Содержание
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ
Основная классификация средств пожаротушения идет по типу огнетушащего вещества. Оно имеет свою специфику эксплуатации и особенности применения. В принципе нет точного определения, какой огнетушитель лучше для автомобиля по типу огнетушащего вещества.
Корпус может быть металлическим или пластиковым. Внутри находится порошкообразная огнетушащая смесь, состоящая из различных химических реагентов. Принцип действия — порошок распыляется на горящий объект, вследствие химической реакции на его поверхности формируется плотный слой пленки, препятствующий поступлению кислорода к месту возгорания.
Обозначение — ОП. Далее может идти маркировка по способу выброс огнетушащего вещества из баллона:
- Г — газогенерирующий патрон. Срабатывание устройства происходит несколько медленней, в пределах 3-10 секунд. Однако он может намного дольше сохранять свою функциональность и не требует ежегодного освидетельствования;
- Б — баллон с газом. Внутри корпуса устройства находится баллон с сжиженным инертным газом. После активации огнетушителя газ выполняет две функции. Выбрасывает порошок и заполняет весь объем салона, вытесняя кислород и препятствуя распространению пламени.
Автомобильные огнетушители порошкового типа являются универсальными. Их можно использовать для ликвидации очагов возгорания различных категорий — от А до Е.
Маркировка углекислотных автомобильных огнетушителей – ОУ. Огнетушащее средство – диоксид углерода (СО2). Расположен внутри металлического корпуса в сжиженном состоянии. По этой причине не нуждается в дополнительных устройствах нагнетания давления.
При ликвидации очага возгорания формирует сильный интенсивный поток огнетушащего вещества, которое производит охлаждение горящей поверхности и сбивает пламя. Заполняет внутренний объем салона вытесняя кислород. Применение такого огнетушащего устройства очень удобно, если очаг возгорания находится в труднодоступном месте.
Огнетушащее вещество не оставляет на поверхности никаких следов, рекомендуется комплектовать автомобили премиум класса с дорогими материалами внутренней отделки салона.
При тушении очага возгорания внутри салона необходимо предварительно вывести пассажиров, так как возможно отравление огнетушащим веществом. При тушении необходимо строго придерживаться правил эксплуатации, так как есть вероятность получения ожогов от раструба.
ВАЖНО! У углекислотных огнетушителей обязательно наличие манометра. Так же они должны проходить периодическое освидетельствование и обслуживание, которое заключается в проверке клапанов устройства и подкачке огнетушащего вещества до нормативного давления.. Аэрозольные.
Аэрозольные.
Является весьма популярным среди автомобилистов по причине компактности корпуса. Однако в большинстве моделей имеется слишком мало огнетушащего вещества, что может иметь самые неприятные последствия при серьезном возгорании.
Принцип образование и выброса аэрозоля может быть различным:
- огнетушащее вещество состоит из смеси мелкодисперсных химических реагентов, которые вытесняются нейтральным газом;
- химические реагенты, спрессованные в твердую массу, в которой после первичного импульса начинается химическая реакция с выбросом большого количества аэрозоля.
Огнетушащие вещества представляют собой ингибитор, который останавливает цепные химические реакции горения. А также под воздействием высокой температуры пламени осаждаются на поверхности и образуют пленку, препятствующую доступу кислорода.
Автомобильные аэрозольные огнетушители в основном импортного производства. При их приобретении обязательно спрашивайте у продавца наличие сертификата на данный тип продукции.
Требования к огнетушителю при техосмотре 2018 года
Какие требования актуальны в этом году:
Объем прибора: 2 л для легковых авто, 5 л для грузовых, в автобусах устанавливается 2 штуки по 5 литров.
При этом важно учитывать массу огнетушителя, которая подтверждает, что он заполнен полностью. Поэтому для легковых автомобилей вес прибора 2 кг, для грузовых 5 кг.
Срок годности – немаловажный показатель
Их два: реальный и номинальный. При техосмотре будет браться в расчет второй. Обычно это 10 лет после выпуска, срок которого указывается в паспорте изделия.
При техническом осмотре автомобиля обязательно будет определяться место расположения огнетушащего устройства. Поэтому выбирайте место, доступное для быстрой возможности достать прибор. При этом он должен быть хорошо и надежно прикреплен.
Не забывайте, что инспектор ГИБДД – специалист, провести его не получится
Он обязательно обратит внимание и на маркировку, и на исправность манометра, и на давление, которое показывает. Обязательно проверит пломбу, которая блокирует работу устройства, шланг подачи огнетушащего вещества, распылитель и прочее
Поэтому перед тем как ехать на техосмотр, проверьте все сами.
Если по каким-то причинам тушитель признан неисправным, то его или утилизируют, для чего составляется акт, или отправляют на перезарядку. В последнем случае необходимо знать сроки перезарядки огнетушителей. Если это углекислотный вариант, то каждые 5 лет – норма, если порошковый, то каждые 1,5 года.
На что обратить внимание, приобретая новый аппарат
Конечно, цена – немаловажный фактор в вопросе выбора, но не главный. Иногда качество огнетушащего вещества может сыграть определяющую роль в спасении жизней людей и имущества. Поэтому совет:
приобретайте огнетушители для автомобилей только в специализированных торговых точках, в которых отвечают за качество предлагаемых товаров;
обратите внимание на внешний вид, корпус – без повреждений и коррозийных участков;
необходимо проверить пломбу, работает ли манометр (стрелка располагаться должна в поле зеленого цвета), срок исправности;
ознакомьтесь с инструкцией по применению, если что-то непонятно – уточните у продавца;
ознакомьтесь с сертификатом.
Обратите внимание на класс устройства. Если ваша машина работает от газа (пропан, бутан, метан или ацетилен), то лучше приобретать приборы класса «D»
Если салон автомобиля напичкан пластмассовой обивкой или облицовкой, то лучше класс «А». Если требуется тушить горючие жидкости и масла, то подойдет класс «В». Тушить электропроводку лучше устройством класса «С».
Сложно по данной классификации выбрать какой-то определенный тип. Поэтому производители предлагают комбинированные варианты: АВС, ВС или АВ.
Где должен храниться огнетушитель автомобильный
Как показывает практика, чаще всего крепят огнетушитель в багажнике – что неверно по правилам. Ведь в них четко прописано, что аппарат должен располагаться внутри кабины авто (рядом от водительского места), где его крепят специальными хомутами.
Но все чаще автовладельцы предпочтение отдают сразу двум огнетушителям: один углекислотный устанавливают в кабине, а порошковый держат в багажнике. Лучше переплатить, но быть уверенным, что жизнь находится в безопасности.
Как пользоваться
Что касается вопроса непосредственного использования, то никаких сложностей в этом нет. Основная задача – своевременно среагировать. Все действия сводятся к четырем простым операциям:
- сорвать пластиковую или металлическую пломбу, что не представляет особого труда;
- вытащить чеку, дернув за кольцо;
- направить сопло раструба на огонь;
- нажать на пусковой рычаг.
Обратите внимание, что в некоторых моделях выброс огнетушащего вещества может произойти с задержкой в пределах 5 секунд. Это норма, беспокоиться нет причин
Самый большой выброс, он мощный и эффективный, происходит в течение первых 9 секунд. Именно в это время и надо постараться сбить пламя.
Огнетушители в машину – это не прихоть ГИБДД. Это реальная возможность сохранить себе жизнь, если по каким-то причинам машина загорелась.
Видео:
Автомобильный огнетушитель
Представляет собой средство для ликвидации очага возгорания путем подачи вещества, закачанного к емкости под давлением. Существует большое количество видов и моделей, отличающихся рядом показателей.
Особенности выбора – какой лучше
Перед тем, как решить, куда положить огнетушитель в машине, необходимо найти необходимую модель.
Покупка огнетушителя.
Основными требованиями к ней являются:
- Любой баллон для ликвидации огня оснащается массой закачанного вещества не менее 2 кг.
- Используемый в машине аппарат должен быть углекислотного или порошкового типа. Эти два вида баллонов универсальные, могут применяться для тушения возгорания любого класса.
- Выбранный вариант имеет специальный список, где указывается полная информация о конструкции. Также на нем должны быть данные о производителе, соответствие существующим нормам.
- Приобретая аппарат, проверьте наличие сертификатов качества, паспорта. При их отсутствии обратитесь к другому продавцу.
- Подбирая устройство, учитываете толщину стенок. Модели, изготовленные из пластика, не практичны. Хороший вариант – толстостенный вариант из стали.
Назначение
Аппарат для авто используется при устранении внезапно возникшего возгорания транспортного средства или перевозимого груза.
Виды и срок годности каждого
Срок службы автомобильного огнетушителя. Разнообразие существующих противопожарных баллонов для легковых, грузовых и пассажирских транспортных средств огромное. Но не все они могут использоваться.
К разрешенным относятся:
- Порошковые.
- Углекислотные (газовые).
- Аэрозольные.
Пригодность определяется производителем, указывается в документации или на специальной наклейке. После истечения срока годности огнетушитель должен быть заменен. В соответствии с нормами ПДД 2018-2019 годов, наличие такого средства тушения расценивается как его отсутствие. Водителю, перемещающемуся с просроченным аппаратом, выписывается штраф.
Требования к устройствам
Вопрос о том, где должен находиться огнетушитель в автомобиле, закрыт.
Рассмотрим перечень предусмотренных правилами пожарной безопасности норм:
- Проверка показаний манометра проводится ежегодно. Если стрелка выходит за пределы зеленого сектора, устройство необходимо отправить на ТО.
- Крепление конструкции должно быть надежным. Допустимо использование отстегивающегося хомута. Он предохраняет баллон от резких падений, ударов.
- Чека и пломбы, размещённые на корпусе, проходят периодическую проверку. При выявлении неисправности огнетушитель отправляется на внеплановый осмотр.
Срок проверки и перезарядки
Проверка срока годности.
Выполнение операций несложное. К примеру, для углекислотного баллона достаточно обычного взвешивания, позволяющего определить возможность утечки вещества.
Операции с порошковыми огнетушителями немного сложнее. Временные рамки для перезарядки ПО – не реже одного раза в пять лет. Углекислотные баллоны проверяются ежегодно.
Маркировка
Используемые огнетушащие устройства имеют следующее буквенное обозначение:
- Порошковые (ОП).
- Углекислотные (УО).
- Аэрозольные (ВВПА).
Аббревиатура баллона дополняется цифирными значениями, обозначающими тип, объем или иной показатель модели.
Лучшие автоогнетушители на российском рынке
Мы попробовали составить список лучших на сегодняшний день огнетушителей для автомобиля по каждому из трех типов пожарных смесей (порошковые, углекислотные, воздушно-эмульсионные), с учетом их эффективности, простоты использования, сроков хранения и стоимости, а также указали их преимущества и недостатки.
Рейтинг не является 100%-ной рекомендацией для автовладельцев. Каждый может выбрать для себя более дорогую или привычную модель огнетушителя с учетом своих приоритетов.
Меланти ОП-2
Недорогой порошковый огнетушитель, который чаще всего выбирают отечественные автолюбители для своих авто. Пожарная смесь – высококачественный порошок «Волгалит», который находится в баллоне под давлением и способен тушить пожары категорий АВСЕ. Заправляется на 2 кг и в процессе работы полностью вырабатывает заряд. Недостаток только один: баллон достаточно габаритный и занимает много места в багажнике. Рыночная стоимость – до 550 рублей.
МИГ ОП-2
Порошковый огнетушитель белорусского производства (г. Витебск) соответствует еще советским стандартам пожарной эффективности и безопасности. Пожарная смесь – порошок «Вексон» с добавками диоксида кремния, рассчитанный на тушение возгораний классов АВСЕ. Эффективен при тушении электропроводки под напряжением. При работе подает порошок под большим давлением, практически безотказен, полностью вырабатывает заряд. Изделие защищено 4-летней гарантией производителя, требует перезарядки не чаще чем раз в пять лет. К недостаткам можно отнести плохую очищаемость с поверхностей при уборке после пожара и сравнительно высокую стоимость по сравнению с российскими моделями. Стоимость на рынке – до 700 рублей.
Ярпожинвест ОП-2
Недорогой порошковый огнетушитель российского производства (Ярославль). Пожарная смесь – порошок «Фоскон», способный тушить пожары класса ACDE. Хорошо справляется с возгораниями электропроводки. К недостаткам можно отнести слабую эффективность при тушении горючих жидкостей и небольшой срок хранения (от ТО до ТО). Устройство имеет гарантию производителя 1 год. Рыночная цена – до 400 рублей.
РИФ ОУ-2
Один из лучших углекислотных огнетушителей российского производства (Тула) с высокой эффективностью, компактным газовым баллоном и надежными запирающими клапанами. Эффективно тушит пожары любых категорий (кроме горючих газов), дает мощный поток быстро вспенивающейся углекислоты, эффективно блокирует и тушит очаги возгорания, дает охлаждающий эффект для раскаленных поверхностей. Заправляется на полный объем, не пропускает закачанный газ, имеет долгий срок хранения, требует перезарядки не чаще, чем раз в 5 лет. Недостатки не выходят за рамки типовых недостатков ОУ. Рыночная стоимость – до 1300 рублей.
Ярпожинвест ОУ-2
Российский углекислотный огнетушитель (Ярославль) с высокой функциональностью эксплуатации, большой долговечностью хранения. Баллон прочен и легок, клапаны надежны. Рассчитан на тушение пожаров категорий ABCDE, эффективен при гашении локальных возгораний небольшой площади. Из недостатков: слегка увеличенный расход смеси, обмерзание в сильный мороз. Рыночная цена – до 1100 рублей.
Иней ОУ-2
Компактный углекислотный огнетушитель белорусского производства (Витебск). Отличается прочной конструкцией баллона, надежными клапанами, высокой эффективностью и скоростью тушения пожаров всех известных категорий, экономным расходованием пожарной смеси. Оптимален для несильных возгораний на большой площади. Прост в управлении, может храниться до 10 лет и требует я не чаще, чем 1 раз в 5 лет, защищен 4-летней гарантией производителя. Из недостатков: сравнительно высокая цена – 2.300 рублей.
Русинтэк ОВЭ-5
Воздушно-эмульсионный огнетушитель отечественного производства (Москва), рассчитанный на тушение обширного очага возгорания и оптимальный для крупных авто – в том числе, грузовых. Пожарная смесь – «БС-01» (хлормагний) рассчитана на тушение всех классов возгораний. Объем баллона – до 5 литров смеси, максимально безопасные клапаны. Сертифицирован, не замерзает при очень низких температурах (до -40С), смесь безопасна для человека и не разрушительна для элементов автомобиля. Цена на рынке – 5.400 рублей.
Передовые технологии ОВЭ-2
Российский воздушно-эмульсионный огнетушитель (Щелково) для тушения обширных очагов возгорания всех классов. Эффективен, безопасен для человека, подает пожарную смесь под большим давлением. Комплектуется вместительным баллоном и надежными клапанами. Из минусов: относительно высокая по сравнению с аналогами конкурентов цена – 6200 рублей.
Лучшие порошковые огнетушители
Меланти ОП-2
|
9.9 Рейтинг Отзывы Пробовал отстреливать огнетушитель после выхода срока годности – отрабатывает как положено, так что в нем я уверен, беру на замену именно этот. |
МИГ ОП-2
|
9.6 Рейтинг Отзывы Довелось, увы, воспользоваться. Отработал огнетушитель хорошо, хотя пролежал уже почти 4 года. |
Ярпожинвест ОП-2
|
9.0 Рейтинг Отзывы Огнетушитель недорогой, покупаю просто чтобы был – за 20 лет за рулем ни разу не пригождался. |
Отличительные особенности двух видов
Само название «порошковый» огнетушитель получил из-за того, что внутрь баллона закачивается порошкообразный материал. Порошок представлен разными составами, в которых основным ингредиентом выступает один из ниже обозначенных:
- бикарбонат металлов щелочного типа;
- графит плюс хлориды металлов щелочного типа;
- фосфорно-калийные соли;
- силикагель, насыщенный хладоном.
Кроме этих веществ в состав порошка входят кремнийорганический жидкий раствор, гидрофобизатор АМ-1-300 (аэросил), белая сажа. Эти три компонента от общего объема огнетушащего вещества занимают всего лишь 3-5%. Сегодня производители чаще всего используют для производства порошков фосфат аммония, как самый дешевый компонент, но такой же эффективный для тушения огня, как и все остальные.
Состав углекислотных огнетушителей – это двуокись углерода (СО2), международное название – диоксид углерода. Если попадется одно из них, то это одно и то же вещество. Необходимо обозначить, что в природе в жидком состоянии двуокиси углерода не существует. Обычно это газ. Но закачивать газ внутрь в большом объеме невозможно. Потребуется усиленный корпус, который будет тяжелым и дорогим.
Но у этого вещества есть одно свойство – превращаться в жидкость, если газ сильно сдавить, то есть поднять его давление. Так и происходит закачка СО2 под давлением. То есть внутри баллона он находится в жидком состоянии. Это удобнее и при хранении. Давление внутри корпуса – 6 МПа.
При открытии клапана давление углекислоты резко падает, поэтому она вылетает из сопла уже в газообразном состоянии. Добавим для информации, что углекислота может находиться в твердом состоянии. Такое вещество называют сухим льдом. Его используют для хранения скоропортящихся и быстротаящих продуктов. В пожаротушение сухой лед не применяют.
Тушение углекислотным огнетушителем
Итак, типы огнетушащих веществ разобраны, переходим к другим особенностям и отличиям порошкового огнетушителя от углекислотного. Начнем с того, что у них есть одно общее преимущество – с их помощью можно гасить пожары разных категорий. Автомобиль в этом плане не стал исключением.
Порошковые с маркировкой «ОП» выгодны тем, что они легче углекислотных и дешевле них. Их основное действие на огонь – покрытие горящих поверхностей порошковой массой, которая ложится слоем, не пропускающим воздух в очаг возгорания. Отсюда неприятные последствия:
- порошок собой загрязняет все поверхности;
- его сложно отодрать после прилипания при высоких температурах.
В этом плане углекислотные лучше, потому что углекислота на воздухе – это газ, который проникает даже в труднодоступные места, где огня не видно. Но и у него есть отрицательные побочные эффекты:
- газ в виде дымовой завесы – вещество токсичное, отравиться им можно быстро, если концентрация высокая;
- вылетевший из баллона углекислый газ имеет отрицательную температуру, незнающий человек может получить травму.
Еще одно отличие порошкового и углекислотного огнетушителя – масса прибора. В этом плане порошковый тяжелее. К примеру, при объеме баллона 2 л вес ОП-2 – 4,5 кг, ОУ-2 – 3 кг.
Обратите внимание на такой момент – порошок налипает на горящие поверхности, тем самым хорошо перекрывая поступление воздуха в места горения. Углекислота также перекрывает доступ кислорода своей массой, плюс низкая температура, которая понижает температуру нагретых огнем плоскостей
Но при этом СО2 не оставляет на предметах никаких следов. Порошок просто прилипает ко всем поверхностям, после чего его придется отлипать. И не факт, что с некоторых предметов он отдерется.
Поэтому, когда ставиться вопрос, какой огнетушитель лучше для дома, офиса или квартиры: порошковый или углекислотный, то предпочтение лучше отдать второму. Первый в этом плане явно невыгоден. С его помощью потушить пожар – не проблема, но порошок испортит мебель, одежду, бытовую технику, которые не пострадали от огня. Потому что во время пожара огнетушащим веществом заливается все помещение без разбору. И никто не разбирается в экстремальной ситуации: горят вещи и предметы мебели или нет.
В этом плане автомобиль проще. Загорелся – значит, надо тушить. Но специалисты говорят о том, что горючие жидкости, которые воспламенились, лучше тушить порошковым моделями. Если горит проводка под напряжением, то оптимально использовать углекислотный.
Лучше два, чем один
Требования, предъявляемые к огнетушителям
Выбирая огнетушитель в машину, важно руководствоваться правилами и нормативами, установленными для данного вида оборудования. Ежегодно эти правила обновляются и дополняются, но в основных пунктах они остаются основой вашей безопасности
Вот список требований на 2017 год к автоогнетушителям, данные правила были разработаны и утверждены сотрудниками РосПожНадзора и МЧС РФ:
- ГОСТы. На сегодняшний день для данного оборудование существует два нормативных акта Р51057 и НПБ155-2002. Именно им должен соответствовать огнетушитель, которым укомплектовано транспортное средство.
- Объем оборудования. В соответствии с действующими нормативами объем огнетушителя должен выбираться с учетом типа транспортного средства. Грузовые автомобили это 5л, в легковые – 2л.
- Вес огнетушителя. В этом пункте тоже предусмотрено подразделение оборудования в зависимости от типа авто, к слову, данный показатель может быть проверен сотрудниками ГАИ при проверке. Вес огнетушителя в легковом автомобиле по действующим стандартам должен равняться 2кг, в грузовом – 5кг.
- Сроки годности. С течением времени оборудование утрачивает свои рабочие параметры и может прийти в негодность (внутри уменьшается давление и теряются основные свойства заправленного в него вещества). Вы не сможете получить отметку о прохождении техосмотра, если у вашего огнетушителя истек срок годности. Поэтому оборудованию требуется систематическая перезаправка, а периодичность данной процедуры зависит от вида огнетушителя. К примеру, оборудованию, заправленному углекислым газом, требуется перезаправка один раз каждые 5 лет, в то время, как порошковый огнетушитель необходимо перезаправлять каждые 1,5 года.
- Маркировка оборудования предполагает наличие всей необходимой информации об огнетушителе, включая краткую инструкцию по использованию, дату перезаправки, адреса организации, где осуществляется обслуживание, и другую необходимую информацию.