Тахограф: что это такое в автомобиле

Нужны ли тахографы на личные грузовики?

Чтобы ответить на вопрос, нужны или нет тахографы на грузовики, какие категории автомобилей должны быть ими оснащены, стоит опираться на постановление №720.

Среди основных категорий транспортных средств можно отметить:

  1. Тягачи, большегрузы и иные автомобили, вес которых колеблется от 3,5 до 12 тонн. Их назначение должно характеризоваться, как коммерческие перевозки.
  2. Разные категории грузового транспорта для проведения междугородных перевозок.
  3. Автобусы, где количество сидячих мест более восьми.

Если в личном распоряжении есть данные категории грузовых автомобилей, тахограф потребуется устанавливать обязательно, предварительно решив вопрос, как частному лицу получить карту водителя для тахографа.

Существует некоторые категории транспортных средств, на которые бортовой самописец устанавливать не требуется. Вот самые основные из них:

  • транспорт, задействованный на постоянной основе в городских и пригородных перевозках;
  • разные проходящие испытания на дорогах учебные, сертификационные и квалификационные транспортные средства;
  • троллейбусы;
  • автомобили, оснащенные приборами типа ЕСТР, которые задействованы в осуществлении международных перевозок;
  • военные российские транспортные средства и полицейские машины;
  • автомобили, прошедшие регистрационный процесс в ГОСТехнадзоре;
  • транспортные средства, эксплуатируемые более 30 лет и не предназначенные для транспортировки грузов.

Если интересует вопрос, нужен ли частному лицу тахограф, стоит отметить, что в современном законодательстве акцент делается на вид производимой деятельности собственника авто.

Если собственником является предприниматель или юридическое лицо, установка данного устройства будет обязательной.

Чтобы полное отсутствие бортового тахографа не стало основанием для выписки штрафа, потребуется при себе обязательно иметь специальное подтверждение того, что автомобиль не используется с целью проведения коммерческой деятельности.

Устройство тахографа

В целом тахограф выглядит практически как магнитола. Это небольшой (1-Din) блок, устанавливаемый в транспортное средство. Либо другой вариант – в виде круглого прибора, аналогичного спидометру автомобиля, только значительно более функционального.

Устройство содержит:

  • Дисплей и управляющие кнопки – для обеспечения возможности управления и взаимодействия с прибором;
  • Печатающее устройство — чтобы выводить накопленные данные на бумагу (печать осуществляется на термоленту, аналогичную, применяемым в кассовых аппаратах);
  • Считыватель тахографических карт — с помощью этих карт идентифицируется водитель;
  • GPRS модем — для передачи накопленной информации на сервер, ведь данные должны храниться в течении нескольких лет;
  • Специальный датчик движения, передача данных с которого производится в шифрованном виде, что исключает возможность модификации передаваемых им данных (любая попытка модификации фиксируется в памяти устройства).

Внутрь устройства монтируется блок СКЗИ (HKM), он же криптографический модуль со встроенным приёмником сигналов глобального позиционирования ГЛОНАСС (ГЕОС-3).

Само устройство подключается к штатной электропроводке автомобиля. Это может быть как современная цифровая шина CAN, так и более простые системы.

Прибор контролирует факт запуска двигателя (после чего включается в работу), а также скоростные и временные параметры. Сами измерения производятся собственными датчиками прибора, целостность которых нарушать нельзя, включая их электропроводку.

Что это такое

Под тахографом подразумевается специальный прибор для измерения и контроля параметров движения авто. Представляет собой небольшое устройство, которое отвечает за регистрацию и сохранение самых важных показателей движения авто:

  • скорость;
  • маршрут;
  • соблюдение правил дорожного движения;
  • придерживание норм труда и отдыха.

Согласно правилам дорожного движения, водитель должен отдыхать после 4 часов непрерывного нахождения за рулём. Отдых должен длиться не менее 40 минут.

Изначально это устройство использовалось для сохранения жизни, здоровья водителей и сокращения количества аварий. Сейчас цели его использования расширились, да и сами устройства стали более функциональными. К основным функциям добавились следующие возможности:

  • фиксирование скоростного режима и определение средней скорости;
  • период работы водителя;
  • пресечение превышения скорости и усталости водителя.

На территорию стран-участников Евросоюза запрещён въезд ТС без тахографов, которые были поставлены на учёт после 16 июня 2010. Для чего нужен тахограф, мы выяснили, с этим проблем уже не должно возникать. А вот с блоком СКЗИ тахографа не всё понятно. Такой аппарат стал обязательным для всех тахографов с 13 февраля 2013 года.

Необходим такой механизм для шифровки и дешифровки информации, которая фиксируется тахографом. Работа СКЗИ основывается на цифровой подписи, выдачей которой занимается специальный удостоверяющий центр. Установка такого блока делает невозможным корректировку и удаление информации без предварительной расшифровки.

СКЗИ имеет вид небольшого блока, оборудованного входом для антенны навигации. Этот блок может вставляться внутрь всех цифровых тахографов, допущенных к использованию на территории РФ. Любые манипуляции с этим устройством запрещается проводить при отсутствии лицензии, выданной ФСБ. Когда вы знаете что такое блок СКЗИ тахографа, мы можем переходить к изучению следующих вопросов.

Из чего состоит и как работает тахограф

Хоть такие устройства и выпускаются в большом разнообразии, но их принцип работы остаётся неизменным. Даже их структура в большинстве случаев похожа:

  • датчик скорости отвечает за фиксирование скорости авто и определение расстояния, оставленного позади;
  • аккумуляторная батарея обеспечивает учёт собранной информации;
  • бортовое устройство отвечает за контроль режима работы авто, оптимальной скорости и отдыха водителя;
  • дисплей с кнопками для управления;
  • устройство для шифрования;
  • картридер, при помощи которого происходит идентификация каждого водителя;
  • устройство для вывода информации на бумагу;
  • GPRS-модуль для передачи данных на сервер.

Подключение устройства может осуществляться при помощи CAN-шин и прочих, не таких сложных методов. Как работает тахограф и из каких элементов состоит уже стало более понятно, потому можем продвигаться дальше. Нам предстоит рассмотреть существующие разновидности этого оборудования, которое с недавних пор стало обязательным для некоторых водителей.

Виды тахографов

Эти устройства выпускаются в нескольких разновидностях. В основе классификации лежат разные параметры.

  1. Круглые модели подключаются в гнездо спидометра.
  2. Приборы радиоформата монтируются в гнездо, предназначенное для автомагнитолы.
  3. Цифровые модели являются современными, надёжными и защищёнными от взлома. Информация записывается во встроенную память, к ней сложно подобраться, удалить или изменить. Любые попытки подобраться к информации будут зафиксированы и водителю придётся нести ответственность за такие действия.
  4. Аналоговые имеют электронно-механическую основу. Являются самыми первыми экземплярами, которые теперь стали устаревшими и даже запрещёнными. Такие устройства могут быть легко взломаны, потому их информация не может считаться достоверной.

Какие тахографы разрешены к установке в России

Нельзя установить на авто любой тахограф, который приглянулся. Этот прибор должен соответствовать требованиям, которые прописаны в Приказах Минтранса №36 и №348. К установке на российских авто допущены две разновидности приборов:

  1. Модели, выпущенные отечественными производителями, оснащённые блоком СКЗИ. Сюда относятся экземпляры ШТРИХ-ТахоRUS SM и VDO DTCO 3283, модель КАСБИ DT-20M и ТЦА-02НК, продукция Меркурий ТА-001 и EFAS V2 RUS, а также тахографы Drive 5 и Drive Smart.
  2. Приборы от европейских производителей, разрешённые к использованию на территории России представлены английскими VDO DTCO 1381 и SE5000, австрийскими EFAS 4.

Выбор тахографа, соответствующего ЕСТР

С 2006 г. по нормам ЕС на новых машинах должны устанавливаться цифровые тахографы, и с 1 ноября 2011 г. в случае выхода из строя аналогового прибора он должен быть заменен на цифровой.

Недостатком цифровых тахографов является их неремонтопригодность. При поломке цифрового тахографа требуется его замена. Но, учитывая высокую надежность электроники, цифровые тахографы превышают характеристики безотказности и надежности аналоговых.

Continental VDO (в прошлом – Siemens VDO) занимает около 70 % рынка вследствие именитой марки и большого количества сервисных центров.

Efas Efkon, или Efas Intellik (производитель переименовался). Отличительной чертой тахографа Efkon компании Efas (Intellik) является отдельный блок принтера – единственного прибора, имеющего подвижные детали и в связи с этим наиболее часто имеющего неисправности. Таким образом, замена принтера головного устройства может быть произведена водителем самостоятельно, и стоимость детали намного меньше устройства в сборе. В настоящий момент планируется начало производства тахографа Efas на территории РФ, что, возможно, снизит стоимость устройства. В настоящий момент на рынке представлены одновременно 3-я и 4-я модификации. Модели 4-го поколения необходимо устанавливать на автомобили выпуска с 1 ноября 2011 г., т. к. они соответствуют «правилу одной минуты».

Actia и Stoneridge. Приборы фирм Actia и Stoneridge установлены не более чем на 2% транспортных средств, эксплуатируемых на территории РФ и оснащенных цифровыми тахографами. Хотя у тахографа Stoneridge есть неоспоримое преимущество – программируемый выход сигнала скорости, что очень удобно при установке, но не имеет значения в эксплуатации. Тахографы Actia не получили сертификата на соответствие «правилу одной минуты», и с 1 ноября 2011 г. фирма прекратила выпуск своих устройств. Тахографы этой марки можно найти на складах и на вторичном рынке (старые грузовики, битые машины, «серые» партии нелегально ввезенного товара).

Но покупка у таких продавцов чревата следующими последствиями.

1. Возможна покупка неработающего устройства (сломано, заблокировано, вскрыты пломбы и т. д.). Это не автомагнитола, которую с машины снял, в другую поставил. В тахографе есть внутренняя память, которая зависит от питания, и ряд пломб контроля вскрытия

Если произошло разрушение пломбы (не важно, по какой причине), тахограф устанавливать нельзя. Если повреждена внутренняя память (такое бывает, когда садится батарейка и одновременно пропадает питание), тахограф выходит из строя самостоятельно (срабатывает защита)

2. Если товар ввезен нелегально, у него нет российской гарантии и российского паспорта. Если ваши перевозки – нелицензируемый вид деятельности, проблемы маловероятны: это устройства с высоким уровнем надежности и обращения по гарантии крайне редки, но, если вам необходима лицензия, нужно представить в лицензирующий орган копию паспорта устройства.

3. Вы можете приобрести тахограф, который не может быть установлен на ваше ТС по техническим или юридическим ограничениям.

4. Возможна покупка устройства, не признанного законодательством РФ (а тем более ЕС) тахографом. Уже обращались люди с китайскими тахографами с «шайбами», рассчитанными на 7 дней, – загадочным устройством, которое насчитывает время водителю исходя из набора на клавиатуре ФИО водителя. При этом набор осуществляется латиницей. К примеру, моя фамилия Козьяков – я от сотрудников IT получил 4 разных варианта набора моей фамилии. Я могу работать один за четверых?

Рекомендация стандартная: покупайте у официальных продавцов, имеющих разрешение на установку, либо, если цена очень привлекательна, приходите с покупателем на официальную СТОА и проверяйте устройство перед покупкой (некоторые СТОА такую проверку делают бесплатно, с условием установки у них).

Использование тахографов

Конечно принудительное введение не самых дешёвых устройств в эксплуатацию в принудительном порядке мало кого может порадовать. Но, как говорится – железной рукой к счастью тоже можно привести.

Согласно статистике европейских стран (на которые так любят смотреть наши правители) аварийность со смертельным исходом, при активном использовании таких устройств, значительно снизилась.

А если учесть, что большинство серьёзных аварий случаются при алкогольном опьянении (здесь прибор бессилен), превышении скорости и засыпании водителя за рулём – то возможная эффективность прибора очевидна.

Да и умелый подход при использовании данных устройства ответственными работниками может принести немалое сокращение расходов организации.

Это не только экономия на штрафах, когда транспортное средство используется без положенного по закону прибора. Это возможность пресекать «слив» горючего и смазочных материалов, ведь показания гораздо точнее штатного одометра, которые при этом невозможно откорректировать, в отличие от того же штатного одометра. Да и учёт средней скорости и превышений скорости также немаловажен.

Потому нередка установка таких приборов учёта в транспортные средства, эксплуатация в которых тахографов необязательна. Однако для таких случаев существуют специальные, более доступные устройства.

Если же эксплуатация транспорта допускается только с тахографом, то не следует на этой возможности экономить – лучше получить дополнительные преимущества.

Видео — практика использования тахографов за рубежом:

Может заинтересовать:

Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Сравнить стоимость ОСАГО для своего авто

Выбрать видеорегистратор: незаменимый гаджет для водителя

Некоторые водители предпочитают видеорегистратор в виде зеркала

Положительные моменты использования тахографов

Принудительное применение дорогостоящих приборов вряд ли может понравиться владельцам грузового транспорта. Однако статистика ряда европейских стран доказывает несомненную пользу от использования контролирующих устройств. Автомобильный тахограф позволил значительно снизить количество аварий с летальным исходом. Уже только за это можно поблагодарить данное изобретение человечества.

При грамотном подходе контролирующие устройства могут сократить расходы компаний. Это касается не только снижения штрафных санкций за превышение скорости, но и пресечение слива топлива, масла и технических жидкостей. В отличие от штатного одометра показания тахографа невозможно «подрегулировать», а точность цифрового прибора значительно выше. При учете среднего скоростного режима несложно вычислить расход основных материалов.

Многие легковые автомобили сегодня также оснащаются тахографами. Руководители предприятий хотят быть уверены не только в надежности своих водителей, но и в своевременном прибытии на важнейшие совещания.

Использование тахографов в грузовом транспорте стало уже привычной нормой для развитых стран мира. Россия планомерно двигается в том же направлении, снижая показатели аварийности и смертности на автомобильных дорогах. И в этом на контролирующие приборы возлагается особая надежда.

Как работает тахограф в автомобиле?

Очень коротко остановимся на принципе работы устройства. Не погружаясь в технические детали, скажем, что:

  1. Устройство устанавливается в кабине машины, в прямой видимости водителя.
  2. Подключается тахограф к электросети автомобиля.
  3. Кроме прочего, прибор оборудован картой памяти, которая и хранит необходимую информацию, и используется для ее передачи в заинтересованные органы.
  4. Тахограф оборудован ГЛОНАСС / GPS модулем, что позволяет онлайн отслеживать перемещение ТС.
  5. GPRS-модуль позволяет передавать информацию во время движения.
  6. Система защиты позволяет провести точную идентификацию, и не дать доступ к информации посторонним.

С помощью собранной информации, в том числе и в пути, органами Ространснадзора и/или ГИБДД может быть проведена проверка на соответствие работы водителя установленным нормативам (время в движении, скорость и пр.), сроков поверки прибора, других сведений.

Аналоговый тахограф и способы его обмана

Обмануть аналоговый механизм достаточно просто. Он не имеет криптографической защиты. Поэтому изменить его данные можно различными способами. Влияя на датчики, подматывая или приостанавливая считывающие устройства, прекращая подачу питания, можно изменить внести в тахограф требуемые показания.

Какие способы используют водители для отключки аналогового тахографа?

Возможно, вас также заинтересует статья нашего специалиста, в которой он подробно рассказывает о том, как обмануть алкотестер.

Отключить питание

Этот способ позволяет отключить полностью работу тахографа. Для того, чтобы неожиданная проверка на дороге не обнаружила нарушение, в провода соединения тахографа и аккумулятора встраивается выключатель. Он располагается в салоне водителя в доступном месте. И при остановке машины инспектором ГИБДД незаметно включается.

Однако, если инспектор проверит записи тахографа – будет обнаружено их отсутствие, пустая «шайба», что повлечёт за собой штраф.

Отключить датчик скорости

Поскольку аналоговый тахограф не имеет дублирующих датчиков, для списывания показаний скорости он присоединён только к одному устройству, обычно к спидометру. Отключение тахометра от спидометра приведёт к нарушению работы проверяющего прибора. Данное отключение может быть временным. После него водитель должен направиться в ближайший сертифицированный автосервис. И объяснять своё движение – неожиданной неисправностью прибора.

Если же кататься на отключенном от спидометра тахографе длительное время, то при очередной проверке, запланированной законодательством раз в 90 дней, нарушение будет выявлено.

Для отключения датчика скорости часто необходимо сорвать пломбы мастерской.

А это – также нарушение, которое будет обнаружено при ремонте устройства или при его плановой проверке.

Установить магнит

Свойство магнита замедлять движение электрического тока и импульса используются при различных несанкционированных отключках. Магнит – универсальный антитахограф для аналоговых устройств. Однако и здесь есть некоторые особенности.

Традиционно водители ставят магнит на датчик скорости. При этом скоростные показания замедляются. Однако при внимательном анализе записей «шайбы» будет видно, что график скорости и пробега (км) не соответствуют друг другу. Поэтому установка магнита может пройти незамеченной при движении на небольших оборотах и невысоких скоростях.

Механическая блокировка

Здесь в роли антитахографа используются различные мелкие предметы (булавки, скрепки), которые вставляются в щели прибора и блокируют работу (вращение) его шестерёнок. Однако такие вмешательства хорошо видны даже на аналоговом устройстве. Опытный глаз инспектора транспортной полиции определит по записям на бумажном диске, что показатели были замедлены.

Может повезти, если для проверки машину остановит не транспортная, а обычная полиция. Её инспекторы хуже разбираются в показаниях тахографов и особенностях их работы. И могут не заметить, что была «отключка», «подмотка» или другая манипуляция.

Длительное применение различных шпилек, булавок и других блокираторов приводит к поломке тахографа.

Виды

На сегодня можно выделить два основных типа устройств.

Аналоговые тахографы.

Истинные «первопроходцы» среди таких устройств. Но из-за устаревания системы они постепенно выходят из обихода.

Здесь информация записывается на круговую диаграмму с учетом сигналов, которые поступают от датчиков аналогового типа. Естественно, точность и надежность таких устройств очень «хромает».

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Официальные карты для навигационной системы — Навител Навигатор 5 Россия, Казахстан, Финляндия

Цифровые тахографы.

Более современные и эффективные устройства, в основе которых лежит криптографический модуль.

Преимущество данной системы – большая надежность, точность глобального позиционирования, возможность эффективного хранения всей информации.

Именно этот вид изделий сегодня пользуется наибольшей популярностью (и, как показывает практика, весьма заслуженно).

Что дает установка тахографа?

Установить тахограф не проблема. В зависимости от типоразмеров устройство может размещаться в гнезде под спидометр или автомагнитолу.

Ежедневная запись информации может послужить для следующих целей:

Точная регистрация километража пробега и скорости. Не секрет, что при подсчете величин стандартные спидометры опираются на свою программу, которая далеко не всегда отвечает точным значениям

При расчетах во внимание принимается эффективная окружность колеса (сколько оно проходит за полный оборот), что дает возможность довольно точно определить, сколько поворотов осуществляется за каждый километр пути. Штатный спидометр осуществляет расчеты несколько иначе, и конечный результат может существенно отличаться.
Разрешение спорных ситуаций

Не просто так неопровержимым доказательством является информация, за которую отвечает блок СКЗИ тахографа. Что это такое? Зашифрованные данные, которые невозможно фальсифицировать. Информация поможет доказать водителю свою правоту сотрудникам дорожных патрулей и отстоять интересы в случае ДТП.
Ведение бухгалтерской отчетности. Данные, получаемые с тахокарт или электронного тахографа, дают четкие сведения о работе персонала. Можно до минуты вычислить время работы и отдыха водителя, что помогает при оценке эффективности труда персонала или для начисления заработанных средств на предприятии.
Организация работы предприятия. Поскольку данные, предоставляемые тахографом, невозможно фальсифицировать, некоторые аспекты деятельности предприятий можно четко структурировать. Так, требования к техническому обслуживанию средств передвижения свидетельствуют, что осмотр должен проходить не реже, чем через каждые 10 тыс. км. Показатели тахографа никак нельзя «намотать» или другим способом сдвинуть периодичность проверок.

  • Гарантии безопасности. В одном из пунктов ЕСТР идет речь о том, что каждый из водителей должен возить с собой тахокарты за последние 28 дней. При помощи прибора можно зафиксировать любые передвижения автотранспорта, что существенно снижает риск возникновения непредвиденных ситуаций или же помогает досконально в них разобраться.
  • Реализация дополнительных функций. Спрашивая: «Тахограф – что это?» — в первую очередь водители хотят узнать о практическом применении устройства. Кроме своих прямых функций, прибор можно использовать в качестве ограничителя скорости или для включения/переключения режимов аппаратуры на заданных скоростях.

Выше приведен далеко не полный список задач, которые помогают решать тахографы. Закон предписывает устанавливать оборудование практически на любой транспорт, осуществляющий пассажирские и грузовые рейсы, чтобы иметь возможность контролировать ситуацию на дорогах.

Обман цифрового тахографа – невозможен!

Все вышеперечисленные и другие методы отсоединение от питания, намагничивание датчиков, отключение связи, редакция данных в памяти, на цифровых тахографах не работают. К примеру, торможение магнитом хорошо видно при калибровке, ТО или проверке на границе. Намагниченный датчик будет обнаружен и расценён как проведённая манипуляция. Однако и здесь есть лазейка.

Чтобы обнаружить намагничивание или считать запись, необходимо либо попасть в мастерскую, либо попасть под требование инспектора распечатать показания тахографа. На практике дорожная полиция часто проверяет только наличие тахографа и не всегда требует распечатку. Поэтому теоретически возможно «пропетлять» с магнитом до проверки и калибровки в мастерской.

Независимо от конструкции, тахограф устанавливается только в сертифицированной мастерской, поэтому решать вопрос о штрафе и наказании придётся уже с мастером.

Данные, записанные в цифровом формате, распечатываются непосредственно на устройстве, на термочувствительной бумаге. Она вставляется в щель тахографа, как чековая лента в кассовый аппарат. По принятому законодательству, водитель обязан иметь при себе запас ленты для распечатывания. Однако не все водители возят с собой бумажную термочувствительную ленту.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий