежуточный карданный вал на раздаточную коробку (ГАЗ-63, ГАЗ-69), впрочем, раздаточная коробка может быть в одном блоке с коробкой передач (УАЗ-469, УАЗ-452). От раздаточной коробки карданные валы передают крутящий момент на передний ведущий мост и на задний (или на тележку, если автомобиль трёхосный и более). Средний мост при этом проходной, от него к заднему идёт карданный вал. На выпускавшихся ранее трёхосных ЗИС-151, ЗИЛ-157, КрАЗ-214 отдельный карданный вал шёл к среднему мосту, а к заднему подходили последовательно два карданных вала с промежуточным подшипниковым узлом, установленным на среднем мосту.

На основе переднего привода

Схема трансмиссии полноприводного автомобиля на основе переднеприводного с продольным расположением двигателя.

Схема трансмиссии полноприводного автомобиля на основе переднеприводного с поперечным расположением двигателя.

На основе переднеприводных легковых автомобилей многие фирмы, особенно японские (родоначальником в 1971 году стала фирма Subaru), выпускают версии с приводом на заднюю ось (как отключаемым, так и постоянно включенным). Встречаются модели как с продольным расположением двигателя, например, Subaru Leone, Audi Quattro и т.д., так и с поперечным (представлены в настоящее время в большинстве случаев). Штатная коробка передач переднеприводного автомобиля (как механическая, так и автоматическая) изменена, установлен редуктор отбора мощности к задней оси, крутящий момент передаётся через карданный вал на заднюю ось. Дифференциал с блокировкой (если он есть, на моделях с постоянным приводом) находится в картере коробки передач. На автомобилях с отключаемой задней осью подключение её производится или рычагом, или кнопкой (вакуумный сервопривод с электрическим управлением). Многие легковые автомобили с полным приводом имеют защиту поддона картера двигателя, дорожный просвет не увеличен в сравнении с переднеприводной моделью (используются одни и те же детали подвески).

Subaru Leone Break 4WD (1972) — Первый в мире дорожный переднеприводный легковой автомобиль дооснащенный полным приводом

Из советских легковых автомобилей эту компоновку имели автомобили ЛуАЗ-967 и ЛуАЗ-969, на них устанавливался двигатель воздушного охлаждения автомобилей «Запорожец», изменённая коробка передач имела подключаемый вал отбора мощности к задней оси. Однако эти автомобили изначально относились к категории внедорожников.

С задним расположением двигателя

Схема трансмиссии полноприводного автомобиля на основе заднеприводного с продольным расположением двигателя.

Subaru Sambar 4WD, Япония. Откинув задний бампер, можно получить доступ к двигателю.

До 2010-х существовало небольшое количество моделей полноприводных автомобилей с заднемоторной компоновкой, например, фургоны и микроавтобусы Subaru Sambar/Domingo, малотоннажные грузовики (грузоподъёмностью около 500 кг) других японских фирм, например, Honda. Основной привод на заднюю ось, коробка передач объединена с главной передачей. Привод на переднюю ось отключаемый или постоянно включен. Доступ к двигателю происходит через откидной задний бампер или через разбираемый пол в салоне микроавтобуса. Подвеска колёс независимая.

VW T3 Syncro Doppelcabine Lastwagen, Германия-Австрия

В Австрии фирма Steyr по заказу VAG выпускала в 1985-1992 гг. полноприводную версию Syncro заднемоторного микроавтобуса Volkswagen Transporter T3. С конца 1980-х модель Transporter Syncro предлагалась еще и в кузовах фургон и пикап, а также премиальных исполнениях Caravelle и Carat.

Некоторые колёсные бронированные машины также имеют заднее расположение двигателя (например, БРДМ-2, БТР-60), но в их конструкции используются агрегаты от «классических» грузовых полноприводных автомобилей (двигатель с коробкой передач, раздаточная коробка).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий