Содержание
- 1 Возможные неисправности
- 2 Плюсы и минусы
- 3 Как вообще работает противобуксовочная система и на чем строится её надёжность
- 4 Частые причины неисправности
- 5 ASR / Traction Control — что это такое
- 6 Антипробуксовочная система
- 7 VSC и TRC отключают ошибки
- 8 Зачем нужна антипробуксовочная система
- 9 Устройство системы контроля тягового усилия
- 10 В чем преимущества
- 11 Антипробуксовочная система ASR
- 12 ASR и крутящий момент
- 13 Антипробуксовочная система ASR
Возможные неисправности
Если периодическое свечение индикатора во время разгона или изменения режима движения указывает на нормальную работу антипробуксовочной системы, то его постоянное мигание говорит о возникновении поломок и неисправностей. В таком случае система автоматически отключается. Первое, что следует сделать в подобной ситуации – перейти на крайне осторожный стиль вождения и обратиться к квалифицированному специалисту, который проведет диагностику электроники и механизмов. К самым распространенным поломкам противобуксовочной системы относятся:
- Сбои в программном коде электронного блока.
- Механический износ насоса и/или клапанов.
- Разгерметизация трубопроводов и магистралей вследствие ударов, вибраций, разрушения уплотнителей.
- Поломки датчиков или потеря связи с ними.
- Нарушения в работе управляемых систем – механизмов торможения и регулировки крутящего момента.
Зачастую поломка не ограничивается антипробуксовочной системой, а отражается на АБС и другой связанной с ней электронике. Пути устранения поломок напрямую зависят от их источника – если дело в ПО, к бортовым сетям подключаются специальные программаторы, а если неисправны механические элементы, выполняется их ремонт или замена.
Противобуксовочная система – удобное и полезное средство обеспечения безопасности движения, способное положительно влиять на техническое состояние и эксплуатационные характеристики транспортного средства, снижающее утомляемость водителя. Все это становится возможным благодаря применению инновационных конструкторских решений, оригинальному и надежному устройству системы, ее высокой долговечности и ремонтопригодности.
Плюсы и минусы
Могут ли быть минусы у этой системы, обеспечивающей отличную безопасность при вождении? Оказывается, да.
- Система стабилизации не может справиться с выходом из заноса (у переднеприводных авто) при помощи повышения крутящего момента на передних колёсах. Такой метод часто применяют опытные драйверы.
- На машинах с полным приводом при гололёде самый хороший способ – это аккуратное подгазовывание. А ESP работает здесь по принципу притормаживания и снижения крутящего момента на колёсах, что менее эффективно.
- На рыхлой поверхности (снеге, песке или грязи) система курсовой устойчивости работает неэффективно.
- Если на авто установлена разная резина, давление в шинах отличается, либо неравномерно стёрт рисунок протектора, то ESP будет работать с проблемами.
- Некоторым водителям не нравится, что система сама контролирует педаль акселератора, не давая достичь нужной скорости. Поэтому, если при заносах необходимо прибавить газу, ESP не даст этого сделать. Либо придётся систему временно отключать.
- Автомобиль становится менее чувствительным в управлении, потому что электроника постоянно проверяет все действия водителя.
У ESP есть преимущества, благодаря которым на недостатки можно закрыть глаза.
- Скорость реакции электроники в разы быстрее, чем у человека. За какие-то миллисекунды ESP определяет начало заноса и сразу же начинают срабатывать меры против него.
- Более комфортное вождение при поездках на длинные расстояния, при которых устраняются крены при прохождении поворотов на быстрой скорости.
- Улучшение управляемости и устойчивости авто.
- В течение каких-то 20 миллисекунд ESP «видит» потерю управляемости и активирует тормозное усилие на нужных колёсах и устраняет начало заноса до того, как водитель сам это понял.
- Работает система стабилизации незаметно, а только индикатор на панели приборов указывает на то, что ESP начала свою работу.
- В более продвинутых системах есть такие фишки, как предотвращение опрокидывания автомобиля (RSC) и система стабилизации прицепа (TSC).
- ESP можно по желанию отключать. А некоторые системы имеют специальные режимы, которые допускают небольшие скольжения и манёвры, включаясь только в критичных ситуациях.
Важно понимать, что на 100% ESP не способна защитить автомобиль от заноса. Всегда включайте голову при езде и выполнении резких манёвров
Например, если вы захотите ехать на скорости более 120 км/ч на обледенелой дороге и совершить крутой поворот, то здесь не поможет даже самая совершенная система ESP.
Немного очень полезной информации, о которой вам не расскажут в автосервисах и автосалонах.
Как вообще работает противобуксовочная система и на чем строится её надёжность
Итак, суть действия ASR довольно простая, её цель — погасить потерю тяги во время движения, которая может наблюдаться в колесах любого автомобиля, от совсем легковесного до тяжёлого грузового транспорта.
Электрогидравлическая система должна обеспечить контроль за двигателем и тормозами на протяжении всего движения, в том числе и тогда, когда условия движения даже хуже, чем просто неблагоприятные. Некоторые водители не могут вовремя увидеть ухудшение условий движения и слишком быстро набирают скорость. При достижении определённого показателя ускорения, которое считается чрезмерным, колёса начинают проскальзывать – сначала незаметно, а дальше, если водитель вовремя не почувствовал это и не остановился, уже сильно. Это влияет на управляемость и может привести к сильной аварии.
Умная антипробуксовочная система ASR самостоятельно следит за тем, насколько хорошо колеса взаимодействует с дорожным полотном. Она добавляет контроля действует и даёт возможность водителю сглаживать последствия своей невнимательности.
Многие водители замечают, что использование такой антипробуксовки негативно сказывается на производительности транспортного средства, однако действительно заметить это в условиях использования автомобиля можно только в том случае, если транспортное средство действительно относится к высокопроизводительным профессиональным автомобилям.
Пользу же от контролирующей системы переоценить очень сложно – это отличный гарантийный механизм, который страхует начинающих и невнимательных водителей, а также является просто неоценимым помощником в тяжёлых погодных условиях. Известны случаи, когда противобуксовка спасала водителей в чрезвычайных ситуациях, помогая избежать аварии при экстренном торможении и сохранить автомобиль подконтрольным на мокрой или обледеневшей дороге.
Технологии почти 30 лет – первые системы этого типа были установлены в автомобилях ещё в начале девяностых. Работая в связке с антиблокировкой ABS, используемой на современных тормозах, этот комплекс мер безопасности значительно повышает надёжность автомобилей и снижает вероятность аварии.
Частые причины неисправности
Работоспособность противобуксовочной системы TCS напрямую зависит от исправности ABS.
Наиболее частые причины выхода из строя:
- неисправность одного из датчиков вращения колес;
- засорения зоны слежения за скоростью вращения колеса (гребенки);
- нарушение целостности кабелей соединения датчиков с блоком управления;
- отказ электроклапанов блока ABS;
- неисправность насоса блока ABS;
- перегорание предохранителей, обслуживающих блок управления;
- проблемы CAN-шины.
Устранение неисправностей TCS начинают с компьютерной диагностики. После определения неисправного датчика, узла или компонента приступают к устранению конкретной неисправности.
После устранения неисправности на многих автомобилях ошибка продолжает быть активной. Для того чтобы удалить ошибку, требуется выполнить определенную последовательность действий в динамическом режиме (ходовые испытания). Это может быть движение автомобиля с последовательными поворотами и торможениями. Например, на автомобиле Mercedes Sprinter – это четыре последовательных левых поворота с торможениями.
ASR / Traction Control — что это такое
Итак, давайте разберемся, что же такое трэкшен контроль? Говоря простым языком, это система, включающая в себя муфту, перераспределяющую крутящий момент между ведущими колесами автомобиля, антиблокировочную систему, выборочно притормаживающую колеса, а также набор датчиков с блоком управления, координирующего действия этих устройств для гашения заноса автомобиля и пробуксовки колес.
По сути, сегодня трэкшен контроль объединяет в себе возможности противозаносной и противобуксовочной систем, хотя изначально он создавался как эффективный инструмент борьбы с пробуксовкой.
Общеизвестный факт, что первой автомобильной маркой, серийно внедрившей трэкшен-контроль в автомобилях, стала американская компания Buick, представив в 1971 году систему под названием MaxTrac.
Работа системы была ориентирована на препятствование пробуксовке ведущих колес, а управляющий блок посредством датчиков определял пробуксовку и подавал сигнал на уменьшение оборотов двигателя посредством прерывания зажигания в одном или нескольких цилиндрах, то есть, «душил» мотор.
Подобная схема оказалась весьма живучей и сегодня используется практически всеми автопроизводителями. Впрочем, на тот момент противобуксовочная система не обладала функцией динамической стабилизации автомобиля.
Существенную роль в развитие системы Traction Control (сокращенно — TRC) внесли японские инженеры концерна Toyota. Именно им одним из первых пришла в голову мысль использовать принципы, заложенные в систему, для стабилизации автомобиля в случае возникновения аварийной ситуации.
Видео — компания Тойота рассказывает как работает трэкшн контроль:
Отличием TRC от Toyota стал комплексный подход к проектированию системы, в которую вошли датчики угловой скорости в колесах автомобиля, отслеживание скорости вращения каждого из колес, а также использование комплексных методов снижения тяги.
В первых версиях легковых автомобилей уменьшение тяги производилось также за счет «душения» мотора, а в современных версиях системы, устанавливаемой на (к примеру, популярный Toyota RAV-4), выборочное уменьшение скорости вращения того или иного колеса осуществляется с помощью штатной вискомуфты, которая получает сигналы от центрального блока управления системы.
При этом вискомуфта не уменьшает момент на буксующем колесе, а пропорционально увеличивает величину крутящего момента на колесо, имеющее лучшее сцепление с дорогой. Таким «силовым» способом автомобиль возвращается на требуемую траекторию и при этом не возникает опасности развития заноса, но уже в противоположную от скользкой поверхности сторону.
Антипробуксовочная система
Антипробуксовочная система (другое наименование – противобуксовочная система) предназначена для предотвращения пробуксовки ведущих колёс.
В зависимости от производителя антипробуксовочная система имеет следующие торговые названия:
- ASR (Automatic Slip Regulation, Acceleration Slip Regulation) на автомобилях Mercedes, Volkswagen, Audi и др.;
- ASC (Anti-Slip Control) на автомобилях BMW;
- A-TRAC (Active Traction Control) на автомобилях Toyota;
- DSA (Dynamic Safety) на автомобилях Opel;
- DTC (Dynamic Traction Control) на автомобилях BMW;
- ETC (Electronic Traction Control) на автомобилях Range Rover;
- ETS ( Electronic Traction System) на автомобилях Mercedes;
- STC (System Traction Control) на автомобилях Volvo;
- TCS (Traction Control System) на автомобилях Honda;
- TRC (Traking Control) на автомобилях
Несмотря на многообразие названий, конструкция и принцип работы данных противобуксовочных систем во многом похожи, поэтому рассмотрены на примере одной из самых распространенных систем – системы ASR.
Антипробуксовочная система построена на конструктивной основе антиблокировочной системы тормозов. В системе ASR реализованы две функции: электронная блокировка дифференциала и управление крутящим моментом двигателя.
Схема антипробуксовочной системы ASR
Для реализации противобуксовочных функций в системе используется насос обратной подачи и дополнительные электромагнитные клапаны (переключающий и клапан высокого давления) на каждое из ведущих колес в гидравлическом блоке ABS.
Управление системой ASR осуществляется за счет соответствующего программного обеспечения, включенного в блок управления ABS. В своей работе блок управления ABS/ASR взаимодействует с блоком управления системы управления двигателем.
Принцип работы антипробуксовочной системы
Система ASR предупреждает пробуксовку колес во всём диапазоне скоростей автомобиля:
- при низких скоростях движения (от 0 до 80 км/ч) система обеспечивает передачу крутящего момента за счёт подтормаживания ведущих колёс;
- при скорости выше 80 км/ч усилия регулируются за счёт уменьшения передаваемого от двигателя крутящего момента.
На основании сигналов датчиков частоты вращения колес блок управления ABS/ASR определяет следующие характеристики:
- угловое ускорение ведущих колёс;
- скорость движения автомобиля (на основании угловой скорости неведущих колёс);
- характер движения автомобиля – прямолинейное или криволинейное (на основании сравнения угловых скоростей неведущих колёс);
- величину проскальзывания ведущих колёс (на основании разницы угловых скоростей ведущих и неведущих колёс).
В зависимости от текущего значения эксплуатационных характеристик производится управление тормозным давлением или управление крутящим моментом двигателя.
Управление тормозным давлением осуществляется циклически. Рабочий цикл имеет три фазы – увеличение давления, удержание давления и сброс давления. Увеличение давления тормозной жидкости в контуре обеспечивает торможение ведущего колеса.
Оно производится за счет включения насоса обратной подачи, закрытия переключающего клапана и открытия клапана высокого давления.
Удержание давления достигается за счет отключения насоса обратной подачи. Сброс давления производится по окончании пробуксовки при открытых впускном и переключающем клапанах. При необходимости цикл работы повторяется.
Данная информация передается в блок управления системы управления двигателем и реализуется с помощью различных действий:
- изменения положения дроссельной заслонки;
- пропуска впрыскиваний топлива в системе впрыска;
- пропуска импульсов зажигания или изменения угла опережения зажигания в системе зажигания;
- отмены переключения передачи в автомобилях с автоматической коробкой передач.
При срабатывании противобуксовочной системы загорается контрольная лампа на панели прибор
VSC и TRC отключают ошибки
Если TRC Off и VSC на Toyota Avensis вместе, это означает, что возникли неисправности либо с колесами, либо с двигателем, либо проводка была отсоединена.
Необходимо диагностировать сенсорную информацию с помощью компьютерной программы. Если владелец автомобиля опытный механик, он может сделать это дома. Если водитель не имеет опыта работы с диагностическим оборудованием, сканером, рекомендуется обратиться в сервисную станцию.
Предупреждение! Эксперты и опытные автовладельцы не рекомендуют выбрасывать ошибки Vsc и TRC от Тойота Авенсис или АURIs снятие терминала с аккумулятора. Если проблема не была неисправностью в прошивке компьютера, это произойдет снова. И незначительная неисправность превратится в полный ремонт всей машины.
На Toyota Avensis лампочки TRC Off и VSC обычно светятся гирляндами. Третья лампа добавлена к ним. Проверка двигателя. Это распространенные ошибки, которые обсуждают владельцы автомобилей Prado, Toyota Progress NC 300 на специализированных форумах.
Проблема проявляется в разное время года. Интенсивное возникновение ошибок связано с холодной погодой в зимний сезон, к которой автомобили не привыкли, а компьютер может не работать. Но чаще всего Toyota TRC Off загорается, когда неисправность происходит в самой машине.
Когда VSC горит с TRC в Toyota Avensis, проблемы могут быть:
- С двигателем, если дополнительно загорается лампа «Проверка двигателя». Отказ двигателя вызывает следующие типы неисправностей, которые заметит водитель без сканера: увеличение расхода топлива, снижение мощности при движении по ровной поверхности, трудности с переключением передач, внезапные остановки или тряски автомобиля;
- Повреждение проводов, ведущих к датчикам ABS;
- Низкое давление в шинах;
- Плохой контакт на пробках;
- Если рулевое колесо недавно было заменено и калибровка не была выполнена.
Предупреждение! Эксперты подтверждают, что у Toyota Avenis и Auris есть подсветка Vsc и противобуксовочная система — очередной глюк. Рекомендуется проверить разъемы, переместить их, отсоединить и снова вставить.
Зачем нужна антипробуксовочная система
Как можно понять из названия данной системы, она служит для снижения вероятности пробуксовки автомобиля. Многие водители не знают, но антипробуксовочная система включена в их автомобиле по умолчанию, и ее можно отключить из настроек через бортовой компьютер.
Принцип действия антипробуксовочной системы довольно простой. Если электронный блок управления автомобиля получает информацию о том, что машина имеет плохое сцепление с дорогой на одном из приводящих колес, то это колесо начинает крутиться медленнее, тормозя при помощи колодок, а крутящий момент усиливается на втором колесе, которое имеет более хорошее сцепление с дорогой. Это позволяет автомобилю выбраться из снега, грязи и других сложных дорожных условий.
Обратите внимание: Выше рассмотрен принцип работы антипробуксовочной системы для переднеприводного автомобиля. Но такие системы устанавливаются и на автомобили с полным приводом, и их работа ведется похожим образом, но с учетом особенностей полного привода
Но антипробуксовочная система нужна не только, когда автомобиль застрял в плохих дорожных условиях. Ее работа ведется непрерывно все время, пока водитель управляет автомобилем. Считывая информацию с колес, ЭБУ контролирует оптимальное распределение момента между ними, чтобы автомобиль не пробуксовывал и не возникало других аварийно опасных ситуаций.
Примеры, когда еще работает антипробуксовочная система:
- Попадание одного колеса на заснеженную дорогу. Часто бывает, что дорожное полотно почищено не идеально. В такой ситуации водитель рискует угодить одним из ведущих колес на снежную часть дороги, а другое будет двигаться по чистому асфальту. Поскольку у одного из колес возникнет вероятность проскальзывания, это может привести к тому, что при резком движении руля автомобиль уйдет в занос, и водитель потеряет управление. Чтобы этого не произошло, антипробуксовочная система, работая в связке с системой стабилизации курсовой устойчивости, перераспределяет момент, притормаживая проскальзывающее колесо;
- Прохождение поворотов. Еще одна типичная ситуация — вход в поворот на заснеженной дороге. Даже при низкой скорости автомобиль может уйти в занос. Антипробуксовочная система и система курсовой устойчивости постараются это предотвратить, распределяя моменты между колесами;
- Пробуксовка при резком старте. Если на светофоре вы нажмете педаль акселератора в пол, то без антипробуксовочной системы, автомобиль может “шлифануть” и развернуть, особенно на скользкой дороге. Антипробуксовочная система это предотвратит. Даже если пробуксовка возникнет, автомобиль не понесет в сторону.
Еще один немаловажный момент, который стоит отметить, это снижение нагрузки на автоматическую коробку передач при использовании антипробуксовочной системы. Как известно, при пробуксовке масло в АКПП разогревается, что может вести к его перегреву и потере свойств, что впоследствие негативно скажется на элементах трансмиссии. Кроме того, антипробуксовочная система “притупливает” автомобиль на резких стартах, тем самым снижая нагрузку на гидротрансформатор.
Устройство системы контроля тягового усилия
Антипробуксовочная система работает в связке с ESP и ABS. Она состоит из следующих компонентов, обеспечивающих её исправное функционирование:
- насоса, подающего тормозную жидкость и создающего давление в тормозной системе транспортного средства;
- электромагнитного клапана, установленного на каждом из колёс. Их задача – обеспечивать торможение в пределах требуемого контура;
- блока управления противобуксовочной системой (его работа осуществляется при помощи программного обеспечения);
- блока управления мотором, который задействуется при высокой скорости;
- датчики, фиксирующие частоту вращения колёс.
Автопроизводителями предусмотрена возможность отключения противобуксовочной системы TCS: обычно после выполнения этого действия на панели автомобиля высветится значок TCS Off. Иногда программное отключение опции невозможно, и прекратить её работу можно только выниманием соответствующего предохранителя, но прибегать к подобным действиям крайне не рекомендуется, поскольку это скажется на безопасности не лучшим образом.
В чем преимущества
Есть несколько основных преимуществ, которые прекрасно характеризуют возможности рассматриваемой системы.
Это весомые основания для того, чтобы сделать такого ассистента обязательным элементом оснащения современного автомобиля уже в базовой заводской комплектации. Она позволяет:
Недостатков я здесь не вижу. А вы как считаете, есть ли у ASR и подобных ей систем какие-то весомые недостатки и аргументы в пользу того, чтобы не использовать их или отключать?
У меня на этом все.
Подписывайтесь, оставляйте комментарии, задавайте вопросы и рассказывайте о нас своим друзьям!
Watch this video on YouTube
Антипробуксовочная система ASR
Эта система выполняет в автомобиле функцию противодействия пробуксовке колес. Может носить разные названия в зависимости от марки автомобиля (TRC, BAS). Проскальзывание может быть вызвано различными причинами:
- езда по грязной дороге;
- движение по дороге, скользкой от дождя;
- использование транспортного средства в условиях гололедицы;
- маневрирование, увеличившее нагрузку на колеса;
- другое.
ASR отслеживает факт несоответствия скорости, с которой вращаются колеса, и скорости, с которой передвигается автомобиль. При быстром вращении колес может происходить очень медленное перемещение машины. Она может и вовсе стоять на одном месте. Благодаря антипробуксовочной системе происходит замедление вращения колес и блокировка дифференциала.
Система от пробуксовки спасает и в том случае, когда машину заносит при очень быстрой езде. Во избежание пробуксовки колес в результате срабатывания ASR понижаются обороты двигателя.
ASR и крутящий момент
Как мы уже и писали выше, при работе с крутящим моментом, системе приходится взаимодействовать непосредственно с системами, отвечающими за управление двигателем автомобиля. Когда датчики показывают, что ведущие колеса проскальзывают, а крутящий момент либо находится в пиковой точке, либо постоянно увеличивается (это показывают датчики в блоке управления ABS), противопробуксовочная система самостоятельно высчитывает, какой должен быть крутящий момент для эффективной и безопасной работы автомобиля. Собственно, вся эта информация в первую очередь передается на блок управления двигателем, после чего к ней получает доступ и ASR.
Для того чтобы верные данные доходили до системы, используется сразу несколько источников «сигналов». В первую очередь ASR ориентируется на то, в каком положении находится дроссельная заслонка. После этого идет сигнал от систем впрыска топлива, которая показывает, если пропуск впрыскивания. Далее датчики улавливают сигналы системы зажигания, показывающей, есть ли пропуски в импульсах при зажигании. Если автомобиль оснащен автоматической коробкой передач, то система ASR будет получать от нее показатели относительно того, есть ли отмена переключения передачи.
Как только все данные собраны, антипробуксовочная система ASR вступает в действие, о чем на приборной панели автомобиля водителю будет сигнализировать специальный контрольный датчик. Некоторые системы способны показывать все получаемые данным и изменения, вносимые ими в систему управления двигателя.
Антипробуксовочная система ASR
ASR – наиболее популярное сокращение антипробуксовочной системы, что расшифровывается как «автоматическая регулировка проскальзывания». Но каждый изготовитель имеет право на свое усмотрение изменить название функции.
Самые первые антипробуксовочные системы именовались механическими дифференциалами повышенного трения. Хотя они не были такими функциональными, как нынешние, но отлично справлялись со своими непосредственными задачами, в особенности при езде по сельской местности. Данные системы выравнивали крутящий момент, если любое из передних колес проскальзывало.
Электронная версия данной модификации впервые появилась на автомобиле Mercedes-BenzCL600 в 1987 году. Немного позже новую разработку унаследовали все премиальные автомобили данного производителя. Функцию создала компания Bosch. Но нововведение нуждалось в серьезных доработках: оно было слишком громоздким и сложным по устройству.
И только в девяностые вышли антипробуксовочные системы в том виде, в каком мы их видим на сегодняшний день: цельное устройство, которое находится в едином корпусе – гидроагрегате.
В наше время системой автоматической регулировки проскальзывания оборудуются фактически все автомобили, вне зависимости от класса. Пожалуй, именно благодаря этому количество ДТП сократилось, в особенности на грунтовом либо скользком дорожном покрытии.