Габариты грузов, допустимые для автомобильных перевозок

Разрешенная длина и габариты автопоезда в России

В каждой стране существуют свои правила грузоперевозок. В России они закреплены в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Допустимые габариты указаны в приложениях к документу.

Что можно и нельзя

В России разрешенная длина автопоезда составляет:

  • 20 метров – для автопоезда,
  • 12 метров – для прицепа,
  • 2 метра для груза, выступающего за пределы прицепа.

Груз, превышающий габариты, можно перевозить если:

  • Он не создает пыль.
  • Не наносит вред окружающей среде.
  • Не создает водителю помех для обзора.
  • Не влияет на устойчивость транспорта.
  • Не заслоняет опознавательные знаки транспорта.
  • Не издает лишний шум.

Модели бескапотных тягачей ограничены по длине и экономят до трех метров в длину, но проигрывают по комфортности аналогам с капотом.

Ограничения габаритов есть не только по длине, но и по другим измерениям. Например, ширина транспорта не должна превышать 2,55 м. Исключение составляют прицепы рефрижераторы, ширина которых может быть до 2,6 м.

Ограничение по высоте составляет 4 м, это показатель от земли до крыши прицепа. При этом высота прицепа или полуприцепа зависит от его марки и необходимого объема кузова. Например, тентованные полуприцепы в высоту могут быть от 2,45 до 3 м (без учета колес).

Ограничения также относятся к весу автомобиля и весу перевозимого груза. Автомобильный транспорт оказывает значительную нагрузку на дорожное полотно, поэтому его максимально допустимая масса ограничена.

Общая масса транспорта с грузом устанавливается в зависимости от количества осей:

  • При трех осях – 28 т.
  • При четырех осях – 36 т.
  • При пяти осях – 40 т.
  • При шести осях – 44 т.

Все габариты указаны в технических паспортах на транспорт. Если нет оригинала техпаспорта, то его электронную копию можно найти в интернете.

Нормы нагрузки на оси транспорта также указаны в Постановлении Правительства. Нагрузка на переднюю ось тягача не должна превышать 10,5 т, на заднюю – 11,5 т. Максимальная разрешенная нагрузка на оси полуприцепа – 8 т. Допускается перегруз не более 2%.

Для проезда автопоезда с грузом массой больше 44 т также необходимо оформить дополнительное разрешение в автоинспекции. В документе должен быть указан маршрут следования, так как тяжеловесному транспорту запрещено передвигаться по некоторым дорогам.

Для перемещения большего количества груза с превышением норм и без оформления документов иногда водители имитируют буксировку неисправного транспорта. К снаряженному автопоезду на жесткую буксировочную сцепку присоединяют еще один автопоезд или грузовик. Таким образом, можно в 1,5-2 раза увеличить количество перевозимого груза. Эта уловка хорошо известна сотрудникам транспортной инспекции, поэтому, скорее всего, не удастся избежать тщательной проверки и поиска неисправностей буксируемого грузовика.

Кроме ограничений по габаритам и весу, в России существуют определенные требования по скорости передвижения для фур и грузового транспорта. Эти ограничения отличаются от тех, которые есть для легкового транспорта. По автомагистрали автопоезд может перемещаться не быстрее 90 км/ч, по загородным дорогам не быстрее 70 км/ч.

Штрафы за нарушение

Контроль над соблюдением норм перевоза грузов осуществляет в основном ГИБДД. Сотрудники инспекции измеряют габариты автопоезда, его массу, допустимую скорость и проверяют сопроводительные документы. В случае нарушений водителю или компании-перевозчику выписывается штраф.

Штрафы за превышение габаритов автопоезда указаны в статье 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Превышение максимальных габаритов или габаритов, указанных в разрешении до 10 см, а нагрузки по осям от 2 до 10% влечет штрафы:

  • 1-1,5 тысячи рублей – водителю.
  • 10-15 тысяч рублей – ответственным за перевозку.
  • 100-150 тысяч рублей – юр. лицам.

При превышении габаритов от 10 до 20 см, а нагрузки от 10 до 20%, штрафы будут:

  • 3-4 тысячи рублей – для водителя.
  • 25-30 тысяч рублей – ответственным за перевозку.
  • 250-300 тысяч рублей – юр. лицам.

Максимальные штрафы предусмотрены за превышение габаритов на 50 см и более и за превышение нагрузки больше чем на 50%:

  • 7-10 тысячи рублей или лишение прав до 6 мес. – для водителя.
  • 45-50 тысяч рублей – для ответственных за перевозку.
  • 400-500 тысяч рублей – для юр. лиц.

Штрафы за превышение скорости и управление автопоездом без прав соответствующей категории, указаны в ПДД.

Габариты: ограничения выступов

Любой водитель, впервые столкнувшийся с перевозкой длинномерного груза, рискует запутаться в многообразии правил. Ограничения накладываются на выступы по бокам, сверху, сзади. И везде ориентиры немного отличаются. Давайте разберёмся чуть подробнее.

По длине

В первую очередь надо определиться по выступам спереди и сзади. Предположим, вы хотите перевезти несколько досок на крыше. Логично разместить их так, чтобы опора оказалась в центре. но, если доски длинные, это будет нерационально: вы легко можете не попасть в ограничения по негабаритным грузам.

Дело в том, что и спереди, и сзади не может быть выступов больше, чем на один метр, при этом общей сумме выступ не должен превышать двух. Таким образом, максимум, который вы можете заложить под свободный край своих досок — это по метру спереди и сзади. Даже 10 сантиметров превышающего выступа переведут ваш груз в разряд крупногабаритных с совершенно иными правилами перевозки.

Замеры следует проводить, отталкиваясь от крайней точки автомобиля.

По ширине

С шириной еще более однозначно — по бокам выступы не должны превышать 40 сантиметров. Еще бы, если допустить более длинные выступы, такой автомобиль легко создаст аварийную ситуацию при однополосном движении.

Очень важный момент — в данном случае вам надо отталкиваться от края заднего габаритного огня, а не от крайней точки автомобиля. Именно от габаритки вычисляется 40 сантиметров, что ворует у вас несколько свободных сантиметров (габаритный огонь немного спрятан под корпус, а бок автомобиля расширяется к центру).

Таким образом, размер вылета будет даже несколько меньше. чем 40 сантиметров.

Любое превышение этих двух показателей даже на 10 сантиметров однозначно требует использования знака крупногабаритного груза и освещение дополнительными огнями в случае плохой видимости по погоде или по времени суток.

По высоте

Многие совершают серьезную ошибку, считая, что достаточно обратить внимание только на ширину и на длину. А ведь высота выступов тоже имеет довольно большое значение

Несмотря на то, что пункт ПДД 23,4 обходит вопрос выступов по вертикале и не затрагивает их, пункт 23,5 освещает этот вопрос и указывает конкретное значение — 4 метра от дорожного полотна.

Так что, отталкиваясь от этих ограничений, можно сделать вывод, что, если вы помещаете в этот визуальный куб весь багаж, то он будет считаться негабаритным и его можно перевозить без дополнительных заморочек.

Правила транспортировки согласно ПДД

Общие нормы

В ПДД рассматривают перевозку негабаритного груза в статье 23. Правилами установлено:

Допустимая масса не превышает величину, которую установили производители автотранспорта, используемого для перевозки.
До начала движения водитель обязан проконтролировать как размещен и закреплен груз, а также во время движения контролировать его состояние и наличие для избежаний падения и создания помех.
Разрешение на перевозку негабаритного груза позволяется при условиях: если груз не ограничивает обзор на дорогу для водителя;
если не будет затруднять управление транспортом и не создавать неустойчивость его на дороге;
если груз не перекрывает световые приборы транспорта, его регистрационные знаки и дополнительные указатели, позволяет сигналить;
если груз при движении не перекрывает шумовой фон в пределах допустимого и не загрязняет собой дорогу.

Важно! Перевозка негабаритного груза, который не отвечает данным параметрам, требует от водителя принятия мер к устранению нарушений.

Груз с выступом за габариты транспорта сзади или спереди более одного метра, а сбоку более 0,4 м (считают от крайнего габаритного огня) обозначают специальными опознавательными знаками «Крупногабаритный груз». При плохом освещении или в темное время суток на автотранспорте впереди включают белые фонарь или световозвращатель, сзади красный фонарь или световозвращатель.
При перевозке тяжеловесного или опасного груза с превышение параметров по ширине 2,55 метра и 2,6 метра для рефрижератора/изотермического кузова, по высоте четыре метра от проезжей части (измеряют от поверхности), по длине 20 метров (вместе с прицепом), с движением при двух прицепов, с выступами от задних габаритов в два метра – управление транспортом регламентируется специальными правилами.. Перевозка международного значения требует соответствующих правил и средств к управлению по договору международного отношения с РФ

Перевозка международного значения требует соответствующих правил и средств к управлению по договору международного отношения с РФ.

Может вы не задумывались, но за лишнего пассажира в машине предусмотрен штраф. Существуют и другие нарушения правил транспортировки груза, например, такие как, неправильная перевозка детского кресла.

Измерение размеров

Измерение габаритов грузов осуществляется с помощью телескопической линейки или прибором, имеющим линейную шкалу. Каждый измерительный прибор должен быть указан в реестре приборов ГИБДД и должностных лиц (они отвечают за контроль безопасности на дороге). Основного перечня нет, так как письменно он не существует.

Как правильно возить на легковом автомобиле?

В соответствии со ст. 23 ПДД при перевозке груза на легковом автомобиле должны соблюдаться следующие параметры:

  • груз не должен перекрывать водителю обзор и знаки на автомобиле;
  • не должен мешать устойчивости и маневренности транспорта;
  • не должен превышать параметры – не более 5% от веса транспорта, по выступу спереди или сзади автомобиля более одного метра, по выступу с боковой стороны транспорта более 40 сантиметров;
  • иметь при себе разрешение на перевозку или накладную (например, если это покупка стройматериалов).

Требования к параметрам перевозимых вещей

В соответствии со статьей 23 ПДД для габаритов груза используют следующие требования:

  • по длине – выступ за габариты авто сзади или спереди не более 2-х метров;
  • по ширине – не более 40 см. сбоку от крайних габаритных огней или крайне точки (в зависимости от конструкции авто);
  • по высоте – не должен превышать четырех метров от поверхности дорожного полотна.

Наказание за нарушения

За неправильную транспортировку — штраф!

За перевозку негабаритного груза на транспортном средстве с несоблюдением правил данной процедуры или с сильным превышением допустимых норм сотрудники ГИБДД имеют право наложить на водителя соответствующую .

Если правила перевозки «негабарита» закреплены в ПДД РФ, то нарушения за проступки относительно перевоза подобных грузов регламентированы Кодексом об Административных Правонарушениях (КоАП). Согласно 12.21 статье кодекса за неправильную перевозку негабаритного груза возможно наложение следующих видов наказаний:

  • для водителя – либо штраф от 1 500 до 2 500 рублей, либо лишение прав на срок от 2 до 4 месяцев;
  • для должностного лица, допустившего подобный вид перевозки с нарушением – штраф от 15 000 до 20 000 рублей;
  • для юридического лица, то есть организации, чей водитель перевозил груз с нарушением закона – до 500 000 рублей.

Стоит отметить, что ответственность не всегда налагается и на должностных и юридических лиц, как правило, наказывают именно водителя. Несмотря на это, по решению судебного органа или в некоторых других ситуациях могут пострадать все субъекты правоотношений, которые так или иначе виновны в неправильной перевозке «негабарита».

Важно понимать, что размер, строгость и прочие нюансы взысканий за подобный проступок зависит от того, насколько серьезно был нарушены правила. «Серьезность» нарушения определяется исходя из наличия таких обстоятельств как:

  1. наличие или отсутствие предупредительных знаков и их соответствие нормам;
  2. правильность размещения груза и его размерность;
  3. скорость движения автомобиля, который перевозил негабаритный груз.

Безусловно, если «негабарит» перевозился без спецзнаков, перекрывал обзор водителю и был потенциально опасен для других участников движения, то мера наказания может быть самой серьезной. Но в том случае, если правила перевозки был соблюдены, однако спецзнак отсутствовал, водитель вполне вправе рассчитывать на относительно несерьезное взыскание от ГИБДД.

В любом случае, при перевозке негабаритных грузов на том или ином виде транспорта нужно соблюдать ПДД

Важно учитывать, что некоторые нарушения в процессе перевоза такого багажа могут быть опасны не только для водителя, его перевозившего, но и для остальных участников движения. Стоят ли здоровье или даже жизнь людей перевозки крупных грузов? Однозначно, нет

В целом, правила перевозки «негабарита» вполне доступно и четко сформулированы в ПДД РФ, а наказания за их нарушение – в КоАП. Наиболее точно ознакомиться с ними можно, если досконально изучить 23-главу ПДД и 12.21 статью кодекса, основная же информация из данных законодательных актов была представлена в сегодняшней статье. Надеемся, материал был для вас полезен и дал ответы на интересующие вас вопросы. Удачи на дорогах!

Какие штрафы грозят за несоблюдение правил перевозки негабаритных грузов? Ищите ответы в видео:

Правилами автомобильного перемещения на дрогах Российской Федерации запрещается провозить грузы, которые не соответствуют нормам и стандартам по различным параметрам.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему
— обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ
.

Это быстро и БЕСПЛАТНО
!

Например, малогабаритный или средний грузы имеют свои предельные допустимые длины, ширины, высоту и массу. Тогда как крупногабаритный груз – свои пределы разрешенных размеров.

Штрафы выписываются тем автомобилистам, которые не придерживаются Правил, не соблюдают нормы провозочных масс, размеров, иное.

Регулирующие документы

Как вы сможете увидеть, лишь малая доля аспектов транспортировки негабаритов освещена Правилами дорожного движения. Базовое регулирование перевозок негабаритных грузов по дорогам РФ осуществляется Федеральным законом №257-ФЗ. В главе 5 статьи 31 вы можете найти следующие пункты:

  • перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов требует специального разрешения;
  • порядок получения спецразрешения устанавливается правительством РФ;
  • перед транспортировкой обязательно согласование маршрута с владельцем дорог;
  • при нанесении ущерба сумма компенсации рассчитывается владельцем дороги.

На основании прав, указанных в упомянутом выше нормативном акте, были составлены «Правила перевозки грузов автомобильным транспортом». В этом документе вы можете найти предписания, касающиеся порядка организации транспортировки, обеспечения сохранности транспортных средств и контейнеров, если в этом есть необходимость, условия перевозки и предоставления ТС для транспортировки.

Сопутствующие приказы и постановления

Чтобы гарантированно уберечь себя от проблем при оформлении заявления на получение спецразрешения и непосредственно при перевозке негабаритных грузов, рекомендуем ознакомиться со следующими приказами:

  • №107: представляет собой регламент для госорганов по оформлению разрешений;
  • №258: регламентирует правила выдачи разрешений;
  • №7: устанавливает правила, обеспечивающие безопасность при перевозке негабаритов.

Постановления:

  • №125: порядок весогабаритного контроля;
  • №934 + №12: порядок возмещения причиненного дороге вреда;
  • №125: правила прохождения весового контроля;
  • №211: устанавливает правила ввода запрета на грузоперевозки.

Штрафы и наказания

Для ознакомления с размером штрафных санкций, полагающихся за нарушения правил перевозки негабаритных грузов, ознакомьтесь со статьей 12.21.1 КОАП РФ. Там же вы узнаете, кто именно должен быть наказан за нарушения. К примеру, за отсутствие спецразрешения водитель может получить штраф в размере 2 тыс. руб., но, что еще хуже, он может лишиться водительского удостоверения на срок до полугода.

Маршрут и погрузка

Важное место отводится процедуре погрузки-разгрузки, которая характеризуется следующими моментами:

  • все кто участвует в организации перевозки (шофер, экспедитор) должны покинуть автомобиль;
  • не обходится без проведения такелажных работ и установки крепления;
  • подъемным оборудованием выступает стреловой кран;
  • нельзя заниматься вручную поправкой груза в момент погрузо-разгрузочных работ, такая инициатива помимо повреждения груза или авто, может нанести вред здоровью человека;
  • не последнее место отводится фиксации груза, особенно это касается автопоезда, чтобы облегчить его поворот, применяются специальные крепления.

Железнодорожный транспорт, которым перевозить длинномерные грузы получается удобнее всего, к сожалению, не всегда можно привлечь. В таких ситуациях выручает перевозка автомобилем, имеющая определенные нюансы.

Чтобы перевозить данную категорию грузов, понадобится решить ряд важных вопросов, касающихся организационных и технических моментов. Специфику длинномерных грузов следует учитывать, еще на начальном этапе погрузки. Требующие внимательной транспортировки и грамотного передвижения, с подобными грузами должны работать только обученные лица, владеющие определенными навыками. 

Перевозчикам доставлять длинномерный груз приходится сложнее, чем негабаритный. Ведь их деятельность ограничена не только размерами авто, но ситуацией на дорогах.

Учитывая, что при транспортировке таких грузов, ширина дорог и других вертикальных преград значения не имеют, разработка их маршрута может представляться не сложной.

Но транспорт, заполненный например бревнами, представляет опасность для других участников движения. Поэтому при его составлении нужно избегать включения дорог с высокой интенсивностью движения. Чтобы исключить вероятность аварии, маршрут должен быть максимально упрощенным.

Сопровождение машинами ГИБДД

Для назначения в качестве сопровождения негабаритных грузов машин ГИБДД грузовое транспортное средство должно иметь следующие характеристики:

  • ширина автотранспорта составляет от 4 метров и более;
  • общая длина автопоезда превышает значение в 30 метров.

С целью обеспечения надлежащей безопасности движения, сопровождение негабаритных грузов на машинах с такими параметрами осуществляется с использованием спецтранспорт ГИБДД. Такие повышенные меры безопасности обусловлены тем, что при указанных параметрах грузового транспорта он может выходить за пределы своей полосы движения, и частично занимать встречную полосу. В связи с этим сотрудники автоинспекции обязаны организовать надлежащее сопровождение перевозимых негабаритных грузов с соблюдением всех дорожных норм и правил.

Сотрудники ГАИ должны провести грузовую машину от отправной точки к пункту назначения, если это предусмотрено одобренной схемой движения. Представители Госавтоинспекции по мере продвижения негабаритного груза должны решать задачи по изменению и частичному перекрытию движения на автодорогах, что позволит беспрепятственно пройти грузовому транспорту. В обязанности сотрудников ГИБДД, которые передвигаются на служебном автомобиле, входит обеспечение безопасности:

  • перевозимого крупногабаритного (негабаритного) груза;
  • водителя;
  • пассажиров грузового транспорта;
  • остальных участников дорожного движения.

Сотрудники автоинспекции определяют особые обстоятельства, при которых сопровождение грузового автотранспорта с негабаритным грузом становится обязательным. На это влияет целый ряд факторов. А именно:

  • климатические условия;
  • интенсивный поток автотранспорта по маршруту следования фуры;
  • низкое качество дорожного покрытия;
  • узкие проезды;
  • тоннели;
  • мосты;
  • железнодорожные переезды;
  • линии электропередач и пр.

Все подобные препятствия и обстоятельства становятся причиной необходимости в назначении машины сопровождения в виде служебного автомобильного транспорта ГИБДД. При организации процесса сопровождения для грузового транспорта с негабаритом машины ГИБДД обязаны придерживаться некоторых строгих правил.

  1. Маячки. При движении по автодорогам машины сопровождения обязаны включать поблёскивающие маячки, которые имеют оранжевый и жёлтый цвет.
  2. Расстояние. От сопровождающей машины до грузового транспортного средства расстояние должно составлять 10-20 метров с обязательным выступом в левую сторону. Это позволит улучшить видимость машины прикрытия для других участников дорожного движения, которые двигаются по встречной полосе.
  3. Скорость. Максимальная скорость движения состава из автопоезда и машин сопровождения составляет не более 60 километров в час на дорогах и трассах, а также не более 15 километров в час при движении по мосту.

Схема, по которой будет осуществляться сопровождение с использованием машин автоинспекции, обязательно предварительно согласовывается и утверждается сотрудниками отделения ГИБДД, куда должен обратиться грузоперевозчик или грузоотправитель. Для каждого случая предусмотрено составление индивидуальной схемы движения, поскольку она зависит от ряда факторов.

В некоторых случаях при сопровождении негабарита могут происходить непредвиденные ситуации. В таком случае сотрудники ГИБДД, оказывающие услугу сопровождения негабаритного груза, принимают соответствующие решения, позволяющие частично или полностью поменять тактику проезда и доставки груза к конечной точке. Изменения схемы касаются не только грузового транспортного средства, но и всех остальных участников дорожного движения.

Потому и обычные водители, которые видят на своём пути или на встречной полосе машину сопровождения и фуру с крупногабаритным грузом, обязаны следовать указаниям сотрудников ГИБДД. При необходимости следует изменить траекторию движения, либо же остановиться полностью и припарковаться в безопасном месте. После прохождения фуры они могут продолжить своё движение в обычном режиме.

Тяжеловесы

Водителям, кто перевозит тяжелые предметы, также требуется спецразрешение ГИБДД. Считается суммарный вес: тяжесть машины + вес перевозимого объекта. Ведь они вместе оказывают давление на само дорожное покрытие. Разные страны имеют свои понятия, касающиеся веса.

Это придется учитывать междугородним доставщикам, кто при перевозке вынужден покидать пределы страны.

Тяжеловесными в РФ считаются:

·  двухосные автомобили, чья масса 18+ т.;

·  трехосные машины, масса 25т.;

·  четырехосные, масса 32т.;

·  автопоезда (3 оси) 28+ т.;

·  автопоезда (4 оси) 36+ т.;

·  автопоезда (5 осей) 40+ т.;

·  автопоезда (6+ осей) 44+ т.

Причем, загружать такой транспорт водитель должен соответственно требованиям, касающимся распределение тяжести между имеющимися осями.

Крупные грузовики, осуществляющие доставку различных товаров, должны следовать разрешающим знакам. Лишь часть трасс открыта для них. В городе требования ужесточены, там немногие дороги приспособлены выдерживать повышенный вес.

Какой груз считается негабаритным

Негабаритными считаются те грузы, чьи размеры (вес/объем/физические) превышают установленные в ПДД страны величины как допустимые для осуществления транспортировки.

Различают негабарит для легкового и грузового транспорта.

Согласно нормам ПДД РФ:

· выступает как сзади/спереди больше, чем максимальные 1000 мм;

· выступает сбоку (обоих боков или один) свыше 400 мм (превышает края фар автомобиля).

Габариты

Загруженную машину необходимо снабдить знаком как «Крупногабаритный груз», чтобы другие водители и участники движения видели его.

Дополнительно, если ехать ночью (в сумерках) или условиях, когда видимость снижена, надо установить небольшой светоотражающий элемент спереди. Либо белый фонарь. Кормовую часть машины оснастить светоотражающим элементов/красным источником света.

Гражданин может выбирать любой вариант. Главное, обозначить, что он перевозит и другие водители видели размеры предмета и очертания.

Данные требования касаются стандартных ситуаций, когда надо везти крупные предметы, но обычного назначения. Тогда основная задача хозяина – выделить их и закрепить надежно

Самому ехать осторожно, придерживаясь норм скорости. Возможно, ехать медленнее обычного, если вещи тяжелые.

Прочитать о договоре перевозке и его существенных признаках, а также скачать можно в отдельной статье.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий