Категория прав ве — легковые автомобили с прицепом

Если в правах нет нужной категории

Если водитель все-таки принял на себя ответственность и отправился в дорогу с прицепом, и данный случай подпадает по обязательное владение категорией «Е», а таковой не оказалось в правах, то данное действие, согласно Кодексу об административных правонарушениях, приравнивается к езде без прав. По состоянию на время написания данной статьи это наказывается штрафом в размере от пяти до пятнадцати тысяч рублей с постановкой автомобиля вместе с прицепом на штрафстоянку. Печально, но справедливо. И потому, чтобы не испортить себе настроение по пути на природу, в отпуск или по делам — взвесьте все «за» и «против», проверьте все еще раз и только потом отправляйтесь в путь!

Справка: «Разрешенная максимальная (или полная) масса» — это масса снаряженного автомобиля с грузом, водителем и пассажирами или прицепа с грузом, установленная предприятием изготовителем в качестве максимально допустимой. Указывается в паспорте транспортного средства (ПТС) и свидетельстве о регистрации транспортного средства. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав».

Также читайте наш материал о категориях на прицеп здесь. А о самодельном прицепе-капле, на который достаточно категории «B» — в этой статье.

Автоклуб78 https://autoclub78.ru

Когда же нужна категория «Е»?

В случае же, если полная масса прицепа больше 750кг., нужно руководствоваться следующим правилом: «Если полная масса прицепа не превышает снаряженную массу автомобиля и суммарная полная масса состава транспортных средств не превышает 3,5т., то дополнительная категория в водительском удостоверении не требуется». Во всех остальных случаях нужна категория «Е».

При этом нужно отдавать себе отчет в том, что решающее значение играет только информация прописанная в Свидетельствах Транспортного Средства прицепа и автомобиля. Именно их сравнивает инспектор в спорной ситуации. Тот факт, что за автомобилем полной массой 3,0 тонны едет абсолютно пустой (не гружёный) прицеп, имеющий снаряженную массу 350 кг. , при том, что полная масса прицепа по документам составляет 1,3 тонны не будет являться смягчающим обстоятельством. Закон есть закон. И инспектору без разницы пустой или гружёный прицеп едет за автомобилем. Езда же без открытой соответствующей категории (в данном случае категория «Е» ) приравнивается к езде без водительского удостоверения, со всеми вытекающими последствиями.

Небольшие паркетники, такие, как NISSAN X-Trail, Suzuki Grand Vitara и т.п., могут эксплуатироваться с прицепом полной массой 1,3т. без категории «Е»

Кстати, не каждый автомобиль можно эксплуатировать с прицепом. Если в руководстве или инструкции по эксплуатации на автомобиль нет информации про эксплуатацию автомобиля с прицепом, то на такой автомобиль фаркоп лучше не ставить. Подробнее можно прочитать здесь.

PS: В свое время, не имея категории «ВЕ», иногда приходилось доставлять прицепы, при эксплуатации которых однозначно требовалась категория «Е». Чтобы не нарушать закон, мы загружали его на одноосный прицеп полной массой 750кг., соответствующего размера. Таким образом прицеп, требующий категорию для самостоятельной поездки, выступал в качестве груза. В таком виде мы беспрепятственно перевозили его туда, куда нам было нужно. Порой бывало, что сверху, на одноосном прицепе без тормозов, ехал двухосный прицеп, оборудованный тормозами. Казалось бы, наоборот было бы куда более безопасно. Однако…

PPS: Категорию «ВЕ» со временем я получил. Теперь езжу с любым прицепом совершенно беспрепятственно…

Базовая терминология

Вы решили, что для своего автомобиля хотите приобрести новенький или какой-то хороший автоприцеп, трейлер, а может и большой прицеп-дачу

Двухосный или одноосный он будет, не принципиально важно. Мы сейчас не об этом

Многие почему-то думают, что любой автоприцеп можно буксировать с категорией В. Есть и другая группа людей, у которых самого прицепа нет, но они знают, что в России, в Украине, Казахстане вы не имеете право использовать его без соответствующей отметки в водительских правах.

Кто прав, а кто нет? Чтобы ориентироваться по новым правилам, я расскажу про некоторые законодательные акты, актуальные в 2015, 2016 и нашем 2017 году. Как будет дальше, я не знаю. Может кому-то захочется резко изменить правила. Пока имеем то, что имеем.

Есть два раздела терминологии:

  • для автомобилей;
  • для прицепов.

Они нас и интересуют. Разобравшись в этих понятиях, вам будет намного проще ориентироваться в дальнейшей информации.

Автомобили

Здесь часто используется такая терминология:

  • Масса авто без нагрузки. Это и есть вес совершенно пустого автомобиля;
  • Снаряженная. Это масса авто, которое полностью заправлено, имеет все нужные запчасти, но не включает вес груза и находящихся внутри людей (водитель в их числе);
  • Разрешённая максимальная. Здесь суммируется снаряженная масса, а также транспортируемый груз и люди внутри.

Какая масса в случае с вашим авто? Я не знаю. Для каждой машины свои спецификации. Потому откройте ваше свидетельство о регистрации. Нет, не брака, а транспортного средства. Там всю нужную информацию и найдете.

Прицеп

Теперь дополнительная информация относительно прицепов. Тут тоже есть свои термины и понятия, в которых вам стоит разобраться.

  • Грузоподъемность. Это тот вес, перевозку которого способен осуществлять автоприцеп согласно его спецификациям. Это может быть масса до 500 кг, но стандартно легковые прицепы идут до 750 кг;
  • Снаряженная масса. Тут, как и с авто, мы имеем собственный вес прицепа с комплектующими, но без груза;
  • Полная масса. Ее также правильно называть разрешенной. Здесь мы суммируем снаряженную массу и грузоподъемность.


Уже отталкиваясь от показателей полной массы, все автомобильные прицепы разделили на 4 категории.

  • О1. Это легковые автоприцепы, полная масса которых составляет не более 750 кг;
  • О2. Сюда входят ТС с полной массой в пределах 750-3500 кг;
  • О3. Категория автоприцепов до 10 тысяч кг;
  • О4. Прицепы с показателем от 10 тысяч кг и выше.

То есть последние 2 категории к легковым машинам никак не отнесешь. Тут уже актуальным становится вопрос доверенности на прицеп.

Но давайте обо всех согласно порядку. Там вам будет проще разобраться, нужно ли открывать дополнительно категорию Е, либо можно обойтись стандартной категорией В.

Прежде чем зарегистрировать фаркоп и сам автоприцеп, а также думать над оформлением ОСАГО, убедитесь, что вам с вашими правами разрешено управлять приобретенным ТС.

Разберем каждую весовую категорию прицепов отдельно.

Категория О1

Если ваш прицеп входит в число тех, которые имеют полную массу (не забываем, это собственный вес и показатель грузоподъемности вместе) до 750 кг, тогда все остальное значения не имеет.

В такой ситуации у вас есть полное законное право управлять машиной с прицепом, имея в правах только категорию В.

При полной массе прицепа 750 кг и меньше вам не придется оформлять подкатегорию Е.

Категория О2

Здесь начинается самое интересное для владельцев легковых автомобилей.

Чтобы управлять машиной, оснащенной прицепом, полная масса которого составляет до 3,5 тонн, вам придется оформлять подкатегорию Е в своих водительских правах.

Но не спешите с выводами. В законе всегда есть исключения. Не обошли стороной они и этот случай.

При наличии категории В вы сможете управлять ТС с прицепом общей массой до 3,5 тонн (разрешенный вес авто + полная масса прицепа). То есть если предельный вес машины и автоприцепа входят в эти рамки. Но с условием, что полная масса вашего прицепного транспортного средства не превышает массу авто без нагрузки (вес пустой машины).

Если говорить простым языком, тянуть за собой вес, превышающий массу автомобиля, который тянет, нельзя в случае наличия только категории В.

Теперь конкретнее на примерах:

Про категории прицепов О3 и О4 изначально при отметке «В» в водительском удостоверении ни при каких условиях вам не разрешается управлять подобным транспортным средством и автопоездом. Потому тема легковых машин закрывается еще на категории О2.

Как поставить прицеп к легковому автомобилю на учет в ГИБДД?

Процедура постановки на регистрационный учет прицепа во многом схожа с аналогичной, предусмотренной для автомобилей. Собственнику нужно пройти несколько этапов:

  • После покупки устройства предоставляется максимум 10 дней, чтобы явиться в ГИБДД для регистрации. Предварительно желательно записаться. Сделать это можно через Госуслуги, при личном визите в ближайшее отделение МРЭО или просто позвонив туда по телефону. Выбирают отделение по месту нахождения.
  • Собрать требуемый пакет документов.
  • В назначенный срок явиться в отделение ГИБДД (МРЭО) и заполнить заявление установленного образца прямо на месте. Предварительно следует оплатить государственную пошлину. Сделать это можно через любое банковское отделение, воспользовавшись платежным терминалом или услугами кассира. Заплатить сумму можно и в терминале МРЭО.
  • Представить приобретенный прицеп к легковому автомобилю для осмотра сотруднику подразделения. Он сверит VIN-номера. Процедура займет не более 20 минут.
  • Подать пакет документов вместе с квитанцией о внесении госпошлины для регистрации. Проверка документов занимает около 10 минут.
  • Получить свидетельство о постановке на учет у сотрудника.

Нужны ли права на мотоблок? Со скольки лет можно ездить?

В последние годы мотоблоки становятся все более популярными среди дачников и сельских жителей, имеющих приусадебные участки. Но часто не удается ограничиться ездой лишь в пределах своего огорода, или путь к нему лежит через дороги общего пользования. Как быть хозяевам мотоблоков в ситуациях, когда нужно стать участником дорожного движения? Об этих нюансах и о необходимых документах мы расскажем Вам в этой статье.

Является ли мотоблок транспортным средством?

В правилах дорожного движения сказано, что транспортным средством являются устройства, предназначенные для перевозки людей и/или багажа, а также установленного на них оборудования или механизмов.

То есть, исходя из этого определения и логики, мотоблок может считаться транспортным средством, ведь на нем можно перевозить грузы и установленное навесное оборудование.

По определению ПДД мотоблоки относятся к механическим транспортным средствам (транспортные средства, приводимые в движение с помощью двигателя; термин распространяется на трактора, самоходные машины и механизмы, а также транспортные средства с электродвигателем мощностью более 3 кВт).

Неоднозначность и запутанность правил преследует всех владельцев мотоблоков, а недобросовестные сотрудники полиции только еще больше запутывают их и пытаются выписать как можно больше штрафов – справедливо или нет. Как обезопасить себя с юридической точки зрения, мы расскажем Вам далее.

Можно ли ездить на мотоблоке по дорогам общего пользования?

По дорогам общего пользования Правилами запрещено движение механических транспортных средств, а значит – и мотоблоков тоже. К тому же в инструкциях по эксплуатации к каждому изделию сказано, что агрегат не может быть использован на дорогах общего пользования и на автомагистралях.

Но это еще не приговор. Ездить на мотоблоке без прав – в любом случае плохая идея. Но часто подобных ситуаций избежать не удается или попросту нет другого выхода. Для того чтобы с чистой совестью передвигаться по дорогам общего пользования нужно оформить соответствующие документы для управления мотоблоком и произвести некий «тюнинг» агрегата. Вот перечень необходимых действий, документов и технических оснащений мотоблока:

  1. Зарегистрировать мотоблок в Госсельтехнадзоре при Министерстве сельского хозяйства.
  2. Получить права категории А или А1, в зависимости от технических характеристик Вашего мотоблока (скорее всего, это будет категория А, к которой относятся транспортные средства с рабочим объемом двигателем 50 куб. см. и больше). Права при остановке полицией будут безоговорочным аргументом того, что Вы как минимум ознакомлены с ПДД и имеете навыки вождения. Это поможет избежать штрафа хотя бы по статье об управлении транспортным средством без водительского удостоверения.
  3. Оборудовать мотоблок осветительными приборами (если таковые не предусмотрены конструкцией), светоотражателями (спереди – белые, по бокам – оранжевые, сзади – красные), зеркалами заднего вида и желательно сигналами поворота.
  4. Также стоит задуматься об оформлении страхового полиса и о наличии аптечки (которая будет при Вас хотя бы при передвижении по дорогам общего пользования).

Нужны ли права на мотоблок с прицепом?

Как мы говорили ранее, права категории А или А1 стоит получить в любом случае, если Вы хоть изредка планируете ездить на своем мотоблоке по дорогам. Что касается мотоблока с прицепом, то помимо наличия у Вас прав прицеп должен быть зарегистрирован в Госсельтехнадзоре и ГАИ. Также прицеп должен проходить ежегодный техосмотр и соответствовать критериям безопасности.

Со скольки лет можно ездить на мотоблоке?

В инструкциях по эксплуатации к мотоблоку часто можно увидеть предостережение о том, что аппарат не могут использовать лица моложе 14 лет. В данном случае, скорее всего речь идет об управлении мотоблоком при работах на приусадебном участке. Для того, чтобы самостоятельно передвигаться на мотоблоке по дорогам нужно иметь права категорий А или А1. Права данных категорий можно получить с 16 лет.

Несовершенство наших ПДД не гарантирует того, что полиция не остановит Вас при езде на мотоблоке по дороге и не предъявит какое-нибудь нарушение. Но, следуя нашим советам, Вы в некоторой степени обезопасите себя.

Главное – иметь при себе документы, не нарушать основные правила дорожного движения, следить за техническим состоянием мотоблока.

Как выбрать прицеп?

В тех случаях, когда водителя не смущает получение прав категории «Е», а масса должна превышать допустимую, прицеп двухосный для грузового автомобиля – оптимальный вариант. И смотреться будет пропорционально. Специализированные устройства имеют готовые решения и выбираются под конкретный тип перевозки, груза и оборудования. В остальных случаях выбор, оказывается сложным.

Многие водители попросту не знают, какой прицеп лучше для легкового автомобиля одноосный или двухосный, потому что руководствуются неверной логикой. Конечно, хочется заплатить поменьше, а размеры и грузоподъёмность иметь побольше. К тому же стандарты ГОСТа 37.001. 220-80 «Прицепы к легковым автомобилям» заставляют заниматься неприглядной правовой арифметикой. Верный выбор остаётся за теми, кто выбирает модель исходя из цели эксплуатации. Ошибочно думать, что две оси хорошо чувствуют себя на грунтовой или просёлочной дороге. Одноосный прицеп для легкового автомобиля намного лучше ведет себя на бездорожье. Любой тормоз, гидравлический или механический, заточен под распределение большого веса непосредственно на асфальтированном покрытии. На бугорках и ямках одноосный показывает лучшую манёвренность и износостойкость. Поэтому при выборе между этими двумя для легкового автомобиля надо следовать трём факторам:

  • Грузоподъёмность.
  • Покрытие дороги.
  • Дистанция транспортировки.

При таком подходе экономия и надежность, как ни странно, будут идти нога в ногу, как колесо в колесо при выборе двухосника. Некоторые практичные владельцы авто, заглядывая в будущее, покупают две различных модели. Это, оказывается выгодней.

На практике одноосные прицепы для легковых автомобилей берут для хозяйственных нужд. Когда возможен разворот руками, самостоятельная выгрузка сыпучих материалов, манёвры задним ходом, цена не кусается, да и сама машина массой не более 1,8 тонны. При хорошем обращении прослужит долго. Если данных характеристик уже не хватает, не стоит перегружать и портить то, что есть. Двухосный решает проблему грузоподъёмности, устойчивости, габаритности, высокого центра тяжести. Двухосные платформы для перевозки животных устойчивей в противовес одной оси

Внимание обратить при выборе прицепа независимо от количества осей надо на:

  1. Материал исполнения. Металл должен быть в оцинковке, фанера достаточно толстой, а пластик устойчив к морозу и ультрафиолету.
  2. Крепежи, замки, зажимы, фиксаторы, выполненные из износостойких компонентов, должны быть на своих местах согласно стандартам сопротивляемости материала под нагрузкой.
  3. Тент. Преимущество отдаётся удобству установки и защитным свойствам. Для перевозки хозяйственных грузов двуосный оснащается более экономичным тентом, который можно поменять.
  4. Надёжные рессоры и тормоза, которые предназначены для повышения безопасности и качества езды.
  5. Прицепная система должна быть очень прочной и податливой.
  6. На разборных бортах и платформе предполагаются механические элементы, при износе которых возможна замена. Распространённость таких элементов на рынке должна быть в приоритете.
  7. Сплошные оцинкованные крылья или одноколёсные пластиковые – выбор вкуса. Но более жёсткая эксплуатация предполагает первый вариант.

Как зарегистрировать самодельный прицеп

Автомототранспортные средства и буксируемые транспортные устройства к ним, как правило, ставятся на учёт через подразделение ГИБДД или портал Госуслуги. Первая операция кропотливая, но точная. Вторая требует от владельца автомобиля как минимум умения управляться с компьютером и пользоваться интернетом. Это более лёгкий и быстрый способ во всех отношениях.

Нужно ли ставить на учет автоприцеп собственного производства

Согласно приказам МВД №282 02.03.02, №1001 24.11.08 и постановлению правительства РФ №938 12.08.94, любое эксплуатируемое транспортное средство подлежит регистрации в течение десяти дней, в том числе  изготовленное самостоятельно. Не знание закона не освобождает от ответственности, а нарушение и подавно. Поэтому каждого новоиспечённого «товарища» следует поставить на учёт в ближайшем подразделении ГИБДД.

Как в ГИБДД зарегистрировать самодельный прицеп для легкового автомобиля

Можно ли поставить на учет самодельный прицеп к легковому автомобилю? – Конечно, можно.  Для проведения данной процедуры следует:

  • Собрать необходимые документы для постановки на учёт;
  • Пройти обязательную экспертизу  в аккредитованной центре;
  • Получить свидетельство о безопасности конструкции с результатами экспертизы;
  • Обратиться с заявлением в отдел ГИБДД;
  • Получить свидетельство о государственной регистрации автоприцепа для легкового автомобиля.

Пошаговый план регистрация самодельного прицепа

Прохождение процедуры регистрации в ГИБДД собранного своими руками прицепа подразумевает следующее:

  • Перечень документов, место, стоимость экспертизы уточняются в отделе ГИБДД;
  • Подача заявления о постановке на учёт самодельного автоприцепа для легкового автомобиля осуществляется там же;
  • Прибытие автовладельца на проверку соответствия устройства в аккредитованную лабораторию;
  • Проведение осмотра на соответствие установленным нормам, характеристикам;
  • Принятие решения о проведении исследования самодельного агрегата. В случае отказа, сообщаются его причины;
  • Выдача свидетельства о безопасности конструкции;
  • Обращение в ГИБДД с пакетом документов для последующей регистрации;
  • Проверка достоверности документов;
  • Принятие решения о постановке на учёт прицепа для легкового автомобиля;
  • Получение государственного знака и свидетельства о регистрации ТС.

Езда с прицепом на легковом автомобиле


Как известно, вождение без прав незаконно. В отношении некоторых категорий, куда относятся и прицепы, эти требования особенно строгие. С 2020 г. были внесены новшества, особенно подчеркивающие статус категории Е (тягач и прицеп).

Обладатели всех трех категорий прав могут пользоваться прицепом. Последний — не просто удобное хозяйственное дополнение к машине, а точно такой же участник дорожного движения.

Согласно действующим правилам, водить авто с прицепом можно при:

  • неограниченной видимости;
  • отсутствии помех в управлении машиной;
  • условии, что прицеп не загораживает задние фонари машины;
  • отсутствии грязи на дороге;
  • наличии собственных фонарей и номеров.

Так же строго дело обстоит в отношении документов. В полис обязательной автогражданки вписывается не только сама машина, но и прицеп к ней. А собственник должен иметь право управлять таким авто — это обязательно прописывается в правах. Отсутствие хотя бы одного документального подтверждения делает езду незаконной, а сам автолюбитель «попадает» на административную статью и денежное взыскание, а порой и запрет вождения.

Допустимая скорость такого авто на магистральной дороге не превышает 90 км/ч, а на остальных — семидесяти.

Порядок оформления автоприцепа для легкового автомобиля

Регистрация автоприцепа для легкового автомобиля в ГИБДД производится (согласно п. 27 Правил) на основании его паспорта транспортного средства (ПТС) и документов, подтверждающих право собственности (договора купли-продажи, дарения, свидетельства на наследство и т. п.). За физическими лицами ТС регистрируется по адресу места жительства или пребывания владельца (п. 8 Постановления Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764). Юридические лица оформляют автоприцепы по адресу государственной регистрации своей организации. Проводятся указанные действия в любом регистрационном подразделении Госавтоинспекции в границах субъекта РФ.

Владелец должен явиться в любое соответствующее подразделение ГИБДД (МРЭО) в пределах субъекта РФ (области, республики) и предоставить для оформления сам автоприцеп и следующие документы:

1Паспорт владельца.

2Паспорт ТС — прицепного устройства.

3Документ, подтверждающий право собственности (договор купли-продажи и т. п.).

4Чек или квитанцию, подтверждающие оплату установленных законом пошлин (квитанция выдается по месту).

5При подаче документов доверенным лицом должна быть предоставлена доверенность на осуществление регистрационных действий.

6Юридические лица дополнительно оформляют полис ОСАГО и документ о прохождении устройством технического осмотра.

Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Получить консультацию

Важно!

На физические лица, являющиеся собственниками прицепных устройств к легковым автомашинам, обязанность обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) не распространяется (гл. II ст. 4. п. 3 «д» закона № 40-ФЗ от 25.04.2002). Согласно п. 4 ст. 32 закона № 170-ФЗ от 01.07.2011, прицепные устройства весом до 3,5 тонн, принадлежащие физическим лицам, не подлежат техническому осмотру с 1.01.2012.

Результатом указанных действий будет выдача свидетельства на транспортное средство и государственных номерных знаков.

Условия использования прицепов массой более 750 кг

При управлении агрегатом тяжёлых с максимально допустимой массой превышающей 750 кг, категорий прав «B» или «BE» не достаточно, поэтому стоит позаботиться о получении следующих, а именно «D» или «C».

Когда достаточно категории «B»

При соответствии агрегата классу «О1» хватит отметки «B». Правило действует и при превышении общей нагрузки указанным данным, что касается так же «C» и «D». Следовательно, основа понятия скрыта за массой ТС.

Вариант 1. BMW X3 2,5i устройством на буксире КМЗ 8284 21 и основными параметрами:

  • Макс. нагрузка агрегата = 0,75 т;
  • Авто = 2,24 т.

Управлять вышеизложенным автопоездом даже с полной нагрузкой допускается категория «B», так как суммарная масса до 3,5 т, хотя для данного случая это не значительно – прицепное устройство относится к «О1». «BE» не требуется.

Toyota LC 100 с внедорожным прицепом

Вариант 2. Toyota LC 100 с буксируемым устройством ЛАВ-81011, основные параметры которых:

  • Макс. масса прицепа = 0,7 т;
  • Машины – 3,26 т.

При сумме полных нагрузок выходит > 3,5 т, но масса прицепа менее 0,75 т, следовательно, «B» достаточно.

Итог: Категории прав «B» для управления авто с буксиром до 0,75 т или суммой их полных масс до 3,5 т хватит.

Когда потребуются категории «BE», «CE» и «DE»

Чаще автолюбители задают вопрос: «Нужна ли категория “Е” для управления легковым автомобилем с прицепом?». В Федеральном законе N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, какая нужна категория прав для эксплуатации автопоезда:

  • Необходимость в подкатегории «ВЕ» возникает при нагрузке от 0,75 т. Если же оно относится к классу «О3», а то и к «О4», тогда «ВЕ» мало;
  • При полной массе автоприцепа от 0,75 т, исключением является наличие суммарной нагрузке авто с буксируемым устройством до 3,5 т. Тогда в правах достаточно отметки «B»;
  • При нагрузке, превышающей 3,5 т, предполагаются отметки «C» и «D». «E» для них является обязательной.

Подкатегория B1

Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигателя и небольшой максимальной мощностью.

Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.

Важное отличие подкатегории А1 состоит в том, что ее можно открыть в 16-летнем возрасте

В 2020 году подробная информация по транспортным средствам категории B1 отсутствует.

К подкатегории С1 относятся средние грузовики, разрешенная максимальная масса которых находится в интервале от 3,5 до 7,5 тонн.

Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).

Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.

Также существует и дополнительная подкатегория C1E, которая позволяет управлять автомобилями подкатегории С1 с тяжелыми (более 750 кг) прицепами. При этом суммарная разрешенная максимальная масса грузовика и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Подкатегория D1 позволяет водителю управлять небольшими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.

К данной категории относятся небольшие микроавтобусы, например РАФ-2203 или ГАЗель-3221, которые ранее широко использовались в качестве маршрутных такси. В настоящее время широкое распространение получили микроавтобусы иностранных марок, которые имеют более 16 сидячих мест, и для управления которыми подкатегории D1 недостаточно.

Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн. Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E

Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.

Подготовка к вождению прицепа

Как и в любом важном, ответственном деле, связанном с эксплуатацией автомобиля, перед поездкой с прицепом следует тщательно продумать все её нюансы. Психологическая настройка важна уже по той причине, что такое вождение требует повышенного внимания и постоянного контроля за передвижением «состава», который практически вдвое длиннее, чем сам автомобиль

Специалисты, включая водителей-профессионалов, рекомендуют следующий алгоритм подготовки к таким ответственным поездкам:

надо внимательно проверить, в каком техническом состоянии находится приспособление, готово ли оно к передвижению, особенно если придётся ехать по далеко не идеальным грунтовым, разбитым и иным дорогам;
особенное внимание желательно уделить проверке устройства, при помощи которого прицеп цепляют к машине. Если оно подведет, приспособление отправится в «свободное плавание», создав водителю массу нежелательных трудностей;
проверив, насколько надёжно функционирует замок, насколько крепко зафиксированы страховочные тросы и цепи, смазывают с помощью графитовой смазки фаркоп – специальный шар в сцепном механизме;
затем очередь за проверкой подшипников колес прицепа: приподняв по очереди его борта, проверяют, легко ли они проворачиваются;
само собой, надо не забыть поинтересоваться показателями давления в обеих шинах: они должны быть достаточными и одинаковыми в каждом из колес, иначе на любом ухабе прицеп будет «гулять»;
проверяется также исправность фар.

Правила движения

Итак, как ездить с прицепом? В первую очередь следует обратить внимание на то, что автомобиль, снабженный дополнительной грузовой платформой, становится менее поворотливым. Кроме того, ему нужно больше времени для набора скорости, а тормозной путь увеличивается

Указанные особенности необходимо учитывать, выезжая на общественные магистрали и совершая на них маневры.

Необходимо помнить о следующих правилах:

  1. Особую опасность представляет движение рядом с большегрузными автомобилями. Последние создают сильные воздушные потоки, которые влияют на управляемость других транспортных средств. Прицеп под таким воздействием может уйти в сторону.
  2. Второй важный нюанс, на который следует обратить, заключается в увеличенном угле поворота. Его размер напрямую зависит от расстояния от фаркопа до задней части прицепа.
  3. Третьей проблемой, с которой сталкиваются водители, управляющие машиной с прицепом, является процесс торможения при совершении поворотов. В подобных обстоятельствах грузовая платформа уводит автомобиль в сторону. В ряде случаев, когда поворот совершается на высокой скорости, прицепная конструкция может попросту оторваться, вследствие чего повышается риск возникновения ДТП.

Если обобщить приведенную ранее информацию, то получается, что при управлении автомобиля, дополненного повозкой, необходимо обращать внимание на следующие нюансы:

  • текущую скорость прицепа;
  • увеличенные угол поворота и длину транспортного средства.

Учет данных характеристики обеспечивает правильное управление автотранспортом.

Движение назад

Сложнее всего совершать маневры с прицепом, двигаясь назад.

Для совершения подобного маневра, прежде всего, необходимо занять удобную и комфортную позицию. В частности, водитель должен получить наиболее оптимальный угол обзора и сохранить доступ ко всем элементам управления машины. Чаще всего при движении назад новички занимают позицию в пол оборота. Контролировать за ситуацией в таком положении можно через заднее стекло. Эта позиция не подойдет в случае, когда прицеп оснащен тентом.

Начинать маневрировать можно только при условии, что автомобиль и грузовая платформа встали на одну линию. Другой важный нюанс касается направления: чтобы прицеп, например, развернулся вправо, назад нужно двигаться влево.

Маневр выполняется следующим образом:

  1. Прицеп поворачивается в ту сторону, в которой располагается заезд. Автомобиль при этом двигается в противоположном направлении.
  2. Как только платформа встала в нужное положение, руль разворачивается в обратную сторону. Движение при этом не останавливается, так как автомобиль и прицеп вновь должны образовать прямую линию.

Совершая такой маневр, важно удерживать минимально возможную скорость и не нажимать лишний раз на тормоз

Какие документы надо возить с собой?

Итак, в стандартном случае – когда вы едете на легковом автомобиле с прицепом, который не более 750 кг массой, являетесь физическим лицом, вам понадобится только один документ: свидетельство о регистрации (далее «СТС», его ещё ошибочно называют техпаспортом), подтверждающее, что вы поставили прицеп на учёт в ГИБДД.

Таким образом, общий набор бумаг для автомобиля и прицепа к нему будет следующий:

  • ваши водительские права с категорией «B» (если прицеп весит не более 750 кг),
  • свидетельство о регистрации на сам легковой автомобиль,
  • отдельное СТС на прицеп,
  • страховка ОСАГО на машину.

Разумеется, прицеп, будучи зарегистрированным в ГАИ должным образом, при этом должен быть на номерах.

Теперь давайте подробнее рассмотрим, какие документы вам будут нужны в ряде частных случаев. И пойдём не по этим ситуациям, а по конкретным документам, и выясним, когда вам потребуется конкретный из них.

Свидетельство о регистрации

Это касается, как легковых, так и грузовых прицепов, принадлежащих как физлицам, так и юридическим. Единственное исключение здесь – прицепы к мопедам и скутерам, хотя, этот случай – большая редкость.

Обратите внимание, что если ваш прицеп самодельный, то обязанность иметь при себе СТС не отменяется. Вот только приобрести этот документ будет гораздо сложнее для самоделок

Права какой категории?

А вот с водительским удостоверением немного запутаннее. Дело в том, что по новым законам в 2021 году есть целый ряд критериев, в зависимости от которых вам могут потребоваться различные категории и подкатегории.

Но не беспокойтесь, если ваш автомобиль весит менее 3,5 тонн, а прицеп – до 750 килограмм, то вам достаточно категории «B». Также её хватит, если прицеп весит больше 750 кг, но вместе с машиной суммарная масса составляет не более тех же 3,5 тонн. Если же не соблюдается один из перечисленных выше факторов, то понадобится категория «BE».

Причём, в данных числах речь идёт конкретно о разрешённой максимальной массе транспортных средств – точное её значение указано как раз в свидетельстве о регистрации.

Таким образом, отметку «BE» на оборотной стороне водительских прав вам необходимо будет иметь только в одном случае – когда прицеп весит больше 750 кг, а автомобиль с ним суммарно весят больше 3,5 тонн (но при этом авто без него весит не больше 3 500 кг).

Вас также заинтересует:

  • Какой штраф и что ещё грозит за забытые права и документы на машину?
  • Какие документы нужны на газобаллонное оборудование и какой штраф за их отсутствие?
  • Какие скоростные ограничения установлены по Правилам на участках дорог и знаками?

Страховка ОСАГО

Она вам тоже не нужна при соблюдении 2 условий:

  • речь идёт о документах на прицеп к легковому автомобилю,
  • вы являетесь физическим лицом.

Кроме того, вам не нужны никакие отметки в действующем полисе ОСАГО для машины для перевозки в сцепке с ней прицепа. Пометка «используется с прицепом» ставится только в страховые договоры к грузовым автомобилям.

Техосмотр

И проходить технический осмотр вам не потребуется аналогично страховке ОСАГО – если речь идёт о легковом прицепе, а сам он весит не более 3,5 тонн (именно прицеп, а не авто), а также когда вы являетесь гражданином, а не юридическим лицом.

  • раз в 2 года для прицепов юрлиц и/или грузовых, если их (прицепов) возраст от 4 до 10 лет,
  • для устройств старше 10 лет периодичность сокращается до 1 года,
  • а если речь идёт о прицепе, предназначенного для перевозки опасных грузов (ряда цистерн, к примеру), то для них нужно проходить технический осмотр каждые полгода.

Госномера

Это не совсем документ – это непосредственно регистрационные знаки, и да, они должны быть на прицепе при передвижении вами по дорогам. Но, если на автомобиле их должно быть два, то на прицепе – только один, сзади и в несколько другом формате: вместо последовательности «буква → три цифры → две буквы → регион», на госномерах для прицепов используется «две буквы → 4 цифры → регион».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий