Автомобильные манометры

Как проверяется давление в автомобильных шинах?

Давление проверяется до начала движения автомобиля, что называется на «холодной» шине. Для измерения показателя используется шинный манометр, который можно купить в любом магазине автозапчастей и аксессуаров для авто. Приборы бывают механические, стрелочные и электронные. Они различаются по принципу действия и точности показаний. Выбор шинного манометра определяется вашими предпочтениями и финансовыми возможностями. Кроме того, он является неотъемлемой составляющей автомобильного компрессора или насоса для накачки колес. Этот агрегат можно также использовать для проверки давления в покрышках.

Если же вы выявили, что значение в колесах не соответствует рекомендованному, а ни компрессора, ни насоса нет под рукой, необходимо посетить ближайший пункт подкачки шин. Такими постами оборудованы многие АЗС. Услуга предоставляется бесплатно.

Езда на автомобиле, у которого давление в шинах отличается от рекомендованного в меньшую или большую сторону, может привести к неприятным последствиям.

Если оно меньше рекомендованного, то есть колеса транспортного средства недокачаны, то это чревато преждевременным износом резины и увеличением расхода топлива. Это происходит в связи с постоянной деформацией формы шины и, как следствие, увеличением силы сопротивления качению. Кроме того, резина сильнее нагревается. Недокачанные покрышки изнашиваются не равномерно, а по краям протектора. Но самое страшное заключается не в ухудшении эксплуатационных характеристик машины. При низком давлении в колесах снижается управляемость транспортного средства, теряется курсовая устойчивость и появляется риск «разбортирования» колеса во время движения.

При эксплуатации автомобиля с повышенным (излишним) давлением в шинах также ухудшается его управляемость из-за снижения сцепления колеса с дорожным покрытием. Помимо этого, увеличивается нагрузка на элементы подвески, что становится причиной уменьшения ее рабочего ресурса. При излишнем давлении также происходит деформация шины и изнашивается средняя часть протектора.

Как в ситуации с недостаточным, так и в случае с повышенным давлением в шинах, управление транспортным средством не доставляет удовольствия – автомобиль становится жестким. Дальнейшая его эксплуатация сопряжена с множеством проблем, которых можно легко избежать.

Главное не забывайте основное правило:

Регулировка давления в шинах должна осуществляться только до начала движения автомобиля (!). То есть машина должна стоять без движения как минимум 2–3 часа. Это связано с тем, что при езде покрышки нагреваются, и это приводит к росту давления. Все рекомендации автопроизводителя рассчитываются исключительно для «холодных» шин.

Какие бывают манометры для измерения давления в шинах?

Все портативные манометры для измерения давления в шинах можно разделить на механические и электронные (цифровые). Механические в свою очередь представлены стрелочными и реечными манометрами.

Стрелочные манометры

Обычно представляют собой манометры с пружинным механизмом детектирования, где в качестве датчика выступает полая загнутая трубка из металла (пружина). Под воздействием давления пружина расправляется, что, при помощи специальной механической передачи, приводит к изменению углового положение стрелки на шкале прибора.

Такие манометры часто оснащаются клапаном для быстрого сброса давления.

Плюсами таких приборов являются:

  • высокая надежность и простота использования;
  • быстрое снятие показаний;
  • точность измерений;
  • невысокая цена.

Из недостатков следует отметить:

  • узкий диапазон измерений;
  • уменьшение точности при достижении максимальных значений давления;
  • чувствительность к влаге и низким температурам.

Реечные манометры

Самые простые приборы, представляющие собой телескопическую трубку, где внутренний стержень с пружиной играет роль шкалы, выдвигаясь под воздействием давления воздуха.

Преимущества манометра:

  • простота и неприхотливость устройства;
  • низкая цена.

Недостатки:

  • низкая точность измерения;
  • ненадежность (быстро выходят из строя);
  • неудобно снимать показания.

Настоящее время реечные манометры считаются устаревшими и редко используются автомобилистами.

Электронные манометры

Устройства, работающие от элемента питания, снабженные цифровым циферблатом, на который выводятся показания прибора. В настоящее время пользуются большой популярностью среди автомобилистов из-за удобства и простоты использования.

Часто выпускаются в виде брелока для ключей, а также имеют дополнительные функции такие, как измерение глубины протектора шины, термометр, фонарик и т.д.

Такие приборы обладают следующими преимуществами:

  • высокая точность измерения;
  • простота и удобство использования;
  • компактные размеры.

К недостаткам можно отнести:

  • чувствительность к низким температурам;
  • необходим источник питания для работы;
  • высокая цена прибора, по отношению к аналоговым приборам.

Виды манометров, их плюсы и минусы

Теперь познакомимся с видами манометров, которые есть в продаже. Их два основных — аналоговый и цифровой.

Цифровой манометр

Таблица. Виды манометров.

Вид Описание
Аналоговый Также называется стрелочным или механическим. Это недорогой, но, как правило, достаточно точный и надежный прибор, имеющий одну или несколько градуированных шкал, вдоль которых движется стрелка. Он может не только показывать значения давления, но и в некоторых случаях оснащен клапаном спуска и позволяет спускать лишний воздух из шин. Плюсы заключаются в доступности, простоте использования и надежности. Минусы — чувствительность к влаге и сложность получения точных измерений.
Цифровой Также называется электронным. Прибор намного точнее, чем механический, показатели выводит на небольшой дисплей в нужных единицах измерения. Пользоваться им намного проще и удобнее, часто это достаточно функциональный прибор, который может иметь фонарик и другие дополнительные функции. Минусы — высокая стоимость, чувствительность к нагрузкам и необходимость менять батарейки, ведь без них он не будет работать. Также работа такого манометра сильно зависит от температурного режима.

Реечный манометр

Кстати, в зависимости от точности манометры делятся на три класса:

  • I — точность 1-0,5;
  • II — более 0,5;
  • III — точность до 0,05.

Как понять эти цифры? Например, у вас есть манометр, измеряющий показатели в пределах до 10 кг/см², а его класс точности равен 1,5. Значит, допустимой погрешностью для него будет отклонение измерений на 1,5% (0,15 кг/см²).

ТОП-5 аналоговых манометров

№ 5 — Daewoo DWM5

Daewoo DWM5

Очень дешевый карманный манометр, который выбирают как раз из-за его цены и небольших размеров. Прибор относится к аналоговому типу, а значит имеет шкалу со стрелкой. Минимальное измеряемое значение составляет 0,69 бар, а максимальное — 6,21 бар. Устройство может работать при температуре не выше 50 градусов. Стоимость — около 150 рублей.

Прибор компактный и легкий, весит чуть больше 50 г, имеет кнопку сброса показаний, а также оснащен клапаном для стравливания давления. К сожалению, качество сборки у него не самое лучшее, а также очень легко купить бракованный товар.

Плюсы 

  • дешевый
  • простой в использовании
  • есть клапан для стравливания воздуха
  • легкий и компактный
  • точная шкала

Минусы 

  • низкое качество сборки
  • можно легко нарваться на брак

Цены на манометр Daewoo DWM5

Daewoo DWM5

№ 4 — ZiPower PM4276N

ZiPower PM4276N

Этот прибор стоит еще дешевле, чем предыдущий. Цены на него начинаются от 135 рублей. Модель небольшая, длиной 15 см и массой около 390 г, надежная и может быть использована для контроля давления как в шинах авто, так и детской коляски или велосипеда. Ей очень просто пользоваться, прибор эффективно работает в любых температурных условиях. Диапазон измерений варьируется в пределах 0,5-7,5 атмосфер.

Для быстрого сброса давления в шинах прибор имеет специальный клапан. Для снятия показаний предусмотрено две шкалы — psi и кг/см². Кстати, считывать информацию со шкалы просто, хотя она и не отличается большими размерами. Главный минус — невысокая точность прибора (погрешность может составить 0,2 бара).

Плюсы 

  • низкая стоимость
  • небольшие размеры
  • информативная шкала
  • хороший диапазон измерений
  • клапан для сброса давления

Минусы

невысокая точность

Цены на манометр ZiPower PM4276N

ZiPower PM4276N

№ 3 — Airline APR-M-03

Airline APR-M-03

Аналоговый манометр, который стоит дороже, чем перечисленные выше модели, но отличается высокой надежностью и способен измерить показатель давления до 10 бар. Прибор ориентирован на использование в автосервисах.

Стоимость этого устройства составляет 650 рублей. Его можно смело отнести к профессиональным моделям. Отличается высокой точностью измерений в пределах 0-10 бар, простой в использовании, имеет удобную насадку-переходник. Кстати, прибор умеет фиксировать снятые показатели измерений, что делает работу с ним еще проще. Корпус металлический, небольших размеров. 

Плюсы 

  • подойдет для автосервиса
  • точный
  • большой диапазон показателей
  • металлический корпус
  • небольшие размеры
  • достаточно точный

Минусы

не самый дешевый

Цены на манометр Airline APR-M-03

Airline APR-M-03

№ 2 — Metabo RF 60

Metabo RF 60

Мощный аналоговый манометр-пистолет, который используется вместе с насосом для накачивания шин. Это не просто приборчик для измерения давления.

Этот прибор стоит почти 1700 рублей. Он способен зафиксировать показания давления на уровне до 12 атм. Длина шланга — 35 см. Масса прибора составляет 450 г. В комплекте специальные ниппели для накачивания различных предметов, в том числе есть и игла для мячей. 

Если говорить именно о манометре, то с его помощью вполне можно измерить давление в шинах. Он очень точный, удобный и простой в использовании, имеет несколько насадок. Производство — Германия. Подходит для грузовых и легковых авто.

Плюсы 

  • немецкое качество
  • совместим с насосами
  • высокая точность
  • простота использования
  • много насадок
  • клапан стравливания давления

Минусы

не самый дешевый

Цены на манометр Metabo RF 60

Metabo RF 60

№ 1 — Berkut ADG-031

Berkut ADG-031

Классический манометр Беркут тайваньского производства выбирают многие за его надежность, оптимальную стоимость и удобство использования. Стоимость этого приборчика начинается от 1200 рублей. И она не так высока, какой кажется. Все дело в его высоком качестве.

Максимальное значение, которое может зафиксировать этот вариант, равно 2,5 бара. Вместе с манометром производитель отдает и небольшую сумочку-чехол. Прибор хорошо фиксируется на ниппеле колеса, имеет дефлятор для стравливания избыточного воздуха, обладает хорошим качеством сборки. Пользователи сообщают, что недостатков у Беркута нет, за исключением невысокого максимального показателя фиксации давления.

Плюсы 

  • сумка в комплекте
  • удобный
  • клапан стравливания давления
  • высокая точность
  • отличное качество сборки

Минусы

небольшой диапазон измеряемого давления

Какие задачи решает манометр для шин автомобиля?

Данный прибор одновременно решает сразу широкий перечень различных задач:

  • позволяет контролировать давление;
  • дает возможность избежать преждевременного старения, износа резины.

Существует широкий перечень различных видов манометров. Как миниатюрных, так и встроенных в конструкцию полноразмерного компрессора для транспортного средства. Необходимо внимательно ознакомиться с конструкцией перед покупкой.

Например, электронный манометр требует подключения источника питания. При отсутствии такового работа невозможна.

Также в продаже встречается пистолет для подкачки шин. Он подключается в специальному компрессору, снабженному резервуаром. Включение при помощи курка позволяет подавать необходимое количество воздуха.

Причем позволяет осуществлять точный контроль. Шкала манометра располагается непосредственно на рукоятке пистолета.

Какое давление должно быть в шинах?

Давление в шинах авто не неизменная величина. Температура и условия использования воздействуют на нее. Зимой оно будет ниже, чем летом. Так как при высокой скорости передвижения, за счет нагревания шин повышается давление внутри колеса.

При изменении температуры на 10 градусов в обе стороны, давление изменяется на 0.1 бар.

Автомобильные покрышки обеспечивают сцепление машины с дорожным покрытием. При оптимальном давлении в шинах, нагрузка в пятне контакта распределена одинаково, за счет чего достигается оптимальный расход топлива, изнашивание резины равномерный по всей поверхности.

Не оптимальным давление в шинах может считаться когда:

  1. Малое давление в колесах – недокачаны.
  2. Высокое давление – колеса перекачаны.
  3. Различное давление во всех колесах.

Оптимальное давление в шинах зависит от:

  1. Типа автомобиля.
  2. Массы и грузоподъемности.
  3. Диаметра колеса.
  4. Времени эксплуатации.
  5. Качества дорожного покрытия.
  6. Покрышки (зимняя, летняя, всесезонная).
  7. Условий эксплуатации.

Технические параметры манометра

Принцип работы

Принцип работы автомобильного манометра для измерения давления воздуха в шинах довольно простой. При подключении устройства в шине, прибор фиксирует уровень давления и выдает соответствующий показатель на экран или циферблат. Тип считывания информации зависит от вида устройства.

Автомобиль нуждается в накачивании колес в связи с несвоевременной проверкой давления в шинах его владелицей

Виды

На сегодняшний день различают три основных типа манометров для измерения уровня давления воздуха в шинах авто:

  1. Автомобильный шинный механический манометр является одним из основных типов устройств. Основной особенностью такого прибора является простота самой конструкции. Кроме того, такие устройства для измерения уровня давления воздуха в шинах являются легкодоступными, поскольку их можно приобрести в любом автомагазине, также эти приборы достаточно надежны. На основном циферблате вы можете увидеть специальную шкалу, которая позволяет оценить реальный уровень давления в шинах. Одним из основных преимуществ таких устройств является низкая стоимость, точность выводимых показателей, а также довольно высокая скорость измерения давления шин. Но такие приборы также имеют и недостатки, к примеру, они чувствительны к влаге, в некоторых случаях могут возникать проблемы с чтением данных. Кроме того, для замера показаний четырех колес потребуется больше времени, также водителю иногда приходится перепроверять результаты. В зависимости от модели, конструкция устройства может быть дополнена специальным клапаном для спуска воздуха из шин. В том случае, если по каким-то причинам колесо немного перекачано, необходимо нажать на одну кнопку и показания будут выставлены правильно. После добавления воздуха в шины необходимо сделать контрольное измерение.
  2. Реечные шинные манометры для измерения давления воздуха в шинах менее популярны, чем вышеописанные варианты, однако встречаются они также достаточно часто. Если взглянуть на такое устройство со стороны, то оно напоминает обычную ручку, а в основе конструкции лежит специальная пружинка, выполненная в виде цилиндра. Одним из основных преимуществ является надежность, а также простота в использовании, такие приборы в целом недорогие. Что касается недостатков, то конструкция таких манометров для измерения давления воздуха в шинах довольно хрупкая.
  3. Электронные или цифровые устройства для шин авто в последнее время становятся более популярными по сравнению с реечными и механическими. Такие цифровые приборы более удобны в использовании, выдают наиболее точные показатели, а также они зачастую оснащаются другими полезными функциями, которые более актуальны для дорогих моделей. Однако, у цифровых устройств есть один немаловажный недостаток — такие автомобильные приборы нередко выдают неверные результаты при минусовой температуре воздуха. Также следует отметить, что стоимость данного типа манометров достаточно высокая по сравнению с традиционными механическими. Поэтому сегодня их популярность не на пике среди наших автолюбителей.

Общие сведения о манометрах

Манометр — это небольшой прибор, который замеряет плотность воздуха внутри чего-либо, в данном случае — внутри шин автомобиля. Измерения могут производиться в разных единицах — барах, атмосферах, Psi, кг/см². Например, 0,98 бара это как раз 1 кг/см² (100 кПа и примерно 14 psi). Очень удобно, когда у манометра есть сразу несколько шкал. Например, инструкция по эксплуатации авто может рекомендовать измерять давление в psi. И пользоваться лучше всего прибором именно с соответствующей шкалой.

Рекомендуемое давление в шинах автомобиля ВАЗ

Вот для чего вообще нужен манометр — для измерения давления в шинах. Причем использовать для этого можно разные приборы: и самостоятельные, и те, которые имеются у компрессоров и насосов для подкачки колес. Сейчас в продаже можно найти совсем крошечные манометры, которые можно положить в карман или бардачок, и прибор будет всегда под рукой.

Современные устройства для замера давления в шинах

Для измерения давления в шинах может использоваться не только манометр, но и другие, более современные устройства. Рассмотрим несколько из них.

Электронные колпачки

Колпачки для замера давления

Колпачки-индикаторы представляют собой устройства для измерения давления в шинах автомобиля, характеризующиеся небольшими размерами, а также большой точностью замера. Такие устройства монтируются непосредственно на ниппели резины. Что касается принципа функционирования, то он достаточно простой. Внутри колпачка расположена группа пластмассовых элементов (колпачки, которые могут иметь разный цвет). Эти колпачки изготовлены в виде телескопической антенны и устанавливаются они друг над другом.

В том случае, если уровень давления опускается ниже оптимального, зеленый сектор устройства начинает падать вниз и открывать желтый. Если параметр продолжает опускаться, водитель сможет увидеть только красный цвет. Именно красный цвет говорит о том, что следует подкачать резину.

Системы контроля

Что касается систем контроля — то это более надежные и современные устройства, позволяющие своевременно обнаружить недостаток давления в резине и оповестить об этом водителя. Как можно понять, в отличие от традиционных манометров, такие системы более функциональны и, соответственно, их стоимость более высокая. На сегодняшний день автолюбителю доступны несколько видов систем контроля — прямого либо косвенного замера параметра.

Устройства косвенного измерения по своей конструкции более простые. Такая система представляет собой специальное программное расширение, которое взаимодействует с управляющим блоком тормозной системы. В таких вариантах принцип функционирования основывается на том, что у спущенной резины площадь соприкосновения с дорожным покрытием больше. А это значит, что такой радиус проходит за один оборот колеса меньшее расстояние по сравнению с нормально накачанной резиной.

Система контроля уровня давления в шинах

Тормозная система оборудуется специальными дополнительными датчиками, предназначенными для контроля вращения автомобильных колес. Благодаря этим датчикам блок управления получает информация об отрезках пути, которые каждая резина проходит за один оборот. Соответственно, в итоге блок правления системой ABS начинает сравнивать полученные показатели с этих регуляторов с оптимальными параметрами. Если система фиксирует расхождение параметров, то на контрольном щитке должен появиться соответствующий световой индикатор.

Также дополнительно может сработать звуковой сигнал, если система оснащена такой функцией — таким образом водитель будет оповещен о проблеме. Что касается систем прямого замера параметра, но в них принцип работы несколько отличается от вышеописанных устройств.

Такие приборы функционируют с применением радиосигнала, обычно устройства этого типа состоят из следующих компонентов:

  1. Регулятора основного параметра. Это устройство монтируется вместо колпачка ниппеля. В зависимости от производителя системы, такой датчик может быть дополнительно оборудован температурным регулятором.
  2. Специальных передатчиков, которые оборудованы приемными компонентами. Эти датчики осуществляют передачу сигнала.
  3. БУК. Также система имеет еще один немаловажный компонент — блок управления контролем.
  4. Приемной системы. Помимо этого, устройство дополняется приемной системой. Этот компонент необходим для того, чтобы в цифровом виде отображать результаты замеров на контрольном щитке приборов. В зависимости от производителя, система может быть оснащена световым индикатором, устанавливающимся в панель приборов или специальным брелком. Если есть брелок, то показания об уровне давления будут выводиться на дисплей брелка (автор видео — КИТАЙCHINA).

Перейдем к принципу работы. Регуляторы, которые монтируются на ниппель, осуществляют передачу импульса специальным передатчикам, которые, как правило, монтируются в колесные арки. Далее, передатчики производят передачу сигнала на блок управления. Последнее устройство, получая импульс, осуществляет анализ данных, полученных ото всех колес и сравнивает ее со стандартными параметрами.

Если система дополнительно оборудуется температурными регуляторами, то система автоматически анализирует этот показатель и делает на него поправку. Данная поправка учитывается при анализе результатов блоком управления, который принимает решение о том, сигнализировать ли водителю о проблеме. Затем обработанные данные попадают в приемную систему и водитель в любом случае получает результат о состоянии давления.

Правильное давление в шинах зимой и летом

Независимо от времени года и настроения водителя, контроль давления нужно производить практически ежедневно. Как это делают, ну, или должны делать водители автомобилей на госслужбе при выезде на линию. В ПДД четко указано, что к движению по дорогам общего пользования допускаются только те автомобили, которые находятся в технически исправном состоянии. Если, не приведи Господи, водитель попадает в аварию и состояние его автомобиля квалифицируется, как неисправное, никакая страховая компания не поможет. Вся вина может лечь на него. Ведь правильное давление в шинах — это обязательное условие, при котором автомобиль считается технически исправным.

Конечно, это крайний случай. Но желательно перед выездом проверить давление во всех колесах. Но перед тем, как проверить его в шинах, автомобиль должен постоять несколько часов, чтобы баллоны остыли, иначе показания манометра будут завышены. Шины-то нагреваются, поэтому и давление лучше проверять утром на холодном автомобиле. Опытному водителю достаточно кинуть взгляд на колесо, и он может сказать примерное давление. Неопытным водителям приходится убеждаться в том, что колеса накачаны до номинального уровня за 50-70 рублей на любом шиномонтаже, если гордость не позволяет возить с собой манометр.

Измерять давление в шинах просто необходимо при сезонной смене резины. Кто знает, что там случилось с колесами за полгода, пока они ждали своего часа. И здесь надо учитывать, что любое, даже незначительное падение давления должно вызвать как минимум вопрос — а почему же оно упало? От хорошей жизни колесо травить не станет, а если разница с номиналом составляет хотя бы 0,2 атм, то колесо стоит показать на шиномонтаже. Вполне возможно, утечка воздуха может привести к еще большему падению давления, а в условиях движения это ничем хорошим не кончается. Резина может быть попросту проколотой или в ней неисправен ниппель. А проколотые и заштопанные колеса, к слову, лучше ставить на заднюю ось. Так спокойнее.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий