Как клеить знак «шипы» на машину в 2020 году?

Вопрос обязательности знака

Россия приучила нас к тому, что ПДД может меняться с завидной регулярностью. Я как-то сам получил штраф, поскольку не учел вступивший в силу новый закон. А вот наши доблестные ДПС оперативно начали штрафовать водителей. Ну да ладно, сейчас не об этом.

Зачем вообще с апреля ввели требования относительно этой картинки на заднем стекле, сказать сложно. Но не спешите удалять наклейку, поскольку за ее отсутствие отныне могут наказать.

Необходимость обязательно использовать знак «Ш» на машине прописана в 8 пункте об основных положениях по допуску ТС к законной эксплуатации. Там говорится, что все автомобили должны иметь на стекле соответствующий треугольный знак.

В КоАП продолжили эту тему, и ввели административную ответственность за несоблюдение новых правил. Согласно действующим нормам, статья 12.5 предусматривает штраф в размере 500 рублей.

Раньше ходило много споров касательно только снимать или нет знак «Ш», стоит ли его клеить зимой и думать, как отклеить летом. Теперь правила для всех однозначные. Эксплуатация вашего ТС будет неправомерной, если на машине отсутствует Ш-знак, информирующий следующие за вами автомобили и иные транспортные средства об использовании шипованной резины. Ну как тут не напомнить о материале, где сравниваются шипы и липучка. Ссылку оставлю здесь.

Если вы едете на машине, которая обута в шипованную резину, но соответствующая наклейка у вас отсутствует, согласно новым правилам, прописанным в ПДД, дорожный инспектор имеет законное право вас оштрафовать.

Более того, помимо штрафа предусмотрена возможность запрета на дальнейшую эксплуатацию. Грубо говоря, пока наклейка не окажется на заднем стекле, продолжить движение вы не сможете. Это уже к вопросу принципиальности инспектора ДПС.

Отсутствие знака Шипы влечет за собой соответствующую ответственность. В лучшем случае вы отделаетесь простым предупреждением, что также прописано в ПДД. Либо с вас возьмут 500 рублей штрафа за несоблюдение правил эксплуатации автомобиля. Если инспектор пойдет до конца, тогда заставит вас остановиться и искать неподалеку магазин, где можно приобрести наклейку. Распечатать на формате А4 в ближайшем копировальном центре также не получится, поскольку знак имеет специальный ГОСТ. Но о нем позже.

Наклейка в летний период

Еще один спорный вопрос касается времени, когда знак нужно лепить или фиксировать на присоске к своей машины. Тут все до безобразия просто. Когда вы переходите на шипованную резину, тогда же клейте наклейку.

Определенные проблемы вызывает период межсезонья, то есть весной и осенью. Новые изменения в ПДД требуют, чтобы водители в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ переходили:

  • на зимнюю резину в период с декабря по март;
  • на летние покрышки в период с июня по август.

А что же делать в остальное время? Запереть машину в гараже и никуда не выезжать от греха подальше? Вовсе нет.

Просто в межсезонье не совсем понятно, движется машина с шипами или без при условии отсутствия или наличия у него наклейки. Наклейки может не быть, а резина с металлическими шипами стоит. Либо шипы уже сняты, а наклейка осталась.

Скажу лишь, что в законодательстве нет никаких пунктов, предписывающих водителям обязательно снимать летом наклейку с буквой Ш. Поскольку нет законодательных норм, то и штрафы отсутствуют. Потому вы можете круглый год не снимать наклейку. Никто вас за это наказывать не будет. Только вот едущие позади вас автомобилисты будут в некотором замешательстве, поскольку не смогут полноценно понять, с такими шинами вы эксплуатируете авто, и насколько тормозной путь у вас поменяется.

Я считаю, что наклейка пойдет только на пользу тем, у кого стоят шипы. Но лучше ее использовать тогда, когда машина эксплуатируется на шипованной резине. Как только переходите на летние покрышки, знак лучше снять. В этом компоненте выигрывают знаки на липучках и присосках, поскольку обычные наклейки очень сложно снимать, плюс они оставляют после себя след от клея. Элемент легко снять, а также очень просто вернуть на место, когда вы уже не на летней резине, а на шипованном комплекте.

Плюсы и минусы шипованной резины

С наступлением холодного сезона автомобилисты меняют резину. Сразу возникает закономерный вопрос: где по правилам ПДД устанавливается знак «Шипы»? Люди думают, приобретать им шипованную резину или выбрать другие типы шин?

Автомобилисты, предпочитающие шипованную резину, считают ее надежной и безопасной. Именно она позволяет быстро преодолевать большие расстояния на обледеневшей дороге.

Достоинства резины с шипами:

  • Дает хорошее сцепление с дорогой на обледеневших участках.
  • Позволяет разгоняться быстрее.
  • Уменьшает тормозной путь на 50 %.

Недостатки резины с шипами:

  • Лучше ее использовать на дороге, покрытой льдом. На других участках сцепление с дорогой намного хуже.
  • Портит асфальтное покрытие.
  • Быстро изнашивается на чистом асфальте.
  • Высокая цена.
  • Снижается безопасность на чистом асфальте.
  • Неприятный шум, скрежет при езде по асфальту.

Специалисты рекомендуют обратить внимание на некоторые особенности шипованной резины, которые связаны с ее основным предназначением. Больше всего она подходит для регионов с холодной зимой и частыми оттепелями

В это время года на дороге образуется гололед. При этом шипы не подходят для городских улиц с сухим и чистым асфальтом.

Кроме того, нужно помнить о том, что шипованная резина увеличивает расход топлива. При очень низких температурах такую резину лучше тоже не использовать, так как она быстрее изнашивается и не выполняет свои функции. В результате водителю приходится приобретать два комплекта зимней резины. Один без шипов для езды по чистому асфальту и при очень низкой температуре. Второй для поездок по обледеневшей дороге. Поэтому зимнюю резину нужно подбирать, в зависимости от погодных условий и состояния дорожного покрытия. Если машина эксплуатируется в городских условиях, рекомендуется отказаться от резины с шипами.

Отношение к ней неоднозначно. В Финляндии, например, в зимнее время водители обязаны ездить только на шипованной резине. Российские водители могут выбирать разные шины на транспортные средства. При необходимости нужно знать, где устанавливается знак «Шипы». Также водитель должен иметь представление, какие штрафные санкции могут налагаться при нарушении данного правила.

Реакция автовладельцев на отмену Ш

Новый указ Правительства РФ вызвал разнообразную реакцию среди автовладельцев. Многие из них абсолютно согласны с отменой знака. Причины этого уже были озвучены:

современные автомобили сконструированы иначе и требуют другого подхода в оценке тормозного пути.

Кроме того, внешний вид автомобиля страдает от бессмысленной наклейки, которая, к тому же, закрывает обзор водителю.

Определенная часть автомобилистов по-прежнему считает его необходимостью. Они объясняют это тем, что шипованные колеса подхватывают мелкие предметы с дорожного полотна. В последствии при движении эти предметы летят в лобовое стекло и корпус другим участникам движения. Поэтому знак «Шипы» — признак того, что дистанцию с данным автомобилем нужно соблюдать максимальную.

Клеить знак Ш на авто или нет на данный момент — личное решение каждого автолюбителя. За его отсутствие в 2019 году на автомобиле после его официальной отмены наказание не предусмотрено.

О законности штрафа за отсутствие знака «Шипы»

Как было до 4-го апреля 2020 года

До 4-го апреля 2020 года штраф за знак «Шипы», выписываемый инспекторами ГИБДД в сумме 500 рублей на основании ст.12.5 ч.1 КоАП РФ был неправомерен. В данном пункте закона буквально указано, за что можно применить размером в 500 рублей. А именно, он применяется, когда имеется факт вождения автомобиля, эксплуатация которого запрещена.

В прилагаемом к Положению подробном Перечне неисправностей и условий, которые запрещают эксплуатацию транспорта, не было такого пункта, как запрет выезда без установленного знака «Шипы». Получается, что закон обязывал водителей устанавливать на машину знак «Ш» при наличии шипованных шин на колёсах, но не запрещал её эксплуатацию без данного знака. Следовательно, ссылка инспекторов на ст.12. ч.1 КоАП и начисление административного взыскания в 500 рублей была необоснованна, и его можно было опротестовать установленным порядком. По сути раньше необходимость наклейки «Ш» носила рекомендательный характер.

Вдобавок можно отметить, что ни в одном законодательном акте конкретно не были указаны требования к порядку и месту установки знака. Существовало только его описание и общее требование, что он должен находиться сзади машины. В магазинах автомобильных аксессуаров продаются готовые знаки-наклейки, которые продавцы рекомендуют наклеивать на верхний или нижний угол заднего стекла с внутренней стороны. Однако следует заметить, что в сложных метеоусловиях эти места как раз то чаще всего залеплены снегом, грязью и находятся вне зоны доступа стеклоочистителя. То есть это не лучшие места для установки знака. К тому же, если заднее стекло тонированное, то знак следует наклеивать с внешней стороны стекла, что значительно сокращает срок его службы.

Место на заднем стекле, где можно установить знак «Шипованная резина»

Как стало с 4-го апреля 2020 года

С 4-го апреля в силу вступили поправки в ПДД, подписанные Д. Медведевым 27-го марта 2020 года. Точнее было подписано два постановления правительства: от 24-го марта 2017-года № 333 «О внесении изменений в постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23-го октября 1993-го года № 1090» и от 23-го марта 2017-го года № 326 «О внесении изменений в Правила сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений».

К слову сказать, этот знак не единственный, который при определённых условиях должен выставляться водителем

Например, существует желтый квадрат с восклицательным знаком посередине, называемый «Внимание, начинающий водитель!», который также должен выставляться сзади машины водителем, имеющим стаж вождения менее 2-х лет. Теперь за отсутствие знака «Начинающий водитель» также налагается штраф 500 рублей

Игнорировать административные штрафы нельзя, ибо судебные приставы всё равно найдут способ, как взыскать с вас в казну положенную сумму. К тому же просрочка уплаты грозит дополнительными штрафными санкциями и более серьёзными последствиями. Остаётся только своевременно уплатить выписанный штраф.

Видео: Может ли инспектор оштрафовать за отсутствие знака «Шипованная резина»?

Каждому водителю нужно помнить, что знак введён для обеспечения безопасности движения в сложных зимних условиях вождения, и экономия на таких мелочах, как покупка и установка знака, чревата более значительными расходами по восстановлению своего и чужого автомобиля. Ведь, если у вас нет знака, то при ДТП наехавший сзади водитель авто, может указать на это прибывшему инспектору и обвинить вас в том, что не обеспечили необходимые условия безопасности. В таких случаях ущерб делится поровну на обе стороны конфликта.

Так зачем же нужен знак «Шипы» на машине и почему его стоит использовать? Согласно постановлению Правительства от 4.04.2017 г, эксплуатацию автомобиля с шипованной резиной без соответствующего знака может запретить на дороге любой автоинспектор. При этом водителю будет выписан штраф в размере 500 р. (на 2020 г).

Кроме того, в том случае, если автомобиль с шипами станет участником ДТП и такого предупреждения на нем не окажется, данный факт будет внесен в протокол и легко может стать причиной признания водителя виновным в происшествии.

Обжалование

Оспорить решение можно по правилам главы 30 КоАП либо в суд, либо в вышестоящую инстанцию. Госпошлина в данной ситуации не оплачивается. Жалоба может быть подана непосредственно в эти органы или через структуру, где служит сотрудник, оформивший протокол. Этот орган власти в течение 3 дней передает ее для рассмотрения.

Время для подачи бумаги ограничен 10 днями. Конечно, можно вместе с ней, в случае пропуска, подать прошение на восстановление срока, но для этого должны быть веские основания. Если орган власти, рассматривающий жалобу, придет к выводу, что причины пропуска времени не могут считаться серьезными, то он выносит определение.

Законом не предусмотрена возможность оспорить такое определение, но по логике осуществления правосудия в РФ, оно также может быть обжаловано, по тем же правилам.

Первое, что делает сотрудник, рассматривавший жалобу, проверяет нет ли оснований в данном деле для его прекращения. Такие причины указаны в ст. 24.5 КоАП:

  • установление отсутствия событий и состава правонарушения;
  • признание, что нарушение возникло в связи с крайней необходимостью;
  • истечение срока исковой давности;
  • когда обнаружено, что в связи с этим же правонарушением есть постановление о привлечении к ответственности или о прекращении дела, а также, когда при наличии оснований уже возбуждено уголовное дело.

Подавать в вышестоящий орган и в суд одновременно, не имеет смысла. Так как при наличии такого факта рассмотрение обращения в структуре ГИБДД прекращается и ожидается решение суда.

Изменения для Инвалидов

Изменения термина «Пешеход»
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Инвалидная коляска с двигателем — не транспортное средство

Аналогичная правка и в правила движения пешеходов — в абзац 4.1.

Изменение пункта 4.1 ПДД
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Всем инвалидам разрешена стоянка в зоне знаков, запрещающих стоянку.

ДО ПОСЛЕ
3.28-3.30 — на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, а также на такси с включенным таксометром;
3.2, 3.3, 3.28-3.30 — на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид».
3.28 — 3.30 — на транспортные средства, управляемые инвалидами, перевозящие инвалидов, в том числе детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид», а также на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и на такси с включенным таксометром;

3.2, 3.3 — на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид»;

Дорожные знаки 3.28 «Стоянка запрещена», 3.29 «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца» и 3.30 «Стоянка запрещена по четным числам месяца» не распространяются на всех инвалидов вне зависимости от группы инвалидности.

Соответствующее изменение в основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации.

Установка знака «Инвалид»
«Инвалид» — в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета — спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов.

Знак могут устанавливать инвалиды любой группы.

Можно ли стать виновным в ДТП, если нет знака «Шипы»?

Что будет, если у Вас нет наклейки «Шипы» при условии, что стоит шипованная резина, а в Вас сзади въедет другой автомобиль? Может ли он ссылаться на Вашу виновность (по меньшей мере, частичную), так как знак отсутствовал?

Практически нет. Но не исключена обоюдная вина. В общем, и последней с вероятностью 99,9% не будет. Причина здесь проста, хотя и налицо нарушения обоих участников ДТП. При установлении виновника рассматривающее дело лицо (должностное — сотрудник ГИБДД или же судья) определяет причинно-следственную связь между нарушениями и случившейся аварии.

Очевидно, что к ДТП привело именно несоблюдение необходимой дистанции того, кто ехал сзади, а не отсутствие знака «Шипы» у впереди едущего. Очевидно это по двум причинам:

  • что бы то ни было, дистанция по ПДД — прецедентное понятие, что означает, что пока не случилось ДТП, она безопасная; а если авария произошла, то дистанция была небезопасна;
  • и главное, ничего бы не изменилось, если бы знак «Шипы» у водителя спереди был.

Впрочем, если потенциальный виновник всё же будет доказывать при обжаловании, что он бы держал бóльшую дистанцию, будь у впереди едущего соответствующий опознавательный знак, то обоюдная вина по логике не исключена. Тем не менее, в судебной практике вплоть до 2021 года такого ещё не было и вряд ли будет в будущем.

«Абсолютно здравая идея»

Вице-председатель Комитета по защите прав автовладельцев Александр Холодов в беседе с RT заявил, что клеить знак «Шипы» на автомобиль не имеет смысла. «Во-первых, буквы Ш нет в иностранном алфавите, то есть это знак чисто российский. Кроме того, до сих пор статистикой не подтверждено, что это как-то снижает аварийность», — полагает Холодов.

По словам эксперта, знак был актуален во времена СССР, когда водители только начинали пользоваться зимней шипованной резиной, которая вдобавок нередко была изготовлена кустарным способом. В тех условиях существующая норма была оправданна.

«Сейчас это никакой смысловой нагрузки не несёт. Кроме того, давайте посмотрим на европейский опыт. В странах, которые демонстрируют гораздо лучшие результаты в плане аварийности (в первую очередь, в европейских), нет знака «Шипы». В Германии вообще запрещена шипованная резина. В странах с каким же холодным климатом, как и у нас, тоже нет ничего подобного», — отметил Холодов.

«Дело в том, что он по ГОСТу должен быть с размерами граней 20 см. Во-первых, такая большая наклейка достаточно сильно закрывала обзор водителям. Во-вторых, это пережиток ещё советских времён, когда автомобили не были оборудованы современными системами торможения. Одной из причин введения такого знака изначально была необходимость информировать сзади идущих водителей, что на этом автомобиле установлены шипы, у него может быть уменьшена дистанция торможения, могут вылетать шипы. Но сейчас, при современных технологиях, этого не требуется», — сказал он.

Также по теме


СМИ: В Госдуме предложили упорядочить систему расстановки камер на дорогах

В Госдуме разработали законопроект, упорядочивающий систему расстановки камер фото- и видеофиксации на дорогах, сообщает…

Клевцов также отметил, что если у водителя отсутствовал знак «Шипы» и он попадал в ДТП, то были прецеденты, когда за невыполнение данного требования его признавали виновным в аварии.

«Это архаичная мера, которая никому не нужна. Хорошо, что в МВД всё же услышали мнение водителей о бесполезности этого знака на автомобилях», — заключил эксперт.

Напомним, что водителей стали привлекать к ответственности за отсутствие знака «Шипы» с 4 апреля 2017 года. Согласно ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, за нарушение предусмотрено либо предупреждение, либо штраф 500 рублей.

Изменения в законодательстве спровоцировали проблемы у автомобилистов по всей стране — соответствующие наклейки в ряде регионов исчезли из продажи очень быстро. Там же, где знак ещё можно было купить, продавцы взвинтили цены на него в несколько раз.

В итоге многие автомобилисты стали изготавливать знаки «Ш» самостоятельно. Это вполне законно, главное, чтобы получившееся изображение соответствовало ГОСТу.

В связи с тем, что новшество вызвало в среде автомобилистов серьёзный резонанс, чтобы водители могли привыкнуть к норме, в ГИБДД весной 2017-го обещали, что полицейские при первой остановке за отсутствие наклейки не будут выписывать штраф и ограничатся предупреждением. В настоящее время, по данным RT, эта рекомендация региональным подразделениям сохраняется.

Знак «Шипы»: нужен ли

Знак «Шипы» означает, что на автомобиле установлены шипованные шины. Если установлены зимние колёса, но не оснащённые шипами, знак не должен выставляться.

Обязанность по установке знака «Шипы» многими автовладельцами была воспринята с юмором

Эксплуатация автомобилей, не соответствующий требованиям Основных положений, не допускается. Об этом прямо указано в самих Основных положениях, в которых приведён перечень неисправностей и условий, препятствующих эксплуатации транспортного средства.

Отсутствие знака не является неисправностью автомобиля, но рассматривается в качестве условия, без соблюдения которого пользоваться автомобилем нельзя. Соответственно, технический осмотр на шипованной резине без треугольника не пройдёшь.

Нарушение требования по установке знака подпадает под РФ, предусматривающую ответственность за управление машиной с нарушением условий эксплуатации. Игнорирование требования об установке знака обойдётся водителю предупреждением или штрафом в размере 500 рублей. Формально при выявлении нарушения автоинспектор должен запретить дальнейшую эксплуатацию транспорта и потребовать установки знака. Возможность задержания транспортного средства (эвакуации) при таких проступках не предусмотрена.

При выявлении нарушения автоинспектор должен потребовать установить знак

Пункт 7.15(1) Приложения введён в действие с 04.04.2017 г. Необходимость нововведения объяснялась двумя причинами:

  • на зимней дороге тормозной путь автомобиля, оснащённого шипованной резиной, значительно меньше, чем у машины с обычными колёсами, в связи с этим двигающийся сзади водитель должен быть информирован о наличии шипов и выбирать дистанцию с учётом разницы торможения, если его автомобиль не оборудован аналогичными покрышками;
  • при низком качестве шипованных колёс металлические шипы при движении могут отлетать, что также необходимо учитывать при движении сзади.

Исходя из таких соображений Правительство посчитало обязательным установление знака. Целесообразность возложения обязанности, тем более закреплённой мерами административной ответственности, несколько сомнительна. Возможно, некоторые автовладельцы до настоящего времени продолжают пользоваться летними шинами круглогодично, но подобные водители «80 lvl» и без всяких предупредительных знаков осознают свою исключительность и понимают, что впереди идущий автомобиль почти наверняка на зимних колёсах. Отрыв шипа — явление довольно редкое. В зимнее время гораздо вероятнее получить скол из-за некачественной песчано-соляной смеси, рассыпаемой по дорогам, чем от отлетевшего шипа.

История знака уходит в начало 90-х годов, когда шипованная резина была редкостью. В те времена в основном круглогодично использовалась обычная резина, и движение на шипованных колёсах по своим характеристикам действительно выделялось из общей картины. Но установка знака носила рекомендательный характер, неисполнение не влекло ответственность. В настоящее время дорожная ситуация изменилась принципиально. Влияние на характер движения в большей степени оказывают конструкции автомобилей и установленные на них тормозные системы, а встретить обычную летнюю резину на зимней дороге почти невозможно. Почему именно сейчас потребовались изменения — непонятно. Тем не менее в зимний сезон 2017–2018 г. правило действовало. Сотрудники ГИБДД следили за соблюдением автовладельцами требований Основных положений, хотя о проведении каких-либо специальных рейдов или проверок информации не было.

Востребованность знака «Шипы» в прошедший зимний сезон могу подтвердить примером из собственного опыта. Парадоксально, но этой зимой у меня похитили заветный треугольник стоимостью 25 рублей, наклеенный на заднее стекло. В результате вынужден был прикрепить вновь приобретённый знак изнутри.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий