Содержание
- 1 Как выставить зажигание на ваз 2109
- 2 Рабочий процесс двигателя через цилиндры
- 3 Как выставить зажигание на ВАЗ 2107 с инжектором?
- 4 Чем угрожает неправильная настройка зажигания
- 5 Бегунок трамблёра ВАЗ 2109
- 6 Как собственноручно отрегулировать зажигание на ВАЗ 2109?
- 7 Особенности подключения высоковольтных проводов на ВАЗ 2114
- 8 Устройство и назначение
- 9 Подготовительные мероприятия и необходимые инструменты
- 10 Порядок работы цилиндров ВАЗ 2109
- 11 Бесконтактно — транзисторную систему зажигания (БТСЗ)
- 12 Искровые свечи зажигания
- 13 Как правильно подсоединить провода
- 14 Катушка зажигания
- 15 Недостатки
- 16 Как правильно выставить зажигание на ВАЗ 2109 карбюратор – детальная инструкция
- 17 Порядок подключения высоковольтных проводов на ВАЗ 2109 (карбюратор, инжектор)
- 18 Детальное устройство и принцип работы трамблера
Как выставить зажигание на ваз 2109
Для того, чтобы понять как выставить зажигание на ВАЗ 2109, надо разобраться как работает система зажигания и на что она влияет. Система зажигания отвечает за то, чтобы создать искру в цилиндре в определенный момент — момент зажигания, его еще называют углом зажигания.
Часто бывает, что владельцы данных автомобилей при плохой работе двигателя хватаются ремонтировать карбюратор, в то время, как проблема может крыться совсем в другом, а именно в настройке системы зажигания.
Последствия неправильно выставленного зажигания
Для того, чтобы более точно диагностировать проблему работы двигателя, рассмотрим симптомы, которые появляются при неправильно выставленном зажигании:
- не ровная работа двигателя на холостом ходу;
- густой черный дым из выхлопной трубы после запуска двигателя и во время движения (свидетельствует о плохом сгорании топливно-воздушной смеси). Плохому сгоранию смеси предшествует слишком раннее зажигание;
- провалы в оборотах при нажатии на педаль газа на ходу;
- заметное снижение мощности и приемистости двигателя.
Способы регулировки зажигания
Правильно выставить зажигание можно двумя способами, как с помощью специального оборудования, так и подручными средствами:
- с помощью стробоскопа;
- с помощью обычной лампочки.
Конечно, используя стробоскоп выполнить настройку угла зажигания будет гораздо проще, стоимость данного оборудования невысока.
В любом случае, вне зависимости от выбранного способа регулировки, необходимо провести подготовительные работы, а именно прогреть автомобиль до рабочей температуры (80-90 градусов) и выставить число оборотов 800 в минуту, с помощью регулятора топлива на корпусе карбюратора.
Как выставить зажигание на ВАЗ 2109 стробоскопом
- Первое, что необходимо сделать, обеспечить видимость маховика. Для этого потребуется снять защитную резинку с картера КПП;
- Вместо высоковольтного провода первого цилиндра на крышке распредвала, подключаем датчик стробоскопа;
- Подключаем стробоскоп к аккумулятору;
- Запустить двигатель.
Далее необходимо открутить крепление трамблера.
Стробоскоп необходимо направлять в окно на маховик, в такт со стробоскопом должна появляться метка на маховике. Ее положение меняем плавно поворачивая трамблер.
Как только метка сравняется с риской, то это означает, что зажигание выставлено правильно.
Как выставить зажигание без стробоскопа лампочкой
Без стробоскопа правильно выставить зажигание можно с помощью лампочки, рассмотрим алгоритм действий:
- отсоединяем от трамблера провод, идущий на катушку зажигания. К нему необходимо подключить провод от лампочки (например, переноски). Другой провод от лампы необходимо соединить с массой автомобиля (кузов);
- аналогично регулировке со стробоскопом, откручиваем крепление трамблера;
- включаем зажигание — лампочка должна загореться. Далее необходимо плавно вращать трамблер, пока лампа не погаснет. После того, как лампа погасла, также плавно поворачиваем трамблер в обратную сторону и как только лампочка снова загорится, можно затягивать крепление трамблера.
Конечно данный способ не позволит настроить зажигание с большой точностью, как со стробоскопом, но все же хорошую и правильную работу двигателя достичь можно.
turboracing.ru
Рабочий процесс двигателя через цилиндры
- В первом происходит движение вверх. Газы расширяются, а смесь из воздуха и топлива сгорает.
- В третьем, для осуществления процедуры сжатия, поршень поднимается.
- В четвертом происходит «впрыск» – поршень движется вниз и одновременно с этим происходит поступление в цилиндр смеси из воздуха и бензина.
- Во втором цилиндре поршень поднимается и занимает верхнее положение, чтобы через клапанную систему вышли газы. После чего отработанные газы выводятся из силового агрегата.
Исходя из принципа работы цилиндров, схема включения их выглядит следующим образом: 1-3-4-2
Важно подключить их правильно, чтобы цилиндры работали именно в таком порядке
Как выставить зажигание на ВАЗ 2107 с инжектором?
Система зажигания «семёрки» с прямым впрыском топлива функционирует под управлением ЭБУ, воспринимающим сигналы со следующих датчиков:
- положения коленчатого вала;
- расхода воздуха;
- положения дроссельной заслонки;
- лямбда-зонда.
Мультиметр для проверки модуля зажигания
По показаниям этих датчиков контроллер сам определяет момент искрообразования, поэтому система не настраивается в привычном понимании. В случае проявления каких-либо неполадок водитель может лишь самостоятельно проверить работоспособность модуля зажигания, к которому подключены провода высокого напряжения от цилиндров. Для этого нужно взять мультиметр (омметр) и выполнить такие действия:
- Отключить от модуля все провода.
- На мультиметре установить предельную величину измерения 20 кОм.
- Замерить сопротивление между следующими парами выводов: 1 и 4, 2 и 3.
- Если результаты замеров выходят за пределы 3,6—4 кОм, то модуль неисправен и подлежит замене.
На семёрке с инжектором стоит модуль зажигания, который можно проверить своими руками
Чем угрожает неправильная настройка зажигания
Если неправильно выставлен угол зажигания, то двигатель может вести (Весть — известие, сообщение
) себя вытекающим образом:
- Слишком ранее зажигание, которое приводит к детонации (режим горения, при котором по веществу распространяется ударная волна, инициирующая химические реакции горения, в свою очередь, поддерживающие движение ударной волны за счёт выделяющегося в ). Это не лишь снизит комфорт от использования вашего автомобиля, но и повредит цилиндр, деформирует поршни и перстни.
- Ранняя детонация и большое количество топлива в двигателе приводят к образованию большенного количества (категория, выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства ) газов в силовом агрегате, имеющих белый цвет. Потому определить его можно по идущему после пуска автомобиля белому дыму из выхлопной трубы.
- Перед ускорением выходит несколько секунд, то есть вы нажимаете на педаль (рычаг, нажимаемый ногой ) газа (или газообразное состояние (от нидерл. gas, восходит к др.-греч ), а автомобиль реагирует на это не разом. В такой ситуации особенно опасно идти на обгон на оживленных линиях.
- Топливо (в широком смысле слова — это вещество, способное выделять энергию в ходе определённых процессов, которую можно использовать для технических целей ) расходуется быстрее, так как двигателю нужно его больше.
- Сбои в труду мотора часто случаются на холостых оборотах.
Бегунок трамблёра ВАЗ 2109
Снятие и установка
При выходе из строя трамблера его можно отремонтировать или заменить на новый. Все зависит от конкретного сбоя.
Порядок снятия и установки следующий:
Для начала нужно обесточить электрическую цепь автомобиля, отключив аккумулятор.
Затем нужно отсоединить провода от распределительного устройства. После этого также отсоедините вакуумную трубку, идущую к корректору.
Затем нужно найти держатель троса, идущий к приводу дроссельной заслонки. Этот кабель необходимо удалить.
Снимите скобу, удерживающую провода, вместе с ними и штифтами. Для этого вам нужно будет открутить гайку. Будьте осторожны. под гайкой есть шайба, ее нельзя потерять.
После этого нужно разметить корпус распределительного устройства и привод вспомогательных элементов. В том случае, если вы не поставите отметку, то после дальнейшего закрепления механизма на месте придется заново устанавливать и регулировать зажигание.
На корпусе распределителя видна розетка, к которой подключается жгут высоковольтного провода. Крепеж нужно сжать, для этого с помощью отвертки снимите провода. Затем снимите резиновую заглушку, которая находится в картере сцепления.
Проверните коленчатый вал руками, пока поршень 1-го цилиндра не достигнет ВМТ. Отметка на маховике в отверстии должна соответствовать средней линии на шкале корпуса.
Затем вы можете отвинтить гайки, которыми крепится коллектор, и снять его.
Что касается дальнейшей установки, то она проводится в обратной последовательности. При установке устройства на место убедитесь, что вал клапана вращается так, чтобы внешний контакт ползуна находился напротив вывода, соответствующего 1 цилиндру двигателя внутреннего сгорания. Сам терминал находится на крышке.
Во время установки объедините риски, как мы сообщали выше. Если у вас возникли трудности с установкой зажигания, воспользуйтесь этой статьей.
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Назначение трамблера ВАЗ 2109
В любой системе зажигания, бесконтактной или контактной, есть две цепи. высокого напряжения и низкого напряжения. Распределитель, распределитель зажигания. это устройство, которое занимается как проводкой высокого напряжения, так и проводкой низкого напряжения. Его основная задача. распределить высокое напряжение между свечами зажигания в нужное время и в определенном порядке.
Распределитель работает следующим образом. в катушке зажигания за счет электромагнитной индукции создается высокое напряжение. Он по высоковольтному проводу подводится к центральному контакту крышки распределителя. Контакт находится в постоянном взаимодействии с ползунком, который распределяет ток по четырем контактам, соответствующим свече зажигания в цилиндре. Ползунок постоянно вращается и поочередно замыкает центральный контакт с контактами свечей зажигания. Ток поступает на свечи зажигания по высоковольтным проводам в порядке, определяемом последовательностью цилиндров. 1-3-4-2. Бегунок приводится в движение приводным валом, который соединен с распределительным валом.
Как собственноручно отрегулировать зажигание на ВАЗ 2109?
Проблемы с зажиганием известны многим владельцам отечественных «девяток». Поэтому сегодня мы расскажем нашим пользователям, как осуществляется регулировка замка зажигания на автомобиле ВАЗ 2109 карбюратор. Все возможные способы проведения этого процесса представлены ниже.
Если у вас инжектор и вы обнаружили признаки раннего зажигания, то учтите, что все инжекторы оснащены электронным модулем. Соответственно, на инжекторе процедура регулировки и настройки нужного момента искры на свечах производится методом программирования блока управления. Чтобы осуществить схему регулировки момента искры электронного модуля на инжекторе, потребуется специальный софт. Поэтому владельцам «девяток» с инжектором для регулировки модуля необходимо обращаться на СТО.
Выставление меток на ВАЗ 2109
Регулировка стробоскопом
Отрегулировать неисправность модуля можно по другой схеме, с помощью стробоскопа — в этом случае процесс настройки осуществляется на холостых оборотах двигателя с карбюратором. Следует отметить, что обороты коленвала в данном случае должны составлять от 820 до 900 об/мин. Многие специалисты считают этот способ самым точным!
Как выставить зажигание на ВАЗ 2109 карбюратор с помощью стробоскопа:
- Как сказано выше, частота оборотов должна составлять не более 900. Если этот параметр на карбюраторе выходит за пределы, необходимо отрегулировать объем топливно-воздушной смеси.
- Затем от штуцера необходимо отключить вакуумный патрубок, после чего глушится мотор транспортного средства. При этом в вакуумном патрубке необходимо убрать просвет.
- Если просвета нет, следующим этапом будет откручивание трех гаек фиксации устройства распределителя-прерывателя.
- Далее, необходимо демонтировать резиновую пробку из картера коробки передач. За ней расположено смотровое отверстие маховика. Также необходимо отсоединить кабель первого цилиндра от крышки распредвала.
- Теперь включается в работе стробоскоп — он подсоединяется вместо отключенного кабеля, а также к АКБ. Когда вы заведете двигатель, устройство станет посылать сигналы в такт работы маховика. Вам необходимо вращать распредвал до того момента, пока метка не совпадет с той, которая находится на маховике. При выставлении метки после подключения стробоскопа ее необходимо зафиксировать. Чтобы проверить метку в соответствии со схемой, произведите диагностику ее положения. Если риски на маховике и коленвале совпадают, то это свидетельствует о том, что настройка зажигания на карбюраторе прошла успешно (автор видео — Дмитрий).
Регулировка зажигания по лампочке
Если стробоскоп не включается или у вас его попросту нет, то неисправность коммутатора или другого элемента, которая привела к необходимости регулировки, может быть решена с помощью лампочки. Кстати, неисправность коммутатора для многих является проблемой. Итак, для выставления момента искры на модуле вам потребуется обычная лампа на 12 вольт. Сама процедура заключается в установке момента модуля путем ослабления фиксатора регулятор момента появления искры.
Процедура осуществляется следующим образом:
- Чтобы правильно выставить момент искры на модуле ДВС с карбюратором, с помощью специального ключа необходимо провернуть коленчатый вал до совпадения рисок. Ели такого ключа у вас нет (необходим именно специальный ключ), то установите четвертую передачу на автомобиле и двигайте его до того момента, пока эти метки не совпадут.
- Вам требуется подсоединить подготовленную лампу к проводу, который связывает трамблер с катушкой. Используя второй провод, необходимо подключить лампу к массе.
- Теперь можно подсоединить центральный кабель к массе транспортного средства, то есть к кузову авто. На корпусе трамблера следует ослабить винты фиксации, после чего активировать зажигание — если проблем нет, то лампа загорится.
- Далее, чтобы правильно выставить искру на модуле, следует вращать корпус вправо до того момента, пока лампа не погаснет. Когда лампа погаснет, начните проворачивать трамблер влево. Остановиться необходимо только тогда, когда лампочка загорится. Постарайтесь больше не двигать устройств, просто затяните винты корпуса. Схема настройки искры на карбюраторе с помощью лампы позволяет решить проблему регулировки своими руками, при этом вам не нужно будет тратиться на прибор. В принципе, справиться с такой задачей сможет любой автомобилист (автор видео — Наиль Порошин).
Особенности подключения высоковольтных проводов на ВАЗ 2114
Высоковольтные провода зажигания ВАЗ 2114 – часть системы зажигания, посредством которой передается электрический импульс с модуля на свечи. Когда ток попадет на свечи происходит воспламенения топливной смеси в цилиндрах сгорания, что дает начало новому такту работы двигателя.
ВВ провода должны быть качественные
Конструкция ВВП, в отличие от обычных проводов, достаточно сложная. Помимо токопроводящей жилки (которая выполняется из меди) и защитной изоляции, они обладают металлическими наконечниками и пластиковыми защитными колпачками.
Металлические наконечники выполняют роль контактов, они входят в посадочные гнезда на свечах и модуле зажигания. От того, насколько качественно сделаны наконечники, непосредственно зависит долговечность ВВП. При покупке обязательно проверяйте прочность их крепления на проводе.
Устройство и назначение
Итак, какое устройство и какие функции выполняет распределитель зажигания, какое его расположение и какой порядок проводов на трамблере ВАЗ 2109? Трамблер ВАЗ 2109 представляет собой одну из составных частей систем зажигания. Его предназначение заключается в регулировке и подаче электрического импульса на коммутатор самой катушки. Также он распределяет искру на свечи зажигания, учитывая при этом определенную последовательность.
В отечественных «девятках» могут использоваться два типа систем зажигания ВАЗ — контактная и бесконтактная. Соответственно, могут использоваться и два типа распределителей. Друг от друга эти устройства могут отличаться только конструкцией, но не функциями. В частности, речь идет о наличии контактов и датчиков. В контактной системе используется непосредственно прерыватель, а в бесконтактном варианте — специальный датчик. Что касается основных технических характеристик, то в целом они идентичны.
Устройство распределителя для «девятки»
Если говорить об устройстве, то на ВАЗ 2109 используется специальный распределительный элемент, оборудованный датчиком Холла. Сам по себе этот узел рассчитан на четыре искры, он также имеет встроенные центробежный и вакуумный контроллеры опережения.
В соответствии со схемой, приведенной ниже, основные составляющие конструкции таковы:
- Уплотнительное кольцо. Благодаря ему обеспечивается герметичность конструкции в целом.
- Муфта устройства.
- Шайбы, предназначенные для регулировки.
- Валик с установленным на нем центробежным устройством.
- Опорная пластина.
- Диск, так называемый экран, предназначенный для защиты конструкции от пыли.
- Бегунок. На практике бегунок трамблера является достаточно надежным элементом, но он также может выходить из строя.
- Непосредственно датчик Холла.
- Стопорная шайба.
- Упорная шайба.
- Сам корпус, внутри которого располагается конструкция.
- Вакуумный корректор.
Схема подключения устройства
Подготовительные мероприятия и необходимые инструменты
Установка зажигания ВАЗ 2109 карбюратор начинается с подготовительных мероприятий. В частности, вам необходимо:
- Прогреть двигатель автомобиля;
- Установить автомобиль на стояночный тормоз и установить под его задние колеса противокатные упоры.
Помните, что игнорировать правила техники безопасности нельзя, ведь автомобиль – транспортное средство повышенной опасности, и несоблюдение правил техники безопасности при его вождении, обслуживании и ремонте может дорого вам стоить.
Важный момент: перед тем как приступить к работе вам следует убедиться в том, что на автомобиле правильно настроена работа карбюратора. Не лишним будет произвести визуальный осмотр всех элементов системы
В случае если речь идет о карбюраторном автомобиле особое внимание стоит уделить осмотру состояния распределителя
Если же у вас автомобиль с инжекторным мотором, стоит проверить на исправность модуль зажигания. Все дело в том, что, как показывает практика, именно данный модуль выходит из строя чаще всего и является причиной неработоспособности всей системы.
Для выполнения работ нам необходимы:
- стробоскоп;
- набор ключей.
Порядок работы цилиндров ВАЗ 2109
Таким образом, рабочий цикл ДВС ВАЗ 2109 представлен следующими последовательными действиями:
1. В 1-ом цилиндре происходит движение вниз, рабочий ход, то есть сгорание рабочей смеси и расширение газов. 2. В 3-ем цилиндре происходит «сжатие», поршень движется вверх. 3. В 4-ом цилиндре осуществляется «впуск», поршень движется вниз, в полость нагнетается рабочая смесь. 4. Во 2-ом цилиндре осуществляется «выпуск», отработанные газы покидают полость, через выпускные клапаны.
Теперь рассмотрим несколько случаев неисправностей в работе двигателя ВАЗ 2109. Для того, чтобы выяснить причину поломки следует воспользоваться следующим алгоритмом действий:
• Запустить мотор и перейти на холостой ход. Прислушаться к звукам выхлопов. Если наблюдаются равномерные, периодические хлопки, то, скорее всего, цилиндр не работает по причине наличия подсоса, неисправности свечи, сниженной компрессии или отсутствия искры. • Осмотреть свечи, не должно быть следов нагара, окисления или влаги. Зазор между электродами должен в среднем составлять 0,8-0,9 мм. • Произвести замену комплекта свечей. • Проверить состояние высоковольтных проводов системы зажигания. Изоляция должна быть целой, а контакты не должны быть окисленными или обгоревшими. В случае повреждения проводов, нужно произвести замену. • Осмотреть ротор и крышку распределителя. Крышка должна быть целой, без трещин и чистой, без следов нагара. Угольный контакт не должен быть изношен или повреждён. Ротор также должен быть целым и не иметь следов прогара. Все неисправные элементы подлежат обязательной замене. • Если после предпринятых действий, перебои в работе цилиндров продолжаются, то следует обратиться в СТО для проведения полноценной диагностики и регулировки работы системы зажигания, которая должна проводиться на стенде. • Нужно заметить, что в норме компрессия должна быть выше 1,1 МПа. Если в одном из цилиндров наблюдается колебания в пределах 0,1 МПа, то необходимо в срочном порядке произвести ремонт самого двигателя.
Таким образом, вполне очевидно, что знание работы двигателя позволят своевременно произвести ремонтные работы и избежать серьёзных поломок.
Бесконтактно — транзисторную систему зажигания (БТСЗ)
Теперь мы вплотную подошли к системе зажигания ВАЗ 2109. На данной модели автомобиля от ВАЗ установлена бесконтактная система зажигания, которая нашла свое применение еще с середины 80 – х годов.
В данной системе прерывательный механизм был заменен более современным бесконтактным датчиком, который мгновенно и точно определяет частоту вращения коленвала двигателя и угол его положения.
В отличии от более ранних систем зажигания, где в основу их работы было заложено механическое воздействие деталей друг с другом, в принципе работы новой системы зажигания заложен электрический импульс, который образовывается с помощью бесконтактного датчика. Но обо всем по порядку.
Искровые свечи зажигания
В системе зажигания ВАЗ-2109 используются свечи зажигания А17ДВР, А17ДВРМ где:
Нельзя недооценивать важность свечей в общей схеме работы системы зажигания автомобиля. ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Лада 4х4 Бронто 2020
АвтоВАЗ идет ВА-БАНК!
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Лада 4х4 Бронто 2020. АвтоВАЗ идет ВА-БАНК!
Не зря многие водители по привычки, которая осталась еще с прошлых времен, возят с собой запасной комплект свечей. Может это и лишнее, так как современные свечи вполне надежны, но любую привычку побороть не так уж просто, даже такую.
Что возить с собой в багажнике читайте тут…
Во время работы свеча зажигания переносит огромные диапазоны нагрузок, которые выражены в большом температурном режиме эксплуатации, механических, электрических и химических воздействиях.
К примеру, в камере сгорания рабочий температурный режим может варьировать от 60 до 2800 градусов, давление до 10 Мпа, напряжение до 30 кВ, не говоря уже про постоянное химическое воздействие на свечу продуктами сгорания.
В процессе эксплуатации свечи на всех ее участках образуется нагар, который приводит к потере тока, так же зазор между контактами в свече зажигания на каждые 1000 км пробега может увеличиваться от 0,012 до 0,016 мм и более.
По свече зажигания можно просто диагностировать состояние двигателя, но как правило, обращаем мы внимание на свечи только тогда, когда в работе двигателя начинаются сбои или, когда пришло время планового ТО. Двигатель в нормальном состоянии если:
Двигатель в нормальном состоянии если:
- Отсутствие мокроты на резьбе;
- Тонкий нагар копоти на темном ободке;
- Все электроды имеют светло-серый, светло-коричневый, белесого или светло-желтого цвета.
Признаки появления проблем с двигателем:
- На резьбе остатки масла или бензина;
- На ободке рыхлый нагар черного цвета с наличием пятен;
- Все электроды темно-коричневые с наличием пятен;
- Свеча мокрая с темным нагаром;
- Темный ободок с внешней части свечи (если свеча стоит не герметично).
Применение в системе зажигания ВАЗ 2109 только свечей зажигания марок А17ДВР, А17ДВРМ не является панацеей, конечно же существуют альтернативные варианты, но правильно подбирать свечи для своего авто нужно уметь правильно, а для этого Вам следует ознакомится с такими понятиями
- Что такое горячие и холодные свечи и на каких двигателях они применяются;
- Что такое калильное число;
- Что такое степень сжатия и ряд других показателей.
Поэтому если Вы не разбираетесь в этих вопросах, то перед тем, как заменить свечи зажигания, рекомендованные заводом изготовителем, на другие обратитесь за рекомендациями к специалистам.
Как правильно подсоединить провода
При замене высоковольтных проводников сначала их подключают к распределителю зажигания. Крышка трамблера удобна тем, что устанавливается всегда в одном положении. На ней стоит специальная метка, благодаря которой разместит деталь на месте не составит труда. Прежде чем подключить провода, осмотрите крышку. Она должна быть целой, так как при появлении трещин работоспособность этого узла не гарантирована.
Метка на крышке трамблера располагается рядом с гнездом провода первого цилиндра. Порядок работы цилиндров слегка нарушен (1-3-4-2) из-за бегунка зажигания. Он движется по кругу (распределителю) против часовой стрелки. Именно по этому принципу движения бегунка, легко запомнить порядок расположения проводов. Подключать на карбюраторных и инжекторных ВАЗ-2109 их нужно по одному принципу. На крышке трамблера подключайте провода по принципу движения бегунка, только так вы сможете выставить зажигание правильно:
- у метки расположено гнездо первого цилиндра;
- в самом низу подключается третий;
- на одной линии с гнездом первого, располагается место для провода к 4-му цилиндру;
- в верхней точке подключается второй цилиндр.
На самом двигателе нумерация цилиндров идет от места расположения ремня ГРМ к стартеру, то есть слева направо. Ближе всего к стартеру располагается четвертый цилиндр, а к ремню ГРМ первый
При подключении важно смотреть из какого гнезда крышки трамблера идет провод, если перепутать их расположение автомобиль не заведется
Если вы подключили провода правильно, но автомобиль все равно не заводится, то проблема может быть в них самих. Проверьте высоковольтные проводники на целостность. Если вы давно их не меняли, стоит купить новый комплект. Особенность этих проводов в том, что с течением времени на их поверхности могут образовываться микротрещины. Они приводят к отсутствию искры при работоспособной системе распределения зажигания. В эти трещины попадает влага и пыль, что портит провод изнутри, хотя снаружи он кажется целым.
Автолюбители рекомендуют приобретать комплекты высоковольтных проводов от зарубежных производителей, так как они служат гораздо дольше стоковых или отечественных. Вместе с проводами желательно заменить свечи, особенно если на их поверхности появились трещины или нагар. Это необходимо, чтобы после ремонта проблем с зажиганием у вас точно не возникало.
Катушка зажигания
На автомобиле ВАЗ 2109 установлена катушка зажигания принцип работы, которой основан на принципе разомкнутой магнитной цепи.
Как и многие катушки зажигания, модель 27.3705 состоит из сердечника, первичной и вторичной обмоток. Корпус катушки заполнен трансформаторным маслом.
Особенность конструкции данной катушки зажигания является наличие специального предохранительного клапана одноразового аварийного действия. Срабатывает данный клапан только в том случае, когда давление масла в корпусе станет выше нормативного.
Если клапан сработал, то сразу меняйте катушку зажигания. Если бы не было такого клапана, то катушку просто бы разорвало с вытекающими из этого последствиями.
Недостатки
Стоит обратить свое внимание и на несколько серьезных недостатков агрегата. К одним из проблемных мест относится масляный фильтр, который часто дает течь
Работа всухую негативно отражается на состоянии агрегата.
Частой неисправностью является неисправная работа датчика распределителя. Нередко выходят из строя топливные насосы. Карбюратор также является слабым местом агрегата. Особенно это касается первых моделей.
Качество топливной смеси для ДВС 21083 должно быть достаточно высоким. Если для первых модификаций машин ВАЗ можно было применять 76 бензин, то в случае с21083 он может быстро выйти из строя.
Как правильно выставить зажигание на ВАЗ 2109 карбюратор – детальная инструкция
Процесс настройки выглядит следующим образом:
1. Заводим двигатель автомобиля и добиваемся, чтобы частота вращения мотора составляла примерно 800 об/м. Для установки холостого хода в таких пределах достаточно с помощью шлицевой отвертки подрегулировать винт, отвечающий за количество топливной смеси в карбюраторе.
2. После установки холостого хода до указанного выше значения глушим двигатель автомобиля.
3. Отсоединяем от вакуум корректора резиновый шланг. Аккуратно перегибаем шланг примерно посередине или заглушаем его винтом подходящего диаметра.
4. Подключаем плюсовой вывод стробоскопа к «+» выводу АКБ;
5. Подключаем минусовой провод стробоскопа к «-» выводу АКБ;
6. Отсоединяем свечной провод из гнезда первого цилиндра как это показано на изображении:
Отсоединяем свечной провод
7. В гнездо устанавливаем датчик стробоскопа и к нему подсоединяем высоковольтный провод;
8. Удаляем заглушку из люка корпуса системы сцепления:
Удаляем заглушку
9. Включаем зажигание и заводим двигатель. Активно изменяющийся световой поток, вырабатываемый стробоскопом, направляем в люк картера сцепления:
Стробоскоп направляем в люк картера сцепления
10. При мигающем свете кажется, что метка, которая располагается на маховике, находится в неподвижном состоянии. В случае, если зажигание установлено верно, то первая метка должна быть между технологической выемкой и предыдущей отметкой на шкале.
Метки
11. Если после описанных операций было обнаружено, что регулировка зажигания ВАЗ 2109 неверна, продолжаем работу.
12. Воспользовавшись рожково-накидным ключом немного ослабляем крепежные гайки распределителя системы зажигания:
Крепежные гайки
13. После ослабления гаек крепления проворачиваем корпус распределителя в правую сторону – если необходимо повысить угол зажигания, и в левую сторону, если угол необходимо уменьшить.
14. Подсоединяем к вакуум корректору резиновую трубку и проверяем правильность установки зажигания. Если нормальный результат не был достигнут, производим повторные регулировки. О том, как осуществляется проверка правильности работы системы, будет описано немного ниже.
Порядок подключения высоковольтных проводов на ВАЗ 2109 (карбюратор, инжектор)
Модуль зажигания на инжекторных ВАЗ 2109 заслужено считается одним из наиболее сложных электрических узлов. Если на инжекторах стоит именно модуль, то на карбюраторах предусмотрена самая простая катушка.
Фактическая, но невероятно важная задача модуля — это генерация тока высокого напряжения, который может достигать 30 тысяч Ватт. Ток следует по высоковольтным проводам на свечи, которые создают искру для воспламенения топливовоздушной смеси.
Классическая катушка зажигания — это один из компонентов модуля, потому система работает по куда более сложному принципу, нежели на карбюраторах.
Детальное устройство и принцип работы трамблера
Начнем рассматривать на ваз 21093, схема трамблера (внизу) с контактной группой:
Схема трамблера ВАЗ с контактной группой
- Прерыватель собран из таких деталей: корпуса (фото вверху), вала, бегунка, контактной пластины с грузиками и пружинами, вакуумного октан-корректора, конденсатора
- Сам вал выполнен из двух частей подвижно связанных между собой
- На верхней либо нижней его части расположены кулачки, тут все зависит от конструкции, количество кулачков соответствует числу цилиндров
- Обе части вала соединяется между собой подвижно, посредством центробежного октан-корректора, который собран из кулачков, а так же пружин разной степени жесткости
- Когда вал вращается кулачки, расходятся под воздействием центробежной силы, при этом растягиваются пружины и проворачивается только верхняя часть по отношению к нижней на определенный угол
- А вакуумный октан-корректор соединяется посредством тяги с контактной пластинкой и вакуумной трубкой связан с впускным коллектором
- Когда происходит открытие дроссельной заслонки, тогда разряжение воздуха во впускном коллекторе растет, что приводит к поворачиванию подвижной контактной пластины относительно кулачков
- Чтобы снизить искрение, и повысит вторичное напряжение, на корпусе трамблера находится конденсатор, который подключен в электрическую схему параллельно контактам
- А на верхней части этого вала надет ротор (народное название «бегунок»), который предназначен для распределения тока высокого напряжения на свечки зажигания, распределение происходит через выводы на крышке трамблера
Чем отличается устройство трамблера на ваз 2109 с датчиком холла:
- Трамблер автомобилей ВАЗ с бесконтактной системой зажигания отличается полным отсутствием в его устройстве контактов, их роль играет электронный коммутатор
- Здесь вместо контактов в трамблере установлен датчик, работа которого основана на эффекте, открытом Холлом, исследовавшим поведение полупроводников в электромагнитном поле
Датчик Холла
- На подвижную пластину трамблера установлен датчик, имеющий специальную прорезь
- В этой прорези расположены с одной стороны постоянный магнит, с другой стороны полупроводник
- На вал трамблера установлена металлическая шторка, имеющая с прорези прямоугольной формы, которая в процессе вращения проходит сквозь прорезь датчика, она перекрывает магнитный поток, идущий к полупроводнику от магнита
- Датчик в это время перестает пропускать ток, проходящий через него на коммутатор
- Вращаясь далее, шторка проходит вырезом мимо датчика и тогда полупроводник попадает в поле действия постоянного магнита, и тогда пропускает ток, который проходит на вывод коммутатора
- А коммутатор зависимости от этого открывает либо закрывает силовой транзистор, посредством которого соединяется вывод от катушки зажигания с массой
Вот мы и рассмотрели ваз 2109 трамблера устройство, и принцип работы, чтобы разобрать его и отремонтировать понадобится другая статья. Водителям часто приходится сталкиваться с регулировкой угла опережения зажигания, думаю, вам это тоже будет полезно знать.