Вентиляция покрасочной камеры, ее расчет, устройство и принцип работы

Используемое оборудование

Обычно все комплектующее оборудование для системы устанавливается в отдельный бокс, примыкающий к камере. В большие короба, объединенные в блок, размещают: приточный и вытяжной вентиляторы; сменные кассеты с фильтрами для очистки воздуха; теплообменник с нагревательными устройствами; автоматика — заслонка для смены цикла окраски или сушки. От приточного вентилятора выводят канал к потолку камеры для подачи воздуха. Приток идет сверху вниз.

Схема воздухообмена в покрасочной камере

Низ окрасочного отсека – одна из важных частей вентиляции. Чтобы выкачать отработанный объем воздуха в этом месте устраивают траншеи или весь пол, накрытый металлическими решетками. В них размещают фильтры и каналы к вытяжному вентилятору.

С помощью вытяжного вентилятора удаляется большое количество воздуха, содержащего мельчайшие частички краски и ядовитые пары. В профессиональных мастерских и промышленных объектах перед удалением в атмосферу, загрязненный красками и растворителями воздух проходит через специальные фильтры. Для этого используют механические фильтры или устройства для очистки с помощью угольных элементов. Решетки-фильтры, расположенные в полу, так же впитывают падающие капли красок и лаков.

Решетки-фильтры

Самостоятельно их изготавливают из синтетической ткани или поролона. Но только выкачивать отработанный воздух из цеха недостаточно, нужно одновременно компенсировать объем поступлением свежего воздуха. Для этого необходим приточный вентилятор, для которого так же необходим механический фильтр, защищающий всю систему от попадания всевозможного мусора и пыли. Для равномерного воздухообмена, потребуется изготовить систему каналов достаточного сечения. Для покрасочных камер используются короба из оцинкованной или нержавеющей стали.

Основные затраты пойдут на приобретение вентиляторов необходимой мощности. Самостоятельно можно переделать мощные бытовые вентиляторы, вытяжные системы, воздушные насосы, но оборудуя покрасочный блок, нужно предотвратить возможность появления открытого огня. Не помешает установить противопожарные датчики.

После окрашивания камеру тщательно продувают, а затем увеличивают подогрев приточного воздуха в соответствии с технологией красящего состава и частично перекрывают вытяжку, создавая режим рециркуляции, когда большая часть воздуха остается внутри системы. Промышленные вентиляторы предусматривают использование термостатов, таймеров, устройств регулирующих обороты устройства.

В промышленных вентиляционных системах используется подогрев приточного потока. Если воздухообмен может достичь 1000 м³/час, то становится важна температура в помещении. Иногда используют рекуператоры, но при низкой температуре и высокой мощности они работают неэффективно.

Поэтому поток воздуха, нагнетаемого вентилятором, поступает в теплообменник, где он нагревается от 30 до 85 градусов по С и выше. За нагрев отвечает горелка.

Подогрев воздуха на дизельной горелке

Существует несколько вариантов горелок: электрические, газовые и самые распространенные — дизельные.

Как сделать систему вентиляции в покрасочной камере своими руками?

Как сделать систему вентиляции в покрасочной камере своими руками?

А теперь поведем речь о том, как сделать систему вентиляции в собственноручно созданном покрасочном боксе. Для этого понадобится немало подручных материалов, качество и количество которых Вы будете определять самостоятельно в процессе подготовки и соизмеряя свои финансовые возможности.

Итак, после того, как стены гаража будут обшиты пластиковой вагонкой либо металлическим профлистом, а на стенах и под потолком будут расставлены лампы дневного света, следует установить воздухозабор. Он устанавливается под потолком вместе с тепловой пушкой и дополнительными тэнами. Из тепловой пушки воздух разводится при помощи воздуховодов в шесть-восемь различных точек по всему периметру нашего гаража в одном направлении – к центру.

Следует уделить немного внимания тепловой пушке. Для того, чтобы понять что это такое, представьте себе фен для сушки волос, по сути это та же тепловая пушка, но в миниатюре. В общей сложности под тепловой пушкой подразумевается вентилятор, гонящий воздух сквозь нагретые спирали. Цена такого устройства будет зависеть от его производительности, а также бренда и количества доступных настроек. Но ее можно сделать и самостоятельно, а в качестве спирали взять нихромовую проволоку. Еще один вариант (пожалуй, самый простой) – провести от тепловых вентиляторов гофру – вот и вся тепловая пушка.

Пол как элемент системы вентиляции

Пол как элемент системы вентиляции

Как уже упоминалось выше, требуется произвести определенные процедуры по поднятию пола. Для этого в большинстве случаев делается стальной рифлено-дырчатый пол из уже готовых листов, либо сварить решетку из прутьев арматуры. В целом пол должен получиться приподнятым на 15-20 сантиметров от земли, что необходимо для установки вытяжки на базе вентилятора.

Вы можете установить теплогенератор, работающий на соляре, что будет гораздо дешевле. Однако лучше использовать тэны, работающие на электричестве. Это хоть и дороже, но в несколько раз безопаснее. Тэны – это специальные электронагревательные приборы, которые представляют собой металлические трубки, заполненные теплопроводящими электрическими изоляторами. В самом центре этого изолятора можно найти токопроводящую нихромовую нить, которая характеризуется определенным сопротивлением. Это необходимо для того, чтобы передавалась необходимая удельная мощность непосредственно на поверхность тэн.

Альтернативный способ сушки  – инфракрасные лампы

Инфракрасная сушка – как альтернативный способ сушки

Есть еще один вариант сушки автомобиля после покраски. Для этого придется отказаться от процедуры сушки машины воздухом, установив инфракрасные лампы. Таким образом, лакокрасочное покрытие высыхает гораздо быстрее, исключается возникновение воздушных потоков, что значительно упростит задачу окрашивания машины. Но помните, что даже если в Вашем боксе установлены инфракрасные лампы, то это не означает отсутствие необходимости сооружать вентиляционные системы. Хорошая вентиляция нужна не только для сушки, но и непосредственно для самой процедуры окрашивания машины.

Таким образом, мы с вами соорудили жизненно важный элемент покрасочной камеры – систему вентиляции воздуха. В общей сложности в большинстве покрасочных боксов используется классическая система вентиляции. Это предусматривает подачу наружного отфильтрованного потока воздуха сверху. После циркуляции отработанный воздух выбрасывается обратно наружу. Важную роль в этом деле также играет сезонность проведения работ. К примеру, в зимнее время подогрев наружного воздуха производится до 20-25 градусов.

Главное, что должно предусматриваться такой конструкцией – максимально равномерное распределение потоков воздуха сверху вниз. Результатом этого стает создание наилучших условий для окрашивания автомобилей. Важную роль также играет система фильтров. Обычно она простая и дает возможность устанавливать фильтры разных марок.

Как сделать вытяжку в гараже: преимущества

Чтобы оценить преимущества принудительной вентиляции, необходимо понимать основную суть происходящего в составе гаражного воздуха. Кроме атмосферных газов, кислорода, азота, и других естественных примесей, в воздухе присутствует влага. При пониженных температурах и низких давлениях влага из газообразного состояния переходит в жидкое (туман, роса).

Различные газы искусственного происхождения, например, выхлопные, смешиваются с воздухом, частично могут растворяться в воде. В воздухе присутствуют частицы пыли и сажи от неполного сгорания топлива, особенно при пуске холодных двигателей.

Кроме того, воздух в гараже содержит пары бензина, растворителей, смазочных масел, выделения из резиновых и пластиковых материалов. Это смесь, которая придает гаражу характерный запах, и совсем не полезна для здоровья и сохранности техники.

Вытяжка в гараже своими руками — фото:

Покрасочные работы в камерах (а гараж – типичный пример камеры), обязательно должны проводиться в противогазе, с питанием чистым воздухом, но автовладельцы действуют как камикадзе. Поэтому, сделанная своими руками вытяжка в гараже для покраски, просто сохраняет несколько месяцев жизни в расчете на одну покраску.

ВНИМАНИЕ! При покрасочных работах в типичном гараже автовладельца-«частника» концентрация паров растворителей превышает ПДК в десятки и даже сотни раз! Многие растворители, лаки и краски содержат в своем составе очень опасные канцерогены!

Часто для гаража используется совершенно недостаточный объем помещения. Бедность не порок, но, действительно, большое свинство. Что просто констатируем, не отвечаем на вопрос «кто виноват» в этом в нашей стране, и идем дальше. Даже большой гараж нуждается в вентиляции, маленькому она совершенно необходима.

Естественная вентиляция происходит путем выхода воздуха из гаража через открытые двери и ворота. Благодаря большой площади гаражных ворот смена воздуха происходит неплохо, если гараж используется только как место стоянки исправной машины: завел, выехал, заехал, заглушил.

Но гараж «частника» является почти всегда и мастерской, в которой занимаются и покраской и чуть ли не литьем металла. Здесь естественной вентиляции точно не хватит, и приходится делать искусственную.

Искусственная вентиляция, присутствующая в 60-70% гаражных строений, решает задачу, для которой она предназначена, не полностью. Ее устройство предусматривает вытяжную трубу с дефлектором. В трубе образуется тяга, которой дополнительно помогает дефлектор, он же своим колпаком прикрывает трубу от попадания осадков из атмосферы.

Приточные отверстия в таких случаях расположены внизу, на уровне пола гаража и прикрыты решетками от грызунов и мелких домашних животных. Работа такой вентиляции сильно зависит от разности температур в гараже и за его пределами.

Поэтому владельцы таких гаражей всегда озабочены отоплением, и это весьма дорогостоящий вариант регулирования влажности и чистоты воздуха. К тому же и пожароопасный, так как гаражи часто отапливают не водяным способом, а с помощью электричества или печи-«буржуйки».

Принудительная вентиляция использует механическую энергию для ускорения потоков воздуха, при помощи крыльчатки или колеса с лопастями, приводимыми во вращение электродвигателем. При незначительной потребляемой мощности, исчисляемой всего десятками ватт (для гаража на один автомобиль), принудительная вентиляция обладает огромной эффективностью. В России она пока мало распространена.

Причина этого, в настоящее время, еще советские стереотипы и представления об устройстве вентиляции, когда электродвигатели были большим дефицитом. Состоятельным людям гаражи делают на современном уровне, с системами кондиционирования, но доля таких гаражей очень невелика в общем числе по России.

Создание вентиляционной системы в камере окрашивания

Для создания такой системы, как вентиляция в покрасочной камере, потребуется подготовить некоторые подручные материалы и приспособления, количество и качество которых мастер будет определять строго самостоятельно при осуществлении подготовительных процессов, тщательно анализируя свои материальные возможности.

Основные этапы обустройства системы

Итак, очередность действий для создания вытяжки из покрасочной камеры:

  1. После того, как стены рабочего помещения обшиты специальной вагонкой, выполненный из пластика или профлистом и расставлены источники освещения, стоит установить воздухозабор.
  2. Такое приспособление, как воздухозабор, монтируется под потолком одновременно с дополнительными тэнами и пушкой тепловой
  3. Из установленной тепловой пушки воздушные массы посредством воздуховода будет разводиться в 6-7 разных по месту расположения точек по всему периметру помещению и строго в одном направлении, то есть к центральной его части.

В процессе организации и обустройства вентиляции для покрасочной камеры требуется особое внимание уделить такому приспособлению, как тепловая пушка. Чтобы данное приспособление было более понятным, достаточно представить себе обычный фен, предназначенный для просушивания волос, это та же самая тепловая пушка, но в минимальных габаритах

Под производственной тепловой пушкой подразумевается специальный вентилятор, который гоняет воздух через предварительно нагретые спирали.

При отсутствии возможности приобретения тепловой пушки, ее можно сделать своими силами. В качестве спирали здесь будет использована специальная нихромовая проволока. Есть еще более простой вариант – от тепловых вентиляторов нужно провести гофру, получив в результате обычную тепловую пушку, которая входит в общую систему вентиляция для покрасочной камеры.

Пол – важный элемент вентиляции

Чтобы обеспечить качественную вытяжку для покрасочных камер, следует осуществить некоторые процедуры, связанные с поднятием напольного покрытия. Для этой цели стоит обустроить выполненный из стали рифлено-дырчатого пола из заранее готовых листов. Можно сварить специальную решетку из заранее подготовленных элементов арматуры.

При желании можно произвести установку теплогенератора, который работает на солярке. Данный вариант по стоимости будет на порядок дешевле. Несмотря на это, специалисты рекомендуют применять в процессе обустройства вентиляционной системы тэны, которые работают на обычном электричестве, что намного безопаснее.

По сути, тэны представляют собой особые качественные электронагревательные устройства, выполненные из металла трубки, которые заполнены особыми теплопроводящими изоляторами. В центре данного изолятора есть возможность найти особую токопроводящую нихромовую нить, которая обычно характеризуется определенным уровнем соединения. Это требуется для того чтобы на поверхность тэна в процессе работы передавалась требуемая удельная мощность.

Инфракрасные лампы — альтернативный метод сушки

В процессе обустройства такой системы, как вентиляция в покрасочной камере, особое внимание уделяется вариантам сушки транспортного средства после его окрашивания. Стоит отказаться от сушки авто посредством обычного воздуха, но отдать предпочтение обычным инфракрасным лампам

Благодаря им покрасочное покрытие намного быстрее высыхает, а также полностью исключается вероятность появления воздушного потока, что серьезно упрощает процесс общего окрашивания автомобиля.

Кратность воздухообмена в покрасочной камере

Одним из важных и самых известных параметров для расчета приточно-вытяжной вентиляции служит кратность воздухообмена. Данный показатель, применяемый для систем вентиляции, при нормах СССР очень долго служил определяющим и при строительстве окрасочных камер. На сегодня он является не более чем проверочным, так как существующие европейские нормы скорости воздушного потока в окрасочной камере гораздо выше, чем кратность воздухообмена. К примеру, возьмем окрасочную камеру длиной 10м, шириной 5м, и высотой 4м. Из расчета по формуле получим, что для выполнения требования 0,25м/с скорости воздушного потока, мы получаем необходимый объем воздуха равен

Объем камеры равен 10*5*3 = 150 м3
Следовательно, воздухообмен в покрасочной камере будет равен 45000 / 150 = 300 раз/час

Нормы по воздухообмену для советских требований составляли 30-60 кратный воздухообмен для различных видов растворителя. Как видно из несложных расчетов, камера, построенная по старым советским нормам, будет в 10 раз хуже вытягивать летучие пигменты и пары растворителей, чем камера любого современного производителя. В системах приточно-вытяжных вентиляций нет такого количества вредных растворителей и паров, и, соответственно, норма воздухообмена была и остается основополагающей при проектировании и строительстве покрасочных камер и комплексов. Очевидно, что старые нормы воздухообмена принимать нельзя, либо их необходимо увеличивать во много раз, исходя из технологического процесса и используемых лакокрасочных материалов. Но лучшим решением остается вариант идти в ногу с развитием и использовать норму скорости воздушного потока в рабочей зоне.

Расчет вентиляции покрасочной камеры является ключевым критерием при разработке окрасочной камеры. Все наши усилия, знания и опыт направлены на то, чтобы помочь клиенту правильно спланировать необходимый размер окрасочной камеры, методы нанесения, рациональные способы размещения окрашиваемых деталей. А также предложить все мероприятия по снижению энергозатрат методом изменения направления воздушного потока, а также путем использования более экономных режимов окраски для зимнего времени и прочих возможных мероприятий.

Вам будет интересно!

Вытяжной вентилятор для покрасочно-сушильной камерыСколько стоит окрасочная камера?Как выбрать покрасочную камеру, рекомендации по выбору

Теги:

Вентиляця

Категории:

Покраска

Как смонтировать вытяжку своими руками

Все материалы закуплены, осталось разобраться, как сделать вытяжку. Для этого нужно следовать инструкции:

  1. Пробить отверстия для воздуховодов. Приточное отверстие должно располагаться на стене как можно выше, а вытяжное – максимально низко. Нельзя располагать отверстия на одной стене, они должны находиться напротив друг друга так, чтобы мысленно между ними можно было провести диагональ через все помещение.
  2. Собрать воздуховоды, соединив части труб хомутами. Рекомендуется для защиты от грызунов в трубах установить тонкие металлические сетки. Одной сделанной защитной сетки всегда бывает мало, лучше устанавливать сетчатые заграждения при каждом соединении труб. Движению воздуха это не помешает, а вероятность проникновения грызунов станет минимальной. На верхний воздуховод устанавливается «крыша», которая не препятствует движению воздушных масс, но служит защитой от попадания воды в трубу. Из нержавейки можно склепать защитный конус самостоятельно, а для канализационных труб приобрести соответствующую насадку в магазине.
  3. Воздуховодные трубы устанавливаются в предназначенные для них отверстия и закрепляются с помощью монтажной пены и цемента. После высыхания монтажных средств стена выравнивается с помощью штукатурки.
  4. К нагнетающей воздух трубе с помощью переходника прикрепляется осевой вентилятор и подключается к электросети. При желании можно создать двухмоторную вентиляцию, прикрепив аналогичное вентилирующее устройство на трубу вытяжки.
  5. Теперь можно проверить работу устройства.

Такая самодельная вытяжка для выполнения покраски будет работать не хуже приобретенной в магазине, а при выключенных вентиляторах обеспечит вентиляцию помещения по приточно-вытяжному типу. С такой вентиляцией результат окрашивания получится хорошим, и токсичные красители не навредят здоровью мастера.

https://youtube.com/watch?v=J3cFvH3pOgE

Убедившись, что любое помещение, где ведутся работы по окраске, является покрасочной камерой, каждый мастер позаботится об оснащении мастерской вытяжкой. Кто-то приобретет готовую и оплатит установку профессионалам, а кому-то захочется немного сэкономить и сделать всю работу самостоятельно.

Покрасочный бокс – технические требования по обустройству гаражного помещения

От оснащения покрасочной камеры зависит качество кузовного ремонта. Нельзя хорошо отреставрировать лакокрасочное покрытие в обычных условиях гаража. Как в гараже сделать покрасочную камеру своими руками?

Требования к помещению покрасочных камер:

  1. Габариты камеры должны обеспечивать маневренность рабочего процесса. Оптимальные параметры – высота от 2,8 метров, периметр не менее 6×4 метра.
  2. Покрасочный бокс должен быть герметичным и хорошо утепленным, желательно изнутри и снаружи. Если нет возможности сделать наружное утепление, внутренняя обшивка негорючим материалом должна быть выполнена по всем правилам. Для финальной облицовки стен, пластиковые панели будут идеальным вариантом. Можно выкрасить гипсокартон в белый цвет и обтянуть стены пленкой с эффектом намагничивания, она будет притягивать и удерживать пыль.
  3. Пол нужно переоборудовать таким образом, чтоб под ним было свободное пространство, обеспечивающее вывод вентиляции. Для этого делают две траншеи, либо прямоугольную яму глубиной от 0,5 до 1 метра, сверху накрывают решеткой.
  4. Обязательно наличие хорошо утепленных дверей, они предотвратят попадание пыли и сохранят оптимальный температурный режим в боксе.
  5. Если в гараже уже имеется отопительная система, то нет смысла вкладывать дополнительные средства в теплогенератор. Для сушки ЛКП можно использовать УФО, ИК-обогреватель или обычный электрический ТЭН.
  6. Хорошее освещение, приближенное к естественному. Лучше всего устанавливать люминесцентные или светодиодные светильники по периметру потолка и на стены. Лампы нужно защитить от попадания краски, для этого достаточно натянуть перед ними пленку и менять ее по мере необходимости.
  7. Обустраивают приточно-вытяжную систему вентилирования.
  8. Подсобное помещение необходимо для размещения технического оборудования. В самой камере не должно быть никакой мебели, полок, инструмента и прочих «пылесборников». Бокс должен быть удобен в обслуживании, а это значит, что вы должны затрачивать минимум сил и времени на уборку помещения.

При покраске автомобиля необходимо обеспечить хирургическую чистоту в помещении. Любая соринка или пыль, попавшая на «свежее» ЛКП испортит результат работы. Поэтому нужно знать, как обустроить камеру изнутри.

Исходя из организационных моментов стоит отметить, что грамотная вентиляция – это наиболее важный сегмент в переоборудовании гаража в покрасочную камеру.

Подвиды и их особенности

Сейчас выпускается много подвидов таких камер, и ассортимент только расширяется. Конструкционные составляющие такие:

  • Тупиковая.
  • Проходная.
  • Двухпостовая.
  • Однопостовая.
  • С картриджным фильтром.

Разберем характеристики некоторых из них.

Однопостовая:

  • Имеет рекуператор, оснащенный фильтром в единичном количестве.
  • Может обработать до 99% распыленной краски из воздуха.
  • Фильтр очищают следующим образом: обдувают вручную или же при помощи автоматического режима.
  • Мощность не менее 3 кВт.
  • Рабочее пространство (стандарт): 1700 х 1100 х 2000 мм.
  • Вес – 390 кг.

Двухпостовая (маркировка КО2):

  • Проходного типа.
  • Имеет два рекупатора и два сменных фильтра.
  • Продумана технология повторной очистки краски (до 99% распыленного состава возвращается в работу).
  • Фильтры можно очищать только воздухом под давлением.
  • Мощность от 5 кВт.
  • Рабочее пространство 1700 х 1100 х 4000 мм.
  • Вес – 640 кг.

Такой тип удобнее всего при обработке деталей с нескольких сторон. Изделия проходят проемы для распыления с двух сторон. Это удобно при работе сразу двух операторов системы.

С картриджным фильтром порошковая покрасочная камера оснащена:

  • Покрасочной кабиной.
  • Системой сменных фильтров.
  • Фильтрами-картриджами.
  • Ситом на вибромеханизме.
  • Емкостью для подбора краски с фильтрами.
  • Порошковым инжектором.
  • Скребком.
  • Системой обдува фильтра на сжатом воздухе.
  • Абсолютным фильтром.
  • Системой для подачи чистого воздуха.
  • Решеткой.

Есть и особые рабочие моменты именно для этого вида. Они заключаются в следующем: за счет тяги подается воздух с порошковой краской. Все это проходит через картриджи. Краска просеивается и осыпается в приемник. Затем уже этот состав подается в пистолет для порошковой покраски. Все лишнее, что осталось на фильтре, устраняется сжатым воздухом. И при недостатке краски в системе загорается датчик.

Чаще покупают и используют именно проходные модели порошковых камер, потому как они входят в покрасочную линию, объединенную в общей транспортной системе.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий