Средний срок службы аккумулятора автомобиля

Как правильно выбрать аккумулятор

Тип батареи выбирается в зависимости от финансовой способности владельца автомобиля. В основном отдается предпочтение свинцово-кислотным элементам.

АКБ заряжают с помощью специального устройства, в магазинах продаются «зарядники» разных типов и мощности. Есть зарядные устройства (ЗУ) обычные и зарядно-пусковые, последние способны не только восстановить емкость батареи, но и прокрутить двигатель для запуска, если аккумулятор сел.

Но слишком большой ток подавать нельзя, он не должен превышать одной десятой доли от общей емкости АКБ. Например, если аккумулятор имеет емкость 65 Ампер-часов, то ток зарядки не может быть больше 6,5 А.

Срок службы

Срок службы аккумулятора зависит от конкретного производителя; в среднем он составляет от 4 до 5 лет. Бывают исключения, когда АКБ работает по 7-8 лет, но такие случаи на практике встречаются редко. Существуют факторы, которые сокращают период жизни аккумулятора:

  • короткие замыкания;
  • коррозия;
  • глубокий разряд;
  • чрезмерный заряд;
  • неправильные условия хранения автомобиля;
  • неисправность бортовой сети автомобиля;
  • частое стояние в пробках (аккумулятор не успевает восполнять заряд);
  • экстремальные температуры.

Чтобы избавится от необходимости возвращать батарею к жизни в непредвиденных обстоятельствах, следует заранее учитывать эксплуатационный срок. Чем жестче условия, в которых используется аккумулятор, тем меньше он прослужит своему владельцу без самопроизвольного выключения.

Существуют методы профилактики работы аккумулятора, которые увеличивают срок службы. К ним относятся контроль плотности электролитов, зарядка батареи от сетевого зарядного устройства раз в 2 месяца и контроль работы двигателя.

Реальный срок службы аккумулятора

По ГОСТу, срок годности сурьмяной автомобильной батареи составляет 2 года (если пробег не больше 90 000 км), а необслуживаемого аккумулятора авто — 4 года (при пробеге не больше 100 000 км).

Однако реальный срок годности аккумулятора автомобиля может зависеть от целого ряда следующих факторов:

Прежде всего, срок службы автомобильного аккумулятора (АКБ) зависит от качества его обслуживания.
Характер езды хозяина транспортного средства, есть ли простои в пробках или небольшие участки дороги с частым пуском мотора, во время которых батарея полноценно не восполняет свой заряд, поэтому часто бывает разряженной.
Предусмотрена ли в машине встроенная электроника, насколько правильно она подключена.
Смертный приговор аккумулятору – это короткое замыкание, которое может произойти в результате прорыва сепаратора. Как правило, замыкание происходит из-за осыпавшейся на дно корпуса обмазки пластин по причине вибрационного воздействия.
Неправильное крепление агрегата. В случае слабой закрутки батареи на поворотах может вылететь батарея, в результате чего произойдет замыкание клеммы либо ее поломка.
Коррозийные процессы, которые повреждают соединительные мостики и сами пластины.
Экстремальная температура при эксплуатации.
Перезаряд аккумулятора во время подачи высокого напряжения на его выводы.
Глубокий разряд, который активизирует процесс сульфатации пластин. Такому процессу больше подвержены свинцово-кислотные аккумуляторы, поскольку в случае хронической недозарядки или выхода из строя на их пластинах выделяется свинцовый сульфат

Именно поэтому так важно знать норму заряда аккумуляторной батареи. Примечательно, что давно устаревшие щелочные АКБ служили гораздо дольше.

Также стоит учитывать, что гораздо быстрее выходят строя АКБ с интенсивной эксплуатацией (например, специальный транспорт, такси, общественный транспорт, служебные автомобили и прочие).

Дело в том, что электроды в автомобильных аккумуляторах изнашиваются прямо пропорционально пробегу самого транспортного средства, кроме того, большую нагрузку добавляет встроенная дополнительная электроника.

Срок жизни аккумуляторов на таких автомобилях не превышает и 1,5 года вместо 4 лет, указываемых производителем.

Правильный уход за автомобильным аккумулятором подразумевает кроме всего прочего и своевременную замену устройства, которую проводят не чаще 1 раза в 4 года, но при нормальном вождении — немного реже.

Кроме того, продлению срока эксплуатации АКБ способствует его качество. Так, практика показывает, что дольше эксплуатируется именно продукция известных брендов, которую грамотно подобрали под определенную марку автомобиля.

Но что можно сделать, чтобы еще больше продлить срок его годности?

Какими бывают аккумуляторы?

В зависимости от используемых материалов, которые определяют, в том числе, и область применения такой продукции, различают несколько типов аккумуляторов:

  • свинцово-кислотный;
  • никель-кадмиевый (Ni-Cd);
  • никель-железный;
  • никель-металлогидридный;
  • никель-водородный;
  • серебряно-цинковый и серебряно-кадмиевый;
  • литий-ионный;
  • литий-полимерный.

Свинцово-кислотные

В свинцово-кислотных приборах используется в качестве реагента диоксид свинца или свинец, электролита – раствор серной кислоты.

Эти аккумуляторы бывают:

  • стартерными — используются в двигателях внутреннего сгорания;
  • стационарными – используются в энергетике, на телефонных и телекоммуникационных станциях, как источник аварийного электроснабжения;
  • тяговыми – предназначены для электрокаров и другого электротранспорта, спецтехники, других машин;
  • портативными – обеспечивают питание приборов, инструмента, аварийного освещения.

Срок службы такого типа аккумуляторов может достигать 12 лет (до 300 циклов).

Оптимальной температурой для них является +25 оС.

Повышение температуры на +8 оС приведет к сокращению этого периода на 5 лет, а при температуре + 42 оС он прослужит всего один год или чуть больше.

Никель-кадмиевые

Их изготовляют из реагентов никеля и кадмия, а также электролита — раствора КОН.

Различают такие виды аккумуляторов:

  • ламельные;
  • безламельные;
  • герметичные.

Безламельные модели обладают «эффектом памяти».

Так называют явление, когда устройство как бы запоминает, что в предыдущем цикле его емкость использована не полностью, и, разряжаясь, отдает только до границы, которую он запомнил.

Сфера применения никель-кадмиевых аккумуляторов:

  • в шахтных электровозах и подъемниках;
  • в стационарном оборудовании;
  • в портативной технике (телефонах, магнитофонах, компьютерах);
  • в бытовой технике;
  • в игрушках.

Срок их службы достигает 7 лет, что зависит от модели и режима эксплуатации.

Никель-железные

В этих устройствах вместо токсичного кадмия используют железо.

Такие аккумуляторы производят только в негерметичном виде.

Применяются в основном в качестве тяговой установки на шахтных электровозах, электрических автомобилях, подъемных механизмах, используемых в промышленности.

Срок службы никель-железных аккумуляторов может составлять 10 лет.

Никель-металлогидридные

Для их производства используют интерметаллид, обратимо сорбирующий водород.

Они выпускаются в дисковой, призматической и цилиндрической формах. Ni-MH батареи нашли применение в портативной аппаратуре.

Срок их службы – 200–500 циклов, что несколько ниже, чем у никель-кадмиевых аналогов.

Никель-водородные

Это один из самых дорогих типов аккумуляторов.

Отрицательный электрод в них газодиффузный, дополненный платиновым катализатором.

Это один из самых дорогих источников питания, и устанавливается на ракетно-космической технике и глубоководных аппаратах.

Срок службы таких устройств достигает 10 лет, или 28 000 циклов.

Серебряно-цинковые и серебряно-кадмиевые

В этом типе аккумуляторов на положительный катод наносят серебро, на отрицательный – цинк или кадмий (щелочной аккумулятор).

Они тоже относятся к дорогим изделиям, выпускаются в форме диска или призмы.

Область их применения:

  • военная техника;
  • авиация;
  • часы;
  • портативные приборы и аппаратура.

Срок службы серебряно-цинковых аккумуляторов относительно мал – около 100 циклов, в то время как для серебряно-кадмиевых моделей он достигает 6000 циклов.

Литий-ионные

Литий-ионные модели впервые были выпущены в 1991 году компанией Sony.

Они представляют собой комбинацию электродов (анодный материал на медной фольге и катодный – на алюминиевой), разделенных пористыми сепараторами.

Электроды помещены в корпус герметичной конструкции.

Данным аккумуляторам свойственен «эффект памяти».

Ранее считалось, что они не подвержены этому эффекту.

Их применяют:

  • в электрокарах;
  • в бытовой технике;
  • в накопителях энергии;
  • в цифровой технике.

Срок службы литий-ионных аккумуляторов достигает 400–600 циклов.

В целом, у литиевых аккумуляторов средний срок службы – примерно 300 циклов

Литий-полимерные

Литий-полимерные аккумуляторы возникли вследствие улучшения предыдущего типа.

В качестве электролита в нем используется полимер, включающий гелеобразный литий-проводящий наполнитель.

Область их применения:

  • мобильные телефоны;
  • цифровая техника;
  • радиоуправляемые модели;
  • портативный электроинструмент;
  • электромобили.

У них нет эффекта памяти. Срок службы литий-полимерных (li-pol) аккумуляторов — 2000 циклов.

Температурный режим

Существенное влияние на срок службы аккумулятора оказывает температура, чем она выше, тем быстрее происходят химические процессы в корпусе аккумулятора. Следует учитывать, что у большинства легковых автомобилей, источник питания располагается под капотом машины и существенно повлиять на этот фактор большинство автомобилистов не в силах.

Если автомобиль постоянно эксплуатируется при повышенных температурах, то в этом случае следует систематически проверять уровень электролита в банках и при необходимости повышать его уровень при помощи дистиллированной воды. Эксплуатация при низких температурах так же негативно влияет на срок службы источника питания. В этом случае аккумулятор может подвергаться глубокой разрядке при пуске автомобиля, а постоянное использование дополнительных потребителей приводит к дополнительным нагрузкам.

Вибрация

Вибрация аккумулятора является ещё одним фактором, который влияет на его срок службы. Уменьшение воздействия этого фактора в большинстве своём зависит от самого автомобилиста. При вибрации и резких толчках происходит постепенное разрушение обмазки пластин, а некоторых случаях возможны и повреждения корпуса, приводящие к мгновенной смерти источника питания.

Следует стараться плавно преодолевать участки дорог с повреждённым покрытием на пониженных скоростях, а сам аккумулятор должен быть надёжно закреплён в предусмотренном месте. Значительные вибрации должны устраняться при плановом обслуживании.

Какой срок годности, и как он определяется?

Срок эксплуатации аккумуляторной батареи машины – это период времени, когда производитель гарантирует абсолютную безопасность работы.

Так как по факту он начинается с момента производства, то лучше всего, если автолюбитель начинает использовать АКБ не позднее полугода со дня выпуска.

Эта рекомендация связана с тем, что любой аккумулятор в течение длительного простоя разряжается.

Если же АКБ принадлежит к свинцово-кислотной разновидности батарей, то такие устройства обладают «памятью».

Это значит, что чем дольше аккумулятор не используется, тем меньше становится максимальный уровень его заряда. Соответственно чем ближе дата выпуска аккумулятора, тем выгоднее его приобретать.

Все производители обязаны указывать дату изготовления АКБ. Чаще всего, она указывается на упаковке или на самом изделии. Маркировка представляет собой цифровой код, который в некоторых случаях содержит буквы, поэтому следует уточнять расшифровку у продавца.

Узнайте в этой статье, как долго может прослужить моторное масло.

К примеру, на упаковке написан следующий код: 18С25А3. В данном случае дата – это первые пять символов. 18 – год, С – месяц (март) и 25 – число производства.

Какие факторы влияют на срок службы АКБ

Срок службы автомобильного аккумулятора зависит от ряда факторов:

  • тип устройства;
  • материал, который был использован при производстве;
  • технические характеристики устройства;
  • режим эксплуатации (или хранение аккумулятора без использования);
  • общее число циклов подзарядки;
  • условия эксплуатации.

При эксплуатации автомобильного аккумулятора следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. Тип аккумулятора (обслуживаемый или необслуживаемый). Автовладельцам, которые пользуются обслуживаемым типом устройства, необходимо своевременно за ним ухаживать: добавлять дистиллированную воду, проверять плотность электролита и прочее. Если упустить нужный момент, то устройство может не прослужить и одного года.
  2. Технические поломки в системе заряда батареи. Если в автомобиле имеются проблемы с генератором, то это автоматически приведет к разряду аккумулятора, что в дальнейшем очень быстро выведет его из строя. Кроме этого, неисправность реле регулятора может стать причиной перезарядки АКБ, чего допускать нельзя.
  3. Утечка тока. В автомобиле установлены различные устройства, работающие от тока (сигнализация, магнитола и т. д.). Если при их установке были допущены ошибки, может происходить утечка электрического тока, что приведет к постепенному разряду АКБ. Если такая проблема была обнаружена, ее необходимо устранить в срочном порядке.
  4. Длительность поездок. АКБ, установленные в городских авто, служат меньше. Связано это с тем, что при частых поездках на короткое расстояние батарея не успевает заряжаться и напряжение может упасть до критического уровня.
  5. Крепление АКБ в авто. Если батарея установлена неправильно, то при резких маневрах во время движения она может смещаться со своего места. Это может привести к тому, что сломается само место крепления или замкнет клемма о кузов. При правильной эксплуатации АКБ должна быть крепко закреплена на своем месте.

Как продлить срок службы АКБ

Продлить срок эксплуатации АКБ помогут следующие советы:

  • не следует использовать разряженную батарею;
  • в зимнее время года батарею нужно подзаряжать, дав ей поработать 10-15 минут без нагрузки электроприборов;
  • при механической коробке передач выжатое сцепление облегчит для аккумулятора запуск двигателя;
  • необходимо помнить, что стартер расходует очень много энергии от АКБ, поэтому не нужно его прокручивать более 5 секунд за один раз;
  • необходимо регулярно проводить осмотр батареи, очищать клеммы и сам корпус АКБ от образовавшегося налета;
  • регулярно заряжать АКБ для поддержания напряжения;
  • если автомобиль долгое время не планируется использовать, то лучше отсоединить клеммы батареи или вовсе снять ее.

Если при эксплуатации автомобиля придерживаться вышеперечисленных правил, то аккумулятор прослужит гораздо больше времени.

Признаки неисправности автомобильного аккумулятора

Рано или поздно, в зависимости от вышеперечисленных факторов и условий эксплуатации, АКБ выйдет из строя. О неисправности батареи будут говорить следующие признаки:

  • быстрая потеря заряда устройством;
  • батарея не держит напряжение при заряде;
  • АКБ не заводит двигатель автомобиля, хотя недавно она была на зарядке;
  • окислившиеся клеммы аккумулятора;
  • проблемы с функционированием электрооборудования в автомобиле;
  • наличие повреждений на корпусе аккумулятора;
  • сульфатация пластин АКБ;
  • чрезмерный нагрев АКБ при зарядке;
  • неприятный запах от устройства.

Более точно определить неисправность батареи можно при помощи дополнительных инструментов: нагрузочной вилки, тестера, вольтметра. При наличии некоторых навыков с их помощью можно понять, насколько критично состояние устройства.

При регулярном осмотре АКБ и соблюдении правил эксплуатации можно максимально продлить срок ее службы и избежать внезапных проблем с запуском автомобиля.

4 Сколько действительно служит АКБ?

Продолжительность службы батареи во многом зависит от качества ее изготовления. Качественные изделия производят известные марки, на них дается гарантийный срок от производителя 2-4 года. «Живут» такие батареи от 5 до 7 лет. В основном это касается необслуживаемых АКБ, в которые не могут добраться некомпетентные пользователи. Аккумуляторы с низким качеством порой не выдерживают даже 3 лет эксплуатации. Изготовители дают на них гарантию от полугода до года, что говорит само за себя.

Качество выпускаемых изделий зависит от технологии производства. Дольше «живут» те аккумуляторы, в состав пластин которых изготовители не жалеют добавлять свинец, а также серебро и кальций, замедляющие процесс электролиза. АКБ быстрее выходят из строя при интенсивной эксплуатации транспортного средства. Износ электродов прямо пропорционален километрам пробега. Если на автомобиле установлено большое количество дополнительной электроники, а техническое обслуживание проводится нерегулярно, то аккумулятор прослужит не более полутора лет, притом что производитель дал гарантию 4 года.

На автомобилях с пробегом около 20 000 километров за год и регулярным и качественным обслуживанием аккумулятор меняется не чаще чем через 4 года. Встречались случаи, когда при правильном уходе и эксплуатации в нормальных условиях автомобильная батарея служила около 8 лет.

Законодательство

Аккумуляторы не вечны и время от времени их приходится менять.

Однако существует гарантированный срок эксплуатации, в течение которого батарея должна работать бесперебойно.

В большинстве случаев производители устанавливают его в пределах от 3 до 5 лет.

По закону (пункт 1 статьи 5 Закона «О защите прав потребителей») сроком службы изделия признаётся период времени со дня производства до момента, после которого оно становится непригодным для последующей эксплуатации.

На протяжении всего этого времени продавец несёт ответственность перед потребителем.

Если в течение гарантийного срока эксплуатации потребитель обнаружил недостатки, мешающие бесперебойной работе и/или влияющие на безопасность работы АКБ, то он имеет право требовать вернуть аккумулятору работоспособность за счёт производителя.

При этом важно, чтобы поломка появилась не по вине автолюбителя. Т

е. потребитель соблюдал рекомендации по эксплуатации, но изделие всё равно не работает.

Это правило установлено в и статьях закона «О защите прав потребителей».

Факторы, влияющие на срок службы аккумулятора

Разобравшись с такими «постоянными» факторами, как модель и производитель, перейдём к «переменным», тоже существенно влияющим на срок службы АКБ:

Температурный режим

Холодное время года в принципе является не самым благоприятным для любого автомобиля. Что же касается аккумуляторных батарей, то зима для них настоящее испытание на прочность. Дело в том, что остывший аккумулятор не только разряжается быстрее, но и принимает зарядку не в полном объёме. Таким образом, при каждом запуске двигателя ему приходится работать, что называется, «на износ». А экстремальные нагрузки, как вы, наверное, и сами догадались, могут существенно укоротить срок службы аккумулятора автомобиля.

Однако не стоит считать, что летом можно полностью расслабиться и не думать о состоянии батареи. В жаркие дни температура под капотом может достигать 70–80 градусов по Цельсию. А такой перегрев является благоприятным для сульфатации аккумулятора. Это весьма неприятное явление, подробнее о котором вы можете прочитать в статье «Как в домашних условиях восстановить аккумулятор».

Система зарядки

Ещё один немаловажный момент, который может существенно укоротить срок нормальной эксплуатации аккумулятора. Если система зарядки работает «в штатном режиме», то можете рассчитывать, что и аккумулятор отработает заявленный производителем срок (естественно, при прочих благоприятных условиях).

А вот если работа генератора «так себе», то батарея будет получать зарядку не в надлежащем объёме, что рано или поздно приведёт к глубокой разрядке. А пара-тройка глубоких разрядок (ну, пусть не пара-тройка, а пять-шесть) – и можете смело ставить в расходную часть своего бюджета покупку нового аккумулятора.

Кроме генератора к системе зарядки относится одна «маленькая, но гордая птичка», а точнее деталь. Называется она реле регулятора. Это практически незаметная микросхема уберегает АКБ от перезарядки (ведь генератор в работающем состоянии подаёт ток постоянно и меры не знает). А перезарядка для аккумулятора не менее (а может, и более) вредна, чем глубокий разряд.

Режим езды

Даже если вы идеально соблюдаете все правила и рекомендации по эксплуатации аккумулятора, он всё равно может выйти из строя раньше положенного срока, если вы «неправильно» ездите. Хотя слово «неправильно» относится только к батарее, а точнее к её «отношению» к разным типам езды.

Думаю, все знают, что максимальная нагрузка на аккумулятор приходится в момент запуска двигателя. Соответственно, чем чаще вы подвергаете АКБ такой нагрузке, тем меньше ей это «нравится». Другими словами, частая городская езда в режиме «старт-стоп» отражается на сроке жизни аккумулятора куда пагубней, чем поездки без остановок на дальние расстояния.

Ток утечки

Практически в любом автомобиле есть так называемое «стороннее оборудование». Это может быть «неродная» аудиосистема, сигнализация и тому подобное. При неправильном подключении все эти приборы могут создавать так называемый ток утечки. Другими словами, аккумулятор будет разряжаться, даже когда машина без ключа в замке зажигания стоит в гараже или на парковке.

В краткосрочном периоде это чревато тем, что вы не сможете завести автомобиль, а вот при долгой стоянке ток утечки может привести к глубокой разрядке. Ну, а чем это грозит, вы уже в курсе.

Крепление аккумулятора

Некоторые недальновидные автолюбители могут счесть этот пункт не столь важным, как, например, описанная выше утечка тока. И будут в корне не правы. Дело в том, что при экстремальной дорожной ситуации (на крутом повороте или при резком торможении) плохо зафиксированный аккумулятор может просто вылететь из своего гнезда.

Это грозит, во-первых, чисто механическими поломками, которые могут привести к вытеканию электролита, а во-вторых, к короткому замыканию клемм о корпус автомобиля. И в том и в другом случае аккумулятор если и не выйдет из строя окончательно, то срок его службы уменьшится, причём весьма ощутимо.

Действия при разряженном аккумуляторе

Разряженную батарею реанимируют двумя способами:

  • буксировка. Запуск двигателя осуществляется посредством разгона автомобиля с последующим включением зажигания и передачи (вторая или третья);
  • «прикуривание». Осуществляется посредством автомобиля-донора и «крокодилов» (провода для взаимодействия клемм АКБ). «Крокодилы» подключаются к нужным клеммам на обеих батареях. Красный (традиционно) провод соответствует положительным клеммам, черный провод – отрицательной машины-донора (другой конец подсоединяется к неокрашенной части «разряженного» автомобиля). Сперва нужно запустить мотор автомобиля-донора, после – авто с разрядившейся АКБ.

Статья в тему: Как выбрать акустику в автомобиль

Как продлить ресурс автомобильного аккумулятора

Вне зависимости от марки, модели и даже типа АКБ, его срок службы можно увеличить, если придерживаться следующих рекомендаций:

  • если вы точно знаете, что батарея разряжена, не эксплуатируйте её, особенно зимой, когда пуск мотора сильно затруднён – вы рискуете полностью посадить источник питания, а глубокого разряда не любит ни один тип аккумуляторов, особенно – кислотно-свинцовые разновидности;
  • не пренебрегайте подзарядкой аккумулятора. Хотя это правило нужно соблюдать в любое время года, особенно актуальным оно является зимой, когда не только мотор, но и аккумулятор вынужден работать в особо тяжёлых условиях. Если вы практикуете длительные поездки (не менее 10 км.), то подзаряжаться батарея должна и во время движения. Но если её ресурс уже порядком исчерпан (ёмкость упала относительно номинальной на 20% и более), то, скорее всего, для восстановления нормального уровня заряда потребуется использование внешнего зарядного устройства;
  • во время пуска всегда выжимайте сцепление – это существенно облегчит стартеру задачу прокручивания коленвала, а значит, и нагрузка на аккумулятор будет относительно небольшой. Учитывая, сколько раз вы осуществляете пуск мотора за день, неделю, месяц и год, нетрудно понять, что таким способом вы можете заметно увеличить ресурс батареи.

Совет предназначен только для авто с механической коробкой. Если вы заводите двигатель, когда машина стоит на уклоне, обязательно затяните стояночный тормоз.

привычка долго крутить стартер – весьма вредная. Многие неопытные водители полагают, что если силовой агрегат сразу не завёлся, то стоить покрутить чуть дольше, и он обязательно заведётся. Практика показывает, что это не всегда так. Но в любом случае прокручивать стартер нужно не более 5 секунд. Мотор не завёлся – выждите секунд 30, и повторите попытку, а так не более четырёх раз. Не помогло – ищите проблему в моторном отсеке;
зимой, когда столбик термометра опускается намного ниже нулевой отметки, страдает, как мы уже отмечали, не только мотор. Аккумулятор тоже нуждается в разогреве, чтобы дать старт «замороженным» химическим реакциям. Для этого перед пуском включите дальний свет фар секунд на 20, максимум 30. На ёмкости это скажется минимально, а при пуске батарее потребуется меньше времени;
регулярно проводите профилактический осмотр АКБ. Оценивайте состояние клеммных узлов, оцените, не болтается ли аккумулятор из-за ослабления креплений, не имеется ли на его корпусе трещин, сколов, потёков и следов. Если мелкие проблемы имеются – не затягивайте с их решением. Например, треснутую клемму лучше заменить незамедлительно, если батарея шатается – тут же затяните крепление. Окислившиеся клеммы нужно почистить, и чтобы предотвратить этот процесс в будущем, смазать их специальным составом. Всё это мелочи, которые могут вылиться в преждевременный выход из строя источника питания;
если АКБ обслуживаемого типа – периодически проверяйте уровень электролита. Он должен покрывать пластины на 15-20 мм., и если его меньше – долейте электролит, после чего желательно измерить его плотность и при необходимости поставить батарею на подзарядку. Помните, что если электроды оголятся, немедленно начнётся процесс сульфатации пластин и их разрушения (осыпания). Долго такой аккумулятор не проходит;

если автомобиль эксплуатируется в северных широтах, продлить срок службы аккумулятора поможет термокейс, но только модель с подогревом – иначе пользы от этого девайса не будет;
следите за суммарным энергопотреблением установленного в автомобиле электрооборудования. Бесконтрольное добавление новых потребителей (а у современного автомобилиста соблазн очень велик!) может привести к тому, что мощности генератора будет не хватать для их питания, и тогда часть электроэнергии будет браться от АКБ

А значит, она будет недозаряжаться, что грозит глубоким разрядом;
важно следить за состоянием стартера. Он тоже не вечный, а если этот узел заедает, работает не в полную силу, то и аккумулятору придётся тратить больше энергии, что, конечно же, снижает его ресурс.

И ещё один важный совет. Если вы планируете поставить машину на длительное хранение (свыше недели), желательно отсоединить клеммы от выводов АКБ. А если авто простояло свыше месяца, не поленитесь подзарядить аккумулятор, особенно в холодное время года.

Хотя рекомендаций немало, они просты и для запоминания, и для исполнения. Если вы будете их придерживаться, то сможете гарантированно продлить срок работы аккумулятора автомобиля как минимум до уровня среднего значения для конкретной модели.

Обслуживаемый аккумулятор

Почему он носит такое название, да потому что вы можете физически выкрутить пробки с банок, и посмотреть, что находится у вас внутри.

Полезными действиями могут быть:

  • Проверка уровня электролита
  • Проверка плотности
  • Состояние электролита (светлый, либо темный — черный)
  • Визуальный осмотр свинцовых пластин
  • Образование кристаллов сульфатов
  • Кипение при заряде

В общем простым языком вы можете добраться до «внутренностей». Это с одной стороны очень большой плюс, ведь вы контролируете свою батарею и принимаете нужные решения.

Скажу так, в те далекие года, когда выбора аккумуляторов особо-то не было, лично я занимался с обслуживаемыми батареями различными опытами. Заряжал их до выделения пузырьков, повышал плотность, доливал уровень дистиллированной водой и т.д. Здесь у вас полностью развязаны руки, и вы можете делать, что захочется.

Но у этих АКБ есть и негативные стороны, а особенно для новичков, которые не разбираются в устройстве:

  • Из-за того что эта батарея не герметична, электрохимическая жидкость может выкипать или испаряться (летом при жаре) из банок. Таким образом, понижается уровень.
  • Если уровень понизится, упадет и емкость аккумулятора, вы попросту не сможете запустить автомобиль.
  • Испаряется вода, а поэтому плотность кислоты растет, это может негативно сказаться на пластинах, а именно они могут разрушиться.
  • Сульфатация открытых участков пластин происходит быстрее.
  • Вам постоянно нужно следить за уровнем электролита, особенно летом.
  • При испарении часть кислоты оказывается сверху, образуется белый налет. Этот налет может перемыкать клеммы, и частично разряжать обслуживаемый аккумулятор.

Если честно – то самая распространенная проблема прошлых лет, это выкипание или испарения электролита, летом такая батарея еще как-то работала, но стояло ударить первым морозам, как она уже еле крутила двигатель. Поэтому рекомендовалось, хотя бы раз в две недели смотреть за уровнем и при необходимости наливать именно дистиллированную воду. Для новичков это было очень неудобно, просто представьте девушку (блондинку), которая ковыряется с батареей! Именно по причине необходимости обслуживания, такие АКБ быстро выходили из строя, в среднем дай бог 2 – 3 года. Производители бились над формулой беспроблемной батареи и кажется они ее нашли.

Признаки неисправности аккумулятора

Основным признаком неисправности АКБ является затруднённый пуск автомобиля, особенно в зимнее время. Постоянная зарядка аккумулятора от внешних источников говорит о том, что с ним что-то не в порядке. Вторым признаком является интенсивность проворачивания коленчатого вала автомобиля. Если коленвал еле проворачивается или энергии полностью заряженного АКБ хватает только на пару тройку попыток пуска двигателя, то следует задуматься о его замене.

Аккумуляторы с явными повреждениями корпуса следует менять незамедлительно, мало того что они могут прийти в негодность в самое неподходящее время, но и вылившийся из них электролит существенно повредить автомобиль. Проверить степень заряженности аккумулятора самостоятельно в домашних условиях можно, нажав на сигнал автомобиля, громкий и резкий гудок говорит об его исправности. Однако если срок источника питания больше 5 лет, то проверку его исправности следует проводить на станциях технического обслуживания.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий