Содержание
- 1 Красный «Москвич»-спаситель
- 2 Автодороги-дублеры
- 3 Маршрут
- 4 Достопримечательности
- 5 Инфраструктура
- 6 Разрешенная скорость и камеры
- 7 Пропавшая экспедиция
- 8 Осторожно, дети на дороге!
- 9 Почему мы разместили форму сбора денежных средств?
- 10 Населённые пункты вдоль трассы
- 11 Автодороги-дублеры
- 12 Плюсы и минусы
- 13 Маршрут
- 14 Реконструкция
- 15 Текущее состояние
- 16 Заправки
- 17 Текущее состояние
- 18 Состояние
- 19 Инструкция по выставлению рейтинга
- 20 Автодороги-дублеры
Красный «Москвич»-спаситель
Наиболее распространенной легендой стала история про красный «Москвич-412», который появляется на трассе в самую плохую погоду. По словам очевидцев, автомобиль появляется перед машиной путника в сильную метель с ярко горящими фарами. «Москвич» быстро набирает скорость при практически нулевой видимости, что на уровне инстинктов заставляет путника двигаться за ним – в итоге потерявшиеся водители оказываются в безопасности. А вскоре тем или иным образом (например, встреченный сотрудник ГИБДД, который уверяет, что перед ним не было ни одной машины) водитель выясняет, что не было на трассе никакого «Москвича».
Легенда гласит, что призрачным «Москвичом» управляет мужчина, которому так и не удалось в свое время выбраться из снежного плена, и теперь он «следит, чтобы его участь не постигла других автомобилистов.
Автодороги-дублеры
Рязанское шоссе
Рязанское шоссе (также встречаются названия Старорязанское шоссе, Старая Рязанская дорога) — крупное шоссе, начинающееся от пересечения Рязанского проспекта с МКАД. На территории Жулебина проходит как Лермонтовский проспект, который переходит в Октябрьский проспект в Люберцах и пролегает через всю южную часть города. У границы Люберец с Томилином от трассы ответвляется Егорьевское шоссе, в деревне Жилино — шоссе А102. Перед посёлком Октябрьским дорога сливается с М5, в дальнейшем несколько раз ответвляется от основного хода шоссе, проходя по улицам крупных населённых пунктов параллельно Новорязанскому. Участки от Старникова до Степанщино и от выезда из Коломны до Рязани общие с трассой М5. Шоссе заканчивается в Рязани.
Проезд по шоссе осложняется небольшой шириной дороги и тем, что оно практически не имеет многоуровневых пересечений с крупными трассами (за исключением нескольких развязок с М5). Так, протяжённые заторы возникают на пересечениях со Смирновской улицей, Островецким шоссе и так далее.
Егорьевское шоссе Р105 — ответвляется от старого Рязанского шоссе в Люберцах и идет через города Егорьевск и Спас-Клепики в направлении Касимова. Расположено в 10-130 км севернее трассы «Урал», в Мещёрских лесах за Окой. Шоссе узкое, извилистое двухполосное, однако траффик на нем дальше Егорьевска относительно невелик. На М5 можно попасть через ответвления на Рязань (в Спас-Клепиках), а также на Шилово и Сасово-Шацк (в Касимове).
В случае, если будет построена прямая смычка между Касимовом и Кадомом, которая обеспечит выход на Темников, Краснослободск и далее на Саранск и Ульяновск, дорога имеет шанс стать полноценным дублером трассы «Урал» на участке от Москвы до Самары и оттянуть на себя значительную часть траффика. Однако на ближайшее будущее планов продления Егорьевского шоссе дальше Касимова в указанном направлении нет.
Также М5 отчасти дублирует трасса Р22, до Тамбова идущая с «Уралом» практически параллельно. Расстояние до некоторых городов (например, до Саратова) примерно одинаковое как по М5, так и по Р22.
В горной части
В горной части дороги на территории Челябинской области существует ряд объездов, идущих через населённые пункты параллельно М5 — раньше эти объезды были основной дорогой до строительства трассы мимо городов, сейчас используются местным населением либо транзитными легковыми автомобилями несмотря на бо́льшую их протяжённость по сравнению с основной трассой, потому что на объездах практически нет большегрузных автомобилей, а на некоторых участках движение грузовых автомобилей вообще запрещено. Через Златоуст можно объехать восточные склоны самой высокой точки трассы — перевала через хребет Уреньга (842 м), который бывает закрыт по время сильных снегопадов.
Маршрут
На участке автомагистрали между Москвой и Рязанью автолюбитель проезжает 165 км. Качество автодорожного полотна на высоком уровне, заторы не возникают по причине достаточного количества полос. Шоссе постоянно ремонтируется и реконструируется. При всем этом неподалеку от столицы постоянно образуются заторы. Объехать ее практически невозможно, даже если использовать другие трассы – такие мысли посещают многих автолюбителей, которые видят перед собой длинную пробку. По пути встречается много сотрудников ГАИ и камер, как стационарных, так и переносных.
Протяженность участка трассы от Рязани до Пензы составляет 448 км. Достаточно часто ремонтируется, достаточно широкая, заторов практически нет, все автомобили едут на высокой скорости. Особого внимания заслуживает поселок Умет, который славится огромным количеством разнообразных кафе и закусочных – их несколько сотен. Во время планирования маршрута стоит узнать, ведутся ли какие-либо ремонтные дорогие на этом участке, в некоторых местах из-за этого могут возникать достаточно длинные пробки.
Следующий участок автомагистрали соединяет Пензу и Самару, его протяженность – 422 км. На этом участке шоссе не пролегает через Самару, она поворачивает в сторону Уфы. Также часто встречается разбитое дорожное полотно, над чем активно «поработали» грузовые автомобили. Нередко автолюбителей останавливают доблестные сотрудники ГИБДД в Кузнецке, для экономии времени лучше объехать город стороной. По пути встретится много заправок, мотелей и кафе.
На путь от Самары до Уфы автолюбителям потребуется преодолеть 465 км. При въезде в Башкортостан сразу видна разница с Самарской областью – качество дорожного полотна намного выше у Республики. Тем не менее, данный участок шоссе активно реконструируется и ремонтируется. На территории Башкортостана также требуется остерегаться сотрудников ГИБДД – они очень активно останавливают автомобили с российскими номерами. Также по дороге встретится много стационарных камер и постов.
От столицы Башкортостана до Челябинска длина автомагистрали составляет 379 км. Это самый плохой участок шоссе, на котором происходит большое количество дорожно-транспортных происшествий, из-за чего он получил говорящее название «дорога смерти». Виной этому служит плохое состояние дорожного полотна, плохие погодные условия и большое количество автомобилей. По этой же причине постоянно встречаются камеры и посты ГИБДД.
Расстояние между двумя уральскими городами составляет 210 километров. Ширина дорожного полотна увеличивается до четырех полос, но имеется недостаток – дорога не очень часто ремонтируется, максимум ставятся заплатки на особенно глубокие ямы. Происходит это по причине планов на увеличение ширины данного отрезка шоссе.
Достопримечательности
Во время движения автолюбитель может заехать в разные города, при этом в каждом из них имеется огромное количество достопримечательностей, которые обязательно следует посетить:
- Владимир – старый город, который славится Золотыми Воротами, Успенским и Дмитриевским собором, которые были построены в 12 веке, а также более «молодой» Троицкой церковью. В обязательном порядке необходимо посетить Исторический Музей и Музей природы.
- В Нижнем Новгороде (город основан в далеком 13 веке) находится целая россыпь соборов и монастырей – Церковь Пресвятой Богородицы, Печерский Вознесенский монастырь, Спасо-Преображенский собор, Кафедральный Собор Александра Невского, Церковь Рождества Иоанна Предтечи.
- В столице Татарстана нужно прогуляться по Казанскому Кремлю, Башне Сююмбике, Площади Тысячелетия. Также интересно будет прогуляться по Богоявленскому собору, дому Шамиля и парку «Черное озеро». Да и сам по себе город Казань очень красивый.
- В столице Башкортостана особой популярностью пользуются Дом офицеров, Национальный музей Республики Башкортостан, крестьянский поземельный банк и особняк Е. А. Поносовой-Молло. Данные постройки была возведены в течение последних 100-150 лет, но от этого их красота не ухудшается.
Инфраструктура
Являясь важной товарной артерией между европейской частью РФ и сибирским сектором, магистраль вплоть до 2012 года пребывала, мягко говоря, не в лучшем состоянии. По мере удаления от столицы количество неровностей, вспучиваний и ям нарастало, а уровень комфорта уменьшался
Примерно с 2013 года, после серии реконструкционных мер, по всей длине дистанции ездить стало удобнее, безопаснее и быстрее. Состояние полотна повысилось до «местами хорошего, в целом удовлетворительного», а к романтичным пейзажам по сторонам добавились пункты придорожного сервиса, точки общепита, магазины и кемпинги на любой вкус и кошелёк.
Сегодня практически в любой части трассы есть где поесть, отдохнуть или получить медицинскую помощь. По всему пути встречаются автомойки, станции техобслуживания и шиномонтажа. Число заправочных станций (главным образом «Лукойл», но есть и другие) тоже выросло, как и количество отслеживающих нарушителей патрулей ГИБДД и камер – по традиции, оно возрастает по мере приближения к крупным населённым пунктам.
Выбирая место «привала», присмотритесь к дальнобойщикам. Они лучше других осведомлены о качестве предоставляемых услуг – это касается буквально всего, от добротности топлива до недорогой, но вкусной и сытной еды. А если решили ночевать в машине, не вздумайте останавливаться в безлюдных местах или, независимо от окружения, просто парковаться на обочине – тяните до адаптированной стоянки.
Разрешенная скорость и камеры
Федеральная трасса М-1 «Беларусь», по своему эксплуатационному состоянию, сравнима с лучшими дорогами Европы. Современная автомагистраль с 4-х и 6-и полостным движением отличается чрезвычайно ровным асфальтовым покрытием: без выбоин, ям и колеи. Несмотря на подобное положение дел, сильно разогнаться не получится. На российской стороне автодороги выставлено ограничение скорости – до 90км/ч. Белорусская часть магистрали предлагает водителям увеличенный скоростной режим – до 120км/ч. По обеим сторонам дороги расположено изрядное количество деревень – населенных пунктов, возле которых автолюбители обязаны ехать со скоростью, не превышающей показатель в 60км/ч.
Обратите внимание: согласно правилам дорожного движения Республики Беларусь, максимально допустимое превышение скоростного режима составляет 10км/ч. На всем протяжении трассы расположены деревни – точки контроля сотрудников ГАИ России и Беларуси
Магистраль оснащена не только камерами, но и радарами – устройствами, обеспечивающими качественное соблюдение скоростного режима. Точки размещения треног регулярно меняются, вследствие чего мы не можем предоставить подробную карту их расположения
Обращаем ваше внимание, что за соблюдением правил ПДД и скоростного режима на трассе М-1 следят как белорусские, так и российские сотрудники дорожной полиции
Пропавшая экспедиция
Еще одной популярной легендой здешних мест является история о некогда пропавшей группе геологов.
Нередко местные жители или туристы, решившие заночевать в палатке в окрестностях Саринского плато, рассказывают схожие истории – якобы, из ниоткуда могут появиться отчетливые голоса и смех людей, шум гитары. Причем иногда звуки настолько отчетливы, что, казалось бы, пройди пару метров – и увидишь за пригорком веселую компанию отдыхающих. Однако сколько бы ни шли люди по лесу вблизи села Сара, а увидеть компанию никому не удавалось – только песни под гитару слышатся из пустого леса. Говорят, что это те самые геологи разбивают каждую ночь себе лагерь, так и не поняв, что давным-давно уже не в этом мире.
Однако есть и более научное объяснение. Все звуки, слышимые в местном лесу, – это не духи, и даже не галлюцинации, а всего лишь отзвук голосов жителей села. Звуки эти доносятся из села по так называемому волноводу, а так как слышимость в ночное время отличная, то и голоса могут «улетать» на приличные расстояния.
Осторожно, дети на дороге!
Ну и, конечно, не обойти самые жуткие из всех существующих страшилок – историй про неведомо откуда доносящийся детский смех.
Якобы, если ехать по трассе ночью, то можно услышать сначала заливистый детский хохот, а потом увидеть и самих весельчаков, стоящих на обочине,крепко взявшись за руки.
Существует история, согласно которой мужчина двигался по трассе Оренбург – Орск, и внезапно услышал голоса. Он убавил звук радиоприемника, однако голоса не утихли, а вокруг – ни души. Через несколько мгновений перед водителем предстала группа детей, которые о чем-то разговаривали и громко смеялись. Мужчина, рассудив, что если бы посреди ночи на трассе и стояли дети, то совершено точно они бы не заливались громким смехом, вдавил газ и помчался к деревне. Только на въезде в населенный пункт страх начал его отпускать.
Почему мы разместили форму сбора денежных средств?
Проект изначально планировался некоммерческим, и его разработка базировалась на энтузиазме нескольких человек. После выхода в свет, проект жил своей жизнью, и сейчас мы не располагаем достаточными ресурсами для продолжения активной разработки. Тем не менее, мы старались не бросать поддержку проекта и, в то же время, минимизировать количество рекламы. Однако, начиная с июля 2018 года, сервис Google карты, которым мы пользуемся на проекте, стал платным. В текущей ситуации переход на другого поставщика карт практически невозможен ввиду отсутствия ресурсов для разработки и спонсоров на проекте. А взимание платы за использование карт компанией Google фактически ставит под угрозу существование проекта в целом. В сложившейся ситуации мы будем благодарны любой финансовой помощи. Этим вы поможете проекту оставаться онлайн, а возможно простимулируете его дальнейшее развитие!
Населённые пункты вдоль трассы
Маршрут автодороги М5 «Урал»
0 км — Москва | ||||||
Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) | ||||||
|
||||||
Котельники — 2 км | ||||||
5 км — Люберцы | ||||||
11 км — Октябрьский | ||||||
13 км — Островцы | ||||||
р. Москва | ||||||
на Жуковский A102 | ||||||
44 км — Бронницы | ||||||
Московское малое кольцо А107 | ||||||
55 км — Старниково | ||||||
Московское большое кольцо А108 | ||||||
Непецино — 76 км | ||||||
Коломна — 93 км | на Егорьевск Р115 | |||||
р.Ока | ||||||
116 км — Луховицы | ||||||
|
||||||
Р132 на Михайлов | 180 км — Рязань, на Спас-Клепики P123 | |||||
Р126 | ||||||
р. Истья | ||||||
р. Проня | ||||||
280 км — Шилово | ||||||
307 км — Путятино | ||||||
А143 Шацк — 350 км | на Сасово Р124 | |||||
р. Цна | ||||||
Кустарёвка — Вернадовка | ||||||
|
||||||
Пичкиряево — Самара | ||||||
430 км — Умёт | ||||||
440 км — Зубова Поляна | ||||||
458 км на Краснослободск, Саранск Р180 | ||||||
|
||||||
р. Студенец | ||||||
472 км — Спасск | ||||||
525 км — Нижний Ломов | ||||||
р. Ломовка | ||||||
р.Атмис | ||||||
р. Скачки | ||||||
р. Мокша | ||||||
593 км — Мокшан | ||||||
616 км Саратов — Нижний Новгород Р158 | ||||||
р. Пензятка | ||||||
Р209 на Каменку | 634 км — Пенза | |||||
р. Сура | ||||||
680 км — Городище | ||||||
706 км — Чаадаевка | ||||||
р. Сура | ||||||
745 км — Кузнецк | ||||||
р. Канадей | ||||||
|
||||||
р.Сызранка | ||||||
785 км — Николаевка | ||||||
822 км — Новоспасское | ||||||
|
||||||
Р228 на Хвалынск, Саратов | ||||||
Сызрань — 859 км | на Тереньгу, Ульяновск А151 | |||||
на Шигоны, Усолье Р227 | ||||||
на Октябрьск | ||||||
930 км — Междуреченск | ||||||
969 км — Жигулёвск | ||||||
р.Волга — плотина Жигулёвской ГЭС | ||||||
972 км — Тольятти | ||||||
на Волжский | на аэропорт Курумоч | |||||
р. Сок | ||||||
на Самару — 1038 км | ||||||
972 км — Красный Яр | ||||||
на Димитровград, Ульяновск Р178 | ||||||
1115 км — Суходол | ||||||
1179 км — Камышла | ||||||
|
||||||
Р246 на Бугуруслан, Северное — 1204 км | на Бугульму Р246 | |||||
|
||||||
Р239 на Абдулино, Бавлы — 1271 км | на Бугульму Р239 | |||||
|
||||||
1285 км — Октябрьский | ||||||
1315 км — Кендектамак | ||||||
1332 км — Кандры | ||||||
на Буздяк | 1362 км — Старые Богады | |||||
1401 км — Коб-Покровка | ||||||
на Чишмы — 1428 км | на Арсланово | |||||
на Жуково — 1451 км | Обход города Уфы М7 | |||||
Р240 на Толбазы, Стерлитамак | 1465 км — на Уфу | |||||
р. Белая | ||||||
1537 км — Тикеево | ||||||
р. Сим | ||||||
|
1549 км | |||||
р.Симгаза | ||||||
р.Ардегель | ||||||
1560 км — на Ашу | ||||||
р.Маяса | ||||||
р.Трамшак | ||||||
Сухая Атя | 1564 км — Аша | |||||
р.Атя | ||||||
р. Ук | ||||||
р. Ук | ||||||
Чёрное Плёсо | 1579 км — Миньяр | |||||
р. Сим | ||||||
Сим — 1590 км | Симская | |||||
1594 км — Ерал | ||||||
Аратское | 1609 км — Кропачёво, на Янган-Тау, Месягутово, Красноуфимск Р350 | |||||
|
1610 км | |||||
Ишимбаево | 1614 км — Миндишево | |||||
р.Большой Бердяш | ||||||
|
1618 км | |||||
1622 км — Усть-Катав | ||||||
Орловка | ||||||
р.Катав | ||||||
1625 км — Усть-Катав | ||||||
Катав-Ивановск | ||||||
1642 км | ||||||
р. Юрюзань | ||||||
Вязовая — Катав-Ивановск | ||||||
1625 км — Вязовая | ||||||
Юрюзань — 1645 км | ||||||
Трёхгорный (ЗАТО, пропускной режим) | р.Сильга | |||||
Первуха | ||||||
1665 км | ||||||
Тюлюк, Меседа | ||||||
Катавка | 1674 км — Рудничный | |||||
Сибирка | 1686 км — Ельничный | |||||
Бакал | ||||||
р.Малая Сатка | ||||||
на Межевой, Месягутово Р317 | ||||||
Сибирка — 1697 км | Сатка | |||||
р.Большая Сатка | ||||||
р. Чёрная | ||||||
1701 км — на Сатку | ||||||
1701 км | ||||||
Чёрная Речка | ||||||
Зюраткуль | 1704 км | |||||
Берёзовый Мост — 1706 км | на Бердяуш | |||||
Южный — 1716 км | ||||||
Куса | ||||||
1720 км — Медведевка | ||||||
р.Куваши | ||||||
хребет Уреньга | 1737 км — Златоуст | |||||
р. Ай | ||||||
Веселовка | 1748 км | |||||
1750 км | ||||||
|
1755 км | |||||
Урал-Дача — 1763 км | Сыростан | |||||
Нижний Атлян — 1768 км | ||||||
р. Атлян | ||||||
Ленинск — 1769 км | ||||||
Тургояк | ||||||
Миасс — Учалы | ||||||
Смородинка | р. Миасс | |||||
1779 км — Миасс, на Касли, Екатеринбург | ||||||
Черновское | ||||||
на Белорецк, Учалы | ||||||
Ильменский заповедник | ||||||
Кундравы | 1798 км — Чебаркуль | |||||
на Магнитогорск, Уйское | Мисяш | |||||
Мельниково | 1803 км — Пустозерово | |||||
р. Коелга | ||||||
1811 км — Травники | ||||||
1821 км — на Мисяш | ||||||
1824 км — Тимирязевский | ||||||
Варламово | 1828 км — Бишкиль | |||||
1840 км — Биргильда | ||||||
1844 км — Витаминный | ||||||
Архангельское | р. Биргильда | |||||
1850 км — Чипышево, Полетаево | ||||||
Полетаево I — Еманжелинск | ||||||
р.Бишбайтал | ||||||
А310 на Троицк | 1852 км — на Екатеринбург, Обход города Челябинска А310 Р330 Р254 | |||||
1855 км — Южно-Челябинский Прииск | ||||||
1858 км — Саргазы, Смолино | ||||||
р.Серозак | ||||||
Смолино — Челябинск-Южный | ||||||
на Троицк — 1862 км | Малая Сосновка | |||||
Челябинск — Златоуст | ||||||
1870 км | ||||||
1879 км — Челябинск |
Автодороги-дублеры
Рязанское шоссе
Рязанское шоссе (также встречаются названия Старорязанское шоссе, Старая Рязанская дорога) — крупное шоссе, начинающееся от пересечения Рязанского проспекта с МКАД. На территории Жулебина проходит как Лермонтовский проспект, который переходит в Октябрьский проспект в Люберцах и пролегает через всю южную часть города. У границы Люберец с Томилином от трассы ответвляется Егорьевское шоссе, в деревне Жилино — шоссе А-102. Перед посёлком Октябрьским дорога сливается с М-5, в дальнейшем несколько раз ответвляется от основного хода шоссе, проходя по улицам крупных населённых пунктов параллельно Новорязанскому. Участки от Старникова до Степанщино и от выезда из Коломны до Рязани общие с трассой М-5. Шоссе заканчивается в Рязани.
Проезд по шоссе осложняется небольшой шириной дороги и тем, что оно практически не имеет многоуровневых пересечений с крупными трассами (за исключением нескольких развязок с М-5). Так, протяжённые заторы возникают на пересечениях со Смирновской улицей, Островецким шоссе и так далее.
Также М-5 отчасти дублирует трасса Р22, до Тамбова идущая с «Уралом» практически параллельно. Расстояние до некоторых городов (например, до Саратова) примерно одинаковое как по М-5, так и по Р22.
В горной части
В горной части дороги на территории Челябинской области существует ряд объездов, идущих через населённые пункты параллельно М-5 — раньше эти объезды были основной дорогой до строительства трассы мимо городов, сейчас используются местным населением либо транзитными легковыми автомобилями несмотря на бо́льшую их протяжённость по сравнению с основной трассой, потому что на объездах практически нет большегрузных автомобилей, а на некоторых участках движение грузовых автомобилей вообще запрещено. Через Златоуст можно объехать восточные склоны самой высокой точки трассы — перевала через хребет Уреньга (842 м), который бывает закрыт по время сильных снегопадов.
Плюсы и минусы
Подводя итоги, стоит определить основные черты трассы М5 «Урал» – как достоинства, так и недостатки. К положительным аспектам относятся:
- удобная связь между городами;
- от 2 до 6 полос, качество покрытия в целом хорошее;
- много придорожных сервисов, АЗС, кафе и мотелей;
- разнообразие красивых видов.
Среди негативных моментов:
- обилие знаков запрета обгона, участков с ремонтом и фур;
- местами недостаёт освещения, ограждения, разметки, мусорных контейнеров и туалетов;
- сложные повороты, перепады высот, зоны с ограниченной видимостью;
- на многих участках высокая загруженность и аварийность.
Заключение
Отзывы людей об М5 по-прежнему различаются, но в 2020-м стали заметно дружелюбнее. Те, кто пользуется «Уралом» на постоянной основе, отмечают, что в последнее время поездки не отнимают столько времени, сил и нервов, как раньше. Появилась возможность даже получать удовольствие.
Прежде всё сводилось к чистому негативу: «Это не дорога, это ад!», сегодня водители спокойно резюмируют: «Трасса как трасса». Да, она по-прежнему сложна для новичков и требует повышенной концентрации, но многие находят в этом свою прелесть. Главное здесь – внимательность, соблюдение правил и благоразумие. Впрочем, как и на любой другой оживлённой дороге нашей планеты.
Видео про трассу М5:
Маршрут
Находящаяся в федеральной собственности автодорога М5 известна как Уральское шоссе. Одна из самых загруженных дорог страны, она имеет не только федеральное значение, но и входит в состав международных маршрутов – европейского E30 и азиатского AH6.
Считаясь одной из главнейших магистралей, тянущихся из российской столицы, автострада M5 пролегла до Уральских гор. Пройдя через десять регионов и связав важные административные центры, включая Рязань, Саранск, Пензу, Ульяновск, Самару, Оренбург, Уфу и Екатеринбург, маршрут сообщается с восточным концом М7 «Волга» и уходит дальше на восток – в Омск, Новосибирск и Иркутск, по автодорогам «Иртыш» (R254), «Сибирь» (Р255), «Байкал» (Р258) и «Амур» (Р297).
По всей длине шоссе, а это немногим более 2 тыс. км, имеются многочисленные ответвления – подъездные пути, ведущие к городам и посёлкам, крупным транспортным узлам и ключевым объектам.
Реконструкция
24 июня 2019 года стало известно, что компания известного в России миллиардера Аркадия Ротенберга, взяла в работу государственный контракт на реставрацию части автодороги М-1. Ремонтные мероприятия производятся на участке 33-84км: по их окончании, эта часть трассы будет функционировать в режиме платной дороги.
Согласно официальным данным, в ходе реконструкции:
- Будет построено 6 новых развязок.
- Количество полос увеличится с 4 до 10.
- Пропускная способность трассы возрастет в 2,5 раза.
- Будут построены арки железнодорожного моста и трех путей.
- Осуществится монтаж приборов освещения.
Все работы выполняются без остановки транспортного потока. Согласно последним данным, участком 45-54км будет отремонтирован и сдан в эксплуатацию уже в декабре 2020 года. Все строительные работы ведутся с применением современных интеллектуальных систем, а также с учетом новейших методик дорожного строительства.
Текущее состояние
На первом отрезке (от столицы до Пензы) шоссе в достаточно хорошем состоянии – идеальное ровное, а ширина автодороги – четыре полосы. Небольшие нарекания вызывает участок в районе Рязани – имеются кочки. После Рязанской области состояние вновь улучшается.
От Пензы до Сызрани состояние достаточно хорошее. Совсем недавно проводились ремонтные работы. Далее дорога до Самары практически идентична по качеству Московской. Далее качество падает, трафик движется не очень быстро из-за наличия грузовиков. В некоторых местах шоссе ремонтируют. Во время движения по Башкортостану автолюбители ликуют – качество дороги на высоте.
Горная часть дороги
Одна из самых опасных частей автомагистрали. На нем случается большое количество аварии, ежегодно порядка 250 человек получают различные ранения. Ширина полотна от одной до тех полос.
Заправки
71 км — Татнефть (в/из Москвы)
108 км — Газпромнефть (в/из Москвы)
127 км — Лукойл (в Москву, кафе)
127 км — Газпромнефть (из Москвы)
129 км — Газпромнефть (в Москву)
137 км — Лукойл (из Москвы, кафе)
170 км — Газпромнефть (в Москву)
212 км — Газпромнефть (из Москвы)
497 км — Лукойл (из Москвы)
527 км — Лукойл (из Москвы)
580 км — Лукойл (в Москву)
584 км — Татнефть (из Москвы)
625 км — Лукойл (в Москву)
637 км — Лукойл (из Москвы)
733 км — Татнефть (в/из Москвы)
758 км — Лукойл (в/из Москвы)
798 км — Татнефть (из Москвы)
884 км — Татнефть (из Москвы)
889 км — Татнефть (в Москву)
906 км — Лукойл (из Москвы)
959 км — Татнефть (в Москву)
973 км — Татнефть (в Москву)
974 км — Лукойл (в Москву)
975 км — Лукойл (в Москву)
1010 км — Татнефть (в Москву)
1023 км — Лукойл (из Москвы)
1027 км — Лукойл (из Москвы)
1204 км — Лукойл (из Москвы)
1212 км — Лукойл (из Москвы)
1258 км — Татнефть (в Москву, кафе)
1280 км — Лукойл (в Москву)
1316 км — Лукойл (в Москву)
1391 км — Лукойл (из Москвы)
1448 км — Лукойл (из Москвы)
1460 км — Лукойл (из Москвы)
1475 км — Лукойл (в Москву)
1483 км — Татнефть (из Москвы)
1499 км — Лукойл (в Москву, кафе)
1548 км — Лукойл (в Москву)
1621 км — Газпром (в/из Москвы)
1696 км — Лукойл (из Москвы)
1797 км — Лукойл (в Москву)
Текущее состояние
Мост через реку Юловку в Пензенской области на 698 км автодороги
Подъезд к городу Екатеринбургу (на участке Челябинск — Екатеринбург, перед съездом справа на автодорогу 75К-146 Кунашак — Дружный — автодорога М5 Подъезд к городу Екатеринбургу)
В 2014 году сооружена эстакада в начале шоссе в районе Жулебино, на примыкании улиц Генерала Кузнецова и улицы Маршала Полубоярова.
Ведется реконструкция трассы с 19 по 37 км с обходом поселков Октябрьский и Островцы. Трасса будет расширена до 8 полос и будет построен мост через Москву реку. Ведется строительство обхода Ульянино и Непецино с 68 по 87 й км. Планируется обход Рязани с 190 по 210 км. Строится обход Зубовой Поляны и Спасска с 411 по 487 км. Реконструируются участки в Самарской области с 1032 по 1042 км. Планируется реконструкция Башкирского участка трассы. с 1280-1312 км, 1336-1344 км, 1360-1391 км, 1480-1494 км, 1494-1510 км.
Ведутся работы по расширению дороги западнее Челябинска. В течение нескольких лет две проезжие части уже были построены на участке Еланчик — Челябинск, Отрезок протяжённостью 24 километра, между поворотом на Мисяш и посёлком Витаминный (1820—1844 км), является автомагистралью, единственной в области. Закончена реконструкция трассы с 1790 по 1799 км (2020), достроена развязка на пересечении с трассой Чебаркуль — Уйское, участок 1809-1820 км ввели в эксплуатацию в 2019 году с открытием развязки в районе Травников. Планируется реконструкция трассы с 1780 по 1790 км, после реконструкции 4-полосный участок продлится до Миасса. Запланировано сооружение южных обходов городов Аши и Сима с 1548 по 1564 и с 1564 по 1609 км(от границы с Башкирией до поворота на Кропачево)..
Реконструируется и подъезд к Екатеринбургу. 4х полосное движение по всей трассе откроется в 2022 году.
Горная часть дороги
Затор на дороге в горах
Наиопаснейшей частью трассы является восточная часть дороги, проходящая по западной территории Челябинской области, особенно в районе городов Сима и Усть-Катава. На этом участке ежегодно гибнет более 50 человек, более двухсот получают ранения. Ширина проезжей части колеблется от одной до трёх полос в каждом направлении, на отдельных участках дороги встречные потоки разделены разделительной полосой либо ограждением. 84 % от общей протяжённости участка не соответствуют нормативным требованиям по прочности. Интенсивность движения на трассе превышает расчётную в 5-7 раз.
Состояние
Участок Москва — Пенза. В Московской области дорога в очень хорошем состоянии, ровное дорожное полотно без каких-либо неровностей. Немного портится в Рязанской области: появляется небольшая колейность. Далее до Пензы трасса также в хорошем состоянии.
Пенза — Сызрань. Дорога в целом в неплохом состоянии, качество дорожного полотна заметно портится в районе Городища. На участке Кузнецово — Сызрань летом 2014 года проводился ремонт. На объездной Сызрани есть ямы и проблемные участки.
Отрезок пути Сызрань — Самара получил только очень положительные отзывы и оценивается в 4–5 баллов.
На отрезке Самара — Уфа дорожное покрытие среднего качества, некоторые участки сильно разбиты, также затрудняет движение большегрузный транспорт. В Самарской области на отдельных отрезках дороги проводятся ремонты.
От Уфы до Челябинска трасса в хорошем состоянии, присутствуют короткие участки, на которых дорожное полотно может незначительно портится.
Инструкция по выставлению рейтинга
1) Рейтинг 1 получают трассы, о которых отзываются не иначе как “полная ж..а”, “танкодром” и т.п.
Состояние этих трасс не позволяет передвигаться со скоростью выше 30 км/ч, постоянные ямы и неровности,
дорожное полотно разрушено полностью, иногда о них говорят не как о дорогах, а как о направлениях.
2) Рейтинг 2 получают трассы, вызывающие устойчиво негативное отношение.
Как правило данные трассы можно проезжать со скоростью 60-80 км/ч, однако очень часто
встречаются крупные ямы и участки, которым смело можно ставить рейтинг 1.
Также под эту категорию попадают трассы с постоянно плохим дорожным полотном, постоянными неглубокими яма и неровностями.
3) Рейтинг 3 получают трассы со значительными разрушениями дорожного полотна, однако позволяющими двигаться со скоростью до 100 км/ч.
Иногда встречаются глубокие ямы и неровности, для преодоления которых приходится снижать скорость практически до нуля, в связи с чем
проезд в темное время суток затруднен. Отношение к данным дорогам нейтрально-негативное.
4) Рейтинг 4 получают трассы с относительно ровным дорожным полотном, небольшими ямами и неровностями.
Отношение к таким трассам устойчиво положительное, “комфортно можно держать 120 км/ч”.
5) Рейтинг 5 получают дороги с идеальным или близким к идеальному покрытием. Отсутствуют ямы и значительные неровности,
можно расслабленно двигаться со скоростью выше 100 км/ч.
Автодороги-дублеры
Для объезда некоторых, особо занятых отрезков лучше воспользоваться автодорогами-дублерами. Обычно они практически идентичны шоссе М-5, а проходят на небольшом расстоянии от него. Одни из ярких примеров служит Р22, которая идет параллельно «Уралу» до города Тамбов.
Рязанское шоссе
Начинается данная автомагистраль на месте пересечения МКАД и рязанского проспекта, а затем идет по югу Рязани. Затем она начинается разветвляться – на Егорьевскую автомагистраль и дорогу А102. В районе Октябрьского вливается в шоссе М5 «Урал», а затем периодически расходится с ним, пересекая некоторые населенные пункты. Основной недостаток Рязанской автомагистрали – узкое дорожное полотно и небольшое количество пересечений с «Уралом».
Егорьевское шоссе
Шоссе Егорьевское (буквенно-цифирное обозначение Р105) выходит из Рязанского в населенном пункте Люберцы, затем пересекает Егорьевск и Спас-Клепики, следует в сторону Касимова. Автомагистраль неширокая (всего по одной полосе в каждую сторону), но количество автомобилей на данной дороге небольшое. В случае, если будет построена дорога между Касимовом и Кадомом, шоссе будет полностью повторять М-5 от столицы РФ до Самары.
В горной части
В районе Челябинска существует несколько объездных дорог, протекающих по Уральским горам. В основном они используются для приезда в рядом находящиеся населенные пункты или для объезда заторов на М-5. Они пользуются достаточной популярностью, несмотря на большую, чему у «Урала» длину.