Ошиповка зимних шин и дошиповка: как справиться и сколько стоит?

Шины с отверстиями под шип или «шиповка»: что выбрать

Сначала поймите, почему вы задались этим вопросом. Может быть, хотите сэкономить и выбрать более доступный вариант? Или в равных условиях сравниваете «липучку» и «шиповку» в надежде определить, что оптимальнее? Или хотите рассмотреть возможность установки нестандартные шипы, чтобы машина лучше тормозила? Если узнали себя в одной из трех ситуаций, то специально для вас разберем эти случаи.

В цене вы вряд ли сильно выиграете. Дело в том, что при ошиповке для заводов, крупных дилеров и сетей стоимость установки одного шипа рассчитывается исходя из десятков и сотен тысяч единиц шин, составляя не более нескольких сотен рублей за колесо в зависимости от “вводных данных”. Даже если удастся сэкономить эти деньги на колесе без шипов, вы заплатите несравнимо больше за заказ в 4 шины. Полагаем, все понимают, что в цену войдет как отдельный подбор шипов, так и индивидуальная настройка именно на эти шины, нередко отнимающая времени больше, чем непосредственно процесс ошиповки.

Сравнить разные типы резины тоже не получится. Просто потому, что резина под ошиповку без шипов — это не «липучка». У нее несколько другой протектор, другие показатели по мягкости. На любом покрытии ее результаты будут менее удовлетворительны, чем у фрикционных шин и ещё хуже — чем у ошипованных.

Адекватно и честно можно оценивать фрикционную с полноценно ошипованной резиной, как, например, мы это сделали в обзоре сравнительных тестов уважаемых авторитетных изданий.

Для установки нестандартных шипов нужен повод. Обычная шипованная резина полностью пригодна для использования на асфальте, льду и заснеженных трассах. Плюс у нее оптимальный баланс между качеством торможения и комфортом езды, исследованный в тестах. Чем длиннее и жестче шипы, тем сильнее они шумят и вибрируют на асфальте.

Единственный повод рассмотреть эту идею: установка стальных шипов вместо омологированных (предусмотренных и одобренных) заводом-изготовителем алюминиевых шипов, а также установка, например, трёхфланцевых шипов вместо одно- и двухфланцевых. Только в этих случаях при правильном подборе шипов под шину вас ждёт выигрыш в виде более длительного срока службы стали по сравнению с мягким и податливым алюминием и в некоторых случаях — более жёсткий “держак” за счёт усиления сопротивления качению благодаря сложной форме элементов противоскольжения, но, как правило, с повышением шумности.

Как выполнить шиповку без специальных инструментов

Самостоятельная работа по вставке шипов может быть выполнена несколькими способами:

  1. автоматическим;
  2. полуавтоматическим;
  3. ручным.

При автоматическом способе всю работу по шиповке автошины выполняют на специальном оборудовании практически без вмешательства специалиста. Ручной метод считается наиболее сложным и трудоемким, поскольку здесь необходимо использовать молоток, гаечные ключи, отвертку, пассатижи. Но при этом человек затрачивает минимум денежных вложений и создает прочное сцепление для покрышки.

Для полуавтоматического способа применяется электродрель или шуруповерт с насадками. Соответственно, как было сказано ранее, с помощью этого инструмента шип вставляется в колесо

При этом экономится личное время, но здесь очень важно следить за глубиной расположения каждого шипа

Пневматическое устройство обеспечивает плотную фиксацию шипов. Этот инструмент позволяет сократить время работы, но при этом у него высокая стоимость. Кроме того, не стоит забывать о дорогом компрессоре, сводящего быструю установку шипов к минимуму. Этот способ выгоден только в том случае, если использовать чужой компрессор. То есть можно договориться со специалистами автосервиса, чтобы подключить устройство к пневмопистолету за определенную плату и сделать шиповку колес.

Процесс установки колесных шипов:

  1. подготавливаем дрель для работы и устанавливаем сверло под диаметр шипа;
  2. фиксируем покрышку и проделываем отверстия;
  3. опрыскиваем отверстия подготовленным мыльным раствором для облегчения дальнейшей вставки шипов;
  4. устанавливаем в пистолет определенное количество шипов;
  5. пневматическое устройство ставим в вертикальное положение и прикрепляем лапки к отверстиям;
  6. тестируем работу пистолета, нажимаем на курок и контролируем положение шипов;
  7. в случае необходимости изменяем положение и глубину при помощи металлического листа и молотка.

После завершения работ оставляем покрышку на некоторое время для уплотнения шипов. После высыхания мыльного раствора они надежно зафиксируются во внутренней части резины. Опытные шиномонтажники рекомендует проехать на автомобиле около 300 км для тестирования, при этом не должно быть резких ускорений и заносов.

После обкатки шипованных колес их уже можно будет использовать для более жестких условий. Отметим, что шипы можно установить даже на летнюю резину с надежным протектором. При этом порядок выполнения работ не изменяется.

На заметку! При обкатке установленных шипов некоторые из них даже могут выпасть из колеса. Однако не стоит повторно выполнять процесс установки, поскольку отверстия находятся в растянутом положении и в конечном итоге они не будут зафиксированы. В качестве альтернативного варианта рекомендуется заранее установить большее количество шипов для подстраховки.

Как зашиповать резину ремонтными шипами подручными способами самостоятельно

Вариант первый — отвертка и клещи

  1. Для этого применяют отвертку и плоскогубцы (клещи для снятия стопорных колец).
  2. Берем ремонтный вариант, расширяем посадочное гнездо при помощи отвертки.
  3. Плоскогубцами вдавливаем его в свое место.

Приловчившись, это процесс займет не больше времени, чем на шиномонтаже.

Видео, как устанавливать ремонтные шипы при помощи отвертки:

Второй вариант – при помощи дрели

Для упрощения самостоятельной установки используют электрическую дрель. Изготовляют насадку из медной трубки, ее конец развальцовывают под диаметр ремонтного шипа, чтобы он свободно ходил в ней. Можно купить подобные насадки, стоят они не дорого.

  1. При необходимости удаляем старую ошиповку, если она сточена
  2. Устанавливаем насадку в дрель, шип в нее
  3. Прикладываем её под углом в 45 градусов относительно покрышки, чтобы монтажная часть шипа смотрела в посадочное гнездо
  4. Надавливаем на инструмент и малыми оборотами «вкручиваем» ремонтный вариант в шину

Так как шип свободно «ходит» в насадке, ее без труда можно вытащить из резины. Это метод проще и быстрее, чем с отверткой. В первом случае есть шанс потратить много времени на одну покрышку и натереть мозоль на руке.

Видео самостоятельной ошиповки с помощью дрели или шуруповерта:

Третий вариант – ремонтные шипы с резьбой (винтовые)

В продаже можно найти такие варианты, они стоят недорого. Для установки их тоже потребуется электродрель или шуруповерт с насадкой под шурупы диаметром 4 мм. В нее вставляем кусок бумаги или другого предмета, чтобы потом его можно было вытащить. Это необходимо, потому что ремшип может проваливаться в ее и ввинчиваться в колесо не будет.

Вставляем новый шип в насадку, прикладываем шуруповерт к покрышке в то место, где нет посадочного гнезда. Небольшими оборотами вкручиваем в шину, пока установочная сторона не вкрутится в резину.

Недостатки метода

  • Надежность посадки и срок эксплуатации таких шипов, установленных подобным образом, невелико
  • Есть шанс повредить металлический корт покрышки
  • Если переусердствовать, и глубина протектора невелика, то можно проткнуть насквозь.

Это не самый удачный вариант установки ремонтных шипов, поэтому им пользоваться не рекомендуется. Если все-таки решились, внизу есть видео, как это делается.

Подготовительные и ремонтные работы

Для установки шипов на зимней резине собственными руками необходимо:

  1. Использовать пригодные для ошиповки покрышки:
  • фрикционные изделия либо модели, имеющие специальные отверстия для элементов шиповки;
  • протектор шин должен отвечать допустимым стандартам, он не может быть сильно изношен;
  • возраст шин желательно не должен быть больше четырех лет.

Шипованное и не шипованное изделие соответственно

  1. Качественные шипы.

Зашиповать можно шины тремя способами:

  1. Ручной метод. Осуществляется с применением молотка, отвертки и мыльной воды. Преимуществом таких ремонтных работ есть их стоимость, она невысокая из-за отсутствия необходимости покупать дополнительное оборудование.
  2. Полуавтоматический способ. Установка элементов шиповки в отверстия выполняется с применением дрели, имеющей низкие обороты или шуруповерта с использованием специальной насадки. Скорость выполнения ошиповки значительно увеличивается. Сложность указанного метода заключается в необходимости правильно удерживать элемент шиповки, чтоб он входил в резину ровно.
  3. Автоматический. Предполагает применение пневмопистолета, с помощью которого элементы шиповки устанавливаются в места крепления. Производительность труда при применении указанного пистолета увеличивается. Минус заключается в высокой стоимости оборудования. Для единично процедуры шипования покупать пневмопистолет конечно будет не выгодно.

Рассмотрим процесс ошиповки покрышек без специальных отверстий для шипов. Он довольно трудоемкий, выполняется следующим образом:

  1. Сделайте отверстия для крепления шипов с помощью дрели (используйте специальное сверло) либо воспользуйтесь шилом и молотком.
  2. Зафиксируйте покрышку.
  3. Разметьте места установки элементов шиповки самостоятельно, для этого воспользуйтесь корректором.
  4. Нанесите мыльный раствор на поверхность шины — это облегчит установку элементов шиповки в гнезда крепления.
  5. Поставьте шип в место крепления, произведите его монтаж.
  6. Проверьте выступ установленного изделия над поверхностью шины с помощью штангенциркуля, если высота более 1,5 мм, посадите элемент шиповки немного глубже.
  7. Если шип вошел в резину неровно, его удаляют плоскогубцами.

Признаки качественно выполненной ремонтной ошиповки

На результат повторной ошиповки зимних шин влияют четыре фактора: остаточный протектор, качество шипов, применяемый инструмент и технология проведения работ.

С глубиной протектора все просто – она должна быть достаточной для удержания шипа, то есть не менее, чем высота корпуса самой короткой модели ремшипа, – 7мм. Идеально, если протектор глубже этой величины, – поэтому лучше заранее контролировать износ «штатных» шипов.

Шипы

Вполне логично, что используемые в работе с изношенной резиной шипы должны отличаться от тех, что устанавливают в новые шины. Причина проста: посадочное место в резине уже деформировано и не удержит стандартный шип. Ремонтный вариант состоит из трех элементов: корпуса, вставки и специальной полимерной втулки.

Конструкция ремонтного шипа

Металлический (есть алюминиевые и стальные модели) корпус шипа имеет фланец увеличенного размера. Его задача – надежно зафиксировать шип в протекторе.

Износостойкая вставка изготовлена из карбида вольфрама ВК8, как и у «штатных» шипов. Это главная рабочая часть шипа, которая обеспечивает шине противоскользящие свойства. В неоригинальной продукции вместо дорогого сплава, составляющего около трети цены, может оказаться менее стойкий заменитель.

Самый интересный и непривычный элемент ремонтного шипа – полимерная втулка. Она выполняет две задачи: правильно ориентирует шип по отношению к дорожному покрытию и фиксирует его, заполняя увеличенное посадочное место в протекторе.

Кроме того, по мере обкатки надежно запечатывая собой отверстие, она препятствует попаданию на корпус шипа дорожных абразивов – камней, песка – которые бы его изнашивали.

Используемый специальный полимер имеет высокий коэффициент износостойкости на истирание, не боится агрессивных противогололедных реагентов, которые применяют зимой, не подвержен коррозии.

Инструмент

Для установки ремонтных шипов мастер должен использовать специально предназначенный для этой цели пневматический шиповальный пистолет. Такое оборудование губками раздвигает кромки посадочного места и устанавливает шип без повреждения протектора. Запитывается инструмент воздухом под давлением около 10 бар. Соответственно, понадобится еще и компрессор.

Повторная ошиповка с помощью пневмопистолета

Технология

Изобретателем конструкции ремонтных шипов (патент № 132039) и разработчиком технологии проведения работ является компания «Теком».Весь процесс состоит из нескольких этапов и может выполняться как на специальных опорах, так и прямо на дисках, без необходимости разборки:

  1. Сначала нужно измерить глубину посадочных мест, из которых выпали шипы. Это необходимо для правильного выбора длины ремонтных шипов. Они могут быть трех типоразмеров: 8, 9 и 10 мм.

Глубина посадочных мест должна быть не менее 7 мм, в идеале – от 8 мм.

  1. Затем отверстия под шипы нужно очистить от мелкого мусора и камней. Для этого мастеру понадобится простая узкая шлицевая отвертка. Одновременно следует удалить шипы, которые уже расшатаны и держатся плохо. После этого продуть посадочные места сжатым воздухом.
  2. На следующем этапе их необходимо смазать, чтобы упростить посадку ремонтных шипов и не повредить резину. Для этого используется обычный мыльный раствор и пульверизатор.
  3. Теперь остается только установить ремонтные шипы «Теком» с помощью пневмопистолета.

Ремшипы устанавливаются таким образом, чтобы над поверхностью протектора выступала только часть износостойкой вставки на величину не более 0,5 мм.

С технологией установки ремонтных шипов можно ознакомиться на видео ниже:

Строение и отличия ремонтного шипа

Если смотреть строение этого варианта, то оно мало чем отличается от обычного шипа, который устанавливается на заводе.

1) Это так называемый стаканчик, или корпус в виде клепки, при помощи которого он собственно и держится внутри резины.

2) Это стальной сердечник, который собственно и цепляется за ледяное покрытие, как видите обычное строение.

Однако у этих шипов есть также и небольшие отличия. Для начала предлагаю вам представить разбитое гнездо в шине, из которого вылетел шип. Как правило, оно немного расширено, из-за этого и произошла потеря. Можно конечно попытаться вернуть и «родной», если вы его нашли вовремя, писал об этом здесь. Однако не всегда он будет держаться и может практически сразу выпасть.

К чему я это все говорю, если рассмотреть корпус ремонтного варианта, то он немного толще чем обычный, делается это для того чтобы он не вылетел из гнезда которое разбито и расширилось. Корпус изготавливается либо из полимеров, либо из металла. Стоит отметить, что даже вариант из полимера, держится очень даже хорошо.

Далее сердечник (металлическая игла), также немного утоплена в свой корпус и находится на несколько миллиметров ниже, чем стандартный шип в резине. Делается это для того чтобы он не выпирал, а действительно прочно сидел. Такое решение позволяет учитывать износ резины.

Ремонтный вариант, сидит очень прочно, многие не вылетают до конца службы колеса.

Как делают ошиповку

Для ошиповки можно выбрать всесезонные шины, в которых специалист вырежет отверстия под шипы. Для этих целей используют специальный полый инструмент и профильное оборудование, а не обычные сверло и дрель. Как результат, отверстия под шипы получаются идентичными друг другу по глубине и диаметру, а также обладают ровными, без надрывов и заусенцев, краями и внутренними стенками.

Далее в отверстия пневмопистолетом вставляют шипы

Обратите внимание: сделать это без повреждения резины можно только под давлением и с применением смачивающего раствора. После высыхания смазки получается прочное соединение детали с протектором

Сверление отверстий в шине и установка шипов в заводских условиях

«АвтоОшиповка Теком» занимается ошиповкой всех типов автошин с 1995 года и предлагает:

  • сертифицированную ошиповку на станках;
  • изготовление отверстий в протекторе по запатентованной технологии;
  • обслуживание частных лиц и предприятий;
  • широкий ассортимент шипов различного назначения.

Мы конструируем шипы и обкатываем разработанные изделия. Учитываем индивидуальные пожелания клиентов, а также уникальную спортивную направленность заказов. Если в продаже нет выбора готовых шипованных шин вашего размера – это не повод для того, чтобы лишать себя возможности удобно и безопасно эксплуатировать автомобиль в условиях непогоды.

Как производится перешиповка?

Если шипы из ремкомплекта не устанавливаются в готовые отверстия, надо провести предварительные работы. В идеале покрышку нужно заморозить. После этого проделываются отверстия сверлом, четко перпендикулярно поверхности протектора. На практике можно пробуравить отверстия без заморозки или же сделать их шилом. Однако такие операции требуют большей аккуратности и усилий.

Общая схема работ, по которой производится установка новых шипов на зимней резине, выглядит следующим образом:

  1. Покрышка в месте установки шипов скрупулезно очищается.
  2. Точки монтажа помечаются мелом.
  3. Резина тщательно смачивается мыльной пеной.
  4. Устанавливаются шипы.

Последняя стадия работ может быть выполнена двумя способами, при этом общий принцип монтажа не меняется.

Где провести ошиповку резины с отверстиями

Выполнить профессиональную первичную ошиповку шин с отверстиями и без вы можете в нашей компании.

Работаем со всеми типами колес. За двадцать четыре года накоплен колоссальный опыт работы с легковыми, грузовыми и внедорожными шинами, а также с колесами для гонок и многотонной спецтехники. Мы даже готовили шины для зимних испытаний раллийного грузовика экипажа Эдуарда Николаева, многократного победителя «Дакара».

Профессиональное шиповальное оборудование. Для каждого вида работ — свой инструмент. В том числе полноценный участок ошиповки с полуавтоматами и специальными запатентованными станками для изготовления отверстий.

Используем собственные уникальные разработки. «Теком» — это научно-техническая база, конструктоское бюро, испытательное оборудование и отдел технического и инструментального контроля шипов. Некоторые технологии, по всей стране используемые для ошиповки, разработаны нашими специалистами.

Огромный выбор типоразмеров шипов и схем ошиповки. Подберем вариант, который подходит именно для ваших целей.

Сотрудничаем с клиентами любого уровня. Принимаем заказы на ошиповку как от организаций с большим автопарком, так и от частных клиентов.

 Загрузка …

Этапы процедуры ошиповки зимних шин

Процедура ошиповки покрышек

Процедура ошиповки зимних  шин происходит в несколько обязательных этапов, стартом для которой станет приобретение покрышки, которая:

  • относится к зимнему сезону;
  • обладает повышенной жесткостью;
  • не имеет потертостей в протекторе, а в идеале быть новой;
  • имеет специальные отверстия для шипов.

Кроме комплекта зимних покрышек, следует приобрести качественные шипы для ошиповки шин, а также, пневматический пистолет. Шипы для зимних покрышек могут быть нескольких вариантов:

  • изготовленные из пластика или стали;
  • круглой или овальной, бриллиантовой или четырехгранной формы;
  • двух или однофланцевые;
  • с трубчатым или стержневым сердечником.

Покрышки с шипами

Стоит подбирать шипы согласно своему стилю вождения или же скорости, с которой водитель водит автомобиль. Для того, чтобы ошиповка прошла успешно следует не только приобрести качественный пистолет для ошиповки шин и приготовить:

  • девяносто шипов для колес с диаметров в 13 дюймов;
  • сто десять для диаметра в четырнадцать или пятнадцать дюймов;
  • сто пятьдесят для диаметра в шестнадцать дюймов.

При этом повторная ошиповка или дошиповка производится до начала зимы и обязательно после нее обкатать покрышку. Стоит зафиксировать ее до того, чтобы произвести процедуру, а потом промазать поверхность при помощи густой мыльной пены.

Ремонтные шипы для покрышек

Это делается для того, чтобы шипы из пневматического пистолета лучше входили в шину. Нельзя категорически допускать перекосов и ненадежной посадки шипа в покрышку. В том случае, если шип вставлен неправильно, то его положение можно будет скорректировать до полного высыхания пены.

После того, как процедура прошла успешно, стоит дать резине расстояться на протяжении трех суток, при этом не стоит возвращать вылетевшие шипы на место, поскольку отверстие уже деформировалось.

Что необходимо знать до ошиповки

Выбрав подходящие шипы и резину, следует еще раз вернуться к основным правилам, соблюдение которых обеспечит долговечность и безопасность использования зимних колес, ошипованных в кустарных условиях:

Какие шипы лучше выбрать

Основная задача шипов — обеспечить надежное сцепление с дорогой. Максимальная нагрузка ложится на этот элемент зимней покрышки в момент разгона и торможения авто. При движении транспортного средства по трассе или в городе с равномерной скоростью, нагрузка уменьшается, и вновь возрастает при совершении манёвров.

Различные условия эксплуатации авто по-своему сказываются на износ шипов и резины в целом, поэтому, подобрав шипы под свой стиль вождения, можно существенно увеличить срок эксплуатации колес.

Шипы различаются по форме, объему, весу, составу. Каждому параметру соответствует определенное поведение шипа в дорожных условиях.

Корпус шипов может быть изготовлен из:

  1. мягких сплавов (например, алюминий);
  2. твердых металлов (железо);
  3. нематаллических элементов (пластик).

Различные виды шипов для шин

Поскольку шипы испытывают серьезную нагрузку, удерживая на себе вес автомобиля, следует использовать наиболее прочные изделия. Мягкие сплавы металлов или других веществ при агрессивном стиле вождения, скорее всего, потеряют изначальную форму, и уже не будут выполнять свое прямое предназначение.

Немаловажное значение имеет и форма рабочей поверхности шипа. Наиболее распространенными являются следующие типы:

  • овальные или круглые;
  • квадратные или прямоугольные;
  • многоранные.

Несложно представить, что чем больше острых выступающих краев шипа будет врезаться в дорожное полотно, тем лучше будет обеспечено сцепление.

Таким образом, предпочтение стоит отдавать многогранными или остроугольным шипам. Единственный их минус — это возрастание цены, в зависимости от количества граней.

Последнее, на чем стоит заострить внимание при выборе шипа — это его крепление в резину. Оно также имеет различные варианты, в зависимости от которых варьируется степень усадки и прочность получившейся конструкции

Наиболее предпочтительными будут двух- или многофланцевые шипы, основание которых имеет 2 и более расширения, за счет чего и обеспечивается надежность фиксации.

Чем больше фланцевых пазов у шипа, тем надежнее от сидит в покрышке

Существуют и другие параметры, которые определяют длительность срока и качество эксплуатации ошипованной резины, однако они менее значительны вышеприведенных параметров.

Какие шины выбрать для ошиповки

Приняв решение произвести самостоятельную ошиповку, следует серьезно подойти к вопросу выбора покрышек.

Наиболее подходящей станет резина, уже подготовленная заводом к самостоятельной ошиповке, т.е. на ней уже будут иметься технологические отверстия под установку шипа.

Покрышка под ошиповку с отверстиями для шипов

Можно приобрести резину, не подготовленную к шипованию кустарным способом

Здесь основное внимание следует обратить на состав резиновой смеси. По общему правилу нешипованные зимние шины имеют очень мягкую консистенцию, с целью наилучшего сцепления с зимним покрытием

Однако самостоятельно установленный шип в такой покрышке долго держаться не будет, ввиду отсутствия надежного крепления.

Не рекомендовано применять к ошиповке всесезонную резину, ввиду отсутствия надлежащих сцепных качеств при отрицательных температурах. Но, несмотря на этого, состав всесезоной резины имеет более твердую структуру, поэтому шип в ней будет закреплен более прочно, нежели во фрикционной зимней покрышке.

Желательно использовать новую резину, но при ограниченном количестве финансов подойдет и ранее использованная продукция. При этом срок ее ранней эксплуатации не должен превышать 3 года, а остаток протектора — не менее 4 мм.

Рекомендации по правильному вождению зимой

Для продления срока службы шипованной резины необходимо знать и следовать правилам зимнего вождения.

Сделайте таким рекомендациям:

  1. Старайтесь ездить по городу со скоростью не более 60 км/час.
  2. Не используйте резкое торможение, если без этого можно обойтись. При подъезде к светофору начните останавливаться заранее.
  3. Не отключайте АБС или системы помощи при остановке ТС. Они помогают избежать блокировки колес, которая приводит к быстрой утере шипов.
  4. Забудьте о дрифте, ведь такой стиль езды напрямую влияет на снижение ресурса резины.
  5. При повышении температуры на улице старайтесь двигаться медленнее, чем в морозную погоду. Это связано с тем, что при плюсовой температуре шины быстрей греются и размягчаются. Как результат, посадочное место растягивается, и шип может вылететь.
  6. В период сильных морозов (ниже -20) старайтесь не ездить быстрее 60 км/час. Это связано со снижением эластичности резины на морозе.
  7. При наличии МКПП на машине старайтесь чаще тормозить мотором, а не педалью тормоза.
  8. После завершения обкатки шипованная резина меняется с правой на левую. Это значит, что на будущий год менять колеса местами не нужно.

Если говорить в целом, спортивный стиль вождения «убивает» шипы и приводит к снижению срока эксплуатации такой резины.

Вопрос эксперту
Влияет ли температура асфальта на срок службы шипов? Однозначно ДА. Помните, что езда на шипованных шинах в теплую погоду ведет к более быстрому их износу. Чем быстрей происходит процесс, тем активней выпадение. Кроме того, повышается скорость передвижения, что также является ошибкой.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий