Содержание
- 1 Как правильно трогаться (2 способ)
- 2 Преимущество машины с механической коробкой передач
- 3 Алгоритм работы рук и ног
- 4 Преимущество машины с механической коробкой передач
- 5 Трогаемся правильно на АКПП
- 6 Шаг третий: отпускаем сцепление, начинаем газовать
- 7 Основные правила
- 8 Коробка-«автомат» – это недешево
- 9 Дополнительные режимы
- 10 Переключение передач на механике
- 11 Начало вождения
- 12 Автожурнал АвтоКруто
- 13 Подведем итоги
Как правильно трогаться (2 способ)
Когда вы в полной мере освоили первый вариант, можно переходить к следующему. Здесь мы начинаем пользоваться педалью акселератора. Для начала рекомендуется потренироваться, чтобы уметь держать обороты коленвала на одном уровне. Для этого нужно поставить машину на ручной тормоз, коробку на нейтраль, и начать работать газом.
Если вы не научились контролировать обороты мотора, они будут плавать, а машина глохнуть при попытке тронуться (если их мало) или с пробуксовкой рвать с места (когда много).
Когда научитесь, можете переходить к попыткам тронуться:
- Ставим коробку на нейтраль и заводим машину.
- Левой ногой выжимаем сцепление и включаем первую передачу.
- Правой ногой нажимаем на газ, по тахометру контролируем, чтобы показания находились в районе 1500-2000.
- Плавно отпускаем сцепление.
На начальном этапе рывков при трогании не избежать, но со временем они станут все менее ощутимы.
Преимущество машины с механической коробкой передач
Механическая коробка передач была и остается самой надежной системой управления автомобилем. Именно поэтому все спортивные машины, в том числе и для профессионального спорта, оборудованы механикой. Время разгона на такой коробке значительно меньше, чем у автомата и переключение между скоростями происходит быстрее.
Конструктивные особенности механической трансмиссии отражаются и на цене. Конструкция механики проще, поэтому авто с такой коробкой стоит гораздо дешевле автомата. А разница между ними может составлять от 10 до 30 процентов от стоимости всего автомобиля.
Экономия отражается и на эксплуатационных характеристиках:
- МКПП значительно меньше расходует горючего.
- Ремонт обходится на порядок дешевле. Об автомате такого сказать нельзя.
Испытать чувство полного единства с автомобилем в движении, как будто он является твоим продолжением, а ты его частью, можно только на механике.
Алгоритм работы рук и ног
Решение на практике, как правильно трогаться с места.
- Садимся в автомобиль, оцениваем окружающую обстановку, чтобы при начале движения не задеть ближайшие автомобили или другие препятствия;
- Обязательно пристегиваемся. Соблюдаем правила дорожного движения;
- Ставим машину на ручной тормоз, если он не работает или плохо держит, просим опытного товарища отогнать машину до ближайшего автосервиса, потратив менее тысячи рублей, сбережете куда больше в случае случайного съезда при начале движения в горку.
- Выжимаем левой ногой сцепление и переводим кулису коробки переключения передач с установленной передачи на нейтраль.
- Заводим двигатель, даем ему несколько минут прогреться.
- Выжимаем сцепление.
- Включаем первую передачу.
- Медленно отпускаем сцепление, обороты двигателя должны снижаться, машина слегка вибрирует, одновременно слегка жмем педаль газа. В середине своего хода обе педали должны быть примерно в одном положении.
- Машина должна тронуться. Не отпуская сцепления, прокатитесь несколько метров.
- Плавно, до конца, отпускаем сцепление.
- После этого можно поддать газу для переключения на следующую передачу.
Если вам не удалось сделать это с первого раза, не расстраивайтесь, здесь главное тренировка, спокойствие, плавность и синхронность движений.
При тренировке как правильно трогаться, необходимо повторять это упражнение, без заведения двигателя, пока вы не добьётесь стопроцентного успешного выполнения старта автомобиля.
Преимущество машины с механической коробкой передач
Механическая коробка передач была и остается самой надежной системой управления автомобилем. Именно поэтому все спортивные машины, в том числе и для профессионального спорта, оборудованы механикой. Время разгона на такой коробке значительно меньше, чем у автомата и переключение между скоростями происходит быстрее.
Конструктивные особенности механической трансмиссии отражаются и на цене. Конструкция механики проще, поэтому авто с такой коробкой стоит гораздо дешевле автомата. А разница между ними может составлять от 10 до 30 процентов от стоимости всего автомобиля.
Экономия отражается и на эксплуатационных характеристиках:
- МКПП значительно меньше расходует горючего.
- Ремонт обходится на порядок дешевле. Об автомате такого сказать нельзя.
Испытать чувство полного единства с автомобилем в движении, как будто он является твоим продолжением, а ты его частью, можно только на механике.
Трогаемся правильно на АКПП
В последние годы всё больше автомобилей оснащается кнопкой пуска двигателя START-STOP-Engine (SSE), которая включает зажигание и производит запуск мотора. Система выгодна тем, что одновременно служит противоугонным средством, реагирующим на «родной» электронный ключ автомобиля: при его отсутствии внутри машины рамочная антенна в дверях, заблокирует замки на них и остановит двигатель.
Система SSE может быть установлена как в заводской комплектации, так и самостоятельно.
Варианты запуска двигателя при наличии кнопки SSE:
- С поворотом ключа и нажатием кнопки.
- Без использования ключа.
- С использованием педали тормоза.
- Без использования педали тормоза.
- С задержкой пуска или без задержки.
Последовательность действий для того, чтобы привести авто в движение, будет такая:
- Сели на водительское место, пристегнулись.
- Настроить положение сиденья. Для этого нужно отодвинуть его от руля таким образом, чтобы при положении спинки около 100⁰ можно было без труда достать ступнями до педалей (ноги при этом должны быть немного полусогнутыми). Колени располагаются на одном уровне с бёдрами. Между сиденьем и сгибом коленей должен оставаться промежуток в 2 пальца, а ягодицы должны быть максимально близко к спинке сиденья.
- Руки при правильно регулировке сиденья должны лежать в положении правая рука – «З часа», левая – «9 часов», если представить руль как циферблат часов.
Правильная посадка в автомобиле
- Настроить зеркала. Все три зеркала должны максимально дополнять друг друга, минимизируя «мёртвую зону», недоступную для обзора. Настройка их осуществляется в процессе стоянки.
- В левое зеркало при наклоне головы к плечу должны быть видны заднее крыло нашего авто и дорожное полотно с разметкой. Дорога должна занимать не менее 60% отражения в зеркале.
- В правое зеркало при наклоне головы к продольной оси машины должно быть видно заднее крыло, а при нормальном положении головы – часть заднего бампера.
- Линии горизонта в обоих зеркалах выставляются по принципу 40% — небо, 60% — земля.
- Салонное зеркало сводит воедино информацию, получаемую водителем, дополняя виды в левом и правом зеркалах. Для его регулировки занимают в кресле удобное положение и регулируют так, чтобы максимально отображалось заднее стекло автомобиля.
- Иногда на зеркала наклеивают круглые параболические отражатели, увеличивающие угол обзора. Но начинающим водителям ими лучше не пользоваться, так как они искажают расстояние до реальных объектов.
-
Убедились, что рычаг включения коробки-автомата стоит в положении «парковка» P. Стоит в другом положении – переключили в указанные!
Рычаг коробки в положении парковка
- Нажали педаль тормоза до упора, завели авто ключом или кнопкой запуска. Педаль тормоза всё ещё нажата!
- Рычаг выбора режимов коробки передач переводится в режим «драйв», или D.
Подробнее обязательно смотрите видео:
Шаг третий: отпускаем сцепление, начинаем газовать
Передача включена, левая нога отжала сцепление. Следующее действие — постепенное отжатие педали сцепления. При медленном и плавном ходе отжимаемой педали автомобиль начинает медленное движение. В этот момент вы получаете ответ на вопрос о том, как плавно трогаться на «механике».
Здесь все зависит от настройки механизма сцепления конкретного автомобиля. Как правило, сцепление «подхватывает» в самом начале или в середине хода педали.
Когда автомобиль начал движение, правой ногой необходимо начинать нажатие педали газа. Именно начинать — это не случайная описка. В отличие от педалей сцепления и тормоза, педаль газа довольно чувствительна, и резкое ее нажатие может привести к остановке мотора. Поэтому правой ногой необходимо постепенно увеличивать обороты двигателя, а левой все больше отжимать педаль сцепления.
Ни в коем случае при начале движения нельзя резко бросать педаль сцепления. Это тоже может привести к незапланированной остановке двигателя или неприятным рывкам. Именно эти рывки, как правило, вызывают опасения у новичков, которые не знают, как правильно трогаться на «механике».
Согласованная работа обеих ног при нажатии педалей газа и сцепления является залогом плавного движения с места
Руки после переключения селектора КПП должны находиться на руле, а внимание быть сосредоточено на лобовом обзоре или зеркалах
Основные правила
Прежде всего, важно понимать, как работают те или иные системы управления автомобилем. Перед началом движения рычаг коробки передач обычно находится в нейтральном положении, то есть двигатель работает на холостом ходу, не передавая крутящий момент дальше МКПП, но вращая её первичный вал
На этом этапе выжимается педаль сцепления (крайняя слева). Это полностью отсоединяет коробку от ДВС. Рычаг устанавливается на первую передачу.
На первых порах лучше трогаться на холостом ходу. Для этого достаточно плавно отпустить сцепление после выбора передачи. Когда будет получаться «чувствовать» трансмиссию, можно включать в работу педаль газа. Отпуская сцепление, нужно плавно выжимать акселератор (крайний справа). При этом коленвал должен вращаться с частотой 1500–2000 об/мин. Вначале придётся поглядывать на тахометр, затем можно будет ориентироваться на слух.
Коробка-«автомат» – это недешево
Но здесь нужно учитывать несколько малоприятных в финансовом плане нюансов. Во-первых, изначальная стоимость такой машины существенно больше по сравнению с точно такой же, но оснащённой механической коробкой передач. Причем уровень комфортабельности такого автомобиля может отличаться только этим моментом. Во-вторых, факт наличия в вашем авто автоматической коробки существенно отразится на показателях расхода топлива. И как бы вас ни убеждали в автосалоне в обратном, ссылаясь на современные топливные системы, все равно посещать бензоколонки вы будете намного чаще владельцев аналогичных машин на «механике».
Поэтому если вы хотите сэкономить на первоначальной цене, которую предстоит заплатить в автосалоне, и не нести дополнительных расходов на топливо в процессе эксплуатации, лучше остановиться на варианте авто с механической коробкой передач. Тем более что понять, как быстро трогаться на «механике», не так уж сложно.
Дополнительные режимы
К дополнительным режимам относят режим 2 (доступность только первых двух передач), Е (экономный), S (спортивный), режим O/D (Over Drive).
Рассмотрим их подробнее.
Режим Е
При движении на ровных участках рельефа, программный автомат включает режим равномерного движения с минимальным расходом топлива.
Режим 2
Автомат блокирует выбор всех передач, кроме 1-й и 2-й. Применяется при буксировках или на извилистых горных дорогах.
Режим O/D
Для быстрого разгона автомобиля, при обгоне или затяжном подъёме. В этом режиме активируется максимум третья передача. Включается кнопкой, расположенной на рычаге переключения режимов движения.
Режим S
Режим активного вождения. При включении этого режима переход на более высокие передачи осуществляется на больших оборотах двигателя.
Видео про режими коробки автомат:
Переключение передач на механике
Без своевременного переключения скоростей научиться правильно ездить на механике невозможно. Повышать или уменьшать передачу в первую очередь следует в зависимости от оборотов двигателя, которые обычно определяются на слух. Давайте рассмотрим этот момент на примере разгона.
Автомобиль успешно тронулся с места, набирает скорость, двигатель начинает натужно «подвывать», это означает, что пора переключиться с первой передачи на следующую. Для этого необходимо:
- Выжать сцепление.
- Аккуратно, без рывков перевести рычаг коробки на отметку второй скорости.
- Далее начинаем постепенно уменьшать давление на педаль сцепления, увеличивая нажим на акселератор.
Тем не менее, пока водитель не научится по работе двигателя определять момент переключения скоростей, придется все же следить за тахометром и действовать в зависимости от следующей инструкции для начинающих:
- Когда стрелка показывает от 2500 до 3500 оборотов, пора переключаться на повышенную передачу.
- Если тахометр показывает меньше 1500 оборотов, то следует переключиться на пониженную передачу.
Первая и вторая передачи не смогут обеспечить высокую скорость движения, они лишь служат для более эффективного разгона автомобиля. Для комфортной и экономичной езды скорости следует переключать постоянно. Переход на другие передачи аналогичен вышеописанному процессу.
Кстати ориентироваться можно и по спидометру, в зависимости от скорости включать ту или иную скорость. Для большинства автомобилей подойдет следующая пошаговая инструкция:
- Скорость около 35 км/час – пора включать третью передачу.
- По достижении 50 км/час, переходите на четвертую.
- На четвертой скорости можно разогнаться до 90 км/час, затем следует переключиться на пятую.
Переключение на пониженные скорости происходит аналогично их повышению – при помощи работы сцепления и перемещения рычага на нужную передачу. Отличие лишь в том, что газ при этом необходимо немного сбрасывать, если конечно в вашем случае понижение передачи означает уменьшение скорости движения авто. А вот если вам наоборот нужно быстро ускориться, то понизив передачу, необходимо напротив повысить обороты двигателя, так сказать сделать небольшую «перегазовку», перед тем как отпускать сцепление.
Тормозят на механике, так же как и на автомате, без резких нажимов на педаль тормоза. Обычно после торможения требуется переключение передачи на более низкую. Остановка автомобиля с МКПП достигается нажатием на сцепление и последующим торможением, при этом рычаг переводится в нейтральное положение.
Начало вождения
Правила вождения на механике для начинающих
Вождение автомобиля с механической коробкой передач начинается с освоения расположения скоростей. Чтоб во время движения транспортного средства выполнять переключение автоматически, не присматриваться к рычагу переключения. Проходят начальный этап обучения с выключенным двигателем, так безопаснее. Запомнить расположение передач стоит последовательно переключая рычаг коробки в различные положения. Схема расположения передач нанесена на рычаг. Схема отсутствует — посоветуйтесь с водителями, пусть подскажут расположение каждой передачи. Среднее положение (рычаг свободно двигается)— нейтральное.
Научившись переключать ручку коробки, переходите к следующему этапу: совместите переключение скоростей с нажиманием педалей сцепления и газа. Поставьте ручку коробки в нейтральное положение, предварительно выжав сцепление, запустите мотор и прогрейте до рабочей температуры. Если температура окружающей среды ниже нуля: прогревая двигатель жмите на педаль сцепления. Так ускорится прогрев масла в коробке. Заводите авто при выключенной передаче — чтобы машина не начинала движение бесконтрольно. Начиная вождение, плавно отпустите педаль сцепления и одновременно нажмите на педаль газа. Чтоб машина не заглохла двигателю необходимо набрать обороты. Увеличивают их нажав на газ (легонько), чтоб не спровоцировать резкий старт. Педаль сцепления во время переключения скоростей не нажимайте дольше 2 секунд. Научитесь переключать скорость, используя тахометр, или прислушивайтесь к силовому агрегату. Если обороты мотора маленькие и авто не набирает нужную скорость, то переключите на нейтральное положение, затем перейдите на пониженную передачу.
Если обороты мотора очень высокие, включите более высокую передачу. Показания тахометра помогут ориентироваться на обороты двигателя. Чтоб научиться ездить назад, освойте управление задней скоростью. Включать ее можно остановив автомобиль. При неправильном переключении рычага передача выскочит. На задней скорости коробка очень быстро набирает обороты. Поэтому ездить на ней продолжительное время опасно.
Рекомендуем посмотреть видео о торможении с МКПП:
Автожурнал АвтоКруто
Большая часть покупаемых автомобилей укомплектована АКПП, то есть автоматической коробкой переключения передач. Это делает езду более комфортной и простой. Но, прежде всего, нужно знать, как трогаться на автомате. Это первое, что должен уметь владелец транспортного средства.
— Научитесь двигаться с места и останавливать автомобиль. Этот процесс у механики от автомата отличается, но нельзя отметить, что одно легче второго
У каждого свои нюансы и во всех случаях особую важность представляет правильная последовательность действий. Со временем к вам придет опыт, и эти действия будете совершать как бы на автопилоте
— Запускайте двигатель в нейтральном положении (N) или в положении парковка (Р). В нейтральном положении желательно бы использовать ручной тормоз. На этом этапе участвует только ваша правая нога. Чтобы машина сдвинулась с места, переводите рычаг в положение движение (D). Правую ногу удерживайте на педали тормоза. Ручник отпускаете, и начинайте медленно отпускать тормоза. Машина начнет двигаться. Если нужно, добавляете скорость педалью газа. Передачи начнут переключаться сами, без участия водителя.
— Начинайте нажимать на педаль газа только после появления характерного толчка. Он указывает на полное включение передачи. Во время непродолжительных остановок не надо устанавливать рычаг селектора в нейтральное положение. Если же машина забуксовала, то не давите на педаль газа. Это пользы не принесет и вредно для главной передачи и дляАКПП. Попробуйте включить режим понижающей передачи, действуйте педалью тормоза как сцеплением и обеспечивайте медленное вращение колес.
Подведем итоги
Самостоятельная практика, многочасовые тренировки или помощь более опытных автолюбителей незамедлительно скажутся на результате начинающего водителя. Для начала обучение правильному началу движения и вождению начните с пустырей и автодромов, постепенно переходя на дороги общего пользования. Осваивайте постоянные маршруты на пустых дорогах начиная с раннего утра. Постепенно сдвигайте время к реальным дорожным условиям, в которых вам предстоит передвигаться в будущем.
Научитесь расслабляться, так как ручное управление автомобилем не терпит суеты. Некоторой степенью комфорта, которой придется пожертвовать, пересев с автомата на механику, вознаграждается удовольствием от ощущения полного контроля над автомобилем и бесценным опытом вождения.