Содержание
- 1 Оттенки выхлопов автомобилей с карбюраторными двигателями
- 2 Черный дым из выхлопной дизель
- 3 Карбюраторные двигатели
- 4 О чём говорит выхлоп автомобиля
- 5 Советы и рекомендации
- 6 Причины черного выхлопа
- 7 У карбюраторного зажигания
- 8 Черный, синий, белый дым из глушителя
- 9 БЕЛЫЙ ДЫМ
- 10 Белый дым
- 11 Инжекторный аналог
- 12 Карбюраторный двигатель
- 13 Самодеятельность автолюбителей
- 14 Инжекторный двигатель
- 15 Физическая сущность чёрного дыма
Оттенки выхлопов автомобилей с карбюраторными двигателями
Выхлопной дым моделей автомобилей с карбюраторными двигателями также может иметь белый, черный цвета и сизый оттенок. Они свидетельствуют о следующих неисправностях:
Дым белого цвета
Белый выхлоп говорит о попадании воды в топливную смесь Нивы. Это может произойти в результате образования конденсата в бензобаке или трубах подачи топлива, повышенной влажности во время заправки автомобиля, проникновения воды из поврежденной системы охлаждения двигателя.
Помимо этого белый выхлоп возникает вследствие нарушения герметичности прокладок, попадания в цилиндры двигателя хладагента, протечки воды в системе подогрева. В определенных ситуациях белый дым образуется из-за недостаточного уровня прогрева двигателя. Когда его температура не достигает нужных значений, в выхлопной системе остается некоторое количество воды. По этой причине нежелательно совершать краткосрочные поездки в морозную погоду.
Выхлопной дым сизого оттенка
Такой выхлоп может образоваться из-за масла, попавшего в камеру сгорания. Обычно это происходит по причине значительного износа цилиндров, поршневой системы. Определить степень изношенности деталей этих механизмов можно, измеряя уровень компрессии. В случае если этот показатель соответствует установленной норме, то причиной сизого дыма могут быть повреждения уплотнителей, втулок и манжет клапанов Нивы.
К вероятным неисправностям, которые могут спровоцировать образование дыма сизого оттенка, относятся также пониженная степень упругости колец, манжет, втулок и тарелок клапанов, изношенность седел клапанов, повышенный уровень масла. Такой дым появляется и по причине использования низкокачественного топлива с примесями масла.
А еще интересно: Тюнинг двигателя: Нива 4х4 — увеличение мощности распространенными методами || Форсировка двигателя нивы
Черный выхлоп
Черный выхлоп имеет цвет, который ему придает сажа, которая образуется из-за неполного сгорания топливной смеси.
Происходит это вследствие подачи в карбюратор превышающего норму обогащения топлива. Черный выхлоп также образуется, когда в камере поплавкового типа объем топлива превышает норму. Можно выделить и такие неисправности, как засорение отверстий, износ и повреждения жиклеров, поврежденная заслонка системы подачи воздуха, неисправный клапан холостого хода, свечи зажигания низкого качества.
При выяснении причины образования выхлопов Нивы определенного цвета и оттенков следует помнить, что вызывать подобные выхлопы может не только одна неисправность. Такое явление может стать признаком сразу нескольких различных повреждений и поломок, особенно в старых автомобилях с изношенными деталями и механизмами. Однако в целом указанные выше причины выхлопов позволят выбрать верное направление поиска неисправностей и вовремя произвести ремонт Нивы Шевроле иди другого автомобиля.
На видео посмотрим как нужно продувать выхлопную трубу, чтобы избавиться от черного выхлопа раз и навсегда.
Черный дым из выхлопной дизель
Заметьте что выхлоп даже исправного дизельного двигателя имеет черно-синий оттенок, в отличие от бензина или сжиженного газа. Поэтому нужно различать нормальное количество выхлопных газов и их чрезмерное количество, тем более с учетом того, что газы имеют характерный черный цвет.
Для любого дизеля характерны 4 основные причины по которым из выхлопной трубы идет черный дым:
- недостаток воздуха (как забитый воздушный фильтр так и повреждение впускного патрубка);
- слабая компрессия;
- подтекание форсунок (особенно заметно при резком нажатии на газ или при движении с нагрузкой);
- нарушен угол момента впрыска (ранний угол влечет за собой повышенного сажеобразования).
Далее об этих и других причинах подробнее.
Сажевый фильтр
Черный дым из выхлопной у дизеля будет зависеть от того каким экологическим нормам соответствует двигатель авто. Современные экологические нормы, в частности «Евро-5», предполагает установку сажевого фильтра, задача которого состоит в очистке выхлопных газов от вредных веществ. Соответственно если он вышел из строя будет валить черный дым.
При частично забитом сажевом фильтре из выхлопной трубы идет черный дым при перегазовке или просто при работе в нормальном режиме. Выхода из данной ситуации два — замена сажевого фильтра или его чистка.
Насос высокого давления
В дизельных двигателях за подачу и дозирование топлива отвечает насос высокого давления (ТНВД). Соответственно, при увеличении его интенсивности работы он выдает большее, чем необходимо, количество солярки, из-за чего и возникает перелив, приводящий в том числе к выхлопным газам насыщенного черного цвета.
На дизельных двигателях старого типа (классических) достаточно проверить работу насоса — его производительность, выдаваемое давление. В современных дизельных моторах, в частности, оборудованных системой Common Rail, также имеет смысл проверить работу датчиков, от которых информация поступает на электронный блок управления двигателем. Получение от них некорректной информации может стать причиной в том числе черного дыма из выхлопной трубы при резком нажатии на педаль газа или же просто в нормальном режиме работы двигателя.
Угол опережения зажигания
Речь идет о том, что в обычных (классических) системах дизельных двигателей может быть неправильно выставлен угол зажигания, в том числе и вследствие растяжения цепи. Это может стать причиной появления черного дыма из выхлопной на холодную, на горячую и в других условиях.
Обратите внимание, что в современных дизельных системах Common Rail такой проблемы нет, поскольку угол опережения выставляется автоматически блоком управления двигателя. Если же в такой системе угол сбивается — необходимо проверить работоспособность непосредственно электронного блока управления, а также работу датчиков, влияющих на корректную работу двигателя
Турбированные двигатели
У двигателей, оснащенных турбинами, есть свои нюансы. В частности, причиной появления черного дыма из выхлопной трубы может быть как раз турбина. При нормальных условиях работы давление должно быть выше стандартного атмосферного на 0,8…1 атмосферу. Если измеренное давление выше или ниже указанного, то и тот и другой случай может привести к возникновению черного дыма в выхлопных газах.
Впускной тракт
Достаточно распространенной причиной черного дыма из выхлопной трубы является сниженная пропускная способность впускного тракта. Чаще всего критическим элементом в данном случае является воздушный фильтр. Он может быть забить по банальным причинам — его давно меняли, не в соответствии с действующим регламентом.
Соответственно через него проходит меньше воздуха, чем это необходимо для нормальной работы, тогда как топлива, на прежнем уровне. А значит, необходимо проверить состояние воздушного фильтра и в случае, если он был забит — поменять его на новый.
Система EGR
Достаточно распространенной причиной, почему валит черный дым из выхлопной трубы, является неисправная система рециркуляции отработанных газов — EGR (Exhaust Gas Recirculation). Дело в том, что системами ЕГР, в основном, оснащаются двигатели европейских машин с умеренным климатом. А вот при значительных морозах дизельный мотор прогревается не так быстро из-за чего заслонки и сервоприводы компонентов EGR попросту забиваются сажей. Ведь обогащенная смесь подается дольше чем обычно.
Соответственно, в режиме нормальной работы много выхлопных газов возвращается обратно во впускной коллектор. Это естественным образом приводит к нехватке воздуха для двигателя, что в свою очередь, приводит к появлению черного дыма из выхлопной. Если система рециркуляции исправна, то при полной нагрузке на двигатель она полностью закрывается.
Карбюраторные двигатели
В старых автомобилях, как известно, за формирование топливной смеси отвечает карбюратор. Соответственно и перенасыщение этой смеси горючим – его вина. Конкретнее здесь могут иметь место две основные проблемы:
- игольчатый клапан;
- жиклеры;
Игольчатый клапан может пропускать либо слишком много топлива, либо же наоборот западать. Ну а из-за работы на бензине плохого качества жиклеры могут попросту забиваться.
Все что вам требуется, это почистить и хорошенько промыть карбюратор, а при необходимости заменить его детали, вышедшие из строя. Не забудьте правильно выставить уровень бензина.
О чём говорит выхлоп автомобиля
Выхлоп может быть разного цвета, иногда замечая дым, не характерный для вашего автомобиля, следует задуматься и проверить состояние силового агрегата.
Белый цвет выхлопа может появляться после длительной стоянки автомобиля. Это обусловлено конденсатом, который скапливается в выпускной системе и начинает испаряться, когда мотор запускается. Наружная температура воздуха так же влияет на образование белого дыма. Чем холоднее, тем больше и дольше дыма идет.
В этом случае надо разбирать мотор, снимать головку цилиндров, менять прокладку головки блока цилиндров, ремонтировать трещины, проверять герметичность головки и тому подобное.
Что бы проверить, и подтвердить, что жидкость попала в цилиндры нужно выполнить ряд действий:
Завести мотор, открыть крышку расширительного бочка системы охлаждения и проверить, нет ли бурления жидкости. Если бурление присутствует, следовательно, газы прорываются в систему охлаждения
При глушении мотора — уровень охлаждающей жидкости понижается, так как часть её уходит в цилиндры двигателя.
Следует обратить внимание на цвет и состояние жидкости в системе охлаждения, запах гари, присутствие жирных пятен на поверхности, изменение цвета, плотности и т.п. Это может говорить о микротрещинах и дефектах в моторе.
Надо проверить уровень масла, нередки случая, когда он повышается в результате попадания в него жидкости из системы охлаждения
Как следствие, моторное масло разжижается и мутнеет, в нем появляется эмульсия.
До устранения проблемы двигатель лучше не использовать, дабы не усугубить ситуацию. В худшем случае, в результате большого скопления жидкости в пространстве над поршнем может произойти гидравлический удар, что выведет силовой агрегат из строя и приведет к дорогостоящему ремонту.
Черный выхлоп из глушителя бензиновый двигатель выдает, как правило, при запуске, возникает это из-за проблем в системе питания. В этом случае происходит сильное обогащение рабочей смеси топлива и воздуха, в камеру сгорания попадает больше топлива, чем необходимо. Признаки данной ситуации следующие:
- Запуск двигателя затруднен;
- Свечи залиты топливом;
- При запуске силовой агрегат работает со сбоями, не устойчиво;
- Сильный шум в работе глушителя, хлопки;
- Большой расход топлива;
- Мотор не выдает былой мощности;
- Бортовой компьютер выдает ошибку;
- Запах бензина при работе агрегата
Причин, которые приводят к нарушению подачи топлива достаточно много. Начинать искать неполадки надо с систем подачи топлива. На карбюраторных двигателях необходимо проверить дозирующее устройство, топливные, воздушные жиклеры, поплавковую камеру.
Надо проверить систему зажигания, бывает, что при выходе из строя какого- то элемента, как то катушки зажигания, высоковольтных проводов, свечи, происходит сбой в двигателе в целом.
Необходимо проверить состояние воздушного фильтра, при его загрязнении смесь, попадающая в цилиндр, будет содержать много топлива.
У двигателей с инжектором иногда выходит из строя электронная система управления двигателем. Передавая на блок управления неверные данные, контроллер увеличивает подачу горючего. Что в свою очередь приводит к переизбытку топливной смеси.
Так же форсунки в двигателе могут потерять герметичность и переливать топливо в камеру сгорания.
Заливая топливом свечи, происходит не только его переизбыток, но и много других проблем. Например, смывание масляной пленки со стенок цилиндров, как следствие, сильный износ цилиндров и поршневой группы. Кроме того, большое количество горючего попадает в картер двигателя, что приводит к разжижению масла.
В любом случае, мотор нуждается в полной проверке, настройке и устранении неисправностей, иначе последствия обойдутся очень дорого.
О попадании масла в цилиндр будет свидетельствовать повышенный расход масла двигателем. Причины попадания масла:
- Сильный износ деталей поршневой группы;
- Поломка газораспределительного механизма
При износе деталей происходит выход из строя поршневых колец, появляются дефекты на поршне, стенках цилиндра.
При поломке газораспределительного механизма, отсутствует уплотнение в области стержня клапана и направляющей втулки клапана.
Для ремонта, необходимо будет заменить сальники клапанов. Замерить компрессию в двигателе. Если снижение компрессии незначительно, то по мере работы сизый дым пропадает, так как зазоры при прогреве уменьшаются. В случае, если зазоры велики и дым не прекращается, необходимо выполнить ремонт.
Советы и рекомендации
Как видно, для устранения причины черного, белого или синего цвета выхлопа в одних случаях может быть достаточно замены фильтров и прочистки инжектора. В то же самое время для других моторов единственным выходом будет замена изношенных элементов ЦПГ, ГРМ или даже капитальный ремонт двигателя.
Добавим, что если двигатель начал неожиданно дымить черным выхлопом при запуске без явных причин, тогда в самом начале рекомендуется сменить топливо. Заправка некачественным горючим или топливом с высоким содержанием присадок и примесей часто приводит к трудностям воспламенения смеси и изменению цвета отработавших газов.
Не следует забывать и о том, что от фаз газораспределения, качества регулировки клапанов и нормально выставленного зажигания напрямую зависит стабильность работы агрегата и полноценность сгорания топливно-воздушной смеси. Ремень ГРМ (при наличии) должен быть выставлен строго по меткам, тепловой зазор клапанов необходимо тщательно регулировать.
Отметим, что в процессе проведения первичной диагностики можно оценить состояние ДВС по свечам зажигания, цвету нагара на электродах и резьбовой части. Например, мокрые свечи или черный маслянистый нагар дополнительно укажут на причину и степень серьезности проблемы. Напоследок добавим, что для быстрого поиска неисправности инжекторного бензинового или дизельного мотора рекомендуется сразу провести полную компьютерную диагностику двигателя.
С учетом невысокой стоимости данной операции на СТО можно выявить неполадки и сбои в работе отдельных датчиков ЭСУД. Также можно проверить ДВС на ошибки самому при помощи диагностического адаптера в OBD разъем.
Причины черного выхлопа
Современные автомобили комплектуются тремя типами моторов: бензин (карбюратор), дизель, инжектор. И в каждой ситуации появление неполадок обусловлено различными факторами.
Основной топливный узел работает не стабильно по причине:
- поломки игольчатого клапана. В результате может идти лишнее топливо, либо попросту залипает;
- засора в системе жиклеров. Это происходит после заливки некачественного горючего.
Работа топливной системы, а точнее сам впрыск в камеру сгорания осуществляется с помощью электроники. Поэтому истоки проблемы, ее решение, гораздо сложнее, чем в первом случае. Среди них:
- засоры каналов, в результате чего топливо подается с перебоями. То есть при возросшем давлении происходит сильный впрыск с лишним количеством горючей смеси. Обороты начинают «плавать» от низких к высоким;
- подача контролируется различными датчиками, неисправность которых также может привести к смене окраса выхлопа;
- слишком «активная» подача горючей смеси насосом в камеры впрыска. Он располагается непосредственно в баке. И иногда начинает переливать.
Дизельный силовой агрегат
Для таких моторов темный дым считается нормой, так как это особенность самого топлива. Но в настоящее время проблему стараются решить, чего требуют соответствующие нормы и стандарты. Поэтому автомобили комплектуются сажевыми фильтрами, которые отвечают за очистку отработанного газа. Выход его из строя является первой причиной. Вторая – уже знакомый нам перелив топливного насоса. Третья – неправильный угол опережения зажигания.
У карбюраторного зажигания
У карбюратора все достаточно просто – если выхлоп окрашен в серо-черные тона, присутствует не стабильность работы в первую очередь нужно смотреть сам карбюратор. Скорее всего, здесь имеет место быть перелив в поплавковой камере.
Происходит это по двум причинам:
1) Неисправна «иголка» (игольчатый клапан), она может залипать или наоборот пропускать излишки топлива.
2) Засорились, закоксовались (от нашего топлива) жиклеры. Маленькие «форсунки» с точным размером.
Нужно разобрать карбюратор прочистить его, если не помогает, то нужно купить ремкомплект и заменить «иглу» и жиклеры и правильно установить уровень бензина в камере.
Черный, синий, белый дым из глушителя
Почему из глушителя идет белый дым — распространенный вопрос среди автовладельцев ВАЗ 2109, 2112, 2106 и других марок. Если капает вода и белый дым, в этой ситуации нет ничего страшного — это лишь конденсат, пар, возникающий в результате соединения воды и углекислого газа. Однако если троит и белый дым — то скорее всего, повреждена и нуждается в замене прокладка ГБЦ. Если пошел дым синего цвета разных оттенков, то обычно это случается по причине проникновения частиц масла в цилиндры. Черный или серый дым сигнализирует о повреждениях в системе топливоподачи.
Какими присадками убрать дым? Есть специальные присадки, которые так и называются «антидым». Позволяют временно избавиться от существенного количества выхлопных газов и излишнего шума, возникающего при работе двигателя. Но этот метод не решает проблему, всё равно требуется качественный ремонт, чтобы машина не дымила.
Вы можете обратиться в наш сервис «Мастер глушителей». Решаем все перечисленные проблемы после тщательной диагностики. При необходимости делаем замену глушителя.
БЕЛЫЙ ДЫМ
В большинстве случаев белый дым – привычное явление зимой, когда вы утром прогреваете мотоцикл. И практически всегда это не дым, а обычный пар. Из-за разницы температур в выхлопной трубе при ее остывании всегда образуется конденсат, после чего он замерзает до следующего прогрева мотоцикла. Когда вы заводите машину, выхлопная труба также начинает греться, растапливая замерзший конденсат и переводя его в газообразное состояние. При этом может также наблюдаться капание воды из трубы, что также не является в данном случае серьезной проблемой. И чем холоднее на улице, тем сильнее заметен дым. Да и влажность играет свою роль. Чем она выше, тем гуще белый пар.
Но что делать, когда выхлоп непривычного цвета из глушителя наблюдается безостановочно даже в теплую летнюю погоду? Такое явление прежде всего связанно с проникновением жидкости в цилиндры. Как правило, это охладители: антифриз, тосол или даже обычная вода. В этом случае есть вероятность, что вам необходимо заменить прокладку головки блока цилиндра. Влага не испаряется всецело и образуется дым с высокой плотностью. Характерным есть тот факт, что цвет и плотность выхлопа может сильно отличаться исключительно в зависимости от типа охладительной жидкости. Некачественная и дешевая сама по себе может стать причиной множества хлопот.
Для того чтобы лучше разобраться в природе белого дыма, нужно провести диагностику. В основном он возникает из-за проблем в системе охлаждения. Если имеется намек на ее неисправность, настоятельно рекомендуем провести ряд проверок. Прежде всего стоит удостовериться в том, что из глушителя идет именно испарение жидкости. Прогрейте двигатель до привычной для рабочего состояния температуры (процедуру можно провести даже после какой-то поездки). Найдите чистый листок бумаги и приложите к трубе, частично блокируя ею отверстие.
Делаем выводы: если это вода – она превратится в пар, не оставив за собой никаких жирных, маслянистых следов; если же на листке остались жирные пятна – в системе явно существует проблема.
Если листок чист, мы продолжаем поиски. Проблема попадания влаги может крыться не в самой прокладке, которая в силу определенных факторов оказалась поврежденной, но и в трещинках в блоках цилиндров. Обычно их можно обнаружить без проблем при тщательном рассмотрении.
Существует еще одна довольно частая причина появления белого дыма – двигатель не успевает прогреваться. Если вы ездите немного и на небольшие дистанции, конденсат скапливается все сильнее и не успевает выйти наружу. В следствии выхлопная может быть забита конденсатом настолько, что машина просто не будет заводиться. Во избежание этого рекомендуем минимум раз в день полностью прогревать мотоцикл, а если есть такая возможность – использовать автопрогрев.
Но вот обнаруженные неполадок, которые сопровождаются белым дымом из глушителя, не просто требуют срочного устранения их причин. Они требуют тщательной проверки и устранения дефектов в системе охлаждения, поскольку, как показывает практика, вызываются перегревом двигателя. Есть вероятность того, что неисправен термостат или в нерабочем состоянии датчик включения, не герметичен радиатор и т.п.
Подытожив, можем сказать, что зимой особо заострять внимание на появлении белого дыма не стоит. Проблема решается сама собой с приходом тепла без вашего участия
Белый дым
Белый дым — верный признак наиболее серьёзных неисправностей двигателя, при которых дальнейшую эксплуатацию следует немедленно прекратить. Но не стоит путать эту неприятную ситуацию с обыкновенным испарением влаги после длительного простоя, стоянки в сыром помещении или воздействия атмосферных осадков. Помните, что безобидная влага в выхлопной системе испаряется в течение 10-15 минут, после чего цвет дыма должен стабилизироваться и стать прозрачным.
Белый дым также нормальное явление при температуре окружающего воздуха ниже минус 10 градусов, но его объём визуально не должен превышать разумную норму. Если же выхлоп имеет белый оттенок на протяжении длительного времени, а его количество столь велико, что создаёт шлейф позади вашего транспортного средства, то это повод немедленно обратиться на станцию технического обслуживания.
Причинами возникновения подобной ситуации могут быть протечки прокладки головки блока цилиндров или микротрещины в самом блоке, в результате чего охлаждающая жидкость попадает в камеру сгорания, а также в систему смазки. Эксплуатацию автомобиля следует немедленно прекратить и доставить его до сервисного центра на буксире или эвакуаторе, поскольку охлаждающая жидкость, смешиваясь с маслом, приводит к резкому ухудшению его смазывающей способности, в результате чего элементы цилиндро-поршневой группы могут получить критические повреждения всего за несколько километров езды, что приведёт к ещё более дорогостоящему ремонту.
Кроме того, наличие микротрещины, через которую начался дренаж охлаждающей жидкости, может привести к разрушению стенок цилиндров, что сделает последующий ремонт двигателя нецелесообразным.
К косвенным признакам развития подобной неисправности можно также отнести резкое снижение уровня охлаждающей жидкости при одновременном повышении уровня масла. Кроме того, само масло на щупе изменит свой оттенок, а также станет менее вязким.
И если возникновение трещины – это, как правило, заводской брак, скрытый дефект, который проявился по независящим от автомобилиста причинам, то нарушение герметичности прокладки головки блока цилиндров может стать следствием регулярных перегревов, повышенных нагрузок при непрогретом моторе, а также неквалифицированного проведения ремонтных работ. Возникновение паров влаги в камере сгорания также приведёт к резкому увеличению компрессии, что скажется на ресурсе двигателя и может привести к разрушению поршней или шатунов (особенно на современных моторах с облегчённой цилиндро-поршневой группой). Критическое развитие ситуации сложно не заметить, поскольку объём выхлопа многократно возрастёт, однако наилучшим вариантом будет своевременный мониторинг и предотвращение дальнейшего повреждения деталей.
Стоит отметить, что в российских реалиях в среде недобросовестных сервисменов, а также разномастных мошенников, стала распространённой практика добавления охлаждающей жидкости непосредственно в маслозаливную горловину. В результате подобных действий неопытный автомобилист будет наблюдать все вышеперечисленные признаки и может согласиться на капитальный ремонт совершенно исправного мотора. Для предотвращения необдуманных трат можно ограничиться заменой масла под вашим пристальным контролем, желательно в другой мастерской, что позволит моментально устранить характерные признаки.
Таким образом, любое отклонение от нормы чревато серьёзными капиталовложениями в последующий ремонт, и цвет, а также интенсивность выхлопа позволяют диагностировать характер поломки и возможность добраться своим ходом до станции технического обслуживания.
Если же автомобилист будет игнорировать описанные в нашей статье признаки, стоимость ремонта может многократно возрасти, а в особенно запущенных случаях потребуется замена двигателя целиком. Некоторые из описанных проблем легко предотвратить использованием качественного топлива и своевременным обслуживанием, например промывкой радиатора, и заменой расходных материалов (воздушного и топливного фильтров), а также контролем уровня рабочих жидкостей.
Инжекторный аналог
В таких силовых агрегатах необходимое соотношение между горючим и воздухом (1:14,7) поддерживается электроникой. То есть компьютер определяет, на какое именно время открывать форсунки в нужный момент для формирования рабочей смеси.
Также проблема может быть в засоренном воздушном фильтре. В связи с этим, этот элемент подлежит регулярной замене.
Другая причина, почему идет черный дым — загрязненная дроссельная заслонка. И как раз в этом случае прочистить ее нетрудно самому водителю при помощи одного известного средства — Carb Cleaner.
Теперь об общей проблеме в отношении карбюраторного и инжекторного двигателя — неисправность системы зажигания. Это также приводит к неполному сгоранию рабочей смеси в цилиндрах. Поэтому имеет смысл проверить работоспособность и этого узла. Есть риск выход из строя свечи либо высоковольтного провода. Также бывают иные причины.
Всему виной инжектор
Появление дыма темного оттенка указывает на необходимость проверки инжектора. То есть проблема кроется в засоренности или же большом давлении. Для проведения диагностики нужен специальный проверочный стенд, который можно встретить лишь в специализированных автосервисах. Большинство автолюбителей стараются сделать все своими усилиями, однако не всегда процедура заканчивается успешно.
Стоит отметить, что заправка автомобиля дешевым продуктом, у которого заведомо низкое качество, оборачивается частым засорением форсунок. Это приводит к снижению подачи бензина. Впоследствии, если игнорировать проблему, то это заканчивается нарушением герметичности игольчатого клапана форсунки. В результате поступает больше топлива, чем следует.
Для исправления ситуации нужно прочищать инжекторы специальными средствами. Сама процедура должна выполняться раз в 60-70 тысяч км пробега. Причем независимо от типа используемого топлива.
Топливный насос
Когда струится черный дым при запуске мотора, это указывает на еще одну неисправность — сломался топливный насос (касается бензиновых агрегатов). Это приводит к нарушению подачи топлива — вместо дозированного поступления ТВС горючее льется чуть ли не рекой.
У инжекторных двигателей этот элемент системы питания расположен в топливном баке, где бензином же и охлаждается во время работы. Насос нагнетает топливо в рампу, создавая высокое давление. Но иногда напор становится более интенсивным, что грозит переливом горючего.
В результате черная завеса появляется не только в режиме работы на холостых оборотах, но и при движении транспортного средства. Диагностировать этот элемент довольно затруднительно, а потому лучше доверить эту процедуру специалистам.
Датчики
У любого инжекторного двигателя его работа полностью находится под контролем электронного блока управления (ЭБУ). Именно он ответственен за приготовление ТВС. Помощь ему обеспечивают многие датчики, которые измеряют разные параметры (расход воздуха, положение дроссельной заслонки и т. д.).
Иными словами, когда к ЭБУ поступает неверная информация, соответственно он дает команду на более продолжительную работу форсунок. В результате рабочая смесь формируется с неправильным соотношением. В итоге это оборачивается излишками топлива, которые не сгорают.
Карбюраторный двигатель
Для карбюраторного бензинового двигателя, всё достаточно просто и понятно. Многие владельцы такого типа транспортных средств сталкивались с тем, что двигатель попросту заливало, после чего он начинал «чхать» и троить, а с выхлопной системы выходил чёрный дым.
Итак, рассмотрим, основные причины и методы устранения:
- Иголка карбюратора. Этот элемент имеет свойство залипать, особенно, когда залито не качественное горючее. Вследствие этого начинается перелив, и топливо сгорает не в полной мере.
- Зажигание. Повреждение свечей зажигания или неправильной угол опережения зажигания также становится причиной, поскольку топливо сгорает не полностью, что вызывает образования чёрного дыма.
- Многие автомастера говорят, что ещё одной причиной образования дыма чёрного цвета является износ поршневых колец и выработка клапанов. В таком случае, лучше всего обратиться в автосервис для устранения неисправностей.
Самодеятельность автолюбителей
Некоторые владельцы частной движимости стараются обходиться своими силами, не доверяя транспортное средство другим рукам. С одной стороны это оправдано, но лишь при наличии некоторых навыков и умений. Однако далеко не каждую неисправность можно устранить усилиями любителей, поскольку серьезные поломки требуют более профессионального подхода со стороны квалифицированных мастеров.
Что характерно, чисто механические поломки, которые приводят к черному задымлению, встречаются не так часто. Это проявляется в виде осложнения в результате эксплуатации автомобилей недобросовестными либо невнимательными их владельцами. Как итог — основные системы дают сбои в работе, что грозит дорогостоящим ремонтом.
Для минимизации появления черных облаков из глушителя достаточно воспользоваться рядом полезных рекомендаций:
- При подозрении на низкое качество топлива стоит сменить место заправки автомобиля, после чего полностью слить из бака горючее, без остатков. Далее оценить качество выхлопа с новым бензином.
- Регулярно менять топливный фильтр, особенно если приходится заливать в бак топливо низкого качества.
- Если в этом есть необходимость — менять воздушный фильтр. Это позволит исключить попадание в топливную смесь загрязняющих частичек.
- При наличии определенных навыков и умений в собственном гараже полезно проверить форсунки либо карбюратор на предмет работоспособности.
- Сравнить действующие значения компрессии в цилиндрах с номинальными показателями.
При возникновении трудностей, не стоит усугублять положение, лучше сразу обратиться в ближайший автосервис для диагностики транспортного средства.
Инжекторный двигатель
С инжектором дела обстоят немного хуже. Появление чёрного выхлопа свидетельствует о том, что в первую очередь, стоит проверить инжектор и форсунки. Именно в засорённости или слишком большом напоре топлива может крыться проблема. Для диагностики данных элементов, существуют специальные проверочные стенда, на специализированных автосервисах.
Если запускается двигатель и идёт чёрный выхлоп из глушителя, то бензиновый двигатель мог подвергнуться ещё одной неисправности — сломался топливный насос. В данном случае, моет быть нарушено количество подаваемого топлива. Так, мотор попросту заливает и в камеры сгорания попадает не воздушно-топливная смесь, а горючее течёт струёй.
Ещё одна весьма важная причина образования дыма в выхлопной может быть засорённость воздушного фильтра. Поэтому менять данный элемент рекомендуется регулярно и согласно технических карт проведения обслуживания.
Как и фильтрующий элемент воздуха, причиной нарушения образования воздушно-топливной смеси может стать засорённый дроссель. Чистка данного элемента проводится достаточно легко своими руками при помощи средств для чистки карбюратора.
Для инжектора, как и для карбюратора, неисправность в системе зажигания ведёт к накоплению топлива, которое не прогорает. Таким образом, при проведении диагностических операций рекомендуется проверить и этот узел. Возможно, одна из свечей или высоковольтный провод вышел со строя, что повлекло за собой возникновение такого эффекта.
Физическая сущность чёрного дыма
Нормальный выхлоп должен быть прозрачен. При сгорании топлива образуются бесцветные газы и водяной пар, который тоже выходит в газовой фазе. Чёрный цвет образуется благодаря твёрдым частичкам углерода, больше известным под именем сажи. Если подобным образом дымящий двигатель поработает, например, над свежим снежным сугробом, то это вещество несложно рассмотреть. Или просто заглянуть в выпускную трубу, там эта сажа обильно выделяется на стенках.
При работе исправного двигателя чёрного дыма быть не должно. Это становится ясно, если рассматривать вопрос даже не с точки зрения экологии, но просто по соображениям топливной экономичности. Если мотор выделяет несгоревший углерод, значит, часть топлива была потрачена впустую. Фактически при сгорании этого угля могла быть произведена полезная работа, а вместо того уже оплаченное горючее не было окислено с выделением тепловой энергии, а просто выброшено наружу, параллельно загрязняя воздух и окружающую обстановку. Так двигатель внутреннего сгорания работать не должен.