Содержание
- 1 Общий обзор состояния автомобильного машиностроения в России
- 2 Легковые автомобили
- 3 Перспективы автомобилестроения в России
- 4 «УАЗ», «ГАЗ». ОАО «Заволжский моторный завод» (ЗМЗ)
- 5 Ford Explorer
- 6 Тенденции и прогнозы
- 7 Terrano (Террано), заводы в России
- 8 Самые популярные Российские марки автомобилей.
- 9 Модельный ряд: история и современность
- 10 Двигатель под индексом ЗМЗ-409.10 (УАЗ «Патриот», «Пикап», «Карго», «УАЗ Профи», УАЗ-452)
- 11 Мазда 5 (Mazda Premacy) и CX5
- 12 В каких странах и где собирают Оптима, заводы в России
- 13 Производство BMW: где и что
- 14 Итого:
Общий обзор состояния автомобильного машиностроения в России
Россия входит в топ-15 стран мира по уровню развития автомобилестроительной отрасли. Так, по итогам 2018 года РФ занимала 13 место в рейтинге, основывающемся на общем количестве произведенных автомобилей. В этот год в России сошли с конвейера 1 млн 768 тысяч автотранспортных средств. Лидером списка стал Китай, где было произведено почти 28 млн автомобилей. Общемировой показатель составляет чуть менее 96 млн за 2018 год.
Промышленное автомобилестроение структурно состоит из нескольких подотраслей. Для удобства изложения условно следует выделить те из них, которые развиты на территории нашей страны.
Производство легковых автомобилей
Объективно Россия не является лидером в данной сфере, не покрывая даже потребности внутреннего рынка, однако имеющиеся еще со времен СССР мощности позволяют занимать весомую долю в объемах мирового производства.
Производство грузовых автомобилей и спецтехники
Имеющиеся заводы производят продукцию, которая применяется в других отраслях народного хозяйства страны, а также в оборонно-промышленном комплексе. Значительная доля грузового автотранспорта и спецтехники, произведенной отечественными предприятиями, экспортируется в другие государства.
Автобусостроение
По производству пассажирских автобусов Российская Федерация сохраняет одно из лидирующих мест в мире, несмотря на то что после распада Советского Союза именно данная отрасль потерпела наибольшие потери и была в крайне тяжелом положении в период с 90-х по начало 2000-х годов.
Легковые автомобили
За последние 20 лет, как считается, в России было окончательно разрушено советское автопроизводство и построено новое. Еще в начале 2000-х российские автомобили с огромным трудом могли конкурировать даже с подержанными иномарками. АвтоВАЗ продолжал выпускать давно устаревшую «классику», не лучше дело шло и на УАЗе, и на ГАЗе, а в Москве вообще закрылся АЗЛК.
В пиковый 2002 год в Россию ввезли 500 тысяч иномарок, а внутри страны произвели менее 1 миллиона новых автомобилей. Сейчас же при примерно том же объеме продаж (1,7 миллиона) более 90% приходится на автомобили, произведенные в России. И это уже давно не только АвтоВАЗ и УАЗ, в России есть много современных заводов, которые принадлежат крупным зарубежным автомобильным компаниям.
Так, в 2019 году на долю заводов зарубежных компаний пришелся достаточно серьезных объем автопроизводства:
То есть, хоть на АвтоВАЗ в целом и приходится почти 550 тысяч произведенных автомобилей, это далеко не единственный производитель в стране, и к нему вплотную подходят предприятия в особой экономической зоне Санкт-Петербурга. При этом остальные изначально российские предприятия заметно отстают – ГАЗ уже выпускает Skoda и Volkswagen, а объемы на УАЗе составляют лишь порядка 1% от общероссийского производства.
Итак, помимо всем известных Laga Granta, Vesta, Largus и XRay, на крупнейших заводах в России производятся такие модели авто:
- завод Hyundai в Санкт-Петербурге – модели Hyundai Solaris и Creta, Kia Rio;
- завод Nissan в Санкт-Петербурге – модели Nissan X-Trail, Murano, Pathfinder и Qashqai;
- завод Toyota в Санкт-Петербурге – модели Toyota RAV4 и Camry;
- «Автотор» в Калининграде – модели Kia cee’d, Sportage, Soul, Venga, Optima, Quoris, Prime, Mohave, Cerato, Sorento; Hyundai i40, Elantra; BMW X3, X4, X5, X6;
- завод Renault в Москве – модели Renault Duster, Kaptur; Nissan Terrano;
- завод Volkswagen в Калуге – модели Volkswagen Polo, Tiguan, Touareg, Multivan; Skoda Rapid; Audi A6, A8;
- завод Peugeot Citroen Mitsubishi Automotive в Калуге – модели Mitsubishi Outlander; Peugeot 408; Citroen C4;
- ГАЗ в Нижнем Новгороде – модели Volkswagen Jetta; Skoda Octavia и Yeti;
- АвтоВАЗ в Тольятти – модели Renault Logan, Sandero; Nissan Almera;
- завод Ford-Sollers в Елабуге – модель Ford Transit (после ухода Ford с рынка, в России остался только сегмент LCV);
- завод Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус во Владивостоке – модели Mazda 6, CX-9 и CX-5.
Кроме того, открываются и новые заводы – например, в Тульской области открылся завод китайской компании Haval, который будет производить автомобили с высокой степенью локализации (вплоть до сборки кузовов и окраски), а недалеко от Москвы запущен завод Mercedes, который приступил к производству автомобилей E-class.
Есть новости и об автомобилях исключительно российского производства – это модель Aurus, которую разработали в НАМИ и под которую планируется переоборудовать один из закрывшихся автозаводов. На УАЗе уже достаточно долго разрабатывают «Русский Прадо» (правда, до сих пор особых результатов нет), а АвтоВАЗ только закончил конкурс на название для перспективной модели.
Дальнейшее же развитие российского автопроизводства будет зависеть от того, в какую сторону двинется ситуация с коронавирусом. Так, Китай постепенно запустил свою экономику, но в других странах компании все еще опасаются нового локдауна и не спешат с расширением производства и выводом новых моделей. Примерно то же происходит и в России – пока для бизнеса важнее «пережить» кризис, а о развитии речь пойдет, вероятно, после 2021 года.
Перспективы автомобилестроения в России
Из-за системного кризиса, причины которого возникли еще в 90-е годы прошлого столетия, развитие отечественного автомобилестроения происходит крайне медленно и во многом невозможно без прямой государственной поддержки.
Однако в последнее время имеются положительные тенденции и подвижки в этом направлении. Так, в 2015 году Минпром РФ принял программу развития автопрома в России до 2020 года. В рамках данного документа ведется следующая работа:
- наращивание объемов инвестиций, направленных на техническое перевооружение крупнейших автопроизводителей страны;
- развитие производства базовых комплектующих, а также локализация производства основной продукции;
- расширение финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
- удовлетворение спроса на легковые автомобили на внутреннем рынке за счет увеличения выпуска отечественных моделей;
- развитие экспортной составляющей.
Кроме этого, большое значение придается инвестициям мировых автогигантов в отечественную промышленность. Они могут осуществляться как в форме совместных предприятий по выпуску иностранных брендов автомобилей, так и в виде открытия собственных производств разных циклов на территории нашей страны.
«УАЗ», «ГАЗ». ОАО «Заволжский моторный завод» (ЗМЗ)
Заволжский моторный завод, ориентированный на производство разнообразных автомобильных двигателей, был основан в качестве отдельного предприятия в 1958 году. Однако история завода началась двумя годами ранее. Предприятие было заложено в качестве филиала Горьковского автозавода. Тогда на нем начали производить запчасти и алюминиевые элементы моторов для автомобилей ГАЗ.
Отличительной особенностью предприятия является широкая гамма силовых агрегатов для разнообразных автомобилей. В разное время на нем производились как моторы для легковых машин, например марки «Волга» и «УАЗ», так и для грузовиков типа ГАЗ-3308 «Садко».
На предприятии было запущено производство 4- и 8-цилиндровых двигателей, что также выгодно отличает моторный завод на фоне других отечественных предприятий.
За более чем 60-летнюю историю было выпущено порядка 15 млн двигателей.
Несмотря на разнообразие линейки моторов https://www.zmz.ru/Produktciya/Dvigateli_ZMZ, основные силовые агрегаты можно разделить на пять базовых вариаций: ЗМЗ-409.10, ЗМЗ-514.10, ЗМЗ-523.10, ЗМЗ-5245.10, ЗМЗ-405.10, ЗМЗ-406.10, ЗМЗ-5143.10, ЗМЗ-523.10, ЗМЗ-511.10 и ЗМЗ-513.10.
Ford Explorer
Цена: от 52 300 долларов;Где собирают: Завод Ford (Всеволожск);Моторы: бензин 3,5 (294 л. с.); бензин 3,5 (360 л. с.);Конкуренты: Chevrolet Tahoe, Toyota Land Cruiser Prado, VW Touareg.За первый квартал 2014 года россияне приобрели 1500 Ford Explorer российской сборки. Машина предлагается с двумя моторами объемом 3,5 литра. Наиболее мощный из них доступен только в топовой комплектации Sport, которая стоит от 62 780 долларов. В эту версию также входят система мониторинга «мертвых» зон, электропривод сидений с памятью, вентиляция сидений, люк, панорамная крыша, блокировка межосевого дифференциала и регулируемый клиренс.
Тенденции и прогнозы
В условиях национальной изоляции, введённой весной во всех регионах страны, автосалоны в Москве, Санкт-Петербурге и многих других городах, наиболее пострадавших от вируса, а также большинство мелких региональных дилеров полностью или частично приостановили свою деятельность. Возобновляется она постепенно, и поток клиентов, по отчётам местных представителей AEB (ассоциации европейского бизнеса), во второй половине года стал набирать обороты.
Однако по причине роста цен на первично необходимые товары и услуги при одновременном падении реальных доходов населения эксперты продолжают прогнозировать сокращение спроса примерно на 20% как минимум до апреля 2021 г. Равно как и резкое снижение экспорта в страны ближнего/дальнего зарубежья.
Раньше около 40% местной автопродукции отправлялось за границу – даже на Кубу, но львиная доля приходилась на Чехию, Украину и Латвию. Больше всего, по данным агентства Autostat, экспортировалось моделей марок Skoda, Lada и Renault.
Минэкономики предполагает до 2025 года субсидировать отечественный автопром, вкладывая ежегодно в отрасль не менее 65 млрд. рублей. Субсидии применялись и раньше (к примеру, в 2015 году они составили 43 млрд. рублей, в 2016-м – 50 млрд., в 2017-м – 65 млрд.), однако теперь они будут ориентированы не только на стимулирование производства и спроса на отечественные автомобили, но и на разработку/продвижение новых технологий.
Помимо обычных газо-бензиново-дизельных машин министерство хочет поддержать развитие гибридных и электрических автомобилей, а также частично и полностью автономных транспортных средств. Это будет способствовать стимуляции покупателей – как местных, так и зарубежных.
Но, несмотря на все усилия, прогнозы аналитиков неутешительны: в ближайшие несколько лет, говорят они, рынок автомобилей будет приходить в нормальное состояние медленно, и вряд ли стоит ожидать значительных позитивных сдвигов в производстве, спросе и объёме экспорта.
Заключение
Примечательно, что среди самых продаваемых автомобилей тон задают продукты местного производства – они стали бестселлерами в условиях кризиса. Им тоже приходится нести значительные убытки, но россияне купили больше всего этих моделей в текущем году (пока). Больше всего автомобилисты интересуются внедорожниками и кроссоверами: их было реализовано меньше, чем год назад, но другие сегменты «упали» гораздо глубже.
Что интересно, аналитики заметили любопытную тенденцию на внутреннем российском авторынке. Люди здесь по-прежнему делятся на разные группы покупателей, однако даже те, которые раньше покупали лишь самые дешёвые машины из соображений экономии, теперь чувствуют необходимость приобрести что-то более дорогое, нескучное, технологичное и ориентированное на стиль жизни.
Видео о надежных автомобилях для РФ:
Terrano (Террано), заводы в России
Автомобиль Nissan Terrano — один из сравнительно новых автомобилей, появившийся в продаже с 2013 года.
Раньше под названием Terrano поставлялись другие авто. В частности, с 1986 по 2004 год машина продавалась под наименованием Nissan Pathfinder.
Интересно, что в РФ и странах СНГ наибольшим спросом пользуется Террано, имеющий руль с правой стороны. С 2013 года авто производится под текущим «именем», но на базе Рено Дастер. В России машина появилась спустя год, в 2014-м.
Сегодня производство авто налажено в трех странах — Индии, Испании и России. При этом каждое государство, как правило, работает для внутреннего рынка с небольшой долей экспорта за рубеж.
В 2013 году компания Нисан и завод «Автофармос» в РФ заключили соглашение о производстве Террано на машиностроительном заводе (сегодня он находится в полном владении компании Рено).
Раньше здесь выпускался хорошо известный «Москвич».
Первый Nissan Terrano сошел с конвейера в 2013 году, а в 2014-м большая партия машин была поставлена в салоны производителя.
До старта производства в России, машина привозилась из Испании. Найти авто из Европы в РФ можно и сегодня, но уже в меньшем количестве. Само производство ведется около Барселоны.
Несмотря на европейскую сборку, у владельцев испанской версии Nissan Terrano имеются нарекания к качеству машины. В частности, проблемы связаны с шумоизоляцией и низком качестве сварки.
Что касается автомобилей отечественного производства, произведенных на «Автофрамосе», здесь пока особых нареканий нет.
Мало кто знает, но первоначально Ниссан Террано создавался для покупателей из Индии, что и привело к строительству завода в Орагадаме.
Здесь же выпускались автомобили Dacia Duster, а также Renault Duster с последующим экспортом в Ирландию и Англию.
Еще одно место, которое облюбовала компания — Индия, где производится «львиная» доля модельного ряда Ниссан — Микра, Евалиа, Санни и прочие.
Что касается Террано, он был построен на базе Дастера. Единственное, что претерпело изменений — интерьер, экстерьер и, как следствие, стоимость транспортного средства.
Самые популярные Российские марки автомобилей.
Хотя Российские марки автомашин не могут сравниться с Немецкими, Американскими и Японскими автомобилями и с выпускающими их компаниями, все-же они, тем не менее являются такими же важными игроками в мировой автопромышленности. В Советские годы отечественные автомобили играли огромную роль для нашей страны и пользовались так сказать сверхпопулярность. В сегодняшнее наше время популярность Отечественных автомобильных марок в стране падает, хотя, с согласно приводимой статистике продаж новых автомобилей надо отметить, что некоторые из этих марок машин Российского происхождения по-прежнему остаются в достаточной степени популярными по своим продажам.
Несмотря на снижение популярности отечественной автотехники и наступлению огромной конкуренции в мире, нельзя сбрасывать со счетов наши Российские автомобили. Многие автомобильные компании страны после долгих лет своего упадка медленно и постепенно начинают развиваться в верном направлении. Именно поэтому наши отечественные автомобили сегодня достойны упоминания о них. В целом и в частности не нужно также сбрасывать со счетов и наш рынок автомобилей, так как наша отечественная автотехника имеет на сегодня колоссальный потенциал в развитии. Несмотря на огромный спад продаж новых автомобилей в стране, Российский авторынок по-прежнему остается и входит в десятку самых крупных рынков мира. Примечательно и то, что это достижение стало для нас возможным за короткий срок времени.
Уважаемые читатели, сегодняшней статьей мы открываем серию публикаций, которые будут посвящены всем автомобильным маркам машин в мире. В каждой новой статье мы будем рассказывать об автомобильных брендах каждой страны, которая известна своими автомобилями во всем мире. Конечно, нашу первую публикацию мы посвящаем именно Российским маркам автомобилей, которые 30 — 50 лет назад открыли новую эру в отечественном автопроме и некоторые из которых до сих пор известны многим гражданам своими новыми марками машин.
Модельный ряд: история и современность
Производство автобусов на заводе в Павлове началось в 1952 году с выпуска капотной модели ПАЗ-651, имеющей незначительные отличия от ГЗА-651.
1958 год ознаменовался началом производства новой базовой модели ПАЗ-652, полностью разработанной сотрудниками заводами.
С 1968 до 1989 года с конвейера сходила еще одна востребованная базовая модель – ПАЗ-672, имеющая полноприводную модификацию с индексом 3201.
Автобус ПАЗ-672. Фото Википедия
В 1989 году начат выпуск ПАЗ-3205 – самой массовой в 1990-2000-х годах модели, существует более 30 модификаций данного автобуса.
Конец 1990-х – начало 2000-х возможно отметить как период, когда были разработаны модели среднего и большого классов, наиболее популярными являются ПАЗ-4230 Аврора, ПАЗ-4234 (а также его школьный вариант – 423470-04), а также первый в России низкопольный транспорт ПАЗ-3237.
В конце 2000-х на замену ПАЗ-3205 приходит семейство малых автобусов на рессорной подвеске ПАЗ-3204, некоторые модификации которого вызывают повышенный интерес, поэтому рассмотрены отдельно: ПАЗ-320435-04/ПАЗ-320405-04; ПАЗ-320414.
Пригородный автобус ПАЗ-32053/54. Фото ГАЗ
Еще одной альтернативой модели 3205 является ПАЗ-32053, имеющий большое количество модификаций: школьный 32053-70, грузопассажирский 32053-20 и пр.
Популярностью пользуется полноприводный ПАЗ-3206, выпускающийся с 1995 года.
Двигатель под индексом ЗМЗ-409.10 (УАЗ «Патриот», «Пикап», «Карго», «УАЗ Профи», УАЗ-452)
В четырехцилиндровые двигатели для легковых автомобилей «409»-го семейства рабочим объемом 2.7 литра входят 9 модификаций. Самая массовая линейка силовых агрегатов.
Изначально «материнским» вариантом многочисленных модификаций стал мотор ЗМЗ-409, в свою очередь, построенный на базе 406-го, двигателя со сложной судьбой.
Изначальные характеристики двигателя 409.10 от «Заволжского моторного завода»:
Количество и расположение цилиндров |
4 вертикально в ряд |
Рабочий объем, литров |
2,693 |
Материал блока/головки цилиндров |
Серый чугун/алюминиевый сплав |
Диаметр цилиндров, мм |
95,5 |
Ход поршня, мм |
94 |
Количество клапанов на цилиндр |
4 |
Номинальная мощность брутто при 4600 мин, л. с. |
142,8 |
Максимальный крутящий момент брутто при 3900 мин, Нм |
230 |
Степень сжатия |
9,0 |
Экологический класс |
Евро-0 (2) |
Двигатель ставился на модели внедорожников UAZ Patriot и Hunter. Уже на его базе производились многочисленные и постепенные доработки, которые смогли максимально продлить жизнь достаточно неприхотливому, хотя и не беспроблемному мотору.
Мазда 5 (Mazda Premacy) и CX5
Автомобиль Mazda 5 хорошо известен под названием Premacy. Это компактное авто, впервые увидевшее мир в 1999 году.
Первое поколение «пятерки» увидели жители Азии и в Европы. После этого машина продавалась компанией Форд на многих рынках (в том числе и на рынке Японии).
К концу марта 2005 года было продано около 300 миллионов автомобилей «пятерки» и Premacy.
Не меньшую популярность получил и CX-5 — кроссовер, который впервые был выпущен в 2011 году.
В этой модели японцам удалось внедрить все новинки техники в секторе безопасности и эффективности.
Машина пришла на смену Tribute и CX-7.
Страной-производителем до 2012 года была Япония, но после процесс сборки стартовал во Владивостоке (в Приморском крае).
Первые модели появились в продаже с 2011 года. По отзывам автовладельцев эти версии машин действительно обладают высоким качеством и достойны внимания.
С момента, когда страной-производителем стала Россия, появились первые негативные отзывы, касающиеся качества сборки. Вот почему многие покупатели в первую очередь заглядывали на ВИН-код, чтобы точно определить место производства транспортного средства.
К преимуществам отечественной сборки можно отнести более низкую стоимость и адаптацию к отечественным дорогам.
Но многие не обращали внимания на этот фактор — автолюбители были готовы больше платить, но получить при этом «чистокровного японца».
Автомобиль, изготовленный для российского рынка, комплектуется тремя вариантами моторов — 2,2 литра (турбо дизель на 149 и 175 л.с.), а также 2.0 литра (бензин — на 164 л.с.). Моторы работают в паре с шестиступенчатой АКПП.
В комплектации имеется все необходимое для качественной езды — круиз- и климат-контроль, АБС, подогрев сидений, датчики дождя и многое другое.
Что касается сборки, стоит выделить еще один нюанс — высокий риск появления проблем с АКПП автомобиля.
Кроссовер с автоматической коробкой передач отличается медлительностью и плохо приспособлен к спортивной езде.
Еще один минус — шумоизоляция, которая, несмотря на заявления производителей, далека от идеала, поэтому, скорее всего, придется делать шумоизоляцию подкрылок.
Поездки по кочкам, ухабам и ямам однозначно сказываются и на качестве езды.
Что касается остальных аспектов, здесь проблем не обнаружено. В салоне установлены мягкие кресла, для изготовления панели применяется пластик высокого качества.
Если смириться с повышенной шумностью в салоне, машина достойна внимания.
В каких странах и где собирают Оптима, заводы в России
Еще одна заслуживающая внимания модель — KIA Magentis, известная в России, как Optima.
Изготовление этой модели КИА стартовало в 2000 году. Машины первого поколения продавались под названием Оптима, но в 2002 году рынок Канады и Европы получил авто с новым названием — KIA Magentis.
На южнокорейском рынке машины второго поколения имели другие «имена» — К5 и Lotze.
Третье поколение машин выпускается с 2010 года, и именно с этого периода КИА Оптима получила мировое признание.
С 2010 года в Ижевске собирается Киа Спектра, качество которой было весьма пристойным. Так, через некоторое время был налажен выпуск еще одной модели — KIA Optima.
Существует мнение, что эти машины выпускаются только в Южной Корее. Но это ошибочное заблуждение. Такое положение вещей имело место до 2014 года. Теперь же авто собирается не только в РФ, но и в США.
Европейских заводов, которые бы выпускали KIA Optima, нет, ведь южнокорейских мощностей вполне хватает для покрытия текущих запросов.
В России KIA Optima производится на «Автотор» (Калининград). Завод имеет налаженное производство и широкий штат опытных сотрудников.
Как и в случае с другими моделями, упор делается на крупноузловую сборку. При этом комплектные узлы поступают с территории Южной Кореи.
Ключевой момент для многих автовладельцев — качество сборки. Здесь стоит выделить следующие моменты:
- В России машина собирается из крупных узлов, которые отлажены и проверены;
- Качество уже готового транспорта внимательно контролируется, что сводит на «нет» появление брака на рынке;
- В США (штат Джорджия) KIA Optima производится для внутреннего потребления. При этом схема сборки такая же, как и в РФ. Если же сравнивать итоговый результат, различия почти нет. Единственное, что отличается — комплектация.
Производство BMW: где и что
Где расположены сборочные линии компании, и какие модели они выпускают? Заводы BMW разбросаны по всему миру: Польша, Таиланд, Малайзия, Индия, Египет, ЮАР, Вьетнам. Поэтому мы ограничим наш список несколькими локациями с точным указанием моделей, которые там производят.
Прежде всего заводы в Германии.
В Дингольфинге выпускают:
BMW 4 серии
BMW 5 серии
BMW 7 серии
BMW 8 серии
На сборочных линиях Регенсбурга строят:
BMW X1
BMW X2
В Лейпциге:
BMW 2 серии
BMW i8
BMW i3
На контрактном заводе Magna Steyr в австрийском Граце собирают:
BMW Z4
Производство BMW в России находится в Калининграде. На заводе мелкоузловой сборки «Автотор» выпускают:
BMW 3 серии
BMW 5 серии
BMW 7 серии
BMW X5
BMW X1
BMW X6
За океаном сборочные линии бренда сосредоточены в Мексике и США.
В мексиканском Сан-Луис-Потоси делают:
BMW 3 серии
Американское производство – город Грир, Южная Калифорния:
BMW X3
BMW X4
BMW X5
BMW X6
Итого:
Вот мы и познакомились с основными отечественными производителями двигателей в России. Напомним, что речь шла именно о легковых моторах и ДВС для легкого коммерческого транспорта.
Все же у нас до сих пор основу промышленного производства силовых агрегатов составляют далеко не моторы для «легковушек». Грузовики, танки, самолеты, локомотивные двигатели, ракетостроение. Наша страна производит огромное количество всевозможных двигателей, их модификаций и вариаций, обгоняя по этому показателю абсолютное большинство стран в мире.
Двигатели КАМАЗ. Камский автозавод производит десятки разнообразных по мощности и крутящему моменту дизельных, газовых, турбированных и атмосферных силовых агрегатов, соответствующих экологическим нормам от Евро-0, до Евро-4. Сайт: kamaz.ru
ЯМЗ – Ярославский моторный завод. Специализируется на выпуске разнообразных дизельных агрегатов для грузовых автомобилей. Старейший из заводов России. Сегодня ему исполнилось 103 года. Сайт: www.ymzmotor.ru
Автоматизированное на 90%, современное производство дизельных двигателей (в том числе газовых силовых агрегатов), коробок передач с максимальным количеством от 5 до 9 ступеней и разнообразных генераторных установок.
ТМЗ – Тутаевский моторный завод. Также производит дизельные двигатели и тоже в окрестностях Ярославля. Основан в 1973 году. Сайт: www.paotmz.ru