Беларусь-2015: семейное путешествие на автомобиле

Движение по дорогам, правила дорожного движения и общение с представителями правопорядка

Езда по белорусским дорогам оставляет, в большинстве случаев, очень приятные впечатления у россиян. Высокое качество покрытия, четкая дорожная разметка, своевременный ремонт неровностей являются первыми преимуществами, которые бросаются в глаза. Даже в сельской местности (в стороне от основных магистралей) радует качество дорог.

Не напрягает и проведение самих дорожных работ – все сужения полотна имеют полный спектр обозначений, а на наиболее сложных участках объездные пути с временной разметкой, которые также отличаются высоким качеством покрытия.

С точки зрения Правил дорожного движения езда по Беларуси, на первый взгляд, ничем не отличается от России. Однако тут имеются некоторые нюансы.

В частности, действие дорожного знака распространяется не до первого перекрестка, а до первого обозначенного перекрестка, то есть того, на котором установлен соответствующий знак. Об этом следует также помнить.

В республике Беларусь очень много круговых перекрестков и следует помнить, что приоритет у тех водителей, которые уже движутся по кругу, если иное не установлено дорожными знаками.

Контроль скоростного режима в Республике Беларусь весьма жесткий и может обернуться рядом проблем для россиянина, рассчитывающего на безнаказанность. Так, штраф за превышение скорости, исчисляемый в так называемых «базовых величинах», может оказаться весьма впечатляющим.

Кроме того, нарушивший ПДД гражданин, без разницы какой страны, вносится в единую базу данных, и последующее превышение скорости более чем на 25 километров в час может обернуться не только штрафом, но и лишением «прав».

Отдельно стоит сказать и о системах автоматической видеофиксации нарушений. «Камер» на дорогах Беларуси довольно много, они установлены практически в каждом населенном пункте, возле которого имеется соответствующее обозначение.

Госавтоинспекция Республики Беларусь использует весьма современные системы, осуществляющие съемку с кормы автомобиля. Подобные комплексы практически не фиксируются радар-детекторами (последние «засекают» их срабатывание лишь в момент непосредственного проезда и, как результат, не позволяют своевременно затормозить автомобиль).

Ранее россияне могли не опасаться «писем счастья», однако за последний год ситуация коренным образом изменилась. В частности, на основных пунктах пропуска между Россией и Беларусью осуществляется установка камер, которые заранее фиксируют номера проезжающих автомобилей.

В случае, если за авто числится штраф, выписанный автоматической системой, сотрудники ГАИ останавливают автомобиль и могут потребовать оплаты штрафа до выезда из страны.

Еще одним важным моментом можно назвать очень суровые санкции в отношении водителей, злоупотребивших спиртным. Первоначально у автомобилиста, севшего за руль в нетрезвом виде, отбирают водительское удостоверение и накладывают крупный штраф.

Повторное нарушение приводит к тому, что ГАИ изымает автомобиль нарушителя, который обращается в доход государства и уходит «с молотка». При этом данный закон распространяется и на граждан других государств – между Беларусью и Россией имеются соответствующие договоренности.

Общение с сотрудниками Госавтоинспекции в Беларуси тоже отличается некоторыми нюансами. Основной из них кроется в том, что вручить взятку работнику ГАИ в большинстве случаев не удастся.

Добиться этого в республике удалось тем, что «гаишники» имеют весьма неплохие зарплаты и могут легко получить реальный срок без права последующей работы в государственных органах в случае, если попытаются увеличить доход за счет автолюбителя.

Тем не менее, на наиболее «популярных» у россиян направлениях бывают редкие случаи (за три года частых поездок автору этих строк с этим довелось столкнуться лишь раз) злоупотреблений со стороны инспекторов ГАИ.

Злоупотребления эти заключаются в использовании законов Беларуси по отношению к россиянам, с ними не знакомыми. Это касается тонировки на задних стеклах, которая, в соответствии с местным законодательством, полностью запрещена.

Этот аспект касается только транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, и если инспектор пытается наложить на вас соответствующий штраф, можете смело предложить ему проехаться к начальнику ГАИ соответствующего района или пригрозить обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции.

Этого будет достаточно для того, чтобы ретивый служитель порядка пересмотрел свое решение. По сути, эти сложности единственные, с которыми можно столкнуться в путешествии.

Документы в дорогу, на своей и чужой машине в Беларусь

Для поездки из Москвы в Минск на машине, вам потребуется стандартный набор документов:

Российский паспорт или свидетельство о рождении для детей до 14 лет. На границе могут проверить, что в родительский паспорт внесена информация о ребенке
Водительское удостоверение
Свидетельство о регистрации транспортного средства
Полис ОСАГО (для поездки по России)
Зеленая карта (для поездки по Беларуси)

Обратите внимание, что без зеленой карты вам могут выписать штраф порядка 200 долларов, так что рекомендую позаботиться о нем заранее
Туристическая страховка, ведь российский полис ОМС в Беларусь действовать не будет

Обязательно читайте: выбор и покупка туристической страховки

Если вы путешествуете на чужом автомобиле, то никаких дополнительных документов при себе иметь не потребуется. Доверенности уже довольно давно упразднены как в России, так и в Беларуси. Поэтому для поездки в Беларусь доверенность на управление чужим транспортным средством не нужна.

Страховой полис — зеленая карта оформляется на автомобиль, а не на конкретного водителя. Проще всего это сделать в ближайшей к вам страховой компании. Стоимость зеленой карты для поездки в Беларусь на машине на 15 дней составляет всего 840 рублей. Напоминаю, что за её отсутствие вас могут оштрафовать на сумму от 245 до 490 белорусских рублей (от 7500 до 15000 российских рублей).

Для поездки по России и управления машиной у вас должен быть либо открытый страховой полис ОСАГО, либо вы должны быть вписаны в него. Так как в этом году мы поехали не на своем авто, пришлось немного повозиться. Страховой полис владельца авто оказался электронным от альфа-страхования. При этом в офисе альфа страхования нам отказали вписывать дополнительного водителя, сказав, что это нужно делать через личный кабинет самостоятельно. Чуть позже я выяснил, что, сослано ПДД, имея электронную страховку, мы все равно обязаны предоставлять распечатку полиса по требования сотрудника ГИБДД. То есть полис электронный, но без бумажек всё равно пока никуда. Пришлось печатать перед дорогой.

Читайте обязательно: как оформить полис ОСАГО не выходя из дома

Партизанские тропы

Тот, кто хоть раз был в Смоленске, Хотимске или тождественных им городах, понимает всю условность административно-территориальных преград между Беларусью и Россией. Задолго до пандемии местные жители спокойно ходили туда-сюда и даже вытоптали целые тропы. Мы называем их партизанскими, но по факту это обычные лесные и просёлочные дороги, которые просто не нанесены на карту. Их состояние таково, что в 2016-2019 гг. по ним ездили фуры и грузовики, перевозя «санкционку».

Формально граница между Россией и Беларусью считается внутренней границей Союзного государства. Но она существует – особенно в условиях пандемии коронавируса.

В марте-апреле 2020 года эти пути сообщения распахали, но за лето всё вернулось на круги своя. В российских и белорусских деревнях достаточно спецтехники, которая восстановила дороги. Партизанскими тропами ехать дороже, чем через КПП: 10 тысяч рублей и больше. Но в данном случае речь идёт лишь об административном правонарушении. Ввиду того, что в приграничных районах контроль ослаблен, вероятность нарваться на засаду крайне мала.

Поиск сопровождающих занял около часа, диапазон цен – от 6 до 20 тысяч рублей. Мне предложили все варианты: на моём и на чужом автомобиле, пешком, на автобусе. Думаю, за 1000$ можно даже на вертолёте погонять. Особенно пугает, что для поездки не требуются документы, не нужно заполнять декларации. Стоит ли говорить, что это не совсем законно?

Вероятно, этот вариант подразумевает что-то совсем незаконное – взятки в крупных размерах или обход пограничных пунктов. А скорее всего – оба сценария. Стоит напомнить, что все это карается УК РФ и УК РБ, поэтому риск для путешественника не добраться до пункта назначения (а добраться в места не столь отдаленные) огромный.

«Зеленая карта»

Не надо путать с «зеленой книгой». «Зеленой картой» называется полис обязательного страхования автотранспорта, который необходим при выезде за рубеж. Поскольку Белоруссия – иностранное государство, то и отправляясь в путешествие туда, данный полис тоже нужен. И это, пожалуй, единственный необходимый документ в поездку на машине в Белоруссию – ну, разумеется, кроме паспортов (заграничного и российского) и бумаг на автомобиль. Однако никаких виз и ничего такого, что могут потребовать при пересечении границы, вам не нужно. И границы-то, собственно, по большому счету, нет. Белоруссия ведь открыла въезд для многих стран. Таможенники выборочно могут остановить машину для проверки российских документов, но абсолютно все авто не тормозят. Да и даже если вас остановят, времени у вас это не отнимет, а никаких очередей и пробок на белорусской таможне нет и в помине.

Что же касается «зеленой карты», оформить ее нетрудно. Начиная от Смоленска, по дороге расположено множество киосков с кричащими вывесками «Зеленая карта». Смело подъезжайте к любому из них и приобретайте нужный документ. Впрочем, чтобы не терять время в пути, оформление карты можно осуществить и заранее. «Зеленая карта» обойдется вам меньше, чем в тысячу рублей. Страховка при этом оформляется приблизительно на две недели – и, как утверждают бывалые, этого времени с лихвой хватит, чтобы осмотреть все достопримечательности картофельного государства.

Можно ли сейчас поехать в Белоруссию на поезде

Сразу после окончания январских каникул заместитель Премьер-министра Беларуси Игорь Петришенко сообщил, что дорожная карта поэтапного возобновления ж/д сообщения разработана РЖД и Белорусской железной дорогой.

График движения поездов составлен и утвержден. Беларусь и Россия готовы к реализации.

Белоруссия зарабатывает на транзите грузов и пассажиров и ей невыгодно держать границы закрытыми, теряя пассажиропоток.

Что касается транзита грузов, Беларусь инициировала введение правил «зеленого коридора» между странами членами ЕАЭС. В частности таможенные процедуры в первую очередь проходили товары, связанные с предупреждением и ликвидацией последствий распространения коронавирусной инфекции. Это позволило обеспечить транзит грузов, большая часть которых следует через Беларусь в Россию и обратно.

При попытке заказать билет на поезд Москва – Минск на начало февраля сайт РЖД выдал ответ: прямого ж/д рейса по указанному маршруту нет.

В феврале поехать в Белоруссию на поезде нельзя

Дороги в Беларуси — качество асфальта

За последний год качество дороги М1 со стороны Беларуси слегка подпортилось. Дорога всё ещё приемлемая для передвижения, но на ней имеются заплатки, неровности и вспучивания асфальта. Поэтому стоит быть внимательным за рулем.

В Минске дороги напоминают мой Подольск — центральные дороги регулярно перекладывают и ремонтируют. А на периферийных наблюдаются проблемы. В дождливую погоду ливневки не справляются и дорога может оказаться затопленной.

Полосы в Минске достаточно узкие, за счет этого удалось добиться увеличения числа полос, а следовательно и пропускной возможности дороги.

В Минске встречал много перекрестков с разрешающим поворотом и одновременно с зеленым для пешеходов. Так что будьте аккуратны при совершении маневров не забывайте о приоритете пешеходов.

Кроме того, велосипедисты в Минске не спешиваются при пересечении дороги по пешеходному переходу и велодорожки.

Маршрут №5

Минск – Щучин – Гродно – Меловые карьеры – Волковыск – Минск

Время в пути: 9 ч. 3 мин.

Расстояние: 690 км.

Первый привал – Щучин. Посетите Дворец Друцких-Любецких (Сципионов), Кляштор пиаристов (пиаров) и Костел Святой Терезы, Церковь Михаила Архангела (1864-1865). У всех этих мест очень интересные истории. Поинтересуйтесь у местных про ботанический сад, который был создан в 1785-1792 г. усилиями ксендза-ученого Станислава Бонифация Юндзилла. В 1814 году сад считался одним из лучших в Беларуси. Однако его дальнейшая судьба и точное местоположение неизвестны до сих пор. Скорее всего, сегодня это парк, который сохранился в деревне Руткевичи.

Следующий пункт – Гродно. Обязательно пройдитесь по пешеходной Советской улице, вымощенной брусчаткой, которая в идеальном состоянии сохранилась с 1938 года. Здесь стоит заглянуть в галерею «Крыга» и единственный в Беларуси Музей утюга. Еще одно интересное место – Музей городского быта. Коллекционер и владелец музея Януш Парулис сам покажет выставку и расскажет о каждом экспонате.

Обязательно сходите на Замковую улицу. Здесь находятся Старый и Новый замки (Старый сейчас на реставрации). Приготовьтесь встретить гремучую смесь напоминаний обо всех временах и народах. Кстати, здесь жил Стефан Баторий! Соседнее здание – тоже достопримечательность, пожарная каланча

Обратите внимание на рисунок: если присмотреться, среди героев можно найти Мону Лизу. По диагонали стоит Большая хоральная синагога XVI века

За замками открывается шикарный вид на Неман. Если не устали, попробуйте самостоятельно с набережной забраться на гору после закрытия ворот замка. Тропы уже проложены. Забравшись наверх, попадете на руины замка Витовта.

Если выйти к главной площади, то есть вы увидите здание Драмтеатра, Монастырь бернардинцев, кафедральный собор Франциска Ксаверия. В нем вам расскажут о 21-метровом резном алтаре. Покажут одни из самых старых в Европе башенные часы, мощный орган. Немногие знают, что в костеле есть икона японских святых, на которой изображен молодой Александр Милинкевич. Тот, который был кандидатом в президенты в 2006-м. Гродненцы рассказывают, что в конце 80-х – начале 90-х во время реставрации часов на башне нашли полуразрушенную икону трех японских иезуитов-мучеников XVII века. У изображения одного из них было стерто лицо, поэтому знаменитый реставратор Владимир Кислый нарисовал там своего друга.

Также стоит посетить Лютеранскую кирху, она находится в некотором отдалении от центра. Тут регулярно проходят благотворительные органные концерты европейских музыкантов.

В границах Гродно есть несколько фортов времен Первой мировой войны, еще больше – в окрестностях города. К некоторым из фортов ведут обозначенные веломаршруты.

Достойных внимания мест в Гродно очень много. Этот город заслуживает отдельной поездки на все выходные. А если решились на наш маршрут, то выбирайте достопримечталеьности на свой вкус.

ПЕРЕНОЧЕВАТЬ. Хостел в 4 км от центра стоит 21 рубль на двоих. В самом центре можно снять хостел за 35 рублей на пару. Учтите, что в Гродно всегда очень много туристов. Особенно на выходных. Поэтому жилье забронируйте заранее.

Утром можно съездить на Меловые карьеры. Их называют «белорусскими Мальдивами». Купаться здесь опасно – сразу с берега начинается большая глубина. Официально они считаются техническими водоемами. Туристов относительно прошлых лет здесь стало меньше. Подъезд к красотам перекопали, поставить палатку практически негде. При желании можно проделать часть пути пешком и сделать несколько снимков для инстаграма.

Волковыск. Сам город может показаться неприметным. Но это только на первый взгляд. Основанный в X веке, он хранит множество историй, легенд и поверий. Посмотрите Храм святого Вацлава (1848), посетите военно-исторический музей имени Багратиона, потрите на счастье нос памятнику волка на главной площади.

На выезде из города не забудьте заехать на Шведскую гору. Существует легенда, что «Шведскую гору» во время войны насыпали шведские воины над могилой своего полководца. Это самая высокая точка Волковысских холмов.

После Волковыска возвращаемся домой.

Конечно, в одной статье невозможно объять всю Беларусь. В нашей стране множество интересных и уникальных мест. Но это лишь повод путешествовать и исследовать свою страну больше. А чтобы путешествовать выгодно, воспользуйтесь Автокартой МТБанка. Она поможет сэкономить на покупках и получить гарантированную помощь, если в дороге случится какой-нибудь форс-мажор.

Читайте нас в Telegram и

первыми узнавайте о новых статьях!

Требования к покупаемому автомобилю в Белоруси с последующей переправкой в Россию

Автомобиль, ввозимый в РФ, обязан соответствовать стандарту Евро-5. Правило закрепило Решение совета Евразийской экономической комиссии №78 от 14 октября 2015 года. Euro 5 – экологический стандарт, действующий на территории Таможенного союза. Он был принят для минимизации количества вредных веществ, которые попадают в воздух из выхлопных газов автомобиля. Устанавливаются следующие нормы:

  • СН — до 0,05 г/км;
  • CO — 0,8 г/км;
  • NO — до 0,06 г/км.

Бензин и дизельное топливо также нельзя продавать ниже стандарта Евро-5.

Сертификат, подтверждающий соответствие транспортного средства требованиям Евро-5, входит в список обязательной документации, необходимой для пересечения российско-белорусской границы. Однако существует нюанс. Согласно положениям ТК ЕАЭС, потребность в предъявлении документа возникает только в случае, если автомобиль ввозится из-за рубежа. Когда выполняется транспортировка машин через границы стран-участниц Евразийского экономического Союза, допустимо перемещение любого транспорта. Белоруссия и Россия входят в состав ЕАЭС. Фактически сертификат не нужен. Однако его отсутствие может повлечь за собой возникновение проблем. Постепенно ситуация исправляется. Однако лучше иметь сертификат при себе.

Документ предоставляет таможенная служба или специализированные центры сертификации. Бумагу можно оформить в Белоруссии. Однако документация, полученная там, не всегда действительна, поскольку в 2013 году многие учреждения, занимающиеся сертификацией, потеряли аттестат из-за выявленных нарушений, но продолжили предоставлять сертификаты. Подобное мошенничество практически не принесет вреда, если машина в действительности относится к классу Euro 5.

Определить соответствие транспортного средства установленным требованиям можно без детального анализа параметров

Достаточно обратить внимание на страну-производителя и год выпуска. В перечень автомобилей, точно попадающих под нормы стандарта, входят:

  • машины, выпущенные в США после 2010 года;
  • транспортные средства, сошедшие с конвейера стран Европейского Союза после 2010 года;
  • автомобили, выпущенные в Китае, Японии и Кореи в 2013 — 2014 годах.

Физлица не имеют право в 2021 году ввозить в Белоруссию китайские транспортные средства. Однако запрет на вывоз не установлен.

При растаможке во внимание принимают возраст автомобиля из Белоруссии. Если машина выпущена до 2007 года, получить сертификат безопасности в 2021 году практически невозможно

Такое транспортное средство не пропустят через границу РФ. Исключение составляют коллекционные и раритетные автомобили (старше 30 лет). Их можно ввести на территорию РФ без уплаты налога (гл. 12 ТК РФ).

Для ввоза автомобиля в РФ в 2021 году предстоит внести депозит. Это обеспечение, равное стоимости растаможивания автомобиля. Сумма перечисляется на счет таможенной службы. Наличие денежных средств гарантирует, что вы своевременно уплатите налог. Если деньги не будут перечислены на счет, автомобиль в РФ не впустят.

Дополнительно вносится утилизационный сбор. Он складывается из базовой ставки и коэффициента. Показатели для физических и юридических лиц отличаются. Расчет утилизационного сбора выполняется в соответствии с нормами ст. 24.1 ФЗ №89 от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления». Базовая ставка для физ. лиц на легковые автомобили варьируется от 3 400 до 5 200 руб., а для юр. лиц составляет 20 000 тыс.. На остальные транспортные средства установлен показатель в размере 150 000 руб.. Коэффициент существенно различается в зависимости от:

  • возраста авто;
  • мощности двигателя;
  • типа тс;
  • статуса владельца.

Чтобы ввести автомобиль на территорию РФ из Белоруси в 2021 году, потребуется подготовить пакет документов. Список документов, которые могут потребоваться во время растаможки, отражен в статье 108 и ТК ЕАЭС. Обычно необходимы следующие бумаги:

  • заполненная декларация;
  • заявление на оформление транспортного средства;
  • паспорт заявителя;
  • расписка и сертификат, подтверждающий факт перечисления таможенного обеспечения;
  • документация, полученная от продавца (договор купли-продажи, техпаспорт, справки, идентифицирующие автомобиль).

Учитывайте, что передвижение на автомобиле по территории РФ без страховки запрещено. Вам потребуется оформить ОСАГО или получить так называемую «Зеленую карту».

Зеленая карта для Белоруссии

Для управлении автомобилем на территории Белоруссии необходим страховой полис «Зеленая карта»

Недалеко от Смоленска начинается череда страховых компаний, которые пестрят вывесками «Зеленая карта».

Зеленая карта — это страховой полис, необходимый для посещения на машине стран Европы, в том числе, он действует на территории Белоруссии, Украины и Молдовы и в ряде других стран. При оформлении «Зеленой карты» указывается территория действия полиса. Например, Белоруссия, Украина и Молдова входят в единую зону, а страны Евросоюза входят в другую зону с более дорогим тарифом. Страхование «Зеленая карта» аналогично российскому обязательному автомобильному страхованию гражданской ответственности, но оформляется для автомобилей временно пребывающих в Еврозоне или странах, подписавших соглашение о взаимном признании этого вида страхового полиса. 

Если ездить по территории Белоруссии на машине без местного ОСАГО или Зеленой карты, то это может повлечь за собой административную ответственность в виде штрафа, который составит 420 белорусских рублей в том случае, если ваш автомобиль зарегистрирован в России. Можно, конечно, обойтись и без этого, если повезет и никто не остановит или не будет ДТП.

При въезде на автомобиле на территорию Белоруссии никто не просит предъявлять «Зеленую карту», но заблаговременное оформление полиса точно позволит избежать многих проблем, тем более стоимость такой страховки невелика. «Зеленая карта» начинает действовать с 00:00 минут следующего дня за днем оформления. Т.е. если Вы едете в Минск на машине, а страховку оформили только на границе, то «безопасно» кататься по городу Вы сможете только на следующий день.

Минимальный срок действия полиса составляет 15 дней, на меньшее время оформить не удастся. Стоимость во всех российских страховых компаниях «Зеленой карты» одинаковая, поэтому не имеет смысла терять время на остановки для изучения этого вопроса.

Стоимость «Зеленой карты», покрывающей территорию Белоруссии, Украины и Молдовы, на 15 дней для легкового автомобиля составляла около 920 рублей. Территория охвата страхового полиса может послужить неплохим поводом продолжить путешествие, если позволит время и деньги, и отправиться на машине из Минска в соседствующие с Белоруссией страны. Стоимость страховки на территории Белоруссии в белорусской страховой компании будет чуть выше, чем в России, поэтому Зеленую карту на машину разумней оформить заранее до пересечения границы.

Проще всего поменять деньги и сразу оформить Зеленую карту чуть-чуть не доезжая границы с Белоруссией

По направлению Москва-Минск немного не доезжая до границы (около 1 км) с правой стороны есть «карман», в который ведет ответвляющаяся параллельная к М1 узкая дорожка, образующая парковку, там — скопление представительств страховых компаний, а также пункт обмена валют. С трассы эта череда белых киосков хорошо видна. Здесь можно оформить «Зеленую карту» в любой из страховых и обменять деньги, как российские рубли, доллары, так и евро в представительстве Беларусбанка, расположившемся в небольшом белом домике.

Тут же снуют частные менялы. Курс у них обычно лучше, но если Вы не считаете себя знатоком валют, то лучше воспользоваться услугами государственного учреждения.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий