Сколько времени нужно заряжать автомобильный аккумулятор

Как оценить состояние и заряд автомобильного аккумулятора

Работа электрооборудования зависит от состояния аккумуляторной батареи. Если запуск силового агрегата затруднен, может быть неисправен электростартер. Чтобы исключить неисправности систем необходимо проверить степень заряда и изношенность аккумулятора. Для этого учитывают показания:

  1. Встроенного индикатора. Производители комплектуют АКБ специализированным индикатором. При изменении напряжения он меняет цвет. Следует сверить показания на индикаторе с обозначениями, указанными в инструкции по эксплуатации. Но здесь есть нюанс – точно измерить напряжение с помощью индикатора не удастся. Производители устанавливают контрольный элемент вместо заглушки одной из банок. При выходе из строя соседних емкостей показания индикатора не изменятся.
  2. Мультиметра. Аккумулятор автомобиля отключают от сети. После этого проводят замер, определяют степень заряда. Заряженная батарея имеет напряжение более 12,7 вольт. Показатель равный 11,8 и менее свидетельствует о полном разряде.
  3. Нагрузочной вилки. Это вольтметр, к которому подключена нагрузка. Устройство присоединяют, соблюдая полярность, и удерживают на клеммах в течение 7 секунд. Показания должны составлять от 10,5 до 8,7 вольт. Если они ниже этого диапазона, значит АКБ неисправна.
  4. Встроенного вольтметра. Производители комплектуют автомобили вольтметром. Его устанавливают на приборной доске. Прибор делают в цифровом или аналоговом варианте. Для проверки сначала глушат силовую установку. Включают внешнее освещение транспортного средства в режиме дальнего света. Если показания на вольтметре составляют более 11 вольт, значит батарея работает в нормальном режиме.

Для проверки применяют также вольтметры стрелочного типа. Они имеют минимальную погрешность. Так удается быстро определить степень зарядки АКБ.

Можно ли заряжать аккумулятор не отсоединяя от бортовой сети автомобиля

При зарядке аккумулятора напряжение на его клеммах может достигать, в зависимости от типа зарядного устройства, 16 В. Даже когда ключ зажигания вынут из замка зажигания, то все равно остаются подключенными некоторые устройства, например, система охранной сигнализации, лампочка освещения салона, багажника. В зависимости от модели автомобиля могут быть подключены и другие устройства. Таким образом, вместо предельно допустимого по паспорту напряжения питания, на устройства будет подано большее, что может привести к выходу их из строя. Таким образом, если Вы не уверены, что все приборы при вынутом ключе из замка зажигания обесточены, то лучше не рисковать и перед зарядкой аккумулятора отключить от бортовой сети его отрицательный вывод.

Почему отрицательный? Потому что отрицательный вывод аккумулятора подключен к бортовой сети автомобиля путем непосредственного подсоединения к кузову с помощью резьбового соединения. Если отключать, положительный вывод аккумулятора первым, то можно случайно прикоснуться гаечным ключом к металлическим деталям двигателя или кузова автомобиля. Получится короткое замыкание.

Как безопасно заводить автомобиль от АКБ другого автомобиля (прикурить)

Никто не застрахован от случая, когда понадобится аккумулятор-донор для запуска двигателя собственного автомобиля, или как в народе говорят «прикурить». Обычно соединяют одноименные клеммы аккумуляторов между собой проводами с крокодилами, прибавляют газ, и запускают двигатель другого автомобиля, оставляя свой работающим. Такое «прикуривание» может вывести электронику современного электрооборудования автомобиля из строя и не стоит удивляться, если сразу или через какое-то время в Вашем автомобиле возникла неисправность. А как же правильно «прикуривать»? Ответ очень простой.

В зимнее время, прежде чем дать «прикурить», необходимо завести свой автомобиль и прогреть двигатель в течение не менее пяти минут. Заглушить двигатель. В автомобиле, котором сел аккумулятор, нужно сначала отсоединить от минусового вывода аккумулятора клемму, а затем подсоединить провода для прикуривания к плюсовому выводу и к снятой клемме с отрицательного вывода аккумулятора.

Так как потребляемый стартером ток при пуске двигателя составляет около 100 А, то сечение проводов прикуривателя должно быть не менее 10 мм2, что соответствует диаметру провода без учета изоляции 3,6 мм.

Вторые концы проводов подсоединить к выводам аккумулятора-донора. Запустить двигатель, дать ему поработать пару минут, и, не останавливая отключить провода «прикуривателя».

Вырабатываемой электроэнергии автомобильного генератора вполне хватит для питания всего включенного электрооборудования автомобиля. Подключить отрицательный вывод бортовой сети к штатному аккумулятору.

Для более быстрой подзарядки аккумулятора необходимо стараться ехать на низких передачах, чтобы обеспечить не менее 3000 обор/мин вала двигателя. При таких оборотах генератор автомобиля будет вырабатывать достаточный для питания электрооборудования и зарядки аккумулятора ток.

Для гарантированного следующего пуска двигателя после его остывания необходимо незамедлительно полностью зарядить аккумулятор от зарядного устройства.

Как определить какая схема зарядного устройства подойдет для автомобильного аккумулятора

Если используется гелиевый аккумулятор, заряжать его можно от ЗУ со схемой, являющейся, классическим стабилизатором напряжения, на выходе которой стоит программируемый ограничитель тока, токоразделяющие сопротивления R2-R6, микросхема L200C, резистор (от 14 до 15), подстраивающий выходное напряжение.

Трансформатор подбирается из расчета, чтобы на выходе вторичной обмотки получить напряжение 15 вольт. При использовании диодов, помещенных в металлический корпус, устанавливать их разрешается не только на радиаторе.

Состоит схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора из несколько отдельных схем и не является сложной, поэтому ее собрать несложно самостоятельно.

Свинцовые батареи критичны к условиям эксплуатации. Таким условием считается заряд-разряд. При перезарядке у них выкипает электролит, что грозит разрушением положительных пластин.

Когда же зарядка нужна вдали от гаража, а устройства нет, можно ее «слепить» из подручных средств. Для этого потребуются: мощный диод на 10А, устанавливаемый на радиатор, и лампа накаливания, рассчитанная на 220В.

Следующая схема несколько сложнее. В ней в качестве нагрузки используют кипятильник или электрическую плиту.

Подойдет для нее диодный мост от блока питания старого компьютера. Напротив, диоды Шотки лучше не применять из-за высокого обратного напряжения — 50-60 В, из-за чего они моментально сгорают.

В схеме автоматики ЗУ применяют для питания операционного усилителя микросхему на 9 В типа 142ЕН8Г (DA 1). На каждые 10 градусов изменения температуры ее корпуса, выходное напряжение отвечает ростом на сотые доли вольта.

Для системы автоматического отключения достаточно собрать схему на половине микросхемы при показателе напряжения 15, 6В. Выводы четвертой микросхемы соединены к двум делителям напряжения — R7, R8 (с него поступает 4,5 В) и R4-R6. R5 — подстроечный резистор нужен для определения порога автоматического срабатывания 12,54 В. Требуемый гистерезис между напряжением, включающим зарядку аккумулятора, и ее завершением обеспечивают R9 и VD7

Рекомендуем:

  • Что собой представляет и как работает солнечная батарея
  • Как выбрать солнечную батарею для ноутбука принцип работы
  • Как определить какой аккумулятор для автомобиля лучше подойдет

Вопросы, связанные с методикой зарядки АКБ, и ответы на них

Далее мы разберём самые распространённые вопросы, связанные с обслуживанием автомобильных аккумуляторных батарей.

Можно ли заряжать батарею, не снимая её с автомобиля?

Правильно зарядить аккумулятор автомобиля можно и без демонтажа с ТС. Нужно лишь отсоединить обе клеммы от массы и плюсового провода автомобиля. В противном случае могут быть повреждены штатные электроприборы.

Что заряжает лучше — генератор или ЗУ (зарядное устройство)?

Если рассматривать полноту и качество зарядки, то в выигрыше будет зарядное устройство. Оно позволяет управлять параметрами процесса. С помощью ЗУ можно получить наилучшие результаты для АКБ разных типов, сроков эксплуатации и степеней разряда. Зарядным устройством можно зарядить батарею до 100 % её ёмкости, что в ряде случаев недостижимо для генератора.

Однако зарядка АКБ посредством ЗУ требует определённой трудоёмкости, особенно при её демонтаже. Далеко не все автолюбители готовы тратить своё время на такую операцию. По этим причинам наибольшая часть владельцев предпочитает зарядку источника от машинного генератора. Тем более что она осуществляется автоматически и не требует временных и трудовых затрат.

Можно ли заряжать АКБ на морозе?

Такая операция не рекомендуется. Если в электролите образовалась ледяная шуга, то АКБ заряжаться не будет. Ещё хуже, если электролит полностью замёрз. Такое изделие теряет ёмкость и даже после восстановления неспособно крутить стартер.

Зарядка на морозе возможна только в случае крайней необходимости при условии, что электролит находится в жидком (полужидком) состоянии. Зарядить АКБ удастся лишь частично, и процесс будет продолжаться достаточно долго. Сначала ток будет разогревать саму батарею, только потом начнётся её заряд.

Правильно зарядить аккумулятор зарядным устройством можно только в тёплом помещении (температура выше +20 ºС). При этом АКБ необходимо предварительно выдержать в тепле несколько часов, чтобы весь лёд растаял.

Можно ли «прикуривать» от другой машины?

Это вполне допустимо, но с соблюдением некоторых условий:

  • двигатель машины-«донора» должен перед «прикуриванием» поработать пять минут на двух тысячах оборотов, чтобы подзарядить свой аккумулятор;
  • один из проводов машины-«донора» нужно отсоединить от аккумулятора;
  • соблюдая полярность, следует соединить специальными проводами с зажимами плюсовые и минусовые клеммы обоих аккумуляторов;
  • недопустимо «прикуривание» без отсоединения аккумулятора «донора» от самой машины, тем более при работающем двигателе «донора».

Невыполнение указанных требований может привести к выходу из строя электроники «донорской» машины. При проведении операции нужно соизмерять энергетические возможности аккумулятора с характеристиками запускаемого им двигателя. В частности, не стоит пытаться заводить двигатель трёхлитрового внедорожника аккумулятором ёмкостью 45 А·ч.

Сколько часов заряжать обслуживаемую батарею?

Автомобилисты также задаются вопросом: нужно ли сниматься аккумулятор с автомобиля? В экстренных случаях осуществить подобную процедуру проблематично, поэтому нет никакой необходимости. Но для полноценной и эффективной подзарядки АКБ стоит снять с машины

Важно помнить о том, что аккумулятор следует полностью разрядить. Для этого достаточно к клеммам устройства подсоединить несколько обычных лампочек и дождаться их угасания

Чтобы потраченное время на подзарядку не было потрачено впустую, в обслуживаемых моделях следует замерить плотность и уровень электролита. В случае отклонений от нормы восстановить электролит до нормальных показателей.

Сколько по времени заряжать аккумулятор 60 Ач? Для стандартных 60 Ач батарей нормальным током считается 6А. Высчитать значение возможно с помощью следующей формулы: сила тока должна быть в размере 10% от общей емкости. Как долго будет происходить процесс подзарядки, во многом зависит от целого ряда факторов. В большинстве случаев достаточно 12-14 часов. Следует следить за состоянием электролита. Если он закипел, значит, батарея «набита» под завязку.

Некоторые владельцы увеличивают ампераж, пытаясь тем самым ускорить процесс. Действительно, дело пойдет быстрей, но такой способ значительно ухудшает состояние свинцовых пластин. Как итог – батарея исчерпает свой ресурс преждевременно. Негативное воздействие увеличенного тока касается в первую очередь АКБ со свинцовыми пластинами. Необходимо позаботиться и об уровне напряжения, если оно будет ниже номинального значения, заряда не будет. Напряжение от зарядного устройства должно быть в районе 13-14В, именно столько выдает генератор автомобиля.

Сколько времени нужно для ускоренной зарядки аккумулятора автомобиля

Этот способ подходит исключительно для единовременного запуска двигателя автомобиля. Его можно использовать только на современных аппаратах зарядки. Сам процесс занимает от 20 минут. Строго следите за временем, так как слишком долгая зарядка может привести к поломке АКБ.

Бывает, что у зарядных устройств нет ускоренного режима. В этом случае весь контроль осуществляется вручную. Установите ток на уровне не более 25–30 % от стандарта. Превышение этого показателя отрицательно влияет на срок эксплуатации батареи вашего автомобиля.

Используйте в работе мультиметр (нагрузочную вилку). Данное устройство позволяет грамотно контролировать уровень напряжения и определять правильную степень зарядки батареи автомобиля.

Также не лишним будет использовать ареометр. Он устанавливает плотность электрического состава, который влияет на степень зарядки. Плотность проверяется в каждой банке. Отнеситесь внимательно к этому показателю, ведь от него зависит, сколько заряжать батарею при постоянном или фиксированном токе.

Можно ли подзарядить аккумулятор на холостых оборотах

Вопрос, который интересует многих. Интуитивно понятно, что если даже короткие поездки не в состоянии восстановить заряд батареи, то на холостом ходу это сделать тем более невозможно. Но не спешите с выводами.

Для начала приведём общеизвестные факты:

  • чтобы зарядить холодный аккумулятор, необходимо больше времени, чем для тёплого;
  • если батарея сильно разряжена, при запуске двигателя у вас будет единственная попытка. Второй раз энергии АКБ для прокручивания стартера не хватит.

Из этого следует, что в холодную погоду при не полностью заряженной батарее к пуску мотора следует отнестись с максимальной ответственностью, в противном случае придётся искать «донора».

Но если попытка оказалась удачной, можно предположить, что нормальная зарядка пойдёт только после прогрева двигателя до 45–50 градусов. Обычно на это уходит до 10 минут, при минусовой температуре – больше. После этого, если вы не планируете никуда ехать, необходимо дать поработать минимум полчаса – это будет гарантией, что при исправной системе зажигания ваш автомобиль заведётся на следующий день (естественно, тоже с первой попытки).

10 минут недостаточно даже для пуска прогретого силового агрегата, не говоря о холодном. Если же ваша цель – зарядить аккумулятор полностью, то на холостых оборотах для этого потребуется минимум несколько часов. При движении на эти же цели уйдёт примерно вдвое меньше времени, в зависимости от режима движения транспортного средства. Точное время назвать сложно, поскольку здесь играют роль разные факторы: состояние батареи, степень разряженности, температура, наличие токов утечки и т. д.

Другое дело, что трудно назвать эффективным именно такой способ подзарядки аккумулятора: два – три часа работы мотора – это немало сгоревшего топлива, потраченного практически без пользы. Трудно представить себе обстоятельства, вынуждающие пойти на такой шаг.

Подготовка батареи к зарядке

В новый аккумулятор необходимо залить до необходимого уровня электролит регламентированной плотности. У снятого с транспортного средства аккумулятора необходимо очистить окислившиеся клеммы от грязи. Корпус необслуживаемой батареи следует протереть ветошью, увлажненной в растворе кальцинированной (лучше) или питьевой соды, либо разбавленного нашатырного спирта.

Если же батарея обслуживаемая (банки батареи снабжены пробками для заливки и доливки электролита), то необходимо дополнительно тщательно очистить верхнюю крышку (со вкрученными пробками), чтобы при выкручивании пробок в электролит не попала случайная грязь. Подобное непременно приведет к выходу батареи из строя. После очистки можно вывернуть пробки и измерить уровень и плотность электролита.

При необходимости следует долить электролит или дистиллированную воду до требуемого уровня. Выбор между доливкой электролита либо воды осуществляется на основе замеренной плотности электролита в АКБ. После доливки жидкости следует оставить пробки открытыми, чтобы батарея «дышала» в процессе зарядки и ее не разорвало выделяющимися в ходе зарядки газами. Также через заливные отверстия придется периодически проверять температуру электролита во избежание его перегрева и закипания.

Далее подключите к выводным контактам АКБ зарядное устройство (ЗУ) с непременным соблюдением полярности («плюса» и «минуса»). При этом вначале подключают к клеммам батареи «крокодилы» проводов зарядного устройства, затем подключают сетевой шнур к электросети, и лишь после этого включают ЗУ. Это делается, чтобы исключить возгорание выделяющейся из батареи кислородно-водородной смеси или ее взрыва при искрении в момент подсоединения «крокодилов».

С той же целью порядок отключения АКБ обратный: вначале отключается ЗУ, и лишь затем отсоединяются «крокодилы». Кислородно-водородная смесь образуется в результате соединения выделяемого при работе АКБ водорода с кислородом воздуха.

Как выбрать автомобильный аккумулятор при покупке

Рано или поздно каждый автолюбитель сталкивается с необходимостью замены аккумулятора в автомобиле.
При покупке нового аккумулятора необходимо учесть следующие вопросы:

Габаритные размеры аккумулятора и возможность его закрепления в Вашем автомобиле;

Порядок расположения на аккумуляторе плюсового и минусового выводов;

Дата выпуска, если не найдете на этикетке дату выпуска или прошло более 3 месяцев со дня выпуска, то такой аккумулятор лучше не покупать;

Напряжение аккумулятора и его емкость в А•ч. Емкость должна быть равной, а лучше большей, чем у штатного аккумулятора. Все высказывания, что при большей емкости будет больший износ щеточно-коллекторного узла стартера, не имеют ничего общего с действительностью. Согласно закону Ома, ток в цепи прямо пропорционален напряжению и обратно пропорционален сопротивлению. Сопротивление стартера при увеличении емкости аккумулятора не изменилось, напряжение тоже. Следовательно, величина пускового тока останется прежней и никакого дополнительного износа щеточно-коллекторного узла стартера при установке аккумулятора большей емкости быть не может, по определению;

Пусковой ток холодной прокрутки при −18°C в Амперах (А), чем больше, тем лучше. Для справки, минимальный и одинаковый по величине пусковой ток для разных стандартов маркируется разными значениями: DIN (Европа, Россия) – 170 A , EN (Европа, Россия) – 280 A , SEA (США) – 300 A;

Тип аккумулятора не имеет значения, любите заниматься химией (доливать дистиллированную воду в банки аккумулятора, измерять плотность электролита ареометром), берите обыкновенный аккумулятор. В противном случае покупайте необслуживаемый аккумулятор;

Покупать аккумулятор нужно в специализированных автомагазинах, чем дороже стоит, тем обычно лучше. Позаботьтесь о внесении в гарантийный талон даты продажи аккумулятора, скрепленной печатью.

А проще, чтобы не задаваться многочисленными вопросами, нужно срисовать (сфотографировать) с этикетки старого аккумулятора его тип и приобрести такой же.

Каким напряжением и силой тока заряжать аккумулятор автомобиля

Основными параметрами при зарядке батареи является подаваемое напряжение и сила тока.

Причем один из этих параметров в существующих ЗУ является регулируемым, поэтому устройства делятся между собой по методу зарядки – постоянными, либо напряжением, либо силой тока.

Также недавно появились так называемые комбинированные ЗУ, которые используют оба этих метода.

Напряжение

Пройдемся по тому, каким напряжением следует заряжать батарею. Этот показатель в АКБ варьируется в диапазоне от 11,7 (минимальное значение, указывающее на полный разряд) до 12,7 (заряд – 100%).

Но чтобы ЗУ смогла «протолкнуть» электрический ток и аккумулятор его принял, напряжение должно быть выше чем у самого АКБ.

Оптимальным является показатель в 14,2-14,4 В (на такое напряжение настроен и регулятор генератора).

Это значение выбрано не просто, дело в том, что такое напряжение является порогом начала интенсивного газовыделения.

В устройствах, работающих по методу зарядки постоянным напряжением, тоже задается этот параметр на уровне 14,2-14,4 В.

А вот сила тока меняется, причем в зависимости от внутреннего сопротивления аккумулятора и степени его разрядки.

Так, в самом начале подзарядки подаваемая сила тока очень высокая – порядка 40-50 А. Но поскольку такие значения могут нанести вред АКБ, то силу тока ограничивают (обычно на уровне 20-25 А).

По мере заряда напряжение в аккумуляторе повышается, что приводит к снижению подаваемого тока.

При выравнивании напряжения на клеммах батареи и выводах ЗУ, сила тока падает практически до нуля и это является сигналом восстановления заряда.

Сила тока

При вышеописанном методе этот параметр является неконтролируемым и его задает само ЗУ, основываясь на сопротивлении АКБ.

В устройствах же использующих метод постоянного тока, этот параметр приходится задавать вручную, напряжение же регулироваться будет самостоятельно.

Как уже отмечалось выше, оптимальным по скорости заряда считается ток, равный 1/10 от номинальной емкости аккумулятора (для АКБ на 55 Ач – это 5,5 А, на 60 Ач – 6,0 А и т. д.). При такой силе тока у полностью разряженной батареи заряд восстановиться за 10 часов.

Но зачастую зарядке подвергается частично разряженный аккумулятор. И в таком случае следует рассчитать время зарядки. Сделать это можно по напряжению на клеммах батареи.

Как отмечено, диапазон напряжения АКБ от степени разряда варьируется в диапазоне 11,7-12,7 В. То есть, разница в напряжении у разряженного и заряженного аккумулятора всего 1,0 В.

Если, к примеру, вольтметр показывает напряжение 12,2 В, то это означает, что аккумулятор потерял половину своего заряда. Полностью разряженный АКБ током в 1/10 от емкости заряжается 10 часов, а в нашем случае он разряжен только на 50%, поэтому для восстановления полного заряда потребуется 5 часов.

Получается, что такой силой тока за 1 час удается восстановить 0,1 В, поэтому зная напряжение, легко можно высчитать время подзарядки.

По мере зарядки интенсивность химических процессов, сопровождающихся газовыделением и повышением температуры, будет увеличиваться.

Чтобы их снизить, на последнем этапе зарядки силу тока следует понизить вдвое. При надобности через определенное время ее можно снизить еще раз. Сигналом полной зарядки является не меняющееся в течение 1-2 часов напряжение на клеммах.

Отметим, что ток в 1/10 от емкости – оптимальное значение для обеспечения сравнительно качественной и скоростной зарядки АКБ без негативных последствий.

Если подать ток большего значения аккумулятор подзарядиться быстрее, но такая интенсивность будет не на пользу. А вот токи малых значений – 5% от емкости обеспечивает качественный заряд, но времени на получение 100%-го заполнения энергией АКБ уйдет вдвое больше.

Бывает так, что батарея полностью расходовала свою энергию. Обычно это происходит по невнимательности (водитель забыл выключить на ночь какой-то из потребителей).

В таком случае восстановить заряд можно только используя токи малых значений (5% от емкости), при этом заряжать необходимо не менее 1 суток.

Использование интенсивной зарядки не рекомендуется, чтобы не возникло негативных последствий.

Стоит отметить, что даже зарядка малыми токами не обеспечит 100%-го восстановления емкости, поскольку глубокий разряд становиться причиной необратимых процессов внутри АКБ.

В дальнейшем за такой батареей нужно следить более тщательно, поскольку повторный глубокий разряд может полностью ее вывести из строя.

Подготовка к зарядке

Перед тем как начинать процесс, стоит провести ряд дополнительных и необходимых действий. Для начала следует снять батарею с автомобиля, не забыв открутить его клеммы. Есть мнение, что зарядку АКБ можно проводить, не вынимая батареи, причем даже оставив клеммы на своих местах. Однако этого лучше не делать. АКБ вещь относительно тяжелая, но лучше все же потрудиться и снять аккумулятор.

Теперь следует очистить батарею от загрязнений. Пока она была под капотом, чистой вряд ли смогла остаться. К тому же у любого аккумулятора (даже у необслуживаемого) есть специальный клапан, через который испаряется электролит (он потом конденсируется на крышке). Стоит добавить и другие отрицательные воздействия: налипшая пыль, грязь, масло. В конечном счете может возникнуть токопроводящий слой, приводящий к увеличению саморазряда АКБ.

Знать, на сколько ампер ставить на зарядку аккумулятор автомобиля, конечно, необходимо (об этом немного позднее), но и предварительную подготовку не следует игнорировать. Поэтому во избежание многих неприятностей аккумулятор необходимо хорошо очистить перед зарядкой, а возможно и после. Чтобы избавиться от многих загрязнений, в процессе эксплуатации батареи можно приобрести специальный чехол для нее.

Подзарядка батареи при постоянном токе

Сколько часов занимает процедура восстановления емкости при использовании этого способа?

Восстанавливается емкость регулируемыми ЗУ, при этом такую процедуру нужно все время контролировать. Обслуживаемый тип надо подзаряжать током, равным 1/10 от номинальной энергоемкости прибора. Например, устройство с номинальной энергоемкостью 55Ач заряжают током, равным в 5,5А. При таких показателях устройство восстанавливает емкость за 10ч. Кроме того, надо отметить, что на ЗУ надо поставить этот показатель не выше 30% от номинального значения.

Выполняется подзарядка таким методом в несколько этапов:

  1. Подзаряжаем устройство до значения вольтажа, равного 14,4В.
  2. При стабильном напряжении в 14,4В уменьшаем показатель тока в 2 раза. При этом надо контролировать значения вольтажа каждые 2ч.
  3. При достижении напряжения в 15В, опять понижаем ток до значения, которое необходимо рассчитать по следующей формуле: (энергоемкость оборудования*10)/4. Дальше заряжаем устройство, контролируя вольтаж, и когда он перестанет расти, то это значит, что прибор зарядился.

Назвать точное время окончания процесса проблематично, поскольку он зависит от многих параметров, которые у разных изделий могут серьезно отличаться друг от друга. Однако можно заметить, что чем новее АКБ, тем меньше надо времени для восстановления ее емкости.

Зависимость времени зарядки от типа АКБ

Кроме двух различных методов подзарядки, следует учитывать, что в настоящее время широко используются автомобильные аккумуляторы двух типов: обслуживаемые и необслуживаемые.

Особенности зарядки необслуживаемых батарей

Основная особенность необслуживаемого вида аккумуляторов – их более высокая герметичность, предполагающая, что электролит практически не будет испаряться, а потому доливать его на протяжении всего срока службы источника питания не потребуется. По этой причине в таких АКБ отсутствуют традиционные пробки, что делает затруднительной не только доливку, по и проверку плотности электролита.

В классических сурьмянистых батареях процесс заряда завершается и начинается разложение воды на водород и кислород, когда напряжение между клеммами достигает значения порядка 14,4 В. У необслуживаемых кальциевых АКБ это значение выше, что существенно сокращает объёмы электролиза воды.

Но что касается процессов заряда/разряда электролита, то они присутствуют точно так же, как у обслуживаемых аналогов, а потому изредка нуждаются в зарядке, и чем старее батарея, тем чаще это нужно делать.

Лучше всего заряжать такие батареи автоматическим ЗУ методом постоянного напряжения. В этом случае выставляется только начальный ток заряда, равный 10% от ёмкости батареи, а в процессе работы зарядное устройство будет самостоятельно увеличивать или уменьшать это значение в зависимости от текущей ситуации.

Время заряда во многом будет определяться степенью разряженности аккумулятора. Как правило, спустя несколько часов после начала процесса ток заряда снижается, что позволяет избежать закипания электролита. На конечном этапе зарядки ток снижается до 0,22 А, что соответствует току саморазряда батареи, в таком режиме зарядное устройство может работать неограниченное время без вреда для аккумулятора.

Как определить степень зарядки АКБ

Самый распространённый способ основан на измерении напряжения на клеммных выводах батареи, причём сделать это можно по-разному:

  • используют классический способ, то есть измеряют разность потенциалов между клеммами АКБ с помощью вольтметра или иного измерительного прибора, умеющего определять напряжение. Современные вольтметры способны производить замеры с достаточно высокой точностью, до десятых, а некоторые модели – до сотых долей вольта. Чтобы напряжение в аккумуляторе стабилизировалось, необходимо, чтобы после зарядки или разрядки прошло минимум 4 часа. Некоторые модели зарядных устройств, оснащённые вольтметром и микропроцессорным программным обеспечением, также способны определять уровень зарядки батареи, причём с большей точностью, поскольку умеют делать это на основании нескольких циклов заряда/разряда;
  • второй способ можно назвать опосредованным – степень заряда определяют по плотности электролита, поскольку между этими величинами имеется прямая зависимость. Вот только подходит этот метод только для АКБ с жидким электролитом.

А теперь можно перейти к рассмотрению, сколько по времени заряжается исправный автомобильный аккумулятор.

7 мифов о необслуживаемых АКБ

Перед тем, как заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля, полезно ознакомиться с мифами и заблуждениями о них. В идеале это должно помочь избежать фатальных ошибок при эксплуатации. А для некоторых автолюбителей рассмотренная информация будет веским поводом отказаться от покупки необслуживаемого аккумулятора. Как и наоборот — кто-то ещё сильнее захочет себе такой, или порадуется уже купленному.

Мифы и заблуждения:

  1. Необслуживаемый АКБ абсолютно не нуждается в обслуживании. Обслуживание автомобильного аккумулятора заключается не только в манипуляциях с электролитом. Как минимум, по мере необходимости его нужно подзаряжать от стационарного зарядного устройства. А в идеале ещё и за чистотой корпуса желательно следить. Клеммы от окислов и солей тоже полезно очищать. В общем, не такой уж он и необслуживаемый…
  2. Необслуживаемые АКБ — это заговор. Существует конспирологическое мнение, что производители убрали доступ к электролиту не для удобства и безопасности. А чтобы АКБ умирали быстрее. Если вы склонны верить в подобное, то лучше сразу откажитесь от покупки необслуживаемого аккумулятора. От остальных достижений научно-технического прогресса — тоже. Мало ли. Вдруг это всё заговор.
  3. Пробки у необслуживаемых АКБ есть, но они спрятаны. Одна из веток конспирологии в мире аккумуляторов. Если посветить на некоторые необслуживаемые аккумуляторы, то можно увидеть на просвет нечто очень напоминающее пробки. Но если раскурочить такую батарею, то «спрятанные хитрыми производителями пробки» окажутся ничем иным, как ходами системы циркуляции газов и балансировки давления.
  4. Без вандализма нельзя узнать уровень электролита в необслуживаемой АКБ. Можно! Иногда двумя способами сразу. Первый — есть необслуживаемые аккумуляторы с индикатором. Второй — электролит и его уровень можно увидеть на просвет.
  5. Необслуживаемые аккумуляторы не боятся наклонов и переворотов. Гелевые и AGM АКБ действительно не боятся. А вот что касается моделей с наливным электролитом — наклонять и переворачивать их нельзя. В инструкциях к ним это обычно пишут. Но кто же их читает…
  6. Зарядка необслуживаемой АКБ может закончиться взрывом, так как нет пробок, которые можно вывернуть. Для сброса избыточного давления в процессе зарядки необслуживаемого аккумулятора в нём предусмотрена специальная система каналов и клапанов. А надуваются они иногда не от давления газов, а от перегрева и деформации свинцовых пластин.
  7. Восполнить уровень потерянного электролита в необслуживаемой батарее можно через контрольный индикатор. В одном из шести отсеков — действительно можно. Если удастся извлечь этот самый индикатор. В оставшиеся пять «банок» таким способом долить ничего не получится. Они отделены перегородками.

Это не все мифы. Но задача была рассмотреть те, которые касаются вопроса зарядки необслуживаемых аккумуляторов.

Заключение

Только что купленный аккумулятор для своей машины первым делом необходимо дозарядить. Дело в том, что во время простоя на прилавке магазина происходит пусть и незначительное, но разряжение. Определить необходимое количество время поможет ЗУ, оснащенное специальным индикатором уровня заряда. Подводя итоги, подчеркнем самые важные нюансы:

  • Оптимальная сила толка для зарядки полностью разрядившейся батареи равняется 10% от энергоемкости устройства;
  • Осуществить экстренную зарядку модели 60 Ач возможно за несколько часов током в 25А, однако от такой практики лучше отказаться в связи с разрушающими свойствами силы тока подобной величины;
  • Снижение плотности электролита до показателей 1,25 г/куб. см – свидетельство разрядки устройства;
  • Отличие показателей плотности в различных банках более чем на 0,02 г/куб. см недопустимы.

Авто, оснащенное полностью заряженной АКБ, способно простоять без запуска двигателя около десяти месяцев. С изношенным аккумулятором автомобиль будет работоспособен на протяжении первого месяца, после чего запуск двигателя станет практически невозможным

Именно по этим причинам важно следить за уровнем заряда аккумулятора, вовремя реагировать на неисправности и отклонения норм плотности электролита, чтобы машина была всегда на ходу и не застала врасплох в самое неподходящее на то время

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий