Как проверить амортизаторы на автомобиле: что нужно знать о проверке стоек

Shockabsorber-replacement-14_

Известны случаи, когда при диагностике автомобиля на «трясучке» с исправной подвеской и недавно замененными амортизаторами, полученные данные говорили о низкой остаточной эффективности подвески. А вот при «тест-драйве» автомобиль вёл себя идеально. Причина — стенд не был рассчитан на более «жесткие» настройки амортизаторов тюнинговой серии по сравнению с характеристиками оригинальных изделий, в результате — неверный приговор. Что ж, бывает и такое.

Очень важный момент! На итоговые показатели могут оказывать влияние такие параметры, как давление в шинах, загрузка автомобиля при диагностике, небольшие отклонения от прямой линии при заезде на стенд (появление угла отклонения от продольной оси), случайная установка автомобиля на ручник, неравномерная загрузка автомобиля при диагностике и т.д. Нерадивому мастеру доставит истинное удовольствие «развести» клиента на стоимость новых амортизаторов, чтобы между делом как бы случайно подкачать ему спустившее колесо…

Устройство и принцип работы амортизатора автомобиля

Итак, что такое амортизатор и для чего он нужен? При проезде неровностей на колеса автомобиля воздействуют разные силы. Эти силы передаются на кузов автомобиля при помощи пружин и системы рычагов подвески. Значительная часть сил гасится пружинами и рычагами подвески. Но, каждое действие имеет противодействие.

К примеру, наехало колесо автомобиля на кочку, пружина сжалась (т.е. взяла на себя удар, накопила энергию) и вы практически ничего не почувствовали. Но пружина уже сжата и она обязательно должна разжаться и сделав это, она отдаст часть накопленной энергии на кузов автомобиля, по-простому подбросит его вверх. Подбросив кузов вверх, пружина находится без нагрузки и тянет за собой вверх колесо, пытаясь оторвать его от дороги. Так будет происходить ровно до того момента пока кузов автомобиля опять не начнет давить на пружину и соответственно на колесо. В этот момент колесо практически не касается дороги, и вы рискуете потерять управление. Кузов, надавив на пружину и прижав колесо к дороге, опять сжал пружину, которая накопила энергию, и которая обязательно через доли секунды начнет разжиматься, и весь цикл начнется заново. И так будет продолжаться до тех пор, пока колебания не затухнут. Но как только затухнут колебания, обязательно появится еще одна кочка на дороге и все начнется с новой силой.

Для того чтобы предотвратить раскачку кузова автомобиля, а также чтобы предотвратить передачу энергии разжатия от пружины к кузову автомобиля и используют амортизаторы. Эти устройства не позволяют возникать колебаниям пружины при разжатии, а если они и возникают, то оперативно их гасят.

В статье я не буду вдаваться в древние времена (по автомобильным меркам) и рассказывать об амортизаторах фрикционного типа. Начну свой рассказ с распространенных повсеместно амортизаторах – это амортизаторы гидравлического типа.

На сегодняшний день в автомобилях используются гидравлические амортизаторы двух типов – это однотрубные и двухтрубные. Или как их еще называют в народе масляные, газомасляные и газовые. Что не совсем верно, потому что на данный момент на рынке практически не осталось только масляных амортизаторов. Подавляющее большинство современных амортизаторов — газомасляные. И отличаются они устройством – однотрубный и двухтрубный. Газовые амортизаторы используются при повышенных нагрузках, например в автоспорте, и стоят в разы дороже, чем газомасляные амортизаторы.

Итак, дальше речь у нас пойдет о газомасляных амортизаторах, которые мы будем делить на однотрубные двухтрубные.

Проверка амортизаторов на работоспособность

Если амортизатор установлен на автомобиле, то существует несколько способов проверки его работоспособности. Каждый из них достаточно прост, тем не менее даже на ранних стадиях позволит установить неисправность:

  • Визуальный осмотр. Без визуальной оценки состояния амортизатора не получится сразу выявить хотя бы явные признаки его неисправности. Первое, что бросается в глаза, это масляные следы на корпусе. Масло может попасть случайно, поэтому следует протереть амортизатор, поездить несколько дней и повторить осмотр. На штоках не должно быть следов ржавчины, они должны выглядеть идеально ровными и блестящими.
  • Кроме этого, можно осмотреть шины на предмет равномерности износа, но это не всегда может вывести на след амортизатора. Несбалансированное колесо тоже изнашивается неравномерно. Это все, что мы можем выяснить визуально.

Самыми дорогими и жесткими считаются газовые амортизаторы

Проверить работоспособность можно не только на автомобиле, но и у отдельного амортизатора, но такие стенды — большая редкость, а снимать узел для проверки захочется не каждому. К сожалению, при покупке мы никак не можем проверить амортизатор, кроме как внимательно изучив упаковку и осмотрев саму деталь на предмет внешних повреждений, наличия вмятин и царапин. Гарантийный талон в этом случае — залог удачной покупки.

Амортизатор, устройство и предназначение

Амортизатор предназначен для гашения толчков и ударов, которые при движении получает корпус автомобиля посредством колес. Помимо этого, амортизаторы обеспечивают надежный контакт колес транспортного средства с дорожным полотном. Так что их предназначением является не только комфорт, а и безопасность.

Ранее автомобили не были оснащены амортизаторами. Их функции выполняли рессоры — гашение вибраций производилось за счет трения листов из стали друг о друга. Скорость, с которой могли передвигаться автомобили, постоянно росла, в результате чего для безопасности и комфорта приходилось разрабатывать новые системы. Так, стойки существовали в виде блока сжатых фрикционных дисков, что работало следующим образом: вибрации гасились за счет усилия, с которым поворачивались диски относительно друг друга. Спустя какое-то время, от такой конструкции пришлось отказаться, поскольку диски быстро изнашивались и перегревались.

В 20-ых годах ХХ века выход был найден. Решением проблемы стало применение жидкости, гасившей вибрации кузова, перемещаясь из одного резервуара в другой под давлением.

По своей конструкции стойки можно разделить на ряд основных вариаций. По структуре они, как правило, бывают однотрубные и двухтрубные.

Амортизаторы отличаются и типом жидкости, которой они заполнены — газовые (с газовым гидравлическим подпором) и гидравлические. Также существуют просто газовые амортизаторы, однако используются они очень редко. Газ в них находится под высоким давлением (около 60 атм).

Работа амортизатора заключается в гидравлическом сопротивлении либо сопротивлении газа. Масло выступает в качестве жидкости. Существуют разновидности стоек, в которых, кроме масла, сопротивление дает разжимающийся и сжимающийся газ.

Сам амортизатор условно делится на поршень и цилиндр. Внутри цилиндра, зависимо от модификации, есть камеры — или с газом и маслом, или с воздухом и маслом. В обоих случаях внутри цилиндра ходит поршень, опускаясь и поднимаясь. Во втором случае поршень сопротивляется давлению, создающемуся сжимающейся камерой с газом. В первом — поршень двигается с сопротивлением, которое возникает в результате перетекания масла посредством клапанов в другую камеру.

Способы диагностики

Проверка стоек амортизаторов на работоспособность может осуществляться различными способами.

На ходу

Проанализировать, как движется автомобиль, – самый простой вариант

Потребуется дальнейшее тестирование, чтобы определить, в чем конкретно проблема, однако важно, что так можно выявить само ее наличие

Так, при неисправном демпфирующем устройстве будут раздаваться стуки, движение станет неровным, особенно сильно автомобиль будет раскачиваться на высокой скорости. Для достоверности можно устроить небольшой тест вождения в экстремальных условиях: прямолинейная езда окажется проблематичной, машина будет слабо держать поворот, а во время остановки может «клюнуть носом» и пройти значительный тормозной путь.

Визуальный осмотр

Амортизаторы расположены возле пружин – либо с ними в сборе – за колесом. Осмотр эффективен в случае с масляным устройством, поскольку если оно пробито, будут заметны потеки и следы смазки. При их наличии следует проверить штоки. Для этого машину устанавливают на подъемник, а если его нет, поднимают нужную сторону с помощью домкрата. Полностью исправный шток чист до блеска, если есть ржавчина, коррозия или погнутости, он вышел из строя.

Также надо осмотреть протектор. Неравномерный износ будет свидетельствовать о неполадках в работе демпфирующего устройства.

Визуальная проверка позволяет выявить не все неисправности, ведь многие из них заключаются в износе внутренних элементов механизма и не всегда проявляют себя протеканием масла. Стоит дополнительно прибегнуть и к другим методам.

Механическое воздействие 

Еще один вариант того, как проверить амортизаторы на машине, ничего не демонтируя, предполагает раскачку руками. Легковую машину располагают на ровной площадке и, упершись руками, поочередно раскачивают крылья сильными резкими движениями, а затем контролируют количество инерционных скачков. Один-два являются нормой, большее число говорит о том, что механизм вышел из строя.

Можно действовать несколько иначе: надавить на крыло медленно, задействуя массу всего тела, а затем, когда подвеска сожмется, резким движением убрать усилие. Если все в порядке,кузов вернется в изначальное положение плавно, даже с легкой задержкой в доли секунды.

Следует учитывать, что таким образом можно выявить только полную неисправность, но не мелкие неполадки. Также случаются ситуации, когда заклинивает шток и авто не раскачивается.

Диагностика с разборкой

Демонтаж является более надежным методом и позволяет точнее установить, какой конкретно элемент поврежден.

После извлечения устройство устанавливается на земле под прямым углом. Чтобы проверить задние амортизаторы, нижний кронштейн удерживают ногами, а руками сначала тянут верхний шток, потом надавливают вниз. При исправном механизме будет значительное сопротивление, если же шток «ходит» свободно и все действия можно выполнить одной рукой без особого труда, необходим ремонт или замена. Проверить передние амортизаторы следует по тому же принципу.

Проверка с использованием вибростенда

Стенд позволяет проверить стойки амортизатора полностью и одновременно с этим продиагностировать систему торможения. Могут проводиться следующие тесты:

  1. Шок-тест заключается в том, что диагностируемую ось приподнимают, после чего резко опускают, а приборы при этом фиксируют показатели и сравнивают их с заводскими.
  2. Часть приборов крепится к крылу, а часть размещается на полу радом с автомобилем, кузов раскачивают, и в это время происходят замеры амплитуды. Результаты сверяются с рекомендованными показателями.
  3. С помощью платформы для стремительного торможения проверяется нагрузка на прибор.

Нужно отметить, что первые два метода эффективнее последнего.

Проверка при покупке

Желательно проверять еще в магазине, отвечает ли новый механизм простейшим нормам. Снаружи он должен быть чистым, без следов масла, на корпусе и штоке недопустимы неровности и механические повреждения

Следует обратить внимание на качество резьбы и удостовериться, что маркировка соответствует параметрам, указанным в каталоге. Также рекомендуется сверить размеры нового устройства с тем, что уже используется на машине – разница не должна превышать 5 мм

Измерить элементы можно штангенциркулем с рулеткой.

Испытать работоспособность можно несколько раз сжав и разжав механизм. Требуемое для этого усилия должно быть одинаковым каждый раз, при этом толчки и заедания не допускаются.

Как проверить амортизаторы на машине на работоспособность, видео

Независимо от того, какая ходовая стоит в транспортном средстве, там неизменно присутствуют амортизаторы. Амортизатором называется демпфирующий элемент, который служит для смягчения колебательных движений при работе подвески. Характер его работы основан на изменении механической энергии в тепловую энергию. Существует два типа амортизирующих устройств:

Амортизирующее устройство находится в тесной связке с остальными узлами и агрегатами системы подвески (рессора, пружина, подушка и торсионный вал). Но из-за постоянных нагрузок и наличия определенного ресурса, элементы подвески приходят в неисправность — и амортизирующее устройство не становится исключением. В этой статье мы поговорим о том, как проверить амортизатор на работоспособность, видео поможет правильно и быстро справиться со всеми действиями самостоятельно.

Срок службы

Однозначного ответа сколько ходят стойки амортизатора не существует. Отечественные низкокачественные дороги вносят свои коррективы в срок службы узла. Ориентировочно стойка не требует замены около 70 тыс. км. При частых поездках по проселочным дорогам срок службы может быть сокращен до 30 тыс. км.

Помимо качества дорожного покрытия на длительность эксплуатации стоек влияют:

  • бренд производителя;
  • оригинальность изделия;
  • соответствие массе транспортного средства;
  • правильность монтажа;
  • аккуратность стиля вождения водителя.

Пробег не является единственным критерием срока службы стоек. В конструкции имеются элементы, которые подвержены старению с течением времени. Поэтому изделие может потребовать замену даже при небольшом пробеге, но если прошло более 7 лет с момента монтажа узла.

Проверка стойки амортизатора на работоспособность при помощи визуального осмотра

При появлении признаков неисправности стойки амортизатора в первую очередь рекомендуется в визуально осмотреть ее. Это поможет выявить большинство поломок

На что обращать внимание при визуальном осмотре стойки указано в таблице ниже


Визуальный осмотр

Таблица — Контрольные места визуального осмотра

Контрольные места Примечание
Потеки масла на корпусе Говорят о том, что амортизатор потерял герметичность и в нем присутствует чрезмерный износ
Механические повреждения Могут обнаружиться как на амортизаторе, так и на пружине
Ржавчина Особо опасна на штоке
Шины Неравномерный износ
Пыльники Присутствуют сквозные отверстия или прочие повреждения. В результате шток затягивает грязь в масло. Появление абразивов ускоряет износ контактирующих поверхностей и стойка выходит из строя.


Потекший амортизатор

Способы диагностики

Проверка стоек амортизаторов на работоспособность может осуществляться различными способами.

На ходу

Проанализировать, как движется автомобиль, – самый простой вариант

Потребуется дальнейшее тестирование, чтобы определить, в чем конкретно проблема, однако важно, что так можно выявить само ее наличие

Так, при неисправном демпфирующем устройстве будут раздаваться стуки, движение станет неровным, особенно сильно автомобиль будет раскачиваться на высокой скорости. Для достоверности можно устроить небольшой тест вождения в экстремальных условиях: прямолинейная езда окажется проблематичной, машина будет слабо держать поворот, а во время остановки может «клюнуть носом» и пройти значительный тормозной путь.

Визуальный осмотр

Амортизаторы расположены возле пружин – либо с ними в сборе – за колесом. Осмотр эффективен в случае с масляным устройством, поскольку если оно пробито, будут заметны потеки и следы смазки. При их наличии следует проверить штоки. Для этого машину устанавливают на подъемник, а если его нет, поднимают нужную сторону с помощью домкрата. Полностью исправный шток чист до блеска, если есть ржавчина, коррозия или погнутости, он вышел из строя.

Также надо осмотреть протектор. Неравномерный износ будет свидетельствовать о неполадках в работе демпфирующего устройства.

Визуальная проверка позволяет выявить не все неисправности, ведь многие из них заключаются в износе внутренних элементов механизма и не всегда проявляют себя протеканием масла. Стоит дополнительно прибегнуть и к другим методам.

Механическое воздействие

Еще один вариант того, как проверить амортизаторы на машине, ничего не демонтируя, предполагает раскачку руками. Легковую машину располагают на ровной площадке и, упершись руками, поочередно раскачивают крылья сильными резкими движениями, а затем контролируют количество инерционных скачков. Один-два являются нормой, большее число говорит о том, что механизм вышел из строя.

Можно действовать несколько иначе: надавить на крыло медленно, задействуя массу всего тела, а затем, когда подвеска сожмется, резким движением убрать усилие. Если все в порядке,кузов вернется в изначальное положение плавно, даже с легкой задержкой в доли секунды.

Следует учитывать, что таким образом можно выявить только полную неисправность, но не мелкие неполадки. Также случаются ситуации, когда заклинивает шток и авто не раскачивается.

Проверка демпфирующих свойств

Действия при данном способе заключаются в следующем:

  1. Машина должна находиться в спокойном состоянии.
  2. Авто необходимо установить на ровной площадке.
  3. Одна из его сторон энергично раскачивается руками и проверяется, через какой интервал времени кузов машины перестает раскачиваться.

Данный способ, по понятным причинам, можно использовать только на легковых машинах.

Минус раскачек авто

Отрицательная сторона описанного способа в том, что так можно выявить только совсем негодный амортизирующий элемент. Хотя это самый оперативный и дешёвый (скорее даже бесплатный) вариант диагностики. Второй нюанс – не всегда устройство «играет». Случается так, что штоки просто клинит. В подобной ситуации произвести раскачку машины не получится.

Поуправлять!

Если при движении автомобиль вдруг обретает некую самостоятельность – рыскает на неровностях, раскачивается во все стороны, неохотно реагирует на руль, то, скорее всего, виноваты амортизаторы. Вопреки устоявшемуся мнению, это проявляется не только на высоких скоростях, а даже если на спидометре вполне «городские» цифры. При этом не нужно выписывать кренделя на дороге – в тихом месте вполне достаточно упражнений типа разгон, торможение, змейка… В любом случае, если управляемость автомобилем со временем ухудшилась, следует обратиться к компетентным специалистам для проведения диагностики.

Для примера можно посмотреть на этом видео, как ведут себя автомобили с исправными амортизаторами и нет.

Свежие амортизаторы

Если амортизаторы только что куплены, то они требуют непосредственной проверки. Дело в том, что недобросовестные изготовители могут подсунуть вам некачественный товар с заводским браком.

  • Опорный подшипник стойки — признаки неисправности, проверка подшипника стойки и его замена (110 фото)

  • Сайлентблоки задней подвески: признаки износа и замена своими руками. 110 фото и видео мастер-класс

  • Замена заднего ступичного подшипника — пошаговое описание как своими руками снять, отремонтировать и установить ступичный подшипник (130 фото и видео)

Вот что нужно, чтобы понять, как проверить новую стойку амортизатора:

Для начала ознакомьтесь с коробкой и маркировками на самом амортизаторе. Все должно в точности соответствовать изготовителю

Кроме того, сразу же обратите внимание на наличие или отсутствие повреждений на корпусе

Далее необходимо зажать в ладони шток амортизатора. Если никакие посторонние звуки при этом не издаются, то он исправен.

Таким образом визуальная проверка будет завершена и далее вы можете уже при помощи прибора проверять установленные на авто стойки. Благодаря этим советам вы можете понять как проверить снятую стойку амортизатора.

  • Замена наконечников рулевых тяг — самостоятельная диагностика и рекомендации как починить своими руками рулевую тягу (95 фото + видео)

  • Сайлентблок подвески — советы по выбору, назначение и виды. Как выбрать и заменить своими урками (110 фото)
  • Проверка шаровой опоры — советы экспертов как определить состояние опоры и заменить деталь своими руками (135 фото + видео)

Как самостоятельно проверить свои амортизаторы или стойки в автомобиле

Сегодня поговорим про амортизаторы и стойки. Но давайте сразу внесем ясность в понятия. Чем же отличаются амортизаторы от стоек? Все просто. Амортизатор это амортизирующий элемент подвески, стойка это в сборе амортизатор, пружина и корпус к которому крепятся тормоза, рычаги, опоры и т.п. Если еще проще, то амортизаторы входят в состав стоек.

Что установлено на вашей машине- я не знаю. Поэтому в тексте пишу и амортизаторы и стойки.

Для чего нужны амортизаторы и стойки? Они делают наш автомобиль устойчивым. Это значит, что они дают вовремя затормозить, повернуть или совершить любой другой маневр в нужный момент и именно с такими усилием и точностью, какие нам необходимы.

Вы можете самостоятельно определить состояние ваших амортизаторов или стоек. Ниже я представил вам тревожные сигналы, которые подскажут, что вам необходимо произвести замену старых амортизаторов или стоек на новые.

Последствия износа

Диагностика амортизаторов должна проводиться водителем систематически. Для чего, — спросите вы, ведь ТО пройдено, и все было нормально. К сожалению, как и всё в этом мире, амортизаторы имеют свойство выходить из строя. И чем быстрее водитель заметит неисправность амортизатора, тем меньше затем денег уйдет на восстановление последствий.

Самое главное, чтобы вы помнили, что систематическая проверка амортизаторов самостоятельно занимает пару минут, и может избавить вас от неприятностей с другими системами авто.

  • Неисправный амортизатор в комплексе с дисбалансом колеса (вы ведь понимаете, что идеального баланса просто не может быть) приводит к интенсивному и быстрому износу шины. Прибавьте сюда разбитые ступичные подшипники, уточните стоимость шины и подшипников – цифра вашему бюджету не понравится.
  • Неисправный амортизатор приводит к тому, что остальные детали подвески выходят из строя. Ведь подвеска рассчитана на работу всех элементов в комплексе. Например, через несколько тысяч км. из строя может выйти опорный подшипник стойки.
  • Исправность амортизатора напрямую действует на ресурс работы тормозной системы, в частности тормозных дисков и колодок. Если вы не заинтересованы в проведении ремонта тормозных дисков, то своевременная диагностика амортизаторов поможет отодвинуть эту процедуру.
  • Неисправный амортизатор – это увеличение тормозного пути, а значит, несколько лишних метров могут привести к аварии. И здесь считать, не пересчитать – свой ремонт кузова и … даже думать об этом не надо. А надо всего лишь вовремя проводить проверку амортизаторов.

При наличии заноса, можно сделать вывод, что амортизатор пришел в негодность.

Последствия Поломка амортизаторной системы, может привести к следующим неприятностям:

  • потеря контроля над управлением.
  • большой проход пути с последующим врезанием во время резкого торможения.
  • снижение курсовой устойчивости.
  • уменьшение грузоподьемности.
  • поломка иных деталей подвески.
  • ощущение каждой неровности, ямы, во время езды.

При поворотах, на больших скоростях, автомобиль, амортизаторы которого неисправны, в любой момент может выйти из-под контроля водителя, изменить траекторию своего движения или, что еще хуже, опрокинуться. Поэтому если вы проверили амортизаторы на ВАЗ 2107 или на любом другом авто, и установили, что стойки нужно заменить, не испытывайте судьбу, установите новую деталь, чтобы не навлечь на себя лишних проблем.

  1. Амортизатор, который вышел из строя, вместе с дисбалансом колеса – это фактор, способствующий очень быстрому и существенному износу покрышки. Во многих случаях приходится также менять подшипники ступицы, стоимость которых явно не радует.
  2. Работоспособность амортизатора оказывает прямое влияние на эксплуатационный срок тормозной системы, что в особенности касается тормозных колодок и дисков. Если вам не хочется выполнять замену тормозных дисков или их ремонт, советуем периодически проверять амортизаторы самостоятельно.
  3. Выход из строя любого элемента подвески, в частности, амортизатора, приводит к тому, что все остальные её составляющие изнашиваются гораздо быстрее. Нередко после поломки амортизатора очень быстро ломается опорный подшипник стойки
  4. Амортизатор, который не выполняет своих функций, приводит к увеличению тормозного пути автомобиля, а от этого уже зависит ваша безопасность. Да и материальные расходы будут очень серьезными. Поэтому советуем не забывать о своевременной проверке амортизаторов.

ПОДРОБНОСТИ: Коробка-автомат вариатор и робот плюсы минусы отличия

Проверка демпфирующих свойств

Действия при данном способе заключаются в следующем:

  1. Машина должна находиться в спокойном состоянии.
  2. Авто необходимо установить на ровной площадке.
  3. Одна из его сторон энергично раскачивается руками и проверяется, через какой интервал времени кузов машины перестает раскачиваться.

Данный способ, по понятным причинам, можно использовать только на легковых машинах.

Проверка амортизатора раскачкой

Минус раскачек авто

Отрицательная сторона описанного способа в том, что так можно выявить только совсем негодный амортизирующий элемент. Хотя это самый оперативный и дешёвый (скорее даже бесплатный) вариант диагностики. Второй нюанс – не всегда устройство «играет». Случается так, что штоки просто клинит. В подобной ситуации произвести раскачку машины не получится.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий