Что такое калильное число свечей зажигания?

maxx096 › Блог › Холодные и горячие свечи зажигания. Калильное число.

Продолжаем познавательную страничку.

Современные свечи зажигания индивидуально подбираются для различных конструкций двигателя и условий движения. Поэтому нельзя указать такую свечу зажигания, которая будет без проблем функционировать во всех двигателях. В данной статье мы рассмотрим, что такое холодные и горячие свечи зажигания и связанный с ними калильное число.

Что такое калильное число?

Калильное число – это величина, которая показывает время, по истечении которого, свеча достигнет состояния калильного зажигания. Чем больше калильное число, тем свеча меньше нагревается. Соответственно с малым калильным числом будет «горячая» свеча, а с большим «холодная».

При небольших нагрузках отлично работают «горячие» свечи, но при длительной и интенсивной работе температура свечи возрастает, это может привести к « калильному» зажиганию. Результат – потеря мощности двигателя. Свечу обязательно следует заменить, уточнив тепловую характеристику и устранив все неисправности.

В камере сгорания различных двигателей температура повышается по-разному, необходимы свечи зажигания с разным тепловым эквивалентом. Этот тепловой эквивалент выражает в виде так называемого калильного числа.

Тепловые эквиваленты, выраженные с помощью калильного числа, представляют собой измеренные на электродах и изоляторе средние температуры, соответствующие нагрузке двигателя. На юбке изолятора рабочая температура должна быть в интервале от 400°С до 850°С. При этом температуры свыше 400°С требуются потому, что при таких температурах удаляются осаждающиеся сажа и масляный нагар и таким образом происходит самоочищение свечи зажигания.

Однако выше 850°С температура на изоляторе подниматься также не должна, так как при температуре свыше 900°С может появляться калильное зажигание. Кроме того, при очень высоких температурах электроды дополнительно подвергаются воздействию химически агрессивных соединений или разрушаются. Избежать калильного зажигания можно, надо только соблюдать несколько простых правил: во-первых — не допускаем ранней установки зажигания; во-вторых – заливаем топливо, соответствующее данному двигателю; и в-третьих – следим за внешним видом свечи.

Когда применяются холодные и теплые свечи зажигания?

Надо иметь в виду, что условия работы свечей летом и зимой различны, следует вывод – правильнее всего иметь два комплекта свечей: летний с «холодными» и зимний с «горячими». Если вы ездите зимой и часто стоите в пробках, то лучше всего поставить свечи более горячие, ну а если летом вы гоняете на высоких скоростях, да еще и на дальние расстояния, то, конечно, поставьте холоднее.

Итак: Для длинных расстояний и высоких скоростей – «холодные» свечи, а для коротких и на малой скорости – «горячие» свечи.

Так же на выбор свечи влияет и размер двигателя, чем он больше, тем «холоднее» свеча. Та же самая свеча для одного двигателя может быть «холодная», а для другого «горячая». Как сильно будет разогреваться свеча в процессе работы, и как она будет отдавать тепло, зависит так же от материала изолятора и длины теплового конуса.

Маркировка свечей зажигания.

Пример маркировки свечи зажигания:— низкое калильное число (например BP4ES) — «горячая свеча зажигания», высокое поглощение тепла, обусловленное длинной юбкой изолятора;— высокое калильное число (например BP8ES) — «холодная свеча зажигания», малое поглощение тепла, обусловленное короткой юбкой изолятора.

Из чего состоит свеча:

Спасибо, что прочитали статью до конца!Удачи на дорогах!

Все о самом значимом параметре при выборе свечи зажигания — калильном числе

Понятие калильного числа и его взаимосвязь с калильным зажиганием

КЧ представляет собой определенную величину. Она является пропорциональной среднему давлению, при котором температура корпуса может привести к калильному зажиганию. Оно же, в свою очередь, – это неуправляемое воспламенение рабочей смеси из-за нагретых частей свечи.

В России промышленностью выпускаются детали с величинами 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26. В других странах же единая шкала выработана не была.

За границей все модели условно разделяются на несколько групп:

  • горячие (от 11 до 14);
  • средние (от 14 до 17);
  • холодные (20 и больше);
  • унифицированные (их число в диапазоне от 11 до 20).

Причины калильного зажигания

Следует понимать, что под этим термином в автомобилестроении существуют два разных явления. Первым из них является способ осуществления поджога горючего, широко применявшийся до внедрения искровой системы. Сегодня этот метод значительно менее распространен, хотя еще встречается на дизельных двигателях. Горючее поджигалось сильно разогретой головкой, которую необходимо было предварительно нагреть.

В современной ситуации под термином чаще всего понимается негативный эффект, при котором воспламенение топлива происходит из-за перегрева отдельных деталей. Его причины могут быть разными.

Наиболее часто это происходит из-за перегрева изоляции свечи. Вероятно, использовалась модель с недостаточно высоким числом, то есть накапливающая слишком много тепла. Также причиной могут быть частицы нагара.

Это явление может привести к тому, что работа двигателя будет продолжаться даже после выключения искры. Чтобы ее остановить, нужно будет прекратить подачу топлива. Современные карбюраторы имеют электромагнитные клапаны, которые блокируют подачу горючего при выключенном зажигании (автор видео — NGKSparkPlugEurope).

Использование таблицы во избежание калильного зажигания

Приведенная ниже таблица моделей составлена с учетом моделей от разных производителей. Они соотнесены между собой в соответствии с их калильным числом.

Благодаря такой таблице вы можете подобрать новую деталь взамен старой. При этом, можете быть уверены в ее соответствии требованиям вашего двигателя, если им соответствовала старая. Рекомендуется выбирать заводские свечи или их аналоги, так как с ними меньше всего вероятность описанного выше негативного эффекта. Так, например, российская А11 может быть заменена японской В4Н.

Таблица моделей

От чего зависит КЧ?

Для испытания российских деталей используется тестовая установка, состоящая из одного цилиндра с наддувом. Давление повышается до тех пор, пока не возникнет возгорание топлива от корпуса. Таким образом, вычисляется среднее индикаторное давление цикла. Именно оно и становится значением для данной детали.

Существует определенная взаимосвязь с такими параметрами, как литровая мощность двигателя, степень сжатия, частота вращения. Чем они выше, тем с большим КЧ требуется свеча. Повышенное значение, к примеру, потребуется для двигателей, имеющих воздушное охлаждение и двухтактных.

Определение КЧ свечей зажигания

Испытание, которое проводится для определения КЧ свечей в России, указано выше. За рубежом указывалось ранее время, после которого во время испытания происходило возгорание топлива из-за калильного зажигания. Данное значение в 10 и более раз больше числа на российских моделях. Из-за этих различий, заменяя детали, лучше ориентироваться на указанные выше значения в таблице.

Проверка свечей

Свечи – замечательный индикатор состояния двигателя. На протяжении всего срока эксплуатации мотора на свечных изоляторах наглядно отображаются процессы расхода масла, калильное число, детонация и состав свечи. Для проверки свечи стоит прогреть движок на холостом ходу несколько минут. Затем заглушите мотор и подождите, пока тот остынет. Далее снимите высоковольтную проводку со свечи, только не забудьте пометить каждый кабель, чтоб не запутаться.

Если вы купили б/у автомобиль неплохо было бы посмотреть маркировку свечей, которая должна совпадать с «паспортной», указанной для конкретного автомобиля. Убедитесь, что изделие подобрано верно.

Если мотор эксплуатируется в трудных условиях – количество выделяемого тепла вырастает, поэтому стоит заменить свечи на «холодные», поскольку они лучше отводят излишки тепла.

Используете машину в городском цикле? Поставьте «горячие» свечи при условии, что мотор слабый и не форсированный. Такие свечи сожгут отложения на изоляторах и электродах.

Причины калильного зажигания

Каждый цикл работы свеча испытывает сильный нагрев – от момента воспламенения смеси до начала такта впуска, когда ее электроды охлаждаются свежей топливовоздушной смесью. При этом тепло отводится только одним путем – от электродов к юбке и головке цилиндра, так как рассеяние тепла от выступающего наружу изолятора сравнительно невелико, а в герметично закрытых колодцах современных моторов с индивидуальными катушками зажигания и вовсе мизерно.

Свеча остается работоспособной в определенном диапазоне температур. Холодные электроды покрываются нагаром – если на чистом газовом топливе нагарообразование минимально, то на бензиновых моторах, особенно карбюраторных, свечу обязательно нужно нагреть до такой температуры, когда свободный кислород на тактах впуска и сжатия успеет окислить накопившийся нагар. В то же время и перегрев не менее вреден – ускоряется эрозия контактов, из-за неравного коэффициента расширения керамики и металла увеличивается риск растрескивания изолятора, в самом тяжелом случае электроды разогреваются настолько, что соприкасающаяся с ними топливная смесь воспламеняется самопроизвольно, раньше времени – происходит калильное зажигание.

Таким образом и работали примитивные двигатели внутреннего сгорания до изобретения искровой свечи. Многие читатели, еще заставшие советские мопеды и мотоциклы, наверняка сталкивались с тем, что перегретый мотор с завернутой по принципу «какая попалось» свеча работал даже при выключенном зажигании. Для двигателя такая работа не лучше детонации (зачастую калильное зажигание её и провоцирует) – фронт пламени доходит до поршня до достижения им верхней мёртвой точки (ВМТ), и мотору приходится преодолевать значительное давление газов. Соответственно, исходя из максимальной температуры, которая может быть достигнута электродами свечи в конкретном моторе, и определяется ее калильное число – показатель скорости теплоотдачи от электродов.

Что такое свечи зажигания и зачем они нужны

В современных двигателях внутреннего сгорания (ДВС) роль зажигания смеси топлива и воздуха (рабочей смеси) осуществляют свечи зажигания. Для того что бы добиться максимально полного сгорания рабочей смеси момент зажигания должен происходить в строго установленное время. Если смесь будет поджигаться не в это время, то будет происходить увеличенный расход топлива, содержание вредных веществ в выхлопе не будет соответствовать заявленным нормам. Кроме этого двигатель не сможет развивать паспортной мощности.

Отсюда следует, что нарушение параметров работы зажигания недопустимо в современных моторах, и тем более недопустимо появление калильного зажигания.

Современные свечи обеспечивают все эти параметры. Они имеют очень строгие параметры. Так как в современных двигателях им приходится создавать мощную устойчивую искру от 500 до 3500 раз в минуту.

Калильное число

На что влияет

Все же допускать перегрева не стоит: он смещает момент зажигания в раннюю сторону. Коленвал начинает дергаться в противоположном направлении, что может привести к разрыву мотора. Для определения момента, по достижении которого мотор начинает сбоить, и придумали калильное число. Оно должно быть большим для движка, который испытывает значительные нагрузки.

«Горячие» — использовались на маломощных низкофорсированных моторах. Они очень хорошо очищаются от нагара, но если их установить на высокофорсированный мотор, то вы рискуете тем, что у вас появится калильное зажигание и мотор выйдет из строя. Для примера такие моторы стояли на советских легковых автомобилях. А сегодня они устанавливаются на двигателях, например, «Газелей».

Так что, из всего вышеперечисленного следует, что для бесперебойной работы мотора нужно использовать свечи, которые предназначены для использования именно в этом моторе по калильному числу. В противном случае вас ждут разнообразные неприятности.

Dzhiper89 › Blog › Маркировка и калильное число свечей зажигания

Автомобильные свечи зажигания предназначены для воспламенения топливно-воздушной смеси в камере сгорания ДВС, путем образования искры. От их работоспособности зависит стабильность и бесперебойная работа двигателя любого автомобиля работающего на бензине или на природном газе.

Конструкция автомобильных свечей зажигания довольно проста. В корпусе свечи зажигания находится металлический стержень – центральный электрод, который, в свою очередь, фиксируется керамическим изолятором, и оснащен контактным выводом для присоединения высоковольтного провода системы зажигания. Так как центральный электрод – самая горячая деталь в конструкции свечи, то его изолятор должен выдерживать электрическое напряжение до 60 кВ и температуру до 1000 °С.

Чтобы защитить свечу зажигания от проникновения горячих газов, исходящих из камеры сгорания двигателя, между ее корпусом и изолятором установлены специальные прокладки. Сам корпус имеет резьбу, с помощью которой свеча завинчивается в головку блока цилиндров. Кроме того, корпус свечи зажигания является еще и проводником между “массой” автомобиля и боковым электродом (или электродами), приваренным к корпусу в непосредственной близости от центрального электрода, а также служит для отвода тепла элементов свечи.

Калильное число свечей зажиганияИ так, давайте более подробно остановимся на том, что же такое калильное число свечей зажигания, и что оно обозначает. Так вот, калильное число — это такой условный тепловой эквивалент, который указывает на предельно допустимую температурную нагрузку свечи зажигания, выше которой в цилиндре двигателя внутреннего сгорания появляется неконтролируемый процесс хаотического воспламенения рабочей смеси (калильное зажигание).

Максимальная температура свечи, при которой возникает эффект калильного зажигания, как правило, не превышает 900 °С. Но из-за огромного количества конструктивных решений разных производителей ДВС, в камерах сгорания двигателей разных производителей температура изменяется тоже по разному. Поэтому и калильное зажигание в таких двигателях возникает также при разных темературах.Маркировка на современных свечах зажигания, обозначающая калильное число, у отечественных производителей отличается от зарубежных аналогов. Так в России общепринятым считается следующий ряд калильных чисел:

11-14 — горячие свечи;17-19 — средние свечи;20 и более — холодные свечи.Существуют также и унифицированные свечи зажигания с калильным числом от 11 до 20, но они менее распространены.

Таблица с маркировкой калильных чисел свечей зажигания российских производителей и их взаимозаменяемость с импортными аналогами:Россия Beru Bosch Brisk Champion NGK Nippon DensoА11, А11-1, А11-3 14-9A W9A N19 L86 B4H W14FА11Р 14R-9A WR9A NR19 RL86 BR4H W14FRА14В, А14В-2 14-8B W8B N17Y L92Y BP5H W16FPА14ВМ 14-8BU W8BC N17YC L92YC BP5HS W16FP-UА14ВР 14R-7B WR8B NR17Y — BPR5H W14FPRА14Д 14-8C W8C L17 N5 B5EB W17EА14ДВ 14-8D W8D L17Y N11Y BP5E W16EXА14ДВР 14R-8D WR8D LR17Y NR11Y BPR5E W16EXRА14ДВРМ 14R-8DU WR8DC LR17YC RN11YC BPR5E W16EXR-UА17В 14-7B W7B N15Y L87Y BPR5ES W20FPА17Д 14-7C W7C L15 N4 BP6H W20EAА17ДВ,А17ДВ-1,А17ДВ-10 14-7D W7D L15Y N9Y B6EM W20EPА17ДВМ 14-7DU W7DC L15YC N9YC BP6E W20EP-UА17ДВР 14R-7D WR7D LR15Y RN9Y BP6ES W20EXRА17ДВРМ 14R-7DU WR7DC LR15YC ТRN9YC BPR6ES W20EPR-UАУ17ДВРМ 14FR-7DU FR7DCU DR15YC RC9YC BCPR6ES Q20PR-UА20Д, А20Д-1 14-6C W6C L14 N3 B7E W22ESА23-2 14-5A W5A N12 L82 B8H W24FSА23В 14-5B W5B N12Y L82Y BP8H W24FPА23ДМ 14-5CU W5CC L82C N3C B8ES W24ES-UА23ДВМ 14-5DU W5DC L12YC N6YC BP8ES W24EP-U

Следует помнить, что для каждого двигателя необходимо использовать свечи зажигания только того типа, которые рекомендует производитель автомобиля. Свечи зажигания другого типа нарушают работу мотора, образуя нагар, замасливая или перегревая изолятор свечи. Средний срок службы свечей зажигания обычно составляет около 20 тыс. км.

Неисправные свечи зажигания с высокой вероятностью могут вывести из строя многие дорогостоящие элементы системы зажигания автомобиля. Поэтому, при подозрении на неисправность хотя бы одной из них, необходимо снять с двигателя все свечи зажигания, очистить их от нагара, проверить и отрегулировать зазор между электродами, промыть бензином, после чего – хорошо просушить. Конечно же, если свечи зажигания окажутся не ремонтопригодными, то их следует заменить на новые. Также рекомендуем статью, отвечающую на вопрос «Почему нет искры?» и как устранить неисправности системы зажигания автомобиля.

Немного теории о системе зажигания

Известно, что сейчас во всех автомобилях используются искровые свечи, которые воспламеняют топливную смесь в цилиндрах. А раньше для этого использовалась калильная трубка, которая сама разогревалась до установленной температуры. Калильные трубки – это уже прошлое столетие. Их можно увидеть только на дизельных моторах с малой мощностью.

Из-за малоизвестности в современном мире авто, калильное зажигание чаще путают с детонацией зажигания. Дадим пояснение. Калильное зажигание производится благодаря нормальному горению топлива, а детонация провоцирует взрыв топлива, который сопровождается ударной волной. Однако, эти два разных процесса имеют между собой связь. Детонация приводит к возникновению калильного зажигания. Она характеризуется высокой тепловой нагрузкой на детали агрегата. А второй процесс может спровоцировать именно высокая тепловая нагрузка. Ему свойственно воспламенение топлива раньше времени. Из-за этого двигатель перегревается и уменьшается его мощность. Также калильное зажигание опасно тем моментом, когда мотор продолжает работать после выключения. Несвоевременное устранение данного процесса, в конце концов, приводит к поломке двигателя. Примерно так выглядят названные процессы по сравнению с нормальным процессом сгорания топлива:

Материал центрального электрода

При выборе свечей зажигания необходимо в первую очередь обратить внимание на материал, из которого изготовлен центральный электрод. В недорогих запчастях для его изготовления может применяться железо, никель, медь или цинк

Если заливает свечи зажигания на холодную, то причиной могут быть толстые железные электроды. А вот в свечах зажигания высокого уровня электрод может быть выполнен из благородного металла платины, иридия и серебра. Использование таких металлов позволяет выполнять сверхтонкие электроды, что в свою очередь дает высокую по своей мощности искру и предупреждает заливание свечей.

Из преимуществ свечей с электродом из благородных металлов можем отметить их великолепные показатели долговечности. Так, например, простые никелевые свечи служат обычно 30 000 километров, а модели с платиновым центральным электродом имеют гарантированный эксплуатационный срок в 100 000 километров пробега.

Проверка свечей зажигания

Если происходят некие проблемы в работе двигателя то первое что нужно проверить, это свечи зажигания. Их внешний вид может дать довольно полную информацию о состоянии вашего мотора.

Итак, проверку свечей нужно начать с их извлечения из двигателя. Правда, перед их извлечением нужно дать некоторое время двигателю поработать на холостых оборотах. Конечно, если таковые на вашем моторе всё ещё присутствуют.

Но вернёмся собственно к проверке. После того как вы извлечёте свечи из двигателя вам нужно проверить их маркировку и убедиться в том что она соответствует требованиям для марки вашего автомобиля.

Если с маркировкой всё в порядке, тогда просто внешне осмотрите электроды. У исправной свечи цвет электрода должен быть белёсым – сизым, и нагар на ней должен быть минимальным. Если эти требования не удовлетворяются, то с вашим мотором проблемы. По внешнему виду свечи, с вероятностью 90%, можно выяснить какие проблемы с вашим двигателем. Но это тема отдельной статьи и её мы касаться не будем.

Виды свечей в зависимости от калильного числа

Искрообразователи работают без перебоев при любой погоде. Изделия снижают токсичность выхлопа, экономят горючее. Отечественные производители делают их с КЧ в диапазоне от 8 до 26. За границей единая шкала измерения этого параметра отсутствует. Вот на какие типы делят свечи, исходя из калильного числа:

  • горячие — 11-14;
  • средние — 17-19;
  • холодные — от 20;
  • унифицированные — 11-20.

У изделий отечественного производства КЧ определяют на особом оборудовании с наддувом. Давление идет вверх, пока не происходит калильное зажигание. За это время фиксируют среднее давление — это и есть КЧ от 11 до 23. Степень сжатия и частота оборотов мотора зависят от его мощности, как и величина КЧ. Искрообразователи с большим калильным числом ставят в двухтактных моторах или в тех, которые охлаждаются воздухом.

Понятие «горячая свеча» имеет условное значение — оно связано с рабочим нагревом. Такие компоненты используют в малофорсированных моторах, в которых нужно достигать определённой температуры для запуска процесса самоочищения. КЧ у них несколько меньше, чем у «холодных». Если в двигателях использовать свечи несколько «холоднее», то температура, при которой начинает происходить самоочищение, достигаться не будет. Средние искрообразователи применяют в силовых агрегатах со средним уровнем мощности. Универсальные варианты подходят для сильных и маломощных моторов. Продукты выгорания их не засоряют.

КЧ — основной параметр, по которому нужно выбирать свечи зажигания. Езда с «неправильными» свечами может привести к выходу ДВС из строя. А ремонт движка уж точно обойдётся в круглую сумму. Поэтому советуем покупать запчасти, отталкиваясь от таблицы калильных чисел и характеристик машины.

голос

Рейтинг статьи

ПРИНЦИПЫ МАРКИРОВКИ

Наиболее наглядным, пожалуй, является всем знакомый советский метод маркировки – испытываемая свеча устанавливалась в аппарате, имитирующем работу одноцилиндрового двигателя, и отмечалось максимальное давление в конце такта сжатия, при котором свеча перегревалась до калильного зажигания. Это число и заносилось в маркировку. К примеру, свеча А17ДВРМ перегреется и даст калильное зажигание при индикаторном давлении 17 кгс/см2. Чем лучше теплоотвод от электродов, то есть чем свеча «холоднее», тем выше число в маркировке.

Почему именно давление? Дело в том, что в бензиновом ДВС используется количественное регулирование рабочей точки – на малых оборотах дроссель ограничивает поступление воздуха, давление в конце такта сжатия падает. Открывая дроссель под максимальной нагрузкой, мы одновременно подаем максимальное количество смеси в цилиндр – и давление, и тепловая нагрузка от ее сгорания становятся пиковыми.

Производители свечей используют менее наглядные обозначения, причем как прямые (холоднее свеча – больше число), так и обратные (холоднее свеча – меньше число). Например, для отечественных свечей с маркировками 14 и 17 у Bosch аналоги имеют маркировки 8 и 7 соответственно (обратная маркировка), у NGK – 5 и 6 (прямая). Поэтому при поиске заменителей надежнее пользоваться каталогами применимости, предлагаемыми конкретным производителем свечей.

https://youtube.com/watch?v=yODx0NJkHsA

Калильное число

Калильное число — это величина среднего индикаторного давления, при ко­тором в цилиндре двигателя при испытании свечи возникает калильное зажигание.

Прямое определение тепловой характеристики связано с необходимостью измерения температуры теплового конуса изолятора и электродов на работаю­щем двигателе. Это сложная техническая проблема, так как требует установки в свечу миниатюрных термопар и защиту их от высокого напряжения. Такая ра­бота требует огромных затрат и проводится только в исследовательских целях при доводке вновь разрабатываемых двигателей.

В связи с этим определение тепловой характеристики заменяют подбором све­чей по верхнему температурному пределу. Для этого производятся тепловые ряды конструктивно одинаковых свечей с различными тепловыми характеристиками.

Каждую свечу теплового ряда испытывают на моторной испытательной уста­новке, позволяющей за счет наддува моделировать тепловую напряженность двигателя с любой удельной мощностью, вплоть до самого форсированного спортивного. В процессе испытания величину наддува последовательно увели­чивают, соответственно возрастает тепловая напряженность и основной харак­теризующий ее показатель — величина среднего индикаторного давления.

Основным конструктивным параметром, с помощью которого изменяют вели­чину калильного числа, является длина теплового конуса изолятора. Чем длиннее тепловой конус изолятора, тем рабочая температура свечи больше, и наоборот, чем короче тепловой конус изолятора, тем температура меньше.

До 1974 г. свечи, производимые в СССР, имели в своей маркировке обозначение длины теплового конуса изолятора, выраженной в миллиметрах. Ветераны-авто­мобилисты помнят свечи с уралитовыми изоляторами для автомобиля «Запоро­жец» первых выпусков, которые имели маркировку А6УС или А7,5УС, свечи для автомобиля «Волга» ГАЗ-21 с маркировкой А14У, свечи А11У для автомобиля «Москвич-401» и многие другие. Интересно отметить, что на первые модели авто­мобилей ВАЗ ставились свечи с изолятором из керамики «боркорунд», также с маркировкой длины теплового конуса изолятора, сначала А6БС, затем А7,5БС. С появлением двигателей автомобилей ВАЗ-2101, ГАЗ-24, АЗЛК-412, ЗАЗ-966, ЗИЛ-130, ГАЗ-53 и других требования к свечам возросли. Выяснилось, что необхо­димо учитывать то, что рабочая температура свечи зависит не только от длины теплового конуса изолятора, но и от многих других конструктивных и технологи­ческих факторов. Ведь калильное число является интегральным показателем, ха­рактеризующим зависимость рабочей температуры свечи не только от длины теп­лового конуса, но и от других конструктивных факторов.

Каждой длине теплового конуса изолятора соответствует своя величина ка­лильного числа. В соответствии с российским стандартом калильные числа сле­дует выбирать из ряда 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26 условных единиц. Допускаются промежуточные значения, выраженные целыми числами.

С помощью калильных чисел различают более «горячие» и более «холодные» свечи. Эти понятия определены тем, что при установке на один и тот же двига­тель «горячие» свечи в равных условиях имеют рабочую температуру выше, чем «холодные». Устанавливая последовательно на двигатель свечи с различными калильными числами, можно осуществить подбор по тепловой характеристике. Первым критерием подбора является отсутствие калильного зажигания при пол­ной нагрузке двигателя. Вторым критерием является то, что ближайшая более «горячая» свеча вызывает калильное зажигание. Правильно подобранная свеча всегда должна иметь максимальную температуру, несколько ниже, чем темпера­тура калильного зажигания. При подборе к двигателю угол опережения зажига­ния устанавливают на 10-15° раньше относительно установочного. Этим спосо­бом искусственно повышают рабочую температуру свечи, что обеспечивает гарантированный запас до верхнего температурного предела.

Зарубежные фирмы применяют свои шкалы калильных чисел, прямые и об­ратные. В прямых шкалах с увеличением длины теплового конуса калильное чис­ло возрастает, а в обратных уменьшается. Отечественная шкала калильных чисел едина для всех производителей в России и является обратной. Чем больше ка­лильное число, тем короче при прочих равных тепловой конус, тем свеча «холод­нее». В отличие от нашей страны, за рубежом каждая фирма применяет свою шкалу калильных чисел и свою систему маркировки свечей. Для определения со­ответствия по калильному числу свечей различных производителей приходится пользоваться таблицами взаимозаменяемости.

Технические требования к свечам зажигания

Изолятор свечи должен соответствовать требованиям ОСТ 37.003.036-87 «Изоля­торы керамические для искровых свечей зажигания. Технические условия».

Металлические детали свечей должны иметь оксидное или металлическое покры­тие (цинковое или никелевое), на них не допускаются трещины и поврежденные нитки резьбы. На термоосадочной канавке и в местах наложения контактов на корпус при электротермической сборке допускается частичное нарушение покрытия.

Искрообразование между электродами свечей с искровым зазором менее 0,6 мм должно быть бесперебойным при давлении газа, окружающего электро­ды, 1,0±0,05 МПа (10±0,5 кгс/см2). При искровом зазоре 0,6 мм и более давление газа должно быть 0,85±0,05 МПа (8,5±0,5 кгс/см2).

Свечи зажигания должны быть герметичны, суммарная утечка газа через соединение корпуса с изолятором и изолятора с центральным электродом при разнице дав­лений 2,0±0,05 МПа (20,0±0,5 кгс/см2) не должна превышать 5 см3/мин.

Свечи с плоской опорной поверхностью должны выдерживать следующие механические нагрузки:

  • Крутящий момент 45 Н.м (4,5 кгс.м), приложенный к шестиграннику корпуса; усилие 400 Н (40 кгс), приложенное под прямым углом к контактной головке для свечей с размером шестигранника под ключ 20,8 мм; и 300 Н (30 кгс) при шестигранниках 16,0 и 19,0 мм;
  • Растягивающую силу 300 Н, приложенную к контактной головке вдоль ее оси. Свечи с конической опорной поверхностью должны выдерживать следую­щие механические нагрузки:
  • Крутящий момент 25 Н.м (2,5 кгс.м), приложенный к шестиграннику корпуса; усилие 300 Н (30 кгс), приложенное под прямым углом к контактной головке; растягивающую силу 300 Н (30 кгс), приложенную к контактной головке вдоль ее оси.

Боковой электрод должен быть надежно закреплен на корпусе. Свечи долж­ны выдерживать без повреждений вибрационные и ударные нагрузки, возникаю­щие на двигателе в процессе его работы.

Толщина уплотнительного кольца свечей с плоской опорной поверхностью долж­на быть от 1,4 мм до 2,0 мм после однократной затяжки усилием 30 Н.м (3 кгс.м).

Сопротивление изоляции между контактной головкой и корпусом при темпе­ратуре 550±15 °С должно быть не менее 5,0 МОм.

Допустимое отклонение калильного числа, установленное для данного типа свечи, не должно превышать ±10 %.

Изолятор для свечей с размерами шестигранника под ключ 16,0 и 19,0 мм в сборе с электродом и контактной головкой должен выдерживать испытательное напряжение 18 кВ. При шестиграннике 20,8 мм изолятор должен выдерживать 22 кВ (действующее значение при частоте 50 Гц).

Конструкция свечей должна допускать очистку теплового конуса изолятора от нагара и регулирование искрового зазора.

Главные критерии выбора свечей зажигания

Прежде всего, как бы ни было велико желание улучшить работу двигателя, всегда следует устанавливать свечи только тех марок, которые рекомендованы в прилагаемом к автомобилю руководстве по эксплуатации. Если выполнить это не представляется возможным, надо для новых свечей выдержать следующие основные условия соответствия штатным:

  1. Ввертываемая часть должна быть идентичных размеров.
  2. Тепловая характеристика должна быть наиболее близкой.

Выполнить эти требования поможет специальная таблица взаимозаменяемости, представленная ниже.

Установка свечей зажигания

Первый пункт затрагивает все габаритно-присоединительные параметры: длину части, на которой нарезана резьба; шаг и диаметр этой резьбы; размер шестигранника, соответствующий номеру ключа, используемого для установки свечи. Все они жестко привязаны к каждой модели двигателя. Свечи с неподходящей резьбой или шестигранником просто невозможно будет установить. Ничего хорошего не получится, если попытаться «запихать» вместо обычных (коротких) 12 мм длинные – 19 мм. Имеется в виду длина части, где нарезана резьба. В лучшем случае движок станет плохо работать, а при худшем раскладе ему потом потребуется ремонт, и порой очень даже серьезный.

Немаловажной является и величина зазора между электродами. Она указывается в «Руководстве» к автомобилю

Однако для многих свечей зажигания параметры искрового зазора указываются в их маркировке либо на упаковке. Эта величина всегда ограничена пределами 0,5–2 мм. Зазор может быть регулируемым (подгибают боковой электрод) и нерегулируемым – это зависит от конструкции электродов. Регулировку невозможно выполнить на свечах, у которых отсутствуют боковые электроды, или они есть, но их несколько, и они «объединены».

Таблица калильного числа свечей зажигания

Зарубежные производители (в том числе лидер рынка искрообразователей — компания NGK) не придерживаются единого алгоритма маркировки. Поэтому подбирать импортные свечи — аналоги отечественных нужно по специальной таблице. Знак «-» означает, что аналоги отсутствуют:

Champion (Great Britain)

Что означает маркировка

У изделий разных производителей есть свои особенности. Приведём их характеристики:

  • название фирмы;
  • особенности конструкции (выражаются в количестве электродов);
  • калильное значение;
  • электродный промежуток (точка воспламенения);
  • материал, из которого выполнены электроды;
  • соединительные параметры.

Без глубоких познаний в автомобильной технике сделать верный выбор вряд ли получится. Можно, конечно, прийти в магазин со снятыми с автомобиля свечами, но так не всегда получается. Искрообразователи российского производства соответствуют стандарту, принятому во всем мире — ИСО-МС-1919. Также маркировка российских изделий предусмотрена нормой ОСТ-37.003.081. Она включает в себя как цифровые, так и буквенные символы.

Символ «А» обозначает резьбовые параметры (величина резьбы). Следующие за ним цифры — калийное число свечей зажигания. Чем значение выше, тем меньшей должна быть температура, чтобы появилась искра. Символ «Д» сообщает длину резьбового соединения.

«В» показывает, на сколько выступает тепловой корпус изолятора. Символ «Р» встречается не всегда: это показатель того, что в головном электроде есть резистор для сглаживания помех. «М» говорит о том, что использованы медные материалы, способные выдержать воздействие больших температур.

«У» свидетельствует о наличии в изделии увеличенного шестигранника. Последнее число — номер разработки.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий