Содержание
- 1 Спецификации производителей авто
- 2 1 Общие сведения о моторных маслах – какие их виды мы знаем?
- 3 Классификация по группам качества (API, ACEA)
- 4 Как выбирать моторное масло?
- 5 Зависимость вязкости масла от температур
- 6 Классификация моторного масла
- 7 Стандартизация АРІ
- 8 Сульфатная зольность, щелочное число.
- 9 SAE — классы вязкости моторных масел
- 10 Стандарт моторных масел ACEA ↑
Спецификации производителей авто
Приведенные системы согласованы и приняты именно производителями автомасел. Но кто как ни производители машин знают сильные и слабые стороны техники, выпуск которой налажен. Это стало причиной того, что ряд автоконцернов в дополнении к классификации ACEA разработали собственные спецификации и допуски.
Отметим основные из них.
Mercedes
Этот автоконцерн применяет следующие допуски:
- MB 229.1 — масла, предназначенные для двигателей, выпускаемых с 1997 года и работающих на бензине или дизельном топливе.
- MB 229.5 также используется для дизельных и бензиновых модификаций, но отличается энергосберегающими свойствами и увеличенным сроком службы.
- MB 229.31 — к этому допуску предъявлены дополнительные требования по содержанию фосфора и серы, по вязкости соответствуют категориям SAE 0W-/SAE 5W-.
Рекомендации по выбору типа масла приводят в инструкциях по эксплуатации автомобилей.
VAG
Учитывая количество выпускаемых моделей машин, у этого производителя представлен обширных перечней допусков:
- VW 500.00 — энергосберегающие жидкости, вязкость которых соответствует показателям 5W-30/10W-30/5W-40/10W-40 и ряду других марок.
- Для стандартных бензиновых двигателей, выпускавшихся до 2000 года, применяется всесезонка VW 501.01, а для турбированных используют масло, соответствующее VW 502.00.
- Показатель VW 503.00 свидетельствует, что данное масло отличается увеличенным до 30 тысяч километров периодом замены, используется для бензиновых силовых агрегатов, соответствует SAE 0W-30.
- VW 504.00 используется в автомобилях, выхлопная система которых оснащена трехкомпонентными катализаторами.
- Для дизельных двигателей используют допуски VW 505.00 (год выпуска до 2000), а также VW 505.01 для силовых агрегатов типа PDE.
- Продукция с маркировкой VW 506.00 используется для новых дизельных двигателей, отличается сроком службы в 30 и 50 тысяч километров для шести- и четырехцилиндровых установок соответственно.
- Допуск VW 506.01 рекомендован для моторов PD-TDI, также отличается увеличенным сроком замены.
Существует и ряд дополнительных вариантов, которые используются на машинах разных марок, выпускаемых концерном.
Renault
Этот производитель предлагает следующие рекомендации:
- RN0720 — новые двигатели дизельного типа, укомплектованные сажевыми фильтрами, соответствует ACEA C3 плюс.
- RN0710 — аналог ACEA A3/B4.
- RN0700 — по характеристикам сопоставим с ACEA A5/B5, ACEA A3/B4.
Требования к качеству и составу используемого масла выдвигают и другие автопроизводители — Ford и BMW, Porsche и GM, Fiat.
При выборе масла обращайте внимание на информацию, нанесенную на этикетку. Только так удастся выбрать подходящий вариант с учетом срока эксплуатации двигателя, технических особенностей конструкции
Отметим, что отдельные производители в нижнем ценовом сегменте, стараются наполнить этикетки товаров большим количеством информации, которая не относится ни к одному общемировому стандарту
К таким составам стоит относиться с осторожностью
Чтобы обеспечить нормальный срок службы силового агрегата, сократить количество поломок, гарантировать эксплуатацию в различных климатических условиях, следует выбирать продукцию проверенных производителей, в том числе и отечественных.
1 Общие сведения о моторных маслах – какие их виды мы знаем?
Главное свойство любого автомобильного масла – это вязкость, которая уменьшается или увеличивается в зависимости от температурных показателей. Как правило, диапазон рабочих температур для различных видов составляет от –40 до +180 градусов. Недостаточная вязкость при высокой температуре может привести к быстрому разрушению защитной пленки, которая образуется на поверхности трущихся деталей, а также к уменьшению давления в системе ДВС. И наоборот, повышенная вязкость при невысоких температурах приводит к невозможности запустить двигатель или «масляному голоданию» в системе.
Выбор автомобильных масел
Таким образом, для нормального функционирования всех элементов системы ДВС масло классифицируется по вязкости. Каждый тип вязкости имеет рекомендации по использованию в определенный температурный период. На сегодняшний день все виды моторных масел принято условно делить на три категории:
- Зимние – обладают невысокой вязкостью для обеспечения оптимальной работы мотора в холодное время года при низких температурах;
- Летние – имеют высокий уровень вязкости и рекомендованы к использованию только при плюсовых температурах;
- Всесезонные – самый распространенный и оптимальный вид моторных масел, которые обеспечивают низкую вязкость зимой и высокую летом за счет применения специальных присадочных материалов на синтетической основе.
Присадки в масло позволяют изменять минеральный состав для получения определенных свойств. Среди наиболее распространенных присадок выделяют моюще-диспергирующие, антикоррозионные, противоокислительные, противопенные и другие. Необходимость в тех или иных присадках зависит от определенных характеристик двигателя. Так, например, при работе дизельного мотора образуется множество различных отложений, поэтому для такого типа двигателфя нужно использовать автомобильные масла с моюще-диспергирующими присадками, а турбированные двигатели, в свою очередь, требуют от масла хороших антиокислительных свойств.
Классификация по группам качества (API, ACEA)
Помимо вязкости, качество моторного масла определяет длинный список параметров – это и антифрикционные, и противозадирные свойства, и щелочное число, и с каждым новым стандартом качества список требований все увеличивается. Перечислить все эти параметры на упаковке нереально, да и неудобно. Поэтому приняты стандарты, легко кодируемые в простой символьной форме. Наиболее распространенный – это стандарт Американского института нефти (API), Он предусматривает разделение масел на две группы – для дизелей (С) и для бензиновых моторов (S). После указания типа мотора идет буква, обозначающая конкретный стандарт, и чем дальше она по алфавиту, тем стандарт строже. Грубо говоря, масло API SL предназначено для более новых двигателей, чем SG. Но здесь есть много нюансов – в теории, масло более свежего стандарта должно лучше работать и в старых моторах, но так происходит не всегда – иногда антифрикционными характеристиками или ресурсом приходится жертвовать в угоду экологии.
Многие моторные масла могут работать в двигателях с любым типом питания. В этом случае классификатор указывается двойной, например – API SL/CF. У специализированных дизельных масел может указываться ограничение и по тактности – так, масло API CF-2 предназначено исключительно для двухтактных дизелей, CF-4 – для четырехтактных.
В Европе общепринят стандарт ACEA, и его классификатор также указывается на упаковке моторного масла. Принцип обозначения схож – вначале дается указание на тип двигателя, затем – на конкретный стандарт. Но само разделение типов моторов здесь другое: класс A/B указывает на бензиновые и дизельные моторы легковых машин и легкого коммерческого транспорта, C – на транспорт с катализаторами (это вновь и бензиновые, и дизельные моторы), E – на моторы тяжелого дизельного транспорта. Каждый тип двигателей по стандарту ACEA имеет и свои подклассы, обозначаемые цифровым индексом. В общем, стандарт ACEA гораздо точнее может описать характеристики и применяемость масла, но и наглядность у него хуже, чем у API. Поэтому проще запомнить требования по ACEA для своего мотора и, выбирая масло, не отступать от них. Например:
- A3/B3-04 – масла для легкового транспорта без катализаторов, имеющие увеличенный срок замены;
- C2-04 – маловязкие масла для моторов с высокой степенью форсировки, имеющие катализатор или сажевый фильтр.
Классификация ILSAC дополнительно определяет свойства энергосберегающих масел. Здесь есть только один класс GF со своими подклассами (GF-1, GF-2 и так далее).
В общем, чтобы не запутаться во всем этом, достаточно запомнить – покупаемое масло должно соответствовать всем классам, указанным производителем, покупка аналога только по вязкости и классификации API может оказаться ошибкой!
Как выбирать моторное масло?
Основными критериями при выборе технические показатели:
- тип – синтетические, полусинтетические и минеральные;
- сертификация моторных масел по степени вязкости (SAE);
- классификация по эксплуатационным качествам (API и ACEA);
- классификация по стандартам качества ILSAC.
В нашей статье вы подробно узнаете об особенностях и преимуществах жидкостей различных категорий и научитесь читать этикетку смазочного материала правильно.
Синтетические моторные масла считаются одними из лучших, а минеральные – более доступными. Полусинтетические сочетают в себе сильные стороны масел двух предыдущих категорий
Но при выборе важно учитывать не известность бренда и стоимость, а другие, более важные технические параметры
Сравнительная таблица классификации смазочных материалов поможет разобраться, какой вариант подходит именно вашему автомобилю:
Минеральные | Полусинтетические | Синтетические |
Получены из базовых масел, обогащены химическими присадками для повышения производительности двигателя. | Смесь минеральных и синтетических материалов с повышенной стойкостью к окислению. Работают в сложных температурных условиях. | Получены в результате переработки или в условиях лабораторий с добавлением присадок высокого качества. |
Подходят для автомобилей, которые используются ежедневно для регулярных поездок за пределы города на умеренной скорости. | Подходят автомобилям и всем типам транспортных средств, работающих в городской среде и в условиях скоростной езды. | Разработаны для улучшения защиты и продления срока службы двигателя. Снижают трение и понижают расход топлива. |
У синтетических масел однородные молекулы, а у минеральных – неоднородные. В случае с первыми трение умеренное, а в случае со вторыми – повышенное. Вот как работает синтетическое моторное масло в двигателе и какие преимущества обеспечивает механизму:
Особенности | Свойства | Преимущества |
Повышенный индекс вязкости | Оптимальная толщина масляной пленки при высоких и при низких температурах. | Снижение преждевременного износа деталей ДВС даже при экстремальных температурах. |
Низкотемпературные эксплуатационные характеристики |
Сохранение текучести при пуске ДВС в условиях максимально низких температур. | Быстрое поступление смазочного материала к важным частям ДВС. Снижение износа при пуске. |
Низкая испаряемость | Минимальный расход масла. | Экономия на доливках смазочного материала. |
Низкий коэффициент трения | Равномерная молекулярная структура. Снижение внутреннего коэффициента трения. | Повышение эффективности ДВС и снижение температуры смазочного материала. |
Усиленное термоокисление | Замедление процесса старения масла при контакте с молекулами кислорода. | Стабильные параметры вязкости и температуры. Минимальное образование нагара и отложений. |
Также, для примера приведены сравнительные графики, с учетом течения времени в моточасах, некоторых параметров для синтетических и минеральных масел (кинематическая вязкость, щелочное и кислотное число):
Перечисленные особенности, свойства и преимущества синтетических смазочных материалов делают их наиболее востребованными как для новых, так и для б/у двигателей автомобилей разных производителей. Выбирать полусинтетические либо минеральные масла следует в том случае, если они рекомендованы производителем.
Зависимость вязкости масла от температур
Как ни странно, но от вязкости зависит не только возможность применения масла в определенном диапазоне температур, но и срок его службы, а соответственно, и периодичность замены. С чем это связано? Читайте дальше.
Необходимую вязкость маслу обеспечивают вязкостные присадки. Они представляют собой длинные синтетические цепочки, которые имеют разное поверхностное натяжения с двух сторон. Чем ниже температура, тем они больше сворачиваются в «клубочек» и обеспечивают необходимую текучесть масла при минусовых температурах.
В описаниях к моторным маслам часто пишут: «Обеспечивает еще более легкий запуск двигателя при низких температурах». Это и есть та самая способность вязкостных присадок сворачиваться в «клубочек».
А как изменяется вязкость масла при повышении температуры? В таком случае «клубочки» вязкостных присадок наоборот разворачиваются в цепочки и, произвольно ориентируясь во всем объеме масла, обеспечивают высокую вязкость при высоких температурах.
Длина цепочек вязкостных присадок зависит от вязкости масла: чем больше диапазон между зимним и летним параметром, тем цепочка длиннее. Причем, если сравнивать длину цепочки масла 5w-30 и 5w-40, то она будет длиннее в разы (не на проценты, а в разы).
Чем длиннее цепочка, тем на меньшее количество сворачиваний и разворачиваний она рассчитана. После определенного количества повторений эти цепочки начинают разрушаться, масло теряет свою вязкость и требует замены. Вот именно от длины этой цепочки в основном и зависит интервал замены масла.
Безусловно, на периодичность замены масла большое влияние оказывают и другие пакеты присадок. Но речь об этом пойдет в другой раз, а сейчас мы это рассматривать не будем.
Запомните главное: чем больше диапазон между зимним и летним параметрами вязкости масла, тем меньше интервал его замены. И наоборот.
Приведем один показательный пример. Ещё недавно в некоторых дилерских центрах во время гарантийного сервисного обслуживания в автомобили заливали масло 5w-50 на 15000 км пробега, мотивируя тем, что это классное современное масло, созданное для спортивных режимов.
Да, это действительно классное современное масло, и создано оно специально для спортивных режимов. Но оно не рассчитано на 15000 км. Его нужно менять через пять, ну максимум – через шесть тысяч пробега, потому что вязкостная цепочка у него длинная, и она начнет разрушаться как раз через эти 5-6 тысяч км. Имейте это в виду.
На всякий случай, даем ссылку на нашу инструкцию по замене масла в двигателе.
Классификация моторного масла
Существуют следующие классификации масел:
SAE (Американское общество автомобильных инженеров).
API (Американский институт нефти).
АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей) с 1996г. пришла на смену ССМС (Комитету производителей автомобилей европейского Общего рынка).
ILSAC (Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов — совместная американо-японская классификация).
MIL-L (спецификации Военного ведомства США).
ГОСТ 17479.1-85 (Российская классификация по вязкостно-температурным и эксплуатационным свойствам).
Наиболее распространенные классификации — это SAE и API.
Классификация | Пример маркировки | Краткое описание |
SAE |
SAE 10W-40 SAE 15W-40 SAE 30 SAE 0W-40 SAE 10W SAE 20W-50 |
Говорит о сохранении свойств масел при изменении температуры. Обозначается одним (сезонное), чаще двумя числами (всесезонное). Число, стоящее перед (W) winter -«зимний» параметр, чем он меньше, тем лучше его использовать в зимнюю погоду. Минимум 0. Число, стоящее без знака W,- летний параметр, показывает степень сохранения густоты при нагреве. Чем этот параметр выше, тем лучше. Максимум 60. Если число одно, то наличие знака W говорит, что масло — зимнее, в случае отсутствия — летнее. |
API |
API SJ/CF API SF/CC API CD/SG API CE API CE/CF-4 API SJ/CF-4, EC I |
Позволяет оценить эксплуатационные качества масла. Состоит из показателя (первая буква) для бензиновых — (S) service и для дизельных — (С) cоmmercial двигателей. Буква, стоящая за каждым из этих показателей, говорит об уровне качества для соответствующих типов двигателей, для бензиновых двигателей изменяется в пределах от А до J, для дизельных — от А до F(G). Чем буква дальше по алфавиту от А, тем лучше. Цифра 2 или 4, стоящая за одним из обозначений, означает, что масло предназначено соответственно для двух- и четырехтактных двигателей. Универсальные масла имеют оба допуска, например, SG/CD. Спецификация, идущая первой, говорит о предпочтении использования, т, е. SG/CD — «более бензиновое», CD/SG- «более дизельное». Наличие букв ЕС после обозначения масла по API означает Energy Conserving, т. е. энергосберегающее. Римская цифра I говорит об экономии топлива не менее 1,5%; II — не менее 2,5; III — не менее 3%. |
ACEA |
ACEA A3-96, B3-96 ACEA A2, B2 |
Качественная характеристика. Имеет три категории: А — для бензиновых двигателей, В — для дизельных двигателей легковых автомобилей и Е- для дизельных двигателей грузовых автомобилей. Цифра за категорией обозначает уровень качества масла. Чем больше цифра, тем в более тяжелых условиях может работать двигатель, использующий данное масло. Обозначение, например, АЗ-96, говорит, что масло соответствует классу A3 спецификации АСЕА в редакции 1996. |
CCMC | CCMC G4, D1
CCMC G2 |
Европейская устаревшая классификация качества масел. Разделяет масла на категории: (G) gasoUne — для бензиновых двигателей, (D) diesel — для грузовых дизелей, PD — для легковых дизелей. Цифра, стоящая за категорией, указывает на уровень качества масла. Чем выше номер, тем качественнее масло. |
MIL-L | MIL-L-2104A
MIL-L-46152D NATO-CODE |
Войсковая спецификация. Аналог классификации API. Оценивает качество масел. MIL-L-2104- для дизельных и MIL-L-46152 для бензиновых двигателей. Буква, стоящая за кодом, указывает на уровень качества, для бензиновых двигателей изменяется в пределах от А до D, для дизельных — от А до Е. Чем буква дальше по алфавиту от А, тем лучше. Для бензиновых и дизельных двигателей NATO- CODE является высшим классом. |
ГОСТ 17479,1 — 85 | М-8В
М-6з/10В М-6з/10Г1 |
Российская классификация по вязкости (адаптирована под SAE). Марки отечественных моторных масел начинаются с буквы М, (что значит «моторное», а не код группы!), за которой указывается величина вязкости (для всесезонных масел — двойное обозначение, разделенное знаком дроби). Завершается буквенным обозначением группы (А, Б, В, Г, Д, Е) с индексом 1 — для бензиновых или 2 — для дизельных двигателей. Отсутствие такого индекса указывает на универсальность масла. В маркировке загуститель обозначается строчной буквой «з», что свидетельствует о принадлежности масла к группе всесезонных. |
Стандартизация АРІ
Маркировка стандарта проводится парой букв, первой из которой будет категория масляного раствора, а второй – уровень эксплуатационных показателей. Стандарт позволяет классифицировать смазки на две категории:
Sеrvісе. Обозначается литерой «S». Эти масляные жидкости предназначены для 4-хтактных силовых установок, топливом для которых является бензин.
Сервис состоит из 12 марок смазки, но действующими являются 6 марок смазок, выпущенных в разные периоды.
Год | 1992 | 1994 | 1997 | 2000 | 2004 | 2010 |
Марка | SG | SН | SJ | SL | SМ | SN |
Cоmmerciаl. Обозначается литерой «С». Масляные растворы для дизельных силовых установок.
В категорию входит 14 марок смазочных растворов, из которых применяются последние шесть.
Год | 1990 | 1994 | 1994 | 1998 | 2004 | 2010 |
Марка | СF-4 | СF, CF-2 | СG-4 | СH-4 | СI-4 | СJ-4 |
Цифры в маркировке означают тип двигателя, установленного на автомобиль, к которому применима смазка (двухтактный или четырехтактный).
Стандартом введен в действие универсальный масляный раствор, который применим для бензиновых и для дизельных силовых агрегатов. Такая смазка имеет двойное значение, например, АРІ СJ-4/ SМ. В числителе указывается тип двигателя, которому смазка подходит более по своим показателям, в знаменателе – моторный тип, к которому разрешается применение масляного раствора.
Масляные растворы категории «S» применяются в следующих условиях
Марка | Условия применения |
SG | Для бензиновых силовых установок легковых транспортных средств, малых грузовиков и микроавтобусов. |
SН | Аналог и замена марки SG, но с улучшенными показателями. |
SJ | Улучшенные свойства по сравнению с SН. Введены дополнительные нормы по расходу смазки ее энергосбережению и устойчивости при высоких температурах. |
SL | Смазки с повышенными энергосберегающими, моющими и антиокислительными характеристиками. |
SМ | Аналог и замена марки SL, но с улучшенными показателями. |
SN | Более высокие требования по энергосбережению и износостойкости. Может применяться в силовых агрегатах, использующих биотопливо. |
Масляные растворы категории «S» так же применяются и в следующих условиях
Марка | Условия применения |
СF | Для моторов, изготовленных после 1994 года, оборудованных системой принудительного подвода воздуха. |
СG-4 | Масляный раствор с установленными нормами токсичности для моторов, оборудованных турбонаддувом. |
СH-4 | Смазочные растворы для высокоскоростных дизельных моторов. |
СI-4 | Улучшенный состав СH-4 для дизелей с высоким содержанием серы и системой рециркуляции отработанных газов. Хорошие противоокислительные, анти вспенивающие и износостойкие показатели. |
СJ-4 | Для двигателей с сажевыми фильтрами. Имеют хорошие антиокислительные и стабилизирующие характеристики. |
Сульфатная зольность, щелочное число.
Эти характеристики говорят нам о химической составляющей масла. Для начала разберёмся с сульфатной зольностью. Бытует мнение, что эта характеристика говорит о количестве присадок в масле и, соответственно, о его качестве. Строго говоря, это неверно, поскольку сейчас существует немало беззольных присадок. А на самом деле это число обозначает количество неорганических солей (золы), остающихся после сгорания/выпаривания масла. Необязательно это сульфаты, просто ими (читай «серой» в их составе) пугают алюминиевые двигатели с покрытиями, боящимися серной кислоты. Если вкратце, зола портит сажевые фильтры у дизелей и каталитические нейтрализаторы у бензиновых машин, но это если машина жрёт масло. В любом случае количество серы в топливе гораздо более критично, чем в масле. Для полнозольных масел показатель зольности >1% от общей массы.У малозольных 0.5 — 0.9% (они, в свою очередь делятся на собственно малозольные и среднезольные масла с границей около 0.5 — 0.6% от массы).
Общее щелочное число — характеристика того, насколько долго сможет масло нейтрализовывать кислоты. Физически это количество гидроксида калия (KOH) эквивалентного по нейтрализующему воздействию пакету присадок в данном масле. Т.е. eсли TBN (Total Base Number – общее щелочное число) масла равен 7.8, то содержащиеся в нём присадки обладают такой же нейтрализующей способностью, как 7.8 мг KOH на грамм масла. Чем больше это число, тем дольше масло будет сопротивляться процессам окисления (можно проехать побольше до замены масла).
SAE — классы вязкости моторных масел
В настоящее время единственной признанной в мире системой классификации моторных масел является спецификация SAE J300. SAE – Society of AutomotiveEngineers (Общество Автомобильных инженеров). В данной классификации указаны классы (грейды) вязкости.
В таблице указаны два ряда классов вязкости:
Зимние – с буквой W (Winter). Масла, удовлетворяющие этим категориям – маловязкие и применяются зимой – SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W
Летние – без буквенного обозначения. Масла, удовлетворяющие этим категориям – высоковязкие и применяются летом – SAE 20, 30, 40, 50, 60.
По спецификации SAE J300, вязкости масел определяются при условиях, близких к реальным. Летнее масло отличается высокой вязкостью, а соответственно, и высокой несущей способностью, что обеспечивает надежное смазывание при рабочих температурах, но оно слишком вязкое при отрицательных температурах, в результате чего у потребителя возникают проблемы с запуском двигателя. Маловязкое зимнее масло облегчает холодный пуск двигателя при отрицательных температурах, но не обеспечивает надежное смазывание летом. Именно поэтому в настоящий момент наибольшее распространение получили всесезонные масла, которые применяются и зимой и летом.
Обозначаются такие масла комбинацией зимнего и летнего ряда:
5W-30
10W-40
Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно двух критериям:
— не превышать значения низкотемпературных характеристик динамической вязкости (CCS и MRV)
— удовлетворять требованиям по рабочей кинематической вязкости при 100 оС
Класс вязкости |
Динамическая вязкость, мПа-с,не выше, при температуре, °С |
Кинематическая вязкостьпри 100 °С, мм2 |
Вязкость HTHS при 150°С и скорости сдвига 106 с-1, мПа-с, не ниже |
||
проворачиваемость (CСS) |
прокачиваемость (MRV) |
не ниже |
не выше |
||
0W |
6200 при — 35°С |
60000 при -40°С |
3,8 |
— |
— |
5W |
6600 при — 30°С |
60000 при -35°С |
3,8 |
— |
— |
10W |
7000 при — 25°С |
60000 при — 30°С |
4,1 |
— |
— |
15W |
7000 при — 20°С |
60000 при -25°С |
5,6 |
— |
— |
20W |
9500 при — 15°С |
60000 при -20°С |
5,6 |
— |
— |
25W |
13000 при -10°С |
60000 при -15°С |
9,3 |
— |
— |
20 |
— |
— |
5,6 |
<9,3 |
2,6 |
30 |
— |
— |
9,3 |
<12,5 |
2,9 |
40 |
— |
— |
12,5 |
<16,3 |
2,9* |
40 |
— |
— |
12,5 |
<16,3 |
3,7** |
50 |
— |
— |
16,3 |
<21,9 |
3,7 |
60 |
— |
— |
21,9 |
<26,1 |
3,7 |
* — для классов вязкости 0W-40, 5W-40, 10W-40
** — для классов вязкости 15W-40, 20W-40, 25W-40, 40
Показатели низкотемпературных свойств
Проворачиваемость (определяется на имитаторе холодного пуска CCS) – критерий низкотемпературной текучести. Представляет собой максимальную допустимую динамическую вязкость моторного масла при запуске холодного двигателя, которая обеспечивает проворачиваемость коленчатого вала со скоростью, необходимой для успешного запуска двигателя.
Прокачиваемость (определяется на миниротационном визкозиметре MRV) – определяется на 5 оС ниже для гарантии того, что масляный насос не будет засасывать воздух. Выражается значением динамической вязкости при температуре конкретного класса. Не должна превышать величину в размере 60 000 мПа*с, обеспечивающей прокачивание по масляной системе
Показатели высокотемпературной вязкости
Кинематическая вязкость при температуре 100 оС. Для всесезонных масел данная величина должна находится в определенных диапазонах. Уменьшение вязкости ведет к преждевременному износу трущихся поверхностей – подшипников коленвала и распредвала, кривошипно-шатунного механизма. Увеличение вязкости приводит к масляному голоданию и как следствие также преждевременному износу и выходу двигателя из строя.
Динамическая вязкость HTHS (High Temperature High Shear) — с помощью данного испытания измеряется стабильность вязкостной характеристики масла в экстремальных условиях, при очень высокой температуре. Является одним из критериев определения энергосберегающих свойств моторного масла
Типичные рекомендации производителей техники для разных температур:
Перед выбором моторного масла внимательно ознакомитесь с инструкцией по эксплуатации и рекомендациями производителя. Эти рекомендации основываются на конструктивных особенностях двигателя – степень нагрузок на масло,гидродинамическое сопротивление масляной системы, производительность масляного насоса.
Производитель может допускать применение различных классов вязкости моторного масла в зависимости от температуры, характерной для Вашего региона. Выбор оптимальной вязкости моторного масла обеспечит стабильно надежную работу Вашего двигателя.
Стандарт моторных масел ACEA ↑
По ACEA моторные автомасла разделяются на группы по назначению:
- группа А/В – для бензиновых моторов и дизелей небольших объемов;
- группа С – для двигателей с устройствами нейтрализации выхлопных газов и повышенными экологическими требованиями;
- группа Е – для дизелей большого объема и мощности, используемых в грузовых автомобилях.
В Российской Федерации существует собственная система стандартизации по всем отраслям. Для масел это ГОСТ 17479.1-85. В соответствии с ней существуют следующие обозначения:
- буквенное обозначение — М (моторное);
- дробные числа указывают вязкость, в которых числитель дроби – это зимний класс, а знаменатель – летний;
- обозначение сферы применения масел в буквенной кодировке (от А до Е);
- цифровой индекс вида топлива.
Для бензиновых двигателей используется индекс 1, а для дизельных – 2. Сейчас моторных масел с кодировкой по ГОСТ на рынке нет, и в ближайшее время не предвидится.
После вступления в силу Технического Регламента Таможенного Союза качество производимых ГСМ регламентируется по нему.
Пример выбора марки масла для двигателя ВАЗ 21126 автомобиля LADA Приора. Двигатель ВАЗ 21126 бензиновый, атмосферный, многоклапанный, с распределенным впрыском топлива, без турбонаддува. Выпускается с 2006 года. По классификации SAE для этого двигателя в качестве всесезонного рекомендуется использование масла 5W30, 5W40. По уровню присадок и эксплуатационных свойств в API рекомендуются марки с характеристиками API SL/SM/SN.
Многие производители автомобилей испытывают разные марки масел под конкретные двигатели своих моделей и вносят изменения в их кодировку. При выборе стоит поинтересоваться, одобрил ли конкретный производитель применение определенной марки или нет. Масло может не получить одобрения производителя, несмотря на то, что оно подходит по всем система классификации от SAE, API и ACEA.