Как выбрать сальники для автомобиля

Большой и малый сальник

В процессе эволюции человек встал на ноги, и это сделало беззащитным его живот и внутренние органы. Для того чтобы уменьшить их возможную травматизацию, образовался дополнительный орган. Большой сальник — это дубликатура брюшины (четыре листка), которая начинается от боковой поверхности желудка и спускается к поперечно-ободочной кишке. Этот участок анатомы называют желудочно-кишечной связкой. В ней проходят сосуды и нервы. Свободный край сальника спускается ниже и, как фартук, покрывает петли тонкого кишечника. Дубликатура брюшины также идет и позади поперечно-ободочной кишки, вплетаясь в брыжейку, а затем и в париетальную брюшину.

Пространство между листками соединительной ткани заполнено жировой клетчаткой. Это и обеспечило специфическое название органа – большой сальник. Анатомия малого сальника несколько отличается от строения его «старшего» брата. Малый сальник состоит из трех связок, которые переходят одна в другую:

  • печеночно-двенадцатиперстная (начинается от ворот печени до горизонтальной ветви двенадцатиперстной кишки);
  • печеночно-желудочная (от печени до малой кривизны желудка);
  • связка диафрагмы.

Типы сальников

В настоящее время сальники, выпускаемые отечественными промышленными предприятиями, разделяют на два основных типа с точки зрения конструкции:

  • Сальники набивные
  • Сальники нажимные
  • изделия климатического исполнения У1 (могут эксплуатироваться при температуре окружающей среды от -40 до +40 градусов Цельсия);
  • изделия климатического исполнения ХЛ (могут эксплуатироваться при температуре окружающей среды от -60 до +40 градусов Цельсия).

В ряде случаев при выборе сальников необходимо также учитывать температуру транспортируемой среды и также степень ее агрессивности, подбирая изделия, выполненные из стали соответствующих марок.

Что такое сальник коленчатого вала и как он устроен

В процессе своей работы все детали двигателя достаточно хорошо омываются моторным маслом. Масло смазывает движущиеся детали и уменьшает трение, продлевая срок службы механизма. Но как быть с деталями, которые выходят наружу? Ярким примером может служить коленчатый вал, часть которого соединяется с маховиком. Ведь при выводе такой детали наружу, масло может протекать через отверстие для вращающегося вала.

 Чтобы этого не происходило, для герметизации отверстия под вал конструкторы предусмотрели деталь из герметичного материала – сальник коленвала. Он изготавливается из силикона или фторкаучуковой резины и представляет собой уплотнительное кольцо с диаметром, равным диаметру коленвала (в случае с задним сальником – примерно, 99 миллиметров). Данные материалы являются термостойкими, что позволяет избавить сальник от вредного теплового воздействия, которое возникает в процессе трения.

На уплотнителе снаружи делают специальные надписи. В основном, они говорят о направлении вращения коленчатого вала. Данная информация позволяет правильно установить сальник при его замене.

Как выглядит

Эти уплотнительные элементы изготавливаются из силикона или фторкаучуковой резины. Эти материалы выбраны не случайно – они отличаются стойкостью к высоким температурам, а также к воздействию смазочных жидкостей. Это позволяет полностью избежать риска повреждения детали по причине перегрева, который возникает при трении. Фактически деталь представляет собой кольцо. Размер равен диаметру коленвала двигателя.

Принцип работы сальника коленчатого вала

Сальник устанавливается в том месте блока, где коленчатый вал выходит наружу. В классических автомобилях, где двигатель устанавливается вдоль капотного пространства, а газораспределение происходит цепным металлическим приводом, сальник устанавливается в щите коленвала перед опорным подшипником. Двигатели переднего привода или с резиновым ремнем газораспределительного механизма устанавливаются в самом блоке, так как щиты на них не применяются. Тем не менее, в обоих случаях, сальник имеет одно и то же назначение – предотвращение утечки масла из блока цилиндров.

Внутри картера создается давление масла, которое прижимает сальник к уплотняемым деталям. Таким образом, он обеспечивает надежную герметизацию двигателя от утечки смазывающего вещества.

Где установлен

Уплотнитель установлен на блоке цилиндров двигателя в том месте, где коленчатый вал выходит из блока наружу. На разных автомобилях и моделях ДВС это место может отличаться. Так, на классических заднеприводных ВАЗах, где мотор расположен продольно, а привод ГРМ цепной, сальник установлен в щитке коленчатого вала за опорным подшипником. На переднеприводных автомобилях мотор расположен поперечно, а механизм ГРМ чаще ременной. Сальник в таких моторах установлен в блоке цилиндров из-за того, что щиты коленвала на таких ДВС отсутствуют.

Виды сальников коленчатых валов

Производители с целью экономии материалов или понижения цены выпускают сальники коленвала с сечениями различной сложности. Рассмотрим их основные виды, а именно:

  • с металлической наружной поверхностью (вариант а);
  • с гладкой поверхностью (вариант б);
  • с рифленой поверхностью (в);
  • с гидродинамическим эффектом (г).

Виды сальников

Сальники модели а, не обеспечат такой степени уплотнения как модели б-г, однако требуют меньше резины для производства и более низкую стоимость соответственно. Гладкий сальник (вид б) даже при достаточной плотности будет иметь полости на посадке, такой узел может «потеть». Рифленые канавки (как у сальника в) при установке раздавливаются и способствуют более плотной посадке в корпусе двигателя, это преимущество перед «голыми» сальниками (а).

Отдельно следует отметить гидродинамические сальники (модель г). Они более технологичны и эффективны. Принцип их работы заключается в следующем:

  • на внутреннюю плоскость наносятся специальные насечки небольшой глубины с направлением вращения;
  • высокие обороты коленвала закручивают масло в районе внутренней плоскости статично закрепленного сальника, поток масла попадает на внутренние насечки и получает направление движения от него;
  • подобные процессы улучшают эффективность сальниковых узлов.

С целью дополнительно уплотнить узел «сальник-корпус двигателя», перед установкой рекомендуется нанесение герметика на наружную поверхность сальника.

Сальник коленвала устанавливается в точках выхода вала из двигателя, фиксируется прижимными пластинами или соседними узлами двигателя. Коленчатый вал имеет два сальника: передний и задний. Задний сальник, как правило, имеет отдельный корпус — «фланец».

Эмбриология

Малый и большой С. являются производными первичных брыжеек (см. Брюшина, эмбриология). Малый С. образуется из вентральной брыжейки желудка и двенадцатиперстной кишки (вентрального мезогастрия), к-рая в результате эмбрионального поворота желудка и двенадцатиперстной кишки приобретает поперечное положение. Большой С. развивается из дорсальной брыжейки желудка (дорсального мезогастрия), по мере поворота желудка перемещающейся влево и распространяющейся в каудальном направлении. Встречаясь с брыжейкой поперечной ободочной кишки, большой С. срастается с ней и отклоняется вентрально, ложась на петли тонкой кишки. Развитие малого и большого С. связано с формированием сальниковой сумки (bursa omentalis). Ее зачаток образуется еще до начала дорсального мезогастрия, к-рое увеличивается влево, поэтому желудок, совершив поворот, оказывается лежащим вентрально от сальниковой сумки. В дальнейшем рост сальниковой сумки происходит в каудальном направлении — она располагается между пластинками большого сальника.

Что такое сальник в машине? Зачем он нужен и где располагается.

Что такое сальник в машине? Это специальный уплотнитель в виде кольца (колпачка), который удерживает техническое масло, необходимое для работы соединений. Пример – распределительный вал двигателя. Благодаря его вращению клапанами совершаются возвратно-поступательные движения. Под температурой рабочего двигателя элементы нагреваются и сильно трутся друг о друга. Отсутствие сальника ведет к быстрому износу и поломке основных элементов, а возможно, и всего двигателя.

Изготавливаются сальники из термостойких материалов. У заводских деталей имеется специальный стандарт для каждого типа. При быстром вращении сальника повышается внутренняя температура уплотнителя. Если он окажется некачественным, деталь легко может сгореть.

Удаление сальника

Удаление большого сальника – это не самостоятельная операция, а часть лечения онкологических заболеваний кишечной трубки. Этот шаг делается с целью уничтожить все метастазы, которые в большом количестве обнаруживаются в толще брюшины. Удалять их по одному не целесообразно.

Важной особенностью является то, что брюшная полость вскрывается широким продольным разрезом, чтобы открыть хороший доступ в операционную рану. Если большой сальник удаляется через поперечный доступ, то есть опасность оставить пораженный участок и спровоцировать рецидив заболевания

Для организма не будет никаких последствий после удаления этого органа.

Характеристика

Сальник для стиральной машины – это специальный узел, который устанавливается для того, чтобы в подшипники не попадала влага. Данная деталь имеется в «стиралках» любых моделей.

А также у этих деталей отличается внешний вид и габариты. Во внутренней части сальника находится специальный металлический элемент, поэтому при установке в бак стоит проявлять предельную аккуратность для предотвращения повреждений.

Примерная таблица запчастей для некоторых стиральных машин с барабаном

Модель агрегата

сальник

подшипник

Samsung

25*47*11/13

6203+6204

30*52*11/13

6204+6205

35*62*11/13

6205+6206

«Атлант»

30 х 52 х 10

6204 + 6205

25 х 47 х 10

6203 + 6204

Candy

25 x 47 x 8/11,5

6203 + 6204

30 x 52 x 11/12,5

6204 + 6205

30 x 52/60 x 11/15

6203 + 6205

Bosch Siemens

32 х 52/78 х 8/14,8

6205 + 6206

40 x 62/78 x 8/14,8

6203 + 6205

35 x 72 x 10/12

6205 + 6306

Electrolux Zanussi AEG

40,2 x 60/105 x 8/15,5

BA2B 633667

22 x 40 x 8/11,5

6204 + 6205

40,2 x 60 x 8/10,5

BA2B 633667

Сальниковая сумка

Это большая щель, образованная брюшиной. Впереди сумку ограничивают задняя стенка желудка, малый и большой сальник (желудочно-кишечная связка). Сзади расположен париетальный листок брюшины, участок поджелудочной железы, нижняя полюс почки и надпочечник. Вверху находится хвостатая доля печени, а снизу — брыжейка поперечно-ободочной кишки.

В сальниковой сумке имеется полость, названная отверстием Винслови. Значение данного органа, как и всего остального сальника, сводится к тому, что при ранениях брюшной полости он закрывает повреждения, не давая инфекции распространяться по организму, а также предотвращает эвентрацию органов. Если возникает воспалительный процесс, такой как аппендицит, то сальник спаивается с висцеральной брюшиной и ограничивает орган или его часть от остального пространства брюшной полости.

Принцип действия и виды сальников

Условно можно выделить такие задачи уплотнителей:

  • снижение силы трения металлических частей;
  • защита от перегрева и износа;
  • предотвращение попадания инородных веществ в рабочую среду (для этого на поверхности изделий есть специальные углубления – пыльники).

Принцип работы у всех одинаковый, а вот тип и расположение зависят от привода и вида автомобиля. Более подробно рассмотрим каждый вариант:

  1. Сальники коренные на переднеприводных авто установлены в самом блоке цилиндров. Щиты на этих агрегатах не предусмотрены их конструкцией. Сальник держится отчасти благодаря высокому давлению внутри картера мотора. Уплотнители хорошо прижимаются к поверхности стержня и не герметизируют узел.
  2. В большинстве заднеприводных машин конструкцией предусмотрен щит коленвала, в нем и установлен сальник с передней части опорного подшипника.

Многие автолюбители часто пытаются заменить сальники самостоятельно, сэкономив при этом. Прочитав разные инструкции на форумах, они приступают к действиям

Однако важно понимать, что каждая ошибка – это минус 50–70% ресурса сальника. Если при правильной установке он прослужит 200 тысяч км, при кустарном способе установки стоит быть готовым к износу уже через 70–100 тысяч

Чтобы произвести замену коренного сальника на переднеприводном авто самому, потребуется ряд действий:

  • поднять авто домкратом (либо заехать на смотровую яму);
  • снять защиту ДВС и кожух ГРМ;
  • удалить масло из мотора;
  • демонтировать ремень ГРМ;
  • снять правое колесо передней оси;
  • включить пониженную передачу;
  • снять крепление шкива и снять сам шкив;
  • переключить повышенную передачу;
  • выставить поршень первого цилиндра в ВМТ (для этого помогут метки);
  • ослабить фиксацию натяжного ролика и снять ремень;
  • открутить крепление крышки картера сцепления, расположенной снизу и снять ее с прокладкой (ее лучше заменить перед обратной сборкой);
  • отсоединить маслонасос и маслоприемник от коренного подшипника;
  • удалить зубчатый шкив, используя 2 отвертки равного размера;
  • открутить болты крепежей маслонасоса;
  • отделить агрегат и снять с него сальник;
  • смазать новое изделие и установить его на место;
  • произвести обратную сборку.

Руководствуясь логикой и аккуратностью, можно самостоятельно произвести замену. Однако в случае сомнений стоит обратиться на станцию техобслуживания

Сальники важно покупать только заводского производства. Такие элементы изготавливаются по определенным стандартам и служат весь установленный срок службы

Принятые условные обозначения

При выборе типоразмера сальника необходимо учитывать толщину стены и характеристики пропускаемой трубы. Для набивных изделий приняты следующие условные обозначения:

L — длина корпуса сальника;

S — толщина стенки изделия;

Dy — условный проход пропускаемой трубы;

D1 — диаметр пропускаемой трубы (наружный);

D2 — диаметр сальника (наружный);

D3 — диаметр сальника с учетом сварного шва для ребер;

D4 — диаметр сальника с учетом ребер;

Условные обозначения для нажимных сальников:

L — длина корпуса сальника;

D — условный проход пропускаемой трубы;

D1 — диаметр сальника внутренний;

D2 — диаметр сальника наружный;

n — количество отверстий (для нажимных сальников);

d— диаметр шпильки (для нажимных сальников).

Конструкционные особенности

Кольцевые элементы, используемые для уплотнения вращающихся механизмов в разных узлах транспортного средства, классифицируется в зависимости от вида, характеристик конструкции и области применения.

Вид по материалу

В зависимости от материала, задействованного в изготовлении, уплотнители (специфические буферы) для привода могут быть представлены:

  • бутадиен-нитрильными манжетами – высокоустойчивыми к низкотемпературным режимам и эластичными элементами;
  • полиакриловыми манжетами – термоустойчивыми элементами, обладающими повышенной стойкостью к нефтепродуктам и озону;
  • силиконовыми манжетами – элементами для использования в широком диапазоне температур, но недостаточно устойчивыми к химическим соединениям;
  • фтор-полимерными манжетами – стойкими к химикатам и высоким температурным режимам элементами.

Вид сальника по составу резинотехнической смеси выбирается под конкретные условия эксплуатации, включая агрессивное внешнее воздействие и температурный диапазон рабочей среды.

Наличие кромок

Стандартами предусмотрено производство разных типов уплотнительных манжет. Сегодня выпускаются однокромочные сальники с пыльником и без него. Именно второй вариант с дополнительным выступом предупреждает попадание пыли и вытекание жидкости наружу. По типу исполнения уплотнители могут иметь кромку, обработанную механическим способом и формованную.

Тип элемента

Бескаркасные эластичные сальники привода представлены синтетическим каучуковым кольцом. Внутренняя поверхность отличается наличием отформованных рабочих кромок. Стандартными считаются одно- и двухкромочные изделия (фронтальная и задняя рабочие части), но некоторые уплотнители оснащаются четырьмя кромками. Благодаря свёрнутой в кольцо и витой внутренней пружине обеспечивается плотное сопряжение уплотнителя с защищаемым валом.

Наличие в конструкции сальника специального армирующего пояска придаёт уплотнительной манжете дополнительные преимущества.

Разновидности армированных уплотнителей:

  • закрытый каркас;
  • частично оголённый каркас;
  • оголённый каркас.

Каркасная часть может быть прямой (в виде свёрнутой кольцом пластины), или имеющей Г-образный и другой сложный (с точки зрения формы) профиль.

Вращение вала

В зависимости от типа вращательных движений вала различаются уплотнительные манжеты для постоянного и реверсивного направления вращений, что можно определить по виду насечки или накатки, нанесённой на рабочую поверхность. У сальников первого типа – штриховка, которая направлена в правую или левую сторону. Реверсивные манжеты отличаются зигзагообразной или другой сложной по форме насечкой.

Уровень защиты

Помимо стандартных конструкций в качестве уплотнителей используются манжеты кассетного типа. Такие буферы представлены парой вставленных друг в друга колец. Высокую устойчивость к выраженным механическим нагрузкам и полноценную защиту обеспечивает надёжный упор внешнего кольца непосредственно в вал. Внутренний кольцевой элемент плотно прижимает внешний, а также частично фиксируется на вале.

Дополнительные элементы

Сальники привода одинаковых размеров значительно отличаются не только свойствами, но и наличием в конструкции дополнительных элементов:

  • пыльника;
  • рифления;
  • накаток и насечек.

Пыльники на передней части кольца являются небольшими выступами, отвечающими за защиту сальника от проникновения крупных загрязнений. Сопряжение пыльника с валом осуществляется пружинным способом или посредством естественной упругости элемента.

Сложное и простое рифление внешней части облегчает посадку уплотнителя и делает её более плотной, что положительно сказывается на защите от утечки жидкости при высокой оборотистости и работе в условиях повышенного температурного режима. Наличие гидродинамических накаток и насечек на рабочей части сальника обладает аналогичными свойствами.

Можно ли ездить с изношенными сальниками?

Дальнейшая эксплуатация транспортного средства не рекомендована по нескольким причинам. Во-первых, увеличивается расход моторного масла по причине его течи через резинотехнические изделия. Во-вторых, происходит загрязнение силового агрегата налипающей грязью и пылью.

Но, наиболее веским основанием отказаться от вождения автомобиля с протекающими сальниками является тот факт, что потеря масла может привести к серьёзной поломке ДВС, которую удастся устранить, проделав капитальный ремонт мотора.

Еще одна распространенная проблема – нарушение работы трансмиссии. Однако сталкиваются водители с такого рода неприятностью чаще всего в случае неисправности именно заднего сальника. Реже наблюдаются поломки механизмов электрооборудования, всевозможных датчиков.

Как заменить сальники коленвала

Замена сальников коленвала — процедура трудоёмкая и, соответственно, достаточно дорогостоящая, однако даже при наличии минимального опыта их замену можно осуществить и самостоятельно. Для этого понадобятся:

  • Ключи и отвёртки;
  • Специальный ключ, предназначенный для регулировки ремешка ГРМ;
  • Графитовая смазка либо тосол;
  • Ёмкость с моторным маслом;
  • Термоустойчивый герметик;
  • Расходные материалы (сальники).

Прежде чем приступить к процессу замены сальников, нужно обесточить автомобиль (иными словами, снять клеммы с АКБ) и слить моторное масло. Далее рассмотрим процедуру замены переднего и заднего сальника.

Замена переднего сальника коленвала

Процесс замены фронтального сальника выполняется в следующей последовательности:

  • Демонтируем шкивы;
  • Снимаем защитный кожух ремешка ГРМ (при его наличии);
  • Демонтируем зубчатый ремень;
  • Снимаем приводной зубчатый шкив;
  • Демонтируем передний сальник с его последующей заменой на новое изделие.

Тут же отметим, что перед установкой сальника на его уплотняющую кромку наносится моторное масло, а на верхнюю, нижнюю и скошенную кромку – герметик. Также необходимо тщательно очистить посадочное место сальника, в противном случае высок риск преждевременного износа и, соответственно, замены коленвала.

Замена заднего сальника

Процедура замены тыльного сальника несколько сложнее и требует наличия смотровой ямы. Некоторые умельцы обходятся домкратом или, при его отсутствии, специальными подпорками, но это крайне небезопасно и мы категорически не рекомендуем пользоваться таким методом. Сам же процесс демонтажа и замены сальника осуществляется в такой последовательности:

  • Демонтаж коробки передач;
  • Снятие сцепления;
  • Извлечение «старого» сальника;
  • Установка нового изделия (при этом не забываем про очистку посадочного места).

Процесс сборки происходит в обратном порядке.

Важно: В ходе замены сальников внимательно следим за правильностью его установки. Нередки случаи, когда внутренняя сторона сальника подгибается, что в последующем приводит к повторной течи и повторной замене сальника

Кроме того, если имел место загиб, использование даже неиспользовавшегося изделия не рекомендуется, так как это чревато неплотным прилеганием сальника к посадочной площадке на коленвале.

Рекомендации по выбору изделия

В первую очередь вам нужно выбрать материал, из которого изготовлено изделие. Этот показатель напрямую влияет на свойства сальника. Подобрать запчасть можно из следующих видов материалов:

  1. PTFE. Политетрафторэтилен, более известный как тефлон. Изделия, созданные из такого материала, отличаются повышенным сроком службы. Однако они нуждаются в очень аккуратном монтаже.
  2. NBR. Бутадиен-нитрильный каучук. Материал из среднего ценового сегмента. Он способен выдерживать температуру до +110 градусов.
  3. АСМ. Полиакрилатный каучук. Наиболее доступное решение. Из такого материала чаще всего изготавливаются сальники для ступиц.
  4. FKM. Фторкаучук. Материал позволяет эксплуатировать изделия при температуре до +250 градусов. Такие сальники используются для распредвалов и коленвалов.

Не всегда внешние и внутренние размеры требуемых изделий соответствуют имеющимся в продаже. В этом случае следует учесть несколько дополнительных рекомендаций. Если изделия отличаются шириной, тогда выбирать нужно более узкий вариант. Широкий сальник не подойдет вместо штатного.

Если на рабочей поверхности изделия нет специальной нарезки или отсутствует пыльник, оно не прослужит долго

Это важно при определенных условиях. Нарезка является своего рода насосом, и она не нужна при качественной поверхности вала

Если же появляются какие-либо дефекты, может образоваться течь масла.

Среди потребителей бытует мнение, что на автомобили иностранного производства не следует подбирать отечественные сальники. Мол, если выполнить монтаж такого изделия в двигатель или иной механизм, оно не прослужит долго. Однако такое мнение уже устарело. Современные отечественные производители полностью следуют международным стандартам качества, поэтому все изделия, созданные в должных условиях, полностью отвечают заявленным характеристикам.

При выборе сальника также нужно учитывать его ориентацию по отношению к валу

Если изделие имеет прорези, учитывающие направление вращения вала, стоит принимать их во внимание. Некоторые валы имеют вращение только в одном направлении, другие – реверсивное

В каждом случае прорези будут отличаться, либо они вообще могут отсутствовать.

Обязательно также учитывается температура, давление и прочие характеристики рабочей среды. В противном случае выбранное изделие не будет способно выдержать все эксплуатационные условия, а значит, не сможет прослужить долго.

Чтобы избежать проблем при эксплуатации сальников, нужно изначально делать правильный выбор, тогда механизм прослужит как можно дольше.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий