Как проверить моторчик печки ваз 2114-2115, причины поломки и способы устранения

Как снять вентилятор печки на ВАЗ-2114

Если ничего из вышеперечисленного не принесло успехов, значит, будем снимать электродвигатель печки, для этого понадобится отвёртка и маленький набор ключей.

  1. Отсоединяем клеммы с аккумулятора.
  2. В салоне под приборной панелью расположена плюсовая клемма и минусовая клемма, их необходимо разъединить.
  3. Далее, перемещаемся в подкапотное пространство ВАЗ-2114, крышку кожуха вентилятора можно снять после откручивания четырёх винтов крепления.
  4. После открытия кожуха необходимо выкрутить два винта, что фиксируют вентилятор.
  5. Далее, выкручиваем винты, которыми к корпусу перед ветровым стеклом прикреплены решётки воздухопритока. Снимаем их.
  6. Далее, снимаем электромоторчик печки, т. к. все его крепления уже демонтированы. Вентилятор надет на зацеп, расположенный на корпусе — подвиньте его на себя и приподнимите.
  7. После снятия корпуса вентилятора с зацепа необходимо провернуть его на 90 градусов, чтобы вынуть его из кожуха, или разобрать корпус отопителя для удобного выема.
  8. Отсоединяем моторчик с крыльчаткой от кожуха.
  9. Снимаем крыльчатку с мотора.
  10. Дальнейших вариантов несколько: либо поменять электродвигатель на новый, либо пробуем вернуть к жизни старый (если это целесообразно, например, заменив щётки. Если пробита обмотка или проблемы с якорем, то лучше заменить весь моторчик).
  11. Далее, собираем всё в обратной последовательности, убрав весь мусор из шахты отопителя.

Новый и старый моторчик отопителя

Как вытащить моторчик печки ваз 2114

Главное для пассажиров — чтобы в машине было тепло и комфортно. Эти условия может создать печка, предусмотренная в механизме авто. Она не даст пассажирам замерзнуть даже в лютые холода. Принцип действия отопительной системы в ваз идентичен. Машина и салон ее авто отапливается с помощью печки. Печка работает при помощи вентилятора, который расположен во внутренней части салона. Вентилятор способен работать в трехскоростном режиме.

МЕХАНИЗМ РАБОТЫ ОБОРУДОВАНИЯ

  1. 1. Для подачи тепла в салон машины необходимо корректировать подачу теплового воздуха путем закрытия и открытия краника.
  2. 2. Путем данных действий происходит поступление охладительной жидкости в радиатор что способствует образованию тепла. Печка работает при максимальном показателе жидкости охлаждения при полностью нагретом моторчике, который составляет около ста градусов.
  3. 3. При переключении печки на разные скоростные режимы происходит регулирование скоростного вращения вентилятора.
  4. 4. В салоне авто имеются специальные перегородки с помощью которых можно проводить Основные первопричины поломки печки ваз 2114.

В случае возникновения неисправностей, причину следует искать в следующем:

Вышел из строя предохранитель;

Самая актуальная причина. Неисправный предохранитель работает неполноценно, что может стать основной причиной поломки всей системы отопления транспортного средства. Нередко причиной перегорания предохранителя является короткое замыкание. Для определения указанного недостатка придется полностью разобраться в работе предохранительной цепи.

Плохой контакт во внутренней части монтажного блока;

Плохой контакт монтажного блока

Основной причиной указанной неисправности считается окислевшаяся проводка. Решение проблемы имеется: достаточно пересмотреть провода, соединенные перед монтажным блоком и возможно потребуется замена.

Реле зажигания вышло из строя;

Происходит в результате залипания реле зажигания. Неприятность выявляется элементарно. В этом случае вентилятор работает неполноценно, шумит эффективность выражена только при полном прогреве двигателя. Для устранения указанной поломки необходима замена реле.

Неработоспособность скоростных режимов печки;

Обнаруживается при работе вентилятора на максимальном режиме, который шумит. В этом случае необходимо оценить работу резистора отопления. Если он пришел в негодность поможет замена. Такова уж конструкция отопительной системы. На 1-2 режиме оборудование работает при помощи добавочного резистора, и лишь 3 включается напрямую от аккумулятора.

МОТОРЧИК ВЕНТИЛЯТОРА ШУМИТ И ДАЕТ СБОИ

Это говорит о неполадках в системе охлаждения вентилятора ваз 2114, но при условии, что вышеуказанные неприятности исправлены. Причиной неполадки моторчика могут с тать: выход оборудования из строя, или плохой контакт, который возникает в результате залипания щеток вентилятора;

Результатом устранения неполадок может стать полная замена моторчика, который неоднократно начал подводить вас.

Проблемы таятся в работе силового агрегата;

Это может быть в случае отсутствия питания на моторчике. Проблемы стоит искать в следующем:

  1.  Неудовлетворительном контакте на вентиляторе.
  2.  Залипании щетки двигателя.
  3. Работоспособности моторчика.

КОГДА НУЖНА ЗАМЕНА МОТОРЧИКА ВАЗ 2114

Причина выявлена. Остается действовать. Сегодня рынок предоставляет к вашим услугам великое множество вентиляторов. Их цена зависит не только от производителя, но и от качественных характеристик.

Как снять вентилятор с печки ваз 2114?

Для этого необходимо знать где именно он находится. Вентилятор размещен в специальном контейнере, который находится в капоте транспортного средства в районе лобового стекла.

Для снятия вентилятора вам понадобится обыкновенная отвертка и элементарный набор ключей. Ознакомимся с пошаговым снятием вентилятора:

  1. 1. Следует найти плюс провода оборудования. Проведите его отсоединение;
  2. 2. Поскольку крышка кожуха закреплена винтами, проведите их полное отсоединение;
  3. 3. Снимите кожух, и открутите винты;
  4. 4. Открутите винты, которыми закреплены решетки воздухопритока;
  5. 5. Снимите моторчик ваз 2114, для этого придется его немного придвинуть на себя и приподнять;
  6. 6. После снятия моторчика, поверните его на 90 градусов. Это необходимо для его вынимания из кожуха и его снятия.

Как видно, замена не такое и трудное дело. Поэтому указанные работы легко сделать самостоятельно.

Какой моторчик печки поставить на ваз 2114

Надоел шум от печки! Хотелось, чтобы она работала по-человечески, то есть эффективно и не громко. Когда надо немного подачи воздуха и хочется тишины, ничего не выходит: гудит, шумит, сдувает, даже на первой скорости. Решил найти шим-регулятор для моторчика, но делать схему управления самому-прошлый век и никакого кайфа, осталось его найти. Ну и нашел, в России матушке где-то 1,5 р., а в Китае, за 450 наших деревянных, только сколько проработает пока не знаю. В итоге тишина, плавная регулировка оборотов, никакого треска. Что было сделано. Приобрел. 1. моторчик — Лузар(на подшипниках) 2.адаптер воздушного фильтра салона, фильтр салона от 2110 (за все 1,5 р.) и своими руками установка, но адаптер пришлось повпихивать и с дополнительными герметизирующими прокладками не обошлось 3. самое интересное-это шим-регулятор оборотов моторчика (сайт алиэкспресс Вам в помощь) 4. своими руками подключаем 4 провода (вход 12 В и выход через шим-регулятор от 0-12В на моторчик) 5. самое сложное-подключить потенциометр в старое гнездо регулятора оборотов. Дело нескольких минут. Потенциометр в старое дупло, удлинитель от старого переключателя впаял в ручку потенциометра и залил супер клеем. Итог, сколько воздуха надо, столько и крути ручку громкости и ни стекла не потеют, не продувает самого, нет визжания моторчика, а шарикоподшипниковый движок печки пропашет на пониженных оборотах лет 5 без проблем, а то и больше. Тишина, ничего не заметно, только легкое дуновение воздуха и низкая нагрузка на электрооборудование авто, т.к. не нужны никакие реостаты, управление через транзисторы, по минусовому проводу (говорят это не очень, но меня все устраивает), главное-это тишина. Раздражал шум до невозможности. Многие скажут, что родной движок на втулках тише, спокойнее, а на подшипниках потрескивает, попробуйте как сделал Я, ничего слышно не будет, у меня тишина и необходимый обдув! Терзайте. Проводку брал от штатного реостата и от массы кузова, и напрямую к движку. Терзайте и наслаждайтесь! Машина в шумке полностью. Резина данлоп (диаметр13). Цена вопроса-около 2000 р. Потом поставил инопанель, регулятор сначала делал ползунковый, но его сопротивления было недостаточно и при включении зажигания моторчик на минимуме крутился. Поставил штатный регулятор от торпеды опеля, путем подбора сопротивлений добился 4 скорости на моторчик, а первая бесшумная, но с воздушным потоком!

такой адаптер(не мой)

Не работает вентилятор печки ВАЗ 2114 причины

Здравствуйте. Если Вы в лютый мороз или в жаркий летний день завели машину, а вентилятор печки на ВАЗ 2114 перестал работать и не дует — не расстраивайтесь, так как эту проблему можно быстро решить прочитав данную статью. Для того, чтобы понять причины по которым может не работать вентилятор печки, давайте сначала рассмотрим электрическую схему подключения мотора печки.

Схема вентилятора печки ВАЗ 2114, 2115, 2113

И так, вот список всех составляющих схемы:

  1. Монтажный блок (он же блок предохранителей).
  2. Замок зажигания.
  3. Реле разгрузки замка зажигания.
  4. Переключатель скоростей вентилятора печки.
  5. Дополнительные резисторы.
  6. Мотор печки.
  7. Выключатель обогрева заднего стекла с контрольной лампой.
  8. Нагревательный элемент обогрева заднего стекла.

Схема работает следующим образом. При повороте ключа в замке зажигания (2) включается его разгрузочное реле (3). С разгрузочного реле подаётся питание предохранитель f7 в монтажном блоке (1). После предохранителя питание идёт на выключатель обогрева заднего стекла (7) и переключатель скоростей вентилятора (4), который распределяет на какой из резисторов (5) дальше пойдёт питание. Выход 1 с переключателя (4) соответствует самой медленной скорости обдува, а выход 3 идёт на прямую к моторчику печки (6), т.е. самая высокая скорость обдува.

Причины по которым не работает моторчик печки ВАЗ 2114, 2115, 2113.

Причины по которым свежий поток холодного воздуха летом или горячая струя зимой не идёт из воздуховодов вашего ВАЗ 2113, 2114, 2115, могут быть двух видов:

  • механические
  • электрические

Рассмотрим их более подробно.

Механические причины по которым не работает вентилятор печки ВАЗ 2114, 2115, 2113

В первую очередь к механическим причинам относится засорение воздуховода.

Как видно на фото, листья, ветки и прочий мусор попадают под кожух и забивают воздуховод моторчика печки. Мусор может попасть и в саму секцию с лопастями и заклинить вентилятор печки. Обычно перед этим из под копотного пространства доносится свист или скрежет.

К механическим причинам неработоспособности мотора печки можно отнести заклинивание лопостей в следствии неправильной установки корпуса вентилятора печки. При снятии моторчика печки часто повреждаются защёлки фиксирующие две части корпуса. И если эти части между собой крепко не зафиксированы, то между ними будет щель и поток воздуха, который должен идти в салон, будет попадать в эту щель. Так же части корпуса могут вообще клинить лопости моторчика, тогда он вообще не будет крутиться.

Предохранитель

Пойдём по схеме данной в начале поста. Если у Вас не работает вентилятор отопителя вместе с подогревом заднего стекла, то дело 100% в предохранителе. Проверяйте предохранитель f7 в монтажном блоке, если он в порядке, то ищите мультиметром приходит ли на него плюс с реле разгрузки замка зажигания. Для этого при включённом зажигании один щуп мультиметра помещаем на предохранитель а другой на кузов авто. Если всё в порядке, смотрим цепь от предохранителя до переключателя скоростей и выключателя подогрева.

Переключатель скоростей вентилятора печки

С предохранителем разобрались — идём дальше. А дальше у нас переключатель скоростей мотора печки.  Для его проверки снимаем с него разъём. На разъёме три входа рядом и один расположен, как бы отдельно от них. Замыкаем проводом любой из этих трёх входов с тем, который стоит отдельно. Если моторчик заработал, то всему виной переключатель скоростей, если нет — капаем дальше.

Дополнительные резисторы

Если вентилятор работает, но только на третьей (самой быстрой) скорости, то тут всему виной дополнительные резисторы. На третьем режиме питание подаётся напрямую на вентилятор обходя дополнительные резисторы, поэтому на других режимах он не работает.

Моторчик печки ВАЗ 2114, 2115, 2113

Если проверка всех перечисленных выше узлов, показала их работоспособность — причина в самом моторчике печки. Скорее всего он сгорел или у него плохая масса. Для проверки снимаем его (как это сделать читайте тут) и подключаем напрямую к аккумулятору (чёрный провод, прикрученный к кузову — минус). Если работает — плохая масса. Не работает — меняем моторчик.

Источники

  • vaz-zona.ru/ne-rabotaet-ventilyator-pechki-vaz-2114-prichiny/
  • ladaautos.ru/vaz-2115/pochemu-ne-greet-pechka-vaz-2115-i-kak-eto-ispravit.html
  • vazzz.ru/vaz-2115-pechka-ne-greet/
  • drive2.ru/l/4258747/

Разборка вентилятора

В случае, когда есть моторчик с крыльчаткой, разбираем корпус вентилятора. Для этого снимаем с выходного раструба поролоновый уплотнитель, затем снимаем фиксаторы корпуса, после чего он разделиться на две половины.

Извлекаем эл. моторчик, для чего отстегиваем пружинные фиксаторы крышки моторчика, снимаем эту крышку и извлекаем эл. двигатель вместе с крыльчаткой из половины корпуса. Электродвигатель меняется только в сборе с крыльчаткой, и рассоединять их не рекомендуется, чтобы не нарушить центровку. При сборке обязательно наклейте поролоновый уплотнитель по периметру выходного раструба, иначе из-за щелей воздушный поток будет рассеиваться, что снизит эффективность работы печки.

Если электромоторчик печки при работе издавал сильный визг, можно не менять электродвигатель, просто разобрать вентилятор и заложить консистентную смазку во втулки. Но эти меры помогут устранить визг на непродолжительный срок и в конечном итоге моторчик печки придется заменить.

  • autorn.ru
  • fb.ru
  • vazweb.ru
  • avtocity365.ru

КАК ЗАМЕНИТЬ РАДИАТОР ПЕЧКИ ВАЗ 2114

Итак:

  • Производим замену радиатора самостоятельно.
  • Начинаем со слива тосола из системы охлаждения.
  •  Затем снимаем приборную панель.
  • Замена радиатора печки в ваз 2114 начинается с салона. В салоне автомобиля, под приборной панелью, отсоединяем шланги, ведущие к патрубкам краника отопителя.
  • Чтобы совершить эти действия без проблем,  ослабляем хомуты.
  • Проделайте то же самое в подкапотном пространстве:  снимаем шланги патрубков крана, откручиваем гайки, крепящие радиатор, снимаем  кран со щитка.

А теперь по порядку

Ослабляем хомуты, снимаем шланги, снимаем гайки крепления радиатора

  • Снимаем держатель тяги
  • Отсоединяем тягу от самого рычага
  • Переходим в салон, поднимаем чехол с рычага переключения передач.

Снимаем чехол

Убираем накладку облицовки: которая находится под  ручником.

Убираем накладку

  • Откручиваем и достаем заднюю накладку: располагающуюся между сидениями. Сдвигаем ее назад для удобства.
  • Отсоединяем воздуховод (салонный) от корпуса отопителя, извлекаем его.

Отсоединяем салонный воздуховод

  •  Отсоединяем разъемы резистора и электродвигателя.
  • Откручиваем гайки(2  пары) слева и справа  от отопителя.

Гайки, крепящие отопитель

  • Снимаем радиатор вместе с панелью.
  • Производим замену.
  • Устанавливаем радиатор отопителя в порядке обратном разборке. Проверяем состояние патрубков и хомутов, при необходимости производим их замену. Замена радиатора на печки ваз 2114 успешно завершена.
  • После замены и установки всех деталей на место, заливаем охлаждающую жидкость.
  •  Запускаем двигатель и проверяем работоспособность печи.
  • Если вдруг печка греет плохо, значит, образовалась в ней воздушная пробка, вам следует от нее избавится.

Еще один случай, когда печка не греет:

Ситуация: У автолюбителя печка плохо прогревает салон, хотя нагретый воздух подается, температура двигателя находится в пределах девяноста градусов. Радиатор отопления тоже горячий, патрубки в хорошем состоянии. Делаем следующее:

  • Самостоятельно откручиваем бок торпеды с пассажирской стороны.
  • Осматриваем два шланга, находящихся около моторного щита, отходящие от отопителя.  Пробуем  их на ощупь.
  • Если они холодные, значит забились.
  • Прочищаем их и все работает!

Меняем мотор печки

Если садитесь в машину, заводите ее, включаете вентилятор печки и слышите тишину, проверьте блок предохранителей. Возможно, требуется замена одного из них. Если моторчик после этого не работает, необходимо проверить – отошел контакт или накрылся электромотор. Варианты решения:

Если вы начинающий водитель, то езжайте в автосервис.

Если опытный автолюбитель, выполняйте следующие действия:

  •  Заглядываем под панель и осматриваем контакты вентилятора, и переключателя.
  • Расковыриваем разъем,  при помощи пробника проверяем напряжение на моторчике. Если напряжение есть, то достаем моторчик.
  • Возможно, отвалился  «минус» от мотора. Присоединяем его на место. Через пару минут в машине теплеет.

Порядок выполнения работ

Прежде чем начать работы следует каким-нибудь кремом обильно помазать руки (их потом будет легче мыть, да и возможны в этом процессе порезы) и можно начинать этот трудоемкий процесс. Итак:

  • Сливаем охлаждающую жидкость (если герметична у вас охлаждающая жидкость, то должна быть закрыта крышка расширительного бачка, после того как вместо заглушки в двигатель завернете шланг, откройте крышку и охлаждающая жидкость аккуратно потечет в подготовленную заранее емкость).
  • Затем необходимо снять бардачок и боковые панели, в этом деле необходимо открутить все крепежные винты которые вы видите.
  • Также не стоит забывать и откручивать крепления к полу – по бокам два винта, с левой и правой стороны панели. Затем откручиваем крепежные винты, которые закрепляют тросики (с левой и правой стороны), эти винты со стороны водителя держат еще и крышку радиатора, там их должно быть три штуки.
  • Необходимо еще раз удостовериться и проверить, все ли винтики и болтики раскручены (не забудьте выкрутить два самореза, расположенных ближе к двери пассажира и про тот, что установлен в правом верхнем углу на панели, он находится возле кнопок и закрыт заглушкой). Аккуратно на себя дергаем панель. Подставляем какой-нибудь брусок или можно пластиковую бутылку в образовавшийся проем между панелью и рамой со стороны пассажира.


Снятие боковой панели на ВАЗ 2114

Откручиваем от радиатора два хомута, не забудьте подставить под патрубки какую-нибудь емкость, чтобы охлаждающей жидкостью не залить салон. В системе охлаждающей жидкости остается еще достаточное количество, поэтому не спешите убирать тару. Для того, чтобы слить до конца охлаждающую жидкость можно снимать и одевать патрубки. Более подробно посмотреть этот процесс вы можете на фото.

Итак, слили всю жидкость, сдернули хомуты, чуть-чуть вылезает радиатор и упирается в нижнюю часть панели.В этом деле одному не справиться, необходимо одному приподнимать панель, а другому в это время выдергивать радиатор, такой же алгоритм и при сборке. Итак:

Берем новый радиатор отопителя, и все как показывает инструкция, собирается в обратном порядке. Также необходимо понять, что не стоит экономить на радиаторе отопителя, и покупать ту модель, чья цена будет вызывать смех, поверьте, он не прослужит долго и эту сложную процедуру придется повторять снова. Лучше один раз купить качественный радиатор отопителя и много лет не знать с ним проблем.

Самым сложным в этом деле является снять радиатор, а после его можно продуть сжатым воздухом, чтобы очистить, запаять или вообще поменять

Также в процессе установки обратите внимание на патрубки, если они нуждаются в замене, то выполните это сразу, пока все открыто и доступно

Замена вентилятора отопителя на ВАЗ 2114


Замена электродвигателя отопителя на ВАЗ 2114

Если не работает вентилятор отопителя на вашем автомобиле, то это, является бедой в не зависимости от времени года. Запотевают стекла автомобиля даже от дыхания водителя, а особенно от дыхания пассажиров, которые отпраздновали что-то. Как правило, непосредственной угрозой безопасности являются непрозрачные стекла, короче говоря, необходима на автомобиле ВАЗ 2114 замена вентилятора отопителя или замена электродвигателя отопителя на ВАЗ 2114, в любом случае и та и другая операция проводятся одинаково.

Порядок выполнения

Замена электродвигателя отопителя ВАЗ 2114 начинается с отсоединения минусовой клеммы провода от соответствующего вывода на аккумуляторной батареи. Итак:

Под панелью приборов в салоне отключаем разъем «плюсового» провода, который идет к электродвигателю и, открутив переднюю гайку крепежа отопителя к кузову, со шпильки снимаем клемму «массы» электродвигателя.


Замена вентилятора отопителя на ВАЗ 2114

  • Затем для осуществления такой операции как, замена вентилятора отопителя ВАЗ 2114, отворачиваем крестообразной отверткой пять саморезов крепления воздухоприточных решеток.
  • Снимаем правую и левую решетки воздухопритока.
  • Откручиваем при помощи крестообразной отвертки четыре крепежных самореза защитного кожуха и вынимаем сам защитный кожух.
  • Затем необходимо при помощи той же крестообразной отвертки отвернуть два винта крепления вентилятора к корпусу отопителя.
  • Сквозь резиновый уплотнитель вытягиваем провода электродвигателя. Выводим из коробки воздухопритока вентилятор отопителя.
  • Убираем уплотнитель кожухов. Затем при помощи плоской отвертки поддеваем защелки и разъединяем кожух на две части.
  • Освободив две крепежные скобы, убираем крышку от электродвигателя вентилятора и вытаскиваем электродвигатель вместе с колесом.

В обратной последовательности проводим установку и сборку вентилятора отопителя. Следует уплотнитель приклеивать универсальным клеем.

Знание устройства печки на ВАЗ-2114, позволяющее самостоятельно заменить радиатор отопителя

Конструкция печки ВАЗ-2114 такова, что для начала любых работ с системой придётся изначально слить с системы охлаждения весь тосол, демонтировать приборную панель и только после этого приступить к выполнению ремонтных работ.

Для замены радиатора автомобилисту понадобится несколько часов свободного времени, при этом продолжить процесс следует со снятия пары шлангов, идущих к патрубкам краника.

Упростить задачу поможет максимальное ослабление хомутов. Автовладельцу придётся избавиться в подкапотном пространстве от шлангов, которые идут к патрубкам краника. После этого можно будет убрать все гайки, удерживающие радиатор. Демонтаж краника со щитка позволит избавиться от держателя тяги и самого приспособления (непосредственно конструкции тяги).

Продолжить процесс поможет снятие чехла, расположенного на ручках переключения передач. Автовладелец сможет избавить авто от облицовки из пластмассы, прикрывающей пространство под ручником. После этого следует открутить и демонтировать накладку пола, находящуюся в пространстве между креслами. Отсоединение от системы отопления салонного воздухоотвода поможет достать агрегат и разъединить соединительные элементы между электромоторчиком печки и резистором.

Для того чтобы демонтировать отопитель, придётся лишь открутить пару болтов. После замены основного приспособления все снятые детали следует установить в соответствующие места в обратном порядке.

Воздушная пробка

При последующем запуске, система будет циркулировать воздух вместо охлаждающей жидкости, что будет причиной перегрева мотора и плохо работающей печки. Как избавится от этой пробки? Для этого автомобилисты ослабляют хомут патрубка ОЖ и медленно доливают тосол в расширительный бак до максимума. Кстати, смешивать разные марки охлаждающей жидкости нельзя – система может вспениться.

Поэтому доливаем только ту марку, которая использовалась ранее, либо используем дистиллированную воду. Последний метод используется в любой сезон, за исключением зимнего, так как вода при отрицательной температуре попросту замерзнет в бачке. Сам тосол должен быть максимально прозрачным (заводской окрас – не в счет), на ощупь – слегка маслянистый.

Если он давно не менялся и потерял эти свойства, стал мутным, тогда лучше слить его целиком и использовать новую «незамерзайку». Если плохо греет печка (ВАЗ 2114 1,5 в том числе), избавиться от воздушной пробки можно и другим способом – просто заехать передней частью автомобиля на подъем и открыть крышку расширительной емкости. Подождав 3-5 минут, система сама вытолкнет наружу весь ненужный воздух.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий