Удивительная история нивы: эверест, антарктида и цирк с медведями

Будущее Лады «Нива»

Какие же планы на будущее у компании «Автоваз», а именно по поводу автомобиля Лада «Нива»- «Урбан» 4х4? Этот вопрос сегодня безусловно интересует всех поклонников этого отечественного внедорожника (и не только!). 

Конечно же, в первую очередь, что будет с этой моделью автомобиля теперь будет решать сам альянс «Renault-Nissan», который является сегодня главным акционером компании «Автоваз»

Но если брать во внимание то, что по состоянию на 2013 год Тольяттинский автозавод произвел уже более 2.000.000 млн. (!!!) внедорожников этой модели, то говорить о прекращении серийного производства «Нивы» пока еще рано

Хотя уже ходят слухи, что после 2019 года компания «Автоваз» пойдет возможно на обновление этой легендарной «Нивы». Если это даже и так, то скорее всего новое поколение автомобилей внедорожников будет основано и построено на новом поколении автомобиля Renault Duster, который в настоящий момент готовится к запуску в производство. 

Но опять же, не будем забывать, это пока-что только слухи и официальной информации о новой «Ниве» пока нет. 

Лада «Нива» не раз становилась победителем мировых чемпионатов.

 Истинная стихия «Нивы» не город, а полное бездорожье.

Дизайнеры «Автоваза» с 90-х годов работают над новым стилем задних фонарей.

Пятидверная Лада «Нива».

На протяжении 40 лет выпуска автомобиля Лада «Нива» она выпускалась в более чем 30 различных версиях.

Спецверсии машин для различных служб выпускаются и в наши сегодняшние дни.

Версия для полиции.

Еще одна версия авто для полиции.

 В 2013 году с конвейера «Автоваза» сошел 2-х миллионный автомобиль внедорожник.

Современная «Нива» внешне выглядит немного по-другому. Также машина получила себе новое имя — Лада «Нива-Урбан» 4х4.

ВАЗ-2329, «Нива Пикап», LADA 4×4 Pickup

Пикап с пятиместной кабиной построенный на базе модели 2131. Задний свес увеличен на 300 мм. Заднее сиденье складывается и образует ровную грузовую площадку.

Грузоподъемность составляла 650 кг.

Существуют две комплектации:

ВАЗ-2329-01 базовая

ВАЗ-2329-04 базовая, укомплектованная тентом для грузовой площадки.

В качестве опций:

  • пластиковая надстройкой для грузовой площадки;
  • дополнительные ограждения передка;
  • предохранительные накладки на боковины;
  • защита заднего стекла;
  • противотуманные фары;
  • кондиционер;
  • и др.

Так же под заказ, вместо двигателя 21213, устанавливался двигатель 2130 объемом 1,8 л, мощностью 84 л. с.

Можно встретить упоминания, что название модели «Медведь». По одной версии первые автомобили имели собственное имя, по другой версии модель 2329 собственного имени не имела.

Выпускался на ООП АвтоВаз, а затем производство было передано дочерней компании ООО «Моторика».

Минусы

Казалось бы, найден ответ на вопрос о том, что лучше – «Нива» карбюратор или инжектор. Однако недостатков у карбюраторного мотора больше. Среди них:

  • Низкая надежность. Каждый сезон нужно регулировать карбюратор и проводить его обслуживание.
  • Зависимость от температур воздуха. Зимой свечи могло запросто перелить, из-за чего запуск становился невозможным до последующего откручивания и просушки свечей. Также в зимнее время из-за конденсата нередко «залипал» поплавок. А летом часто грелся бензонасос.
  • Больший расход топлива.
  • Меньшая производительность. Чтобы раскрыть потенциал мотора, приходилось его раскручивать до высоких оборотов.

Какой бы простой и ремонтопригодный данная система питания ни была, она требует много внимания к себе. За год эксплуатации придется несколько раз перебирать карбюратор. Современного автолюбителя вряд ли обрадует такой расклад (особенно настройка карбюратора или просушка свечей в 20-градусный мороз).

2003 год

В 2003 году был проведен crash test по двойным стандартам. Сначала разбили chevrolet niva для внутреннего рынка которая заработала всего 1,6 балла, затем взялись за экспортный вариант, который из 16-ти возможных, заработал аж 12,5 балла, то есть 4 звезды из 5 возможных.

Ниву 2121, после подобного теста обозвали капсулой смерти. С 01.08.2011 года, новые Нивы производят с пакетом безопасности, где есть «abs» и фронтальные «аирбеги».

Комфортная скорость на Шеви Нива не более ста десяти километров в час. При такой скорости Нива вполне стабильна и управляема. Быстрее будет шумновато и возрастёт расход топлива.

По шумоизоляции вопросов нет, только после «90» слышен шум ветра от боковых зеркал. Рулевое управление имеет сильный гидравлический усилитель. Руль в нужный момент тяжелеет, но имеет вялую обратную связь с колесами. Вращается он на полтора оборота в каждую сторону.

На ходу автомобиль ведет себя достойно, но приходится часто переключать передачи и вращать двигатель до трёх с половиной, четырёх тысяч оборотов. Тормозная система оборудована вакуумным усилителем Delphi. Если сравнивать, например, с Kia или Ford, то здесь тормоза лучше: педаль нажимается мягко, с равномерным усилием по всему ходу. Педали располагается на приличном расстоянии друг от друга так, что можно смело управлять автомобиль в сапогах или валенках.

При передвижении по пересеченной местности начинает чувствоваться нехватка мощности двигателя. Трогаться в горку сложно даже на пониженной передаче, мотор начинает реветь и автомобиль медленно ползет вверх, а иногда подгорает сцепление, поэтому на бездорожье надо ездить аккуратно, не подвергая двигатель излишним нагрузкам.

Много претензии к коробке передач. Оперировать рычагом довольно-таки трудно, пока коробка не прогреется в полной мере. Хорошо проявила себя подвеска, которая позволяет без тряски, без дискомфорта проезжать «лежачих полицейских».

Несколько советов

  1. На карбюраторной модели при переключении передач возникает рывок с ударом карданных валов по хвостовику редуктора. Связано это с увеличенным плечом поворотного рычага треугольной формы, связывающей тягу управления дроссельной заслонкой. Обеспечить плавность хода после переключения передачи или сброса педали акселератора в режим холостого хода можно путем перестановки поворотного рычага.

тяга карбюратора нивы

  1. Если установлены карданные валы с крестовинами необходимо обеспечить их смазку специальным нагнетателем через каждые 2000-3000 км.
  2. В случае установленных гидрокомпенсаторов, автоматически регулирующие тепловой зазор клапанов, при техническом обслуживании проверять затяжку гаек крепления их динамометрическим ключом, при этом сила затяжки не должна превышать 22 Н*м.

гидрики нивы почему то фиолетовые

  1. При отсутствии гидрокомпенсаторов и регулировке тепловых зазоров клапанов регулировочными болтами:

— на карбюраторном двигателе выдерживать зазор 0.15 мм;

— на инжекторном двигателе – 0,20 мм.

История

В 1970 году была поставлена цель построить автомобиль с комфортом как и легковые, но так чтобы он умел ездить на легком внедорожье. В итоге было представлено несколько экземпляров, но не один из них не был допущен к серийному производству.

После отдельно изготавливался кузов, который был построен на базе ВАЗ 2106, также разрабатывались все ходовые качества. Далее автомобиль проходил испытания по всему Уралу, и уже в 1975 году в середине лета был подписан приказ о том что ВАЗ 2121 необходимо запустить в серийное производство.

В итоге самая первая модель, выпущенная уже для продажи появилась через 2 года. Завод добился в то время производства в 70 000 штук при этом 80% отправлялись на продажу в зарубежные страны. Также это первый автомобиль, который поступил на продажу в Японию.

Рестайлинг данной модели провели в 1994 году, и то он был не заметным и эти изменения были только в дизайне. Еще один незаметный рестайлинг случился в 2009 году, но там работа была в основном произведена с двигателем.

Данная модель производится также с 5-ю дверями, и она не просто имеет пять дверей, она при этом длиннее. Модель производится и по сей день, так что любой желающий сегодня может себе приобрести Ниву.

Технические характеристики

Мотор Нива имеет высокие технические характеристики, а сам автомобиль обладает повышенной проходимостью, поскольку имеется вариант включения 4×4. За историю производства на ВАЗ 2121 устанавливались разные версии двигателя, от карбюраторной версии до инжектора и даже дизельного варианта.

Итак, рассмотрим основные характеристики модификаций силового агрегата Нива:

ВАЗ 2121

Наименование Показатель
Объем двигателя 1,6 литр (1580 см куб)
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Топливо Бензин
Система впрыска Карбюратор
Мощность 80 лошадиных сил
Расход топлива 12,2 л/100 км
Диаметр цилиндра 79 мм
Клапанный механизм SOHC

ВАЗ 21213

Наименование Показатель
Объем двигателя 1,7 литр (1690 см куб)
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Топливо Бензин
Система впрыска Карбюратор
Мощность 82 лошадиных сил
Расход топлива 11,0 л/100 км
Диаметр цилиндра 82 мм
Клапанный механизм SOHC

ВАЗ 21214

Наименование Показатель
Объем двигателя 1,6 литр (1580 см куб)
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Топливо Бензин
Система впрыска Инжектор
Мощность 83 лошадиных сил
Расход топлива 8,4 л/100 км
Диаметр цилиндра 82 мм
Эконорма ЕВРО-4
Клапанный механизм SOHC

ВАЗ 2131

Наименование Показатель
Объем двигателя 1,8 литр (1779 см куб)
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 16
Топливо Бензин
Система впрыска Инжектор
Мощность 94 лошадиных сил
Расход топлива 9,2 л/100 км
Диаметр цилиндра 82 мм
Эконорма ЕВРО-4
Клапанный механизм SOHC

Двигатель XUD9SD производства Peugeot

Наименование Показатель
Тип мотора Дизель
Объем двигателя 1,9 литр (1905 см куб)
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Топливо Дизельное топливо
Мощность 75 лошадиных сил
Расход топлива 7,1 л/100 км

Силовые агрегаты ВАЗ 2121 комплектовались коробками передач 4-МКПП и 5-МКПП.

Урбанизация селянки

Новые бамперы не сильно ухудшили геометрическую проходимость Лады 4х4.

Новые бамперы не сильно ухудшили геометрическую проходимость Лады 4х4.

В 2014 году стартовало производство Лады 4×4 в комплектации Urban. Появились новые пластиковые бамперы и стильная решетка радиатора. Машина комплектуется электропакетом, кондиционером и электрообогревом сидений. Кроме того, появились удлиненные щетки стеклоочистителя и двухструйные форсунки омывателя ветрового стекла.

Легендарная Нива, потеряв свое настоящее имя, не потеряла лицо, не изменила себе и остается одним из лучших легких внедорожников, как в нашей стране, так и во всем мире.

Lada 4×4: лучшее, что с ней произошло за 42 года

Плюсы и минусы инжектора

Что лучше – «Нива» карбюратор или инжектор? Этот вопрос интересует многих автолюбителей. Вот какие плюсы у инжекторной «Нивы»:

  • Стабильная работа ДВС. Благодаря наличию РХХ владельцы забыли о том, что такое плавающие обороты. У карбюраторных моторов это была настоящая болезнь.
  • Большая производительность. Инжекторная «Нива» резвее отзывается на педаль газа.
  • Меньший расход топлива. В этом мы уже убедились, рассмотрев технические характеристики. Расход с приходом инжектора уменьшился на 20 процентов.
  • Отличный запуск при любой погоде. У инжекторного мотора не заливает свечи, а летом не перегревается бензонасос. Последний является погружным и охлаждается за счет бензина, так как расположен в баке.
  • Надежность. Так как здесь нет карбюратора, не нужно его регулярно настраивать, менять жиклеры и чистить. Максимум, что может сделать владелец инжекторной «Нивы», — это почистить дроссельную заслонку, но эта процедура отнюдь не обязательная. Делать ее рекомендуют только в случае, если машина выбирает повышенные обороты на холостом ходу.

Какие есть недостатки у инжекторной «Нивы»? Их не так много. Поскольку в системе прибавилось электроники, владельцы могут сталкиваться с неисправностью контрольных датчиков. Если машина стала потреблять много топлива, стоит посмотреть датчик массового расхода воздуха. Если мотор не держит нормальные обороты на холостых, виной тому может быть РХХ. А если двигатель отказывается заводиться, возможно, отошел контакт от датчика положения коленчатого вала. Но к счастью, эти проблемы случаются не так часто. А диагностировать их можно простым мультиметром, замерив сопротивление либо напряжение контакта одного из датчиков. Таким образом, поломки в основном касаются лишь электроники. Механическая часть не вызывает вопросов.

ВАЗ-2121Б

1992—1993 гг. Ограниченная серия.

Бронированная модификация. Разработана научно техническим центром концерна АвтоВАЗ совместно с коммерческим банком социального развития Лада-Банк.

Предназначена для перевозки ценных грузов, инкассаторский автомобиль.

Результат испытания стрельбой подтвердили защищенность салона от удара стальной пули автомата калашникова калибра 7,62 мм, а днища от осколков гранаты.

Для противоосколочного бронирования впервые были опробованы вспененные полимеры.

В моторном отсеке оборудована системой пожаротушения.

Этот автомобиль стал началом семейства бронеавтомобилей «БРОНТО Форс».

ВАЗ-2121 начало и модернизации

Первый экспериментальный ВАЗ-Э2121 увидел свет в 1971 году.
Причём его внешний вид был очень далек от того, к чему мы привыкли
за сорок лет. Это был не автомобиль, а скорее шасси с простейшим
оперением, на котором отрабатывалась концепция нового автомобиля —
внедорожник не имел рамы, что в то время считалось неслыханной
конструкторской дерзостью. Изначально машину планировалось
оснастить мощным дизельным двигателем, бортовыми редукторами,
задней торсионной подвеской и даже системой регулирования давления
в шинах, но в дальнейшем решили создать более простой вариант с
большой степенью унификации с уже выпускавшимися АвтоВАЗом
моделями, что экономически было оправданно. Этот прототип позволил
конструкторскому бюро под руководством Петра Прусова значительно
сократить сроки создания автомобиля. Хватит ли двигателя объемом
1,6 литра, достаточно ли надежна коробка, требуется ли машине
блокировка межосевого дифференциала и понижающие передачи? Ответы
на все эти вопросы были получены именно благодаря ВАЗ-Э2121.
Интересно, что испытания автомобиля проводились в строжайшей
секретности, а на вопросы интересующихся заводчане отвечали, что
испытывают новый румынский внедорожник.

фотография ВАЗ-2121 первый прототип «Крокодил»

В облике, близком к серийному, ВАЗ-2121 появился в 1972 году. Над дизайном новой машины работал художник Валерий Семушкин. Автомобиль, по замыслу дизайнера, должен был устроить жителей и города, и села. В нем одинаково комфортно должны были себя чувствовать как колхозник, везущий свою продукцию на городской рынок, так и рабочий, решивший выехать за грибами в лес. А так как по техзаданию автомобиль должен был иметь относительно небольшой багажник, запасное колесо, ради экономии места, расположили в моторном отсеке. Тогда размещать запасное колесо на выносном кронштейне за задней дверью считалось не эстетичным.
    В 1973 году ВАЗ-2Э2121, который выглядел уже почти как известная всем «Нива», был отправлен в испытательный пробег по Средней Азии, после которого обзавелся очистителем фар и задним дворником. На панели приборов появился ахометр, который позволял водителю следить за оборотами при движении на понижающем ряде трансмиссии. В 1974 году автомобиль был выставлен на государственные испытания и в том же году получил свое собственное имя «Нива», которое было запатентовано. Интересно, что на тот момент ГОСТа на испытания такого типа автомобилей не было. Ведь стандартная схема испытаний внедорожников для «Нивы» была слишком сурова, а легковая наоборот… В итоге решили объединить обе программы с учетом универсальности автомобиля.

фотография ВАЗ-2121 прототип

По результатам испытаний автомобиль получил рекомендации к серийному производству и поставке на экспорт. Правда, прежде чем встать на конвейер, машина получила еще некоторые доработки. Так, задние «троечные» фонари заменили на «шестерочные», от «шестерки» взяли и надфарники. Хромированный бампер уступил место алюминиевому. Появилось второе наружное зеркало заднего вида. Первая опытно-промышленная партия автомобилей в количестве 50 штук была отправлена в регионы для подконтрольной эксплуатации. Представители завода постоянно курировали свою новинку, что позволило выявить еще несколько «болячек», которые к апрелю 1977 года были устранены, и «Нива» встала на конвейер.

ВАЗ-2121Ф

Коммерческая версия с кузовом типа фургонет, изготавливалась на базе моделей ВАЗ-2121 и 21213.

Модификация отличалась тем, что задние боковые стекла были заменены на металлические панели, заднее сиденье отсутствовало. За передними сиденьями установлена металлическая панель и трубчатая защита для предотвращения смещения груза во время движения.

Известно, что 2121Ф изготавливалась малыми партиями на ОПП АвтоВаз и поставлялась только на экспорт в страны дальнего зарубежья, где местное законодательство предусматривало налоговые льготы для подобных коммерческих автомобилей.

Кроме того, некоторые зарубежные дилеры самостоятельно изготавливали фургоны. Применимость к ним названия модели 2121Ф сомнительна.

Напимер, чешская компания CS AUTO LADA выпускала фургоны под названием Niva Praktik.

Более того, компания производила модификацию Niva Praktik Special с увеличенным на 365мм задним свесом и усиленной пластиковой вставкой в крышу. Задние амортизаторы и пружины усиленные.

ВАЗ-2121 «Нива»

Легковой автомобиль повышенной проходимости с постоянным полным приводом и несущим трехдверным кузовом типа универсал, разработанный Волжским автомобильным заводом, с заводским индексом ВАЗ-2121 получил имя «Нива». Первый серийный внедорожник покинул конвейер 5 апреля 1977 года. Кроме России автомобиль так же производят в городе Луцк («ЛуАЗ», Украина) и в Усть-Каменогорске («Азия Авто», Казахстан).

История автомобиля началась в 1970 году, точнее летом этого года. Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поставил задачу создать комфортабельный легковой автомобиль повышенной проходимости. Кроме специалистов ВАЗа, эту же задачу получили специалисты АЗЛК и Ижмаша. Специалисты Волжского автозавода перенесли на перспективную модель многие узлы и агрегаты уже освоенных «Жигулей» с элементами дизайна и деталями автомобиля ВАЗ-2106, получился полностью легковой автомобиль не похожий на внедорожник. Салон так же был практически идентичен Жигулям шестой модели.

Первые ходовые модели появились в 1972 году, а в 1974 уже было создано 15 предсерийных образцов, которые были представлены на государственные испытания. Автомобили прошли полный цикл испытаний, а 31 июля 1975 года был подписан приказ о постановке автомобиля на конвейер.

И вот 5 апреля 1977 года с конвейера ВАЗа вышел первый серийный внедорожник ВАЗ-2121. План производства быстро вырос с 25 000 до 70 000 автомобилей в год, а позже около 80% выпущенных автомобилей начали отправлять на экспорт.

ВАЗ-2121 получил несущий трехдверный кузов типа универсал, рассчитанный на 4 человека включая водителя, постоянный полный привод и механическую 4-ступенчатую коробку передач. Раздаточная коробка двухступенчатая. Этот компактный внедорожник практически не имел аналогов во всем мире. В 1988 году ВАЗ-2121 получил золотую медаль на 53-й Международной ярмарке в Познани. Никакой другой отечественный легковой автомобиль не имел такого успеха на международной арене, заявки на него приходили со всего мира.

Для удовлетворения спроса на ВАЗ-2121 за рубежом, были разработаны две специальные экспортные версии ВАЗ-21211 и ВАЗ-21212. Первая модификация предназначалась для стран с дорогим топливом и высокими налогами на объем двигателя, поэтому она оснащалась двигателем объемом 1,3 литра. Вторая модификация ВАЗ-21212 предназначалась для стран с левосторонним движением, поэтому руль у нее располагался справой стороны, эта модификация пользовалась очень хорошим спросом в Англии. За все время производства внедорожник «Нива» экспортировался в более чем 100 стран, а количество экспортируемых экземпляров превысило 500 тысяч.

За годы производства ВАЗ-2121 у него появилось множество модификаций, как с карбюраторным, так и с инжекторным двигателем, были и удлиненные 3-дверные модификации, выпускаемые Тольяттинской , броневики, автомобили-амфибии и т.д.

С чего же началась история легендарного Российского внедорожника?

Прототип Лады «Нива» (ВАЗ-2121).

В 1970 году премьер-министр СССР Косыгин приказал коллективам «ВАЗ»а, «АЗЛК» и «Ижмаш»а разработать на базе легкового автомобиля машину повышенной проходимости, которая бы пользовалась большим спросом у населения по всей советской стране. 

Прототипы «Нивы» в жестких тестах.

В итоге, уже к 1972 году компания «Автоваз» представила свой первый прототип серийного внедорожника, который получил кодовое название Э-2121.

В 1974 году «Автоваз» выпускает первые 15 предсерийных автомобилей. В 1976 году была произведена повторная (вторая) партия этих машин в количестве 50 шт.

Ну а первый серийный автомобиль этого типа сошел с конвейера 5 апреля 1977 года. Модель получила для себя индекс «ВАЗ-2121».

В 1978 году Лада «Нива» впервые дебютирована в Европе. 

Открытие серийного производства автомобиля «Нива» в апреле 1977 года.

Правда, надо здесь заметить, что народным автомобиль он так и не стал. По тем временам стоимость автомобиля ВАЗ-2121 составляла 9.000 — 10.000 тысяч рублей. При средней зарплате по стране в 100 рублей и с учетом огромной очереди, вы  сами друзья понимаете, что этот автомобиль могли позволить себе купить не многие. Но для жителей многих стран этот автомобиль «Нива» приобрел особый смысл. Кстати, напомним нашим читателям,что ВАЗ-2121 был единственным Российским автомобилем, который официально поставлялся в Японию.

Достоинства Нива 4х4

Многие достоинства автомобиля уже перечислены в обзоре. Давайте кратко обобщим их, а также добавим другие неозвученные преимущества Нива 4х4:

  • Цена значительно ниже любых других внедорожников, поэтому Нива однозначно заслуживает звание самого бюджетного автомобиля повышенной проходимости
  • Эталонная проходимость по-прежнему не имеет равных среди автомобилей подобного класса
  • Низкий расход топлива для автомобиля такого класса, 10 литров в смешанном цикле – это чуть выше расхода многих седанов
  • Практичность и отсутствие электроники не позволит не одной детали выйти из строя по причине банального проезда по луже – автомобиль готов к любым условиям эксплуатации
  • Компактные размеры не заставят вас нервно выискивать место для парковки, при этом высота автомобиля создаёт отличный обзор
  • Теперь Нива 4на4 имеет хороший выбор комплектаций, самые дорогие из которых не лишат вас комфорта при управлении

Как работает постоянный полный привод «Нивы»

Некоторая часть владельцев «Нивы», приобретая автомобиль не совсем правильно трактуют понятие постоянного полного привода, считая, что переводом короткой ручки раздаточной коробки можно включить передний мост или отключить его.

ручки переключения раздаточной коробки нивы

Коленчатый вал двигателя через механизм сцепления и коробку передач передает крутящий момент на раздаточную коробку. Само название раздаточной коробки произошло от ее функций, т.е. она «раздает» или распределяет энергию вращения по двум направлениям – к переднему и заднему мостам. Вращение осуществляется посредством карданных валов, которые соединяются с редукторами мостов под небольшим углом благодаря использованию соединения с крестовиной.

карданный вал нивы с крестовинами

В настоящее время разработаны карданные валы с применением ШРУСа (шарнир равных угловых скоростей), обеспечивающих плавность и исключающих вибрацию.

карданный вал со шрусом

Крутящий момент от раздаточной коробки передается равными долями на мосты автомобиля. Условно такое деление можно выразить в процентах – 50% на задний редуктор и 50% на передний. В редукторе переднего и заднего моста, кроме шестерни главной передачи предусмотрен узел дифференциала, который позволяет крутиться колесам с разными угловыми скоростями. Способность дифференциала автоматически регулировать скорость вращения колес позволяет на поворотах или разного давления в шинах избегать заносов, износа протектора шин, подшипников ступиц, вибраций и управляемости автомобиля. Но кроме этого, в раздаточной коробке предусмотрен осевой дифференциал, который регулирует вращение осей переднего и заднего моста.

редуктор лада нива

Таким образом, передача вращения к колесам с регулированием угловых скоростей на автомобиле «Нива» осуществляется дифференциалами, установленных на редукторах переднего и заднего моста, а также осевым дифференциалом раздаточной коробки. Благодаря такой конструкции крутящий момент постоянно передается на все четыре колеса и технология такой передачи называется постоянным полным приводом (в международном обозначении 4WD).

как устроен полный привод нивы

Предусмотренная конструкцией система из трех дифференциалов позволяет принудительно производить блокировку одного из дифференциалов, а именно межосевого, установленного на раздаточной коробке. Блокировка производится короткой рукояткой управления раздаточной коробкой в сторону, противоположной движению автомобиля (иными словами – от консоли панели приборов). О включении блокировки сигнализирует контрольная лампа на приборном щитке желтым цветом).

Необходимость включения блокировки возникает при преодолении сложных участков дорог (скользкая грунтовая поверхность, песчаные или снежные заносы, неровная с наличием ям). При включении короткой рукоятки устраняется пробуксовка одной оси по отношению к другой, что и повышает ее проходимость по бездорожью.

В реальной обстановке это может работать следующим образом. При движении машины по неровной поверхности, одно из колес (например, переднее) может оказаться в «воздухе», т.е. полностью потерять сцепление с дорогой. Если блокировка не включена, то вся энергия вращения (условно 100%) будет передаваться этому колесу, не имеющего сцепления с поверхностью дороги, а равно отсутствием силы трения. Энергию вращения в этом случае не будет получать и задняя ось, и колесо на передней оси, у которого имеется сцепление с дорогой. Автомобиль в этом случае не поедет. Но при включении блокировки межосевого дифференциала энергия вращения распределится поровну на переднюю и заднюю оси. Возникнет условие передачи вращения задних колес, имеющих сцепление с поверхностью дороги. Переднее колесо, взвешенное на воздухе будет так же крутиться, но и также начнут вращаться задние колеса.

Возможен и такой факт, когда и переднее колесо, и заднее взвешены по диагонали. Блокировка межосевого дифференциала в этом случае не окажет воздействия на колеса, находящиеся в зацеплении с поверхностью дороги, так как дифференциалы на осях будут вращать именно те колеса, имеющие наименьшее сопротивление. Автомобиль не поедет до искусственно созданного зацепления на любом взвешенном колесе (создание насыпи под колесо, подкладывание камней и т.д.). Опытные водители, варьируя стояночным тормозом выравнивают работу дифференциала редуктора, заставляя вращаться колесу, имеющему сцепление с дорогой.

ВАЗ-212180 «Фора»

1996—2011 гг.

Удлиненная на 300 мм версия модели 21213. Отличается увеличенными дверными проёмами и приподнятой задней части крыши, которая выполнена из прочного пластика. Задний диван типа 2108, трёхместный.

Производилась фирмой «ПСА БРОНТО».

В стандартной комплектации оснащалась системой пожаротушения в моторном отсеке, как в бронированном автомобиле «Форс».

В качестве опций устанавливались:

  • Гидроусилитель руля
  • Кондиционер
  • Пластиковый «кенгурятник»

Интересно, что из-за того, что на «Фору» устанавливались колеса увеличенного диаметра (Диски производства компании «Слик», а шины Nokian HRC), запасное колесо не помещалось в стандартное место под капотом, поэтому оно установлено на специальном креплении на задней двери.

ВАЗ — 21213 «Тайга»

В 1989 году начались работы по модернизации нивы.

С 1991 года на заводе начали выпускать переходную модель ВАЗ-21219 которая комплектовалась двигателем и шасси от ВАЗ-21213, а кузов с интерьером соответствовал модели 2121.

Производство 21213 началось только в январе 1994 года.

Отличительные особенности новой модели:

  • Новый двигатель;
  • Другая задняя оптика;
  • Новая задняя дверь;
  • Изменился интерьер;

На 21213 устанавливался двигатель объемом 1,7л, 81,8 л.с., крутящий момент 125 Н•м. Карбюратор «Солекс» и бесконтактная система зажигания.

Предполагалось, что у новой модели изменится и передняя часть кузова, в частности габариты и поворотники должны были располагаться по бокам, рядом с фарами,  но в силу определенных причин переделка не состоялась.

Присвоенное машине имя «Тайга» внутри страны не прижилось, в дальнейшем использовалось для обозначения на некоторых рынках за рубежом.

С какого года нивы стали инжекторными

Добрый день! Присматриваю Ниву, бюджет 100-150т.р., соответственно за эти деньги 2000-2006 года обычные 21214 бывают инжекторные, но бывают также в отличном состоянии Нивы 80х годов, естественные карбюратор. Читал что у «советских» и металл толще и много много хорошего якобы :))) а у новых все фольга и т.д. и т.п. Прошу высказаться может кто владел старыми и новыми, так ли сильна разница, правда ли «раньше делали по другому», или наоборот посвежее есть посвежее, все таки вводились постепенно улучшения почти каждый год в разные узлы, наверно же не напрасно? Так ли страшен карбюратор на нивах? в том числе и по расходу?

Третий вариант- копить дальше и брать или 21214М или Шеви Ниву, там уже бюджет от 300 т.р. получается. Для примера, висит у нас в объявлениях Нива 1980г.в. в идеале за 100 т.р. Краснодарский край, поэтому проблема коррозии здесь не так актуальна.

Comments 13

У нас в семье были нивы 87 года, 2000 года и Нивы свежих годов (дедушка меняет каждые 3 года). Нива 87 года — зверь машина. 150 км/ч на 4 ступке, V-1600. Конечно она периодически требовала внимания. И кузов и вся механика. Нива 2000 года тоже очень понравилась (на тот момент ей было 8-9 лет). Ломалась очень редко. Отец в то время брал её на севере (там соль на дороги не сыплют). Просмотрел их множество. Все были намалёваны. Выбрал самую грязную. Стояла у мужика в гараже, использовалась для дачи. Пробег 60 т. км. Ну и о инжекторных нивах. Хорошие аппараты. Более комфортные, НО на вазе задушили нивовские двигатели требованиями ЕВРО. Она стала просто тупой. Не знаю что с этим делать. Может мозги прошивать, может не париться и карбюратор брать. Я бы постарался взять 5-6 год карбюратор.

Примерно 2 года назад мои знакомые взяли по Ниве. Один взял новую с салона, а другой 1-летнюю, но неплохо нафаршированную «умельцами». В «нафаршированной» сделали обесшумку, кожой обтянули салон, сиденья поставили другие, стеклоподъемники электрические воткнули и по-мелочи. Оба товарища довольны Нивами как удавы. Первый эксплуатировал и не вкладывал, кроме расходников и ТО, а второй вообще ничего не вкладывал (только бензин). Конечно, они их не убивали на бездорожье. В основном по городу и до дачи. Без фанатизма. 3-й же знакомый владел старой нивой (88-89 г.в. кажется). Тоже был доволен как удав, но после выезда на охоту загонял на яму и что-то всегда менял. Жаловался, что запчасти дорогие и качество у них не ахти. Несколько раз ездил карбюратор настраивать. Каждый раз был не очень доволен результатом. То расход, то глохла, то еще какая-нибудь ерунда. Вообщем старая машина — это старая, которая требует внимания и постоянного «ухода». Поэтому я за 3-й вариант. Подкопить и взять Шниву или хотя ниву не более 1-2 лет. Они уже с ГУРом идут, все приятнее крутить баранку. Старую можно взять, в чем-то она может будет лучше новой, но времени будет требовать очень много. Даже может не столько вложений финансовых, сколько временных.

ОАО «Луцкий автомобильный завод» в III квартале текущего года прекращает сборку карбюраторных автомобилей ВАЗ-21213 и переходит на выпуск инжекторной модификации.

Недостатки

  • Вибрация на скорости 80-90 км;
  • Ненадежность конструкции натяжителя ГРМ;
  • Модуль зажигания;
  • Шумит бензонасос;
  • Низкий крутящий момент;
  • Длинный ход рычага коробки передач;
  • При порыве цепи ГРМ гнутся клапаны;
  • Вибрация рычага переключения передач;
  • Слабая динамика на трассе из-за недостаточной мощности.

Вывод.

PS. Уважаемые Нивоводы! Жду ваших комментариев, вопросов и отзывов по возникшим проблемам, слабым местам и недостаткам в процессе эксплуатации, обслуживании и ремонте движка ВАЗ 21213.

Двигатели Нивы имеют отличные технические характеристики и зарекомендовали себя как достаточно надежные силовые агрегаты. В то же время, следует понимать, что как и все другие вазовские силовые агрегаты, они не лишены недостатков.

Из минусов этого мотора можно отметить:

  • повышенную шумность;
  • склонность к появлению вибрации;
  • повышенное потребление масла.

А еще интересно: Двигатель 21214 Особенности характеристики и тюнинг Подобные проблемы достаточно часто проявляются после пробега в 100 000 километров. Автовладельцам необходимо пристально следить за состоянием системы охлаждения.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий