Дтп: определение, виды, причины возникновения, участники

Примечания

  1. Правила дорожного движения Российской Федерации. Утв. постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 с изменениями и дополнениями, внесёнными постановлениями правительства Российской Федерации.
  2. по оценкам экспертов
  3. West, L. B., Jr. and Dunn, J. W. (1971). «Accidents, Speed Deviation and Speed Limits.» Traffic Engineering. 41 (10), 52-55
  4. Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 г. № 647
  5. Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 г. № 859
  6. WHO Disease and injury country estimates. World Health Organization (2014). Проверено 15 июля 2016.
  7. Правонарушения в Республике Беларусь. Статистический сборник. — Мн.: 2015. — С. 174.
  8. Правонарушения в Республике Беларусь. Статистический сборник. — Мн.: 2015. — С. 134.
  9. Из них 222 водителя, 293 пешехода, 170 пассажиров, 67 велосипедистов, 4 возчика, 1 другой участник.
  10. / Википедия

ДТП в России

ДТП в РФ
Год Кол-во ДТП Погибло Ранено
157495 29 594 179 401
164401 30 916 187 790
184 360 33 243 215 678
204 267 35 602 243 919
208 558 34 506 251 386
223 342 33 957 274 864
229 140 32 724 285 362
233 809 33 308 292 206
218 322 29 936 270 883
203 603 26 084 257 034
199 431 26 567 250 635
199 868 27 953 251 849
203 597 27 991 258 617
204 068 27 025 258 437
199 720 26 963 251 785
184 000 23 114 231 197
173 700 20 308 221 140
169 432 19 088 215 374
Всего 3 391 591 499 791 4 182 183
В число раненых входят лишившиеся трудоспособности и оставшиеся инвалидами.
До 2009 года статистика ГИБДД считала погибшими в ДТП тех, кто умирал в течение 7 суток после аварии. Все, кто умирал позднее, в официальные данные не попадали. С 2009 года порядок учёта погибших в ДТП изменён — срок наблюдения за пострадавшими в ДТП увеличен с 7 до 30 суток. Тем не менее, в 2009 году зафиксирована меньшая смертность в ДТП по сравнению с прошлым годом и наименьшая с 1988 года.

По данным ГИБДД, в 2012 году в России произошло около 200 тысяч ДТП, в которых погибло почти 28 тысяч человек и получило ранения 250 тысяч.
23 сентября 2009 года глава МВД Рашид Нургалиев заявил, что «как показывает практика, более 80 процентов всех ДТП происходит по вине самих водителей, вследствие чего „человеческий фактор“ рассматривается в качестве ключевого направления».

Процентные показатели ДТП в России за 2010 год по данным ГИБДД:[источник не указан 1049 дней]

  • из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств — 85 % (в том числе находившимися в состоянии опьянения). Из них:
    • 25 % ДТП происходит из-за несоблюдения скоростного режима водителями на дорогах.
    • 15 % ДТП происходит из-за нарушений правил проезда перекрёстка.
    • 10 % ДТП занимает выезд на встречную полосу движения.
  • из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств в состоянии опьянения — 5,94 % (11 845 из 199 431)
  • из-за нарушения ПДД пешеходами — 20,15 % (31 969 из 199 431)
  • из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог — 20,99 % (41 863 из 199 431)
  • из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств — 0,57 % (1 127 из 199 431)

Сумма долей больше 100 %, так как в некоторых ДТП задействованы более одной причины.

Виды дорожно-транспортных происшествий

Сегодня сотрудники ГИБДД в протоколах фиксируют происшествия на дорожном полотне и условно разделяют их на несколько категорий.

Столкновение

Это вид дорожного происшествия, при котором транспортные средства столкнулись между собой в процессе движения.

Существует несколько видов столкновений:

  1. Касательное, при котором один движущийся автомобиль задел другой движущийся автомобиль по ходу движения. Такие случаи бывают при нарушении правил перестроения и опережения;
  2. Боковое столкновение, когда одно ТС сталкивается с другим в боковую часть. Часть происходят при неправильном проезде перекрестка, непредоставлении приоритета для транспорта, движущегося по главной дороге, а также при проезде на запрещающий сигнал светофора;
  3. Лобовое столкновение, одно из наиболее опасных ДТП, в которых очень часто гибнут люди. Они происходят при нарушении правил обгона, а также при столкновении с неподвижными объектами и составами;
  4. Заднее столкновение. Зачастую происходящее по причине несоблюдения безопасного расстояния (дистанции) и при резком торможении впереди идущего автомобиля, водитель ТС не успевает затормозить.

Также, нередкими бывают столкновения с железнодорожным транспортом, виновником которого в 99% случаев является водитель автомобиля. Поэтому, чтобы избежать наезда поезда на авто, следует выполнять правила проезда железнодорожных переездов.

Опрокидывание

Причинами опрокидываний может быть нарушение ПДД, несоответствие выбранного скоростного режима на повороте, техническая неисправность или плохие погодные условия.

Часто опрокидывание случается в результате столкновения, однако, в протоколе это фиксируется непосредственно, как столкновение, поскольку это первичное ДТП, а перевернулся транспорт уже позднее.

Наезд на препятствие

Наездом на препятствие называют ДТП, в котором движущийся транспорт столкнулся с неподвижным объектом, например, столб, дерево, сугроб и т.д. Такие дорожные инциденты достаточно опасны.

Также, наездом на препятствие будет считаться, если маршрутка наехала на бордюр, а пассажир при этом разбил нос о стекло. Такой инцидент не может остаться без разбирательства, поскольку есть транспорт, есть движение и есть физический ущерб пассажира.

Наезд на пешехода

Нередко случаются такие аварии и на тротуарах, когда водитель, не справившись с управлением вылетает на пешеходную зону.

К пешеходам в данных ситуациях относят:

  • катающихся на коньках, лыжах, санках;
  • инвалидов, перемещающихся в инвалидном кресле без мотора;
  • дети на трехколесных велосипедах.

Следует заметить, что наезд на человека, движущегося на велосипеде квалифицируется отдельной категорией.

Наезд на велосипедиста

Не смотря на то, что данное понятие говорит само за себя, уточним: под ним понимается ситуация, когда движущийся транспорт задел велосипедиста, или же велосипедист ударился о транспортное средство.

Однако, если велосипедист упал на стоящий автомобиль, то дорожно-транспортным происшествием это не считается.

Наезд на животное

Достаточно распространенная ситуация на дороге, когда домашнее животное – собака, кошка или домашняя птица не правильно выбирает место перехода, выбегает на дорогу, в результате чего, водителю приходится либо резко тормозить, либо уходить в сторону.

В результате такого маневра может быть нанесен ущерб пассажирам, может пострадать сам водитель либо транспортные средства других участников дорожного движения.

Наезд на гужевой транспорт

Это достаточно редкий вид ДТП, однако ущерб от него может рассчитываться, как для автотранспорта, так и для пострадавших в упряжке животных.

Иные виды аварий

Ситуаций на дорожном полотне может быть достаточно много. Поэтому невозможно вынести каждое в отдельную категорию. Для оформления документации по той или иной автокатастрофе можно вносить и другие причины.

Так, например, если водитель ранил человека на тротуаре отброшенным колесом вблизи дороги, либо выезд на зону тротуара и нанесение вреда лицу или лицам, находящимся там – все это является иными видами ДТП.

Можно ли обойтись без сотрудников ГИБДД?

Если участвует в ДТП только две машины, отсутствуют пострадавшие и наносится незначительный урон, то автовладельцы могут воспользоваться европротоколом, чтобы оформить ДТП самостоятельно. В этом случае они могут сэкономить много времени, но они должны обладать сведениями о правилах заполнения данного документа.

Если имеются разногласия у водителей относительно того, кто является виновником происшествия, то обязательно придется обращаться за помощью к сотрудникам ГИБДД. Дополнительно привлекаются свидетели ДТП, которые могут дать показания относительно того, как действовали водители перед столкновением.

Помощь следствию

Обратите внимание на то, что каждый участник ДТП вправе взаимодействовать с органами в отношении установления виновных лиц. Кроме того, лицо может самостоятельно доказать свою невиновность или опровергнуть вину

Для того чтобы участника не посчитали виновным в совершении аварии, необходимо вести себя подобающим образом. Это не значит, что нужно идти на все условия инспектора. Это значит, что не нужно нарушать положения действующего российского законодательства.

Кроме того, не нужно быть вызывающим, кричать, агрессивно реагировать на критику и так далее. Высказывайтесь как можно четче и спокойнее. Существует несколько советов, как нужно вести себя после наступления дорожно-транспортного происшествия.

После аварии дождитесь приезда автоинспектора. Если участник ДТП уезжает с места, его действия расцениваются как побег с места преступления. В дальнейшем при принятии решения суд будет изучать все материалы дела.

Если при аварии имеются пострадавшие, нуждающиеся в срочной медицинской помощи, водителю разрешается покинуть место ДТП для доставки больного до лечебного учреждения. Для подтверждения своих действий достаточно предъявить справку из приемного покоя, где четко отражена дата и время поступления пациента с тяжелыми травмами. Однако после транспортировки пострадавшего следует немедленно вернуться обратно.

ДТП при движении задним ходом.

До приезда патруля ДПС участнику аварии можно собирать доказательства. При этом само транспортное средство трогать не рекомендуется, но можно разыскивать свидетелей, заручаться их поддержкой на суде. Можно не просить человека оставаться на месте до приезда патруля. Достаточно просто взять номер телефона.

По приезде сотрудников государственной инспекции дорожного движения стоит дать подробные показания

Очень важно отразить свою точку зрения. Объясните, почему вы так считаете

Кроме того, не забывайте оповещать работников органов о наличии видео- и фотоматериалов, а также свидетелей. Это поможет разобраться в нюансах дела.

Участникам аварии разрешается фиксировать ДТП на любые носители, проводить видео и фотосъемку

Важно отразить место ДТП со всех ракурсов

Важно! При этом обратите внимание на следующие важные моменты:

  • на фото, видео должны отображаться дата и время съемки;
  • проводите съемку так, чтобы по кадру можно было разобрать место, например, наличие каких-либо отличительных знаков;
  • попробуйте зафиксировать длину тормозного пути;
  • возьмите крупным планом все имеющиеся повреждения транспортного средства;
  • зафиксируйте все осколки от автомобиля под порядковыми номерами;
  • попытайтесь отразить погодные условия и дорожную обстановку.

Во время съемки разрешается комментировать свои действия. Специалисты рекомендуют сохранить дубликаты всех добытых доказательств. Иногда документы специально или по ошибке бесследно исчезают.

Посмотрите видео. Возмещение ущерба при ДТП: 

Основные причины ДТП

Дорожные аварии происходят в результате большого количества факторов. Это требует их всестороннего изучения, для чего применяется классификация ДТП. Официально аварии подразделяются на виды, очерченные приказом МВД № 328 (от 18 июня 1996 г.). Основные причины ДТП в России могут зависеть от поведения людей. Самые серьезные ЧП происходят из-за их безалаберности. Зачастую ключевую роль оказывает именно влияние человеческого фактора на возникновение ДТП.

Алкогольное опьянение

Из-за выпивших водителей или наркоманов, севших за руль, случаются самые страшные аварии. Виновники ДТП в состоянии алкогольного опьянения часто совершенно не владеют ситуацией и не могут контролировать свои действия. Поэтому за пьяную езду предусмотрена самая серьезная ответственность, обязательно предполагающая высокие штрафы и лишение прав.

Нарушение ПДД

Большинство аварий обусловлено этой причиной. Основные моменты, связанные с вождением и ДТП, прописаны в правилах дорожного движения. В принципе, в ПДД предусмотрено все, что может зависеть от человека. Так что описываемая причина является универсальной. Ею можно объяснить почти любое происшествие. Следовательно, основной причиной ДТП является нарушение правил, что позволяет считать одного из водителей (или всех) виновным.

Поломка авто

Необходимость следить за исправностью машины также зафиксирована в ПДД. Но иногда бывают непредвиденные поломки, заранее выявить которые человек не может ни при каких обстоятельствах. Самая страшная из них – отказ тормозной системы, что часто приводит к жертвам. Это позволяет рассматривать поломку как одну из главных причин аварий на автомобильной дороге.

Неисправность светофора

К сожалению, дефекты дорожного оборудования также приводят к столкновениям и пробкам. Если автомобильная авария вызвана сломавшимся светофором, взыскать компенсацию можно с коммунальщиков, ответственных за исправность оборудования.

Погодные условия

Этот фактор не всегда рассматривается как непосредственная причина возникновения ДТП. Требования к езде в различных погодных условиях зафиксированы в ПДД. При их нарушении пенять на погоду не приходится. Но существуют реальные ситуации, когда разыгравшаяся стихия буквально сносит автомобили друг на друга.

Участие пешехода

Многие не считают себя обязанными знать, а тем более учить ПДД. Поэтому прохожие нередко провоцируют аварии. И в результате сами же получают максимальные повреждения. ДТП с участием пешехода часто приводит к гибели или серьезным травмам. Но даже соблюдение прохожим статей ПДД не гарантирует ему безопасности. Ярким свидетельством выступает статистика ДТП на пешеходном переходе (в 2019 году 18 498 человек, из них 1114 – со смертельным исходом).

Определение виновного

Если обстоятельства не дают очевидного ответа на вопрос, в дело вступает ГИБДД или аварийный комиссар. Виновное лицо определяется компетентным сотрудником полиции или частным агентом. Но его слово не является последней инстанцией. Любые споры подлежат судебному рассмотрению на основании протокола ГИБДД или аварийного сертификата. Точно так же расследуется и ДТП по вине пешехода. Отсутствие машины от ответственности не освобождает. Однако компенсацию придется требовать не по ОСАГО, а через суд (подавать иск).

В законодательстве они прописаны как непредвиденные непредсказуемые явления. Что может к ним относиться? Подобные причины аварий могут быть связаны с поведением животных, резким ухудшением состояния здоровья водителя, терактом или боевыми действиями.

По вине водителя

Чаще всего в аварии виноват человек по различным причинам. В таком случае органы правопорядка после расследования ДТП принимают меры, чтобы у виновника не возникало желания повторно прибегнуть к нарушению. О том, как происходит расследование ДТП и как составляется акт о результатах, читайте тут.

Нарушение ПДД

Желание сократить себе дорогу или ускорить проезд, а также простая невнимательность и пренебрежение правилами чаще всего чреваты последствиями. Рассмотрим ТОП-5 причин, по которым водителей признают виноватыми в авариях.

  1. Управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. Алкоголь пагубно влияет на организм, а одним из его действий считается замедление реакции. В опьянении человек за рулем может не замечать ограничений или слишком поздно реагировать на увиденный знак/сигнал. Также, в зависимости от степени опьянения, может быть изменена степень адекватности и восприятия средств регулирования.
  2. Превышение скорости движения. На каждом участке дороги установлена максимальная скорость движения транспортных средств. Она зависит от расположения участка (например, в городе или за его пределами), а также от степени аварийности, наличия уклонов, крутых поворотов и др.

    Превышение максимально допустимой скорости чревато тем, что водители просто не успеют среагировать на опасность и вовремя затормозить. Несвоевременно начатое торможение отдаляет крайнюю точку тормозного пути и может стать причиной наезда не препятствие. В городе же подобные нарушения чреваты наездами на пешеходов и на транспортные средства.

  3. Невнимательность. Водитель может отвлечься, и чаще всего – на телефон. Разговоры по телефону и ведение переписок отвлекают от вождения, из-за чего можно упустить запрещающий/предписывающий знак и нарушить ПДД.
  4. Усталость. Отсутствие сна долгое время очень сильно влияет на реакцию, особенно если человек за рулем провел большую часть своего времени. Также человек может устать на работе или вследствие занятия, при котором использовалась физическая сила. В самых худших случаях человек может заснуть за рулем и столкнуться с другой машиной/наехать на пешехода или препятствие.
  5. Состояние здоровья. Нельзя садиться за руль заболевшим, особенно с высокой температурой и повышенным давлением. По этой причине водители маршрутных транспортных средств проходят проверку на состояние здоровья перед выходом на маршрут. Кроме того, если человек сел за руль без очков/линз, особенно когда они обязательны, это также может стать причиной ДТП.

Важно! Невнимательность, усталость или состояние здоровья не являются причинами для оправдания в случае аварии. Водитель, чувствуя недомогание, не должен садиться за руль.

Недостаточная квалификация

В последние годы большинство аварий возникают по вине водителей, которые имеют опыт вождения не более 3 лет. Ввиду неопытности человек за рулем, развивая большую скорость, может не успеть среагировать на препятствие или сигнал светофора (так как скорость реакции увеличивается с опытом вождения).

Кроме того, многие лица, получающие права, садятся за руль не сразу после обучения, а через длительное время. Чтобы успешно водить автомобиль, необходимо сразу же после получения водительского удостоверения садиться за руль и получать опыт.

Техническая неисправность ТС

Отправляться в путь на автомобиле, у которого проявляются технические неполадки – опасно. На дороге в таком случае необходимо включить аварийный сигнал и на минимальной скорости доехать к ближайшей станции техобслуживания или же вызвать эвакуатор.

Правила эксплуатации регламентируются перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, установленным Постановлением от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения».

Системы, поломка которых опасна:

  • двигатель;
  • тормозная система;
  • система охлаждения двигателя;
  • коробка передач;
  • панель управления (спидометр и пр.).

Также не стоит отправляться в путь, ощущая люфт в какой-либо системе, увидев нарушение целостности колес или подвески, проблемы с зеркалами заднего вида, внешними световыми приборами, стеклоомывателями и т.д.

Профилактика ДТП среди детей

Хоть дети и являются обычно только пассажирами или пешеходами, это не защищает их от аварий. Любой участник дорожного движения подвержен опасности. Методы, которые применяются для информирования взрослых, не используют при просвеще-нии несовершеннолетних, так как работа с детьми имеет свою специфику.

В ДОУ

Дошкольники являются особой категорией пешеходов и пассажиров. Обучение малышей не должно проходить так же, как у взрослых, потому что дети не могут дословно трактовать ПДД и не имеют абстрактного мышления для их восприятия. Поэтому в детском саду используются иные формы обучения, соответствующие возрасту и уровню развития детей.

Ребятам объясняют про безопасность на дорогах, причины ДТП преподаватели, знающие особенности малышей.

Чем раньше начинается формирование правил, тем легче ребенку встроиться в процесс, так как нервная система в этом возрасте довольно пластична. В ДОУ для освещения ПДД используются уголки дорожного движения по всей территории детского сада, игры с транспортом, работа с сюжетными картинками, слайды с правилами, плакаты и многое другое.

В Школах

Одной из наиболее эффективных среди детских учреждений является профилактика возникновения ДТП в школах. Обычно в учебное заведение приходит инспектор, рассказывающий о БДД и правилах поведения при возникновении дорожно-транспортных происшествий.

В начальной школе объясняют, что необходимо сделать, чтобы предотвратить возможность возникновения аварии. Ребятам рассказывают о том, как избежать ДТП, как нужно вести себя на дороге, проводят тематические игры, где школьники становятся пассажирами машины, автобуса, пешеходами, рисуют с ними дорожные знаки и многое другое.

Школьная программа БЖД включает обучение оказанию первой помощи, в том числе и при ДТП. Ученикам показывают, как вести себя для предотвращения ДТП, при столкновении с травматизмом на дороге, подкрепляя теорию практикой для лучшего усвоения.

Дома

Если ребенок получает знания в детском саду и школе, но они не находят подкрепле-ния дома, это будет малоэффективно

Дети берут пример с мамы и папы, поэтому важно, чтобы родители показывали образец разумного поведения на дороге

Также следует контролировать безопасность при передвижении на автомобиле с детьми: использовать детские кресла, ремни безопасности. Для предупреждения рисков дорожных происшествий на одежде ребенка и его рюкзаке должны присутствовать светоотражающие элементы.

Ответственность за ДТП

Ответственность за ДТП последует в том случае, если оно произошло по чьей-либо вине, а не в силу каких-то объективных непреодолимых причин (например, природные катаклизмы). Вид ответственности и мера наказания за дорожно-транспортное происшествие зависит от вида и тяжести причинённого ущерба, от того, пострадали ли из-за аварии люди

Также принимается во внимание, были ли нарушены ПДД и мог ли водитель предотвратить ДТП. Чаще всего несколько видов ответственности, рассмотренных ниже, наступают одновременно, поэтому и наказание за аварию представляет собой комплекс санкций

Гражданско-правовая ответственность

Наступает практически в каждом случае ДТП, представляет собой компенсацию в денежной форме виновной стороной всего причинённого в результате ДТП вреда. Законодательно это закреплено в статье 1079 Гражданского кодекса РФ: гражданин обязан возместить вред, причинённый его автомобилем, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы — чрезвычайное непредотвратимое событие, например, стихийное бедствие — или умысла потерпевшего.

Водитель, по чьей вине наступило ДТП, должен быть готов оплатить весь причинённый ущерб:

  1. За повреждённые материальные предметы: транспортные средства, перевозимые на них грузы, различные строения и сооружения, которым нанесли вред в результате аварии.
  2. Расходы на медицинскую помощь и лечение пострадавшим в результате аварии, и, возможно, компенсация морального вреда.
  3. Расходы на погребение, если в результате аварии погиб человек; компенсация морального вреда его родственникам.

Нужно заметить, что благодаря ОСАГО расходы виновника аварии могут быть меньше, так как полную сумму или её часть выплатит страховая фирма. Если материальный ущерб причинён в рамках 400 тыс. рублей, а ущерб здоровью — в рамках 500 тыс. рублей, то страховка полностью его покрывает; всё, что свыше этих сумм, придётся выплачивать виновнику ДТП.

Административная ответственность

Глава 12 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) предусматривает штрафы и иные наказания за различные нарушения ПДД. Поэтому административная ответственность при ДТП наступит в том случае, если его причиной стало какое-либо, из указанных в КоАП РФ, нарушений ПДД (но юридически это будет ответственность за нарушение ПДД, а не за ДТП).

Также к административной ответственности привлекается водитель, виновный в ДТП, последствием которого стало причинение лёгкого и средней тяжести вреда здоровью человека. Последствия в первом случае — штраф две — пять рублей или лишение водительских прав года до полутора лет; во втором случае — штраф 10–25 тыс. рублей или прав на полтора-два года (статья 12.24 КоАП РФ).

Уголовная ответственность

Наступает в том случае, когда ДТП привело к наиболее тяжким последствиям — в результате аварии сильно пострадали или погибли люди. При этом причиной ДТП стало нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства водителем. В этом случае ответственность предусматривается статьёй 264 Уголовного кодекса РФ. Сразу заметим, что смертельным исходом будет считаться не только случай, когда пострадавший скончался на месте ДТП, но и если он умер в течение ближайших 7 суток. Ниже приведён список последствий ДТП и возможные в каждой ситуации наказания.

  • Причинён тяжкий вред здоровью человека (то есть опасный для жизни или повлёкший какого-либо органа или его функций):
    • ограничение свободы до 3 лет;
    • принудительные работы до 2 лет (плюс, к этому могут добавить лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет);
    • арест на 6 месяцев;
    • лишение свободы до 2 лет (могут добавить лишение права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет).

Далее — абсолютно ко всем наказаниям обязательно добавляется санкция в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет (в отличие от вышеуказанного случая, где такая санкция может добавиться или не добавиться — по усмотрению суда).

  • Причинён тяжкий вред здоровью человека, при этом водитель был пьян:
    • принудительные работы сроком до 3 лет;
    • тюремный срок до 4 лет;
  • Погиб один человек:
    • принудительные работы до 4 лет;
    • лишение свободы сроком до 5 лет;
  • Погиб один человек, при этом водитель был пьян:
  • Погибло два и более человека:
    • принудительные работы сроком до 5 лет;
    • лишение свободы на срок до 7 лет;
  • Погибло два и более человека, при этом водитель был пьян:

ДТП по вине пешехода

Не всегда в аварии виноват водитель автомобиля, случаются происшествия на дорогах и по вине человека, пересекающего проезжую часть. Чаще всего пешеход становится причиной ДТП при переходе дороги в неположенном месте. Виновность ДТП на пешеходном переходе также может быть возложена на человека, пересекающего дорогу на красный свет. Какие еще могут быть обстоятельства, приведшие к трагедии?

Причины аварии

ДТП с наездом на пешехода может произойти и по причине скользкого или неровного дорожного покрытия, плохой видимости. Бывают ситуации, когда колесо машины попадает в открытый люк, глубокую яму. Множество аварий происходит в вечернее и ночное время и поэтому людям, часто пересекающим дорогу в этот период суток, целесообразно приобрести одежду со светоотражательными элементами. Перечислим основные причины ДТП по вине пешехода:

рассеянное внимание;
пересечение проезжей части в пьяном виде;
недосмотр родителей за детьми;
неспособность быстро сориентироваться в момент опасности пешехода-пенсионера, пешехода-инвалида;
пренебрежительное отношение к опасности, таящейся на дороге.

Кроме ДТП с участием пешехода, переходящего дорогу в неположенном месте, причиной аварии нередко бывает халатность велосипедистов, метеоусловия, гололед, поваленное ветром дерево.

Ответственность за создание ситуации

Судебная практика в делах, когда авария на пешеходном переходе случается по вине лица, пересекающего дорогу на красный цвет, обширна. Каждый случай ДТП разбирается судебной инстанцией индивидуально. Обычно в таких случаях карательные меры в отношении пешехода ограничиваются штрафом, сумма которого варьируется от 1 до 1.5 тыс. рублей.

Если же в ДТП виноватым стал пешеход, тяжелые телесные повреждения причинены водителю или пассажирам, будет назначена уголовная ответственность, суд может принять решение о лишении свободы. Если же по вине пешехода в ДТП погибли люди, ему грозит срок тюремного заключения до 7 лет. Так что пешеходам, чтобы не стать причиной аварии, надо быть не менее внимательными, чем водителям, так как они тоже могут быть наказаны за нарушения правил, вплоть до помещения за решетку.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий