Содержание
- 1 Технические спецификации автомобилей
- 2 Классификация моторных масел по ACEA
- 3 Международная классификация смазочных материалов API для двухтактных двигателей
- 4 Маркировка моторных масел
- 5 На что влияет вязкость и расшифровка
- 6 Классификация моторных масел по вязкости SAE
- 7 Классификация трансмиссионных масел по API
- 8 Классификация масел для двухтактных двигателей по стандарту JASO M 345
- 9 Основные параметры вязкости
- 10 Как грамотно выбрать машинное масло
- 11 Типы и характеристики моторных масел
- 12 Итого.
Технические спецификации автомобилей
Созданные в API и ACEA минимальные базовые условия, которые должны быть соблюдены производителями масел и производителями автомашин. В разных ДВС условия эксплуатации для моторного масла разные, они испытывают различные нагрузки.
В связи с тем, что из-за конструкции двигателей создаются разные мощности и одно масло эксплуатируется в экстремальном режиме, другое — в щядящем, производители ДВС создали специальные системы классификации, так называемые, допуски. Это производители моторов для хороших машин, таких как АУДИ, БМВ, МЕРСЕДЕС, ШКОДА, ФОЛЬКСВАГЕН, ПОРШЕ, ФОРД, РЕНО И ФИАТ. То есть данные производители сами рекомендуют свои наработки в области присадок для масел. В инструкциях по эксплуатации таких автомобилей есть спецификации, по которым можно посмотреть номера, которые подходят для данного двигателя и которые должны быть нанесены на упаковку моторного масла рядом с шифром.
Система допусков WAG для легковых авто
- VW 500.00 — это энергосберегающее масло для двигателей (SAE 5W-30, 10W-30, 5W-40, 10W-40 и др.);
- VW 501.01 — всесезонное моторное масло, назначается для бензиновых ДВС до 2000 года выпуска;
- VW 502.00 — предназначен для турбированных моторов.
- VW 503.00 — для бензиновых моторов, вязкость таких масел SAE 0W-30. Также особенностью является то, что менять такое масло надо реже, через 30 тыс.км.
- VW 504.00 — это масло для таких же ДВС, что и 503, но выхлопная система должна быть с трехкомпонентным нейтрализатором.
- VW 505.00 — это для двигателей TDI дизельных, это Ауди, Шкода и Фольксваген до 2000 г.в.
- VW 505.01 — это для моторов PDE с форсункой.
- VW 506.00 — это энергосберегающее моторное масло со степенью вязкости 0W-30 для ДВС V6 TDI -*замена через каждые 30 тыс.км. Для 4х цилиндровых TDI замена масла через 50 тыс.км. Рекомендуется использовать для дизелей от 2002 г.в.
- VW 506.01 — этот допуск применяется для турбированных ДВС с насос форсункой PD-TDI. Эксплуатационный ресурс увеличен, как у предыдущего.
Система допусков для автомобилей Mersedes-Benz (легковых)
У знаменитого автоконцерна Mersedes есть свои допуски для использования моторных масел.
То есть, если, например, на канистре есть обозначение МВ-229.1, то этот допуск говорит о том, что масло подходит и для дизелей и для бензиновых, но только до 1997 г.в.
МВ 229.5 — этот допуск информирует о том, что энергосберегающее масло для дизель и бензиновых ДВС с увеличенным сроком эксплуатации.
МВ 229.31 — соответствует по спецификации с SAE 0W и с SAE 5W. Такой допуск уменьшил содержание фосфора и серы в составе масла.
Система допусков BMW
- BMW loglife 98 — допуск информирует, что это масло для ДВС после 1997 г.в. Соответствует сертификату SAE A3/B3. Повышен эксплуатационный ресурс, то есть менять такое масло надо реже.
- БМВ longlife 01 — масло с таким допуском для моторов 2001 г.в.
- БМВ longlife 01FE — масло для ДВС, которые эксплуатируются в тяжелых условиях.
- БМВ longlife 04 — масло с таким допуском разрешено использовать в современных новых двигателях БМВ.
Система допуска Renault
- RN 0700 — соответствует сертификату ACEA A3/B4 или АСЕА А5/В5.
- RN 0710 — соответствует АСЕА А3/В4.
- RN 0720 — масло с таким допуском предназначено для новых дизельных моторов с сажевыми фильтрами последнего поколения, соответствует АСЕА А3 с доп.требованиями РЕНО.
Система допусков Ford
- Ford WSS-M2C913-A — масло 5W-30 с таким допуском применяется для первичной и сервисной замены. Соответствует сертификатам ILSAC GF-2, ACEA A1-98, B1-98 и доп.требованиям концерна Форд.
- Ford M2C913-B — масло с таким допуском подходит для бензиновых и дизельных двигателей, но для первичной заливки или сервисной замены. Также, соответствует сертификату требований ИЛСАК GF-2, ACEA A1-98, B1-98.
- Ford WSS-M2C913-D — масло с таким допуском предназначено только дизелей, кроме двигателя машины ФОРД КА TDCI до 2009 г.в. Также, не подходит для авто от 2000 до 2006 г.в. Повышенный ресурс эксплуатации (менять реже). Предусматривает возможность заправления биодизелем и высокосернистым топливом.
- Ford WSS-M2C934-A — для дизельных моторов с сажевыми фильтрами DPF.
- Ford WSS-M2C948-B — для бензиновых и дизельных ДВС с катализатором. Соответствует сертификату АСЕА С2. Имеет требования по вязкости, должно быть 5W-20. Также, должно быть заниженное образование сажи.
Классификация моторных масел по ACEA
Организация образована в 1991 году вместо существовавшей до этого CCMC. До конца 1996 года ACEA действовала параллельно с API. Первая редакция классификаций масел вышла в 1994 году, после чего много раз пересматривалась и переиздавалась. Каждая новая редакция имеет аббревиатуру с годом ее издания, например, ACEA 2008.
После выхода новых спецификаций старые действуют еще два года параллельно с новыми, чтобы дать время производителям масел перестроиться на новые требования. Более старые редакции после этого считаются недействительными и, если какой-то производитель ссылается на них, он относится к тем, кто не прошел новую спецификацию. На сегодняшней день актуальной является спецификация ACEA 2012.
Категории масел ACEA
В последней редакции 2012 года выделены три категории:
ACEA AB – Смазки для моторов с питанием бензином и дизелем. Объединяет все разработанные до 2004 года классы A и B, которые в более ранних редакциях делили смазки на две категории по типу топлива. Сейчас в этой категории 4 класса: А1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5.
Класс | Применение | Характеристики |
---|---|---|
А1/В1 | Для определенной категории двигателей с небольшой нагрузкой, в которых можно применять маловязкие масла. | Имеет увеличенный пробег, не рекомендовано для жаркого климата. Энергосберегающее. |
А3/В3 | Для двигателей легковых авто и грузовиков малого тоннажа с высокой мощностью, с турбонаддувом и без | Средний интервал замены. Может использоваться в любой сезон. |
А3/В4 | Для агрегатов с турбиной, непосредственным впрыском и насос-форсунками или системой Common Rail. | Практически полностью идентично А3/В3, но подходит для новых инжекторных систем. Может заменить предыдущую категорию. |
А5/В5 | Для высокофорсированных моторов легкого транспорта, где допускается использование смазок малой вязкости. | Маловязкое, подходит для зимних месяцев. Не подходит к некоторым типам двигателей. |
ACEA C – смазки для бензинового и дизельного топлива, подходят под самые жесткие современные требования экологов по содержанию веществ в выхлопе. Можно использовать в системах с катализаторами и сажевыми фильтрами, так как имеют сниженную зольность. В этой категории 4 класса: C1, C2, C3, С4.
Класс | Применение | Характеристики |
---|---|---|
С1 | Бензиновые и дизельные двигатели с инжекторами, мощные с малым зазором между внутренними деталями. | Экономит топливо и распадается до нейтральных веществ в выхлопе. Не допускается использовать в устаревших конструкциях или двигателях, в которые ранее заливались более агрессивные материалы. |
С2 | Экономные двигатели с системами очистки выхлопа. | Отличие от предыдущей категории в более высоком содержании фосфатов и сульфатов. |
С3 | Моторы с системами очистки выхлопа, работающие в сложных условиях, с турбонаддувом или без. | Отличается от С2 повышенной вязкостью, низкая и средняя зольность. Подходит для увеличенных интервалов замены. |
С4 | Для систем, оборудованных сажевыми фильтрами DPF и трехкомпонентными катализаторами TWC. | По составу похож на С1, но выше вязкость. |
ACEA E – смазки для дизелей, работающих с большой нагрузкой, и тяжелого транспорта. Категория была введена в самом начале создания класса в 1995 году. В новой редакции 4 класса: Е4, Е6, Е7, Е9.
Класс | Применение | Характеристики |
---|---|---|
Е4 | Современные двигатели, отвечающие нормам Евро от 1 до 5 и работающие в тяжелых условиях. | Обеспечивает чистоту деталей и защиту от износа, длительный интервал замены. Не подходит для систем с сажевым фильтром, совместим не со всеми системами очистки выхлопа. |
Е6 | Для современных моторов, отвечающих требованиям Евро от 1 до 5 с системой очистки выхлопа, с сажевым фильтром или без, снижением выбросов оксида азота. | Обеспечивает чистоту внутренних деталей, защищает от износа, увеличенный интервал пробега. |
Е7 | Дизельные моторы, работающие на больших оборотах класс Евро от 1 до 5, оборудованных системой очистки выхлопа. Не подходит для систем с сажевым фильтром. | Повышение антиокислительных и моющих свойств. Увеличенные интервалы замены. |
Е9 | Отличие от Е7 в совместимости с сажевым фильтром. | Ограничение по зольности. |
Международная классификация смазочных материалов API для двухтактных двигателей
Международная классификация смазочных материалов API для 2-тактных двигателей имеет четыре уровня: TA, TB, TC для наземных транспортных средств и TD для использования на лодочных 2-тактных двигателях. Производители рассматривают данную классификацию моторных масел как устаревшую. Эстафету приняла японская спецификация JASO, признанная в среде профессионалов. Международная спецификация ISO базируется на данной японской спецификации, опубликованной в 1997г.
Спецификации по API для дизельных двигателей
CE *
«Требовательные» коммерческие дизельные двигатели (1987).Очень жесткие условия эксплуатации для нагруженных дизельных двигателей. Соответствует CD, усиленная защита от износа и высокотемпературных отложений, лучший контроль за окислением и расходом масла.
CF-4 *
«Требовательные» коммерческие дизельные двигатели (1991).Те же требования, что и для категории CE, но усиленная защита против отложений на поршнях и высокого расхода масла.
CF
Дизельные двигатели с непрямым впрыском (1994). Масла для строительной и карьерной техники, а также для двигателей, использующих дизельное топливо с высоким содержанием серы (>0.5%). Могут быть использованы вместо API CD. Иногда используются в дизельных двигателях для пассажирского транспорта.
CG-4
Коммерческие дизельные двигатели, работающие в под тяжелыми нагрузками (развитие API CF-4, 1995). Масла для двигателей, соответствующих ограничениям по выхлопам в США 1994 г. (дизельное топливо с содержанием серы ≤ 0.05%). Могут быть использованы с дизельным топливом, содержащим серу в количестве до 0,5%).
CH-4
Дизельные двигатели под очень высокими нагрузками, удовлетворяющие стандартам по выхлопам США (1998). Масла, соответствующие требованиям США 1998г. для двигателей с пониженным уровнем выхлопов, специально разработаны для дизельного топлива с содержанием серы не более 0,5%. Особенно эффективны в борьбе с коррозией, износом, сажей и окислением. Высокая сдвиговая стабильность и устойчивость к вспениванию. Продлевают срок службы двигателей, эксплуатируемых в самых разнообразных условиях. Перекрывая требования предыдущих стандартов, данные масла достаточно гибко могут быть использованы в разнородных парках техники.
CI-4
Дизельные двигатели под очень высокими нагрузками (2002). Масла для последних дизельных двигателей с пониженным выхлопом, перекрывает требования CH-4. Особенно подходит для оборудования, работающего на дизельном топливе с очень низким содержанием серы (менее 0,5%). Ужесточенные требования к свойствам масел и одновременное увеличение интервала замены масла в 2 раза. Увеличение срока службы двигателя
Также принимается во внимание более строгие требования к работе с системами доочистки выхлопных газов. Новая версия, названная API CI-4 Plus была опубликована в 2004г. с целью улучшить совместимость с системами EGR
CJ-4
Представлена в 2006г для 4-тактных высокоскоростных двигателей, удовлетворяющих требованиям к выхлопам 2007 года
Эти масла были разработаны для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами и рассчитанных на использование дизельного топлива с содержанием серы до 0,05%. Могут быть использованы вместо масел стандартов API CF-4, CG-4, CH-4, CI-4 и CI-4 Plus
* устаревшие спецификации, ровно как и API CA, API CB, API CC and API CD. CF и CG-4.
Классификация моторных масел API для 2-тактных дизельных двигателей
CD-II | 2-тактные дизельные двигатели, работающие в сложных условиях (1988). Улучшенная защита от износа и отложений. Удовлетворяет требованиям уровня CD. |
CF-2 | 2-тактные дизельные двигатели, работающие в сложных условиях (1994). Более жесткие требования, чем API CD-II. Усиленная защита от износа поршневых колец и цилиндров. |
Маркировка моторных масел
В России на моторном масле, независимо от того, где оно производится, могут находиться знаки сертификации по стандартам: SAE, ILSAC, ACEA, API.
Это определяет ГОСТ 17479.1-85. Расшифровка маркировки автомобильных моторных масел по указанному ГОСТ ведется следующим образом:
- Кинематическая вязкость моторного масла. Обозначается цифрой. В зависимости от вязкости масло относится к летнему, зимнему или круглогодичному (всесезонное). Цифры от 6 до 16 (только четные), а также 20 и 24 — это летние показатели масла. Зимник — это цифры от 3 до 6. Если масло может использоваться в оба сезона, через черту указывается летний и зимний класс;
- Область применения. По данному параметру составы делятся на 6 категорий, которые обозначаются русскими буквами от А до Е;
- Тип двигателя. Если установлен индекс 1 — это говорит о том, что масло произведено для бензиновых двигателей, если 2 — оно для дизелей. Если индекс не установлен, значит масло универсальное.
Рассмотрим подробное международные стандарты маркировки моторных масел, которые признаны в России.
Расшифровка маркировки SAE
Показатель вязкости масла классифицируется международным стандартом SAE (общество автомобильных инженеров). Данная классификация составляется уже на протяжении более 100 лет, когда впервые у водителей и производителей автомобилей встал вопрос выбора и создания подходящего масла для двигателей.
По стандарту SAE каждое моторное масло имеет определенные свойства при низких и высоких температурах окружающей среды. В зависимости от того, в каких условиях будет эксплуатироваться автомобиль, нужно выбирать подходящее по вязкости масло.
Читается маркировка по стандарту SAE просто:
- Если в маркировке присутствует буква W — это говорит о том, что масло является зимним;
- Если в маркировке содержится только число — это указывает, что масло является летним. При этом, чем выше число — тем выше вязкость. Вариация числа — от 0 до 50;
- Если в маркировке присутствует число с W и отдельное число, это говорит о том, что масло всесезонное.
Расшифровка маркировки API
Маркировка API разработана американским институтом нефти. Читать ее нужно следующим образом:
- Если после указания API имеется приписка EC — это указывает на то, что масло является энергосберегающим;
- Указанные цифры (римские) после аббревиатуры говорят о степени экономии используемого автомобилем топлива;
- Если присутствует буква S — она означает, что масло подойдет для бензиновых моторов, тогда как буква C указывает, что масло разработано для дизелей. Если масло универсальное, то указываются обе буквы;
- Уровень эксплуатационных свойств также обозначается буквой — от A до L. Чем ближе буква к началу алфавита, тем ниже уровень эксплуатационных свойств;
- Дизельные масла могут быть двукратными и четырехкратными. Им соответствуют цифры 2 или 4 в конце маркировки.
Расшифровка классификации масел ACEA
Это маркировка была разработана в Европе ассоциацией производителей автомобилей. В ее состав входят крупнейшие компании: Volvo, BMW, Ford, Porsche и десятки других.
Классификация ACEA делит масла на 3 категории следующим образом:
- A/B. Масла, разработанные для бензиновых и дизельных моторов;
- С. Масла, которые разработаны для дизельных и бензиновых моторов, но при этом являются более экологическими — соответствуют стандарту выхлопных газов по классу Euro-4. Такие моторные масла могут использоваться совместно с катализатором и сажевыми фильтрами;
- E. Моторные масла для тяжелых грузовых дизельных автомобилей.
Каждая из категорий включает в себя несколько классов, то есть можно встретить категории A1/B1, A3/B3, C1, C2, C3 и так далее. Чем больше цифра после букв, тем лучше эксплуатационные свойства масла. При этом число классов может увеличиваться со временем, если ассоциацией будет принято решение о введении нового класса.
Расшифровка классификации масел ILSAC
Японские и американские производителей автомобилей совместно разработали классификацию ILSAC. Ее используют чаще всего при выпуске расходных жидкостей для японских автомобилей.
Важно: Все масла, выпускаемые с классификацией ILSAC, являются всесезонными, а также относятся к категории энергосберегающих. В данный момент классификация ILSAC включает 6 классов:
В данный момент классификация ILSAC включает 6 классов:
- GF-1 (устаревший), GF-2, GF-3, GF-4, GF-5. Чем больше цифра, тем лучше;
- JASO DX-1 — особый класс для турбированных двигателей, работающих на дизельном топливе.
На что влияет вязкость и расшифровка
Основная задача, которую должно выполнять моторное масло – исключить износ деталей двигателя за счет уменьшения трения между ними. Уменьшение трения происходит благодаря создаваемой маслом пленке между трущимися деталями. Одна деталь скользит по масляной пленке относительно другой. Так поршневые кольца скользят по стенкам цилиндра, не делая задиров, потому что на стенках цилиндра остаётся тончайшая масляная пленка.
Если масло жидкое, уже за один проход поршня оно уйдет в поддон. Масло с большей вязкостью останется на стенках, чем более густое оно, тем толще будет смазывающий слой. Но не все так просто. Большая толщина смазки тоже плохо.
Кроме того при низких температурах запуск двигателя легче происходит на масле небольшой вязкости, но после прогрева, вязкость становится ещё меньше, давление в системе смазки резко падает. Приспосабливая смазку к разным условиям эксплуатации, производители начали изготавливать летние и зимние виды, для бензиновых и дизельных двигателей, для легковой и тяжелой техники. Затем появились всесезонные, как компромисс и попытка унифицировать применение. В начале ХХ века чтобы упорядочить и внести ясность в маркировку масла и других нефтепродуктов, Сообщество Автомобильных Инженеров Америки создало систему классификации и характеристик, которую сейчас называют SAE.
Чтобы расшифровать такую маркировку надо понимать, что значит каждый цифровой и буквенный индекс.
- Первая цифра говорит о том, при каких температурах пропадает текучесть смазки. За начало отсчета взята температура – 40 °С. От этой температуры нужно отнять первую цифру в индексе, допустим – 10W, получим -30 °С. Это значит, что масло замерзает при остывании до -30 °С.
- Обозначения с сочетанием первых двух знаков, т.е. цифр и буквы W, говорят о том, что масло зимнее. А комбинация 10W – зимнее, температура замерзания -30 °С, температура проворачиваемости – 25°С. (От температуры замерзания отнять ещё 5). Т.е рекомендовано оно для работы до – 25 °С.
- Летние смазки обозначаются только цифровым кодом – SAE 40, где число 40 индекс вязкости при рабочей температуре ДВС в 100 °С.
- Обозначения цифровыми кодами перед буквой W и после неё, говорят о том, что масло всесезонное. Так смазка с кодом 0W30 – рекомендованна к эксплуатации при температурах от -35 до + 35°С.
Классификация моторных масел по вязкости SAE
В настоящее время общепризнанной международной системой классификации моторных масел по вязкости является SAE J300, разработанная Обществом Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers). Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах – степенях вязкости. Чем больше число, входящее в обозначение класса SAE, тем выше вязкость масла.
Спецификация описывает три ряда вязкости масел: зимние, летние и всесезонные. Но, прежде, чем их рассмотреть, немного теории. Температурный диапазон моторного масла в основном определяется двумя его характеристиками: кинематической и динамической вязкостью. Кинематическая вязкость измеряется в капиллярном вискозиметре и показывает, насколько легко масло течет при данной температуре под действием силы тяжести в тонкой капиллярной трубке. Динамическая вязкость измеряется в более сложных установках – ротационных вискозиметрах.
Она показывает насколько меняется вязкость масла при изменении скорости перемещения смазываемых деталей относительно друг друга. С увеличением скорости относительного перемещения смазываемых деталей вязкость снижается, а с уменьшением – возрастает.
Маркировка масла по температуре использования
Ряд зимних масел: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W – обозначаются цифрой и буквой “W” (Winter-Зима). Для зимних классов установлены два максимальных значения низкотемпературной динамической вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100°С.
К низкотемпературным параметрам относятся:
-
Проворачиваемость– показывает динамическую вязкость моторного масла и температуру, при которой масло
остается достаточно жидким, чтобы было возможно запустить двигатель. - Прокачиваемость – это динамическая вязкость масла, при которой масло сможет прокачаться по системе смазки и двигатель не будет работать в режиме сухого трения. Температура прокачиваемости ниже температуры проворачиваемости на 5 градусов.
Высокотемпературные свойства зимних масел характеризует минимальная кинематическая вязкость при 100°С – показатель, определяющий минимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.
Ряд летних масел: SAE 20, 30, 40, 50, 60 – обозначаются цифрой без буквенного обозначения. Основные свойства летнего ряда масел определяется по:
- минимальной и максимальной кинематическим вязкостям при 100°С – показатель, определяющий минимальную и максимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.
- минимальной вязкости при 150°С и скорости сдвига 106 с-1. Градиент скорости сдвига – это отношение скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине зазора между ними, заполненного маслом. С увеличением градиента скорости сдвига снижается вязкость масла, но она снова возрастает, когда скорость сдвига уменьшается.
Ряд всесезонных масел: SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-20, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60, 20W-30, 20W-40, 20W-50, 20W-60. Обозначение состоит из комбинации зимнего и летнего ряда, разделенных тире. т
Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно критериям и зимнего, и летнего масла. Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W, тем меньше вязкость масла при низкой температуре, легче холодный пуск двигателя стартером и лучше прокачиваемость масла по смазочной системе. Чем больше цифра, стоящая после буквы W, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя при жаркой
погоде.
Таким образом, класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит:
- проворачивание двигателя стартером (для зимних и всесезонных масел)
- прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения (для зимних и всесезонных масел)
- надежное смазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме (для летних и всесезонных масел)
Классификация трансмиссионных масел по API
Для трансмиссии стандарт API разработал собственные 6 групп, они делят продукцию по применению, типу зубчатой передачи, нагрузкам в зонах сцепления и максимально допустимого температурного показателя. Пересекается с существующими в нашей стране стандартами ГОСТ, потому их целесообразно совместить в одну таблицу.
API | ГОСТ | Характеристики и подходящие конструкции |
---|---|---|
GL2 | ТМ-1 | Минеральная база без добавления присадок или с компонентами, уменьшающими окисление и пенообразование, без противозадирных. Используется в ручных коробках с малыми показателями удельного давления и скорости скольжения. Передачи цилиндрические, червячные, спирально-конические зубчатые. |
GL2 | ТМ-2 | Червячные передачи, используемые в условиях, описанных для класса GL-1, но с повышением требований к антифрикционным качествам. |
GL3 | ТМ-3 | Большое количество присадок со свойствами на уровне MIL-L-2105. Совместимо со ступенчатыми коробками и рулевыми механизмами, главными передачами и гипоидными с небольшим смещением. Спирально-конические передачи и стандартные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, используемые в умеренно жестко. В отличие от GL-2 имеет лучшие защитные свойства. |
GL4 | ТМ-4 | Аналогична GL-3, отличие только в обязательном наличии противозадирных компонентов. |
GL5 | ТМ-5 | Предпочтительно для гипоидных передач с уровнем MIL-L-2105 C/D, с гипоидными коническими зубчатыми колесами и коническими колесами с круговыми зубьями для главной передачи в автомобилях и карданных приводах мотоциклов и ступенчатых коробках передач мотоциклов. Оптимально для больших нагрузок с ударной и знакопеременной нагрузкой. Гипоидные конструкции с работой при высоких скоростях, малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестеренок. В состав обязательно входят содержащие серу и фосфор противозадирные компоненты. Может иметь более широкую сферу применения, это указывается производителем в технической документации. |
GL6 | ТМ-6 | Гипоидные передачи с увеличенным смещением, эксплуатируемые при больших скоростях, крутящих моментах и ударных нагрузках. Обязательны в большом количестве вещества с серой и фосфором, предупреждающие образование задиров, их число превышает таковое в GL-5. Сейчас группа практически не используется. |
АКПП классифицируются по своим группам, которые не подчиняются требованиям API, для них необходимы особенные технические характеристики. Крупнейшие производители агрегатов создали собственную спецификацию – ATF. На сегодняшний день это две группы:
- Для агрегатов «Дженерал моторс», Dexron, Dexron II, III и Allison, в эту же группу подходят коробки ZF.
- Для агрегатов «Форд», Mercon, V2C 138-CJ и M2C 166H.
Классификация масел для двухтактных двигателей по стандарту JASO M 345
Данный стандарт предусматривает четыре класса качества лубрикантов. Разработан он был для повышения эксплуатационных свойств разнообразных смазок для 2-хтактных силовых установок. Данная классификация разделяет масла, опираясь на 3 основных признака:
- Малое количество дыма;
- Качество смазки;
- Противоизносные характеристики.
Исходя из данных показателей, маслу дается один из 3-х классов:
Класс смазки | Применимость |
JASO FD | Бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин с улучшенными характеристиками по чистоте двигателя в сравнении с JASO FC, удовлетворяют наивысшим требованиям для применения в Японии. |
JASO FС | Бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, удовлетворяющие основным требованиям для применения в Японии. |
JASO FB | Масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, удовлетворяющие минимальным требованиям для применения в Японии. |
JASO FA | Масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, предназначенные для применения в развивающихся странах. |
Используя лубрикант нужного класса в 2-хтактной технике, можно быть уверенным в сохранении ресурса силовой установки и ее долгой безаварийной службе. Также специальные бездымные масла серьезно снижают количество вредных выбросов. Но самая главная задача смазки — уменьшить трение и задиры в ЦПГ.
Основные параметры вязкости
Одним из основных параметров являются низкотемпературные показатели.
К данным показателям относятся следующие:
- проворачиваемость;
- прокачиваемость.
Первый определяет диапазон текучести при низких температурах и указывает на то, какой должна быть максимально допустимая динамическая вязкость. Последняя позволяет коленчатому валу вращаться с такой скоростью, которая обеспечивает хороший запуск двигателя.
Прокачиваемость всегда имеет значение, которое на 5˚С ниже необходимой. Это нужно для того, чтобы масляный насос не начал закачивать воздух вследствие чрезмерного загустевания смазочной жидкости. Параметры прокачиваемости не должны превышать значения в 60000 мПа*с.
Если вы хотите разобраться в том, как определить вязкость моторного масла — следует познакомиться с таким понятием, как спецификация SAE. Это принятый в большинстве стран стандарт, определяющий необходимый уровень вязкости смазки при том или ином температурном режиме.
Вот таблица, где показано, какая классификация соответствует определенной температуре воздуха.
Как грамотно выбрать машинное масло
Для грамотного подбора автомасла учитываются факторы.
- Основа – каждый двигатель рекомендуется обслуживать уникальной смазкой.
- Допуски производителя.
- Климатические условия эксплуатации.
- Степень износа двигателя.
- Агрессивность езды.
Как подобрать масло под марку авто
Процесс прост. Азиатские бренды более актуально обслуживать маслами с допуском JASO. В европейцев и американцев можно лить смазки с выполненными требованиями ACEA и API.
Также каждый автопроизводитель выставляет собственные требования к маслам. Либо производит свои смазки с одноименным названием.
Популярные бренды производителей
Среди самых распространенных производителей автохимии можно выделить следующие компании:
- Mobil;
- Castrol;
- LUCOIL;
- Motul.
Каждый изготовитель выделяется оптимальным соотношением стоимости и качества продукции, имеет множество положительных комментариев автолюбителей.
Сертификация масел от производителей, оформление допусков
Перед выпуском продукта на рынок изготовители автомасел проходят обязательную сертификацию. Получение допуска выполняется путем химической экспертизы пробной партии, тщательного изучения способностей, защитных свойств продукта.
В зависимости от результата исследований жидкость получает допуск, который указывается на канистре.
Примечательно, что все процедуры для изготовителя платные и занимают немало времени.
Типы и характеристики моторных масел
В Европе, США, Японии и других странах действует маркировка моторных масел по SAE (Общество Автомобильных Инженеров)по вязкости, похожая на классификацию, применяемую в России. Согласно классификации SAE масла делят на:
- Зимние масла при небольшой вязкости обеспечивают холодный пуск при низких температурах; но при высоких температурах не обеспечивают надежного смазывания двигателя);
- Летние масла надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре воздуха ниже 0°С);
- Всесезонные масла при низких температурах обладают вязкостью зимних масел, а при высоких – летних.
Зимние масла обозначают буквой W (от слова winter -зима). SAE разделяет моторные масла на 10 классов, отличающихся по вязкостно-температурным характеристикам. Типичные обозначения зимних масел – OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W, летних – 20, 30, 40 и 50. Чем ниже число, указывающее класс зимнего масла, тем ниже температура, при которой масло сохраняет работоспособность, т.е. смазывает трущиеся поверхности, свободно поступая к ним. Чем больше число в классе летнего масла, тем при более высоких температурах масло остается вязким, сохраняя устойчивую масляную пленку между трущимися деталями.
Функции моторного масла инфографика
Также существует принятая во многих странах классификация API (Американского Нефтяного Института), которая связывает эксплуатационные свойства масел с условиями работы двигателя. Условия применения масел обозначаются двумя буквами:
- первая определяет тип двигателя (S – бензиновый, С – дизель),
- вторая (А, В, С, D, E, F, G, Н) – уровень эксплуатационных свойств моторного масла.
Причем условия применения масла ужесточаются соответственно возрастанию порядкового номера буквы в алфавите. Масла классов SA и СА предназначены для нефорсированных двигателей, сконструированных до 70-х годов, работающих с легкими нагрузками. А масла классов SH и CD – для высоко-форсированных многоклапанных двигателей и двигателей с наддувом, работающих в тяжелых условиях эксплуатации при высоких нагрузках (модели выпуска с 1989 года).
Инфографика Топ 10 покупаемых моторных масел в России
На упаковках обычно ставят обозначение маркировки моторного масла по обеим системам.
Тенденция такова, что масла в большинстве своем обычно изготавливают всесезонные. При этом многие масла можно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях, однако последнее характерно только для моторных масел для легковых автомобилей.
Для упрощенной классификации моторные масла можно разделить на три большие группы, характеризующие состав масла. Масла бывают
- минеральные (полученные из нефтепродуктов),
- синтетические,
- полусинтетические (представляющие собой смесь двух первых).
Такое деление вполне оправдано, поскольку минеральные и синтетические масла отличаются по вязкостно-температурным характеристикам, а значит – и по области применения и, что также немаловажно, по стоимости. Следует заметить, что большую роль играют всевозможные присадки, влияющие в первую очередь на свойства масла, а также и на его цену
Итого.
Так сказать, выводы по статье вкратце:
- Характеристика — количественное выражение того или иного свойства масла. Можно померить и сравнить с другими маслами.
- Вязкость — зимняя, характеризует способность масла обеспечить запуск движка в мороз (динамическая вязкость) и рабочая (НЕ летняя) (кинематическая вязкость), говорит нам о качестве смазывания движка. Гуще — лучше. Индекс вязкости — изменение вязкости от температуры. Число больше — изменение меньше — лучше.
- Зольность плоха для катализаторов и сажевых фильтров у дизелей, щелочное число означает ресурс масла по нейтрализации кислот.
- Температура застывания, как и температура вспышки (и плотность), не имеет практического значения, но позволяет сделать некоторые выводы о составе масла.