Пдд «разворот вне перекрестка»: условия, штраф

Схемы и правила выполнения разворота на различных перекрестках

Правила разворота зависят от типа перекрестка, на котором совершается маневр. При этом у некоторых видов транспорта есть преимущества в дорожном движении, что также нужно учитывать при разворотах.

Регулируемых

На перекрестке, который регулируется светофором, выполнять такой маневр проще всего, так как водителю нужно только пропустить встречный поток машин. Справа и слева движение будет остановлено сигналом светофора. От водителя требуется:

  • соблюдение направления движения по разметке;
  • удостоверение в том, что перед перекрестком нет знака, который воспрещает маневр.

Поворот на регулируемом перекрестке

Равнозначных

У равнозначного перекрестка есть три основных признака: он не регулируется, знаки приоритета отсутствует, покрытие на пересекаемых дорогах одинаковое. Чтобы правильно развернуться в таком месте, водителю нужно знать, кто «главнее»:

  • трамвай имеет преимущество перед авто, независимо от того, куда он движется;
  • водители безрельсовых ТС обязаны уступать дорогу тем авто, что движутся справа;
  • если справа ТС нет, движение можно начинать.

Поворот на равнозначном перекрестке

Т-образных

Практически любой легковой транспорт может развернуться на перекрестке такого типа. Исключение могут составлять крупногабаритные авто, радиус разворота у которых слишком большой. Чтобы выполнить данное действие, нужно найти наиболее безопасное место: здесь нельзя двигаться задним ходом (штраф – 500 рублей) и выполнять серию разворотов. Общие правила для безопасного движения:

  • нужно руководствоваться знаками «Главная дорога», «Стоп» и «Уступи дорогу»;
  • если на перекрестке отсутствуют любые знаки, главное правило для водителей – «Помеха справа»;
  • при движении включение указателей поворота обязательно;
  • когда трасса узкая, требуется движение по дальней траектории, по ближней – если дорога широкая.

Поворот на Т-образном перекрестке

С трамвайными путями

В соответствии с ПДД, у рельсового транспорта есть преимущество перед остальными его типами. Первый уступает дорогу легковым ТС только если он сам осуществляет движение по примыкающей дороге, а машина – по главной.

Запомните! Если на перекрестке есть светофор, регулирующий движения трамвая и авто, первый будет в приоритете.

Когда для машины горит зеленый свет, а для трамвая – красный, последний стоит. Однако он может начинать движение на стрелку, которая была включена вместе с красным знаком светофора – а это нарушение.

Если на перекрестке нет светофора, то за трамваем также будет преимущество.

С разделительной полосой

На дорогах с таким типом разметки есть 2 способа разворота: когда полоса достигает перекрестка, или пересекает его:

  1. Первый случай требует выполнения маневра только по малой траектории, так как на таких дорогах обычно достаточно места. Заезд на пересечение дорог строго запрещен и наказывается штрафом.
  2. Во втором случае правилами разрешен поворот исключительно по большому радиусу, иначе ТС будет некоторое время продолжать движение по встречной полосе, что также не разрешено.

Поворот на дороге с разделительной полосой

Но нужно учесть:

совершая маневр, нужно принять во внимание то, насколько широка разделительная полоса; если она просторная, а водитель разворачивается по малому радиусу, ему грозит лишение прав; когда линия узкая (около 20 см), никакого штрафа не будет, так как встречное движение не интенсивное

Со светофором

Когда на пересечении дорог установлен светофор, выполнение разворота является безопасным и простым. Общие правила на такой дороге:

  • водитель разворачивающегося авто должен соблюдать траекторию движения согласно полосам;
  • поворот возможен только в местах, где нет запрещающего такого маневра знаков;
  • начало движения разрешено только по соответствующему сигналу светофора.

Разворот на перекрестке со светофором

Что является прилегающей территорией

Каждый водитель знает, что намного легче выполнить разворот в полевых условиях, чем провести маневр на узкой дороге. Чтобы правильно понять, где именно можно разворачиваться, нужно обратиться к п. 1.2 ПДД РФ.В нем говорится, что прилегающей территорией называется участок, который соединен с дорогой, но не предназначен для сквозного движения. Чаще всего речь идет о парковках, дворах и автозаправках, которые вынужденно посещает каждый водитель.

Неопытные водители иногда путают ее с перекрестком, что приводит к серьезным нарушениям правил и провоцирует ДТП.

Согласно законодательству, прилегающую к дороге территорию можно отличить по таким признакам:

участок выбран правильно, если отсутствуют дорожные знаки, которые обычно размещаются на перекрестке;
территория относится к второстепенной дороге, поэтому при развороте и выезде нужно соблюдать соответствующие правила;
особое внимание уделяется присутствию светофоров, которых на этой территории быть не должно.

Как правильно выполнить маневр?

Сменить направление движения можно в один, два или три приема. Этапы выполнения каждого из вариантов:

  1. В один прием. Водитель выбирает место для маневра и включает сигнал поворота. При необходимости, прижимается к правому краю дороги (если радиус по его расчетам будет больше ширины дорожного полотна). Снижает скорость или вовсе останавливает транспортное средство. Убедившись с помощью зеркала заднего вида в отсутствии помех и медленно двигаясь вперед, выполняет разворот. После выравнивания колес автомобиля, водитель продолжает движение в противоположном направлении.
  2. В два приема. Этот метод используется при наличии свободных площадок, прилегающих к основной дороге. Для выполнения маневра, водитель прижимается к правой обочине и выезжает задом на площадку. Затем поворачивает в противоположную сторону, пропустив предварительно других участников движения.
  3. В три приема. Используется только на узких участках дорожного полотна. Перед выполнением маневра стоит тщательно оценить дорожную обстановку, чтобы не создать помех другим водителям. Движение назад выполняется на расстоянии 1,5 метров для ближайшего бордюра.

На дороге с оживленным движением

Выполнить разворот на оживленном участке трассы можно только при одновременном наличии всех перечисленных условий:

  • разметка сменилась со сплошной на прерывистую. Такое обозначение может присутствовать как с обоих сторон, так и только со стороны водителя;
  • отсутствуют дорожные знаки, запрещающие разворот на этом участке;
  • перед выполнением маневра водитель убедился в том, что не создаст помехи для других участников.

Выполнить разворот на многополосной дороге несложно: ее ширины достаточно для построения траектории. Согласно правилам ПДД, на узкой дороге допустимо использовать правую полосу, обочину или прилегающую площадку (АЗС, парковку)

При этом важно убедиться в отсутствии не только встречного, но и попутного потока машин

Для оживленных участков дороги с интенсивным движением возможен объезд квартала по прямоугольной траектории. Это вариант не подходит для населенных пунктов с хаотичной застройкой.

Не допускается:

  1. Использование тротуаров при построении траектории маневра. Выезжать на них запрещено.
  2. Пересекать трамвайные пути при наличии запрещающих знаков. Если такие обозначения отсутствуют, то этот участок дороги можно использовать для выполнения разворота.

На перекрестке

Оптимальный вариант для разворота – регулируемый перекресток. В этом случае помешать движению может только встречный поток автомобилей. Запрещающие знаки крайне редко встречаются на перекрестках со светофорами.

На Т-образных перекрестках стоит воздержаться от выполнения маневра водителям грузовых, пассажирских и специальных транспортных средств с большими габаритами. Им может не хватить радиуса поворота.

При приближении к любому из перекрестков перед началом выполнения маневра стоит убедиться:

  • поворотные сигналы автомобиля включены заблаговременно;
  • на перекрестке присутствуют или отсутствуют знаки «Главная дорога», «Уступи дорогу» или «Стоп». При их наличии водитель обязан соблюдать установленные правила;
  • при отсутствии перечисленных знаков соблюдено правило «помехи справа» и действия автолюбителя не создадут помех другим участникам движения.

Если отсутствуют разделительные полосы начинать выполнение маневра можно как с ближней, так и с дальней полосы. Выезд за пределы проезжей части, обозначенный бордюром или разделительной полосой, категорически запрещен.

Вне перекрестка

Условия выполнения разворота за пределами перекрестка:

  1. Отсутствуют запрещающие знаки или разметка.
  2. У водителя имеется хороший обзор в обе стороны.

Количество приемов для выполнения разворота зависит от ширины проезжей части

При движении назад важно не создавать помех водителям других транспортных средств. В качестве дополнительной территории допускается использовать:

  • обочину;
  • участки дорожного полотна и площадки, где отсутствуют запрещающие знаки;
  • трамвайные пути – при отсутствии знаков и разметки, запрещающих разворот, и нахождении рельс на одном уровне с дорогой слева от потока.

Где разрешено выполнять?

Многие водители новички в первое время движения по городу не всегда сразу ориентируются, как правильно разворачиваться и где это можно делать.

Если отсутствуют воспрещающие знаки, то выполнять маневр можно:

  • на пересечениях дорог,
  • на дороге, которая размечена прерывистой линией,
  • на территориях, имеющих обзор более 100 м в каждую сторону.

Правила разворота на перекрестке

Выполняя такие маневры, необходимо соблюдать осторожность и не торопиться. Поскольку излишняя спешка часто является причиной дорожных происшествий

Если развилка не имеет разделительной полосы, разворачивающийся автомобиль может двигаться как по ближней, так и по дальней траектории. Но производить данные манипуляции разрешено лишь в пределах перекрестка, выезжать за линию, где пересекаются проезжие полосы, нельзя.

При наличии же линии разметки, занимать требуется крайнее левое положение.

В любом случае, нужно соблюдать правильную траекторию движения:

  • не выезжать за пределы развилки,
  • не выезжать  на встречное направление,
  • не пересекать двойную сплошную.

Когда на пересечении есть разделяющая полоса, то автомобиль должен двигаться только по дальней полосе. Предварительно пропускаются все транспортные средства, имеющие преимущество в движении.

Как правильно делать развороты на Т-образном перекрестке?

На таких дорогах можно выполнять пируэты практически любым транспортным средствам, кроме тех, которые будут иметь слишком большую траекторию разворота. Это связано с тем, что двигаться задним ходом в таких местах не разрешается, да и выполнять маневр в несколько заходов, также нельзя. Поэтому, таким ТС лучше выбирать более безопасные участки дороги, чтобы совершить манипуляцию.

Необходимо быть особенно внимательным, чтобы сделать разворот правильно, соблюдать все установленные знаки и преимущества главной дороги.

Правила выполнения разворота на регулируемом перекрестке

Поскольку пропускать транспортные средства необходимо будет только со встречным направлением, а автотранспорт с обеих сторон, чтобы начать движение будет ждать разрешающего сигнала светофора. Выполняющий пируэт автомобиль, должен четко соблюдать траекторию передвижения по полосам. Помимо этого, повороты могут выполняться лишь на тех пересечениях, где отсутствуют запрещающие это знаки.

Но стоит помнить тот факт, что знак, запрещающий выполнять поворот налево, вовсе не запрещает разворачиваться на данной территории.

Развернуться вне перекрестка

Когда возникает необходимость совершить на дороге разворачивание, не всегда, обязательно нужно ехать именно до перекрестка.

Чтобы понимать, как правильно выполнить разворот, необходимо соблюдать основные правила:

  1. маневр можно начинать выполнять с любого положения, предпочтительнее крайнее левое,
  2. уступить дорогу всем транспортным средствам попутного и встречного направления,
  3. заехать можно на любую из полос, но удобнее на крайнюю левую.

Гораздо проще совершить такой маневр с прилегающей территории справа, поскольку с нее открывается лучшая видимость во все направления, и заезжать на нее лучше задом. И в этом случае не придется производить движение задним ходом по главной дороге. 

Правила разворота на перекрестках

Разобравшись с технологией выполнения маневра, следует рассмотреть определенные ситуации, прежде всего зависящие от конфигурации дорог и действующей на них сторонности движения. Всего существует несколько базовых схем, знание которых поможет не теряться в трафике в дальнейшем, каким бы сложным он ни был.

С односторонним движением

Выполнять полный поворот с одностороннего движения также следует из крайней левой полосы. В этом случае попадание на встречную полосу движения станет возможным, если после пересечения перекрестных дорог водитель увидит знак 3.1 «Въезд запрещен» или заедет на пешеходную зону.

Во всех остальных ситуациях разворачиваться можно и нужно, причем по малому радиусу, если позволяет пространство.

С трамвайными путями

Немного сложнее обстоят дела с перекрестками, на которых установленный светофор разрешает одновременное движение автомобилистам и движущимся в одном с ними направлении трамваям, то приоритет будет сохраняться именно за последним транспортным средством.

Единственным исключением, когда на регулируемых пересечениях безрельсовый транспорт не будет уступать рельсовому, является движение трамвая на дополнительную секцию своего оптического прибора при одновременной активации запрещающего сигнала.

Кроме того, автомобильный транспорт будет иметь привилегию на нерегулируемом перекрестке, в случае если он будет двигаться по главной дороге, а трамвай по второстепенной, обозначенной треугольным указателем 2.4 «Уступи дорогу».

Со светофором со стрелкой

Не стоит бояться светофоров с дополнительной секцией, помня о том, что его загорающиеся знаки следует трактовать буквально. И для того, чтобы развернуться в обратном направлении на перекрестке с такой оптикой, водителю достаточно будет просто дождаться момента, когда загорится левая секция, даже если основной сигнал останется красным.

Разрешение движения по секции и основной линзе также дает право на разворот. Другое дело, что занятие крайнего ряда с секционным светофором обязывает повернуть налево или развернуться, даже если изначально подобные действия не планировались.

Что же касается таблички с зеленой стрелкой, установленной рядом с красной линзой, то обычно она не имеет никакого отношения к развороту, предназначаясь для поворота направо на красный свет при условии отсутствия движущихся слева машин.

С двумя пересечениями проезжих частей

Разворот на участках с двойным пересечением, разделенным между собой разметкой, бордюром или целым бульваром, не противоречит ПДД, если в этой зоне не был установлен запрещающий знак или начерчена сплошная.

В этом случае техника разворота не будет отличаться от классической, предполагая выезд на середину перекрестка при движении по большому радиусу, пропуск всех движущихся во встречном направлении авто и выполнение разворота (актуально для разъезда при обоюдном повороте левыми бортами).

Если же на перекрестке многие водители собираются выполнить левый поворот, то нет смысла выезжать за ними, ожидая, когда они всех пропустят. В этом случае можно развернуться по малому кругу, не привязываясь к впереди стоящим машинам, главное, не забывать поглядывать в заднее зеркало, чтобы едущие сзади не восприняли левый поворотник, как уход на прилегающую полосу движения и не попытались обойти разворачивающегося с левой стороны.

Как правильно выполнить разворот

Не только новички, но и опытные водители испытывают трудности при проведении разворота. Однако если разобраться в правилах, то можно избежать неприятных ситуаций.

Оценка дорожной обстановки

Водитель, у которого возникла необходимость развернуть транспортное средство, обязан проанализировать сложившуюся на дороге ситуацию. Если движется большой поток машин, то маневр легче провести с прилегающего участка дороги, расположенного по левую сторону. При этом возникнет необходимость уступить исключительно транспортным средствам лишь с одной стороны.

Если за рулем новичок, то для него это будет достаточно проблематично

Поэтому важно правильно оценить ситуации на дороге и выбрать подходящее место для разворота. В противном случае под угрозой находится жизнь не только водителя, но и тех, кто находится в этот момент на проезжей части

Использование территории справа

Выполняя разворот водителю, следует придерживаться определенной схемы действий, которая разработана специально, чтобы предотвратить аварийную ситуацию. Если выбранный участок находится по правую сторону, то в первую очередь нужно включить правый поворот, чтобы другие водители были в курсе о происходящем.

Выбранное место следует немного проехать (примерно на метр) и остановить машину

Для новичков важно запомнить, что не рекомендуется вплотную прижиматься к бордюру. При последующих маневрах существует опасность не рассчитать дистанцию и заехать на него

Итак, когда машина остановлена, нужно провести оценку ситуации на дороге. Если помехи сзади отсутствуют, то задним ходом медленно въезжают на выбранную территорию. Главное пропустить пешеходов, если таковые появились на траектории движения.

Оказавшись в нужном месте, водитель должен включить левый поворот, проверить, свободна ли проезжая часть, и закончить свой маневр.

Важно запомнить, что перед завершением разворота и выездом на дорогу, нужно остановиться у самого ее края. Это позволит увидеть все машины, которые находится в непосредственной близости на обеих полосах движения

Прилегающая территория слева

Водителю необходимо перестроиться в крайний левый ряд и остановиться у поворота, который приведет к необходимому участку. Затем нужно оценить обстановку, пропустить транспорт, который движется по встречному направлению, и заехать на территорию передом. Выполняя данное действие нужно как можно ближе подъехать к ее правой стороне.

Когда машина полностью скрылась на прилегающем к дороге участке, следует дать задний ход и закончить свой маневр.

На этом этапе важно внимательно следить другими участниками движения, чтобы не вывернуть у них перед носом и не спровоцировать аварию. Подъехав к дороге, нужно притормозить, посмотреть по сторонам и плавно выехать на полосу движения, а затем отправиться вперед

Рассмотренный маневр достаточно прост, однако, в нем заложена опасность, которая связана с пешеходами. Осуществив поворот и пытаясь добраться до места назначения, водитель находится на встречной полосе. Если вдруг перед ним возникнет пешеход, то правила обязывают остановиться и пропустить его. При этом машина окажется на середине проезжей части, что не доставит особого удовольствия ни самому водителю, ни другим участникам дорожного движения.

Задним ходом

Поскольку прилегающей к проезжей части считается также стоянка или двор, то водителю нередко приходится разворачиваться, двигаясь задним ходом

Такой маневр требует особой осторожности, так как увидеть приближающийся транспорт из-за ограниченного обзора будет сложно

Если в машине водитель не один, то он может попросить спутника выйти на дорогу, так чтобы его видели и подать знак, когда можно делать разворот. Он также должен жестами предупредить другие машины, чтобы они успели сбавить скорость.

Однако такие манипуляции лучше проводить на не слишком загруженных дорогах, в противном случае будет существовать угроза для жизни не только водителей, но и помощника, который находится на дороге.

Вне перекрестка

Маневр обычно проводится на дороге с двумя полосами, которые разделены прерывающейся линией. Сперва нужно включить правый поворот, оценить дорожную обстановку через зеркала заднего вида и понемногу прижиматься к бордюру. Затем переключив сигнал поворота на левую сторону нужно снова проверить наличие других машин.

Если путь чист, то выполняется движение вперед с быстрым, но плавным поворотом руля. После проведения разворота рулевое колесо выравнивают, а скорость плавно наращивают.

Пропуск встречного транспорта при развороте

Следующий нюанс, требующий уточнения, это место остановки на перекрестке для пропуска транспортного средства, двигающегося навстречу. При движении по главной дороге или при разрешающем сигнале светофора это не имеет решающего значения, ввиду наличия приоритета. Синий автомобиль может развернуться на перекрестке как по ближней, так и по дальней траектории, пропустив встречный транспорт.

Иная картина наблюдается при выполнении разворота с второстепенной дороги. Необходимость пропуска машин со всех направлений существенно усложняет данный маневр, особенно для водителей – новичков, им лучше найти другое место, чтобы развернуться. Если выполнение разворота неизбежно, оптимальным решением будет остановка у края пересекаемой дороги, как показано на рисунке, затем пропускаем все автомобили и разворачиваемся.

Выполняя разворот по большому радиусу (зеленый авто), будьте готовы к возникновению конфликтных ситуаций с водителями транспортных средств, выполняющих разворот по ближней траектории (синий авто).

Избежать столкновения поможет постоянный контроль за движущимся сзади транспортом со стороны водителя зеленого автомобиля, а водитель синей машины должен дождаться поворота зеленой машины и только потом разворачиваться сам.

Какой предусмотрен штраф за поворот?

Нарушение правил при поворотах и разворотах наказывают согласно ст.12.16 КоАП. В основном при таком упущении наказание может быть от предупреждения до лишения ВУ.

Проезд налево или направо под запрещающий знак

Наказание за нарушение правил поворота налево (при установленном знаке движение только прямо или направо, при знаке поворот налево запрещен) прописано в ч. 2 ст. 12.16 и наказывается штрафом в размере 1000-1500 рублей.

Знак 4.1.1 — «Движение прямо»

При повороте направо с несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, водитель будет наказан на основании ч. 1 ст. 12.16 КоАП. В данном случае налагается на нарушителя предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Внимание! Если при повороте налево или направо машина оказалась на односторонней полосе встречного направления, то водитель будет наказан в соответствии с ч. 3 данной статьи

В данном случае нарушителя ждет админ. штраф в размере 5000 рублей или лишение права управления ТС на срок от 4 до 6 месяцев.

Налево не со своей полосы

Иногда автомобилист, увлекшись проведением маневра, допускает поворот не из своего ряда (н-р, со второго).

Максимально возможное наказание за поворот направо не со своей полосы составит штраф в размере 500 рублей, также может быть выписано предупреждение.

При повороте налево при наличии запрещающих знаков и разметки — водитель ТС будет наказан строже. Штраф в этом случае составит 1000-1500 рублей. Однако, если отсутствует разметка, то водителя накажут по ч. 1 ст. 12.14 КоАП. В этом случае нарушителя ждет предупреждение или 500 рублей штрафа.

Подробнее о том, какой штраф положен за поворот не со своей полосы, узнайте в отдельном материале.

Через сплошную

При повороте через сплошную линию действие квалифицируется как нарушение требований, которые предписаны разметкой, имеющейся на проезжей части, или специальными знаками, устанавливающими режим движения. Карается штрафом в размере 1000-1500 рублей.

Более детально о том, какие штрафы положены за пересечение сплошной линии разметки, узнайте в отдельной статье.

На перекрестке

Нарушения на перекрестке чаще всего заключаются в том, что водитель не может провести разворот в области пересечения дорог или совершает его под знаком, где этот маневр запрещен. Наказание определяется ч. 2 ст.12.16 КоАП и составить может 1000-1500 рублей.

На остановке

На участках, предназначенных для совершения остановок маршрутным транспортом, разворот запрещен

В этой зоне водителям необходимо проявлять повышенное внимание, поскольку в ней нередко появляются пешеходы, а обзор оказывается затрудненным

На заметку. Если на остановке установлен специальный знак для ее обозначения, зона для ограничения разворота определяется следующим образом: в каждую из сторон от знака отсчитывается 15 м.

Возвращаемся к Правилам дорожного движения

Примеры общих и специальных норм вв ПДД.

Поворот на трамвайных путях

Поворот на трамвайных путях

Норма, скажу я вам, написана крайне коряво. Тут несколько условий с подусловиями. Тут написано как минимум 4 ситуации.

Общая норма:

Все очень просто. Нашел середину дороги (или сплошную полосу, разделяющую потоки встречных направлений), прижался к ней максимально. Рис1.

А вот далее начинаются «вариации на тему», а именно – нормы специальные, отменяющие норму общую, и предписывающие занимать совсем иное положение на дороге

Все, что до запятой – это условие, после запятой – обязательные действия.

Картинка 1 отменяется и применяется картинка 2.

Но это еще не все. Читаем дальше. Оказывается есть еще одно условие (а вернее подусловие). Которое опять меняет всю картинку

То есть если есть знаки или разметка, то мы «кладем болт» и на трамвайные пути и на крайнее левое положение на проезжей части, а располагаемся так как указано на знаке (разметке). То есть вместо картинки 1 и 2 встаем так, как указано на картинке 3

Но и это еще не все. Допустим знаков нет, есть трамвайные пути. Вроде бы нужно ехать с трамвайных путей. Но не тут-то было. Есть еще одно условие:

То есть если имеется (или приближается) трамвай, то мы не имеем права ему помешать. Соответственно мы встаем не так, как на картинке 2, а так, как на картинке 4.

Вот таким образом одно правило 8.5. содержит одну общую норму и три специальных нормы (объединенных крючкотворами в одно предложение), отменяющих общую норму, а так же друг друга.

Начало движения на зеленый сигнал.

Общая норма:

Вроде бы общая норма разрешает движение всегда и сразу, как только загорелся зеленый.

Но не тут-то было. Существуют несколько специальных норм, которые отменяют, изменяют, конкретизируют, уточняют это» разрешение»

Специальная норма 1:

То есть можно ехать, но не сразу. Условие – завершающие ТС и пешеходы.

Специальная норма 2:

Тоже не сразу, а уступив, но опять же не всем, а только тем, кто конкретно указан в условии.

Специальных норм по светофору – в тексте ПДД много. И все они видоизменяют требование общей нормы.

То же касется желтого и красного сигнала.

Вообще, если проанализировать текст ПДД, то там огромное количество таких «если», «при условии» и т.д. либо «на перекрестке», «во дворе», «на автомагистрали» и т.д – это кстати условия «по месту действия».

Где запрещен разворот

Разворот для автомобилей запрещен на объектах, перечисленных в п.8.11 ПДД:

Разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

На местах, где нельзя выполнять маневр, стоят знаки:

  • 3.19;
  • 1.31;
  • 1.2, 1.3.1, 1.3.2, 1.27, 1.28;
  • 1.25;
  • 1.11.1-1.11.4;
  • 5.16, 5.17;
  • 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4;
  • 1.5.1, 1.5.3;
  • 1.6, 1.7.

Они предупреждают о наличии объекта из запретного для выполнения действия списка или особенностях дороги, которые делают ее плохо обозримой.

На перекрестках разворачиваться нельзя, если они расположены на спуске (подъеме), там затруднена видимость, есть запрещающие символы, или образовался затор.

Пешеходные переходы

Разметка в виде зебры или знаки 5.19.1, 5.19.2 ограничивают зону, где запрещено разворачиваться. Маневр может быть опасен для идущего через пешеходный переход человека, лишит водителя возможности уступить ему дорогу.

Знак 1.22, тоже предупреждающий о приближении к «зебре», не запрещает разворот. Но дорога при этом должна быть хорошо видимой на дистанции не меньше 100 м в обе стороны.

Тоннели

Тоннель – это сооружение под землей, в котором есть дорога, и в силу ограниченности пространства, видимости там разворачиваться тоже нельзя. Это способно привести к тяжелой аварии. На подъезде к тоннелю может стоять символ 1.31, если речь о неосвещаемом сооружении или плохо различимом въезде.

Мосты, путепроводы, эстакады

Выполненный в нарушение правил маневр на эстакаде, мосту или путепроводе может завершиться столкновением с другой машиной, падением авто с высоты. И эти объекты часто существуют без знаков. Водителю следует быть особенно внимательным, ведь насыпь может продолжиться эстакадой, мост тоже иногда легко принять за обычную дорогу.

Железнодорожные переезды Еще одно место, где нельзя развернуться, это железнодорожный переезд, обозначенный символами 1.3.1, 1.3.2, или шлагбаумом. Маневр запрещен не только в непосредственной близости от объекта, но и на расстоянии 5 м до него. Здесь выполнять его тоже опасно.

Места с небольшой видимостью

Отрезок дороги, представляющий собой крутой или извилистый поворот, подъем, спуск, – тоже не места для того чтобы развернуться. И оповещающие знаки там есть не всегда. По ПДД маневр может выполняться только при хорошем обзоре не менее 100 м в оба конца от участка. Запрещен он, если дорога плохо видна из-за здания, рекламной конструкции, других машин, что особенно актуально в населенном пункте.

Остановки Места, отведенные для остановки маршрутных ТС и такси, тоже не годятся для выполнения смены направления движения. Действие запрещено, если есть знаки 5.16-5.18. Вместо них может быть разметка 1.17 желтого цвета.

При наличии знаков Символ, непосредственно запрещающий разворачиваться, имеет номер 3.19. Не удастся выполнить действие, если на пути стоят знаки 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4. Есть и другие символы, обозначающие объекты, при которых нельзя разворачиваться, о них говорилось выше. А вот 4.1.3 и 4.1.5 позволяют маневр.

При наличии разметки

Непрерывные линии 1.1 и 1.3 нельзя пересекать, поэтому их присутствие – тоже препятствие для маневра. Разметку наносят на самых опасных участках для разделения разнонаправленных потоков автомобилей.

Внимательнее нужно быть при приближении к линии 1.19. Она предупреждает, что вскоре на пути будет 1.1 или 1.11. Вторую можно пересекать только с пунктирной стороны, то есть маневр на ней разрешен не для всех автомобилей. Если слева от машины оказывается сплошная составляющая, развернуться нельзя.

Правила и техника выполнения разворота согласно ПДД

Рассматривается только технология разворота на перекрестке, полагая, что все другие нормы водителем уже выполнены по правилам: произведено перестроение в нужный ряд, включен «поворотник», пропущен транспорт, имеющий преимущество и т.д.

Главное правило разворота на перекрестке – машина не должна выезжать на полосу встречного движения, а фактическая траектория движения должна вписаться в зону пересечения проезжих частей.

Оптимальная траектория разворота

Это может быть и большой и малый радиус, если условия перекрестка, разметка, габариты ТС и пр. дадут возможность совершить маневр в пределах пересечения проезжих частей. Однако на перекрестках с разделительной полосой или при запрещающей разметке, продолженной на перекресток, разворот по малому радиусу может быть невозможен.

Рис. 2. Допустимый разворот по малому и большому радиусу

Рис. 3. Разворот на перекрестке с разделительной полосой

Рис. 4. Нарушение: не вписался в пределы пересечения проезжих частей – наезд на бровку.

Рис. 5. Нарушение: наезд на пешеходный переход.

Рис. 6. Нарушение: выезд на полосу встречного движения.

Можно ли развернуться, если стоит указатель «Поворот налево запрещен»?

Нередко водители путаются, считая запрет на поворот равнозначным запрету на разворот. Это не всегда так. Знак 3.18.2 не допускает поворот налево, но при этом не запрещает разворота.

Рис. 7. Схема разворота перекрестке

Разрешен ли разворот по малому радиусу?

Этот вопрос мы уже поверхностно затронули. Остановимся на нем чуть подробнее. Прямо запрещающих данный маневр норм не существует, что не мешает время от времени возникать конфликтам между ГИБДД и водителями.

Если разворот не запрещен разметкой или знаками, то маневр по малому радиусу возможен и не должен являться нарушением. Однако именно разворот по малому радиусу часто является причиной не вписывания траектории движения в рамки зоны пересечения проезжих полос, а значит заставит ТС выехать на полосу встречного движения.

Не будет нарушением и разворот по малому радиусу, если для него выделено специальное место, а маневр не приведет к выезду на встречку.

В случае спорных ситуаций, выписанные постановления необходимо обжаловать. Для этого прибегают к помощи автоюристов. О том, как проконсультироваться с адвокатом бесплатно, расскажем в конце данной статьи.

Разворот вне перекрестка

Если копнуть дальше, то встретим еще более интересные требования. Возьмем разворот вне перекрестка.

Разворот вне перекрестка

При развороте вне перекрестка, мы пропускаем только встречные авто. Из попуток мы пропускаем только трамвай. Если радиуса не хватает, то тогда разворачиваемся от правого края, то уступаем дорогу как попутным так и встречным транспортным средствам.

Как так? Столько вариаций. Целый пункт расписывает, что в одном случае уступаем только попутным авто. В другом случае – и попутным и встречным. Даже приводится условие, когда это применяется.

Но ведь вроде бы есть пункт 8.1, который обязывает не создавать помех всем другим участникам. Надеюсь на надо пояснять что по терминологии «не создавать помех» и «уступить дорогу» — это одно и то же. Сомневающиеся – открывают перечень терминов ПДД.

Вопрос:

С какой целью законодатель налепил всякие пункты 13.12, 8.8 и другие, где расписывается что в одних ситуациях нужно уступать дорогу встречным, в других – встречным и попутным, если есть общий пункт 8.1, где должны уступить всем?

Ответ прост. Пункт 8.1 не говорит что надо уступать всем. Если быть точнее, то пункт 8.1. в некоторых ситуациях частично утрачивает свою силу, уступая место иным пунктам.

То есть – он (пункт 8.1) не вездесущ.

Спорные ситуации данного нарушения и способы избежать наказания в таких случаях

Иногда, выполняя маневр, водитель понимает, что не вписывается в траекторию и вынужден нарушить правила. В такой ситуации он может попытаться уменьшить для себя наказание. Придется выбрать, выезжать ли ему на встречную полосу или использовать для завершения манера несколько последовательных приемов.

Выбирая второй вариант, можно снизить тяжесть наказания – при неправильном осуществлении разворота оштрафуют только на 500 рублей, а при выезде на встречную полосу суд примет решение, более серьезное для нарушителя.

Начинать выполнять развороты следует по той территории, которая кажется большей. Если у вас не получиться идеально вписаться в дорогу. Вы сможете продолжить езду по дороге, которую намеревались пересечь. Нарушения в том случае не будет, разве что некоторое неудобство, ведь придется ехать по дороге, по которой изначально это не планировалось.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий