Содержание
- 1 Как самостоятельно заменить прокладку ГБЦ на ВАЗ 2107
- 2 Момент затяжки гбц ваз 2107
- 3 Затяжка головки блока цилиндров на дизеле и бензиновом моторе
- 4 Установка распредвала
- 5 Начало проведения работ
- 6 Лада 2107 7up › Бортжурнал › Два метода затяжки ГБЦ. Какой правильный? Давайте разбираться.
- 7 12.1 Приложение: Моменты затяжки резьбовых соединений
- 8 Нюансы в установке цепи ГРМ по заводским меткам на ВАЗ 2106: подводные камни
- 9 Шестерни ГРМ
- 10 Неисправности, когда требуется снятие и установка ГБЦ
- 11 Момент затяжки распредвала ваз 2107 инжектор
- 12 Общие правила выполнения работ, используемые методы
Как самостоятельно заменить прокладку ГБЦ на ВАЗ 2107
Прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ) устанавливается, чтобы улучшить герметизацию между головкой и блоком цилиндров. При затяжке соединений прокладка равномерно спрессовывается, чем обеспечивает полную герметичность. Это одноразовая деталь, которую приходится периодически менять. Замену прокладки ГБЦ на ВАЗ 2107 можно выполнить своими руками в гаражных условиях, руководствуясь пошаговой инструкцией.
Что учесть при выборе нового изделия
Чтобы прокладка выполняла свои функции, она должна быть устойчивой к воздействию повышенных температур и иметь свойство сжиматься. Эти свойства зависят от материала изготовления. Существует несколько вариантов изготовления прокладок: из асбеста, паронита, металла и их комбинаций.
Комбинированные варианты, слои которых сделаны из различных материалов, сочетают в себе несколько свойств. Прокладки из асбеста и металлических сплавов обладают повышенной устойчивостью к воздействию высоких температур, но не усиливают уплотнения между головкой и блоком цилиндров. Изделия из паронита и резины, обеспечивают качественную герметизацию, но предел для высоких температур у них ниже. Выбирая прокладку, предпочтение следует отдавать изделиям комбинированного типа.
Чтобы не ошибиться с выбором уплотнителя, необходимо учитывать характеристики силового агрегата, который установлен на автомобиле. На ВАЗ 2107 может быть установлен один из трех типов двигателей. Они отличаются диаметром цилиндров. У силового агрегата 2103 диаметр 76 мм, у 2105 и 2106 – 79 мм. Если поставить прокладку несоответствующего диаметра, испортятся кромки уплотнителя. Естественно, будет нарушена герметизация.
Момент затяжки гбц ваз 2107
Ни для кого не секрет, что хорошо отремонтированная головка блока цилиндров — это залог устойчивой, бесперебойной работы двигателя при максимальной отдаче мощности и нормальном потреблении топлива, поэтому ремонт головки блока цилиндров ВАЗ следует производить с особым вниманием, так как любая оплошность может привести к порче почти всех частей двигателя и новому дорогостоящему ремонту
Замена прокладки
Итак, для выполнения этой работы, нам понадобится:
Ключ на 10, желательно головка с воротком или трещоткой Головка на 13, 17 и 19 Отвертки плоская и крестовая Удлинители Воротки и трещоточные рукоятки Динамометрический ключ — основной инструмент, который обязателен для выполнения этой работы
Пошаговое руководство с фотографиями по замене прокладки ГБЦ
Сразу скажу, на тех фотографиях, которые представлены в этой статье, показан процесс с полным снятием карбюратора, впускного и выпускного коллектора. Но на самом деле, можно обойтись и без снятия всех этих узлов. Можно полностью демонтировать ГБЦ с установленным на ней карбюратором и коллекторами.
Итак, сначала ознакомьтесь с инструкцией по снятию распредвала на ВАЗ 2107. После этого откручиваем трубки подвода охлаждающей жидкости:
И после этого отводим ее в сторону:
Также, не забываем отсоединить провода от датчика давления масла:
Проверяем,все ли шланги и патрубки отсоединены, чтобы при снятии ГБЦ не повредить ничего. Затем можно откручивать болты крепления головки к блоку цилиндров, сначала срываем их воротком, а потом можно крутить и трещоткой, чтобы дело шло быстрее:
После того, как все болты откручены полностью можно аккуратно приподнимать ГБЦ:
И окончательно снимаем ее с блока, результат чего можно посмотреть на приведенной ниже фотографии:
Внимательно осмотрите поверхность головки с внутренней стороны, чтобы понять, почему прогорела прокладка и между стыком проходил тосол (если такие симптомы были на вашем авто). Если близко к каналам есть следы коррозии, то такое не допускается и желательно заменить такую ГБЦ. Если же следы коррозии не очень глубокие, то можно отшлифовать поверхность головки, чтобы сравнять канавки со всей площадью. Разумеется, что после такой процедуры необходимо будет подбирать прокладку потолще, чтобы сохранить значение степени сжатия.
Если же с ГБЦ все нормально и просто необходимо заменить прокладку, то обязательно хорошенько очистите ее поверхность. Я это делаю специальным спреем для удаления прокладок, который наносится на 10-15 минут и потом счищается щеткой.
После этого тщательно вытираем поверхность насухо, устанавливаем новую прокладку на блок, чтобы она легла ровно по направляющим и можно устанавливать ГБЦ. Далее необходимо затягивать болты в строго определенной последовательности:
Также стоит отметить, что делать это нужно только динамометрическим ключом. Я лично использую трещоточный Ombra. Он подходит для большинства работ с автомобилями отечественного производства, а момент силы варьируется в диапазоне от 10 до 110 Нм.
Что касается момента силы при затягивании болтов ГБЦ на ВАЗ 2101-2107, то он следующий:
первый этап — закручиваем с моментом 33-41 Нм второй (окончательный) от 95 до 118 Нм.
На фото выше представлен не сам процесс сборки, так что прошу особо не обращать внимание на условия ремонта. Просто показано наглядно, как все это делается
В идеале, все должно быть чисто , чтобы никакого мусора не попало в двигатель.
Головку цилиндров снимают с двигателя на автомобиле, если для устранения неисправности не нужно снимать сам двигатель ваз 2105 или если требуется только удалить нагар с поверхностей камеры сгорания и клапанов. Снимать головку цилиндров с двигателя необходимо в следующем порядке:
Затяжка головки блока цилиндров на дизеле и бензиновом моторе
Независимо от того, какой тип двигателя установлен на конкретном автомобиле ( или ), головка блока цилиндров современных авто имеет похожее устройство. Данный элемент ДВС состоит из корпуса, в котором установлен механизм газораспределения (распределительные валы, впускные и выпускные клапаны). Еще одной особенностью ГБЦ является то, что в головке изготовлена часть камеры сгорания. В корпусе головки также выполнены специальные каналы, по которым циркулирует моторное масло и рабочая жидкость системы охлаждения.
Правильное прилегание головки к блоку цилиндров обеспечивает герметичность камеры сгорания, каналов систем охлаждения и смазки, в результате чего силовой агрегат отдает максимум мощности и крутящего момента, обеспечивает лучшую топливную экономичность и другие важнейшие эксплуатационные характеристики. В том случае, если ГБЦ затянута неправильно, в корпусе головки могут появиться трещины. Дело в том, что ГБЦ изготавливается из алюминиевых сплавов, в то время как болты для крепления головки являются стальными.
С учетом того, что двигатели внутреннего сгорания подвержены существенному нагреву во время работы, детали ДВС испытывают температурное расширение. Что касается ГБЦ, алюминиевая головка и стальные болты расширяются по-разному. Получается, если головка затянута неправильно, тогда в ее корпусе возникает неравномерное напряжение. По этой причине крайне необходимо соблюдать момент затяжки болтов головки блока цилиндров, а также последовательность затяжки болтов крепления.
Как нужно затягивать головку блока цилиндров правильно
Начнем с того, что для затяжки ГБЦ необходимо иметь динамометрический ключ. Также следует подготовить подходящие головки-насадки для ключа и иметь немного чистого моторного масла. Перед затяжкой болтов крепления головки в обязательном порядке нужно изучить руководство по ремонту и эксплуатации конкретного ТС. Данная рекомендация особенно важна, так как усилие затяжки болтов на разных моторах отличается. Одни двигатели имеют блок цилиндров, который изготовлен из чугуна, в то время как другие ДВС получают облегченные блоки из сплавов алюминия.
Более того, даже на разных моторах одного производителя с алюминиевой головкой и чугунным блоком степень затяжки головки все равно будет отличаться. Также в мануале будет указан и порядок затяжки болтов крепления. Переходя к самому процессу обтяжки ГБЦ, следует помнить, что каждое действие совершается последовательно. Основная цель состоит в том, чтобы затяжка осуществлялась равномерно. Ниже рассмотрены основные рекомендации.
Во время установки головки и дальнейшей затяжки не имеет значения, ставите ли вы собранную деталь или монтируете один корпус.
На начальном этапе нужно смазать крепежные болты моторным маслом. Для этого понадобится нанести небольшое количество смазки на резьбу болта.
Затем болты вставляются в отверстия, которые выполнены в корпусе головки и блоке цилиндров, после чего затягиваются от руки.
Далее динамометрическим ключом следует протягивать болты в определенной последовательности и с указанным в мануале моментом затяжки. Обычно затяжка осуществляется в несколько подходов
Сначала болты затягиваются с небольшим усилием, после чего дополнительно протягиваются еще один или два раза.
Также помните, особенно важно соблюдать не только усилие, но и порядок затяжки болтов. Например, во время установки ГБЦ на рядный ДВС затяжка болтов крепления производится от центра к краям головки
Такой подход позволяет снизить риск повреждения как самой головки блока, так и прокладки между БЦ и ГБЦ.
Стоит добавить, что после пробега около 1000 км на некоторых автомобилях болты необходимо дополнительно обтянуть. Это зависит от определенных конструктивных особенностей того или иного ДВС. Если же при затяжке использовались так называемые пружинные болты крепления, тогда дотяжка после установки ГБЦ не требуется.
Установка распредвала
Процесс монтажа вала происходит в обратной последовательности с применением тех же инструментов, что и для его снятия. Дополнительно потребуется динамометрический ключ, которым можно контролировать усилие затяжки. Работу проводят следующим образом:
-
Перед монтажом детали в корпус смазываем опорные шейки, опоры и кулачки чистым моторным маслом.
-
Монтируем изделие в корпус и затягиваем крепление упорной пластины.
- Проверяем вращение вала. Он должен легко прокручиваться вокруг своей оси.
-
Монтируем корпус вместе с валом на шпильки в ГБЦ и производим затяжку в определённой последовательности с усилием 18,3–22,6 Нм.
- Окончательную сборку производим после выставления меток.
Установка по меткам
По окончании замены необходимо выставить распредвал и коленвал по меткам. Только после такой процедуры момент зажигания будет правильным, а работа двигателя — стабильной. Из инструментов дополнительно понадобится ключ для вращения коленчатого вала, а сама работа состоит из следующих шагов:
- Ставим на место звёздочку РВ и затягиваем её, но не до конца.
- Натягиваем цепь. Для этого отворачиваем гайку натяжителя, проворачиваем немного коленвал, а после затягиваем гайку обратно.
-
Крутим коленвал ключом до того момента, пока риска на шкиве не установится напротив длиной метки на крышке механизма ГРМ.
-
Метка на звезде РВ должна совпасть с отливом на корпусе. Если этого не произошло, выкручиваем болт, снимаем шестерню и смещаем цепь на один зуб в необходимую сторону.
-
Устанавливаем и зажимаем шестерню болтом, проверяем совпадение меток обоих валов. Болт фиксируем специальной шайбой.
- Регулируем тепловой зазор клапанов.
-
Монтируем крышку клапанов, затягивая её в определённом порядке.
- Устанавливаем оставшиеся элементы на свои места.
При монтаже клапанной крышки на место я всегда обращаю внимание на состояние прокладки, даже если она менялась недавно. На ней не должно быть разрывов, сильного продавливания и других повреждений
Кроме этого, уплотнитель должен быть не «дубовым», а эластичным. Если состояние прокладки оставляет желать лучшего, я всегда заменяю её на новую, тем самым исключая возможное подтекание масла в будущем.
Регулировка клапанов
Клапаны на «классике» рекомендуется регулировать каждые 30 тыс. км. пробега либо после ремонта двигателя. Из инструментов нужно подготовить:
- рожковый ключ на 13 и 17;
- щуп 0,15 мм.
Для регулировки тепловых зазоров клапанов используют специальный щуп
Работа проводится на остывшем двигателе после снятия крышки клапанов и натяжения цепи:
- Совмещаем метки коленвала и распредвала с рисками, что соответствует верхней мёртвой точке четвёртого цилиндра.
-
Проверяем зазор клапанов 6 и 8. Для этого вставляем щуп между кулачком РВ и рокером. Если он заходит без усилия, зазор нужно сделать меньше. Если входит туго, то больше.
-
Для регулировки ослабляем контргайку ключом на 17 мм, а ключом на 13 мм выставляем нужный зазор, после чего зажимаем контргайку.
- Остальные клапаны регулируем таким же образом, но в определённом порядке, для чего проворачиваем коленвал.
Таблица: порядок регулировки клапанов ГБЦ на «классике»
Угол поворота коленвала, o | Угол поворота распредвала, o | Номера цилиндров | Номера регулируемых клапанов |
4 и 3 | 8 и 6 | ||
180 | 90 | 2 и 4 | 4 и 7 |
360 | 180 | 1 и 2 | 1 и 3 |
540 | 270 | 3 и 1 | 5 и 2 |
Видео: регулировка клапанов на ВАЗ 2101–07
Некоторые автолюбители для выставления зазоров клапанов используют узкий щуп из набора. Я бы не рекомендовал пользоваться им для рассматриваемой процедуры, поскольку при перекосе рычага клапана, а рокеры могут перекашиваться даже при нормальных пружинах и хорошем состоянии РВ, узкий щуп не позволит провести точную регулировку. Да и выставлять зазор широким щупом удобнее.
Если специального щупа для регулировки клапанов нет, можно использовать узкий щуп из набора
Замена распредвала на ВАЗ 2106 не требует от владельца высокой квалификации и специальных инструментов. Ремонт можно провести в условиях гаража обычным автомобильным набором ключей и отвёрток. При следовании пошаговым инструкциям процедура займёт около 2–3 часов, после чего механизм газораспределения вашего авто будет работать чётко и слаженно.
Начало проведения работ
Самое первое действие – это демонтаж воздушного фильтра. Конечно, на карбюраторном двигателе его снять несколько проще. Если у вас инжектор, то придется повозиться с его резиновыми креплениями. Но суть остается той же – необходимо разобрать топливную систему полностью, чтобы добраться до ГБЦ. Но мы рассмотрим на примере не инжекторной, а карбюраторной семерки. Все-таки классических автомобилей с такой системой питания намного больше.
Желательно демонтировать карбюратор, так как если снимать головку вместе с ним, можно нечаянно повредить его. На всех автомобилях классической серии карбюратор снимается одинаково. Эта процедура достаточно простая, но потребуется уделить некоторое время. Теперь можно выкрутить гайку крепления трамблера и извлечь распределитель вместе с проводами. Все ближе к мотору, осталось дело за малым – сливаете тосол из системы.
А дальше отключаете все патрубки, которые увидите. После этого можно будет демонтировать крышку ГБЦ. Она крепится при помощи гаек и фигурных шайб. Не потеряйте их при проведении ремонта. Вот и все, подготовка завершена, можно начинать самое сложное – демонтаж и установку головки блока.
Лада 2107 7up › Бортжурнал › Два метода затяжки ГБЦ. Какой правильный? Давайте разбираться.
Пришлось мне как то раз лазить в двигатель и снимать головку по причине прогоревшего клапана. Тогда встал вопрос а как собственно затягивать ГБЦ по науке? В разных мануалах эта операция описывается двумя методами.1. Затягивать в несколько заходов моментом до 10,5-12 кг/м2. Тянуть в несколько заходов до 8 кг а дальше 2 раза повернуть на 90 градусов.Какой метод выбрать? Второй метод якобы выводит болты в режим упругой деформации, растягивая их как пружину, при этом момент уходит за 13 кг/м. Будучи в растянутом состоянии болты компенсируют последующую усадку прокладки и подтяжка болтов больше не требуется. Само собой отсюда вытекает что повторная затяжка старых болтов чревата выходом в зону пластичной деформации и последующем обрывом. То что болты должны быть натянуты в принципе правильно, но как это проверить? Правильно! Моментом! Придя к такому выводу я решил тянуть чисто моментом, заодно посмотреть насколько был бы эффективен второй метод. Взял щелчковый ключ размеченный до 32 кг .Начал с плавной затяжки от 2 кг в несколько проходов добрался до 11 кг и тут началось самое интересное. Каждый болт начал жить своей жизнью. 70% процентов болтов щелкали при проворачивании на один и тот же угол, остальные же для щелка требовали прокручивания более чем на 90 градусов. ГБЦ была перед этим отфрезерована а плоскость блока тщательно очищена шабером. Отсюда выходило что реальное обжатие прокладки началось только после 11 кг и проходило в разных участках с разной интенсивностью. Если бы я воспользовался методом углов то получил бы разброс момента по всей плоскости и изгиб ГБЦ, что неминуемо привело бы к прогару прокладки. Почему прокладка обжимается с различной скоростью по всей площади? Возможно это связано с конструктивными особенностями самой прокладки, возможно имеется искривление плоскости блока цилиндров. В любом случаи затягивать необходимо исключительно ориентируясь на момент на динамометрическом ключе, только так можно гарантировать плотное а главное равномерное прижатие плоскости ГБЦ к блоку. Каким моментом крутить? Я остановился на 13.5 кг, возможно многовато, зато хорошее прижатие гарантировано.
Пробег: 89100 км
Нравится 17 Подписаться
12.1 Приложение: Моменты затяжки резьбовых соединений
Момент затяжки, H*м (кгс*м)
Болты крепления головки блока цилиндров
см. раздел «Двигатель»
Гайка крепления впускной трубы
Гайка крепления натяжного ролика
Гайка крепления корпуса подшипников распределительного вала
Болт крепления шкива распределительного вала
Болт крепления корпуса привода вспомогательных агрегатов
Гайка крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения
Болт крепления крышек коренных подшипников
Болт крепления масляного картера
Болт крепления шестерни уравновешивающего вала
Гайка крепления крышки шатуна
Болт крепления маховика
Болт крепления водяного насоса
Болт крепления шкива коленчатого вала
Болт крепления подводящей трубы водяного насоса
Гайка крепления приемной трубы глушителя
Болты крепления кронштейнов передней и задних подвесок силового агрегата
Гайки болтов крепления опор подвески силового агрегата
Гайки крепления кронштейна левой подвески силового агрегата
Болт крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника
Болт крепления маслоприемника к насосу
Болт крепления масляного насоса
Болт крепления корпуса масляного насоса
Пробка редукционного клапана масляного насоса
Штуцер масляного фильтра
Гайки крепления карбюратора
Момент затяжки, H*м (кгс*м)
Болт крепления картера сцепления к блоку цилиндров двигателя
Болт крепления крышки картера сцепления
Гайка крепления картера сцепления к картеру коробки передач
Болт крепления сцепления к маховику
Момент затяжки, H*м (кгс*м)
Болт крепления шарнира на штоке выбора передач
Болт крепления механизма выбора передач
Гайка крепления хомута тяги привода переключения передач
Гайка заднего конца первичного и вторичного валов
Выключатель света заднего хода
Болт крепления вилки включения передач к штоку
Гайка крепления реактивной тяги к силовому агрегату
Гайка крепления привода спидометра
Гайка крепления обоймы шаровой опоры
Болт крепления оси рычага выбора передач
Гайка крепления задней крышки картера
Крепление рычага выбора передач на штоке
Гайка крепления коробки передач к картеру сцепления
Пробка сливного отверстия
Опора вилки выключения сцепления
Болт крепления направляющей втулки подшипника выключения сцепления
Момент затяжки, H*м (кгс*м)
Гайка крепления верхней опоры к кузову
Гайка крепления шаровой опоры к рычагу подвески
Болт крепления шаровой опоры к поворотному кулаку
Гайка крепления рычага к подрамнику
Гайка крепления растяжки к рычагу
Гайка корпуса телескопической стойки
Гайка крепления растяжки к подрамнику
Гайка крепления стабилизатора к рычагу
Гайка крепления стабилизатора к подрамнику
Гайка крепления штока телескопической стойки к верхней опоре
Гайка крепления стойки к поворотному кулаку
Гайка крепления левого лонжерона подрамника
Болт крепления подрамника к кузову
Момент затяжки, H*м (кгс*м)
Гайка хомута крепления картера рулевого механизма
Гайка крепления кронштейна вала рулевого управления
Болт крепления вала рулевого управления к шестерне
Гайка крепления рулевого колеса
Контргайка наружного наконечника тяги рулевого привода
Болт крепления соединителя к подрамнику
Гайка шарового пальца рулевой тяги
Болт крепления колесного цилиндра к щиту тормоза
Гайка крепления ступицы переднего колеса
Болт крепления направляющей колодок к поворотному кулаку
Болт крепления суппорта к направляющему пальцу
Болт крепления заднего тормоза к оси
Гайка крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю
Гайка крепления вакуумного усилителя к щиту передка
Гайка крепления регулятора давления к кузову
Болт рычага ручного привода колодок
Момент затяжки, H*м (кгс*м)
Гайка крепления нижнего конца амортизатора
Гайка крепления рычага задней подвески
Гайка крепления левого кронштейна рычага подвески
Гайка крепления штока амортизатора
Гайка крепления колеса
Болт крепления оси колеса к рычагу подвески
Момент затяжки, H*м (кгс*м)
Гайка болта крепления генератора к кронштейну
Гайка шпильки крепления генератора к регулировочной планке
1. Приведенные значения моментов можно округлять до десятых долей в пределах допуска.
2. Болты крепления головки блока цилиндров необходимо затягивать в четыре приема:
1 – моментом 20 Н·м (2 кгс·м); 2 – моментом 69,4–85,7 Н·м (7,1–8,7 кгс·м); 3 – довернуть на 90°; 4 – снова довернуть на 90°.
3. Для остальных резьбовых соединений применяйте следующие моменты затяжки, Н·м (кгс·м):
М6 . 6–8 (0,6–0,8); М8 . 14–18 (1,4–1,8); М10 . 28–36 (2,8–3,6); М12 . 50–62 (5,0–6,2).
Нюансы в установке цепи ГРМ по заводским меткам на ВАЗ 2106: подводные камни
Идеального совмещения двух пар пометок добиться сложно. Основная причина – использование компонентов с выдержанными по предельной границе размерами. К слову, регулировка карбюратора ВАЗ 2106 своими руками также никогда не происходит по идеальному сценарию – практически всегда используются дополнительные рекомендации опытных мастеров.
Допустимые сдвиги отметок
Одна из неписанных норм допускает расхождение засверловки звезды и прилива корпуса подшипников распределительного вала в пределах ползуба в ту или иную сторону. Если поконкретнее, то установка цепи ГРМ двигателя ВАЗ 2106 по меткам считается оконченной, когда звездочка распредвала стоит точно, а отметка шкива коленвала уходит чуть вперед. Это гарантия устойчивой тяги во всем скоростном диапазоне.
Если звезда «распреда» стоит по метке, а шкив «колена» не доходит до знака ВМТ – мотор устойчиво функционирует только до скорости 100 км/ч. После преодоления границы наблюдается потеря тяги и повышенный расход топлива.
Крайности
Расхождение между метками постели и звезды распределительного вала в один зуб недопустимо. Обычно это доказательство критического растяжения цепочки. Когда же она новая стоит осмотреть посадочное место под шпонку на коленвале – возможно оно разбито, отсюда – чрезмерный люфт.
Двигатели с существенным пробегом нередко склонны к произвольному изменению расположения пометки звезды РВ в процессе вращения КВ. К этому приводят:
- Подлизанные зубья в зацеплении вала-шестерни привода маслонасоса с приводным валом («грибка» с «поросенком»).
- Люфт в трамблере.
- Эллипсность звездочек ГРМ.
Шестерни ГРМ
Об этом стоит поговорить отдельно. Механизм газораспределения требует очень точной настройки шестеренки. Зачастую достаточно выставить шестерни по меткам распредвала на ВАЗ-2106. Но для более точной регулировки существует специальная разрезная шестерня. Зубцы в ней фиксируются на болтах к основанию. Если болты открутить, то положение шестеренки можно корректировать вплоть до 10 градусов. Можно найти самое оптимальное ее положение.
Смотреть галерею
На более дорогих авто установлены современные двигатели, где данный процесс автоматизирован. Вместо шестерни распредвала (как на ВАЗ-2106) применяют муфты с гидроуправлением. Датчик знает текущий угол вала, а также обороты двигателя. Таким образом корректируются фазы распределения газов под разные режимы работы мотора.
Неисправности, когда требуется снятие и установка ГБЦ
Существует ряд неисправностей, по причине которых ГБЦ ВАЗовской «шестёрки» приходится демонтировать с автомобиля для дальнейшей диагностики или ремонта. Остановимся на них детальнее.
Прогорела прокладка
О том, что прокладка ГБЦ вышла из строя (прогорела или её пробило), свидетельствуют следующие признаки:
- появление подтёков или прорыв газов на стыке между блоком двигателя и головкой. При таком явлении в работе силовой установки появляются посторонние шумы. При разрыве внешней оболочки уплотнителя могут появляться следы смазки или охлаждающей жидкости (ОЖ);
-
образование эмульсии в моторном масле. Происходит такое при попадании охлаждающей жидкости через прокладку в масло либо при образовании трещины в БЦ;
-
появление белого дыма из системы выхлопа. Белый выхлоп возникает при попадании ОЖ в камеру сгорания мотора. В такой ситуации уровень жидкости в расширительном бачке постепенно снижается. Несвоевременный ремонт может привести к гидроудару. Гидроудар — неисправность, которая вызвана резким повышением давления в подпоршневом пространстве;
-
попадание смазки и/или отработавших газов в систему охлаждения двигателя. Выявить попадание смазки в ОЖ можно по наличию масляных пятен на поверхности жидкости в расширительном бачке. Кроме этого, когда нарушается герметичность прокладки, в бачке могут появиться пузыри, свидетельствующие о проникновении в систему охлаждения отработавших газов.
Видео: повреждение прокладки ГБЦ
Повреждение привалочной плоскости ГБЦ
К образованию дефектов привалочной поверхности головки блока могут приводить такие причины:
- продолжительная работа силового агрегата;
- перегрев мотора;
- некачественная охлаждающая жидкость.
Дефекты такого рода устраняются путём обработки плоскости, с предварительным демонтажем головки.
Повреждение привалочной плоскости на примере ГБЦ «Калины»
Трещины в головке блока
Основными причинами, которые приводят к появлению трещин в ГБЦ, являются перегрев мотора, а также неправильная затяжка крепёжных болтов при монтаже. В зависимости от характера повреждений головку можно отремонтировать с помощью аргоновой сварки. При серьёзных дефектах ГБЦ придётся заменить.
Перегрев мотора может привести к появлению трещины на ГБЦ
Износ направляющих втулок
При большом пробеге двигателя или применении некачественного моторного масла, направляющие втулки клапанов изнашиваются, что приводит к нарушению герметичности между седлом и тарелкой клапана. Основным признаком такой неисправности является повышенный расход масла, а также появление сизого дыма из выхлопной трубы. Проблема устраняется путём замены направляющих втулок.
Износ сёдел клапанов
Сёдла клапанов могут изнашиваться по нескольким причинам:
- использование низкокачественного топлива;
- большой пробег двигателя;
- неправильная установка зажигания.
Неисправность решается правкой либо заменой сёдел. Кроме этого, в обязательном порядке проверяется система зажигания.
Дефекты седла приводят к неплотному прилеганию клапана и потере герметичности камеры сгорания
Облом свечи зажигания
Довольно редко, но бывает, что в результате чрезмерной затяжки свечи, деталь обламывается на резьбе в свечном отверстии. Чтобы извлечь остатки свечного элемента ГБЦ, требуется демонтировать и подручными инструментами выкручивать резьбовую часть.
Неисправности ЦПГ
При неполадках цилиндропоршневой группы двигателя, головку блока также приходится снимать. К наиболее распространённым поломкам ЦПГ относятся:
- повышенный износ цилиндров, колец и поршней;
- повреждение поршня;
- залегание колец.
При чрезмерном износе цилиндров двигатель полностью разбирают для замены поршневой группы, а также для расточки внутренней полости цилиндров на станке. Что касается повреждения самих поршней, то они хоть и нечасто, но прогорают. Всё это приводит к необходимости демонтажа ГБЦ и замены неисправных деталей. При залегании колец нормальная работа цилиндра и двигателя в целом становится невозможной.
При залегании колец нормальная работа двигателя нарушается
Момент затяжки распредвала ваз 2107 инжектор
Двигатель
Момент затяжки Н • м (кгс • м)
Болт крепления крышек коренных подшипников
Болт крепления масляного картера
Шпилька крепления крышки сапуна
Гайка крепления крышки сапуна
Болт крепления головки цилиндров:
Болт крепления головки цилиндров
Гайка крепления впускного и выпускного трубопроводов
Гайка болта крышки шатуна
Болт крепления маховика
Болт крепления башмака натяжителя цепи
Гайка крепления корпуса подшипников распределительного вала
Болт крепления звездочки вала привода масляного насоса
Болт крепления звездочки распределительного вала
Гайка регулировочного болта клапана
Втулка регулировочного болта клапана
Болт крепления насоса охлаждающей жидкости
Гайка крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения
Храповик коленчатого вала
Болт кронштейна генератора
Гайка крепления установочной планки генератора
Гайка болта крепления генератора к кронштейну
Гайка крепления установочной планки к генератору
Гайка крепления подушки опоры к кронштейну двигателя
Гайка крепления подушки к поперечине передней подвески
Гайка крепления пластины к подушке’
Гайка крепления поперечины задней подвески двигателя
Гайка крепления задней опоры к коробке передач
Гайка болта крепления задней опоры к поперечине
Датчик включения электровентилятора
Сцепление
Момент затяжки Н • м (кгс • м)
Болт крепления сцепления
Гайка болта педалей сцепления и тормоза
Гайки крепления главных цилиндров сцепления и тормозов
Коробка передач
Момент затяжки Н • м (кгс • м)
Выключатель света заднего хода
Болты крепления картера сцепления к двигателю
Гайка крепления картера сцепления к коробке передач
Гайка крепления картера сцепления к коробке передач
Болт крепления крышки фиксаторов штоков
Гайка крепления задней крышки
Гайка заднего конца вторичного вала
Болт зажимной шайбы подшипника промежуточного вала
Болт крепления вилки к штоку переключения передач
Карданная передача
Момент затяжки Н • м (кгс • м)
Гайка вилки переднего карданного вала
Гайки болтов крепления эластичной муфты
Гайка болта крепления фланца карданного вала к фланцу редуктора
Задний мост
Момент затяжки Н • м (кгс • м)
Болт крепления редуктора
Болт крепления крышки подшипника дифференциала
Болт крепления ведомой шестерни
Гайка крепления подшипника полуоси и щита заднего тормоза
Рулевое управление
Момент затяжки Н • м (кгс • м)
Гайка болта крепления картера рулевого механизма
Гайка болта крепления кронштейна маятникового рычага
Гайка шарового пальца тяг рулевого привода
Болт крепления вала рулевого механизма к валу червяка
Гайка крепления рулевого колеса
Гайка крепления кронштейна вала рулевого механизма и выключателя зажигания
голос
Рейтинг статьи
Общие правила выполнения работ, используемые методы
Есть ряд общих правил, которые необходимо соблюдать при установке головки блока:
Важно строго соблюдать усилие затяжки. Для этих целей используется специальный инструмент – динамометрический ключ
Выполнять эту операцию обычными ключами не рекомендуется;
Болты головки необходимо тянуть плавно, рывки не допускаются. Поскольку усилие затяжки на последних подходах значительно, упростить процедуру и обеспечить плавное равномерное затягивание позволяет наращивание плеча ключа трубой; Перед установкой болтов внимательно нужно осмотреть состояние резьбы на них. Никакой грязи и сторонних частиц на витках быть не должно. Резьбу крепежных элементов перед закручиванием следует смазать моторным маслом. А вот заливать смазку в отверстия под болты не следует (особенно это касается «глухих» отверстий), поскольку в дальнейшем она не даст полноценно затянуть крепежи.
Несмотря на то, что у каждого двигателя имеются свои особенности затяжки головки блока, общая технология этой операции – одинакова. В целом, для затягивания крепежей применяется два метода:
- В несколько подходов доведением усилия затяжки до требуемого значения;
- Затягивание крепежей до определенного усилия (в один или несколько подходов), а затем – двойное доворачивание болтов на определенный угол.
Метод затягивания выбирается исходя из типа болтов.
Первый способ применяется при использовании не растягивающихся болтов (сейчас такие не используются, но их можно встретить на старых авто). Но нередко этот тип крепежей требует дотяжки после определенного периода эксплуатации двигателя, чтобы компенсировать усадку прокладки ГБЦ. Зато такие крепежные элементы допускаются для повторного использования, причем неоднократно.
Второй метод затяжки блока является актуальным для большинства современных авто. И все из-за использования растягивающихся болтов (так называемый тип TTY).
Такие крепежи за счет упругой деформации способны компенсировать тепловые расширения головки и усадку прокладки, но для этого их необходимо вывести в режим деформации (по сути, просто немного растянуть).
Для этого и необходимо двойное доворачивание болтов на определенный угол. На одних авто этот угол составляет 45 град., на других – 90 град.
Но после вывода элементов в режим упругой деформации, они уже будут не способны вернуться в исходное состояние, поэтому и не допускается их повторное использование из-за высокой вероятности разрушения.